Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В чём секрет Джоконды. Загадки "джоконды" леонардо да винчи

Cудьба портрета Монны Лизы (Джоконды) — прославленного шедевра Леонардо да Винчи — исключительна во всей истории мирового искусства. Картина, изображающая молодую женщину из Флоренции и написанная в XVI столетии, сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. А в крупнейшем музее мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пятый век, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К «Джоконде», к главному сокровищу музея.
В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Ведь нельзя объяснить ее популярность лишь данью моде или гипнозом сенсации. Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком? И что видели в этом портрете многие поколения людей, пристально вглядывавшихся в лицо молодой женщины?
Каждый шедевр обязан своим рождением не только гению создавшего его мастера — он несет в себе отзвук определенного времени, судьбы целой страны, духовного творчества тысяч ее безымянных тружеников. Ибо идеалы народа, его мечты, исторические потрясения словно в зеркале отражаются в созданиях великих художников.

Портрет Монны Лизы связан с замечательной порой в истории человечества — эпохой Возрождения. В Италии и в других странах Европы в это время происходили важнейшие изменения в общественной жизни, национальной культуре и мировоззрении человеческой личности. Открытие Колумбом Америки как бы раздвинуло горизонты, впервые показало
истинные масштабы нашей планеты; предложенная Коперником гелиоцентрическая система вселенной не только совершила переворот в развитии астрономии, но и нанесла удар незыблемости религиозных представлений; изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии стало могучим средством распространения научных и философских знаний.
Высочайшего расцвета в эту эпоху достигла литература. Данте, Петрарка и Боккаччо в блестящей плеяде писателей и философов-гуманистов открыли новые пути развития светской литературы, создали итальянский литературный язык. Шекспировские трагедии, комедии и сонеты раскрыли величие, разнообразие человеческих характеров и страстей. В Испании Сервантес создал роман о Дон-Кихоте, образ которого стал для последующих поколений воплощением благородства, бескомпромиссности и честного служения долгу. А рожденные фантазией великого французского писателя Франсуа Рабле образы Гаргантюа и Пантагрюэля воплотили идею жизнелюбия, ниспровергнув мрачную доктрину средневекового аскетизма и ложную мудрость богословия.

Но, может быть, самые удивительные свершения эпохи Ренессанса относятся к области изобразительных искусств. Это было время великих живописцев, скульпторов. и архитекторов. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн в Германии, Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель в Нидерландах вот лишь несколько величайших гениев из сотен замечательных и по сей день широко известных художников.
Рядом с этими сыновьями эпохи Возрождения жили безымянные герои Великой крестьянской войны в Германии, Гуситского движения в Чехии, Столетней и религиозных войн во Франции крестьяне и горожане, боровшиеся за национальную независимость, против диктатуры церкви, за свободу человеческой личности. Люди этой эпохи смело ломали закосневшие представления, отправлялись в опасные путешествия, совершали героические подвиги, утверждая тем самым право человека творить свою судьбу, познавать и преобразовывать мир, подчинять стихийные силы природы. Они гордо называли себя устами великого Данте поколением новых людей.
Сформировавшийся в эту эпоху гордый идеал гармонической и разносторонней личности вдохновлял и манил к себе все последующие поколения. Он и сегодня остается живым, непосредственно связанным с нашим временем.
Нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения в наивысшей степени воплощен в портрете Джоконды. В облике прекрасной женщины, одухотворенном и возвышенном гением Леонардо, перед нами словно предстает «лицо» эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством и сложностью интеллекта, спокойной уравновешенностью.
В истории портрета много неясного и даже таинственного. Огромная научная литература посвящена исследованию картины, но ученые не пришли к единому мнению по многим вопросам. Среди исследователей творчества Леонардо да Винчи до сих пор ведутся споры: была ли Монна Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини — жена богатого флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо — действительно моделью художника, или этот портрет изображает знатную неаполитанку Констанцию д"Авалос, маркизу Франкавиллу? Непонятно также, почему картина до конца жизни Леонардо находилась у художника, а не была передана заказчику. Наконец, который из шестидесяти вариантов картины, находящихся во многих музеях мира и в частных коллекциях, является оригиналом? И хотя никто из специалистов не сомневается в подлинности луврской «Джоконды», само обилие копий и вариантов, созданных за четыре столетия, остается загадкой.
О фактах жизни Леонардо да Винчи мы знаем прежде всего от его современника — художника и историка искусства итальянского Возрождения Д. Вазари. Леонардо писал портрет около трех лет и, видимо, закончил его около
1503 года, сообщает Вазари. Он же называет Монну Лизу моделью художника и приводит подробности работы мастера над портретом. По словам биографа, Леонардо «...приглашал во время позирования Монны Лизы людей, игравших на лирах и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, с тем чтобы этим способом устранять меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам».
В «Жизнеописаниях» Вазари мы находим и первую оценку произведения. Современники видели в нем чудо живописи, где мастерство художника достигает таких высот, «что и сама жизнь не могла бы быть иной».
И действительно, живопись этой картины кажется нерукотворной. Взгляд улавливает легкую дымку теней, окутывающих лицо, замечает влажный блеск глаз и прозрачность темной вуали, ниспадающей на плечи молодой женщины, уходит в бездонную глубину неба, но при этом нигде не выделяет мазка кисти художника. Изображение кажется созданным не кистью на деревянной доске, а порождением самой реальности. Еще Вазари писал о Джоконде, что ее рот «казался не красками, а живой плотью».
Невольно поддаешься чудесному обаянию жизненности этого произведения. Вглядитесь в лицо Монны Лизы, и вы заметите не только необычайное правдоподобие изображения, его живую одухотворенность, но и тот трепет
Леонардо да Винчи. Джоконда. 4 Масло. Около 1503. Париж. Лувр.
жизни, о котором Вазари говорил, что «всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса». Эта кажущаяся пульсация жизни проявляется прежде всего в мимике лица. Улыбка буквально на наших глазах сменяется задумчивостью, взгляд кажется то напряженным и сосредоточенным, то рассеянным и ушедшим в себя, на смену иронии приходит открытая доброжелательность. Подобно чуткому собеседнику, Джоконда словно откликается на ваше настроение, на ваши мысли.
Портрет поражает удивительным сочетанием внешней простоты и внутренней сложности замысла. Выбор формата картины, поза модели — все кажется абсолютно естественным.
Молодая дама, одетая по моде XVI века, сидит в спокойной, непринужденной позе — руки покоятся на подлокотнике кресла, лицо задумчиво обращено к собеседнику, которым и чувствует себя зритель. Ни ее поза, сложно сочетающая в себе профиль и фас, ни окружение не являются случайными, они продуманы до мельчайших деталей. Постепенный разворот фигуры на зрителя усиливает то ощущение внутреннего движения жизни, что так. захватывает нас в изменчивости выражения лица. А удивительный «космический» пейзаж за спиной Монны Лизы вызывает размышления о беспредельности вселенной.

Художник сознательно отказался от изображения будничной среды города или привычного уголка итальянской природы. Пейзаж безлюден и пустынен, в красках и рисунке нет конкретных примет времени года — ни солнечного летнего дня, ни суровой зимы. В нем представлены лишь самые общие стихии, неподвластные изменениям, — бездонность купола неба, зеркальность глади вод, скалистые силуэты гор, красно-коричневые первозданные краски земли, вибрация потоков воздуха, то сгущающегося в клубы тумана, то обреающего в далях хрустальную голубизну.
На фоне такого изображения вечного и бесконечного мира и самый образ человека обретает черты философской возвышенности, словно освобождаясь от повседневности. А контраст крупного масштаба фигуры и отдаленного пейзажа наглядно символизирует идею господства человека в мире. Величественный силуэт как бы заслоняет от зрителя небеса, землю, моря и горы. Образ Джоконды приобретает особую торжественность, общечеловеческое звучание. Не случайно английский историк искусства прошлого века Уолтер Патер писал об этом портрете: «Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих...» А его современник, французский поэт-романтик Теофиль Готье уподобляет Джоконду древнему загадочному сфинксу, «...который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили...».
В чем же «загадка» Джоконды?

Портрет Джоконды, конечно, чудо, но чудо искусства, мудрости и мастерства художника, сумевшего не только увидеть и постичь всю сложность человеческой души, но и передать ее такими художественными средствами, которые победили бы неподвижность и неизменность живописного изображения, ограниченного одним моментом. Вглядываясь в игру света и теней, тончайшие переходы цвета, мы поражаемся воздушности колорита, легкости движения кисти. Нигде наш взгляд не находит резких контуров или жестких границ формы. В этой тонкости живописной фактуры, прозрачности светотени — знаменитого леонардовского «сфумато» — бесконечная неуловимость нюансов настроения. Выражение лица ускользает в своей неопределенности, так же как скользит по нему свет и тают прозрачные тени. Лицо становится «зеркалом души», изображение насыщается мыслью, оживает во времени.
В высказываниях Леонардо да Винчи не раз повторяется мысль, чтр искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творении он достиг этого. Портрет Джоконды стал вершиной творчества великого художника и философа, итогом жизни и размышлений о человеке, смысле его существования и месте в мире.
Т. ПРИЛУЦКАЯ

ж-л «Юный художник»
№3, 1980 г.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 02.11.2016 16:14 Просмотров: 2604

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи до настоящего времени является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.

Её громкая известность связана как с высокими художественными достоинствами, так и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Эту загадочность стали приписывать картине не во время жизни художника, а в последующие века, распаляя интерес к ней сенсационными сообщениями и результатами исследований картины.
Мы считаем правильным – спокойный и взвешенный анализ достоинств этой картины и истории её создания.
Сначала о самой картине.

Описание картины

Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза» (1503-1519). Доска (тополь), масло. 76х53 см. Лувр (Париж)
На картине изображена женщина (поясной портрет). Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю.
Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка...
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.
Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Возможно, её сузил сам автор.
За спиной у Моны Лизы – пустынная местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами; местность простирается к высоко поднятой линии горизонта. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость.
В. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ : «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью... «Джоконда» – не портрет. Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

Знаменитая улыбка Джоконды

Улыбку Моны Лизы считают одной из самых главных загадок картины. Но так ли это на самом деле?

Улыбка Моны Лизы (деталь картины) Леонардо да Винчи
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях самого мастера и у леонардесков (художников, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо миланского периода, которые входили в число его учеников или просто восприняли его стиль). Конечно, в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Давайте рассмотрим некоторые картины.

Ф. Мельци (ученик Леонардо да Винчи) «Флора»
Та же лёгкая блуждающая улыбка.

Картина «Святое семейство». Раньше её приписывали Леонардо, теперь же даже Эрмитаж признал, что это работа его ученика Чезаре да Сесто
Та же лёгкая блуждающая улыбка на лице Девы Марии.

Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1513-1516). Лувр (Париж)

Улыбку Иоанна Крестителя тоже считают загадочной: почему этот суровый Предтеча улыбается и указывает вверх?

Кто был прототипом «Джоконды»?

Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели! Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника...
Но в 2005 г. учёные из Гейдельбергского университета, изучая заметки на полях фолианта флорентийского чиновника, нашли запись: «... сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына. Эта загадка практически решена.

История картины и её приключения

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo » (итал.) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа », в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona .
Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г.
Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи.

Салаи на рисунке Леонардо
Салаи (умер в 1525 г.) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей.
Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место.
В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Эти поездки усилили её успех и славу.
С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре
21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра, итальянцем Винченцо Перуджей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж.
Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974).
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Но это уже совсем другая история.
«Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

Леонардо да Винчи. Картина Мона Лиза.

В чём секрет магического воздействия этого портрета? До конца дней Леонардо не расставался с этим портретом. Портрет Моно Лизы (Мона – это госпожа), известной также как Джоконда написана на деревянной доске из тополя. Размеры: 77на 53 см. подпись и дата создания на картине отсутствуют, как и на всех прочих произведениях Леонардо.


На первый взгляд картина выглядит очень просто: она не поражает нас ни яркостью красок, ни роскошью одежды, изображенной здесь женщины, собственно, красотой самой модели. Ничто не отвлекает нашего внимания от пристального, приковывающего к тебе взгляда Джоконды. Именно здесь возникает та интрига, которая составляет главную привлекательность этого портрета. Возникает, каким образом художник строит контакт между моделью и зрителем. Чем больше мы смотрим на нее, тем больше у нас возникает желание проникнуть в её внутренний мир. Но, это сделать чрезвычайно трудно, потому что, с одной стороны -она привлекает нас, с другой стороны она ставит как бы точную границу, перейти которую мы не можем. В этом состоит одна из главных интриг этого портрета. Не случайно, сказано: «Ни столько мы смотрим на Джоконду, сколько она смотрит на нас в течение 500 лет, на многие поколения тех, кто ею любовался». Улыбка и взгляд-это главное, следовательно, главное здесь лицо женщины. Все остальное –это как бы детали, которые подчинены этому главному, в том числе и руки, которые тоже чрезвычайно важны в этом портрете. Композиционное построение отличается строгостью, выверенностью и чрезвычайной простотой, а также математической точностью, которая присутствует здесь в том, как построена композиция. Нижняя часть фигуры проецируется на темный фон. Она сидит на балконе, лоджии, проецируется на этот темный фон и как бы сливается с ним не очень четко выявлено. Тогда как верхняя часть ясно вырисовывается на фоне далекого пейзажа. Справа и слева есть очень узкие полосочки, части колон их края, которые закрыты всегда рамой картины. Эти колоны поддерживают лоджию. Фигура главенствует над пейзажем. И пейзаж понимается здесь как некий всеобщий образ природы. Следуя принципу гармонии художник добивался ощущения свободы и естественности в позе модели. Она не позирует, она просто присутствует здесь как абсолютная доминанта на картине. Таким образом, ощущается идея, когда фигура человека доминирует на этой картине над пейзажем, над этим образом мира, она как бы побеждает пространство и время. Верхняя и нижняя части композиции соотносится друг с другом по правилу «золотого сечения», как 3 к 5. Именно Леонардо выявил это правило, которому следовал Рафаэль и другие мастера Высокого Возрождения. Фигура построена таким образом, что она образует довольно четкую пирамиду (алгебра и геометрия). Если провести ровно по центру вертикаль, то эта вертикаль будет проходить по зрачку Джоконды, ровно по зрачку левого глаза. Таким образом, художник четко знал, как соорентировать фигуру, которая четко бы смотрела на нас и здесь стал ярко выражен контакт со зрителем возможно в раскрытии модели, ее характера, ее индивидуальных черт. Этот математический закон сработал. Здесь многократно повторена форма круга. Точно в круг вписывается голова Джоконды, затем разные линии повторяют виде полукружья, вторят кругу: это и вырез платья, и положения рук и другие детали. Дальше это соотносится так или иначе с мотивами, с движением, с ритмами пейзажа, который мы видим издали. Причем, математическая точность не исключала естественности. В этом состоит удивительное мастерство Леонардо, и то чудо, которое он сумел воплотить в этом портрете. Эта модель находится с нами в определенном контакте в определенных отношениях. Она привлекает, она завораживает, она затягивает в свое поле и одновременно не пускает нас. Это одна из магий этого портрета. Джоконда очень естественна: естественное лицо, простая прическа, волосы спускаются на плечи свободными прядями, голова покрыта прозрачной вуалью, очень просто платье темного цвета, без украшений, мода того времени, все очень просто. Очень интересно соотношение пейзажа и фигуры, соотношение фигуры и фона. Во первых, мы видим их с разных точек зрения, фигуру мы видим фронтально, а фон пейзажный мы видим как бы сверху. Линия горизонта разная: с левой стороны она высокая, потому что линию горизонта закрывает линия высоких гор. Высоко заканчиваются эти горы по отношению к изображению головы Джоконды. Мы переводим взгляд направо, и там мы видим линию горизонта, которая как бы опускается. Если с левой стороны Леонардо как бы стушевывает границу фигуры пейзаж, т.е. мы не видим четкого контура границы, то когда наш взгляд поднимается вверх, а потом начинает плавно опускаться вниз справой стороны, тут контуры границы головы Джоконды обретают ясность, четкость, четко вырисовываются на фоне неба и с правой стороны уже более ясно отделяются от пейзажа. Какой эффект это рождает? Джоконда начинает господствовать над миром, который расположен вокруг нее. Разные точки зрения: фронтальный и вид сверху это усиливают. Предполагается, что пейзаж –это северный пейзаж, ломбардский пейзаж в окрестностях Милана, вернее к северу от Милана. Пейзаж сделан Леонардо во второй Миланский период, написанный под впечатлением ломбардской природы совершенно другой. Она северная, она таинственная, дали не имеют такой ясности, горы высокие и совершенно других очертаний, чем пологи контуры тосканских холмов. Гор высоких в Тоскане (западное побережье центральной Италии) нет, поэтому атмосфера таинственности пейзажа, где такой стелющийся туман, извилистая гладь воды, то ли река, то ли озеро, которое в ущелье где-то теряется, заснеженные вершины гор – это все можно увидеть в Ломбардия к северу от Милана в окрестностях города Варези. Леонардо, находясь в Милане, уже написав портрет, он продолжал над ним работать и дописывал пейзаж именно там. Леонардо создает портрет не просто с натуры, а вкладывает в него более серьезные, более общие и глубокие понятия. Главным остается, конечно же фигура при всех значимых моментах пейзажа и общих построениях. И здесь главным для него средством выражения является света-тени. Потому что света-тень дает художнику создать подвижность выражения лица, поэтому и говорят о том, что это лицо может выражать и радость, и грусть, и совершенно другие оттенки человеческих эмоций. Леонардо умел подчеркнуть тенью, где то выявить форму, а где-то наоборот, ее как бы нивелировать. Границ теней четких контрастных теней у Леонардо нет. Все есть движения, а это движения света-тени рождает движение внутреннее, движение внутреннего состояния модели. Именно свет становится для Леонардо главным средством драматургического построения картины и психологического раскрытия характера. Колорит картины изменен благодаря пожелтевшему лаку, например, пейзаж он не зеленый, это результат взаимодействия желтого лака с синим пигментом, в котором написан пейзаж, дает зеленый цвет. Леонардо использовал один очень важный прием: он сделал подготовку цветную под живопись внизу на уровни парапета(стенка, ограждающая что-то) – красным, т.е. теплым, а в верхней части –синим. Таким образом, верхняя часть, где лицо оказалась более светоносным, холодноватым, тогда как внизу, где больше тени, там просвечивает теплый нижний слой. Леонардо вложил душу в этот портрет. Кажется, что женщина живая, что она нам что- транслирует, что- то хочет сказать. Кто же эта женщина?

Джорджио Вазари 1568г. дает подробную характеристику: Франческо дель Джиокондо пригласил Леонардо написать портрет его жены Моно Лизы. Эта картина находится во Франции, пишет Вазари. Сам портрет необычаен ибо и сама жизнь не могла быть иной. В 1538 г. скончался муж, были живы дети и сама моно Лиза и многочисленные родственники. Ее настоящее имя Лиза Геральдини в 1579г рождения. Её муж старше Лизы на 14 лет. Это для него был 2 брак. Джоконда по итал.- это веселая, радостная. Ей 16 ему 30. Франческо дель Джокондо был человеком состоятельным и дружил с отцом Леонардо. В 1502 г. родился 2-ой сын Моно Лизы,(Андреа) в 1503г. начат портрет вскоре после этого события. Сведения, сообщаемые Вазари достоверные. Итоги: это портрет реального лица, кем бы ни была модель сам портрет это не меняет 1503-1505гг. не довел его до совершенства, пейзаж был написан в Милане, возвращаясь к портрету не однократно, волей- не волей он все больше отдалялся от модели, все больше обобщая и наполняя образ своими представлениями о мире. В итоге, портрет Джоконды превратился в образ почти символический: гениальное представление о человеке вообще, в единстве его физических, душевных и психических свойств. Подлинное чудо этого произведения заключается в том, что художнику удалось соединить душу и тело изображенной и заставить их жить одной жизнью. И эта жизнь происходит на наших глазах - это главное чудо этой картины.

Картина находится во Франции в Лувре -музее.



В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».

По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».

Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.

Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позирования даму».

Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многии исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500-1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д"Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?

Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Композиция

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер - ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.


Детективная история «Моны Лизы»

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.

С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.

Пожалуй, ни одна картина за всю историю не вызывает столько жарких споров, сколько "Джоконда" Леонардо да Винчи. Ученые, искусствоведы и историки бьются над загадкой, кто изображен на картине - какая-то женщина или это завуалированный автопортрет Леонардо? Но больше всего вопросов вызывает ее загадочная улыбка. Женщина будто что-то скрывает от зрителей и одновременно насмехается над ними.

Дошло до того, что картину стали исследовать врачи и вынесли вердикт: женщина, изображенная на картине, больна такими-то и такими-то заболеваниями, которые и вызывают мимические сокращения, принимаемые за улыбку. На тему "Джоконды" написаны тонны книг, сняты сотни документальных и художественных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей.

Для того чтобы разобраться с тайной картины, для начала поговорим немного о самом Леонардо. Гениев, подобных Леонардо, природа не знала ни до, ни после. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном... Словом, физик и лирик в одном флаконе.

Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в., и то лишь отчасти. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.

Получается, что тайна картины разгадана? Отнюдь! Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с "Джокондой"; картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей. И это мистическое влияние было замечено очень и очень давно.

Прежде всего пострадал сам живописец. Ни над одной из своих работ он не работал столь длительное время! А ведь это был обычный заказ. Долгих четыре года, затратив, по подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо - это каторжный труд, работа одержимого. Особенно если учесть размеры: всего 54х79 см!

Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был абсолютно прав. Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев.

Однако он повсюду возил с собой именно эту свою работу, не расставался с нею ни на миг. А она все сосала и сосала из него силы... В итоге в течение трех лет после прекращения работы над картиной художник стал очень быстро дряхлеть и скончался.

Несчастья и беды преследовали и тех, кто так или иначе был связан с картиной. По одной из версий, на картине изображена реальная женщина, а не плод воображения: Лиза Герардини, жена флорентийского купца. Она позировала художнику четыре года, а потом очень быстро умерла - в возрасте двадцати восьми лет. Ее муж после свадьбы прожил очень недолго; любовник Джулиано Медичи вскоре умер от чахотки; его внебрачный сын от "Джоконды" был отравлен.

Иоанн-Креститель на другой картине Леонардо очень женственный и черты его лица напоминают черты лица Джоконды


На этом мистическое влияние картины не прекратилось: историки бесстрастно констатируют все новые и новые факты ее паранормального воздействия на людей. Одними из первых это отметили служители Лувра - музея, где хранится шедевр. Они давно перестали удивляться частым обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины, и отмечают, что если в работе музея бывает длительный перерыв, "Джоконда" будто бы "темнеет лицом", но стоит посетителям вновь заполнить залы музея и отдать ей порцию восхищенных взглядов, как Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Ну как тут не поверить в энергетический вампиризм?

Тот факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал еще в XIX в. Стендаль, который сам после долгого любования ею упал в обморок. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать... Уже и рука дрожала, и ноги почти не носили, а он все сидел возле "Джоконды", не замечая, как она уносит его силы. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.

Не секретом является и тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей - причем таких испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Дети - более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением, что "Джоконда" - шедевр, и им принято восхищаться.

Именно они и задают чаще всего вопрос: а чем тут восхищаться? Злая какая-то тетка, некрасивая к тому же... И, наверное, недаром, бытует такая шутка, которую как-то повторила Фаина Раневская: "Джоконда так долго живет на свете, что уже сама выбирает, кому нравиться, а кому нет". Ни про одну картину в истории человечества никому и в голову не придет даже в шутку сказать, что картина-де сама выбирает, на кого какое впечатление производить.

Удивительным образом на людей влияют даже копии или репродукции леонардовского шедевра. Исследователи паранормального влияния живописных полотен на людей давно отметили, что если в семье висит репродукция Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына", копия брюлловского шедевра "Гибель Помпеи", ряд других репродукций и, в том числе, "Джоконда", в этой семье гораздо чаще возникают необъяснимые заболевания, подавленность, упадок сил. Очень часто такие семьи разводятся.

Так, известен случай, когда к Георгию Костомарскому, известному питерскому экстрасенсу и исследователю паранормального влияния картин, пришла одна женщина с желанием как- то спасти свою, находящуюся на грани распада, семью, Костомарский спросил, есть ли в доме репродукция "Джоконды"? И когда получил утвердительный ответ, настоятельно рекомендовал убрать репродукцию. В это можно не верить, но семья была спасена: женщина не просто выкинула репродукцию - она ее сожгла.

Сопоставление автопортрета Леонардо и Джоконды. Почти один в один.

Многие исследователи не могли не задаться вопросом: в чем тайна такого негативного влияния картины на живых людей? Версий много. Почти все исследователи сходятся во мнении, что во всем "виновата" колоссальная энергетика Леонардо. Слишком много сил и нервов он потратил на эту картину. Особенно если участь последние исследования на тему того, кто все-таки изображен.

Согласно сообщению "Top News", итальянский искусствовед Сильвано Винчети, один из самых известных исследователей "Мона Лизы", доказал, что да Винчи писал картину с мужчины. Винчети утверждает, что в глазах "Джоконды" он обнаружил буквы L и S, которые являются первыми буквами имен "Леонардо" и "Салаи". Салаи на протяжении двадцати лет был подмастерьем Леонардо и, как считают многие историки, его возлюбленным.

Ну и что - спросят скептики? Если уж имеет место версия, что "Джоконда" - автопортрет да Винчи, почему бы ей не быть портретом юноши? В чем тут мистика? Да все в той же бешеной энергетике Леонардо! Гомосексуальные связи не только теперь возмущают нормальную общественность, в Эпоху Возрождения было точно так же. Леонардо да Винчи страдал от непонимания общества, вот и "превратил" мужчину в женщину.

Недаром художников часто называют "творцами", намекая на Творца Всевышнего. Господь Бог сотворил людей, художник тоже в своем роде их творит. Если это просто художник - без того колоссального таланта Леонардо, без его энергетической мощи, получаются просто портреты. Если же имеет место невероятной силы энергетический посыл - получаются весьма загадочные произведения, могущие как-то влиять своей энергией на зрителя.

В случае с Салаи мы имеем желание не только как-то легализировать юношу, но и попытку вообще пойти против человеческой природы: превратить юношу в девушку. Чем не операция по смене пола? Вполне логично, что этот акт творения, противный Божеской и человеческой природе, имеет вышеописанные последствия.

Согласно другой версии, да Винчи, будучи членом тайной эзотерической секты, старался найти баланс между мужским и женским началами. Верил, что душу человека можно считать просвещенной лишь тогда, когда в ней счастливо уживаются оба начала. И создал "Джоконду" - не мужчину и не женщину. Она соединяет в себе противоположные свойства. Но, видимо, как-то не так соединяет, оттого и негативное влияние...

Третья версия гласит, что все дело в личности натурщицы по имени Пачифики Брандано, которая была энергетическим вампиром. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья.

Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей. Поэтому при кратковременном контакте человека с картинами, запечатлевшими энергетических вампиров, может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - и более неприятные последствия.

В "Джоконде" сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь - дерево-вампир, тоже, возможно, играет определенную роль.

И, наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее - тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.

Так если "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более что картин с подобным воздействием на человека в мире немало.

Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.