Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Умер писатель, историк николай михайлович карамзин. Карамзин краткая биография интересные факты

Николай Карамзин – русский историк, писатель, поэт и прозаик. Он является автором «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории России, написанного в 12 томах.

Карамзин является крупнейшим русским литератором эпохи сентиментализма, прозванным «русским Стерном».

Кроме этого ему удалось совершить множество важных реформ в русском языке, а также ввести в обиход десятки новых слов.

Почувствовав уверенность в своих силах и окрыленный первым успехом, Николай Карамзин начинает активно заниматься писательской деятельностью. Из-под его пера выходит множество интересных и поучительных рассказов.

Вскоре Карамзин становится руководителем «Московского журнала», в котором публикуются произведения разных писателей и поэтов. До этого времени в Российской империи не было ни одного подобного издания.

Произведения Карамзина

Именно в «Московском журнале» Николай Карамзин опубликовал «Бедную Лизу», которая считается одним из лучших произведений в его биографии. После этого из-под его пера выходят «Аониды», «Мои безделки» и «Аглая».

Карамзин был невероятно работоспособным и талантливым человеком. Он успевал сочинять стихи, писать рецензии и статьи, участвовать в театральной жизни, а также изучать множество исторических документов.

Несмотря на то, что ему нравилось творчество и , он смотрел на поэзию, с другой стороны.

Николай Карамзин писал стихи в стиле европейского сентиментализма, благодаря чему стал лучшим русским поэтом, работающим в данном направлении.

В своих стихах он в первую очередь обращал внимание на духовное состояние человека, а не на его физическую оболочку.

В 1803 г. в биографии Карамзина произошло знаковое событие: именным указом император даровал Николаю Михайловичу Карамзину звание историографа; к званию тогда же было добавлено 2 тысячи рублей ежегодного жалования.

С этого времени Карамзин начала отходить от художественной литературы, и начал еще усерднее изучать исторические документами, в том числе и самые древние летописи.

В этот период биографии ему постоянно предлагали разные государственные посты, однако кроме Карамзина ничего не интересовало.

Тогда же им было написано несколько исторических книг, которые являлись лишь прелюдией к главному труду в его жизни.

«История государства российского»

Его работа была по достоинству оценена всеми слоями общества. Представители элиты старались приобрести «Историю государства российского», чтобы впервые в жизни ознакомиться с подробной историей .

Встречи с писателем искали многие видные люди, а император открыто восхищался им. Здесь стоит заметить, что как историк, Николай Карамзин был сторонником абсолютной монархии.

Получив широкое признание и славу, Карамзин нуждался в тишине, чтобы продолжать плодотворно работать. Для этого ему было выделено отдельное жилье в Царском Селе, где историк мог заниматься своей деятельностью в комфортных условиях.

Книги Карамзина привлекали читателя ясностью и простотой изложения исторических событий. Описывая те или иные факты, он не забывал о красоте .

Труды Карамзина

За свою биографию Николай Карамзин выполнил немало переводов, среди которых было и произведение «Юлий Цезарь». Однако в этом направлении он работал недолго.

Стоить заметить, что Карамзину удалось коренным образом изменить русский литературный язык. Прежде всего, писатель стремился избавиться от устаревших церковно-славянских слов, а также видоизменить грамматику.

В качестве основы для своих преобразований Карамзин взял синтаксис и грамматику французского языка.

Итогом реформ Карамзина стало появление новых слов, которые до сих пор используются в повседневной жизни. Вот краткий перечень слов, введенных в русский язык Карамзиным:

Без этих и других слов сегодня уже сложно представить современный русский язык.

Интересен факт, что именно благодаря усилиям Николая Карамзина, в нашем алфавите появилась буква «ё». При этом следует признать, что далеко не всем нравились его реформы.

Многие критиковали его и пытались сделать все возможное, чтобы сохранить «старый» язык.

Однако вскоре Карамзина избрали членом Российской и Императорской Академии наук, признав, таким образом, его заслуги перед Отечеством.

Личная жизнь

В биографии Карамзина было две женщины, на которых он был женат. Первой его супругой стала Елизавета Протасова.

Она была очень грамотной и покладистой девушкой, однако часто болела. В 1802 г. через год после свадьбы у них родилась дочь София.


Екатерина Андреевна Колыванова, вторая жена Карамзина

После родов у Елизаветы начала прогрессировать горячка, от которой она впоследствии умерла. Ряд биографов считают, что повесть «Бедная Лиза» была написана в честь Протасовой.

Интересен факт, что дочь Карамзина София дружила с и .

Второй супругой Карамзина стала Екатерина Колыванова, являвшаяся внебрачной дочерью князя Вяземского.

В этом браке у них родилось 9 детей, трое из которых умерли в детстве.

Некоторые из детей достигли определенных высот в жизни.

Например, сын Владимир был очень остроумным и перспективным карьеристом. Позже он стал сенатором в Министерстве юстиции.

Самая младшая дочь Карамзина, Елизавета, никогда не была замужем, хотя обладала большим умом и была чрезвычайно доброй девушкой.

Интересно, что восхищался ею, и называл Елизавету «примером самоотвержения».


Дочери Николая Карамзина. Слева направо: Екатерина, Елизавета, Софья

Смерть

По преданию, его смерть стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал восстание декабристов на Сенатской площади.

Похоронили Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Фото Карамзина

В конце можете посмотреть несколько наиболее известных портретов Карамзина. Все сделаны с картин, а не с натуры.


Если вам понравилась краткая биография Карамзина, где мы кратко описали самое главное, – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Карамзин Н. М. – известный русский прозаический писатель, журналист и исторический деятель. Родился Николай Михайлович в Казанской губернии в 1766 году. Сначала писатель был на домашнем обучении, после пошёл учиться в Московский пансион. В это время Карамзин увлекался литературой, а в частности Шекспиром. Также начинающий прозаик владел несколькими древними и новыми языками.
В 1789 году началось путешествие Карамзина за границей. Он поехал в Европу, где началось развитие его творческого пути. Здесь Карамзин написал труд «Письма русского путешественника». Текст не был биографией, его письма – литературный текст, целью являлось описать открытия, сделанные Карамзиным во время путешествия.
После возвращения на родину Николай Михайлович публикует своё произведение «Бедная Лиза», именно оно принесло ему признание и славу. Его творение было проникнуто реальной жизнью, а не возвышенным слогом. Это произведение способствовало развитию такого направления в литературе как сентиментализм. Карамзин хотел приобщить обычного читателя к культуре и сделать из него грамотного человека. В 1790–ых годах Николай Михайлович начинает заниматься реформой языка. Главной целью было сблизить литературный язык с разговорным.
В 1803 году Карамзин официально решил заниматься исторической деятельностью. Он предлагает свою кандидатуру на роль историографа. В 1818 году появляется «История государства Российского», эта книга в дальнейшем будет издаваться сразу на нескольких языках. Этот огромный труд открывает новый этап в творчестве писателя. Журналистика теперь уходит на задний план и на первое место выходит историческая деятельность. «История государства Российского» - это новое открытие России. Карамзин писал свой труд для широкой образованной аудитории. Работа над историей России соединила писателя и царя Александра Первого. Благодаря этому Николай Михайлович приезжает в Царское село, чтобы быть рядом со двором. Ближе к своей кончине Карамзин стал сторонником монархии. Скончался писатель от тяжёлой простуды в 1826 году в Санкт-Петербурге.
Карамзин оказал огромное влияние на журналистику, реформаторскую и просветительскую деятельность, историю, литературу и русскую культуру в целом. В журналистике он выдвинул образцы политических изданий, они впоследствии станут традиционными. В реформаторской деятельности Карамзин соединил литературное и разговорное слово. В просветительской деятельности именно Николай Михайлович ввёл в домашнее образование книгу. Как исторический деятель Карамзин написал труд, который до сегодняшнего дня остаётся предметом многочисленных споров и обсуждений. Как литератор Николай Михайлович на собственном примере показал, что настоящий писатель должен быть неподкупным и независимым в своих суждениях.

Дата рождения: 12 декабря 1766 года
Дата смерти: 3 июня 1826 года
Место рождения: поместье Знаменское в Казанской губернии

Николай Карамзин - великий историк и писатель 18-19 веков. Николай Михайлович Карамзин родился в родовом поместье Знаменское в Казанской губернии 12 декабря 1766 года.

Его род происходил от крымских татар, его отец был средним помещиком, офицеров в отставке, мать умерла, когда Николай Михайлович был еще совсем ребенком. Его воспитанием занимался отец, привлек также гувернеров и нянек. Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери.

Любовь к зарубежной прогрессивной литературе оказала большое влияние на его творчество. Будущий литератор, публицист, известный критик, почетный член Академии наук, историограф и реформатор русской словесности, обожал читать Ф. Эмина, Роллена и других европейских мастеров слова.

После получения домашнего образования Карамзин поступил в дворянский пансион в Симбирске, в 1778 году отец пристроил его в армейский полк, что дало Карамзину возможность учиться в самом престижном Московском пансиону при Московском университете. Заведовал пансионом И.И. Шаден, под его чутким руководством Карамзин изучал гуманитарные науки, а также посещал лекции в университете.

Военная служба:

Отец был уверен в том, что Николай должен продолжить служить отчизне в армии, а потом Карамзин оказался на действительной службе в Преображенском полку. Военная карьера не привлекала будущего писателя и он почти сразу же взял годичный отпуск, а в 1784 году получает указ об увольнении в отставку в чине поручика.

Светский период:

Карамзин был очень известен в светском обществе, он знакомится с самыми разными людьми, заводит массу полезных связей, входит в масонское общество, а также начинает работать на литературном поприще. Он активно участвует в развитии первого детского журнала в России "Детское чтение для сердца и разума".

В 1789 году он решает отправится в большое путешествие по Европе, во время которого он встретился с Э. Кантом, побывал в разгаре Парижской революции и был свидетелем падения Бастилии. Большое количество европейских событий позволили ему собрать большое количество материала для создания "Писем русского путешественника", которые сразу же приобретают огромную популярность в обществе и принимаются "на ура" критиками.

Творчество:

После окончания европейского путешествия он занялся литературой. Учредил собственный "Московский журнал", в нем и была опубликована самая яркая "звезда" его сентиментального творчества - "Бедная Лиза". Русский сентиментализм безоговорочно признает его лидером после выхода этого творения. В 1803 году он был замечен самим императором и стал историографом. В этот момент он приступает к работе на огромным трудом всей его жизни "Историей государства Российского". Стоит отметить, что при составлении этого монументального труда он выступал за сохранение всех порядков, показывал свой консерватизм и сомнения относительно любых государственных реформ.

В 1810 году он получил орден Святого Владимира III степени, шестью годами позже получил высокий чин статского советника и стал кавалером ордена Святой Анна I степени. Через два года свет увидели первые 8 томов "Истории государства Российского", сочинение было мгновенно распродано, много раз было переиздано, а также переведено на несколько европейских языков. Он был приближенным императорской семьи, а потому высказывался за сохранение абсолютной монархии. Свой огромный труд он так и не закончил, XII том был издан уже после его смерти.

Личная жизнь:

Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой в 1801 году. Брак был недолгим, жена умерла после родом дочери Софьи. Второй женой Николая Карамзина стала Екатерина Андреевна Колыванова.

Карамзин умер из-за обострившейся простуды, которую он получил после восстания декабристов на Сенатской площади. Он покоится на Тихвинском кладбище. Карамзин был одним из фундаменталистов русского сентиментализма, реформировал русский язык, добавил много новых слов в лексику. Был одним из первых создателей комплексного обобщающего труда по истории России.

Важные вехи в жизни Николая Карамзина:

Родился в 1766
- Причисление к армейским полкам в 1774
- Поступление в пансион Шадена в 1778
- Действительная армейская служба в 1781
- Уход в отставку в чине поручика в 1784
- Работа в первом детском журнале в 1787
- Начало двухлетнего путешествия по Европе в 1789
- Издательство нового "Московского журнала" в 1791
- Публикация "Бедной Лизы" в 1792
- Женитьба на Елизавете Протасовой в 1801
- Начало издания "Вестника Европы" и смерть жены в 1802
- Получение должности историографа и старт работы на огромным трудом "История государства Российского" в 1803
- Женитьба на Екатерине Колывановой в 1804
- Получение ордена Святого Владимира III степени в 1810
- Получение чина статского советника, а также получение ордена Святой Анны I степени
- Получение звания почетного члена Императорской Академии наук, членство в этой же академии с 1818
- Смерть в 1826

Занимательные факты из биографии Николая Карамзина:

Карамзину принадлежит крылатое выражение о российской действительности, когда его спросили по поводу того, что происходит в России: "Воруют"
- Исследователи и критики полагают, что "Бедная Лиза" названа в честь Протасовой
- Дочь Карамзина Софья была принята светским обществом, стала фрейлиной при императорском дворе, дружила с Лермонтовым и Пушкиным
- У Карамзина было 4 дочери и 5 сыновей от второго брака
- Пушкин был частым гостем у Карамзиных, но его любовь к Екатерине Колывановой стала причиной разлада между литераторами

Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826)

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи - "Аглая" (ч. 1 - 2, 1794 - 95) и "Аониды" (ч. 1 - 3, 1796 - 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.


Детство и юность Карамзина

Карамзин-историк

Карамзин-журналист


Детство и юность Карамзина


Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в культурной и родовитой, но небогатой дворянской семье, происходившей по отцовской линии от татарского корня. Свой тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны (урожденной Пазухиной), которой лишился в возрасте трех лет. Раннее сиротство, одиночество в доме отца укрепили в душе мальчика эти качества: он полюбил деревенское уединение, красоту поволжской природы, рано пристрастился к чтению книг.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец увез его в Москву и определил в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик получил светское воспитание, изучил в совершенстве европейские языки и слушал лекции в университете. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан с детства. Дружба с И.И. Дмитриевым, будущим известным поэтом и баснописцем, укрепила в нем интерес к литературе. Впервые Карамзин выступил в печати с переводом идиллии немецкого поэта С. Гесснера в 1783 году.

После смерти отца, в январе 1784 года, Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для молодого дворянина тех лет. Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, литератором, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. И.П. Тургенев берет Карамзина в Москву, и в течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом "Дружеского ученого общества".

Для московских масонов-розенкрейцеров (рыцарей злато-розового креста) была характерна критика вольтерианства и всего наследия французских энциклопедистов-просветителей. Масоны считали человеческий разум низшей ступенью познания и ставили его в прямую зависимость от чувства и Божественного откровения. Разум вне контроля чувства и веры не в состоянии правильно понимать окружающий мир, это "темный", "бесовский" разум, являющийся источником всех человеческих заблуждений и бед.

Особой популярностью в "Дружеском ученом обществе" пользовалась книга французского мистика Сен-Мартена "О заблуждениях и истине": не случайно розенкрейцеров их недоброжелатели называли "мартинистами". Сен-Мартен заявлял, что учение просветителей об общественном договоре, основанное на атеистической "вере" в "добрую природу" человека, есть ложь, попирающая христианскую истину о "помраченности" природы человека "первородным грехом". Наивно считать государственную власть результатом человеческого "творчества". Она является предметом особого Божьего попечительства о грешном человечестве и посылается Творцом для укрощения и сдерживания греховных помыслов, которым подвержен падший человек на этой земле.

Государственную власть Екатерины II, находившейся под влиянием французских просветителей, мартинисты считали заблуждением, Божеским попущением за грехи всего петровского периода нашей истории. Русские масоны, среди которых вращался в те годы Карамзин, создали утопию о прекрасной стране верующих и счастливых людей, управляемых избранными масонами по законам масонской религии, без бюрократии, подьячих, полицейщины, вельмож, произвола. В своих книгах они проповедовали эту утопию как программу: в их государстве исчезнет нужда, не будет ни наемников, ни рабов, ни налогов; все будут учиться и жить мирно и возвышенно. Для этого надо, чтобы все стали масонами и очистились от скверны. В будущем масонском "раю" не будет ни церкви, ни законов, а будет свободное общество хороших людей, верующих в Бога, кто как хочет.

Вскоре Карамзин понял, что, отрицая "самовластие" Екатерины II, масоны вынашивали планы своего "самовластия", противопоставляя масонскую ересь всему остальному, грешному человечеству. При внешнем созвучии с истинами христианской религии в процессе их хитроумных рассуждений осуществлялась подмена одной неправды и лжи не менее опасной и коварной другой. Настораживала Карамзина и чрезмерная мистическая экзальтация его "братьев", столь далекая от завещанного православием "духовного трезвения". Смущал покров таинственности и конспирации, связанный с деятельностью масонских лож.

И вот Карамзин, подобно герою толстовского романа-эпопеи "Война и мир" Пьеру Безухову, испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе. Его опасения вскоре подтверждаются: делами всей масонской организации, как выяснило следствие, заправляли какие-то темные люди, выехавшие из Пруссии и действовавшие в ее пользу, скрывая свои цели от искренне заблуждавшихся, прекраснодушных русских "братьев". Путешествие Карамзина по Западной Европе, длившееся полтора года, обозначило окончательный разрыв писателя с масонскими увлечениями юности.

"Письма русского путешественника". Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать "Московский журнал", выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. В нем он напечатал два главных своих произведения - "Письма русского путешественника" и повесть "Бедная Лиза".

В "Письмах русского путешественника", подводящих итог заграничным странствованиям, Карамзин, следуя традиции "Сентиментального путешествия" Стерна, изнутри перестраивает ее на русский лад. Стерн почти не уделяет внимания внешнему миру, сосредоточиваясь на дотошном анализе собственных переживаний и чувств. Карамзин, напротив, не замкнут в пределах своего "я", не слишком озабочен субъективным содержанием своих эмоций. Ведущую роль в его повествовании играет внешний мир, автор искренне заинтересован в истинном его понимании и объективной его оценке. В каждой стране он подмечает самое интересное и важное: в Германии - умственную жизнь (он знакомится с Кантом в Кенигсберге и встречается с Гердером и Виландом в Веймаре), в Швейцарии - природу, в Англии - политические и общественные учреждения, парламент, суд присяжных, семейную жизнь добропорядочных пуритан. В отзывчивости писателя на окружающие явления бытия, в стремлении проникнуться духом разных стран и народов уже предвосхищается в Карамзине и переводческий дар В.А. Жуковского, и "протеизм" Пушкина с его "всемирной отзывчивостью".

Следует особо выделить раздел "Писем..." Карамзина, касающийся Франции. Он посетил эту страну в момент, когда раздались первые грозовые раскаты Великой французской революции. Он еще видел воочию короля и королеву, дни которых были уже сочтены, присутствовал на заседаниях Национального собрания. Выводы, которые сделал Карамзин, анализируя революционные потрясения в одной из самых передовых стран Западной Европы, уже предвосхищали проблематику всей русской литературы XIX века.

"Всякое гражданское общество, веками утвержденное,- говорит Карамзин,- есть святыня для добрых граждан, и в самом несовершеннейшем надобно удивляться чудесной гармонии, благоустройству, порядку. "Утопия" будет всегда мечтою доброго сердца или может исполниться неприметным действием времени, посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов. Когда люди уверятся, что для собственного их счастия добродетель необходима, тогда настанет век златой, и во всяком правлении человек насладится мирным благополучием жизни. Всякие же насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот. Предадим, друзья мои, предадим себя во власть Провидению: оно, конечно, имеет свой план; в его руках сердца государей - и довольно".

В "Письмах русского путешественника" зреет мысль, положенная в основу составленной Карамзиным впоследствии "Записки о древней и новой России", которую он вручил Александру I в 1811 году, накануне наполеоновского нашествия. В ней писатель внушал государю, что главное дело правления не в изменении внешних форм и учреждений, а в людях, в уровне их нравственного самосознания. Благодетельный монарх и умело подобранные им губернаторы с успехом заменят любую писаную конституцию. А потому для блага отечества нужны прежде всего хорошие священники, а потом и народные школы.

В "Письмах русского путешественника" проявилось типичное отношение мыслящего русского человека к историческому опыту Западной Европы и к урокам, которые он выносил из него. Запад оставался для нас в XIX веке школой жизни как в лучших, светлых, так и в темных ее сторонах. Глубоко личное, родственное отношение просвещенного дворянина к культурной и исторической жизни Западной Европы, очевидное в "Письмах..." Карамзина, хорошо выразил потом Ф.М. Достоевский устами Версилова, героя романа "Подросток": "Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог".


Карамзин-историк


Примечательно, что сам Карамзин в этих спорах участия не принимал, а к Шишкову относился с уважением, не питая на его критику никакой обиды. В 1803 году он приступил к главному делу своей жизни - созданию "Истории государства Российского". Замысел этого капитального труда возник у Карамзина давно. Еще в 1790 году он писал: "Больно, но должно по справедливости признаться, что у нас до сего времени нет хорошей истории, то есть писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием. Тацит, Юм, Робертсон, Гиббон - вот образцы. Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна: не думаю, нужен только ум, вкус, талант". Все эти способности, конечно, были у Карамзина, но, чтобы осилить капитальный труд, связанный с изучением огромного количества исторических документов, требовалась еще и материальная свобода и независимость. Когда Карамзин стал издавать в 1802 году "Вестник Европы", он мечтал о следующем: "Будучи весьма не богат, я издавал журнал с тем намерением, чтобы принужденною работою пяти или шести лет купить независимость, возможность работать свободно и... сочинять русскую историю, которая с некоторого времени занимает всю душу мою".

И тогда близкий знакомый Карамзина, товарищ министра просвещения М.Н. Муравьев, обратился к Александру I с ходатайством о помощи писателю в осуществлении его замысла. В именном указе от 31 декабря 1803 года Карамзин был утвержден в качестве придворного историографа с ежегодным пенсионом в две тысячи рублей. Так начался двадцатидвухлетний период жизни Карамзина, связанный с капитальным трудом создания "Истории государства Российского".

О том, как нужно писать историю, Карамзин говорил: "Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом он сделается национальным бытописателем, чем, прежде всего, должен быть историк".

"Историю государства Российского" Карамзин начал писать в Москве и в подмосковной усадьбе Олсуфьево. В 1816 году он переехал в Петербург: начались хлопоты по изданию завершенных восьми томов "Истории...". Карамзин стал человеком, близким ко двору, лично общался с Александром I и членами царской семьи. Летние месяцы Карамзины проводили в Царском Селе, где их навещал юный лицеист Пушкин. В 1818 году восемь томов "Истории..." вышли в свет, в 1821 году был опубликован девятый, посвященный эпохе царствования Ивана Грозного, в 1824 году - десятый и одиннадцатый тома.

"История..." создавалась на основе изучения огромного фактического материала, среди которого ключевое место занимали летописи. Совмещая талант ученого-историка с талантом художественным, Карамзин искусно передавал сам дух летописных источников путем обильного их цитирования или умелого пересказа. Историку было дорого в летописях не только обилие фактов, но и само отношение летописца к ним. Постижение точки зрения летописца - главная задача Карамзина-художника, позволяющая ему передавать "дух времени", народное мнение о тех или иных событиях. А Карамзин-историк при этом выступал с комментариями. Вот почему карамзинская "История..." сопрягала в себе описание возникновения и развития российской государственности с процессом роста и становления русского национального самосознания.

По своим убеждениям Карамзин был монархистом. Он считал, что самодержавная форма правления наиболее органична для такой огромной страны, как Россия. Но в то же время он показал постоянную опасность, подстерегающую самодержавие в ходе истории,- опасность перерождения его в "самовластие". Опровергая распространенный взгляд на крестьянские мятежи и бунты как на проявление народной "дикости" и "невежества", Карамзин показал, что народное возмущение порождается всякий раз отступлением монархической власти от принципов самодержавия в сторону самовластия и тирании. Народное возмущение у Карамзина является формой проявления Небесного Суда, Божественной карой за содеянные тиранами преступления. Именно через народную жизнь проявляет себя, по Карамзину, Божественная воля в истории, именно народ чаще всего оказывается мощным орудием Провидения. Тем самым Карамзин снимает с народа вину за мятеж в том случае, если этот мятеж имеет высшее нравственное оправдание.

Когда Пушкин уже в конце 1830-х годов познакомился с этой "Запиской..." в рукописи, он сказал: "Карамзин написал свои мысли о Древней и Новой России со всею искренностью прекрасной души, со всею смелостию убеждения сильного и глубокого". "Когда-нибудь потомство оценит... благородство патриота".

Но "Записка..." вызвала раздражение и неудовольствие тщеславного Александра. В течение пяти лет он холодным отношением к Карамзину подчеркивал свою обиду. В 1816 году произошло сближение, но ненадолго. В 1819 году государь, вернувшись из Варшавы, где он открывал Польский сейм, в одной из искренних бесед с Карамзиным сообщил, что хочет восстановить Польшу в ее древних границах. Это "странное" желание гак потрясло Карамзина, что он незамедлительно составил и лично прочел государю новую "Записку...":

"Вы думаете восстановить древнее королевство Польское, но сие восстановление согласно ли с законом государственного блага России? Согласно ли с Вашими священными обязанностями, с Вашей любовью к России и к самой справедливости? Можете ли с мирной совестью отнять у нас Белоруссию, Литву, Волынию, Подолию, утвержденную собственность России еще до Вашего царствования? Не клянутся ли государи блюсти целость своих держав? Сии земли были уже Россией, когда митрополит Платон вручал Вам венец Мономаха, Петра, Екатерины, которую Вы назвали Великой...николай карамзин пансион историограф

Мы лишились бы не только прекрасных областей, но и любви к царю, остыли бы душой к отечеству, видя оное игралищем самовластного произвола, ослабели бы не только уменьшением государства, но и духом унизились бы перед другими и перед собой. Не опустел бы, конечно, дворец, Вы и тогда имели бы министров, генералов, но они служили бы не отечеству, а единственно своим личным выгодам, как наемники, как истинные рабы..."

В заключение горячего спора с Александром 1 по поводу его политики в отношении Польши Карамзин сказал: "Ваше Величество, у Вас много самолюбия... Я не боюсь ничего, мы оба равны перед Богом. То, что я сказал Вам, я сказал бы Вашему отцу... Я презираю скороспелых либералистов; я люблю лишь ту свободу, которой не отнимет у меня никакой тиран... Я не нуждаюсь более в Ваших милостях".

Карамзин ушел из жизни 22 мая (3 июня) 1826 года, работая над двенадцатым томом "Истории...", где он должен был рассказать о народном ополчении Минина и Пожарского, освободившем Москву и прекратившем "смуту" в нашем Отечестве. Рукопись этого тома оборвалась на фразе: "Орешек не сдавался..."

Значение "Истории государства Российского" трудно переоценить: её появление в свет было крупным актом русского национального самосознания. По словам Пушкина, Карамзин открыл русским их прошлое, как Колумб открыл Америку. Писатель в своей "Истории…" дал образец национального эпоса, заставив каждую Эпоху говорить своим языком. Труд Карамзина оказал большое влияние на русских писателей. Опираясь на Карамзина, писал своего "Бориса Годунова" Пушктн, сочинял свои "Думы" Рылеев. "История государства Российского" оказала прямое влияние на развитие русского исторического романа от Загоскина и Лажечникова до Льва Толстого. "Чистая и высокая слава Карамзина принадлежит России", - сказал Пушкин.


Карамзин-журналист


Начиная с издания "Московского журнала" Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. До него решались жить на литературные заработки лишь писатели третьего ряда. Культурный дворянин считал занятие литературой скорее забавой и уж никак не серьезной профессией. Карамзин своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет писательского дела и превратил литературу в профессию, пожалуй, самую почетную и уважаемую. Бытует мнение, что восторженные юноши Петербурга мечтали хоть пешком пройти в Москву, лишь бы взглянуть на знаменитого Карамзина. В "Московском журнале" и последующих изданиях Карамзин не только расширял круг читателей хорошей русской книги, но и воспитывал эстетический вкус, готовил культурное общество к восприятию поэзии В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Его журнал, его литературные альманахи уже не ограничивались Москвой и Петербургом, а проникали в русскую провинцию. В 1802 году Карамзин приступил к изданию "Вестника Европы"- журнала не только литературного, но и общественно политического, давшего прообраз так называемым "толстым" русским журналам, просуществовавшим весь XIX век и дожившим до конца века XX.