Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кандинский Василий Васильевич. Картины и биография. Импрессия, импровизация, композиция. Знаменитые картины Василия Кандинского Кандинский колебание картина

Василий Васильевич Кандинский (16.12.1866, Москва, Российская империя - 13.13.1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник».

Биография Василия Кандинского.

Семья, в которой родился Василий Кандинский, происходила из древнего забайкальского рода, его прабабушка была тунгусской княжной. В детстве маленькому Василию пришлось много путешествовать по России и Европе вместе со своими родителями. После того, как его семья осела в Одессе, Кандинский заканчивает гимназию, получает начальное художественное и музыкальное образование. В 1885 году семья Кандинских возвращается в Москву, и в этом же году Василий поступает в Московский университет на юридический факультет. Дважды Кандинский учебу прерывал: первый раз по состоянию здоровья, а второй раз из-за экспедиции в Вологодскую губернию. В 1893 году заканчивает университет и поступает на работу в типографию «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К» художественным директором.

В 1896 году В. Кандинский уезжает в Мюнхен, где он знакомится с выдающимися, а тогда начинающими, русскими художниками такими как , . Тогда как раз Кандинский решает связать свою жизнь с искусством, а точнее с живописью. И уже в 1897 году Василий Васильевич начинает обучение живописи в частной студии А. Ашбе. Через три года, в 1900 поступает в Мюнхенскую академию художеств, а также с этого года начинает ряд путешествий: он посещает Северную Африку, Италию, Францию, при этом не забывая заезжать в Москву и Одессу.

В 1901 году Василий Кандинский организовывает творческое объединение «Фаланга» и при нем художественную школу, где начинает свою педагогическую деятельность. Вообще жизнь Кандиского очень тесно связана со многими художественными объединениями: в 1909 году основывает «Новое мюнхенское художественное объединение». А в 1910 и 1912 годах принимал участие в выставках творческого объединения «Бубновый валет», как протест всему академическому. Параллельно этому движению Кандинский создает свою собственную новаторскую этику о «ритмическом» цвете в живописи.

В 1911 году вместе с Францем Марком дают начало ещё одному творческому объединению и в последствии альманаху под названием «Синий всадник». В нём принимали участия не только художники, но и танцоры и композиторы, которые интересовались экспрессионизмом, фовизмом и кубизмом. Членами этого объединения были такие художники как , Марианна Верёвкина, Алексей Яковленский и Пауль Клее. В этот же период у В. Кандинского проходит первая персональная выставка.

В 1914 году Василий Кандинский возвращается в Россию и останавливается в Москве. В московский период он создает в основном пейзажи, работая в реалистическом и полуабстрактном стилях. В 1917 году художник связывает себя узами брака с Ниной Николаевной Андреевской. А после революции того же года, принимает её взгляды и активно участвует в общественных работах. Вскоре Кандинский принимает участие в организации охраны памятников, помогает в основание Музея живописной культуры Российской академии художественных наук. Также в этот период он работает над своей автобиографией, над книгой «Ступени», и преподает в различных художественных школах.

В 1918-1921 года Василий Кандинский занимает различные посты и должности: состоит в художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, руководит репродуктивной мастерской, удостоен звания почетного профессора Московского университета. В эти года художник работает в основном над композициями на стекле. Самые известные из них «Амазонка» и «Амазонка в горах».

В декабре 1921 года Василию Кандинскому предлагают поехать в Берлин для налаживания дружеских отношений и организации выставок русского искусства. По прибытию в Берлин художник получает приглашение работать в художественной школе «Баухауз», которое он принимает, автоматически становясь эмигрантом и «невозвращенцем» в Россию.

В 1928 году В. Кандинский становится гражданином Германии. Также в это время к художнику приходит мировое признание и славу как ведущий живописец в абстрактном стиле. Но в 1933 году всё резко меняется. С приходом к власти в Германии нацистов всё абстрактное искусство подвергается гонению, а работы Кандинского называют «дегенеративным». В свете этих событий он был вынужден уехать во Францию. Вместе с женой они поселяются в парижском предместье Нёйи-сюр-Сен. В 1939 году художник отказывается от германского гражданства и принимает французское. В эти годы Василий Кандинский испытывает острую нужду, отчего его работы уменьшаются в размерах, начинает использовать гуашь и картон. В этот период картины, такие как «Небесно-голубое», «Сложное-простое», «Пестрый ансамбль», далеки от романтики, они переполнены страстью и эмоциями. В очередной раз публика не принимает взглядов художника, отворачиваясь от него. Нёйи-сюр-Сен стал последним городом, где жил художник. В 1944 году в этом городе он умер, и был похоронен на Новом кладбище Нёйи.

Рекордная продажа картины «Супрематическая композиция» (1916) из легендарной серии Казимира Малевича на торгах аукционного дома Christie’s в мае 2018 года стала для нас поводом собрать воедино ценовые достижения продаж работ русских художников. Какие максимальные суммы заплатили в разные годы покупатели за работы Валентина Серова, Марка Шагала, Николая Рериха, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой?

Накал страстей на торгах Christie’s был нешуточный. Помимо непосредственной борьбы за «Супрематическую композицию» искусствоведы и галеристы ждали, побьет ли работа Кандинского ценовой рекорд продаж русских художников, установленный работой Марка Ротко в 2012 году? Рекорд остался прежним: цена «вопроса» - разница в 1 миллион долларов.

1. Марк Ротко

Первое место в списке самых дорогих русских художников шестой год занимает знаменитый мастер живописи цветового поля Марк Ротко. Его полотно «Оранжевое, красное, желтое», написанное художником в 1961 году, было продано на торгах Christie’s 8 мая 2012 года за 86,88 миллиона долларов. Ценители искусства Ротко регулярно голосуют полновесным долларом за желание приобщиться к феномену этого загадочного художника. Картина «Оранжевое, красное, желтое» знаменита еще и тем, что стала самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое
1961, 236.2×206.4 см

2. Казимир Малевич

«Супрематическая композиция» (1916) из легендарной серии Казимира Малевича стала самым дорогим лотом на распродаже Christie’s, прошедшей 15 мая 2018 года. Таким образом, Малевич остался номером 2 в ТОП-10 самых дорогих русских художников: хотя цена самой дорогой его работы поднялась с 60 млн долларов на торгах в 2008 году до 85,8 млн долларов в 2018, и всего 1 миллиона не хватило, чтобы Малевич возглавил список.

Картину приобрела частная галерея «Леви Горви», установив новый ценовой потолок для работ русского абстракциониста.

Казимир Северинович Малевич. Супрематическая композиция
1916, 88.5×71 см

Появляясь на аукционах, работы Казимира Малевича всегда создают ажиотаж. Так было и в 2015 году, когда неизвестный покупатель приобрел на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке полотно «Мистический супрематизм» (1922). За картину, принадлежавшую наследникам художника, было заплачено 37,7 млн долларов.

Казимир Северинович Малевич. Мистический супрематизм
1922, 100.5×60 см

В том же 2015 году, 24 июня был побит предыдущий максимум, который платили за Малевича на открытых торгах. За картину «Супрематизм. 18-я конструкция» (1915), которую также продавали наследники Малевича, на торгах Sotheby’s в Лондоне неизвестный покупатель заплатил 33,8 млн долларов.

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм 18-я конструкция
1915, 53.3×53.3 см

3. Василий Кандинский

21 июня 2017 года на торгах Sotheby’s «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского была продана за 41,8 миллиона долларов. Она побила рекорд того же аукциона: за 20 минут до этого полотно «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом» (1909) «отца абстракции» было продано за 26,4 млн долларов. Эти две работы знаменуют переломные моменты как в творчестве художника, так и во всём искусстве XX века, и входят в небольшое число значительных картин Кандинского, остающихся в частных руках.

Василий Кандинский. Картина с белыми линиями
1913, 119.5×110 см

Василий Кандинский. Мурнау. Пейзаж с зелёным домом
1909

Рекорд по продажам картин Кандинского держался с 2012 года, когда его картина «Эскиз к импровизации № 8» была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 23 миллиона долларов.

Василий Кандинский. Эскиз для "Импровизации 8"
1909, 98×70 см

А до 2012 года самой дорогой картиной Василия Кандинского была «Фуга» (1914). За нее 17 мая 1990 года на торгах аукционного дома Sotheby’s заплатил 20,9 млн долларов швейцарский коллекционер Эрнст Бейлер.

Василий Кандинский
1914, 129.5×129.5 см

4. Марк Шагал

На вечерней распродаже произведений импрессионистов Sotheby’s 14 ноября 2017 года одна из ранних картин Шагала «Влюблённые» (1928) была продана за рекордные 28,5 млн долларов при эстимейте от 12 млн до 18 млн долларов. Война ставок между тремя претендентами длилась более десяти минут. На картине (Les Amoureux) художник изобразил себя со своей музой и первой женой Белой Розенфельд. Полотно было приобретено вскоре после завершения через парижскую галерею Bernheim Jeune & Cie. С и тех пор оно оставалось во владении одной семьи.

Марк Захарович Шагал. Влюблённые
1928

Предыдущий «потолок» для открытых торгов картинами Шагала был достигнут еще в 1990 году. Тогда на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке японский бизнесмен и рьяный коллекционер работ Марка Шагала, Хиронори Аоки, купил картину «Юбилей» (1923). Новая жемчужина коллекции японца (около 30 картин Шагала) обошлась ему около 14 млн долларов.

Марк Захарович Шагал. Юбилей
1915, 80.8×100.3 см

5. Хаим Сутин

11 мая 2015 года на торгах Christie’s в Нью-Йорке полотно Хаима Сутина «Бычья туша» («Le Bœuf»), написанное около 1923 года, было продано за 28,2 млн долларов, не превысив верхнюю планку эстимейта в 30 млн. Созданное в период с 1923 по 1925 год, полотно является одной из девяти картин с бычьими тушами, написанными Сутиным с натуры. Только три картины из этой серии находятся в частном владении.

Хаим Соломонович Сутин. Бычья туша
1923, 81×60 см

6. Алексей Явленский

На момент продажи картины Алексея Явленского «Шокко в широкополой шляпе» специалисты называли эту сделку «инвесторской удачей». Если в 2003 году картину приобрели на Sotheby’s за 8,3 млн долларов, то на торгах этого же аукционного дома 5 февраля 2008 года цена на «Шокко» взлетела более чем в 2 раза и составила почти 18,6 млн долларов. Тогда многие подчеркивали способность цен стремительно расти одновременно с интересом к творчеству художника. Возможно, после экспозиции в Русском музее, открывшей творчество Явленского широкой публике, интерес к его работам у русских коллекционеров вырастет еще больше.

Алексей Георгиевич Явленский. Шокко в широкополой шляпе
1910, 75×65.1 см

7. Валентин Серов

«Портрет Марии Цетлиной» (1910), написанный знаменитым русским живописцем, был продан на Christie’s 24 ноября 2014 года. Сумма, вырученная за картину - чуть более 14,5 млн долларов - стала рекордом специализированных «русских торгов», которые Christie’s регулярно проводит в Лондоне.

Валентин Александрович Серов. Портрет Марии Цетлиной
1910, 109×74 см

8. Николай Рерих

Продажа картины Николая Рериха «Мадонна Лаборис» (1931) стала рекордом продаж произведений русских живописцев аукционным домом Bonhams. 5 июня 2013 года в Лондоне этот лот ушел с молотка за 12 млн долларов. До того момента максимальная цена работ Николая Рериха составляла порядка 3,4 млн долларов (2007 года). И вот 6 лет спустя на торги Bonhams была выставлена очень известная, даже хрестоматийная вещь, которая с 1930-х годов была недоступна широкой публике. Несмотря на то, что уменьшенная копия «Мадонны Лаборис» выставляется в Музее Рерихов в Нью-Йорке, обладание оригиналом и история, провенанс работы, определенно повлияли на высокие результаты торгов.

Николай Константинович Рерих. Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)
1931, 8.4×12.4 см

9. Наталья Гончарова

Единственное женское имя, попавшее в список десяти самых дорогих русских художников - «амазонка авангарда» Наталья Гончарова. На протяжении десяти последних лет ее работа «Цветы» (1912) остается самой дорогой среди картин русских художниц, реализованных на открытых торгах. Произведение было продано на аукционе Christie’s в Лондоне 24 июня 2008 года почти за 10,9 млн долларов, ненамного превысив верхнюю планку эстимейта.

Наталья Сергеевна Гончарова. Цветы
1912, 72.7×93 см

10. Николай Фешин

Завершает десятку самых дорогих русских художников Николай Фешин и его картина «Маленький ковбой». С результатом в 10,8 млн долларов полотно было продано на аукционе Macdougall’s в Лондоне 2 декабря 2010 года - самый дорогой лот русского искусства, когда-либо проданный этим аукционным домом. Вдобавок к этому, картина оказалась и топ-лотом всей русской недели того года в Лондоне. С верхним пределом эстимейта в 700 тысяч фунтов, «Маленький ковбой» вызвал огромный ажиотаж и был куплен коллекционером из России.

Николай Иванович Фешин. Маленький ковбой
1940, 7.6×5.1 см

Подготовлено по материалам публикаций artinvestment.ru, sothebys.com, christies.com, macdougallauction.com, bonhams.com, tass.ru, собственным публикациям Артхива. Титульная иллюстрация: коллаж из работ Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое» (1961), Казимира Малевича «Супрематическая композиция» (1916), Василия Кандинского «Картина с белыми линиями» (1913).

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А». Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам. Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского. Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки. На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью. В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья. Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной. Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование - родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

Горный пейзаж с церковью Железная дорога Страшный суд

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

— Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна - отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

«Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. - М.: Галарт, 1994. - 238 с. - 5000 экз. - ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». - М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-4350-0011-5.

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. - ISBN 3-8297-1004-6
  • Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Köln:DuMont, 1998 - ISBN 3-7701-4159-8
  • Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.
  • Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. - 2002.- Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
  • Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. - 448с. - ISBN 5-9900349-1-1
  • Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.
  • Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, . В лучшие Музеи Мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866-1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.

В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов, где он увидел работу «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считают слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую» .

И именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. И в дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ - зимний пейзаж Василия Кандинского. Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник быстро стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и несмотря на теплую цветовую гамму – мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая подобно материальному музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского: «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего события.



«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы, можно передать психологическое состояние человека.

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек, создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня – его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.