Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Учимся рисовать голову человека поэтапно. Построение гипсовой головы карандашом поэтапно. Как рисовать. Штриховка и проработка полутонов

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.

Урок №1

Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.

С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени - свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.

Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…

1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Всё ещё читаете?... Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.


Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.

Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.

Урок №2

Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:


  1. Глазницы и глазничные впадины
  2. Скуловые точки
  3. Лобные бугры
  4. Точка подбородка
  5. Угол (точка) нижней челюсти
  6. Самая высокая точка на черепе
  7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
  8. Теменные бугры на затылочной части


Оси, разделяющие голову на определенные части:

  1. Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
  2. Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
  3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
  4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
  5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.

Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.


Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.

6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности

натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.

9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.

11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.

Сразу перейдем от слов к делу, то есть к пропорциям головы. Начнем с портрета, а именно с головы и всех принадлежащих ей деталей, как то: рот, нос, подбородок, брови, глаза и уши .

Введение

Итак. Основные критерии пропорций во всяких ученых книжках принимают во внимание среднепропорциональные габариты предметов, форм и объектов вообще.

Если вы знаете классические каноны и закономерности пропорциональных соотношений, то это вам поможет вырабатывать наблюдательность (важная штука для рисовальщика ), способность правильно подмечать особенности живых форм и объектов, а также отличать их от правильно пропорциональных и наоборот.

Голову принято считать мерой пропорциональных соотношений в – это потому что ее габаритами принято и соизмерять все остальные величины тела, вроде роста, длины стоп, рук, а также размеры кистей рук, локтей и так далее .

Как нам уже известно, форма головы состоит из двух равноценных и одинаково важных частей: черепной коробки и лицевой передней части . Соотношение их будет примерно 1:2 , если начинать с лицевой части. Ее (то есть нашу головушку) можно рассматривать с трех разных точек зрения:с фронтальной, профильной и горизонтальной . Мы рассмотрим с точки зрения «в фас».

Правильные пропорции головы в рисунке

  1. Ее высота относительно к ширине будет где-то в области 1:1,7 .
  2. Поскольку голову мы начинаем рисовать без волос (в смысле, на рисунке волосы еще не изображены – стричься не обязательно ), то серединой головы можно считать линию глаз: она как бы разделяет ее на две равные половинки.
  3. Расстояние между скуловыми буграми прямо пропорциональна расстоянию от подбородка и до переносицы (типа 1:1).
  4. Высота головы относительно ее диагонали будет 1: 1,8.
  5. Ширина головы относительно ширины головы с профильной стороны будет приблизительно 1:1,7 или 1:1,8.
  6. Лицевая часть по высоте делится на три равномерные доли:

А) От кончика подбородка до начала носа

Б) От начала носа до надбровных бугров

В) От надбровных дуг до середины лобных костей (или на два пальца выше лобных бугров).

  1. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз (иными словами, рисовать глаза нужно на таком расстоянии, чтобы еще один точно такой же мог поместиться между ними ), и они же равны ширине основания крыльев носа и ширине кончика подбородка. Во как!
  2. Линия рта ложится на расстоянии двух третей от основания носа и до основания кончика подбородка.
  3. Длина ротовой щели равна расстоянию между кончиком подбородка и линией рта. Этому расстоянию также равна и длина носа (это расстояние между переносицей и кончиком носа ).
  4. Переносица располагается где-то на уровне верхнего века.
  5. Скуловые точки нужно искать на уровне середины носа.
  6. Что касается ушей, то у них примерно те же размеры, что и у носа, причем расположены они параллельно друг другу (присобачить не сложно ).
  7. Теперь о шее. Ее высота определяется расстоянием между яремной выемкой и основанием подбородка (это если смотреть спереди), а сзади – расстоянием между нижней частью затылка и седьмым позвонком. Высота шеи приблизительно соответствует половине высоты головы.

Вначале постройте сетку на основе квадрата. Для этого по вертикали разделите квадрат на четыре равные части, а по горизонтали на пять равных частей (вы получите ЛИНИЮ ВОЛОС, ЛИНИЮ носа и линию подбородка). Пятую часть можете вычеркнутькарандашом или стереть ластиком, так как она уже вам не понадобится.

Через конец отрезка проведите вертикальную ось симметрии, которая, пересекая верхнюю грань квадрата, даст вам точку - высоту головы модели. Теперь найдите линию бровей, разделив отрезок между линией волос и линией глаз на пять равных частей. Тонкая пунктирная линия, проведенная через 1/5 часть, и будет этой линией.

Разделите верхнюю грань квадрата на пять равных частей так, чтобы третья часть была разделена пополам вертикальной осью симметрии. Далее, опустив перпендикуляры на линии носа, глаз и рта, как на рис. , найдете размеры глаз, ширину носа и рта.

Теперь прорисуйте детально все элементы лица, а также скулы и уши. Пунктирной линией обозначьте форму черепа и, придав нужный объем, рисуйте волосы.

СХЕМА ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФИЛЬ

Нарисуйте квадрат и разделите его по горизонтали на четыре одинаковые части. Вы получите соответственно линию волос, линию глаз, линию носа и линию подбородка.

Далее, по вертикали разделите квадрат на две одинаковые части. Первую вертикальную часть еще разделите на пять равных частей и через 1/5 проведите пунктир вверх до пересечения с линией глаз: вы получили место расположения глаза на рисунке.

Вторую часть разделите на 10 одинаковых отрезков, а 1/10 сотрите из-за ненадобности. Через первые три отрезка проведите пунктир вверх до линии глаз, чтобы определить место расположения уха.

Разделите расстояние между линией волос и линией глаз на пять равных отрезков и через 1/5 проведите пунктирную линию. Эта линия является линией бровей. Расстояние между линией носа и линией подбородка разделите на три равных отрезка и через 1/3 проведите пунктирную линию. Таким образом, вы получили линию рта рисунка головы человека.

Определите точку высоты головы X, точку затылка У и точки основания шеи Р и Р1. Заметьте, что задняя точка основания шеи Р1 всегда находится на линии рта рисунка головы человека. А точка затылка У всегда находится на линии глаз. Форма черепа плавно проходит через все эти точки. Этап Г. Прорисуйте схемы головы и лица и дайте дополнительный объем на прическу (максимум сверху и минимум - сзадиголовы человека ).

Простой метод выполнения рисунка головы человека карандашом

Рисунок головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая - средняя лицевая линия - проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы

посередине лба и темени к затылочной части. Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.

Если, например, голова расположена в фас без на­клона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то рисунок головы человека будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом (рис. а).

Если голова расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия рисунка головы человека превратится в эллипс, ближняя часть которого окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз (рис. б).

Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины - вид прямой горизонтальной линии (рис. в).

Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса рисунка головы человека, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.

Применение крестовины при построении рисунка головы человека в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространство. Только тогда, когда вы твердо усвоите основы построения рисунка, то можете учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно это наступает не так скоро.

Пропорции головы и тела человека

Здесь приведу снимки страничек из замечательной книги Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.

Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник: 1965.

Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. М.: Высшая школа. 1978.

Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа. 1992.

Начиная с первобытной эпохи, могучим средством в развитии науки, техники, искусств вместе с языком, его речью, словами, буквами был рисунок с его точками, линиями, штрихами, пятнами, мазками, тушевкой, изображениями.

Рисунок – основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и так далее.

Большой вклад в русскую школу рисования внесли А.П. Лосенко, А.И. Иванов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков. Чистяков полагал: «Рисовать значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу... Для начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Это и есть начало учения живописи. Не забудьте рисовать линию через две точки, все с расчетом... и проверять с общей формой». (Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М, 1953. – с. 359–442).

«В рисунке головы человека сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. И сразу же размер лица и шеи, расположение глаз, относительно горизонтали. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а не видеть массу, заключенную между двумя, тремя и так далее линиями. Когда общая масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда можно приступать к разбивке и прорисовке более мелких частей. Тушевка и светотень – окончание дела. Её начинают с рисунка теней или пятен. Брать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света».

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и разнообразна (рис. 1). Вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм независимо от индивидуальных черт отдельного человека.

Жестким основанием головы служит череп (рис. 2). Он состоит из значительного по объёму мозгового раздела и относительно небольшого лицевого. Жесткую коробку свода черепа составляют затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад к ушным отверстиям скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.

Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые «мимические» (рис. 3). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти. «Мимические» же мышцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, носу, рту, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека – мимику лица.

Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.

Для того чтобы полнее представить характер объемной формы головы (рис. 4), ее следует не только повнимательнее рассмотреть со всех сторон (спереди, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальной). Пластинка головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов-узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определяют: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и верхний край глазницы.

При виде сзади – симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные раковины и выступающие валики затылочной кости.

При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами.

Снизу мы увидим подковообразную нижнюю челюсть, широко расположенные скуловые кости и выступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы.

Соединительное звено туловища и головы – шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Передними границами шеи и туловища являются ключица и яремная ямка.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Движение головы (рис. 5) относительно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают подвижной атлантозатылочный сустав, гибкое сочленение семи шейных позвонков, а также большое число мышц шеи – регуляторов этих движений.

На рис. 6 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объёмно-пространственного построения всей головы и ее частей. Разглядывая эти рисунки головы в различных наклонах и поворотах, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные линии ее построения: срединная, профильная, надбровных дуг, глаз, основания носа, рта и нижней челюсти.

Изображение головы человека находилось в центре постоянного внимания мастеров изобразительного искусства всех времен. В эпоху итальянского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и геометрии вылились в определенные приемы изображения, привели к созданию стройной системы построения головы.

СТРУКТУРА ЛИЦА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ

На основании анализа произведений старых мастеров и указаний профессоров Петербургской академии художеств П.П. Чистякова и Г.Р. Залемана. Проф. М.И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 7) исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схемами А. Дюрера и А. Голубкиной. Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека.

В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные опорные пункты построения костей, мышц. Их совокупность – структурный стержень объёмной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-маяки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда на запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит её с помощью линий и светотени.

На основе схем мастеров С.В. Тихонов предложил свою схему человеческой головы, более детально связанную с анатомическим строением (рис. 8). В ней показана система надбровных дуг, лобных бугров, надпереносья, задней части головы.

Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жёстким основанием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 9). Эта сложная пространственная конструкция образована четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия в месте соединения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а развернуты несколько в стороны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку.

В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глазницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, включающей толщину двух частей век (верхнюю и нижнюю). Форма наружного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму. Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклоненной глазничной впадины частично перекрывает глазное яблоко.

Радужная оболочка прикрыта верхним более подвижным веком и малоподвижным нижним (рис. 10). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внутреннего угла глазного отверстия – слезника, кончается несколько ниже его верхнего наружного угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 11).

Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край грушевидного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной слаборазвитой носовой мышцы (рис. 12). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье образовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием площадкой верхней кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба. Спускаясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые вместе образуют переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к надпереносью. Боковые поверхности верхней части носа, образованные отростками верхней челюсти, имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке.

Форму среднего раздела носа определяет пирамидный хрящ, заключенный между двумя треугольными хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует треугольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряется между двумя крыловидными хрящами кончика носа (рис. 13). Перелом между носовыми костями, пирамидальными и крыловидными хрящами придает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый).

Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыловидных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение сложной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания треугольных хрящей и несколько точек, определяющих перегородку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной, в плане кости, верхней челюсти, то крылья носа, естественно, уходят назад от выступа кости носа, места крепления перегородки и круговой мышцы.

Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мышца рта, лежащая на верхнем и нижнем костных сводах челюстей и зубов (рис. 14). Губы – наиболее динамичная часть лица. Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляющих ею мышц (рис. 15). Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 16). Своеобразная конфигурация красной каймы губ – результат воздействия волокон радикальных мышц, вплетающихся в круговую мышцу.

Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачиваются внутрь и создают вертикальные складки у углов рта. Волокна квадратной мышцы верхней губы крепятся к наружному слою круговой мышцы, разворачивают ее толщу наружу и поднимают кверху красную кайму верхней губы.

Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, разворачивают ее наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону.

Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычайно сложную пространственную форму (рис. 17). Ушная раковина образована хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы – козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины – мочка – без хряща. Ушная раковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна.

При общей округленной форме поверхность лба имеет более или менее выраженные пять граней (рис. 8). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два подбровных бугра, к ней под углом примыкают боковые поверхности, ограниченные снизу надбровными дугами, с внешней стороны – височными линиями, за выступами последних располагаются направленные назад височные поверхности.

Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мышцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними.

Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна прямая – от подбородка к гортани и две треугольные боковые, расположенные по ее сторонам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине – двубрюшными, а сзади – шиловидно-подъязычными мышцами, обозначающими нижнюю границу сопряжения головы и шеи спереди.

Округлая поверхность щеки, образованная большим числом мягких тканей, делится на три раздела, выраженных своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фронтальная часть щеки ограничена нижним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мышцей.

приложение

Рис. 1. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения

Рис. 2. Череп: 1 – надпереносье; 2 – глазница; 3 – надбровная дуга; 4 – верхняя челюсть; 5 – скуловая кость; 6 – носовая кость; 7 – носовое (грушевидное) отверстие; 8 – лобная кость; 9 – лобный бугор; 10 – скуловая дуга; 11 – височная кость; 12 – височная линия; 13 – собачья ямка; 14 – угол нижней челюсти; 15 – подбородочные бугры; 16 – теменная кость; 17 – теменные бугры; 18 – затылочная кость; 19 – затылочный бугор; 20 – сосцевидный отросток височной кости; 21 – шейные позвонки; 22 – седьмой шейный позвонок; 23 – ключица; 24 – яремная ямка; 25 – рукоятка грудины

Рис. 3. Мышцы головы и шеи: 1 – лобная; 2 – круговая глаза; 3 – круговая рта; 4 – поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5 – жевательная; 6 – височный пучок жевательный; 7 – опускающая углы рта; 8 – двубрюшная; 9 – гортань; 10 – грудино-ключино-сосцевидная; 11 – капюшонная; 12 – яремная ямка; 13 – ключица; 14 – малая и большая скуловые мышцы; 15 – ланитная мышца

Рис. 4. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов: а – спереди; б – сбоку; в – сзади; г – снизу (шея показана в разрезе); д – разрез головы по глазам и скуловым костям; е – сверху; ж – основные пункты и линии для рисования головы

Рис. 5. Возможности движения головы по отношению туловища: а – наклон вперед и назад; б – за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в – наклон вбок; г – повороты вправо, влево

Рис. 6. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения: а – при исходном положении; б – при наклоне вбок; в – назад; г – вперед

Рис. 7. Схемы головы (методическая разработка С.В. Тихонова)

Рис. 8. Схемы головы: а – по А. Голубкиной; б – по А. Дюреру; в – по М. Курилко

Рис. 9. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом

Рис. 10. Характерные разрезы век глаза

Рис. 11. Движение глаз: а – при закрытых, прищуренных и широко открытых веках; б – движение зрачка и изменение рисунка век в зависимости от направления взгляда

Рис. 12. Строение носа: а – внешний вид; б – костная основа носа; в – хрящи; г – основные анатомические точки носа и его схема

Рис. 13. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей

Рис. 14. Губы: а – исходный вид; б – поперечный и продольный разрезы

Рис. 15. Мышцы рта: а– вид спереди; б – вид сбоку; 1 – поднимающая верхнюю губу; 2 – малая скуловая; 3 – большая скуловая; 4 – поднимающая концы губ; 5 – четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 – треугольная; 7 – круговая мышца рта; 8 – подбородочная; 9 – жевательная мышца; 10 – квадратная мышца верхней губы; 11 – щечная мышца

Рис. 16. Основные анатомические точки и схемы губы: а – опорные точки; б – возрастные изменения; в – движение губ

Рис. 17. Исходные виды ушной раковины: а – спереди; б – сбоку; в – снизу; г – сверху; 1 – козелок; 2 – противокозелок; 3 – межкозелковая вырезка; 4 – завиток; 5 – противозавиток; 6 – ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 – мочка

Чтобы освоить метод построения изображения формы головы с помощью линейно-конструктивной схемы, необходимо запомнить ряд правил перспективного видоизменения этой схемы в зависимости от положения головы в пространстве. В свою очередь, чтобы правильно выразить конструктивную основу формы при любом положении головы в пространстве, рисовальщику надо запомнить ряд особенностей перспективного изображения конструктивной схемы.

При обучении рисованию с натуры большое значение имеет точка зрения, то есть место, откуда рисующий наблюдает натуру. Вид натуры сильно изменяется в зависимости от того, откуда смотрит рисующий.

Рассмотрим основные положения (повороты) головы и разберем особенности построения их изображения.

  1. Голова в фас, фронтально. Положение головы на уровне наших глаз (рис. 38). Профильная линия при изображении головы в фас — прямая и делит голову на две равные и симметричные части.Поэтому, изображая симметричные формы головы — лоб, овал лица, нос, губы, подбородок, учащийся должен рисовать одновременно правую и левую части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, а также линии разреза глаз и рта будут прямыми и горизонтальными. Линия разреза глаз проходит через слезники и уголки (наружные края) глаз, а точнее — по шву, соединяющему скуловую и височную кости. Линия разреза рта проходит по границе верхней и нижней губ.
  2. Голова в фас, вид снизу (рис. 38). При построении изображения головы в ракурсе (в сокращении) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа и подбородка должны быть округлыми и своими вершинами обращены вверх. Низ ушной раковины опустится ниже основания носа. Откроются (будут видны) нижние площадки надбровных дуг, нижние плоскости носа и подбородка. Линия разреза глаз опустится к горбине носа. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
  3. Голова в фас, вид сверху (рис. 38). При построении изображения головы в ракурсе (вид сверху) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта будут округлыми и обращены книзу. Низ ушной раковины будет выше основания носа. Нижние площадки носа, надбровья и подбородка скроются. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
Рисунок №38 - Конструктивные схемы головы в фас

Построение изображения головы в трехчетвертном повороте (рис. 39).

  1. Голова на уровне наших глаз (рис. 39). При изображении головы в трехчетвертном повороте лицевая часть головы должна быть изображена в перспективе — одна половина в большем сокращении. Другая — в меньшем. Однако лицевую часть головы надо изображать одновременно — правую и левую половины — симметрично. Например, намечая абрис дальней от нас щеки, одновременно намечаем линией и форму ближней щеки, то есть повторяем в зеркальном отражении линию абриса дальней щеки.При положении головы в трехчетвертном повороте профильная линия уже будет изображаться немного изогнутой. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка — прямые и горизонтальные.
  2. Голова выше уровня глаз рисующего (рис. 39). При таком положении головы конструктивные линии — линии надбровных дуг, разреза глаз основания носа, разреза рта и основания подбородка будут изображаться несколько изогнутыми и направленными вверх. Рисуя голову в таком положении, студенты часто нарушают законы перспективы и изображают ее в обратной перспективе (рис. 40, а). При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше удаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Это очень легко доказать. Представим себе, что вместо головы перед нами находится простой ящик. На «лицевой» стороне наметим нашу схему головы, по законам перспективы это будет выглядеть, как на рисунке 40, б. Таким образом, ученик видит, что глаз, удаленный от нас ниже. Профильная линия будет изогнутой. Нижние площадки надбровья, носа и подбородка будут хорошо видны. Кончик носа будет выше линии основания носа.
  3. Голова ниже уровня глаз рисовальщика (рис. 39). При построении изображения головы ниже уровня наших глаз конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка будут округлой формы и обращены книзу. Кончик носа при таком положении будет ниже линии основания носа. Линия разреза глаз приблизится к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится. Профильная линия остается немного изогнутой.

Рисунок №39 - Конструктивные схемы головы в трехчетвертном повороте

Рисунок №40 - Рисунок головы в обратной перспективе

Построение изображения схемы головы в профиль (рис. 41).

  1. Голова на уровне глаз рисующего. При рисовании головы в профиль неопытный рисовальщик вообще перестает думать о конструкции, объеме и ограничивается плоскостным изображением — силуэтом. Рисуя голову в профиль, студент добросовестно срисовывает абрис головы, не думая об объеме черепной коробки. Применение линейно-конструктивной схемы помогает избежать этого. Намечая лицевую часть головы линиями, рисующий должен помнить и о той части головы, которая не видна. Таким образом, он сможет рассматривать голову как объемную реальную форму.
  2. Голова выше уровня наших глаз. Изображение в профиль головы, которая находится выше уровня наших глаз, довольно простое. При таком положении головы рисовальщику легче уловить конструктивные особенности головы, а также перспективные сокращения. Следя за линией надбровных дуг, ученик легко сможет заметить, что глаз, обращенный к нему, будет выше невидимого. То же оказывается и при изображении ноздрей, уголков губ, челюстной кости. В рисунке надо подчеркнуть нижние площадки надбровья, носа, подбородка.
  3. Голова ниже уровня наших глаз. В этом положении конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, разреза рта будут обращены книзу.

Рисунок №41 - Конструктивные схемы головы в профиль

Чтобы учащийся почувствовал, насколько схема помогает построению изображения формы головы, необходимо следующее: во-первых, чаще менять положение натуры в пространстве и, во-вторых, чаще менять условия освещения. Тогда рисовальщик начнет понимать, что эффект рисунка зависит не от тушевки (светотени), а от правильного построения формы головы, от правильного выражения ее конструктивных особенностей. Пример подобных упражнений показан на рисунках 42, 43, 44. Подобные упражнения направлены на то, чтобы укрепить знания и навыки в построении формы головы в любом перспективном положении, чтобы молодой художник научился правильно понимать и изображать взаимосвязь частей и целого при построении изображения головы человека.


Рисунок №42 - Учебный рисунок

Рисунок №43 - Учебный рисунок

Рисунок №44 - Учебный рисунок

К началу поступления в художественное учебное заведение молодые художники уже имеют определенную подготовку в изображении головы человека. Однако этих знаний и навыков оказывается недостаточно, чтобы выполнить рисунок на должном профессиональном уровне. Учащиеся обычно не выполняют упражнения, не стремятся хорошо усвоить положения академического рисунка, не штудируют отдельные моменты построения изображения.

В учебном рисунке сложные моменты построения изображения необходимо усваивать изолированно друг от друга, как это делают музыканты, штудируя тот или иной пассаж, или как спортсмены отрабатывают свои движения.