Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Создание модельных публичных библиотек на селе. Методические рекомендации по созданию модельных библиотек Информация о модельных библиотеках

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

Прежде всего , деятельность модельной библиотеки приближена к международным стандартам, принятым ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций, созданная под эгидой ЮНЕСКО) и «Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки», разработанному Российской библиотечной ассоциацией. В них библиотека определяется как общедоступный информационный центр, обеспечивающий жителям свободный и равный доступ к информации в области образования, культуры, искусства, права, к отечественным и мировым библиотечным ресурсам. Такая библиотека использует традиционные бумажные и новейшие информационные технологии, ее ресурсы включают широкий диапазон документов: книги, аудио-видеокассеты, периодические издания, компакт-диски и электронные книги, базы данных, ресурсы Интернет. Кроме того, на общем фоне библиотек, традиционно предоставляющих только печатные документы, она рассматривается как эталон (модель) для деятельности других публичных библиотек.

Известно, что ни одна библиотека не способна собирать и хранить всю информацию в своих стенах, уж тем более, сельская. Но оцифрованная информация экономна в хранении и чрезвычайно емка по содержанию. Сетевые технологии, внедряемые в сельских библиотеках, позволяют в удаленном режиме пользоваться информацией, собираемой более крупными и авторитетными информационными центрами. Дети чувашской глубинки уже сегодня получают возможность совершать виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, Лувра, сельский житель может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, главы районной и сельской администрации, может написать письмо и отослать его по электронной почте, отсканировать необходимые документы, запросить литературу из библиотек России.

В процессе модернизации перестраивается вся работа, информационные ресурсы библиотек, технологии, реконструируются помещения. Сельские библиотеки-близнецы, как правило, дублировавшие друг друга, по-новому определяют свою социальную нишу и функции. Каждая из модельных библиотек имеет свою «изюминку»: открылись специализированные краеведческие и экологические библиотеки, библиотеки - центры образования, досуга, семейного чтения. Они вносят собственную лепту в развитие новой социокультурной ситуации в районе, становятся организаторами общезначимых для местного сообщества мероприятий, содействуют развитию информационной культуры населения. Сегодня в библиотеке можно научиться пользоваться компьютером, электронными документами, ресурсами Интернет. Особенно удивляются пожилые люди, когда их усаживают за компьютер и через некоторое время они сами ведут поиск в базах данных. В модельных библиотеках создаются детские компьютерные клубы, молодежные экскурсионно-краеведческие службы, ведется информационная поддержка сельских товаропроизводителей. Важным направлением деятельности модельных библиотек является работа по созданию Сводной полнотекстовой базы нормативных документов органов местного самоуправления Чувашской Республики. На 01.01.2004 г. ее информационный ресурс составил свыше 15,3 тыс. библиографических записей и более 1,5 тыс. полнотекстовых документов. Собственные электронные ресурсы создают все центральные районные библиотеки. Они формируют электронные краеведческие каталоги, ведут летописи сел, базы данных о знаменитых земляках, собственные сайты в Интернет. Учителя первыми положительно оценили новые возможности модельных библиотек и выразили желание приобрести и распространить краеведческие базы данных по всем школам района: «они очень помогают в проведении краеведческих занятий со школьниками».

Библиотека всегда была любимым местом встречи сельчан. Сегодня сельская библиотека неузнаваемо преобразилась: она предстала перед своими прежними и новыми читателями как островок комфорта и благополучия, на удивление современная и красивая.Год назад никто из деревенских жителей не мог и мечтать, что их библиотека превратится в современную, не уступающую столичным, компьютеризированную библиотеку. Однако на внешней роскоши далеко не уедешь, надо было наполнить ее не менее привлекательным содержанием. Еще вчера читателям здесь могли предложить только книги, журналы, газеты, сегодня спектр библиотечных услуг намного расширился: пользователям предлагаются компьютерные репетиторы, обучающие программы, электронная почта, поиск информация из баз данных и сети Интернет, видео-показ. Постепенно изменяется качество работы сельских библиотек, пользователям нравится легкий быстрый и удобный доступ к информации. Раньше, говорят учителя, чтобы помочь детям овладевать знаниями, приходилось ездить в Чебоксары или Казань. Сегодня все, независимо от возраста и материального положения, могут воспользоваться новшествами. Жители других деревень по-доброму завидуют своим землякам.

В настоящее время остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и различных регионов страны. Именно об этом говорилось в приветственном слове Президента РФ Д. А. Медведева на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» в 2009 г.: «...XXI век по праву называют веком информации. И сегодня крайне важно совершенствовать коммуникационную инфраструктуру, активнее преодолевать «цифровое неравенство» регионов, переходить на самые современные стандарты и технологии...» .

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», а также перечень проектов по их реализации. Среди приоритетных направлений деятельности в области развития культуры выделен комплекс мер по «обеспечению для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям», по развитию библиотечной системы, в частности – содействие модернизации материально-технической базы библиотек и внедрение новейших информационных технологий .

Нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства без развития сельских библиотек, которых в России более 38 тысяч, и обслуживают они свыше 40 млн. жителей, то есть треть населения страны. Но лишь незначительная их часть (9%) оснащены компьютерной техникой и лишь 3% имеют доступ к Интернету. При этом часто именно сельская библиотека является единственным культурным учреждением на селе. Именно она осуществляет самые разнообразные функции – образовательную, досуговую, развлекательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, оказания социальной помощи населению. Последняя особенно важна в отдаленных деревнях, где нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения. Все это доказывает, что в ликвидации информационного неравенства особое внимание должно быть направлено на информатизацию сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в РФ началось с реализации в 2002 г. общероссийского проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры РФ, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия». О значимости данного проекта, реализация которого стала сегодня одним из приоритетных направлений развития библиотечного дела в России, говорит тот факт, что с 2006 г. он включен в Федеральную целевую программу «Культура России (2006–2011 годы)». Согласно задачам Программы 420 сельских библиотек должны быть обеспечены доступом к информационным ресурсам. На реализацию данного проекта федеральным бюджетом выделяется 165 млн. рублей .

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Критериальные показатели модели современной публичной библиотеки, отвечающей требованиям информационного общества и соответствующей запросам сегодняшних пользователей, отражены в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В новой редакции документа (2008 г.) акцент сделан на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику. Так, в частности, в документе указано:

«Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни...

Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.

Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения» .

Таким образом, модельная сельская библиотека – это библиотека, по своим функциям, содержа-нию и оснащению отвечающая междуна-родным и отечественным стандартам, ставшая своеобразным образцом, этало-ном для других, то есть это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является платформой для эффективного и качественного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • благоустройство прилегающей территории;
  • обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • подписка на периодические издания;
  • автоматизация библиотечных процессов;
  • доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осу-ществлении проекта сыграли те регио-ны, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских биб-лиотек, но самостоятельно разрабатыва-ли и осуществляли региональные про-граммы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республи-ке. В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республи-ке». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003–2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы на-чали в некотором смысле беспре-цедентную акцию по созданию се-ти модельных библиотек – 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 годы)» реализуется в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

На создание одной модельной библиотеки из федерального бюджета получено свыше 400 тыс. руб., в том числе 140 тыс. руб. на приобретение компьютерного оборудования, 250 тыс. руб. – на комплектование фондов библиотек печатными и электронными изданиями, а также средства на обучение библиотекарей в Москве. За счет средств муниципального бюджета, по условиям проекта, осуществлены ремонт помещений библиотек и установка пожарной и охранной сигнализации .

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек – модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28).

Учитывая значимость сельских библиотек для устойчивого территориального развития и улучшения качества жизни населения в сельской местности России, участники съезда в итоговом документе предложили реализовать новую схему их ресурсной поддержки и развития на основе модели государственно-общественного партнерства:

  • обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением предусмотреть возможность повсеместного внедрения в сельских библиотеках передовых телекоммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • обратиться в Минкультуры России, Российскую государственную библиотеку, ЦНСХБ Россельхозакадемии и Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека» с предложением организовать в рамках реализации ФЦП «Культура России» (2006–2011 гг.) комплексный информационный консультационно-ресурсный центр для сельских библиотек;
  • рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активно внедрять мобильную систему обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек *;
  • обратиться в Минрегион России, Минсельхоз России с предложением о поддержке и развитии сети публичных центров правовой и другой социально значимой информации на базе сельских библиотек;
  • инициировать создание национальной информационной партнерской сети, объединяющей социально активные учреждения и организации различного уровня, нацеленной на развитие сельских библиотек и улучшение качества жизни на селе;
  • обратиться в Минкультуры России с предложением о проведении на
  • постоянной основе Всероссийского конкурса для сельских библиотек по социально значимым направлениям работы;
  • одобрить практику фонда «Пушкинская библиотека» по экспертному отбору социально значимой литературы и информационных ресурсов для целевого комплектования фондов сельских библиотек;
  • проводить Всероссийские съезды сельских библиотек на регулярной основе .

Открытие модельных библиотек позволяет создать образцы организации библиотечного обслуживания, на новом качественном уровне оказывать информационные услуги. Говоря о модельной библиотеке, нужно, прежде всего, исходить из того, что в основе ее деятельности лежит информационная функция. Бурное развитие информационных технологий приводит к углублению информационного разрыва в уровне и возможном доступе к информации и знаниям, делает этот разрыв предельно критическим. Житель любого населенного пункта должен иметь доступ к информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой. Только в этом случае будет обеспечено конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на доступ к информации.

Список литературы

  1. Культура России (2006–2011 годы) : федеральная целевая программа: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2005 г. № 740 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р (ред. от 08.08.2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2008. – № 48. – С. 50-59.
  4. О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике: Указ Президента Чувашской Республики от 07.04.2003 г. № 34 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2003. – № 5. – Ст. 275.
  5. Антоненко С. А. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 16-20.
  6. Григорьева Т. Р. Чувашский феномен // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – C. 12-13.
  7. Денисова О. Г. Новые возможности сельских библиотек // Библиотека. – 2004. – № 2. – C. 34-36.
  8. Зоткина Т. Открытая людям // Библиополе. – 2007. – № 10. – C. 47-48.
  9. Зуева Л. Нам есть чем гордиться // Библиополе. – 2008. – № 10. – C. 45-47.
  10. Карнаухова В. Другие по форме и содержанию // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 7-11.
  11. Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 3. – C. 77-81.
  12. Козина Н. Теперь у нас редки скучающие лица // Библиополе. – 2005. – № 1.– C. 5-6.
  13. Кононова Е. Малыми силами – большие дела // Библиополе. – 2008. – № 5. – C. 64-65.
  14. Короткевич М. Н. Моделирование – стратегический путь развития публичных библиотек // Библиотека. – 2004. – № 6. – C. 20-24.
  15. Кудрявцева Л. В. Сельская библиотека – информационный центр местного сообщества: модель развития // Библиотеки и социальное партнерство. – Йошкар-Ола, 2004. – C. 18-20.
  16. Матлина С. «Модельная» – значит образцовая... : проект «Модельные сельские библиотеки» // Библиотечное дело. – 2008. – № 18 (83). – C. 19-20.
  17. Матлина С. От модельных к модальным: итоги «первой пятилетки» работы сельских библиотек в новых условиях // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 2-6.
  18. Матлина С. Г. От модельных – к модальным сельским библиотекам // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2005. – № 36. – C. 35-39.
  19. Медведев Д. А. (Президент РФ). Президент Д. А. Медведев о модернизации библиотек: «Давайте этим заниматься и дальше...» // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 1.
  20. Модельная в Тугулыме: ступени восхождения // Библиотека. – 2008. – № 3. – C. 33-38.
  21. Модельные библиотеки на селе: новая жизнь усадьбы Гончаровых // Библиотечное дело. – 2005. – № 1. – C. 19.
  22. Павлова В. И. Модельные библиотеки – сердце информационного общества // Новая библиотека. – 2004. – № 8. – C. 13-17.
  23. Первая модельная библиотека [в Удмуртской Республике] // Герд. – 2009. – № 7 (124). – С. 3.
  24. Потехина Н. Теперь нам доступна любая точка на земном шаре // Библиополе. – 2007. – № 1. – C. 65-68.
  25. Птиченко О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? : сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» // Библиополе. – 2007. – № 12. – C. 23-24.
  26. 26. Родин А. М. Первый съезд сельских библиотек / А. М. Родин, С. Ю. Морозова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2010. – № 55. – С. 132-135.
  27. 27. Сельские библиотеки: сложности и достижения // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – N 5. – C. 6-7.
  28. Смелова Т. В. Модельные библиотеки на селе: в Буланихе [Алтайский край] открылся общедоступный информационный центр // Библиотечное дело. – 2005. – N 2. – C. 29-30.
  29. Смелова Т. Несмотря на удаленность от центра страны... // Библиополе. – 2007. – № 3. – C. 6-7.
  30. Тактаев С. А. Доклад на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.summatech.ru/new_old/tverforum
  31. Федоров Н. В. (Президент Чувашии). Снимая барьеры информационного неравенства // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 6-8.
  32. Челпанова С. Рады за наших сельских ребят // Библиополе. – 2005. – № 3. – C. 2-4.
  33. Шакина О. Достойный шанс войти в будущее // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 12-15.

Составитель

главный библиограф

информационно-библиографического отдела

О. Г. Колесникова

Наша гордость …

На сегодняшний день в Белгородской области открыто 180 модельных библиотек, это один из лучших показателей в России! Согласитесь, есть повод для гордости, тем более, что мы, как методический центр, сделали не мало для того, чтобы добиться такого результата.
Презентация

Первые модельные библиотеки были созданы в нашей области в 2002 году в рамках федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе». От Белгородской области участниками проекта стали: Антоновская сельская библиотека ЦБС Грайворонского района, Бессоновская сельская библиотека ЦБС Белгородского района, Великомихайловская сельская библиотека ЦБС Новооскольского района, Новотаволжанская сельская библиотека ЦБС Шебекинского района, Гостищевская сельская библиотека ЦБС Яковлевского района.

Они отлично себя зарекомендовали, и идея создания модельных библиотек нашла поддержку у губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, поэтому в областную целевую программу «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003 — 2005 годы» (которая была пролонгирована еще на 3 года, до 2008 года) был включен раздел о создании в каждом районе не менее трех модельных библиотек.
Областная целевая программа «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 — 2014 годы» также предполагает создание модельных библиотек по одной в каждом районе ежегодно.

Особенность работы по созданию модельных библиотек в Белгородской области заключается в том, что разработана Концепция модельной библиотеки , которая действует как модельный стандарт деятельности библиотеки этого статуса.

Федеральная концепция модельной библиотеки, по которой статус модельной может быть присвоен только сельской библиотеке, получила в Белгородской области свое методологическое развитие. Принято методическое решение, согласно которому статус модельной может быть присвоен как сельской библиотеке, так и городской библиотеке-филиалу, а также детской сельской или городской библиотеке. Примеры придания статуса модельной детской или городской библиотек уже есть - в Валуйском, Яковлевском районах, г. Шебекино.

Понятие «модельная библиотека» рассматривается не как образцово-показательная модель, которая создается для демонстрации различным делегациям и гостям. Модельная библиотека – это норма, типовая форма существования современной муниципальной публичной библиотеки.

Такая жесткая позиция в этом отношении способствовала тому, что в профессиональном библиотечном сообществе России требования, предъявляемые к модельным библиотекам в нашей области, легли в основу общероссийской концепции модельной библиотеки. Это подтвердила состоявшаяся в Белгородской области в 2008 году VIII Всероссийская школа библиотечной инноватики, которая прошла в формате творческой лаборатории на тему «Модельная библиотека как инновационная структура библиотечно-информационного обеспечения села».

Сегодня наши модельные библиотеки, являясь библиотекой универсального профиля, выполняют функции информационного, культурно-досугового, образовательного центра для различных групп населения.

Для специалистов библиотекари открывают именные электронные папки , в них по профилю деятельности собирают информацию из Интернет. В библиотеках активно используется достаточно новая форма обслуживания – электронная доставка документов .

Каждый житель может воспользоваться услугой электронной почты и открыть свой собственный почтовый ящик. Библиотекари в обязательном порядке обучают будущих защитников отечества работе с электронной почтой и открывают для них персональные почтовые ящики , чтобы уже в армии они всегда могли связаться с родными.

Все модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями: создаются учебные группы молодежи, пенсионеров. В условиях экономического кризиса учиться работать на компьютере в библиотеку все чаще приходят люди активного трудового возраста, в том числе оставшиеся без работы.

Библиотеки создают собственные электронные продукты - обязательно создание электронной версии Летописи населенного пункта, Электронной презентации населенного пункта, БД социально-бытовой информации и др.

Хорошая материально-техническая база библиотек позволяет предоставлять населению дополнительные платные копировально-множительные услуги. Заработанным таким образом средства не могут компенсировать библиотекам бюджетное финансирование. Главная задача внедрения платных услуг – в повышении эффективности библиотечной деятельности, направленной на повышение качества жизни населения.

Все библиотеки являются центрами правовой информации . Совместно с управлением специальной связи по Белгородской области организовано предоставление всем модельным библиотекам бесплатного доступа к Государственной системе распространения правовых актов. Библиотекам выделен пароль доступа к правовым актам на Интернет-сайте Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации, дополнительно в библиотеках бесплатно установлены правовые базы данных Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации. Кроме того, юрист ЦПИ центральной библиотеки периодически, согласно графику, выезжает в поселенческие библиотеки для оказания юридических консультаций всем жителям.

Благодаря выходу в Интернет библиотеки выполняют функции центра социально-бытовой информации : адресам работы различных учреждений как в районе, области, так и в целом по стране, графики движения транспорта, условия поступления в учебные заведения. Для оперативного обслуживания населения по различным вопросам, модельные библиотеки формируют собственные базы данных, такие как «Адреса, время работы всех организаций и учреждений, расположенных на территории села, района», «Центр занятости предлагает», «Медицинские учреждения в районе», «Куда пойти учиться».

Все модельные библиотеки разработали совместно со школами программы в помощь образовательному и воспитательному процессу . На базе библиотек проводятся учебные занятия по предметам «Мировая художественная культура», «Изобразительной искусство», «Музыка», «Народная культура», «История России», «Мировая история».

Для продвижения видеоматериалов из фонда, библиотеки становятся видеообразовательными центрами : открываются видеогостиные, видеоклубы, например, Клуб интеллектуального кино, их программы предусматривают обязательное коллективное обсуждение зрителями увиденных программ. Все это позволяет организовать полезный досуг населения .

Интересно, что на Белгородчине началось новое «движение» - библиотеки на своей технической базе выпускают газеты , на страницах которых рассказывают о жизни своего населенного пункта. Корреспондентом такой газеты может стать любой местный житель.

Являясь основными держателями краеведческой информации модельные библиотеки становятся, в рамках реализации региональной программы «Развитие туризма в белгородской области», Экскурсионными центрами территории: разрабатывают туристические маршруты, видеоэкскурсии, проводят их, создают электронную и бумажную краеведческую продукцию и распространяют ее среди туристов.

Конкурс проводится в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011 гг.»

  1. Цели конкурса:
    • Выявление новых направлений работы модельных сельских библиотек как центров местного развития;
    • Содействие формированию современной модели сельской библиотеки;
    • Обобщение результатов наиболее эффективных проектов по библиотечному и информационному обслуживанию сельского населения;
    • Развитие социального партнерства и профессиональных связей между организациями, заинтересованными в новых формах работы с социально незащищенными слоями населения;
    • Привлечение общественного внимания к проблемам сельских библиотек
  2. Условия конкурса
    1. К участию в конкурсе приглашаются центральные библиотеки субъектов РФ, осуществляющие методическую помощь сельским библиотекам региона, поселенческие и межпоселенческие библиотеки, расположенные в сельской местности, библиотечные ассоциации и общества, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством.
    2. В конкурсе могут принять участие сельские библиотеки, которые в настоящее время не имеют статуса модельной библиотеки, но осуществляют проекты, направленные на предоставление широкого доступа различных целевых групп населения, проживающего в сельской местности, к социально значимой информации;
    3. К рассмотрению принимаются заявки, содержащие описание реализованных или принятых к реализации культурно-социальных проектов, направленных на предоставление новых форм информационных и библиотечных услуг с учетом потребностей и интересов местного сообщества;
    4. Не принимаются заявки от незарегистрированных и коммерческих организаций, временных творческих коллективов и частных лиц; на проекты, связанные с политической и религиозной пропагандой.
  3. Условия оформления и предоставления заявки
    1. Заявка и описание проекта представляются на конкурс в 2-х экземплярах. Приветствуется предоставление копии заявки в электронном виде на компакт-диске.
    2. На титульном листе заявки указываются:

      Данные об организации, подающей заявку: полное название, почтовый адрес с индексом, телефон (с кодом), факс (с кодом), адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации,

      Данные о проекте: название проекта; фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя проекта, телефон (с кодом), адрес электронной почты.

    3. Заявка должна содержать общую информацию о библиотеке, описание ее деятельности в качестве модельной, информацию о населенном пункте, где расположена библиотека, численность и состав населения, учреждения культуры и образования, предприятия, достопримечательности и т.п.(не более 2 страниц)
    4. Основное описание проекта не должно превышать 5-7 страниц, 14-м шрифтом, объем приложений (фотографии, презентации, публикации в СМИ и т.д.) не ограничивается. В описании проекта должны быть обозначены цели и задачи проекта, целевые группы, партнерские организации, содержание деятельности, этапы реализации, общий бюджет проекта, источники финансирования, результаты и оценку эффективности проекта.
    5. Материалы, присланные по факсу или электронной почте, не рассматриваются.
    6. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
  4. Сроки проведения Конкурса
    1. Материалы на конкурс принимаются до 01 октября 2009 года.
    2. Материалы, поступившие по почте, после 01 октября 2009 года, не рассматриваются.
    3. Материалы следует направлять по адресу: 107078. Москва, Б.Козловский пер., 13/17. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» с пометкой на конверте: «На всероссийский конкурс «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества».
  5. Рассмотрение работ и подведение итогов Конкурса.
    1. Работы рассматриваются членами жюри.
    2. Преимущество будут иметь проекты, которые:
      • Реализуются в партнерстве с другими организациями;
      • Реализуются по заказу и при финансовой поддержке местных органов власти;
      • Учитывают потребности местного сообщества и направлены на его рзвитие;
      • Используют культурные и экономические ресурсы территории;
      • Адресованы различным целевым группам населения: инвалидам, безработным, специалистам и т.п.
    3. Итоги конкурса будут опубликованы 20 октября 2009г. на сайтах:

      Министерства культуры Российской Федерации http://www.mkmk.ru/

      Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» http://www.pbl.ru/

    4. Церемония награждения победителей конкурса состоится в г. Брянске в рамках Всероссийского съезда сельских библиотек. Победителям конкурса будет предоставлена возможность представить свои проекты на Всероссийском съезде сельских библиотек. Командировочные расходы, связанные с участием победителей конкурса в работе Съезда, оргкомитет Конкурса берет на себя.
  6. Оргкомитет и жюри Конкурса.
    1. Организационное сопровождение конкурса осуществляется Фондом «Пушкинская библиотека»;

      Адрес: 107078 г. Москва, Б.Козловский, д13/17, стр.1

    2. Состав жюри конкурса утверждает Министерство культуры Российской Федерации;
    3. Жюри конкурса - это представительный и публичный орган, призванный обеспечить авторитет, статус и доверие к конкурсу. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению