Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Творческий и жизненный путь булгакова михаила афанасьевича. Творчество Булгакова кратко (основные темы, произведения, особенности)

Михаил Булгаков, как и любой другой художник, рожденный в эпоху перемен, прошел сложный и интересный жизненный путь, оставив после себя результат своих творческих исканий – бессмертные произведения, вошедшие в копилку русской классической литературы.

После получения медицинского образования, а затем работы врачом в провинции, Булгаков во время революции был призван в ряды Красной армии, однако, к этому времени уже вполне определившийся в своих симпатиях, писатель перешел на сторону белых. Этот выбор впоследствии сыграл злую роль в жизни писателя, обвиняемого в одобрении антисоциалистических настроений. В послереволюционное тяжелое и голодное время, Булгаков принимает решение уже никогда больше не возвращаться в медицину, и устраивается работать штатным журналистом в одном довольно известном издании, что стало началом его творческой деятельности.

В это время писатель создает свои первые произведения: «Дьяволиаду», первую часть «Белой гвардии», и не оставшуюся незамеченной критиками повесть «Роковые яйца». Последняя вызвала некоторый резонанс, поскольку в ней прослеживалась явная пародия на революцию, которая, с точки зрения автора, привела к хаосу и разрухе.

Следом Булгаков пишет еще одно обличающее, установившуюся в стране власть, произведение – повесть «Собачье сердце», где угадывается схожесть научного опыта профессора Преображенского с потугами большевиков сделать из пролетария человека нового времени. Повесть не публикуют и забирают у автора рукопись. Писатель чувствует себя оскорбленным и загнанным в угол, что не мешает ему закончить работу над «Белой гвардией», ставшей для Булгакова началом короткого периода процветания.

Пьеса, написанная по роману, была поставлена в МХАТе под названием «Дни Турбиных», и имела большой успех. После ставилась «Зойкина квартира», пьеса о нэпманах, а время сотрудничество с МХАТом стало для Булгакова периодом взлета. Однако он продлился недолго: в новой пьесе писателя «Бег» была усмотрена симпатия к эмигрантам и некоторое оправдание белому движению. Все булгаковские пьесы в связи со скандалом были сняты с постановок. Это событие нанесло сокрушительный удар по здоровью и благосостоянию писателя.

Писатель, оказавшийся в бедственном положении, начинает работать над самыми своими значимыми произведениями: «Мольер» и «Мастер и Маргарита». Если в «Мольере» затрагивается тема взаимоотношений творческой личности и власти, то в самом гениальном и неоднозначном романе писателя «Мастер и Маргарита» рассматривается тоталитарный режим во всей своей целостности и разрушительности, вплетается религиозная концепция и закладывается глубокий философский смысл. Мистификация и неординарность сюжета романа навсегда связали имя Булгакова именно с этим его детищем, оставшимся неоцененным по достоинству при жизни писателя. Роман создавался в такое время, когда в стране торжествовала вакханалия арестов и репрессий, а гонениям подвергались даже бывшие противники писателя. Тем не менее, Булгаков решается написать свое знаменитое письмо Сталину, результатом которого стало получение работы в Художественном театре. Мистический роман автора, как и большинство его значимых произведений не публикуют, а снятые с постановок новые пьесы заставляют Булгакова уйти из Художественного театра.

Уже, будучи тяжело больным, писатель к юбилею Сталина создает «Батум», который тоже ждет печальная участь пьесы, запрещенной к постановке. Это было последнее творение и последнее разочарование Булгакова, получившего заслуженные любовь и признание только после смерти.

Отец Булгакова, Афанасий Иванович, был доцентом Киевской духовной академии. Он сам крестил своего сына, назвав его в честь хранителя города Киева.

Мать писателя звали Варвара Михайловна (в девичестве она носила фамилию Покровская). Михаил был старшим из ее семерых детей.

До осени 1900 учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.

Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских; близкое присутствие друга их дома, педиатра И.П. Воскресенского, перевесило наследственные корни предков – священнослужителей, да и время, и воспитание было уже совсем другое. 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета св. Владимира в Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся тогда войны 1914-1918 гг.

Апрель 1915 года – венчание Михаила Булгакова и Татьяны Николаевны Лаппа (1892-1982) в Киево-Подольской церкви Николы Доброго.

Еще летом 1914, после начала 19 июля Первой мировой войны, Булгаков принял участие в организации лазарета для раненых при Казенной палате в Саратове и работал там врачом. В апреле-мае 1915 он подал прошение о службе врачом в морском ведомстве, однако был признан негодным к несению военной службы по состоянию здоровья. После получения разрешения ректора университета, 18 мая Булгаков поступил на работу в Киевский военный госпиталь на Печерске. В мае-сентябре 1916 работал врачом в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска и Черновиц. 16 июля был зачислен "врачом резерва Московского военно-санитарного управления" для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах. 31 октября 1916 в Киевском университете Михаил Булгаков получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными".

С 1917 года он стал регулярно употреблять морфий, боясь заражения крови после сделанной операции. Спасая больного ребенка, Михаил с помощью обычной трубки отсасывает у него из горла дифтерийные пленки, мешающие дышать. Происходит довольно частое осложнение подобной операции – врач инфицируется сам. Булгаков вводит себе весьма несовершенную сыворотку против дифтерии и получает аллергические реакции – сыпь, зуд и непереносимые боли. Чтобы не прерывать прием больных и улучшить собственное состояние, Булгаков принимает решение о введении себе морфия в течение нескольких дней. Результатом этого стало быстрое привыкание к морфию, с которым Михаил боролся до 1919 года.

В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог.

Начало 1919 года – Михаил Булгаков мобилизован в армию Украинской Народной Республики, но спустя несколько дней дезертирует при отступлении войск из Киева. Осень 1919 года – по разным версиям, Булгаков или переходит на сторону Вооруженных сил Юга России, или попадает к ним в плен в ходе уличных боев. Там или иначе, он становится врачом 3-го Терского казачьего полка. Вместе с полком он едет на Кавказ, усмирять восставших в Чечен-ауле и Шали-ауле чеченцев. Во Владикавказе Булгаков работает в военном госпитале.

1920. Конец января — уволился из госпиталя, работал журналистом. Февраль — сотрудничает в газете "Кавказ". Февраль-март — заболел возвратным тифом. Начало апреля — работал заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией). Во Владикавказе начал писать для театра - комедия "Самооборона" была поставлена и имела успех. Окрыленный удачей, Булгаков пишет еще две пьесы - "Глиняные женихи" и "Парижские коммунары", постановкой последней Владикавказ отметил 50-летие Парижской коммуны. Пьеса была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.

В 1921 переехал в Москву. Во время нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 - 24). С публикаций в "Накануне" и началась популярность М. Булгакова.

1922-1926 гг. работает сотрудником газеты «Гудок». Написаны повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и др. Ни одна из пьес не была разрешена к постановке.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину.

В 1925 году Михаил Булгаков оформляет развод и официально регистрирует брак с Белозерской Любовью Евгеньевной. Несмотря на изменения в личной жизни, работоспособность Булгакова осталась на прежнем уровне.

Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой литературы 20 века-многоплановый философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита",создавался в 1929-40 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: "Рукописи не горят!"). В романе переплетаются две осн. сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе. Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966 году). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. Получил работу ассистента режиссера МХАТа (1930 - 36).

1932 г. МХАТ возобновил постановку «Дней Турбиных». В этом же году женился в третий раз на Елене Шиловской.

С 1936 года — в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1938 г. руководство МХАТ просит Булгакова написать юбилейную пьесу о Сталине, он дает согласие. Однако пьеса «Батум» тоже была запрещена. Известие о запрете постановки пьесы, возможно, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза. Первым признаком было резкое ухудшение зрения. Последние исправления в текст «Мастера и Маргариты» под диктовку Булгакова вносит Елена Сергеевна.

1940. 6 января — сделал записи к пьесе "Ласточкино гнездо". 22 января — заключил договор с МХАТом на постановку пьесы "Александр Пушкин" ("Последние дни"). 13 февраля — диктовал поправки к "Мастеру и Маргарите". 10 марта — в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта — состоялась гражданская панихида (в здании Союза писателей СССР). 12 марта — состоялась кремация тела М. А. Булгакова; урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Сжатое описание жизни Булгакова кратко может объяснить феномен гениального писателя, прошедшего через все жизненные трудности и испытания, при этом оставшегося настоящим гуманистом. Михаил Афанасьевич – автор более 170 произведений, включающих романы, пьесы, фельетоны, очерки, рассказы, повести, театральные инсценировки. Сухие факты из его жизни можно найти в Википедии, учебниках, биография писателя хорошо изучена, но лишь в его творчестве раскрывается жизненный реализм, украшенный сатирой и юмором.

Для понимания того, что за человек Михаил Булгаков, следует разобраться в его происхождении. Появился будущий писатель на свет 15 мая 1891 года в Киеве в семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых – преподавателя духовной академии, статского советника и дочери протоиерея. Многодетной семье, где кроме Михаила подрастало еще шестеро детей, хватало средств для безбедного существования.

Воспитанием детей занималась Варвара Михайловна – утонченная интеллигентка, прививавшая детям любовь к искусству, музыке, чтению. Даже безвременная смерть отца семейства не помешала будущему автору закончить Первую Александровскую гимназию – колыбель киевской интеллигенции.

В 1909 году Булгаков поступил в Киевский университет на медицинский факультет. В произведениях «Роковые яйца» и прослеживается симпатия автора к профессорам Персикову и Филиппу Филипповичу неспроста, так как Булгаков по профессии был врачом.

Годы войн и революций

Согласно информации о Булгакове из Википедии, в 1913 году наладилась его личная жизнь. Будущий автор вступил в брак с Татьяной Николаевной Лаппа – дочерью столбового дворянина.

Молодожены поселились в съемной квартире на Андреевском спуске, любили посещать театральные пьесы, премьеры, музыкальные концерты. Несколько раз молодой человек ходил на концерты Шаляпина. В творчестве Булгакова интересным фактом стало то, что черты шаляпинского Мефистофеля отразились в Воланде – герое последнего романа писателя.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Михаил отправился на фронт, служить тем, кем был по образованию, – врачом. В полевом госпитале будущий автор прослужил до осени 1916 года.

Вернувшись с фронта, Булгаков направился в Смоленскую губернию, чтобы занять пост заведующего сельской больницей в Николино Сычевского уезда. Спустя год врача направили служить заведующим инфекционным и венерологическим отделением больницы в городе Вязьма.

Согласно документам из архива земской управы молодой человек показал себя хорошим врачом, о чем свидетельствуют факты:

  • в журнале приема общее количество больных составило 15 тысяч;
  • все хирургические операции, проведенные Булгаковым, были успешны.

На жизнь и творчество Булгакова повлияла Февральская революция. Это событие писатель описал дословно так: «Внезапно грозно наступила история». После событий Октябрьской революции врач получил освобождение от военной службы и смог вернуться в Киев, где его захлестнула волна гражданской войны. Власть менялась постоянно, и каждая нуждалась в услугах хорошего врача. Так Михаил Афанасьевич служил в следующих армиях:

  1. Гетмана Скоропадского;
  2. Лидера националистического движения Петлюры;
  3. В Красной Армии;
  4. В войсках Деникина.

Пережитые события из биографии Булгакова кратко отразились в «Белой Гвардии», в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в «Днях Турбиных», в «Беге». Для понимания исторической обстановки тех времен стоит прочитать эти произведения.

Белая Гвардия

Творчество

Википедия утверждает, что в конце 1919 года или в начале 1920 жизнь Булгакова резко изменилась: он покинул ряды Деникинской армии. Хороший врач сменил врачебную деятельность, то, кем был Булгаков по основной профессии и образованию, и начал сотрудничать автором в местных газетах. Первые произведения писателя вошли в сборник «Дань восхищения» и были опубликованы весной 1920 года в местных газетах на северном Кавказе.

Интересно! Сестра писателя вспоминала, что Михаил Булгаков начал писать на первом курсе учебы в университете – рассказ носил название «Огненный змей». Это произведение о человеке, больном алкоголизмом.

Пребывая на Кавказе , автор начал отстаивать последн ее наследи е классиков , вступая в полемику с деятелями культуры тех времен . В результате был изгнан из подотдела искусств осенью 1920 года. Булгаков остался без работы и без средств к существованию. Весной 1921 года жизнь начинающего писателя изменилась благодаря успешной инсценировке пьесы «Сыновья Мулла». У молодого человека появилась возможность переехать в Тифлис, а затем в Батуми.

Переезд в Москву

Осенью 1921 года Булгаков принял решение переехать в Москву. Два месяца Михаил Афанасьевич проработал секретарем литературного отдела Главкомитпросвета, затем остался без работы. Попытки сотрудничества в частных газетах не увенчивались успехом.

Время безработицы закончилось весной 1922 года – автор стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов.

Хронологическая таблица Булгакова по произведениям:

1918-1919 черновые наброски рассказов «Записки юного врача»
1919-1920 несколько рассказов и фельетонов «Дань восхищения»
1921 пьеса «Сыновья Мулла»
1922-1924 «Похождения Чичикова», «Белая гвардия»
1923 повесть «Дьяволиада», рассказы «Записки на манжетах»
1924 повести «Роковые яйца», «Багровый остров»
1925-1928 пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», роман «Собачье сердце»
1926-1928 пьеса «Бег»
1927 повесть «Багровый остров»
1928-1929 пьесы «Великий канцлер Князь тьмы» (черновой вариант «Мастер и Маргарита»), «Кабала святош», роман «Копыто инженера», повесть «Тайному другу»
1931 пьеса «Адам и Ева»
1932 пьеса «Полоумный Журден»
1933 роман «Жизнь господина де Мольера»
1934 пьеса «Блаженство (сон инженера Рейна)»
1935 пьеса «Последние дни (Пушкин)»
1936-1937 либретто опер «Театральный роман или записки покойника», «Иван Васильевич», «Минин и Пожарский», «Черное море»
1937-1938 либретто оперы «Рашель»
1939 пьеса «Батум», либретто оперы «Дон Кихот»
1929-1940 роман «Мастер и Маргарита»

Венец творчества Михаила Афанасьевича – гениальный роман «Мастер и Маргарита». Писался на протяжении 10 лет, обязателен для прочтения, ведь вмещает весь жизненный опыт писателя, передает его видение смысла жизни.

Полезное видео: документальный фильм Роман с тайной

Годы критики и гонений


Н
ачиная с 1914 года автор проживал тяжелые годы жизни , видел много войн , несправедливости , жестокости , но всегда оставался приверженцем общечеловеческих ценностей , их он пытался донести людям в своем творчестве . В 20-е годы позиция Булгакова подверглась осуждению. Произведения Михаила Афанасьевича запрещались, не печатались и не ставились на театральной сцене.

В 1929 году нападки критиков достигли апогея. Были сняты с инсценировки пьесы «Дни Турбиных», «Багровый остров» и комедия «Зойкина квартира». Новую пьесу «Мольер» Главрепертком запретил весной 1930 года. Тогда Михаил Булгаков кратко написал письмо правительству с просьбой выезда за границу из-за невозможности существования на родине. Вскоре ему позвонил Сталин. Так писатель, по образованию врач, был назначен в МХАТ режиссером-ассистентом.

В 1932 году возобновились показы «Дней Турбиных», инсценировалась пьеса «Мертвых душ» по Гоголю. В 1936 году автор перешел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста.

В 1924 году произошли перемены в личной жизни Булгакова – он развелся с Татьяной Николаевной Лаппа и вступил в брак с Любовью Евгеньевной Белозерской. А в 1932 году развелся со второй женой и вступил в третий брак с Еленой Сергеевной Шиловской, взявшей фамилию мужа. Именно ее образ стал прототипом Маргариты из романа . Шиловская избавила от одиночества автора в последние годы его жизни, а после смерти добилась издания основных произведений писателя.

Последнюю попытку издать свое произведение Булгаков сделал в 1933 году (пьеса «Жизнь господина де Мольера») и потерпел неудачу. До самой смерти 10 марта 1940 года мастер больше не издавался. Перед смертью Булгаков ослеп, врачи диагностировали наследственную болезнь почек, от которой умер отец Михаила Афанасьевича. Окончательный вариант романа «Мастер и Маргарита» дописывала Елена Сергеевна Булгакова под диктовку писателя, не увидевшего даже черновика своего произведения.

Автобиография собрана в нескольких его произведениях «Тайному другу», «Записки на манжетах», «Записки юного врача», в «Мольере», в «Белой гвардии». Эти творения помогают заглянуть во внутренний мир писателя, увидеть его глазами историческую обстановку того времени.

Чтобы лучше понять, кто такой Михаил Афанасьевич, следует знать, что имея репутацию полуопального писателя, он писал Сталину, просил не за себя, а за других. Так, просил за арестованных сына и мужа Анны Ахматовой, за сосланного друга Николая Эрдмана.

Интересно! После знакомства с Еленой Сергеевной в 1929 году автор посвятил ей незавершенную повесть «Тайному другу». В произведении описаны булгаковские годы жизни в Москве и работы над романом «Белая гвардия». Своего рода автобиография для близкого человека, с которым нельзя было в то время соединиться.

Полезное видео: 10 Фактов Михаил Булгаков

Вывод

Кем был Булгаков? Писателем, болевшим за человека, будь то незаурядный Мастер или непримечательный делопроизводитель. Михаил Афанасьевич не воспринимал литературу с абстрактными болью и страданиями, нереальными героями, проходящими мимо правды жизни. Мистицизм в произведениях для Булгакова – литературный прием, оттеняющий действительность в сатирическом свете, показывающий негативные черты современной жизни. Своим творчеством он выказывал подлинный гуманизм, близкий нам и сегодня.

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

Михаил Афанасьевич Булгаков , известный прозаик, драматург, родился в Киеве 3 мая 1891 года. Его родители были интеллигентными и образованными людьми. Мать служила учительницей в Карачаевской прогимназии; отец, окончивший Киевскую духовную академию, преподавал в Новочеркасском духовном училище, в Киевской духовной академии, в Институте благородных девиц, а в конце 1893 года получил должность киевского областного цензора, в обязанности которого входила цензура литературы на иностранных языках. Помимо Михаила, в семье было пятеро детей.

Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию, отличающуюся высоким уровнем образования, и в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война. После окончания университета, в 1916 году, Булгаков работал в полевом госпитале: сначала в Каменец-Подольском, затем в Череповцах. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму. Этот период жизни писателя нашел отражение в «Записках юного врача» (1926). Главный герой этого произведения - честный труженик, талантливый врач - часто спасает больных в безнадежных, казалось бы, ситуациях, остро переживает тяжелое положение малообразованных крестьян из глубоких смоленских деревень и осознает свое бессилие что-либо изменить в лучшую сторону.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. Свое мнение о ней Булгаков выразил в очерке «Киев-город» (1923). Начинающий писатель отметил, что с революцией «внезапно и грозно наступила история». После Октябрьской революции он был освобожден от военной службы и вернулся в Киев, который вскоре заняли германские войска. Здесь Булгаков окунулся в водоворот Гражданской войны. Он был хорошим врачом, и обе воюющие стороны нуждались в его услугах. В любых ситуациях молодой врач оставался верным гуманистическим идеалам, и в его душе постепенно нарастало возмущение против жестокости петлюровцев и белых, впоследствии отраженной в романе "Белая гвардия", в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в пьесах «Дни Турбиных» и «Бег». Честно выполняя свой врачебный долг, Булгаков стал невольным свидетелем жестоких преступлений во Владикавказе в конце 1919 года. Не желая дальше принимать участие в войне, в начале 1920 года он покинул ряды деникинской армии. Михаил Афанасьевич решил навсегда оставить занятия медициной и стал писать статьи для местных газет. Осенью 1919 года Булгаков закончил свой первый рассказ. Зимой 1919-1920 годов он написал несколько рассказов и фельетонов. В одном из них, известном под названием «Дань восхищения», автор рассказывает об уличных столкновениях в Киеве во время революции и Гражданской войны.

Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Выздоровел он весной 1920 года, когда город уже заняли части Красной Армии. С этого времени Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома, писал пьесы для осетинских и ингушских театральных трупп, отражающие взгляды автора на революцию. Пьесы этого периода творчества писателя представляли собой агитки-однодневки и создавались главным образом для того, чтобы выжить в тяжелых условиях. Владикавказские впечатления писателя отразились в повести «Записки на манжетах».

В Тифлисе, а позднее в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать. Но он понимал, что в трудный для страны момент место писателя - рядом с народом. В 1921 году Булгаков переехал в Москву. С весны 1922 года его статьи регулярно появлялись на страницах московских газет и журналов. В его сатирических памфлетах и очерках отразились основные приметы послереволюционного времени. Главным объектом сатиры писателя стали нувориши-нэпманы - «накипь нэпа» (новеллы «Триллионе?» и «Чаша жизни»), а также представители населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, служащие-бюрократы и другие. Но Булгаков замечает и приметы нового времени. Так, в одном из его очерков появляется мальчик-школьник (символ новых веяний), идущий по улице с новеньким ранцем.

В 1924 году была опубликована повесть Булгакова «Роковые яйца», действие которой автор перенес в воображаемое будущее - в 1928 год, когда стали очевидными результаты нэпа, в частности резкий подъем уровня жизни народа. Профессор Персиков совершил поистине великое открытие, способное принести огромную пользу для человечества. Но, попав в руки полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа, оно оборачивается трагедией. Неудачи терпят почти все герои булгаковских повестей 20-х годов. В своих произведениях автор стремился донести до читателя мысль о неготовности общества принять новые принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям.

В пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» (1925-1928) писатель показал, что все власти, сменяющие друг друга в Гражданской войне, враждебны интеллигенции. Герои пьес - типичные представители «новой интеллигенции», которые сначала отнеслись к революции настороженно или боролись против нее. Себя Булгаков также относил к новому слою и с юмором писал об этом в фельетоне «Столица в блокноте»: «После революции народилась новая, железная интеллигенция. Она может и мебель грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься. Я верю, она не пропадет! Выживет!»

Писатель чутко реагировал на все изменения в обществе, тяжело переживал несправедливость, сомневался в обусловленности принимаемых мер, но не переставал верить в человека. Вместе с автором сомневались и переживали его герои, что было неблагожелательно воспринято критикой. В 1929 году нападки на писателя усилились. Все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира» - были сняты со сцены. Оказавшись в тяжелом положении, Булгаков решился написать письмо правительству, в котором просил разрешения выехать за границу. В скором времени состоялся разговор писателя со Сталиным, результатом которого стало назначение Булгакова режиссером-ассистентом МХАТа. Постановки пьес Булгакова вновь появились на сценах театров, а спустя некоторое время была поставлена инсценировка «Мертвых душ».

Однако после 1927 года в отечественной печати не появилось ни одной строчки писателя (за исключением перевода «Скупого» Мольера в 1938 году, и «Седьмого сна» из пьесы «Бег» в 1932 году), он входил в число запрещенных авторов. Но, несмотря на это, Булгаков не допускал мысли покинуть Родину. Мысли об эмиграции не посещали его даже в тяжелейший период 1929-1930 годов. В одном из писем Михаил Афанасьевич признался: «...Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей - СССР, потому что я 11 лет черпал из него».

В 1933 году Булгаков предпринял попытку издать в серии «ЖЗЛ» свой роман «Жизнь господина де Мольера», но его ожидала очередная неудача. После этого, вплоть до самой смерти, Булгаков не пытался публиковать свои произведения. Он посвятил себя работе над романом «Мастер и Маргарита», который явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века. На работу над этим романом ушло двенадцать лет жизни писателя. Замысел произведения возник в конце 1920-х годов как попытка художественного и философского осмысления новых реалий социалистической действительности. Ранние варианты романа казались автору недостаточно удачными, в течение нескольких лет он снова и снова возвращался к своим героям, придумывал новые сцены и конфликты. Сюжетную завершенность роман приобрел лишь в 1932 году.

Показав обреченность белого движения, закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти (пьесы «Дни Турбиных» и «Бег», роман "Белая гвардия"), опасность, грозящую обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим (повесть «Собачье сердце»), Булгаков совершил открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей.

Ему, как продолжателю лучших традиций русской и мировой литературы, была свойственна боль за человека. Писатель принимал лишь ту литературу, которая отражала страдания реальных героев. Идейным стержнем литературы для Булгакова был гуманизм. А подлинный гуманизм произведений настоящего мастера дорог и близок читателю во все времена.

Последние свои годы писатель прожил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, его произведения не доходили до читателей. Это окончательно надломило Булгакова и привело к обострению болезни и скорой смерти. Умер он 10 марта 1940 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.