Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Трехсложные размеры в силлабо-тонике. Стихосложение

В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.

Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.

Двусложные. Слогов два и размера тоже два.

Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.

Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.

Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.

На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».

Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же.

Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.

Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001

Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.

Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:

Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.

Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.

Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:

Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.

Предлагаю вам немного отдохнуть. Посмотрите видео с красивой музыкой и напишите в комментариях, как можно назвать необычный музыкальный инструмент, который вы там увидите?

Сочинение стихов требует не только таланта, но и основательной теоретической подготовки. Даже в древности, когда, казалось бы, отношение к творчеству было проще, а рифмованные произведения создавались по наитию и/или капризу Музы, поэты уделяли равное внимание содержанию и форме произведения. А литераторы с классическим образованием умели безошибочно определить стихотворный размер отрывка, услышанного или прочитанного мимоходом. Стихотворный размер определяет темпоритм и эмоциональный дух произведения, так что его важность не поддается сомнению.

Ладно бы профессиональные поэты усложняли себе жизнь определением размера стихов, в конце концов, это их долг, призвание и работа. Но задача определить размер стихотворения становится даже перед школьниками, потому что понимание стихотворного метра важно каждому образованному человеку. Причем научиться определять стихотворный размер текста не так уж сложно, особенно если выбрать любимое стихотворение, красивое и близкое по настроению. Впрочем, можно определить стихотворный размер любого поэтического текста, и мы готовы объяснить, как именно это сделать.

Что такое стихотворный размер? Метры, размеры, стопы
Стихотворный размер – это, по сути, ритмическая форма стихотворения, то есть строение каждого конкретного рифмованного текста. Размер, или ритмика – вот чем стихи отличаются от прозы. Поэтому не удивительно, что определение размера стихотворения важно в первую очередь для его анализа, классификации и даже просто понимания. Но для начала придется понять, вернее – узнать, из чего состоит и чем определяется стихотворный размер:

  • Число слогов – обычно равное в каждой строчке. Слог под ударением называется сильным, без ударения – слабым. Когда размер стихотворения определяется только количеством слогов, без учета ударений, то стихотворная форма называется силлабической. Зачастую она лежит в основе классической итальянской, украинской, русской поэзии.
  • Число ударений , одинаковое в каждой строке стихотворения, причем во внимание принимаются именно ударные слоги, тогда как безударные не имеют принципиального значения для определения размера стиха. Эта стихотворная форма называется тонической, или акцентной, а ее типичными примером могут служить произведения Владимира Маяковского.
  • Стопа – сочетание нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные. Одна стопа – это единица измерения стихотворного размера. Чтобы определить размер стиха, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и таким образом называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.п.
  • Силлабо-метрика – подсчет и учет и слогов, и ударений, но не только и не столько их общего количества, сколько сочетание долгих и кратких, ударных и безударных слогов, их комбинация между собой. Соответственно, эта система стихосложения называется силлабо-метрической.
  • Цезура – это пауза, которая в стихотворении может находиться только в определенном размером месте, но заодно разделяет не только ритмические, но и смысловые части. Цезура необходима для восприятия рифмованного текста, иначе не хватит ни дыхания для чтения, ни слуха для длинной монотонной, непрерывной строки.
Если учесть все эти аспекты, то легко сделать вывод, что стихотворный размер – это схема, по которой ударные и безударные слоги чередуются между собой. Порядок их чередования определяет стихотворную форму и позволяет узнать размер стиха, композиция которого построена по одной из классических поэтических метрических схем. Причем даже белый стих, не имеющий рифмы, подчиняется метрике, то есть имеет тот или иной размер.

Какие бывают стихотворные размеры? Ямб, хорей, дактиль, анапест
Перед тем, как определить стихотворный размер, нужно разобраться, какие именно размеры стихотворений существуют – иначе что же мы будем определять? Поскольку роль стопы в стихотворном метре теперь ясна, осталось определить, как количество и разновидность стоп влияет на стихотворный размер, и как называется каждый из них:

  1. Ямб – один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного (другими словами: слабого и сильного, короткого и длинного). Чаще всего встречается четырехстопный ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки. Типичный пример четырехстопного ямба: «Мой дя дя са мых че стных пра вил».
  2. Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только с топе хорея сначала идет ударный (сильный, длинный) слог, а за ним – безударный (слабый, короткий). Четырех- и шестистопные хореи встречаются чаще пятистопных. Типичный пример хорея: «Бу ря мгло ю не бо кро ет».
  3. Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Типичный пример четырехстопного дактиля: «Ту чки небе сные, ве чные стра нники».
  4. Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в стихотворении Александра Блока: «Узнаю тебя, жи знь! Принима ю! Привет ствую зво ном щита !».
  5. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: «Есть же нщины в ру сских селе ньях».
Разумеется, существуют и более сложные, состоящие из четырех и более слогов стопы и стихотворные размеры. Они свойственны устаревшей речи и почти не используются в современной литературе. Например, античная поэзия неразрывно связана с гекзаметром, то есть шестисложным стихом, в котором в одной строке могут соседствовать дактили и хореи и/или другие стихотворные стопы. Но сегодня, когда появляется необходимость определить стихотворный размер текста, вероятность столкнуться с гекзаметром очень мала.

Как именно определить стихотворный размер отрывка?
Анализ стихотворения подразумевает полное, всестороннее рассмотрение текста, обязательно включающее определение стихотворного размера и метра. Вы можете научиться определять размер стиха самостоятельно, если возьмете за основу изложенную выше информацию и используете схему метрического анализа стихотворения:

  1. Прочтите вслух стихотворение, требующее анализа. Не обращайте внимания на смысл слов, но постарайтесь четко и внятно акцентировать ударения и паузы. Прислушайтесь к ритму голоса. В качестве примера возьмем стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке».
  2. Запишите стихотворение или его фрагмент для анализа построчно, с новой строки. Оставляйте достаточно пространства между строками на странице, чтобы было место для пометок.
  3. Выделите (подчеркните или пометьте) все ударные слоги в тексте. Это будет легко, поскольку вы уже слышали их во время чтения вслух. В нашем варианте получается так:

    Про долгова тый и тве рдый овал ,

    Чер ного пла тья растру бы…
    Ю ная ба бушка! Кто целовал

    Ва ши надмен ные гу бы?

  4. Посчитайте количество безударных слогов, помещающихся между ударными. Как вы помните, ямб и хорей – двусложные стихотворные размеры, а дактиль, амфибрахий и анапест – трехсложные.
  5. В нашем случае строка и стопа начинаются ударным слогом, после которого стоят два безударных. Отсюда делаем вывод, что стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке» написано дактилем, что не удивительно, учитывая симпатию поэтов Серебряного века к трехсложным метрам.
  6. Количество стоп определяется числом ударных слогов в строке. В большинстве стихотворений оно одинаково в каждой строчке, но в нашем случае стихотворная форма оказалась сложнее. Можно сказать, что каждая нечетная строка написана четырехстопным дактилем, а каждая четная – трехстопным.
Всего несколько подобных упражнений – и вы запомните все пять распространенных стихотворных размера, а со временем научитесь определять размер стихотворного отрывка на слух, даже не записывая его и не делая пометок на бумаге. Это сэкономит время, но создаст определенные трудности в восприятии текста, ведь звучание некоторых гласных отличается от их написания. Грамотность, опыт и знание текста придут вам на помощь в этих затруднительных ситуациях и помогут определить размер стихотворения без ошибки.

Упорядоченность стихотворной речи, логика ее звукового ритма – это и есть ключ к определению размера стиха. Разумеется, в поэтических текстах встречаются исключения, но они лишь подтверждают правила и не должны сбивать вас с толку. Если засомневаетесь, не поленитесь записать стихотворение и пронумеровать все его слоги. Ставьте номера просто по порядку, не пропуская ни одной гласной буквы. Затем отметьте те цифры, которые придутся на ударные гласные. Если все они четные, то есть 2/4/6/8, то перед нами, без сомнения, ямб. Если все сильные слоги окажутся под нечетными цифрами – 1/3/5/7 – то стихотворения является хореем. Трехсложные стопы определяются по тому же принципу: 1/4/7/10 у дактиля, 3/6/9/12 у анапеста и 2/5/8/11 у амфибрахия.

Пусть эта схема анализа стихотворения и маленькая шпаргалка всегда помогают вам определить стихотворный размер текста. А если один или несколько слогов в конце строки выбьются из общей картины, то этот нюанс не должен смущать вас. Тем более что это явление, названное пиррихием, или пропущенным ударением, не нарушает композиции стиха и просто не учитывается при определении стихотворного размера. Тренируйтесь на знакомых и новых, классических и современных, простых и сложных стихотворениях, и вскоре научитесь быстро определять любой стихотворный размер.

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .

Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.

Что такое стихотворный размер?

Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих». Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения , которую, в свою очередь, можно разделить на стопы. Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.

Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп . Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них. Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным. Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:

  • Хорей.

Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.

Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:

  • Дактиль.
  • Анапест.
  • Амфибрахий.

Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина . Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог . Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер . В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей . Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое. Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Дактиль

В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное , делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.

«Тучки небесные, вечные странники…»

М. Лермонтов , в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.

Анапест

Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю . Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:

«О, весна, без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!»

Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный .

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон» . Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия . Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Заключение

Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.

ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ

РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, композиции, языка, стиха.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось вXVII–XVIIIвв. С Полоцким, А. Кантемиром и др.

Наука ободрана, // в лоскуты обшита, 13 слогов

Изо всех почти домов // с ругательством сбита; 13 слогов

Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, 13 слогов

Как, страдавший на море, // корабельной службы. 13 слогов

А. Кантемир (Сатира на хулящих учение: к уму своему)

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры – двусложные (Хорей, Ямб) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого слова «тоноз» - тон, напряжение, ударение) – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчёт не принимается.

спим

ночь.

Днём

совершаем поступки.

Любим

свою толочь

воду

в своей ступке.

В. Маяковский

Тонический стих характерен для языков с подвижным ударением, таких, как русский, немецкий, английский. Русские былины писались тоникой. Обычно в них было три сильных ударения:

Как во стольном во городе во Киеве,

У великого у князя у Владимира…

Спокойно трубку докурил до конца,

Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда во фронт! Офицеры вперёд!»

сухими шагами командир идёт…

Н. Тихонов

МЕТР – определённая ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихосложении являются двусложные (Хорей, Ямб), трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.

СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицею стиха в силлабо-тонической системе стихосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т. д.

ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.

СТИХ – 1.Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей стихосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А. Твардовского и т. д.

ХОРЕЙ (в переводе с греческого «плясовой» хор, пляска, хоровод) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т. д. слогах:

Н и вы / сж а ты, / р о щи / г о лы,

От во / д ы ту / м а н и / с ы рость.

Коле / с о м за / с и ни / г о ры

С о лнце / т и хо / е ска / т и лось.

С. Есенин (четырёхстопный хорей)

ЯМБ (в переводе «бросок») – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т. д. слогах:

Подр у / га д у / мы пр а зд / ной

Черн и ль / ниц а / мо я !

Мой в е к / одно / обр а з / ный

Тоб о й / укр а / сил я .

А. Пушкин (трёхстопный ямб)

ДАКТИЛЬ (в переводе с греческого «палец») – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т. д. слогах:

Бл и зился / с и зый за / к а т

В о здух был / н е жен и / хм е лен,

И оту / м а ненный / с а д

К а к-то о / с о бенно / з е лен.

И. Анненский (3-стопный дактиль)

АНАПЕСТ (в переводе с греческого «отражённый назад») – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т. д. слогах:

Ни стран ы , / ни пог о с / та

Не хоч у / выбир а ть.

На Вас и ль / евский о с / тров

Я прид у / умир а ть.

И. Бродский (двустопный анапест)

АМФИБРАХИЙ (буквальный перевод с греческого «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т. д. слогах:

Жил м а лень / кий м а льчик

Был р о стом / он с п а льчик.

Лиц о м был / крас а вчик, -

Как и скры / глаз ё нки,

Как п у х во / лос ё нки…

В. А. Жуковский (двустопный амфибрахий)

ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:

Сп и те, полу / м ё ртвые у / в я дшие цве /т ы ,

Т а к и не уз / н а вшие рас / цв е та красо / т ы,

Бл и з путей за / е зженных взра / щ ё нные твор / ц о м,

См я тые не / в и девшим тя / ж ё лым коле / с о м…

К. Бальмонт (трёхстопный пеон первый )

Фон а рики – / суд а рики,

Скаж и те-ка / вы мн е,

Что в и дели, / что сл ы шали

В ночн о й вы ти / шин е ?...

И. Мятлев (двустопный пеон второй)

Внемля в е тру, / тополь гн ё тся, / с неба д о ждь о / сенний ль ё тся,

Надо мн о ю / разда ё тся / мерный ст у к ча / сов стенн ы х;

Мне никт о не / улыбн ё тся, / и трев о жно / сердце бь ё тся

И из у ст не / вольно рв ё тся / монот о нный / грустный ст и х;

И как т и хий / дальний т о пот, / за окн о м я / слышу р о пот,

Непон я тный / странный ш ё пот / - шёпот к а пель / дождев ы х.

К. Бальмонт (4стопный пеон третий)

Нет, не найду/ сегодня пищи я

Для утеши/тельной мечты:

Одни шарман/щики, да нищие,

Да дождь – всё с той/ же высоты.

Владислав Ходасевич(2стопный пеон четвёртый)

ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и четырёх безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:

Красным п о лымем

Заря всп ы хнула;

По лиц у земли

Туман ст е лется…

А. Кольцов

ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным метрическим ударением:

Б у ря / мгл о ю / н е бо / кр о ет,

В и хри / сн е жны / е кру / тя…

А. Пушкин (4-стопный хорей, третья стопа второго стиха – пиррихий )

СПОНДЕЙ –стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:

Швед, р у с / ский к о / лет, р у / бит, р е / жет.

Бой б а / раб а н / ный, кл и / ки, скр е / жет…

А. Пушкин (четырёхстопный ямб, первая стопа спондей)

СТЯЖЕНИЕ – это явление, когда в стихе «не достаёт» одного слога. Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается.ЛЕ́ЙМА (греч. λειμμα) - пауза в стихе (в античной метрике). Согласно античной теории стиха, Л. не допускается в середине слова или между словами, составляющими одно целое (например, между предлогом и словом, им управляемым). Длительность Л. в античном стихе была установлена от одной моры (доли) до шести мор (долей). В применении к русскому стиху термин «Л.» в значении паузы употребляется в стиховедческих работах Г. Шенгели.

Явления стяжения характерны «Илиаде» и«Одиссее» Гомера . (шестистопный дактиль)

Гнев,^ богиня, воспой Ахиллеса – Пелеева сына…

Кто ж от богов^ бессмертных подви / г их к враждебному спору?

_/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_/_ _ _/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмашная ^ луна

На полу кружевные узоры…

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_/_ _/ _ _ _ v_ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

С. Есенин

ДОЛЬНИК (Паузник) – стихотворный размер на гранисиллабо-тонического итонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении иктов и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление дольник входит в началеXXв.

Дольник -крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника . Впоследствии дольником начали называть то паузный трехдольник , то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик ), то опять акцентный стих.

Осень п о здняя. Н е бо откр ы тое,

И лес а сквоз я т тишин о й.

Прилегл а на б е рег разм ы тый

Голов а рус а лки больн о й.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

А. Блок (трёхударный дольник)

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

1913г. А.А.Ахматова

РИФМА (Краесогласие) –одинаково звучащие клаузулы. Рифмы характеризуются по расположению (парная, перекрёстная, кольцевая), по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), по составу (простые, составные),по звучанию (точные, корневые или ассонанс), монорим и т. п.

КЛАУЗУЛА – группа заключительных слогов в стихе (в стихотворной строке).

МУЖСКАЯ КЛАУЗУЛА – когда стих заканчивается ударным гласным:

И ветер, и дождик, и мгл а

Над холодной пустыней вод ы .

Здесь жизнь до весны умерл а ,

До весны опустели сад ы .

И. Бунин.Одиночество

ЖЕНСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха:

Эти скудные сел е нья,

Эта скудная прир о да –

Край родной долготерп е нья,

Край ты русского нар о да!

Ф. И. Тютчев

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха:

Я, Матерь Божия, ныне с мол и твою

Пред твоим образом, ярким си я нием,

Не о спасении, не перед б и твою

Не с благодарностью иль пока я нием,

Не за свою молю душу пуст ы нную,

За душу странника в свете безр о дного…

М. Ю. Лермонтов

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на четвёртый и далее слог от конца стиха:

Идёт Балда, покр я кивает,

А поп, завидя Балду, вск а кивает…

А. Пушкин

Холод, тело тайно ск о вывающий…

Холод, душу очар о вывающий.

В. Я. Брюсов

БЕДНАЯ РИФМА когда рифмуются последние икты, т.е. ударные гласные клаузул. Бедную рифму ещё называют достаточной.

ТОЧНАЯ РИФМА рифма, при которой совпадают все звукиклаузул.

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Всё пролетело…далече…мимо…

Сердце остыло, и выцвели очи…

Синее счастье! Лунные ночи!

С. Есенин

БОГА́ТАЯ РИ́ФМА - наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ - стократ, канала - доканала, матовая - выматывая.

Где горизонта боро зда ? Все линии по теряны . Скажи,

которая зве зда

и где

глаза пан терины ?

Не счел бы

лучший ка значей

звезды

тропических ночей.

В. Маяковский

Человек сказал Дне пру : - Я стеной тебя за пру .

С. Маршак

По станице тополи Гнутся на ве тру . По станице топали Кони поу тру.

А. Сурков.

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – часто встречающаяся, примелькавшаяся рифма; звуковой и смысловой трафарет. «…Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь» и «кровь», «трудный» и «чудный», «верный» и «лицемерный» и проч.» (А. С. Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»).

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – созвучия, из которых одно (или оба) находятся внутри стиха. Внутренняя рифма бывает постоянной (появляется перед цезурой и определяет границу между полустишиями) и нерегулярной (разбивает стих на отдельные ритмические неравные и непостоянные группы):

Если рея , пропадая,

Ц епенея и блистая

Вьются хлопья снежные. –

Если сонно, отдалённо

То с упрёком, то влюблённо,

Звуки плачут нежные.

МОНОРИМ – стихотворение, использующее одну рифму:

Когда будите, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтесь там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами,

А как кончите курс эминентами

И на службу пойдёте с патентами –

Не глядите на службе доцентами

И не брезгуйте, дети, презентами!

А. Апухтин

АССОНАНС – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:

Студенту хочется послушать Скрябина,

И вот полмесяца живёт он скрягою.

Е. Евтушенко

АЛЛИТЕРАЦИЯ выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ:

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой…

А. Пушкин

АНАКРУЗА (анакруса ) – ритмический зачин стиха. Слабые слоги до первого икта. Нулевая в хорее, односложная в ямбе. Нулевая в дактиле, односложная в амфибрахии, двусложная в анапесте. Рассмотрим остроумный пример Томашевского. Исследователь берёт 4-стишие из стихотворения Фета «Венера Милосская», написанного 4-стопным ямбом:

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской,

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой…

_/ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _/ _ _/ _ _ _ _/

_ _ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _/ _ _/ _ _ _ _/

и отбрасывает первые слоги (все первые слоги здесь односложны):

Вся дыша пафосской страстью,

Млея пеною морской,

Всепобедной вея властью,

Смотришь в вечность пред собой.

_/_ _ _ _/_ _/_

_ / _ _/_ _ _ _/

_ / _ _/_ _/_ _/_

_ / _ _ / _ _ _ _/

Ямб превратился в хорей. Отсюда вывод: при одинаковой внутренней структуре двусложные размеры, ямб и хорей, отличаются друг от друга ритмическим зачином.

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

1913г. А.А.Ахматова

ЦЕЗУРА – короткая пауза в середине стихотворной строки, делящая стих на два полустишия и вносящая ещё большую ритмическую организованность. Если более четырёх стоп в стихе, нужна цезура. Обычно цезура появляется в шестистопном и более стихах:

Когда любовию // и негой упоённый,

Безмолвно пред тобой // коленопреклонённый

Я на тебя глядел // и думал ты моя,

Ты знаешь, милая, // желал ли славы я…

А. Пушкин

СЛОВОРАЗДЕ́Л - граница между словами в стихе (термин Б. Томашевского). Взаимосвязь С., стопораздела, интонационно-логической паузы и структурной паузы, несомненно, имеет большое значение для ритмико-фонетической организации стиха. Например, постоянное совпадение С. со стопоразделами придает стиху ритмическую монотонность.

Буря мглою небо кроет

_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Это пример совпадения словораздела со стопоразделом.

При несоблюдении С. возможны так называемые сдвиги . Вопрос о структурной роли С., по существу, еще не разработан. Андрей Белый называет С. «межсловесным промежутком», С. Бобров - «слором» (аббревиатура от «сло вор аздел»).

СДВИГ акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним, или два стоящих рядом коротких слова, образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.

Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

А.С. Пушкин

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижно я.

М.Ю.Лермонтов

О, север, север, чародей!

Иль я (Илья) тобою околдован?

Ф.Тютчев

Шуми, шуми волнами Рона (волна Мирона)

И жатвы орошай.

К.Батюшков

И тут нежданный стих, неведомо с чего,

На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.

П.Вяземский

Разумеется, сдвиг возможен только при чтении фразы вслух и вырванной из контекста, чтение же глазом всего отрывка в целом не создаёт такого впечатления, и сами авторы не замечают возможного в их стихах фонетического, а значит и смыслового изменения фразы. Авторская глухота.

РИТМИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОГО СТИХА ЗАВИСИТ ОТ:

    МЕТРА

    ДЛИНЫ СТИХА ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЯ СТИХОВ РАЗНОЙ ДЛИНЫ

    ХАРАКТЕРА КЛАУЗУЛ

    НАЛИЧИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЕРРИХИЕВ ИЛИ СПОНДЕЕВ

    ВИДОВ СЛОВОРАЗДЕЛОВ

    НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ЦЕЗУР.

Из этих элементов возможно огромное количество сочетаний, чем и объясняется ритмическое разнообразие русских стихов.

ПЕРЕНОС (или зашагивание) – ритмическое несовпадение; конец смыслового высказывания не совпадает с концом стиха; служит средством создания разговорной интонации:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?..

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

А. Пушкин

СТРОФА - это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью, повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой С. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство.

МОНОСТИХ – стихотворение, состоящее из одного стиха:

Всевыразительность есть ключ миров и тайн.

Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.

К. Бальмонт

О, прикрой свои бледные ноги.

В. Брюсов

ДВУСТИШИЕ 1. Строфа из двух стихов с парной рифмой:

Бледно-синий загадочный лик

На увядшие розы поник.

И светильники гроб золотят

И прозрачно струится их чад…

И. Бунин

2. Вид лирики; законченное стихотворение из двух стихов:

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

А. Ахматова

ТЕРЦЕТ – строфа из трёх стихов (ааа, ббб, ввв ). Терцет в русской поэзии употребляется редко:

Она, как русалка, воздушна и странно бледна.

В глазах у неё, ускользая, играет волна,

В зелёных глазах у неё глубина – холодна.

Приди, - и она обоймёт, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя.

Но всё же она поцелует тебя не любя.

И вмиг отвернётся, и будет душою вдали,

И будет молчать под Луной в золотистой пыли

Смотря равнодушно, как тонут вдали – корабли.

К. Бальмонт

ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов (аба, бвб, вгв и т. д.):

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесёнок, под себя поджав своё копыто

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копчёное корыто,

И лопал на огне печёный ростовщик

А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

А. Пушкин

КАТРЕН – 1. Наиболее распространённая в русской поэзии строфа, состоящая из четырёх стихов: «Во глубине сибирских руд» А. Пушкина, «Парус» М. Лермонтова, « Что ты жадно глядишь на дорогу» Н. Некрасова, «Портрет» Н. Заболоцкого, «Снег идёт» Б. Пастернака и др. способ рифмовки может быть парным (аабб ), кольцевым (абба ), перекрёстным (абаб ).

2. Вид лирики; стихотворение из четырёх строк преимущественно философского содержания, выражающего законченную мысль:

До убедительности, до

Убийственности – просто:

Две птицы вили мне гнездо:

Истина – и Сиротство.

М. Цветаева

ПЯТИСТИШИЕ – строфа-четверостишие с двойным созвучием:

Как дымный столп светлеет в вышине! –

Как тень внизу скользит неуловима!..

«Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, -

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма…»

Ф. Тютчев

СЕКСТИНА –(позднелат. sextina), илисестина (итал. sestina) (оба от лат. sex - шесть), - сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. - чаще пятистопный или шестистопный ямб

Царь-Огонь с Водой-Девицей. – А

Мировая красота. В

Служит День им белолицый А

Ночью нежит темнота, В

Полумгла с Луной-Девицей. А

Им подножье – три кита. В

К. Бальмонт

Это утро, радость эта, А

Эта мощь и дня, и света, А

Этот синий свод, б

Этот крик и вереницы В

Эти стаи, эти птицы, В

Этот говор вод… б

А. Фет

Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день; Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! Я устарел: и жить, и чувствовать мне лень.