Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Методические рекомендации: Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по литературе Номинация. Самостоятельная работа студентов по литературе

Самостоятельная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев – Обломова и Штольца. У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны. Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.

Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты. Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване. Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.

Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин – «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.

Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении. То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями. Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.

Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек. Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц – очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты. Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.

Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.

Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей. Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде. Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.

Перечень самостоятельных работ по литературе для 1 курса.

1. Реферат по теме: «История развития литературного языка».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю.(по выбору)

3. Рефераты по теме: «Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева»,

4. «Жизнь и творчество А.А.Фета».

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору)

6. Чтение романа «Обломов».

7.Реферат по теме: «Роман Гончарова И.А. «Обломов» как социально─ психологический и философский роман».

8.Составление хронологической таблицы «Биография Островского А.Н.»

9. Реферат по теме: «Творческая история драмы «Гроза».

10. Чтение пьесы «Гроза».

11. Составление сравнительной характеристики образов Дикого и Кабановой.

12. Составление образа Катерины.

13. Подготовка к сочинению по темам:

«Кто виноват в гибели Катерины?», «Представители «темного царства», «Образ Катерины в драме», «Быт и нравы города Калинова», «Катерина и «темное царство».

14. Просмотр фильма «Гроза».

15. Составление хронологической таблицы «Биография Чернышевского Н.Г.»

16. Чтение романа «Что делать?».

17. Реферат по теме: «Роман «Что делать?» Чернышевского Н.Г., его социально - политическая и философская характеристика, проблематика и идейное содержание».

18. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

19. Чтение романа «Отцы и дети».

20. Просмотр фильма «Отцы и дети».

21. Подготовка к сочинению по темам: «Образ Базарова», «Тема «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети», «Базаров и Аркадий в романе» и т.д.

22. Чтение романа «Накануне».

23. Чтение романа «Дворянское гнездо».

24. Реферат по теме: «Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».

25. Чтение романа «Преступление и наказание».

26. Чтение романа «Идиот».

27. Реферат по теме: «Теория Раскольникова и ее крушение».

28. Просмотр фильма «Преступление и наказание».

29. Подготовка к сочинению по теме: «Теория Раскольникова и ее крушение».

30. Реферат по теме: «История создания романа «Война и мир».

31. Реферат по теме: «Образ Андрея Болконского».

32. Реферат по теме: «Образ Пьера Безухова».

33. Реферат по теме: «Образ Наташи Ростовой».

34. Подготовка к сочинению по темам: «Путь исканий Андрея Болконского», «Женские образы в романе» и т.д.

35. Просмотр фильма «Война и мир».

36. Реферат по теме: «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина».

37. Чтение сказок Салтыкова-Щедрина.

38. Чтение романа «История одного города».

39. Подготовка к сочинению по темам: «Смешное и грустное в сказках Салтыкова – Щедрина М.Е.», «Временное и вечное в сказках Салтыкова – Щедрина М.Е.», «Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова – Щедрина М.Е.» и т.д.

40. Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

41. Реферат по теме: «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова».

42. Чтение рассказа «Ионыч».

43. Чтение пьесы «Вишневый сад».

44. Реферат по теме: «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

45. Подготовка к сочинению по теме: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе»,

46. «Путь от Старцева к Ионычу».

Перечень самостоятельных работ по литературе для 2 курса.

1. Реферат «Литература ХХ века».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

3. Реферат по теме: «Серебряный век».

4. Реферат по теме: «Акмеизм».

5. Реферат «Символизм».

6. Реферат «Футуризм».

7. Реферат по теме «Творчество Н.С.Гумилева».

8. Реферат по теме «Творчество В.Хлебникова».

9. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

10. Чтение поэмы «Двенадцать».

11. Реферат по теме: «Тема Родины в поэзии Блока».

12. Чтение произведений А.И.Куприна «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

13. Реферат по теме: «Творчество Куприна А.И.»

14. Реферат по теме «Жизнь и творчество Бунина И.А.»

15. Чтение произведений «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные аллеи».

16. Чтение произведений «Старуха Изергиль», «На дне».

17. Подготовка к сочинению по теме: «Судьба обитателей «дна».

18. Реферат по теме: «Романтические рассказы Горького М.», «Жизнь и творчество М.Горького».

19. Чтение произведений Аверченко А.

20. Реферат по теме: «Литература 20-х годов».

21. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

22. Подготовка к сочинению по теме: «Тема Родины в лирике Маяковского».

23. Реферат по теме: Любовная лирика Маяковского».

24. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

25. Реферат по теме: «Тема Родины в поэзии Есенина».

26. Подготовка к сочинению.

27. Чтение произведений «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

28. Просмотр фильмов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

29. Реферат по теме «Творчество Шолохова М.А.»

2 класс Контрольная работа «Работа с текстом » В. 1

Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать с большой скоростью.

Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру.Гигантские, встречающиеся в Южной Америке достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.

_____________

В каком месте на земном шаре можно встретить колибри? ____________________________________________________________________

Какого размера достигают гигантские колибри _________________________

_____

_____________________________________________________________

Что обозначает число 81 в тексте?____________________________________

Колибри

Гигантские колибри

Красивая птичка

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

У растения баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные, появляются на дереве летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает много жидкости. Нужно защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в толщину, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину.

У баобаба очень редкие листья. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители готовят приправу под названием кускус.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Почему у баобаба толстая кора? ________________________________________________________

Почему у баобаба редкие листья?______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Кто такие крыланы?_________________________________________________

Что обозначает цифра 10 в тексте_________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Баобаб спасает животных.

Баобаб худеет.

Баобаб

3 класс

Контрольная работа «Работа с текстом » В. 1

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать со скоростью, достигающей иногда восьмидесяти километров в час.

В настоящее время известно триста девятнадцать видов колибри.Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру.Гигантские, встречающиеся в Южной Америке, в районе гор Анд, достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.

На Кубе водится самая маленькая колибри — колибри-муха. Длина ее, от кончика тонкого клюва и до окончания хвоста, лишь пятьдесят семь миллиметров. Самка немного крупнее самца, у которого головка и шейка искрящегося красного цвета. Снизу он голубоватого цвета, а сверху — серовато-белого. У самки спинка зеленоватая, а брюшко светлое.

Почему колибри считают удивительной птицей среди пернатых?

___________________________________________________________

В каком направлении умеют летать колибри?

__________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

С какой скоростью может летать колибри?

___________________________________________________________

Какое строение организма позволяет птице летать с большой скоростью?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Какое количество видов колибри известно ученым?

____________________________________________________________

В каком месте на земном шаре можно встретить колибри?_____________________________________________________

Какой размер обыкновенных колибри?____________________________

В каком районе Южной Америки живут гигантские колибри? ____________________________________________________________

Какого размера они достигают?_________________________________

Какова особенность оперения всех колибри? ____________________________________________________

Каким характером отличаются колибри? Приведи пример.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличаются различные виды колибри друг от друга?

_____________________________________________________________

Как называют самую маленькую птичку колибри?

_____________________________________________________________

Какой у нее размер туловища?

___________________________________________________________

Внеси в таблицу «Внешний вид колибри - мухи»» известные данные из текста:

Спинка

Брюшко

Самка

Самец

Что обозначают цифры в этом тексте, подпиши

319

1 2 3

Дай название каждой части:

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Колибри

Гигантские колибри

Удивительные существа среди пернатых

Колибри - муха

Красивая птичка

Контрольная работа «Работа с текстом» В. 2

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

Громадный толстый баобаб — обитатель теплых районов Земного шара. Существует два вида этого растения. Родина одного из них — Австралия, а другой вид растет в Африке.

У баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные и крупные, появляются на дереве в самое засушливое время - летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает огромное количество жидкости.
В стволе баобаба может накапливаться до ста двадцати тысяч литров жидкости. Необходимо защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в объеме, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину. Но, несмотря на такую неравномерность роста, баобаб в среднем все же становится шире—в год примерно на 3 сантиметра.

При таких внушительных размерах ствола у баобаба очень редкая крона. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители из листьев варят своеобразные супы, готовят приправу под названием кускус. Водянистую древесину баобаба часто используют животные, страдающие от жажды.

Сколько видов баобабов существует на Земле?________________

Где растет каждый вид баобаба?

_____________________________________________________________

Какова основная особенность растения баобаб?

_____________________________________________________________

Для чего баобабу приходится накапливать влагу?

________________________________________________________________________________________________________________________

В какое время года у баобаба появляются плоды?

_____________________________________________________________

Опиши, какие они?____________________________________________

Сколько воды может накапливаться в стволах баобаба?

__________________________________________________________________

Почему у баобаба толстая кора?________________________________________________________

Какого цвета кора у баобаба?___________________________________

Почему ствол баобаба изменяется в размерах, то «худеет, то поправляется?»_____________________________________________________________________________________________________________

Почему у баобаба редкая крона?______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Как используют баобаб местные жители?

_______________________________________________________________________________________________________________

Как называется приправа, которую изготавливают местные жители из кроны дерева?_________________________________________________

Как используют баобаб животные?

Внеси в таблицу «Как выглядит баобаб» известные данные из текста:

Ствол

Крона

Кора

Сколько частей в э том тексте. Подчеркни. 1 2 3

Дай название каждой части:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Баобаб спасает животных.

Баобаб худеет.

Баобаб

Удивительное растение - баобаб.

Два вида баобаба.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2015-2016 учебный год)

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов

по литературе

Номинация: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Название работы: Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по литературе

Место выполнения работы : Кемеровский педагогический колледж


Введение ………………………………………………………………

3

Формы организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов ………………………………………………………………….

4

Самостоятельная работа № 1 ………………………………………...

6

Самостоятельная работа № 2…………………………………………

9

Самостоятельная работа № 3 ………………………………………...

11

Самостоятельная работа № 4 ………………………………………...

12

Самостоятельная работа № 5 ………………………………………...

16

Самостоятельная работа № 6 ………………………………………...

18

Основная литература …………………………………………………

21

Дополнительная литература …………………………………………

21

Интернет-ресурсы ………………………………………………….…

22

Приложения……………………………………………………………

23

Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата

23

Приложение 2.Изобразительно-выразительные возможности лексики …………………………………………………………….…..

24

Приложение 3.Речевые клише ……………………………………

42

Введение
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Литература» предназначены для студентов I курса педагогического колледжа (специальность 490201 Физическая культура). Согласно требованиям ФГОС СПО самостоятельная внеаудиторная работа является составной частью процесса обучения. При обязательной аудиторной нагрузке 112 часов по дисциплине «Литература» объем внеаудиторной самостоятельной работы составляет 56 часов.

Цель самостоятельной работы по литературе – формирование потребности и готовности студентов к саморазвитию, самообразованию в процессе освоения дисциплины, повышение на этой основе качества обученности литературе. В основу организации самостоятельной работы положен компетентностный подход в обучении. В ходе освоения дисциплины «Литература» у будущих специалистов не только закладывается знаниевая база, но и формируются общекультурные, общепрофессиональные компетенции (языковая, коммуникативная, правописная и культуроведческая), необходимые для качественной, продуктивной профессиональной деятельности. Цель методических рекомендаций – оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Литература».

Задания самостоятельной работы направлены на формирование общих компетенций, предусмотренных стандартами третьего поколения.

Самостоятельная работа по дисциплине «Литература»:

– вырабатывает психологическую установку на систематическое самостоятельное пополнение знаний;

– формирует необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков по учебной дисциплине;

– вырабатывает умение ориентироваться в потоке информации;

– повышает интерес к изучению дисциплины;

– дает возможность объективно оценить знания и умения по предмету, увидеть перспективы роста.

Формы организации самостоятельной

внеаудиторной работы студентов


Содержание

учебного

материала

по программе

дисциплины

«Литература»


Написание рефе-ратов

Составление библиографических карточек по творчеству

писателя


Работа

со сло-варями


Работа с электронными каталогами

и интернет-ин-форма-цией


Конспектирование

статьи учеб-ника


Письменный анализ лирического произведения

Тема 1.1

А. С. Пушкин


4 ч

Тема 3.1

Н. В. Гоголь


2 ч

Тема 4.1

А. Н. Островский


4 ч

Тема 5.1

И. А. Гончаров


2 ч

Тема 6.1

И. С. Тургенев


4 ч

Тема 9.1

Поэты второй половины XIX века


4 ч

Тема 10.1

М. Е. Салтыков-Щедрин


4 ч

Тема 13.1

А. П. Чехов


4 ч

Тема 17.1

М. Горький


2 ч

Тема 18.1

А. А. Блок


2 ч

Тема 19.1

Литературный процесс 20-х годов XX века


2 ч

Тема 21.1

С. А. Есенин


4 ч

Тема 23.1

М. И. Цветаева


2 ч

Тема 26.1

М. А. Булгаков


4 ч

Тема 27.1

М. А. Шолохов


2 ч

Тема 28.1

Деятели литературы и искусства на защите Отечества


2 ч

Тема 29.1

А.А. Ахматова


4 ч

Тема 33.1

Литература

50–80-х годов

XX века


4 ч

Самостоятельная работа № 1
Форма организации самостоятельной работы : написание реферата на одну из предложенных тем.
Цели: поиск учебной информации в источниках разного типа; структурирование и систематизация материала.
Термин «реферат» – латинское слово. В дословном переводе означает «докладываю». Реферат не является конспектом, пишется по нескольким источникам, материал которых анализируется студентом. Делаются выводы, обобщения, строятся графики, создаются таблицы.
Требования к реферату. Набор текста: 12 кегль, заголовки – 14 кегль, междустрочный интервал – полуторный. Размеры полей: левое – 2 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, правое – 2 см. Нумерация страниц снизу, справа.

Желательна защита реферата в форме презентации, но можете использовать формы защиты по вашему выбору. На защиту отводится 5–7 минут учебного времени.
Этапы работы над рефератом:

1. Выберите тему реферата. Определите, какую проблему хотите исследовать в ходе работы.

2. Найдите литературу на бумажных носителях и в сети Интернет.

3. Напишите список литературы.

4. При первичной обработке материала сделайте выписки из источников, обратите внимание на непонятные фразы, слова.

5. Составьте план основной части реферата.

6. Напишите черновой вариант работы, при необходимости обратитесь за помощью к преподавателю.

7. Выполните фактическую и стилистическую правку текста.

8. Определитесь, в какой форме будете защищать работу. Подготовьтесь к защите реферата.

Примерная структура реферата:

1. Титульный лист (прил. 1).

3. Введение (формируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, указывается цель и задачи реферата).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены графики, чертежи, иллюстрации).

5. Заключение (подводятся итоги, выводы по теме, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы (в алфавитном порядке).
Темы учебной программы для написания реферата
Тема 1.1. А. С. Пушкин
Предлагаемые темы рефератов:

1. А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка.

2. Роль А. С. Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

3. Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах А. С. Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

4. Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

5. Патриотические стихотворения А. С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой») (по выбору студентов).

Тема 4.1. А. Н. Островский
Предлагаемые темы рефератов:

1. Новаторский характер драматургии А. Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

2. Драматургия А. Н. Островского конца 1860-х и 1870-х годов.

3. Последний период творчества А. Н. Островского (драма «Бесприданница»).
Тема 6.1. И. С. Тургенев
Предлагаемые темы рефератов:

1. «Записки охотника» И. С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие.

2. В. Г. Белинский о сборнике рассказов «Записки охотника».

3. Тургеневские женщины (по творчеству И. С. Тургенева).

4. И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.
Тема 9.1. Поэты второй половины XIX века
Предлагаемые темы рефератов:

1. Н. А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

2. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
Тема 10.1. М. Е. Салтыков-Щедрин
Предлагаемые темы рефератов:

1. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

2. Фантастика и гротеск в «Истории одного города».

Тема 33.1. Литература 50–80-х годов XX века
Предлагаемые темы рефератов:

2. Основные направления в развитии русской поэзии второй половины XX века.

3. Тема утраты исторической памяти в прозе 60-х годов XX века.

4. Развитие отечественной драматургии второй половины XX века.

5. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др. (по выбору студентов).

6. Развитие традиций русской классики в поэзии Н. Рубцова, Л. Мартынова, Е. Винокурова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, И. Бродского, Р. Гамзатова и др. (по выбору студентов).
Критерии оценки выполненной работы:

1. Научность, полнота реферата, наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

2. Научность, доказательность, краткость, эмоциональность выступления.

3. Выполнение всех требований к письменному оформлению ре-ферата.
Форма контроля:

1. Оценка письменной работы преподавателем.

2. Оценка устной защиты работы преподавателем и студентами.
Время выполнения: 24 часа.

Самостоятельная работа № 2
Форма организации самостоятельной работы: составление библиографических карточек по творчеству писателя.
Цели: знакомство с основными элементами библиографической информации; формирование умения работать с информацией (находить нужную информацию, сворачивать ее, лаконично формулировать сведения о произведениях); развитие критического мышления.
Краткие теоретические сведения. Основу библиографической записи составляет библиографическое описание – набор главных данных: автор, заглавие, год издания, место издания, количественная характеристика и др. Все эти данные заносятся на каталожную карточку. Библиографическое описание, как паспорт, удостоверяет «личность» книги. Знание правил библиографического описания документа помогает читать библиографические записи, то есть определять по ним нужные книги, заказывать их в библиотеках и книжных магазинах, самостоятельно описывать документы и на этой основе составлять для себя списки литературы и личные картотеки, вести самостоятельный библиографический поиск.

Самым распространенным способом является алфавитный , то есть расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке заглавий публикаций. Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов. Алфавитный способ можно использовать, когда список невелик по объему и касается узкого вопроса. В хронологическом списке библиографические описания документов располагают по годам создания.

Библиографическая карточка – карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, выходные данные.
Методические рекомендации по выполнению работы. Библиографические карточки записываем в тетради в хронологическом порядке.
Структура записи:

1. Год написания, год издания произведения.

2. Жанр (роман, повесть, стихотворение, статья, сборник рассказов и др.).

3. Тема, проблема произведения.

Темы учебной программы

для составления библиографических карточек

по творчеству писателя

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

4.3.1. Виды самостоятельной деятельности учащихся по литературе

1. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках организуется с целью:

Диагностики и контроля степени освоения изученного на уроках материала в форме:

Письменных ответов на вопросы;

Сочинения;

Контрольной работы;

Формирования и углубления знаний учащихся посредством представления результатов внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся.

2. Внеклассная самостоятельная деятельность способствует созданию благоприятных условий для организации самостоятельного чтения и/или самостоятельного исследования, а также для углубления знаний учащихся, сформированных на уроке, и может быть реализована в рамках следующих форм и направлений:

Самостоятельное чтение;

Читательский дневник;

Реферат;

Конспект;

Интерпретационная деятельность:

Инсценировка художественного произведения;

Сценарий, основанный на биографическом материале и художественных произведениях;

Живописные и графические работы по мотивам художественного произведения;

Участие в научном мероприятии:

Научная статья;

Участие в дискуссии;

Проект, защита проекта;

Сочинение;

Письменные ответы на вопросы;

Исследование по интересующей ученика теме;

Электронная презентация;

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Задания для самостоятельной работы Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века. Попробуйте сгруппировать их по близости творческих принципов, по основной проблематике творчества, по политическим взглядам и предпочтениям.Существует два

Из книги Чехов в школе автора Громов Леонид Петрович

Воспитательное значение самостоятельной работы учащихся в связи с внеклассным чтением произведений А. П. Чехова Высоконравственный характер авторской позиции в произведениях А. П. Чехова оказывает благотворное влияние на учащихся. Опираясь на внеклассное чтение

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

1. Виды просодии Излагаемые ниже соображения относительно русского и английского четырехстопного ямба лишь в общих чертах обозначат их сходство и различие. Среди русского поэтического наследия я избрал в качестве образца произведения нашего величайшего поэта Пушкина.

Из книги К теории театра автора Барбой Юрий

14. Виды театра Театральное сознание, как обыденное, так и ученое, включая сознание авторов энциклопедий, привычно делит театр на несколько видов (иногда их называют родами - в этом случае театр как таковой полагают «видом искусства»). Имеются простые перечни этих видов.

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе автора Лекомцева Надежда Витальевна

1 Ознакомление учащихся с художественно-эстетическими направлениями в литературе XX века Обращение к отечественной и западной литературе в старших классах имеет свою специфику. Целью знакомства с образцами художественной классики становится не просто расширение

Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

4.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по литературе Самостоятельная деятельность учащихся является одной из форм организации процесса литературного образования, осуществляемой как в рамках системы уроков по литературе, так и во внеучебное

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

4.3.2. Этапы и формы организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Этапы:1. Подготовительный этап осуществляется учителем и включает: постановку цели и задач; представление алгоритма выполнения работы; методические рекомендации к реализации

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги [Мир без политики, нищеты и войн] автора Фреско Жак

4.3.3. Модели организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Самостоятельная деятельность учащихся по литературе может носить разнообразный характер (читательская, поисковая, исследовательская и др.) и степень его проявления может быть

Из книги Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали автора Байяр Пьер

4.3.4. Информационные технологии в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Для успешной организации самостоятельной деятельности учащихся немалое значение имеют информационные технологии, которые могут быть использованы с

Из книги Современные писуны автора Ангелов Андрей

4.4. Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся Диагностика, контроль и аттестация являются средствами продуктивной организации процесса литературного образования школьников, осуществляя измерение степени сформированно-сти у учащихся знаний, умений и навыков,

Из книги автора

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания для самостоятельной работы Вопросы (семинар «Песнь о Нибелунгах») 1. Мифологические и реально-исторические черты эпоса.2. Особенности времени и пространства в «Песни о Нибелунгах».3. Соотношение христианства и

Из книги автора

Из книги автора

Виды непрочитанных книг

Из книги автора

§1. Виды писунов Писун – это тот сапиенс, что пишет прозу, – чаще всего, безудержно.Существует такая штука, как литературный талант – он либо дан, либо нет. Поэтому в данной книге нет ничего личного, ведь на