Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Унитарное предприятие. Виды унитарных предприятий

Закон разделяет унитарные предприятия на два вида:

  • - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подразделяются на государственное предприятие (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальное предприятие;
  • - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые подразделяются на федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации и муниципальное казенное предприятие (казенные предприятия).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Учредителем такого унитарного предприятия может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает альтернативу в отношении создания федеральных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения - решение принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (п.2 ст.8 Закона об унитарных предприятиях).

Разграничение компетенции по этому вопросу предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 739.

Решение о создании федеральных унитарных предприятий с правом хозяйственного ведения впервые, а также их возникновении в результате реорганизации в форме разделения, выделения принимается Правительством РФ.

Реорганизация путем слияния, также приводящая к возникновению унитарного предприятия, осуществляется по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие (например, предложения отраслевого агентства).

В муниципальных образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов (подп.6 п.10 ст.35 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). По смыслу этого Закона принятие решения о создании муниципальных предприятий входит в компетенцию местной администрации.

В соответствии с Законом об унитарных предприятиях государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, а те из них, которые возникли до принятия этого Закона, действуют в целях выполнения функций, прямо перечисленных в Законе, например, таких, как:

  • - использование имущества, приватизация которого запрещена и которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - осуществление деятельности для решения социальных задач (в том числе реализация товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенции для обеспечения продовольственной безопасности страны).

По отношению к предприятиям, предмет деятельности которых не подпадает под указанный в Законе круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества казенных предприятий, ликвидации предприятий (разд.1, 2 Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 года № 1024; п. п.2, 3 Постановления Правительства РФ от 6 декабря 1999 года № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»).

В муниципальных образованиях принятие решения о создании предприятия и утверждение его устава, как правило, являются компетенцией одного органа - местной администрации.

В субъектах РФ принятие решения о создании муниципального предприятия может относиться к компетенции одного органа государственной власти (правительства), а утверждение устава возложено на другой - соответствующий отраслевой департамент (управление). Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть сколь угодно большим. Закон об унитарных предприятиях содержит указание лишь на минимальный размер уставного фонда: для государственного предприятия - не менее чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных - не менее 1000 МРОТ.

До принятия Закона об унитарных предприятиях минимальный размер уставного фонда был одинаковым для всех предприятий и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Законом об унитарных предприятиях. В соответствии со ст.13 Закона об унитарных предприятиях уставный фонд государственного или муниципального предприятия формируется в полном объеме собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. При этом уставный фонд сформирован с момента зачисления соответствующих сумм на открываемый в этих целях банковский счет и передачи предприятию в полном объеме имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

До принятия Закона об унитарных предприятиях формирование уставного фонда завершалось полностью к моменту регистрации предприятия.

В качестве вклада в уставный фонд собственник может внести деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, другие вещи, имущественные права и другие права, имеющие денежную оценку. Например, вкладом может быть право на использование изобретения, исключительное право на которое принадлежит государству. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 739 формирование уставного фонда федеральных предприятий осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Интересы кредиторов такого предприятия обеспечиваются субсидиарной ответственностью собственника его имущества.

Чистые активы предприятия должны быть по сумме не меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они определяются по данным бухгалтерской отчетности, поступающей в органы управления государственным и муниципальным имуществом. Если по результатам любого финансового (календарного) года будет установлено, что чистые активы предприятия меньше размера его уставного фонда, орган управления имуществом должен подготовить проект решения об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего чистые активы предприятия. Решение же принимает орган, уполномоченный создавать предприятия.

Если же стоимость чистых активов предприятия по окончании финансового года (31 декабря) становится меньше, чем установленный Законом минимальный размер уставного фонда (5000 МРОТ для государственных, 1000 МРОТ для муниципальных предприятий), Закон допускает возможность ликвидации предприятия в судебном порядке. При этом ГК РФ не указывает, кто именно вправе обратиться в суд с соответствующим требованием. Можно предположить, что ГК РФ не имеет в виду собственника предприятия (органы власти, реализующие функции собственника). Ведь собственник может принимать решение о ликвидации, реорганизации предприятия своей властью, без решения суда и без мотивации принимаемого решения (ст.295 ГК РФ, ст.35 Закона об унитарных предприятиях).

Закон об унитарных предприятиях предоставляет право предприятию и собственнику в течение трех месяцев после окончания финансового года (отчетного), то есть до 1 апреля следующего за отчетным года, восстановить имущественное положение предприятия, чтобы чистые активы превысили минимальный размер уставного фонда. Если это не будет сделано, собственник обязан принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия.

Понятно, что о каких-либо санкциях в отношении собственника (Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований), не выполняющего указанную обязанность, говорить нереально. Своеобразной санкцией в отношении предприятия, допустившего уменьшение своих чистых активов, являются последствия, предусмотренные Законом об унитарных предприятиях: если в течение шести месяцев после окончания финансового года собственник имущества предприятия не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации предприятия, его кредиторы вправе потребовать от предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков. Представляется, что эта санкция вряд ли будет применяться. Во-первых, предприятия не обязаны публиковать свою отчетность, за исключением случаев, предусмотренных законом, поэтому о реальном финансовом положении должника кредиторы могут и не знать; во-вторых, если они и предъявят требования о возмещении убытков, то вряд ли получат соответствующие суммы от должника, у которого отсутствует имущество даже в размере его минимального объема.

В ГК РФ не установлены сроки для уведомления предприятием своих кредиторов, если собственник его имущества принял решение об уменьшении уставного фонда предприятия, равно как и сроки, в течение которых кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств предприятием-должником и возмещения им убытков. Вопрос о сроках решен в Законе об унитарных предприятиях - в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие уведомляет об этом кредиторов и сообщает им о новом размере уставного фонда, а также обязано опубликовать информацию о принятом собственником решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Такой же срок - 30 дней со дня направления им уведомления или со дня опубликования указанного сообщения - предоставлен кредиторам для предъявления требований к предприятию о прекращении обязательств, досрочном их исполнении и возмещении им убытков.

Государственное и муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих условиях:

  • - собственник имеет право давать обязательные для предприятия указания;
  • - собственник имеет возможность иным образом определять действия предприятия;
  • - в результате, по сути, неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие, ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит предприятие до банкротства.

Закон об унитарных предприятиях, хотя и сузил имущественную самостоятельность предприятия (резко увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.

Исходя из общих начал гражданского законодательства о виновной ответственности, в суде сложно будет доказать, что собственники (органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность оказать предприятию финансовую помощь.

Правило о субсидиарной ответственности применялось также к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего. С вступлением в силу Закона об унитарных предприятиях унитарные предприятия не вправе более создавать дочерние предприятия, а те, которые ранее, до вступления в силу указанного Закона были учреждены, подлежали реорганизации путем присоединения к создавшим их предприятиям. По завершении процесса такой реорганизации надобность в норме об ответственности унитарного предприятия за свое дочернее предприятие полностью отпадает.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном числе случаев, указанных в п.4 ст.8 Закона об унитарных предприятиях, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения.

По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

  • - в результате его преобразования в казенное предприятие, то есть путем изменения вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией);
  • - путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий;
  • - в результате ликвидации предприятия с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации имущества казенного предприятия.

Закон впервые не запрещает создание казенных предприятий за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления.

Казенное предприятие, как и любая другая коммерческая организация, имеет фирменное наименование. Его полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание собственника его имущества - РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Казенное предприятие действует на основе производного от права собственности вещного права - права оперативного управления на закрепленное за ним собственником имущество. Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Объем возможностей по распоряжению имуществом казенного предприятия по сравнению с предприятием, действующим на основе права хозяйственного ведения, значительно уже - практически все сделки совершаются им с согласия собственника. Исключение составляет готовая продукция - казенное предприятие распоряжается ею самостоятельно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами (п.1 ст.297 ГК). Однако права по распоряжению готовой продукцией ограничены тем, что казенному предприятию доводятся обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п.2 ст.20 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества казенного предприятия в лице уполномоченного органа определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение.

Деятельность казенных предприятий планируется и финансируется в соответствии с Законом об унитарных предприятиях. Казенное предприятие действует на основе утвержденной ему собственником сметы доходов и расходов. Так же, как предприятие с правом хозяйственного ведения, казенное предприятие периодически представляет собственнику бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности и иные документы - отчеты, перечень которых для федеральных предприятий утверждается Правительством РФ (п.3 ст.26 Закона об унитарных предприятиях). Поскольку казенным предприятиям утверждается смета их доходов и расходов, в том числе дополнительно полученных из бюджета целевых средств, их деятельность является объектом государственного и муниципального финансового контроля. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий (п.2 ст.269 БК РФ). Для последующего контроля федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств (п.7 ст.274 БК РФ).

Казенное предприятие отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Однако банкротству оно не подлежит. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия. При привлечении государства, муниципального образования к гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за созданные ими казенные предприятия.

Казенные предприятия реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения (например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно), преобразования в учреждение.

Особо надо отметить возможность возникновения казенных предприятий в результате реорганизации предприятий с правом хозяйственного ведения. Например, на основе слияния двух организаций с правом хозяйственного ведения, производящих однородную продукцию, может быть создано одно казенное предприятие. При этом не допускается создание федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий с правом хозяйственного ведения, имеющих кредиторскую задолженность, то есть являющихся должниками по просроченным денежным обязательствам.

Казенные предприятия могут быть реорганизованы и прекратить свое существование при присоединении к предприятию с правом хозяйственного ведения, при слиянии и возникновении в результате такого слияния предприятия с правом хозяйственного ведения. Собственник может изменить вид казенного предприятия, преобразовав его в предприятие с правом хозяйственного ведения (изменение вида предприятия не относится к реорганизации). Во всех таких случаях государство, муниципальное образование в течение шести месяцев несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия, перешедшим к предприятию с правом хозяйственного ведения (п.5 ст.29 Закона об унитарных предприятиях).

Если казенное предприятие преобразуется в предприятие с правом хозяйственного ведения и изменяется таким образом вид предприятия, регистрируются только изменения в уставе, отражающие изменение статуса предприятия (п.4 ст.29 Закона об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

Казенное предприятие, включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

При преобразовании предприятия в открытое акционерное общество в процессе его приватизации обязанность государства субсидиарно отвечать за предприятие перед кредиторами прекращается. Правопреемником по обязательствам такого предприятия становится акционерное общество.

Если же предприятие реорганизуется в учреждение, то государство, муниципальное образование при недостаточности у учреждения денежных средств несут субсидиарную ответственность перед кредиторами по обязательствам, перешедшим к учреждению в порядке правопреемства при реорганизации.

Унитарное предприятие, как и иные коммерческие организации, обязано уведомлять своих кредиторов о принятом решении о реорганизации.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записей о прекращении предприятий, а также регистрация внесенных в устав изменений (например, при изменении вида унитарного предприятия) осуществляются только при условии представления регистрирующему органу информации - доказательств уведомления кредиторов (п.8 ст.29 Закона об унитарных предприятиях), необходимого для реализации ими гарантий своих прав.

Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда - по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Если предприятие грубо или систематически нарушало законодательство, целесообразно все же не ликвидировать его, а приватизировать, например, продав имущественный комплекс на аукционе в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация предприятия может привести к убыткам государства, поскольку оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности у него имущества, а приватизация может принести государству доход.

Коммерческую деятельность осуществляют не только отдельные предприниматели, но и государство, которое имеет в лице своих органов и специализированных предприятий, у которых в свою очередь есть статус юридического лица. Свою деятельность государственные структуры осуществляют на нескольких уровнях: верхнем - общегосударственном (федеральном) и нижнем - местном (региональном и муниципальном).

На верхнем уровне функционируют министерства финансов и Центральные банки. Центральные банки являются агентами и дилерами правительства в операциях купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг, а также регулируют денежную массу в обращении. В свою очередь министерство финансов выступает на отечественных и зарубежных финансовых рынках в роли заемщиков денежных средств, также вступают в конкурентную борьбу с частными институтами. Государство осуществляет свою предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального масштаба.

Функционирование государства на местном уровне осуществляется в основном в трех направлениях:

В самых прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);

В сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) чтобы избежать неоправданное завышения тарифов этих организаций за пользование своими услугами;

В малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которых частный сектор, как правило, инвестирует свои средства неохотно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Понятие и виды унитарных предприятий

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, которая не имеет права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), даже между работниками предприятия.

Кроме сведений, которые указаны в п. 2 ст. 52 ГК РФ, устав такого предприятия обязан включать в себя:

Сведения о предмете и цели деятельности предприятия;

Сведения о размере уставного фонда, также о порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут создаваться лишь государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия обязано содержать указание на собственника его имущества. Данное предприятие отвечает по обязательствам все принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или же на праве оперативного управления.


Органом управления предприятия является руководитель, он выбирается собственником или уполномоченным собственником органом и подотчетный им. Правовое положение подобных предприятий определяется ГК РФ и федеральным законом о таких предприятиях.

Унитарные предприятия подразделяются на два вида:

1) Унитарные предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения -должны создаваться по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительный документ предприятия - это его устав, который утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше той суммы, которая определена законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

До того как государственная регистрация предприятия будет произведена, его уставный фонд обязательно должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше его уставного фонда, то уполномоченный орган, который создает такие предприятия будет обязан уменьшить размер уставного фонда в установленном порядке. Если же стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного фонда, то предприятие ликвидируется по решению суда.

При принятии решения об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано в письменном виде известить об этом всех своих кредиторов, они же в свою очередь могут потребовать прекращения или досрочного исполнения всех обязательств, должником по которым является это предприятие, и возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия не отвечает по обязательствам

2) Унитарное предприятие, которое основано на праве оперативного управления - создается в предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях случаях по решению Правительства РФ на базе имущества, которое находится в федеральной собственности. Это предприятие является казенным, учредительным документом которого является утвержденный Правительством РФ устав. Фирменное наименование предприятия также должно содержать указание на то, что оно является казенным. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Предприятие по решению Правительства РФ может реорганизовываться или ликвидироваться.

Унитарное предприятие

Унита́рное предприя́тие - особая организационно-правовая форма юридического лица . Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования)

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП - на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

СНГ

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия, не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится общей совместной собственности его членов физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Примеры

  • ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе »
  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ »
  • ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“ »
  • ФГУП «Почта России »
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть »
  • ФГУП « »
  • ФГУП «Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук »

См. также

Примечания

Ссылки

  • Каталог официальных сайтов Федеральных государственных унитарных предприятий

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Интернет-издание
  • Манассе Иерж

Смотреть что такое "Унитарное предприятие" в других словарях:

    Унитарное Предприятие - См. Предприятие унитарное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Унитарное предприятие - (англ Unitarian /unitary enterprise) в гражданском праве РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество … Энциклопедия права

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме У.п. могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество У.п. находится… … Юридический словарь

    Унитарное предприятие - (unitary enterprise) коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством, муниципалитетом) имущество: оно принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В… … Экономико-математический словарь

    унитарное предприятие - Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством, муниципалитетом) имущество: оно принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В форме унитарных… … Справочник технического переводчика

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество У.п. является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками… … Юридическая энциклопедия

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - в соответствии со ст. 46 ГК унитарное предприятием представляет собой одну из форм коммерческих организаций, в которых могут создаваться юридические лица. Согласно ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не… … Юридический словарь современного гражданского права

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между… … Административное право. Словарь-справочник

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом. Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе .

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций . Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица - устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения . Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом , продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями. В законе об этом четко прописано. Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам . Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку , что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне , это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности , для которых они были созданы.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.