Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Усадьба быково и псевдоготическая владимирская церковь в подмосковье. Сергей рубцов - странствующий туляк

Среди подмосковных лесов и полей ещё можно найти шедевры архитектуры и места, которые при должном внимании просто обязаны стать популярными местами не только среди местных, но и среди иностранцев.

На карте Подмосковья Быково известно благодаря аэропорту, переделанному в огромный складской комплекс. Рядом проходят дороги на Рязань и миллионы людей ругаются в пробках и электричках. А на берегу небольшой реки уже несколько веков красуется усадьба с непростой судьбой и завидным парком. Только смотреть на это приятно не каждому.

1. Первое, что вы найдёте в сети и увидите на многочисленных фотографиях в интернете - эта знаменитая церковь архитектора Василия Баженова. Именно ему присваивают идею создания этого здания. Это не единственный момент, в котором история места немного запутана. На самом деле строительством занимался Матвей Казаков. Баженов в свою очередь занимался другой постройкой в Быково.

2. Храм Владимирской иконы Божьей матери уцелел с даты постройки в 1789 года. По мнению различных архитекторов эта церковь является архитектурным шедевром того времени. Да и по сей день она выглядит снаружи величественно.

3. Внутреннее убранство на мой взгляд величием не отличается, но не мне судить православные храмы.

4. Отправляясь на территорию усадьбы Быково, проходишь мимо абсолютно дикого для этого места здания. Типовая советская пятиэтажка, поставленная на окраине усадьбы. А кто-то говорит, что раньше было лучше... Раньше точно так же постройки иногда окружали исторические территории.

5. Вход через старую советскую металлическую конструкцию и мы в усадьбе. Не таким виделся вход в историческое место своим бывшим владельцам.

6. Местность Быково получила своё название от тех самых быков, о которых вы подумали. На берегах реки в давние времена откармливали быков, которых гнали в сторону столицы княжества и царства. Нет точной информации здесь ли их забивали или где-то ближе к столице. Скорее всего здесь было и то, и другое.

7. Там где много скотины, там и грязь. И в каждой усадьбы были хозяйственные помещения, но в нынешнем Быково таких мест немало.

8. К сожалению, история этого места оборвалась на строках "после революции усадьба была национализирована". А ведь начиналось всё на много веков раньше. То ли во времена Дмитрия Донского. то ли Ивана Грозного, Быково упоминалось как уже существующее село. История и здесь сильно расходится в точности.

9. О чём можно точно сказать. так это о первом крупном и видном владельце этого места. Воевода Илларион из древнего дворянского рода Воронцовых получил это имение во владение от самого Петра I.

10. Усадьба сменила нескольких владельцев из рода Воронцовых, пока в стране не произошёл дворцовый переворот. Взошедшая на престол императрица Екатерина II была не впечатлена имением и находившимся здесь дворцом. Она пожаловала эти земли Михаилу Михайловичу Измайлову, одному из участников переворота. Тот сразу же принялся менять Быково.

11. При нём в конце XVIII века появился рельеф местности, дворец, несколько прудов и беседка на острове, к которой вел мостик. Сейчас эта беседка лишь немного выглядывает из-за деревьев.

12. Вместо мостика используются обычные стволы поваленных деревьев.

13. К сожалению, вся красота места сейчас заростает. природа забирает своё. А ведь перед вами искусственно вырытый пруд с двумя островами по проекту, одобренному императрицей.

14. Пока я пробираюсь к беседке, расскажу ещё одну часть истории, которую мы уже не сможем увидеть. При полной перестройке Быково Михаил Измайлов использовал свои связии и знакомства. Будучи руководителем Экспедиции кремлёвского строения, он пригласил работать над проектом знаменитого Василия Баженова и его ученика Матвея Казакова.

15. Первый занялся главным зданием, а второй церковью, которую мы уже видели.

16. В построенном дворце Михаил Михайлович со своей свитой прожил около трех десятилетий, пока не умер.

17. События конца XVIII - начала XIX века в усадьбе вернули всё на круги своя. Сначала в 1796 году умирает императрица, которая покровительствовала Измайлову. В 1800 году умирает и он сам, не оставив наследников. Быково возвращается к Воронцовым. Спустя несколько лет умирает в огне и сам дворец. Вот так быстро в истории этого места началась новая страница.

18. Здание, которые является главным символом современной усадьбы, было построено архитектором из Швейцарии Бернаром де Симоном по заказу нового владельца усадьбы Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова.

19. Построенное здание было стилизовано под английский замок с четыремя индивидуальными фасадами. Несмотря на парадный вход с другой стороны здания, максимальное внимание было уделено единственному хорошо видному сегодня фасаду. Тому, который направлен в сторону реки.

20. В оформлении было использовано множество разнообразных элементов. в том числе символов двух родов: Воронцовых и Дашковых.

21. Над балконом изображен фамильный герб.

22. Колонны украшены кариатидами (женщинами-"колоннами")

23. С любой стороны здания видна эта башня, на самом верху которой располгалась обсерватория того времени.

24. А вот парадный вход и въезд, к сожалению, представляет собой унылое зрелище. После Воронцовых этим дворцом владел совладелец первой российской частной железнодорожной компании Николай Ильин. Он не вносил никаких изменений в постройку.

25. А дальше наступает тот самый момент в истории: национализация. Ни о каком частном владении и речи не шло. Партийные руководители здание тоже не жаловали.

26. В дворце, этом флигеле и служебных постройках в довоенное время был приют для беспризорников. Во время войны беспризорников прогнали. Здесь учили подрывников. Будь здание на западе от Москвы, его бы бомбили с огромным удовольствием.

27. Остальные постройки, которые можно увидеть на территории. были построены в послевоенные годы после передачи земли Минздраву СССР. Место значилось как туберкулёзный санаторий. Одновременно утверждают, что территория была открыта большую часть времени.

28. А дальше снова несостыковки. По информации из открытых источников тяжелые формы туберкулёза здесь перестали лечить в середине 60-х годов, а совсем прекратили лечение в середине 80-х. Одновременно в 1960 году решением Совета Министров РСФСР вся территория со всеми постройками была признана объектом общероссийского значения. Чуть позже началась реставрация. Согласно документам, здесь одновременно лечили туберкулёз и реставрировали здание и территорию.

29. Всё это странно. Как и то, что территория усадьбы получила несколько проектов ремонта и восстановления. И пока только и слышно: проекты, сроки. Снова проекты... Снова сроки... Проекты...

И ничего не меняется.

Будете в Москве - обязательно приезжайте в Быково! Недалеко от метро, бесплатно и красиво. Пусть даже в таком не лучшем состоянии.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

(Россия, Московская область, Раменский район, Быково)

Как добраться? На автомобиле в бывшую усадьбу Быково можно попасть по шоссе [М5] или [А102]. Последнее нам показалось предпочтительнее. Свернув с трассы, двигайтесь в сторону Жуковского, не доезжая города, сверните в частный сектор. Там, среди малоэтажной застройки, высится грандиозный храм, украшенный острыми шпилями

На возвышенном участке рельефа, среди легких обнаженных крон деревьев рисуется силуэт нарядного дворца с башней, напоминающей феодальные замки; чуть в стороне от него – еще более примечательное сооружение: прекрасная псевдоготическая церковь, поставленная в 1789 г.
Усадьба Быково, Марьино тож, основана во второй половине XVIII в. бывшим генерал-губернатором Москвы и фаворитом Екатерины II М.М. Измайловым. В начале XIX в. имением владел граф И.И. Воронцов-Дашков, далее его сын. С 1880-х гг. Быково принадлежало Н.И. Ильину, до 1917 г. – его наследникам.

Двухэтажная церковь Владимирской иконы Божией Матери, несмотря на небольшие размеры, кажется грандиозной, впечатляя острыми, как иглы, пинаклями и шпилями, пронзающими небо. Храм, беседка, английский парк с прудами, утраченный «Эрмитаж» и перестроенный главный дом усадьбы, по мнению искусствоведов, спроектированы В.И. Баженовым. Отдельно стоящая колокольня 1830-х гг., составляющая с храмом гармоничный ансамбль, принадлежит замыслу зодчего И.Т. Таманского.
Двухэтажный кирпичный дом (архитектор Б. де Симон) с богатым белокаменным декором, сооруженный во второй половине XIX в. по заказу Воронцовых-Дашковых, отнесен в глубь обширного парка. Объем постройки заключает в себе подвальный этаж и часть стен своего предшественника.
Роскошный по архитектуре дом-дворец в духе Ренессанса поставлен на вершине высокого холма. От его главного входа расходятся боковые пандусы въездов с плавно очерченными линиями балюстрад; в парк, разбитый уступами, спускается парадная лестница. С окружающим ландшафтом постройку объединяют балконы и террасы, среди которых главенствующая роль отведена большой каменной террасе ломаного абриса со стороны парка. Она обрывается к реке долгим и пологим скатом, по сторонам которого расступается запущенный лесопарк.
Прямоугольный в принципе план здания усложнен боковыми ризалитами и торцевыми выступами, один из которых надстроен эффектной башней с курантами. Центр дома выделен граненым эркером со стороны двора и портиком кариатид на противоположном фасаде. В эркер вписан двусветный овальный вестибюль, охваченный по периметру парадной лестницей на арочных пролетах. Великолепный плафон с тонкой орнаментальной лепкой украшает потолок. Сохранились и другие помещения, отделанные дубовыми панелями и украшенные настенными росписями.







Прогулка по парку Быково доставляет истинное удовольствие. Его планировочная структура с паутиной дорожек и троп, с серебристой гладью прудов и лентой близко протекающей реки – необыкновенно живописна. Тропинки огибают водоемы, пересекаются будто невзначай, идут берегом реки с укромными затонами и островами, временами сходятся в одной точке, образуя шестилучевые звездочки, и вновь расходятся по парку, уводя к потаенным его уголкам. в одном из водоемов мерцало отражение изящного французского павильона «Эрмитаж» с белокаменной лестницей-пристанью у самой воды. Были и другие «затеи», исчезнувшие без следа. Из малых архитектурных форм сегодня сохранилась только совершенная по форме и пропорциям беседка-ротонда на острове. Проглядывая сквозь кружево листвы или обнаженные ветви, она являет бесконечно притягательное зрелище.
Между двумя прудами огромный солитер – дуб в три обхвата, слегка накренившийся в сторону своей современницы-беседки. Его ствол ближе к земле густо порос мхами, древесина покрылась сетью глубоких трещин. Этот дуб пережил садовника, с любовью взрастившего его, и не одно поколение владельцев усадьбы. Под ним прятались в палящий летний день и во время весеннего дождя, назначали встречи и свидания, бродили с томиком стихов…

Зимой усадебные парки обычно скучны и унылы, но палитра пейзажного сада Быково дополнена сочными зелеными и охристыми вкраплениями пушистых елей и лиственниц. Эти деревья, по большей части высаженные рядом с домом, заметно оживляют общую картину светлыми и радостными тонами.
Долгие годы в бывшем поместье Измайловых, Воронцовых-Дашковых находится туберкулезный санаторий № 5. Храм, восстановленный из руин, предстал в своем былом величии. Усадебный парк, утративший часть пленительных пейзажей-панорам (в заречной части), все же неплохо сохранился. В нем присутствует очарование милой старины, несмотря на подбирающиеся вплотную безликие жилые постройки поселка.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

P.S. Приехав в Быково весной 2010 года мы были поражены представшей перед нами картиной вандализма. Балюстрады боковых входов и парковой террасы, существовавшие до недавнего времени с частичными разрушениями, теперь разбиты вдребезги, и это при том, что на входе круглосуточно дежурит охрана.
2014 г. По последней информации тубдиспансер выведен с территории, усадьба брошена разрушаться. 2015 г. Быково планируется выставить на торги.

План усадьбы Быково на основе ПАМО т. II, 1975 г.


План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г.

1. Главные ворота и кордегардия 2. Людские 3. Кузница 4. Хозяйственный корпус 5. Верховые конюшни 6. Гостевой дом 7. Кухня 8. Ледник 9. Дворец 10. Пристань 11. Устройства гимнастические 12. Пристань 13. Пристань 14. Эрмитаж 15. Большая оранжерея 16. Обелиск 17. Грот 18. Пристань 19. Беседка «Трех философов» 20. Мраморная колонна 21. Водослив 22. Оранжерея ананасов 23. Устройство для вишен 24. Русские бани 25. Дом доктора 26. Госпиталь 27. Владимирская церковь и дом причта 28. Мост 29. Святой колодец 30. Источники 31. Мост 32. Пристань 33. Грот (погреб) 34. Швейцарская ферма 35. Людская 36. Плотина 37. Роща

Персоналии: граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков


Фамилия Воронцовых — Дашковых ведет свое начало с 1807 г. В этом году умер последний из рода князей Дашковых — Павел Михайлович (сын кн. Михаила Дашкова и Екатерины Романовны Дашковой, рожденной Воронцовой) и его двоюродный брат — Иван Илларионович Воронцов — получил право называться графом Воронцовым — Дашковым. Граф Илларион Иванович Воронцов — Дашков в 1855 г. поступил в Московский университет, но уже в следующем году перешел на военную службу. В 1859 г. он был назначен на кавказский фронт, где участвовал в военных действиях против горцев. В 1865 г. Воронцов — Дашков служил в действующей армии в Туркестане, а в 1866 г. был назначен помощником губернатора Туркестанской области. Затем, с 1867 г. он был командиром лейб-гв. Гусарского полка, с 1873 г. — командиром 2-й бригады гвардейской кавалерийской дивизии, а с 1874 г.- начальником штаба Гвардейского корпуса. Во время русско — турецкой войны Воронцов — Дашков командовал кавалерией Рущукского отряда. После воцарения Александра III в 1881 г. Воронцов — Дашков был сначала начальником царской охраны, затем с июня того же года – главным управляющим Государственным конным заводом, а в августе 1881 г. он был назначен министром императорского двора и уделов и канцлером российских орденов. С 1904 г. и до августа 1915 г. был наместником на Кавказе. Одновременно, с 1897 г.- член Государственного совета.






А.Н. Греч «Венок усадьбам» УСАДЬБА БЫКОВО

Постройками в Царицыне ведал Измайлов; находясь в тесных деловых отношениях с приглашенными для возведения царской усадьбы архитекторами, он, естественно, обратился к ним, отстраивая одновременно для себя уютную, с большим вкусом украшенную отчасти еще уцелевшую до наших дней усадьбу села Быкова, в нескольких верстах ниже по Москве-реке. Снова не прямыми свидетельствами, а лишь характером архитектурного почерка узнается здесь авторство двух первейших московских зодчих, Баженова и Казакова.

Быково с его заснувшими, поросшими ряской прудами хранило еще недавно остатки прелестного парка XVIII века, украшенного беседками и павильонами. За немногие годы искалечены деревья, разбита архитектура. Крапива, бурьян и лопух вытеснили траву газонов, груда кирпича и щебня лежит на месте прелестного Эрмитажа, еще так недавно засматривавшегося в равнодушное зеркало воды, теперь отражающее также беспристрастно печальную картину разрушения.

Эрмитаж — небольшая двухэтажная постройка со стенами, расчлененными пилястрами, с изящными наличниками окон и фризом со скульптурными гирляндами — являлся типом тех, довольно редких в усадьбах сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известном под названием стиля Louis XVI. Дома в Вязёмах Голицыных, Богородицке Бобринских, Мерчике Шидловских, Яропольце Чернышевых образуют эту группу сооружений в ряду памятников загородного зодчества; кое-где в провинциальных городах — в Угличе, Плёсе и Коломне, в особенности же в Твери — сохранилось также довольно значительное количество сооружений этого «пилястрового» стиля. Его лучшими же воплощениями являются, конечно, знаменитый Пашков дом, бывший Румянцевский музей, и дом Прозоровских в Москве у Чугунного моста. Именно стилистическая близость к этим постройкам Баженова позволяет отнести Эрмитажный павильон в Быкове к группе памятников, связанных со все еще неясным, далеко не до конца выясненным творчеством Баженова. Правда, за исключением сходства архитектурной манеры, строительного почерка, авторство знаменитого русского зодчего здесь ничем более не подтверждается. И только косвенно, благодаря наличию в Быкове еще одной постройки, указывающей на архитектурную манеру Баженова, предположение это обретает большую вескость и очевидность. Круглая беседка на островке, с ее коринфскими колоннами, держащими широкий карниз и купол, стройная и исключительно хорошо спропорционированная, относится к типу того баженовского ротон дальнего павильона, с которым пришлось встретиться уже в Михалкове, а затем в Царицыне, в «Храме Цереры» («Золотой сноп»).

Другой архитектурно значительный памятник Быкова — еще уцелевшая церковь, восходящая, по-видимому, к Казакову и повторяющая здесь псевдоготическую декорацию крайне типичного, сложнофигурного в плане сооружения. Барочная сущность псевдоготики совершенно очевидно сказывается здесь и в плане, и в решении внутреннего пространства, и в композиции масс — круглящихся, изломанных, особенно с западной стороны, где расходящиеся марши крутой лестницы, приводящие на высоту храма, поднятого на высоком цокольном этаже, вносят в архитектуру типичнейшие черты беспокойной живописности. Внутри в декорировке стен, в формах иконостаса продолжают звучать элементы псевдоготики, как бы варьирующие здесь черты классицизма; верно, именно в таком типе следует представить себе неосуществленные отделки внутренних помещений Царицынского дворца и его павильонов.

Все три постройки, несомненно, относящиеся ко временам Измайлова, необходимо рассматривать в связи со строительной деятельностью в Царицыне; и возможно, здесь снова выступает Баженов в своем тройном аспекте мастера барокко, псевдоготицизма и классики.

Старый дом в Быкове давно не существует. На его месте в 30-х годах появился новый двухэтажный, с башней в типе английских неотюдоровских замков, сочетавших свои ретроспективные искания с некоторыми чертами итальянской ренессансной архитектуры, в особенности с широкими окнами. Эти черты свойственны, например, дворцу в Алупке, построенному англичанами Блором и Гентом, а также к тому времени перешедшему в руки Воронцовых-Дашковых дому в Быкове. Верно, казался он интересной новинкой в свое время, будучи запечатлен на литографии дилетантом-любителем графом Апраксиным. Отделки внутри соответствовали тому же английскому типу; еще сохранились обшитые дубом стены двухсветной столовой с любопытным фризом из "портретов рода Воронцовых под потолком. Остальное все выворочено, разбито, уничтожено находящейся в доме детской колонией. Старые вещи, чудесная воронцовская библиотека XVIII века — все это ушло безвозвратно. За границу увезен находившийся в Быкове и тщетно разыскивавшийся портрет знаменитой княгини Дашковой, нигде не опубликованный оригинал Левицкого. Точно в новое, посмертное путешествие отправилась эта знаменитая соподвижница Екатерины, в своем открытом платье, отделанном газом, с лентой ордена Екатерины через плечо, со взбитыми высоко волосами прически и любезной улыбкой на сжатых губах...

Из научных источников: парк усадьбы Быково

Быково. Бывшая усадьба XVIII в. Первым владельцем ее был известный Екатерининский вельможа М. М. Измайлов. В устройстве усадьбы принимали участие великие русские зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Существующий ныне усадебный дом, эффектно расположенный на вершине холма, построен на месте прежнего в 1856 г. по проекту архитектора Симона. От первоначального усадебного комплекса утрачено также большинство парковых сооружений, в том числе здание «Эрмитажа» и белокаменная пристань у пруда. Уцелел лишь обширный парк с прудами и беседка-ротонда на одном из островов круглого пруда, принадлежащая к лучшим образцам архитектуры конца XVIII в. По дороге к селу сохранилась Владимирская церковь, сооруженная Баженовым в 1789 г. в стиле ложной готики. По мнению исследователей, эта оригинальная двухэтажная овальной формы церковь единственная в русской архитектуре.
В настоящее время парк, созданный в основной своей части в ландшафтном стиле, занимает площадь около 60 га. Отмечено 13 видов древесных растений местной флоры и 26 экзотов. Из местных видов сохранились старые аллейные посадки дуба (высота до 25 м, диаметр ствола 145 см), липы и клена. В рядовой
посадке и в группах встречается вяз гладкий (высота до 23 м, диаметр ствола 57 см), нередко ветла, достигающая здесь высоты 30 м при диаметре ствола 70 см, береза плакучая и др. Из местных хвойных пород довольно много старых деревьев сосны (высота 24 м, диаметр ствола 67 см), гораздо реже - ель обыкновенная, представленная молодыми посадками (высота до 5 м).
В составе насаждений парка пять видов хвойных растений иноземного происхождения. Из старых посадок это группы лиственниц европейской и сибирской, последняя достигает высоты 26 м при диаметре ствола 101 см, а также несколько деревьев туи западной в аллейной посадке (высота до 9 м, диаметр ствола 23 см). Молодые экземпляры пихты сибирской и ели колючей голубой также используются в аллейной посадке.
Из лиственных экзотов интересны довольно редко встречающиеся в Московской обл. тополь душистый (несколько экземпляров старого возраста до 21 м высоты при диаметре ствола 53 см), черемуха пенсильванская (высота 13 м, диаметр ствола 12 см) и рябина гибридная, привитая на рябину обыкновенную, также старой посадки (высота 9 м, диаметр ствола 14 см). Очень декоративны группы многоствольных деревьев клена татарского (высота 6 м, диаметр ствола 14 см).
В лесистой части парка, в подлеске, имеются сильно разросшиеся группы растений разных видов: сирень мохнатая (высота 5 м, диаметр куста 400 см), желтая акация (высота 5 м, диаметр куста 500 см), единично карагана кустарник (высота 1,4 м, диаметр куста 150 см), настоящие заросли из рябинника рябинолистного (высота до 2 м) и другие виды.
Насаждения в парке находятся в удовлетворительном состоянии, хотя лесистая парковая часть сильно заросла и очень нуждается в расчистке и уходе. Необходимо также осушить территорию низменной части парка в районе прудов. Хороший уход за растениями осуществляется в партерной части парка. В стриженых изгородях здесь большое разнообразие видов боярышника, очевидно, гибридного происхождения.

От усадьбы Быково в наши дни остались только полуразрушенный дворец, запущенный парк с прудами и очень необычная церковь.

Находится усадьба недалеко от Москвы — в селе Быково Раменского района Подмосковья.

На грандиозную Владимирскую церковь, безусловно, нужно посмотреть, а вот Главный дом с несомненно выдающимися архитектурными достоинствами вызывает противоречивые чувства. Очень жаль, что такое прекрасное здание не реставрируется и постепенно приходит в упадок.

Погода в тот день совсем не радовала и фотографии получились не очень хорошими. Думаю, что стоит съездить туда в солнечный день еще раз.

Владимирская церковь в Быково производит неизгладимое впечатление. Спроектировал ее известный архитектор Баженов в конце 18 века в модном тогда псевдоготическом стиле. Эта церковь считается одним из его лучших творений и больше похожа на сказочный замок, чем на храм.

Церковь двухэтажная, на втором этаже находится летние помещения, а на первом — зимние.

Верхняя часть.

Здание очень большое. Нижняя часть с входной группой:

Главный вход:

Колокольня, построенная отдельно в 1830-х годах:

Изящные готические шпили.

Боковой вход.

Главный дом находится в глубине старого заросшего парка. Клумба перед центральным входом.

Вход с обратной стороны — видны следы разрушения. В здании ранее находился туберкулезный санаторий для пациентов с внелегочными формами заболеваний.

UPD: Санатория сейчас тут нет — читайте комментарии к статье.

Прекрасные кариатиды — статуи-колонны, поддерживающие балкон.

Остатки былой роскоши. Полуразрушенная балюстрада.

Усадьба Быково (ранее она называлась Марьино) была основана во второй половине 17 века тогдашним генерал-губернатором Москвы М.М. Измайловым. Будучи фаворитом Екатерины Второй, Измайлов для постройки Главного дома пригласил лучших архитекторов того времени — Баженова и Казакова, известных проектировщиков .

К сожалению, их творение не уцелело и в середине 19 века было построено новое не менее прекрасное здание из красного кирпича, украшенное башнями, балкончиками, и грандиозными въездными пандусами для карет. Последними владельцами этих мест были Воронцовы-Дашковы.

В наши дни все здесь находится в упадке. Если вам по душе более ухоженные места — съездите в подмосковное имение князя Юсупова .

Как добраться до усадьбы Быково

На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.

На автомобиле: от Москвы двигайтесь по дороге А102. Не доезжая до Жуковского, на светофоре нужно повернуть направо и еще раз направо. Дорога пойдет вдоль частных домов. Ехать не очень далеко — вскоре должны показаться величественные шпили храма. До главного дома усадьбы — пешком через парк.

От некогда прекрасной усадьбы Быково до наших дней сохранились лишь заброшенный дворец, запущенный парк с прудами, а также потрясающая Владимирская церковь. Сама усадьба прежде называлась усадьба Марьино. Основал её во второй половине XVIII века генерал-губернатор Москвы и фаворит Екатерины II М.М. Измайлов, а спроектировал один из самых популярных архитекторов того времени - Василий Баженов. Но баженовское здание дворца было перестроено в середине XIX века при новом владельце - графе И.И. Воронцове-Дашкове.

Дворец И.И.Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Дворец Воронцовых-Дашковых в Быково

Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков — один из богатейших людей России, владелец знаменитого Воронцовского дворца в Алупке. Для перестройки усадьбы он пригласил швейцарского архитектора, получившего образование в России, Бернар де Симона. Под руководством последнего были также возведены оранжереи, скотный двор, въезд в усадьбу и прочие хозяйственные постройки. От баженовского дворца сохранились только подвалы, въездные пандусы у главного входа и баллюстрада.

Пандус двореца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Холм, на котором стоит дворец, был насыпан вручную крестьянами за счет земли с выкопанных в усадьбе трех прудов. Парк, окружающий главный дом усадьбы, был разбит уступами в речной долине и не подступал столь близко к дому, как сейчас

Вид на подъездной пандус от главного крыльца дворца Воронцова-Дашкова в усадьбе Быково

Планировка дворца выдает деление на мужскую и женскую половины. Из женской открывался вид на парк и Владимирскую церковь, на мужской стороне располагалась башня с часами, а поблизости от неё — хозяйственные постройки.

Такое выражение средствами архитектуры роли хозяев, их предназначения и занятий в жизни было характерно для того времени. Вот так выглядит восточный фасад дворца, относящийся к женской половине (фотографировать с более удаленного расстояния невозможно: деревья расположены близко от здания)

Дворец по форме не строго прямоугольный. Вот сбоку, на женской половине, есть такая уютная одноэтажная пристроечка, крыша которой служит балконом для второго этажа. На сохранившемся поэтажном плане здания это помещение помечено как будуар

Будуар имеет три окна. Одно выходило на небольшую террасу, обнесенную баллюстрадой. Сейчас мало что осталось от террасы, а от ограждения — вообще ничего

Выход на террасу осуществлялся из основной части дома через эту дверь

Вот такими мощными волютами (завитками) оформлен этот выход

Второе окно будуара выходит в парк. Раньше из него открывался вид на парк и храм вдалеке. Сейчас деревья подступили вплотную и получается вот такой вид

А третье окно будуара смотрит уже с главного фасада здания и выходит на большую террасу, которая простирается во всю длину главного фасада

Терраса сложной, ломаной формы, просторная, вымощена белым камнем. Баллюстрада по её периметру почти полностью утрачена

Сохранился только небольшой участок баллюстрады. Судя по старым фотографиям, повороты и окончания перил были украшены вазонами из того же белого камня, что и баллюстрада. В вазонах росли декоративные растения и цветы.

С террасы можно было спуститься по двум таким лестницам, расположенным симметрично

Дворец стоит на холме, его главный фасад и терраса перед ним обращены к югу и от них открывался вид на протекающую внизу реку Быковку. Внизу располагалась пристань, где спуск к воде был оформлен такой же лестницей с вазонами, как терраса. Сейчас склон речной долины зарос деревьями и с террасы вашему взору открывается следующий вид

При моём посещении осенью 2017 года дворец был не доступен для посещения. Заглянуть внутрь невозможно: изнутри окна закрыты ветхими шторами, картоном и фанерой. Дворец производил впечатление запущенного здания, находящегося в угрожающем состоянии. Но ведь по степени сохранности интерьеров усадьба Быково считалась одной из лучших усадеб Московской области. При подготовке этого материала я нашла отличные фотографии великолепных интерьеров дворца Воронцовых-Дашковых, сделанных относительно недавно, 2-3 года назад. Вот, например, так выглядел будуар изнутри

В советский период в этом дворце размещались поочередно детская колония, школа подрывников, туберкулезный санаторий. Возможно из-за последнего и возникли проблемы с определением дальнейшей судьбы всего комплекса усадьбы – пугают, что палочка Коха живет 25 лет. Мы же вернемся к главному фасаду дворца и рассмотрим его. К будуару примыкает парадная спальня графини. Вот на первом этаже венецианское сдвоенное окно – это окно спальни хозяйки, а на втором этаже над ним – гостевая спальня

Вот потолок спальни графини, интерьеров там, судя по всему, не сохранилось

В глубине дома, за спальней хозяйки располагалась ванная комната без окон. Вот её потолок

Если двигаться далее по фасаду, за окном спальни идет окно кабинета графини. Над ним на втором этаже комната, предназначавшаяся для гостей. Большой, во всю глубину здания, кабинет графини имел два камина, не дошедших до наших дней. Помещение оформлено великолепной резьбой, которая неплохо сохранилась

К кабинету примыкает музыкальный салон или голубая гостиная, которая расположена по центру здания и объединяет женскую и мужскую части дома. Роспись стен гостиной имитирует шелковые штофные обои. По центру – белый мраморный камин с резными цветами и ветвями

Великолепен лепной потолок

На главном фасаде салону соответствует портик с кариатидами. Сохранились все четыре фигуры, хотя следы времени на них заметны

Крыша портика служит балконом, выход на который осуществляется из кабинета графа, расположенного на втором этаже прямо по центру здания. Вот как в наши дни выглядит этот выход на балкон из кабинета графа

На стенах графского кабинета росписи, изображающие уютные места усадебного парка

Над балконом главного фасада изображен герб Воронцовых-Дашковых

Вернемся к первому этажу дворца. С мужской половины дома к центральной голубой гостиной примыкает бильярдная, объединенная с библиотекой. Судя по плану, это было большое помещение, условно разделенное двойным (на две стороны) камином в центре. Окно бильярдной выходит на главный фасад дворца, окно библиотеки – на противоположный, парковый, фасад. На втором этаже над библиотекой располагалась спальня графа

В библиотеке сохранились резные деревянные потолок и книжные шкафы высотой до потолка. На фото современная мебель позволяет определить масштабность помещения: смотрите, как колоссально выглядят книжные шкафы по сравнению с обычным офисным стулом

Столовая большая, с камином – он не дошел до наших дней. В советское время помещение столовой отдали под кинозал. Сохранилось резное оформление потолка и стенных панелей

Башня использовалась в том числе для астрономических наблюдений, там находился телескоп. На ней были не просто часы, а куранты – то есть часы с колоколами, механически, без участия человека, играющими мелодию

Из башни есть выход на большую террасу перед главным фасадом дворца. Оформлен этот выход, как и на боковую террасу на женской половине, завитками-волютами

Если обойти башню, то за ней будет небольшая терраса

Эта терраса показалась мне гораздо уютнее, чем первая, на женской половине – может быть потому, что здесь сохранились перила, ограждение и вазоны в углах – такие же вазоны стояли раньше и на перилах главной террасы. Выход на террасу мужской части дома ведет из столовой.

Вид на башню с западного фасада дворца

На северном фасаде дворца расположено главное подъездное крыльцо с пандусами. Вот как оно выглядит сейчас из парка

Вот нынешний вид в противоположную сторону, от крыльца на парк

Подступы к крыльцу перекрыты, ни подойти близко, ни взобраться на него невозможно. При максимально доступном приближении сбоку крыльцо выглядит вот так. Обратите внимание: на крыше крыльца так же расположен балкон, а над ним вверху – герб Воронцовых-Дашковых

С этого крыльца посетители попадали в главный вестибюль с парадной лестницей, овальной в плане

Потолок вестибюля просто потрясает: объемная лепнина витиеватого рисунка, тонкая работа, сложные геометрические формы

С лестничной площадки между этажами можно было выйти на балкон над крыльцом и полюбоваться парком усадьбы. А по лестнице посетители поднимались на второй этаж, к комнатам гостей и кабинету хозяина

Комнаты второго этажа на фотографиях я атрибутировала по расположению окон и смежным помещениям. Получилось, что вот это гостевая спальня, расположенная над спальней графини

Вот это другая комната для гостей, смежная с предыдущей

Так же мало что осталось от спальни графа. Обратите внимание на узкий коридор, видимый через дверь, — он отделял комнаты второго этажа, выходящие на разные стороны дома

А это смежная со спальней графа комната наследника. Похоже, что и здесь роспись стен имитирует шелковый штоф. Судя по плану, комната была не такая просторная: от окна и до стены было выгорожено небольшое помещение под гардеробную или туалет

Башня на изнутри на втором этаже

Обойдя весь дворец кругом, вы возвращаетесь к первоначальной точке, откуда начали обход

Можно ещё погулять по огромному (я нашла цифру 60 гектар!) парку усадьбы. Конечно, по сравнению с эпохой графов Воронцовых, он запущен и нуждается в расчистке. Не сохранилось ничего от аллеи черных роз, которые покупались во Франции за золото. Но до сих пор в усадебном парке очень разнообразен состав деревьев — более 60 пород, в том числе немало иноземных и экзотических растений.

Заметны следы продуманной декоративной посадки парковых растений, вот, например, еловая аллея

В парке ещё сохранился пруд, правда, тоже требующий ухода

От дворца через парк пройдем ещё к одной достопримечательности – церкви Владимирской иконы Божьей матери

Дата постройки храма – 1789 год. Доска на самой церкви приписывает авторство архитектору В.Баженову, но в разных источниках называются и иные фамилии, например, М.Ф. Казакова и А.Н. Бокарева. Кто бы то он ни был, поблагодарим создателя этого чудесного псевдоготического храма, похожего на сказочный замок

Неповторимость этого храма в том, что это единственная в русской архитектуре двухэтажная церковь овальной формы (прямоугольная трапезная с парными колокольнями была пристроена позже)

Вид на Владимирскую церковь в Быково с алтарной части

Также не имеет аналогов в храмовой архитектуре России лестница, ведущая к верхнему храму и словно крыльями обнимающая главный вход в церковь первого этажа. Именно её гармоничные пропорции, изящество и лаконичность выдают руку талантливейшего мастера

По бокам западного фасада храма стоят две симметричные колокольни, увенчанные шпилями

Обойдем этот волшебный замок, чтобы поподробнее рассмотреть его. Пространство храмовых стен заполнено стрельчатыми окнами и арками, полуколоннами и барельефно выполненными портретами. Сначала я восприняла их как изображения святых, но мере того, как я обходила здание, они всё больше напоминали мне портреты великих людей. Вот лицо справа очень похоже на Коперника, а слева – на Достоевского

Не знаю, как выглядели Сократ, Аристотель, Платон и остальные гиганты мысли, но мне они мерещились в каждом старце, изображенном на стене

Вот алтарная часть храма

С двух сторон от алтарной части располагается по крыльцу

Крыльцо южного фасада Владимирской церкви в Быково

Крыльцо северного фасада Владимирской церкви в Быково

Верхняя часть храма с боковых фасадов украшена парными балкончиками с высоко вознесенной крышей, поддерживаемой тонкими колонками и увенчанной обелисками. На этом фото хорошо заметна овальная форма церкви

Растущий в ограде шиповник словно бы подчеркивает волшебно-романтический облик этого замка

Белый шиповник, страсти виновник,

Разум отнять готов.

Разве не знаешь, графский садовник

Против чужих цветов.

Рядом с Владимирским храмом в 1830-х годах была выстроена колокольня в том же стиле.

Вид на храм от колокольни:

Сейчас проход по лестнице перекрыт. На территории храма идут некрупные ремонтные работы, но лестница вроде как завершена. Верхний храм закрыт для посещений. Через главное крыльцо зайдем в нижний храм

Проход к двери храма получается длинным и по бокам открываются необычные виды

Нижний храм, который сейчас доступен, освящен в честь Рождество Христова, поэтому над дверями церкви такое изображение

В советское время храм был закрыт. Здесь располагалась швейная фабрика, а потом склад. В 1989 году храм был возвращен церкви, восстановлена роспись сводов. Видно, что самой почитаемой иконой в храме является Владимирская икона Божьей матери – у неё множество золотых и серебряных украшений в знак благодарности от верующих за помощь. Так же очень чтима икона Николая Чудотворца, которая была подарена семье Воронцовых-Дашковых императором Николаем I. Меня же поразили небольшие иконы, судя по размерам и простоте окладов, словно бы принесенные из дома, из деревенских деревянных изб. Размещены они небольшими группами. Вот на следующей фотографии внутреннего убранства храма видны такие иконы на столбе по центру снимка

Ещё на территории храма меня впечатлили стенды вдоль дорожки вот с такими плакатиками

Плакатов было несколько, я сфотографировала только два

За оградой храма, по дороге к дворцу Воронцовых-Дашковых моё внимание привлекло вот такое здание (в тени справа скрывается ещё одна подобная секция, формой похожая на замочную скважину)

Несоразмерность сложности постройки и провинциальности местоположения вкупе со старым красным кирпичом свидетельствуют за дореволюционное происхождение здания. А если посмотреть старый план всей усадьбы Быково, то примерно на этом месте располагались Большая оранжерея и Оранжерея ананасов. Может, необычное здание и есть перестроенные остатки оранжерей.

Как попасть в усадьбу Быково

Усадьба Быково относится к сельскому поселению Верейское Раменского района. Дворец Воронцовых-Дашковых находится в глубине обширного парка, ни увидеть его с дороги, ни подъехать к нему невозможно. Лучше ориентироваться на Владимирскую церковь – её шпили видны издалека, к ней ведет асфальтированная дорога, хотя и не подходит общественный транспорт. Остановка общественного тpaнcпopта расположена на Жуковском шоссе, она так и называется «Храм». Судя по Яндексу, автобусы и маршрутки идут сюда от метро Котельники.

Для автомобилистов также лучше подъехать к храму: здесь достаточно места оставить машину, хотя парковка и не обозначена. В навигаторе можно забить «Усадьба Быково» и он предложит храм Владимирской иконы Божией матери или можно задать адрес село Быково, ул.Колхозная, д.16/4. Только обратите внимание, что населенных пунктов с названием «Быково» в Московской области много, надо выбирать Раменский район.

Чтобы пройти от храма к дворцу, надо обойти ограду храма справа, т.е. идти по дороге между храмом и школьным двором, церковь остается слева. Асфальтированная дорога тут одна и она вас выведет к жилым домам, мимо которых надо идти так же по асфальту, как указывает стрелка на следующем фото

И уже сразу, повернув по стрелке, вы увидите за домом ограду парка вот с такой вертушкой – это и есть незатейливый вход в усадебный парк Быково

За калиткой не сворачивайте резко влево или вправо, идите вперед по средней тропе. На первой развилке вы выбираете левую тропу

Ориентиры – далее справа от вас остаётся котельная с горами угля под открытым небом, а слева за деревьями будет виден пруд. Пруд вы оставляете слева, обходя его на некотором расстоянии, и когда обогнете пруд, выйдете на следующее распутье, где надо выбрать уже правую тропу

Здесь уже смотрите внимательнее налево – вскоре за деревьями будет виден с угла дворец, а тропа перейдет в еловую аллею

И обратите внимание: в парке только грунтовые дороги, поэтому для прогулки выбирайте соответствующую обувь.

Также учтите следующее. Главный фасад дворца смотрит на юг и фотографировать его удобно. Храм же с южной стороны не доступен для съемки: там всё застроено и огорожено заборами – не подступиться. Хороший обзор на весь храмовый комплекс открывается с севера, но при этом может мешать солнце, невысокое в осенне-зимний период.

Удачной вам поездки в усадьбу Быково, пусть вам повезёт больше и удастся увидеть интерьеры дворца! Если же не получится – фотографии интерьеров можно посмотреть на

Е сть в Подмосковье удивительная усадьба, о которой мало, кто знает. Усадьба находится в Раменском районе, на берегу реки Быковки. От Москвы можно добраться на машине по Новорязанскому шоссе в сторону города Жуковский или на электричке от Казанского вокзала до платформы “Удельная”.

Всего в 26 км от Москвы совсем другой мир. Удивительная церковь, напоминающая готические европейские замки, полуразрушенная дворянская усадьба, огромный заросший парк, с обширной сетью каскадных прудов. В парке всегда мало людей – после революции в усадьбе располагался туберкулезный санаторий. Не переживайте, он давно не работает, и прогулки там безопасны для здоровья.

Усадьба Быково, другое название Марьино, была основана во второй половине XVII в. бывшим генерал-губернатором Москвы и фаворитом Екатерины II М.М. Измайловым. В начале XIX в. имением владел граф Воронцов-Дашков, а потом его сын. С 1880-х гг. Быково принадлежало Н.И. Ильину, до 1917 г. – его наследникам. Потом перешло в ведомство Минздрава, а сейчас ходят слухи, что его купили МЧС.

Но вернемся в первым владельцам. Постройками в Царицыне ведал Измайлов; находясь в тесных деловых отношениях с приглашенными для возведения царской усадьбы архитекторами, он, естественно, обратился к ним – Баженову и Казакову , отстраивая одновременно для себя уютную, с большим вкусом украшенную отчасти еще уцелевшую до наших дней усадьбу села Быкова, в нескольких верстах ниже по Москве-реке.

Двухэтажная церковь Владимирской иконы Божией Матери кажется грандиозной, впечатляя острыми шпилями, пронзающими небо. Аналогов этой церкви нет не только в России, но и в мире. Разве хоть один новый храм, построенный за последние годы, может сравниться с этой красотой?

Псевдоготическая церковь , беседка, английский парк с прудами, утраченный «Эрмитаж» и перестроенный главный дом усадьбы. Вообще вся усадьба и парк напоминают по стилю парк Царицыно. Уменьшенная копия и первые пробы того, что должно было получится в Царицыне.

Дворец располагается на холме, найти его не так просто, поскольку ухоженный некогда парк стал настоящим лесом. Правая половина дома была женской частью, окна ее выходят на церковь и парк, а левая часть дома – мужская, с этой стороны башня с часами и вид на хозяйские приусадебные постройки. Сразу видно четкое разделение мужских и женских дел.

Вокруг усадьбы целая сеть прудов, сохранилась даже чудесная беседка. Раньше она была украшена статуями, их кто-то украл в 90-е.

В Быково невольно пытаешься представить, как все было, когда здесь жил сам Измайлов или Воронцовы-Дашковы, каким ухоженным был парк, пруды, дорожки и аллеи парка. Какие редкие растения цвели в зимнем саду дворца, какой потрясающий вид открывался с балкона, какие балы здесь давали. И становится грустно, ведь сейчас усадьба находится в запустении.

Парадный вход оборудован для подъезда карет. Даже в советский период, когда усадьба стала туберкулезным санаторием, люди могли наблюдать удивительную красоту: лепнина на потолках, тонкая резьба на ореховых деревянных панелях, мозаика на полу, росписи на потолке. И сейчас удивительные интерьеры усадьбы сохранились во всем своем величии. Фото интерьеров дворца можно увидеть в блоге русского летописца Вадима Разумова.

Особенная ценность церкви и усадьбы в том, что именно в таком типе следует представить себе неосуществленные отделки внутренних помещений Царицынского дворца и его павильонов. Ведь московский парк Царицыно так и не был достроен, сейчас мы видим лишь современную реконструкцию нереализованного проекта. И здесь, в отличие от парка Царицыно, чувствуется история.

Как и в любой усадьбы здесь существуют свои тайные и загадочные истории. Например, бытует легенда, что за границу увезен находившийся в Быкове и тщетно разыскивавшийся портрет знаменитой княгини Дашковой, нигде не опубликованный оригинал Левицкого.

На старых планах и картах усадьбы можно прочитать, что в усадьбе были и пристань, и грот, и оранжерея ананасов, и русские бани, и швейцарская ферма.

Мы мало знаем об этой усадьбе. А сколько еще таких усадеб по всей стране? Забытые сокровища, разграбленные, разрушенные, одинокие и прекрасные одновременно.

Печально осознавать, что мало кого волнует дальнейшая судьба усадьбы. Во дворце сохранились удивительные интерьеры, которые можно увидеть лишь тем, кто сможет договориться с охранниками усадьбы.

Было бы здорово, если бы усадьба Быково стала музеем как Архангельское или Кусково. Сейчас на территории усадьбы проходят усадебные субботники, а в соцсетях есть