Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Устное народное творчество русского народа. Устное народное творчество — источник вековой мудрости. На какие жанры делится фольклор

Устное народное творчество представлено произведениями различных жанров и представляет собой большой литературный комплекс.

Жанры фольклора

Народное творчество принято делить на произведения больших и малых жанров, в зависимости от объема написанного. Также выделяют детский и взрослый фольклор, эпические и лирические произведения и т.д. К наиболее известным жанрам относятся:

  • Былины;
  • Сказки;
  • Песни;
  • Потешки и пестушки;
  • Частушки;
  • Легенды;
  • Мифы.

Несмотря на то, что перечисленные произведения очень разнородные и совсем не похожи друг на друга, их объединяют некоторые черты. Главная из них - отсутствие одного варианта текста. Поскольку фольклорные произведения не записывались, а рассказывались устно, каждый сказитель мог добавить в них нечто свое, хотя изначальная мораль (т.е. полезный урок слушателям) обычно оставалась неизменной.

Книги для выставки "Устное народное творчество"

При подготовке выставки такой тематики можно было бы использовать как отдельные издания, так и сборники и хрестоматии. Перечислим наиболее подходящие книги по жанрам, о которых мы говорили выше.

Былины - истории о героях-защитниках Русской земли, богатырях. Из них можно было бы выбрать следующие книги: "Илья-Муромец и Соловей-разбойник", " Алеша Попович и Тугарин-змей", "Вольга Мстиславович и Микула Селянинович", "Святогор-богатырь" и т.д.

Сказки - наиболее многочисленная группа произведений устного народного творчества. Поэтому на выставке проще было бы разместить не отдельные книги, а сборники. Например, собрание народных сказок А. Афанасьева, где присутствуют самые выдающиеся произведения данного жанра.

Песни, потешки, пестушки и частушки предполагают исполнение под музыку, поэтому на выставку можно было бы отправить не только сборники с текстами (например, знаменитое издание "Радуга-дуга", где присутствуют образцы детского фольклора), но и ноты, по которым произведения исполняют певцы.

Помимо этого выставку можно было бы дополнить различными энциклопедиями и хрестоматиями о славянской культуре, мифологии, бытовом укладе, традициях и т.д.

  1. Разновидности фольклора
  2. Песни
  3. Исторические песни
  4. Былины
  5. Сказки
  6. Легенды
  7. Загадки
  8. Пословицы и поговорки
  9. Колыбельные песни
  10. Потешки
  11. Прибаутки
  12. Приговоры, заклички
  13. Небылицы
  14. Скороговорки
  15. Считалки

Особенности русского фольклора .

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение. Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни

Посвящены были такие песни различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Сказки волшебные

Про Емелю-дурака, Мальчик с пальчик, Гуси-Лебеди, перышко Финиста-Ясна Сокола, Марья-Царевна Лягушчонка, Сестрица Аленушка.

Сказки о животных

Сказка звери в яме, Теремок, Бобовое зернышко, Лисичка-сестричка и волк, Журавль и цапля, Колобок.

Сказки социально-бытовые

Морозко, Сказка о том как мужик двух баринов прокормил.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Сто один брат,
Все в один ряд,
Одним кушаком подпоясаны.
(Изгородь)

Алый сапог
В земле горит.
(Свекла)

* * *

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса наружи.
(Морковь)

* * *

Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах:
Без счету одежек
И все без застежек.
(Кочан капусты)

* * *

Ни окон, ни дверей -
Полна горница людей.
(Огурец)

* * *

Круглая, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа)

* * *

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)

* * *

Кину с порошок,
Вырастет с подожок,
На подожке-то городок,
В городке-то шумок.
(Маковка)

* * *

Не огонь,
А жжется.
(Крапива)

* * *

Однолетняя трава
Выше двора.
(Хмель)

* * *

Бабушка Андреевна
Сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить.
(Соха)

* * *

Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Плуг)

* * *

Все поле в шнурах.
(Вспаханная полоса)

* * *

В поле едет на спине,
А по полю - на ногах.
(Борона)

* * *

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, хлеб)

* * *

Криво-лукаво
К лесу бежало:
Зелено-кудряво
Спрашивало:
- Криво-лукаво!
Куда побежало?
- Зелено-кудряво,
Тебя стеречи.
(Изгородь в поле)

* * *

Не море, а волнуется.
(Нива)

* * *

Что две недели зеленится
Две недели колосится
Две недели отцветает
Две недели наливает
Две недели подсыхает.
(Рожь)

* * *

Сто братьев в одну избушку
Соткнулись ночевать.
(Зерна в колосе)

* * *

Месяц
Новец
Днем на поле блестел
К ночи на небо слетел
(Серп)

* * *

Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом:
Не поднимешь, так не встанет.
(Сноп)

* * *

Девять братьев - под одной шапкой
(Бабка снопов)

* * *

Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель и сосна)

* * *
Красненько, кругленько,
Красненько, кругленько,
Листочки продолговатеньки.
(Рябина)

* * *

Шел я лесом,
Нашел я древо;
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Перво дело - слепому посвечение
Второ дело - нагому потешение
Третье дело - скрипучему поможение
Четверто дело - хворому полегчение.
(Береза: лучина, веник, береста, сок)

* * *

Летит тень
На Петров день,
Сел тень на пень,
Стал тень плакать:
- Где моя дубровушка,
Где моя головушка,
Где мое веселое времячко!
(Лист)

* * *

Бел балахон,
А шапка красная.
(Подосиновик)

* * *

На бору, на яру
Стоит мужичок
- Красный колпачок.
(Мухомор)

* * *

Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает.
(Земляника)

* * *

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет
А кто слушает - скачет
(Дудка)

* * *

За горами,
За лесами
Жеребята ржут,
Домой не бегут.
(Волки)

* * *

Страх тепло волочет.
(Волк и овца)

* * *

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур подсчитать.
(Лиса)

* * *

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
(Заяц)

* * *

Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит,
(Еж)

* * *

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит
(Грач)

* * *

В болоте плачет,
А из болота не идет,
(Кулик)

* * *

Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка)

* * *

Бела как снег,
Черна как жук,
Зелена как луг,
Вертится как бес,
И повертка в лес.
(Сорока)

* * *

Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает
(Сова)

* * *

Живет в лесу
- Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

* * *

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

* * *

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)

* * *

Под кустом, под ярусом
Лежит пояс гарусный.
(Змея)

* * *

Кто на себе дом возит?
(Улитка)

* * *

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копытз
Летит - воет,
Падет - землю роет.
(Жук)

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами. Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

О Родине
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.

О дружбе

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии

Делу время, а потехе – час.
Учение – путь к умению.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Не спеши языком, торопись делом.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.

О природе

Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает
Много снега – много хлеба,
много воды – много травы.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень – снопами.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня". Пестушки и потешки Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Колыбельная

Баю, баюшки баю, колотушек(ы) надаю,
Колотушек сорок пять, крепче дочка будет спать.
Бай, бай, бай, бай, поскорее засыпай,
Голубеньки глазки сделали салазки,
Сели да поехали, к дедушке заехали,
- Чего, дидя, делаешь? - Спуту да лопату,
Спуту да лопату, корову горбату.
Корова-то с кошку, надоила с ложку.
Пора бабушке вставать, курам зернышки давать,
Куры улетели, на сосенку сели,
Сосна обломилась, друга уродилась.
А шли две татарки - сломили по палке,
Убили ворону, понесли к Мирону,
У Мирона два коня, третья - курочка ряба.
А жу-жу, жу-жу, жу-жу, себе места (д) не найду,
Себе места не найду ни на печке, ни в углу,
Ни на печке, ни в углу, в посиделки я пойду,
В посиделках не сидится, в руках дело не спорится:
Донце гнется, нитка рвется.
Веретенце клокчется - прясть не хочется.
Пойду к дяде Николаю, на печь лягу, захвораю,
А ты, дядя Николай, самородинку дай,
Самородинка в лесу, пойду схожу, принесу.

* * *

Баю-баюшки баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок и ухватит за бочок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
А там птички поют - Ване спать не дадут.

* * *

Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Вареньку качать.
Уж как я тебе коту
Шубку новую сошью,
Дам кусочек пирога,
Налью кувшинчик молока.

Потешки

Кошка и курочка


Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

* * *

Ой, ди-ди-ли. (потешка)
Ульяновская обл.

1. Ой, ди-ди-ли, ди-ди-ли,
Где мы волка видели.

2. У бабушки Тани,
В огороде, в яме.

3. Пора, бабушка, вставать,
Курам семечки давать.

4. Куры улетели
На дубочек сели.

5. Дубок обломился -
Другой народился.

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Попляши-ка, попляши (прибаутка)
Архангельская обл.

1. Попляши-ка, попляши, да
Твои ножки хороши.
Вот и так, вот и так,
Вот и эдак, вот и так!

2. Вот и так, вот и так,
Вот и зайчиком.
Почему не поплясать
На пару пальчиков?

3. Ой, ноженьки
Мои маленьки,
Они прыгают, играют,
Ничего не понимают.

4. Илюшенька
Хорошенький,
Повертись, походи,
На народ погляди!

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни. Игровые приговоры и припевы Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.


Играя на дворе, на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь понуждай*.
* * *


Уж дождь дождём,
Поливай ковшом!

Когда случается засуха, а дождь идёт мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя:
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!

Коровушка-бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка!

После купания, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге и, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:
Мышка, мышка,
Вылей воду
Под горячую колоду -
Коням на болтушку**,
Свиньям на кормушку!

У крестьянских детей, которые бегают босиком по грязи и роются в земле, в иных случаях заболевает кожа, на руках и на ногах показываются «цыпки» - кожа трескается. Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок.

Этой приговоркой вызывают улитку из раковины:
Улитка, улитка,
Высуни рога!
Дам тебе пирога!

Курице подражают в таком приговоре:
Куд-кудах, куд-кудах,
Снесла яйцо в кулак!

Петушиный разговор представлен в приговорках:
- Били-били!
- Кого? Кого?
- Тебя, тебя!

В поисках грибов приговаривают:
Грибы на грибы,
А мой поверху!
Жили-были мужики,
Брали грибы рыжики!

------

* торопить, заставлять; зд. заставлять литься сильнее
** питьё, пойло

Небылицы

Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

* * *


Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
* * *


Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
* * *


Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
* * *


Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
* * *


Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

* * *
У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Скороговорки

Скороговорка в русском фольклоре– это быстрая речь, специально придумывались фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Этот детский фольклор служил не только забаве и развлечению деток, но и так же скороговорки, или чистоговорки, учили правильно произносить звуки, развивали мышцы языка, органы речи, память.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *

От топота копыт пыль по полю летит.
* * *

Проворонила ворона воронёнка.

Сшит колпак не по-колпаковски,
надо его переколпаковать
и перевыколпаковать


Из-под кислого молока,
из-под простокваши!

* * *

В один, Клим,
клин колоти!

* * *

Круг прорублю,
мать проведу,
сестру выведу

* * *

На дворе - трава,
на траве - дрова.

* * *

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

* * *

Два дровосека,
два дровокола,
два дроворуба
говорили про Ларю,
про Ларьку,
про Ларину жену!

* * *

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком!

* * *

Хохлатые хохотуши
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!

* * *

Бык тупогуб,
у быка губа тупа!

Шли сорок мышей,
несли сорок грошей;
две мыши поплоше
несли по два гроша.

* * *

Рыла свинья тупорыла,
белорыла,
весь двор перерыла,
вырыла полрыла!

* * *

От топота копыт
пыль по полю летит!

* * *

По двору, подворью
в Добром здоровье!

Считалки

Считалки- это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

* * *

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

* * *

Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,

Тот и вон пойдёт.

* * *

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Баю-бай, сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастешь, сынок,

Крепкий, сильный, как дубок.

Ай, ацици-ацици,

Измарались рученьки!

В корытце вымыла,

Полотенцем вытерла,

Ты мой перстенёчек,

На руке браслетик.

Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,Сизокрыленький,

Всем миленький.

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Пошли овечки

Около речки,

Свинушки около нивушки.

Попляши! Попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так, Вот сяк,

И вот этак,

И вот так! Вот как ножки хороши!

Пляши, пляши!


  • Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
    автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.

Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.

  • Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.

Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину .

  • Какие виды народного творчества ты знаешь?

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное творчество".

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор - особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор - это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность - стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор - народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки - целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре - исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию - т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю - т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность - важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis - меняющийся) - каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione - непредвиденно, внезапно) - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Коллективная художественная творческая деятельность, отражающая жизнь этноса, его идеалы, его воззрения, вобрала в себя народное творчество России. В народе создавались и бытовали от поколения к поколению эпос, сказки, предания - это жанр поэзии, звучала самобытная музыка - пьесы, наигрыши, песни, излюбленным праздничным зрелищем были постановки театральные - в основном это был театр кукол. Но ставились там и драмы, и сатирические пьесы. Так же глубоко проникало народное творчество России в танцевальное, изобразительное искусство, декоративно-прикладное. В глубокой древности зародились и русские танцы. Народное творчество России воздвигло историческую основу для современной художественной культуры, стало источником художественных традиций, выразителем самосознания народа.

Устно и письменно

Письменные литературные произведения появились значительно позже, чем те устные самоцветы, наполнившие драгоценную шкатулку фольклора со времён язычества. Те самые пословицы, поговорки, загадки, песни и хороводы, заклинания и заговоры, былины и сказки, которые огранило до бриллиантового блеска народное творчество России. Древний русский эпос отразил духовность нашего народа, традиции, реальные события, особенности быта, раскрыл и сохранил подвиги исторических персонажей. Так, например, Владимиру Красное Солнышко, всеми любимому князю, служил прототипом реальный князь - Владимир Святославович, богатырю Добрыне Никитичу - дядя Владимира Первого боярин Добрыня. Виды устного народного творчества исключительно многообразны.

С приходом христианства в десятом веке начинается великая русская литература, её история. Постепенно с её помощью складывался древнерусский язык, ставший единым. Первые книги - рукописные, украшались золотом и другими драгоценными металлами, самоцветами, финифтью. Стоили они очень дорого, потому народ их долго не знал. Однако с укреплением религии книги проникали в самые отдалённые уголки русской земли, поскольку творения Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и другую религиозную переводную литературу народу знать было необходимо. Оригинальная же именно русская сейчас представлена летописями, жизнеописаниями святых (жития), риторическими поучениями ("Слова", одно из них - "Слово о полку Игореве"), хождениями (или хожения, записки о путешествиях) и множеством других жанров, не столь известных. Четырнадцатый век дал целый ряд исключительных по значимости памятников фольклора. Некоторые виды устного народного творчества, такие как былина, переходили в разряд письменных. Так появились "Садко" и "Василий Буслаев", записанные за сказителями.

Примеры народного творчества

Устное творчество послужило кладезем народной памяти. Героическое противостояние татаро-монгольскому игу и другим захватчикам воспевалось из уст в уста. Именно на основе таких песен создавались повести, дошедшие до наших дней: о битве на Калке, где "семьдесят великих и храбрых" добывают нашу свободу, о Евпатии Коловрате, защитившем Рязань от Батыя, о Меркурии, защитившем Смоленск. России сохранило факты против баскака Шевкала, о Щелкане Дудентьевиче, и эти песни пелись далеко за пределами княжества Тверского. Слагатели былин донесли до отдалённых потомков события Куликова поля, и старые образы русских богатырей всё ещё использовались народом для посвящённых борьбе с Золотой Ордой народных произведений.

До конца десятого века жители Киево-Новгородской Руси письменности ещё не знали. Однако этот долитературный период донёс до наших дней передаваемые из уст в уста и от поколения к поколению золотые словесные произведения. И теперь проводятся фестивали народного творчества России, где звучат всё те же песни, сказы и былины тысячелетней давности. К звучащим и поныне древним жанрам можно отнести былины, песни, сказки, легенды, загадки, поговорки, пословицы. Большая часть дошедших до нас фольклорных произведений - поэзия. Стихотворная форма позволяет легко запоминать тексты, и потому на протяжении многих столетий фольклорные произведения передавались в поколениях, изменяясь к целесообразности, отшлифовываясь от одного талантливого сказителя к другому.

Малые жанры

Небольшие по объёму произведения относятся к малым жанрам фольклора. Это притчи: каламбуры, скороговорки, присловья, прибаутки, загадки, приметы, поговорки, пословицы, то, что подарило нам устное народное творчество. Загадки - одно из таких художественных проявлений народной поэзии, зародившейся в устном виде. Намёк или иносказание, обиняк, окольная речь - иносказательное описание в кратком виде какого-либо предмета, - вот что такое загадка по В. И. Далю. Иначе говоря, иносказательное изображение явлений действительности или предмета, которое предстоит отгадывать. Даже здесь предусмотрело многовариантность устное народное творчество. Загадки могут быть описаниями, иносказаниями, вопросами, задачами. Чаще всего они состоят из двух частей - вопроса и ответа, загадки и отгадки, связанных между собой. По тематике они разнообразны и теснейшим образом связаны с трудом и бытом: животный и растительный мир, природа, орудия труда и деятельность.

Пословицы и поговорки, которые сохранились до сегодняшнего времени от самых древних времён, это меткие выражения, мудрые мысли. Чаще всего тоже бывают двухчастными, где части соразмерны и зачастую рифмуются. Смысл поговорок и пословиц обычно прямой и переносный, содержащий в себе мораль. Часто мы видим в пословицах и поговорках многовариативность, то есть много вариантов пословицы с одной и той же моралью. обобщающим смыслом, который более высок. Самые древние из них датируются двенадцатым веком. История народного творчества России отмечает, что до наших дней многие пословицы дошли укороченными, иногда утерявшими даже и первоначальный смысл. Так, говорят: "Он на этом деле собаку съел", подразумевая высокий профессионализм, однако русский народ в старину продолжал: "Да хвостом подавился". То есть нет, не такой уж и высокий.

Музыка

Древние виды народного музыкального творчества России базируются прежде всего на песенном жанре. Песня - это жанр музыкальный и словесный одновременно, либо лирическое, либо повествовательное произведение, которое предназначено сугубо для пения. песни могут быть лирические, плясовые, обрядовые, исторические, и все они выражают как чаяния отдельного человека, так и чувства многих людей, они всегда созвучны общественному внутреннему состоянию.

Любовные ли там переживания, размышления ли о судьбе, описание ли общественной или семейной жизни - это всегда должно быть интересно слушателям, а без внесения в песню душевного состояния как можно большего количества людей певца слушать не станут. Очень любят в народе приём параллелизма, когда настроение лирического героя перенесено на природу. "Что стоишь, качаясь, "Нет у ноченьки светлого месяца", например. И практически редко попадается народная песня, в которой этот параллелизм отсутствует. Даже в песнях исторических - "Ермак", "Степан Разин" и других - он постоянно встречается. От этого эмоциональное звучание песни становится значительно сильнее, и сама песня воспринимается гораздо ярче.

Былина и сказка

Жанр народного творчества оформился значительно ранее девятого века, а термин "былина" появился только в девятнадцатом веке и обозначал героическую песню эпического характера. Мы знаем былины, певшиеся в девятом веке, хотя наверняка они не были первыми, просто до нас не дошли, потерявшись в веках. Каждый ребёнок хорошо знает былинных героев - богатырей, воплотивших идеал народного патриотизма, мужества и силы: купец Садко и Илья Муромец, великан Святогор и Микула Селянинович. Сюжет былины чаще всего наполнен жизненной ситуативностью, но она значительно обогащена и фантастическими вымыслами: у них есть телепорт (мгновенно могут преодолевать расстояния от Мурома до Киева), в одиночку войско победить ("как направо махнёт - будет улица, как налево махнёт - переулочек"), и, конечно, чудовища: драконы трёхголовые - Змеи Горынычи. Виды народного творчества России в устных жанрах этим не ограничиваются. Есть ещё и сказки, и легенды.

Былины отличаются от сказок тем, что в последних события полностью вымышлены. Сказки бывают двух видов: бытовые и волшебные. В бытовых изображаются самые разные, но обычные люди - принцы и принцессы, цари и короли, солдаты и работники, крестьяне и попы в самой обычной обстановке. А волшебные сказки обязательно привлекают фантастические силы, добывают артефакты с чудесными свойствами и так далее. Сказка обычно оптимистична, тем и отличается от сюжета других жанровых произведений. В сказках обычно побеждает только добро, злые силы всегда терпят поражение и всячески высмеиваются. Легенда в отличие от сказки - устный рассказ о чуде, фантастическом образе, невероятном событии, которые должны рассказчиком и слушателями восприниматься как достоверность. До нас дошли языческие легенды о сотворении мира, происхождении стран, морей, народов, о подвигах как вымышленных, так и реальных героев.

Сегодня

Современное народное творчество России не может представлять именно этническую культуру, поскольку эта культура - доиндустриальная. Любое современное поселение - от самой маленькой деревни до мегаполиса - являет собой сплав различных этносов, и естественное развитие каждого без малейшего смешения и заимствования просто невозможно. То, что сейчас называют народным творчеством, скорее, является нарочитой стилизацией, фольклоризацией, за которой стоит искусство профессиональное, которое вдохновилось этническими мотивами.

Иногда это и любительское творчество, вроде масскультуры, и работа кустарей. Справедливости ради нужно отметить, что наиболее чистыми и всё ещё развивающимися можно признать только народные промыслы - декоративно-прикладное искусство. Там ещё присутствует, помимо профессионального, и этническое творчество, хотя производство давно поставлено на конвейер и возможности для импровизации мизерные.

Народ и творчество

Что люди подразумевают под словом народ? Население страны, нацию. Но, к примеру, в России проживают десятки самобытных этносов, и народное творчество обладает общими чертами, имеющимися в сумме всех этносов. Чуваши, татары, марийцы, даже и чукчи - разве в современном творчестве музыканты, художники, архитекторы не заимствуют друг от друга? А вот общие их черты осмыслены элитарной культурой. И потому мы, помимо матрёшки, имеем некий экспортный продукт, являющийся нашей совместной визитной карточкой. Минимум противопоставления, максимум общего объединения внутри нации, вот таково направление современного творчества народов России. Сегодня это:

  • этническое (фольклоризированное) творчество,
  • любительское творчество,
  • творчество простонародья,
  • самодеятельное творчество.

Тяга к эстетической деятельности будет жива, покуда жив человек. А потому и сегодня процветает искусство.

Искусство, творчество хобби

Искусством занимается элитарная, где требуется талант незаурядный, а произведения - показатель уровня эстетического развития человечества. К народному творчеству оно отношения имеет довольно мало, если не считать вдохновения: все композиторы, например, писали симфонии, используя мелодии народных песен. Но это отнюдь уже не она, не народная песня. Достояние традиционной культуры - творчество как показатель развития коллектива или отдельного человека. Такая культура может развиваться успешно и многосторонне. А результат массовой культуры, как лекало мастера, подаренное народу для посильного повторения, - это хобби, эстетика такого рода, которая призвана снимать напряжение от механичности современной жизни.

Здесь можно заметить некоторые признаки исконного начала, в художественном народном искусстве черпающее темы и средства выражения. Это довольно распространённые технологические процессы: ткачество, вышивка, резьба, ковка и литьё, декоративная роспись, чеканка и так далее. Истинное народное творчество не знало контрастов перемен в художественных стилях целое тысячелетие. Теперь это значительно обогащено в современном народном творчестве. Степень стилизации меняется так же, как и характер осмысления всех старых взятых напрокат мотивов.

Прикладное искусство

С самой седой старины известно народное прикладное творчество России. Это, пожалуй, единственный вид, не претерпевший коренных изменений до сегодняшнего дня. Этими предметами исстари и доныне украшается и усовершенствуется домашний и общественный быт. Сельское ремесло осваивало даже довольно сложные конструкции, вполне пригодные в современной жизни.

Хотя сейчас все эти предметы несут не столько практическую, сколько эстетическую нагрузку. Это и бижутерия, и свистульки-игрушки, и украшения интерьеров. Разные области и регионы имели собственные виды искусства, ремесла и рукоделия. Самыми известными и яркими являются следующие.

Платки и самовары

Оренбургский платок - это и шали, тёплые и тяжёлые, и невесомые шарфы и платки-паутинки. Узоры вязания, пришедшие издалека, уникальны, они отождествляют собой вечные истины в понимании гармонии, красоты, порядка. Козы Оренбуржья тоже особенные, пух дают необычный, его можно прясть тонко и прочно. Под стать вечным вязальщицам Оренбурга и тульские мастера. Они не были первооткрывателями: первый медный самовар был найден в раскопках поволжского города Дубовки, датируется находка началом Средних веков.

В России чай прижился в семнадцатом веке. Но первые самоварные мастерские появились всё-таки в Туле. Этот агрегат до сих пор в чести, и чаепитие из самовара на сосновых шишках - вполне заурядное явление на дачах. Они бывают чрезвычайно разнообразны по форме и отделке - бочонки, вазы, с вязью росписи, чеканками, украшениями ручек и кранов, подлинные произведения искусства, к тому же чрезвычайно удобные в быту. Уже в начале девятнадцатого века в Туле производили самоваров до 1200 в год! Продавались они на вес. Латунные стоили шестьдесят четыре рубля за пуд, а красные медные - по девяносто. Это очень большие деньги.