Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Эстонцы сету. Информационный центр Финно-угорских народов. Численность и расселение

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Сето

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур.

Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Сето в Печерском районе Псковской области

Первое историческое упоминание о народе зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Финно-угорский народ, также называемый «сето», «псковская чудь», «полуверцы», селился в Печорском районе Псковской области и в прилегающих местах. Одно из племен населяло окрестности Псково-Чудского озера. В наши дни большая часть сето – около 10 тысяч – проживает в Эстонии. На территории России их осталось 214 человек (по Всероссийской переписи 2010 года). Эстонцы никогда не относились к ним как к самостоятельному народу. В 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сето. Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией.

Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде – так говорится в их песнях – не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, дома оставались певицы. В горнице царила радость. Поэтому основу хозяйственной деятельности сето составляли пашенное земледелие и животноводство. Подобно русским, сето выращивали зерновые, а из технических культур – лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.

Из архива Музея народности сето

Девушка с прялкой

У входа в Псково-Печерский монастырь (1941)

Внешний вид деревень сето зависел от природного ландшафта и распределения не очень плодородных пахотных участков. Хуторские поселения состояли из выстроенных в три ряда домов. Обычные дома, разделенные на два помещения («чистый» двор и двор для скота), напоминали подобие крепости. Внутренний двор со всех сторон огораживали постройками, высокими оградами и воротами.

Поселения располагались чересполосно со славянами-кривичами. Разграничение земель привело к редкому расселению жителей. Несмотря на притеснения, сето не утратили оптимизма и жизнерадостности, приветствуя песнями каждый новый день.

У женщин сето на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. С песнями они кормят домашних животных, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой. На традиционных праздниках сето с участием гостей до сих пор практикуется импровизированное сочинение песен.

В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, «чудь»приняла православие. Христианство и языческие верования сето воспринимали как единое целое, способное помочь и придать жизненные силы. Соседи-русские называли их «полуверцами».

Они ходят в храм и соблюдают христианские обычаи, но для поддержания связей с внешним миром не перестают почитать и своих древних богов. В Янов (Иванов) день после посещения службы сето поклонялись жертвенному камню, прося о здоровье. Скульптуру св. Николая Мирликийского в храме по праздникам обставляли кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепешками так, что не было видно самой статуи. Губы изваяния смазывали маслом и творогом – «кормили», как и своих языческих идолов. Во время больших церковных празднеств сето посещают богослужения, но и не перестают чествовать своего главного бога плодородия – Пеко. Воспевают святые природные места и знаки, важные для местных жителей. По народному преданию, родители Пеко – сето, крестные – Богородица и Христос, а его захоронение находится в подземельях Печерского монастыря.

Самобытные свадьбы сето, с участием всей родни, длились три дня. В день венчания проводился ритуал расставания невесты с семьей и перехода в семью мужа. Смерть девичества была схожа с похоронной церемонией. Молодую сажали под образами и символически переносили в «потусторонний мир». К девушке подходили гости и родственники. Пили за здоровье и клали деньги на стоящее поблизости блюдо. Вскоре приезжала свита жениха во главе с дружкой. Дружка, с кнутом или посохом в руках, выводил из дома невесту, укрытую простыней. Свадебный кортеж отправлялся в церковь на санях или телегах. Невеста ехала вместе со своими родителями отдельно от жениха. После венчания молодожены возвращались уже вместе.

Праздничное шествие жениха и невесты

Девушка сето (1930)

В музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово

В большинстве случаев у сето было принято венчаться в пятницу, а играть свадьбу – в воскресенье. На «мирской свадьбе» гости дарили подарки новобрачной. Она, в свою очередь, одаривала родственников жениха, подтверждая вступление в новый род. Затем молодоженов провожали на брачное ложе в клеть. После утреннего ритуала побудки молодых девушке укладывали волосы, как подобает замужней женщине. Надевали специальный головной убор и вручали атрибуты, соответствующие ее новому статусу – жены. Молодых отводили в баню. С этого момента начинались праздничные гулянья с шутками и розыгрышами. Все обряды сето сопровождались песнями, рассказывающими о происходящем на празднике. Выражением чувств присутствующих были ритуальные причитания.

Национальная одежда сето сохранилась до наших дней. В ней преобладает контраст черного, белого и красного цветов. Красота одеяний была общепризнанной среди эстонок и русских. Сето постоянно носили «свою одежду» до 60-х годов прошлого века. Потом сменили ее на эстонскую и частично русскую. Женщины использовали очень сложную технику создания изысканных текстильных изделий, которую осваивали с детских лет. Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг – большая фибула) – массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре. При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. По сведениям Маре Пихо, исследовательницы из Эстонии, у замужних женщин сето вес украшений доходил до 5–6 кг.

До наших дней дошли многочисленные сказки и предания сето. Истории были связаны с местными священными камнями, гранитными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря. Например, легенда о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень. Или о богатыре Корниле, который после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, «пришел в монастырь и улегся спать». Благодаря особому риторическому дару повествователей именно сказки были наиболее популярны у народа сето.

Экспозиция музея-усадьбы народности сето

Татьяна Николаевна Огарёва

Фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи»

Сейчас многие сето продолжают сохранять старые обычаи, такие как религия, песенная культура, обрядовые традиции, возрождается ремесленное искусство, в церквах ведутся богослужения на языке сето, созданы программы по налаживанию сельского хозяйства и обустройству территорий.

В деревне Сигово находятся государственный музей-усадьба сето – единственный государственный музей сето на территории России и частный авторский музей народности сето, созданный петербуржской учительницей музыки, подвижницей истории и культуры сето Татьяной Николаевной Огаревой. Почти 20 лет назад по совету старожилов, встревоженных вымиранием своего народа, она начала собирать по ближайшим деревням вещи для экспозиции. Недавно состоялась презентация книги Т.Н. Огаревой «Этнографические заметки из жизни крестьян сето». В ней собраны статьи, выступления в обществе краеведов, доклады на научно-практических конференциях в музее-заповеднике «Изборск», воспоминания старожилов.

Татьяна Николаевна Огарева рассказывает: «Сето попали под общую сталинскую депортацию Прибалтики, были сосланы в Красноярский край – там и сейчас есть деревня выживших сето. Но под любыми ударами у них сохранялась какая-то благородная закваска: упорство, доброта, порядочность. Они были необыкновенно трудолюбивы, работали вместе, самоотверженно. Жили до 80 лет… После войны всех загнали в колхоз, только в нем люди получали право сеять хлеб, картошку, овощи на своей земле для своей семьи. А зерно мололи в ступе, поскольку всех до одного мельников угнали в Сибирь. Уже в наше время один мельник по фамилии Рацев вернулся, восстановил мельницу, но на электричестве, а не водяную».

В Сигово ежегодно проводится фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». Помимо музыкальной и фольклорной части заседает круглый стол по вопросам сохранения культуры народности сето. В 2014 году на мероприятия по поддержке народа сето было выделено 2,8 млн рублей. Из них около 400 тысяч рублей – из федерального бюджета. По словам вице-губернатора Псковской области Виктора Остренко, «сето оказывается содействие в решении социально-демографических проблем, организовано углубленное диспансерное обследование, семьям сето с детьми оказывается материальная помощь, адресную помощь получают одинокие пожилые представители народа». Своеобразный быт и отличное от других представление о мире, вынудили эту народность держаться обособленно. Очень редки были межнациональные браки, что, в свою очередь, и помогло сохранить культуру сето.

Фильм из серии «Россия, любовь моя! Духовный мир сето», 2013 г.

Сету (сето) проживают в Эстонии и России (Псковской области и Красноярском крае).

Сетомаа (эстонское - Setumaa, сето - Setomaa) — историческая область обитания народа сето, в буквальном переводе "земля сето". Разделена административно на две части: одна часть находится на юго-востоке Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области России.

В Эстонии Сетомаа состоит из четырёх волостей: Меремяэ, Вярска, Микитамяэ и Миссо. Волости Сетомаа образовали уникальное объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ - Союз волостей Сетомаа.

Печорский район - один из пограничных районов Псковской области. Его территория начинается на двадцать втором километре от Пскова и граничит с Эстонией и Латвией.

Площадь района составляет 1300 кв. километров. Численность населения - 26 тысяч человек, среди жителей района почти 1000 человек эстонской национальности, более 300 - принадлежат к народности сето. В Печорском районе представители сето проживают в 48 населённых пунктах и в городе Печоры.

Чтобы сохранить язык и культуру народа сето, в районе уже около 15 лет работает ЭКОС - этно-культурное общество сето. При поддержке Администрации Печорского района общество занимается организацией и проведением народных праздников. Уже 37 лет существует в районе фольклорный ансамбль сетоской песни деревни Кошельки, в Митковицкой библиотеке работает любительский клуб "Лээло", члены которого занимаются сбором старых народных песен, изучением традиций, организацией выставок народного творчества.

В Красноярском крае между реками Мана и Кан сето расселились в начале ХХ века. Сибирским центром "земли" сето является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь до настоящего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сето, значительно отличающихся от аналогичных групп сето из других регионов, в том числе и Псковской области. Всё это привлекает в д. Хайдак российских и зарубежных ученых.

В 2001 г. при местной школе стараниями учительницы Г.А. Евсеевой был организован национальный музей. А летом 2005 года при поддержке краевой грантовой программы в д. Хайдак впервые состоялся праздник "Сибирские сету".

Местные сету считают себя православными. В 1915 году здесь была построена Троицкая церковь.

Сето - потомки чуди-эстов. Отделение сето от эстонцев началось ещё в XIII веке. После завоевания Ливонии крестоносцами и после падения русского Юрьева (Дерпт, Тарту) часть сето бежала на восток, на псковские земли, где они долгое время сохраняли язычество. 3десь, находясь в зоне влияния православного Псковского государства, с одной стороны, и католического Ливонского ордена, с другой, на протяжении Средних веков финно-угорское население этноконтактной зоны эпизодически обращалось в христианство, но основная масса населения оставались язычниками.

Искоренение язычества у чуди, ижоры и води нужно относить в XVI веку, когда по приказу Ивана Грозного инок новгородский Илья исполнил эту миссию в 1534-1535 годах. Интенсивное же обращение в христианство чуди-эстов, живших на границе Ливонского ордена и бывшей Псковской феодальной республики, имело место лишь в ходе Ливонской войны во второй половине XVI века. Обращение их в православие укрепило основу формирования этноса сето.

Деятельность мощного религиозного центра - Псково-Печорского монастыря закрепило одно из основных отличий сето от эстонцев - принадлежность православному христианству.

Сето представляют собой сплав двух культур, в результате которого образовалась самобытная сетоская культура, достигшая своего расцвета в период Российской империи. В те времена сето обладали культурной автономией в границах Псковской губернии.

Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией. Эстонское название этих земель - Сетомаа (Setomaa), или "земля сето".

После Тартуского мирного договора земли нынешнего Печорского района отошли к Эстонии. Таким образом, вся Сетукезия оказалась частью территории Эстонской республики. В 1944 году Печорский район вошёл во вновь созданную Псковскую область.

Граница между РСФСР И ЭССР рассекла территорию расселения сето на две части. Ощутимых последствий для этнокультурных контактов это не повлекло, так как граница имела статус административной. Население без труда могло её пересекать во всех направлениях. В то же время расколотая на две части Сетумаа так и не получила культурной автономии, поскольку чётких этнических границ, как это бывает в этнокультурных зонах, не было.

С обретением Эстонией независимости сообщество сето оказалось впервые в истории реально расколото на две части в связи с государственным статусом границы и введением визового режима между Эстонской республикой и Российской Федерацией.

Численность сето росла до начала XX века. С середины XIX века до начала XX века их численность выросла с 9 тысяч до 21 тысячи (своего максимума). После этого численность этого народа стала сокращаться. В 1945 году в псковской части Сетумаа численность сето составляла менее 6 тысяч человек.

Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 170 сето, среди которых 139 человек проживают в сельской местности и 31 человек - в г. Печоры. Однако согласно итогам той же переписи, в Печорском районе проживает 494 эстонца, из них 317- в сельской местности.

Следует принять во внимание то обстоятельство, что перепись населения России 2002 года - первая и пока единственная в мире после II Мировой войны перепись, фиксировавшая сето как самостоятельный этнос. Очевидно, что часть сето по традиции, идущей с советских времен, причислила себя к эстонцам. Поэтому реальная численность сето в Печорском районе несколько больше, чем показала перепись населения, и её можно оценить примерно в 300-400 человек.

По переписи 2010 года сето в Российской Федерации проживает 214 человек.

01.09.2008 13:12

История

Еще задолго до расселения славян на территории северо-запада России проживали немногочисленные финно-угорские племена. В ареале Псково-Чудского водоема издревле существовало одно из таких племен - сету (сето). Основным видом их деятельности было сельское хозяйство. Не смотря на то, что «под боком» был богатый рыбными ресурсами Псково-Чудской водоем, сету к рыбалке интереса не проявляли. Поэтому немногочисленные поселения сету в основном располагались вдали от водоемов, в местах с более-менее плодородной почвой.

В свою очередь, славянские племена, у которых рыбная ловля была одним из видов жизнедеятельности, обычно создавали свои поселения по берегам рек и озер. Так, с течением времени, в ареале Псково-Чудского водоема появилось так называемое «чересполосное» расселение сету и русских, упоминаемое в Псковской летописи XV века. Деревни, заселенные сету, чередовались с русскими деревнями. В некоторых населенных пунктах отмечалось совместное проживание русских и сету.

Отметим, что первое историческое упоминание о народе сету как о «псковской чуди» зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Но ни в одном из сохранившихся письменных источников Псковской земли не говорится о том, что между русскими и сету существовали какие-либо трения.

Долгое время сету сохраняли язычество. Крещение народа в православную веру произошло в середине XV века, уже после основания Псково-Печерского монастыря. Единая религия позволила сету перенять у русских ряд элементов материальной культуры. Сету органично вписали в свой быт все лучшие на то время агротехнические усовершенствования русских, сохранив при этом свою уникальную технику обработки земли.

Практически такие же процессы происходили и в духовной сфере. Приняв православие, сету оставили себе многие языческие обычаи и обряды. По народным поверьям, даже языческий «король сету» захоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Вплоть до середины ХХ века в каждом сетуском селении сохранялся идол Бога Пеку, которому в определенные дни приносились жертвы и возжигались свечи. Не зря одним из названий народа сету в русской среде было «полуверцы». Язык народа сету очень схож с юго-восточным (вырусским) диалектом эстонского языка. Это дало основание некоторым эстонским ученым предполагать, что сету не являются автохтонным народом, а произошли от эстонских переселенцев, спасавшихся от гнета рыцарских Орденов, а позже - от насильственного перехода в лютеранскую веру. Но большинство исследователей, изучавших сету в ХХ веке, склонялось к гипотезе о том, что сету – коренной финно-угорский народ, сохранившийся до нашего времени «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении ими северо-запада Восточно-Европейской равнины.

Наибольшая численность народа сету зафиксирована переписью 1903 года. Тогда их насчитывалось около 22 тысяч человек. В то же время была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ сету, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция. Благодаря развитию экономических связей выросло благосостояние народа сету.

Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в скандинавских странах. В 1906 -1907 годах, во время проведения в России «Столыпинской реформы», около пяти тысяч сету переселились в Красноярский край, на «новые земли». Кардинальные изменения в жизни сету произошли после революционных событий 1917 года. Отметим, что на всем историческом периоде ареал расселения народа сету всегда входил в состав Псковской вечевой республики, государства Псковского и Псковской губернии. По заключенному 2 февраля 1920 года Тартускому мирному договору между Эстонской республикой и большевистским правительством России весь ареал расселения народа сету отошел к Эстонии. На присоединённых землях Псковской губернии был создан уезд Петсеримаа (Петсери – эстонское название города Печоры). После этого началась первая волна ассимиляции народа сету.

До 20-х годов сету носили православные имена и фамилии, образованные от имени деда. После прихода эстонских властей всем сету практически насильственным образом были присвоены эстонские имена и фамилии. Во всех переписях, производимых в независимой Эстонии, сету учитывались именно как эстонцы. Обучение в школах было переведено с языка народа сету на литературный эстонский язык. Формально властями Эстонии не делалось отличий между сету и коренными эстонцами, но на бытовом уровне сету для эстонцев всегда считались "диким" народом. Им позволялось проводить свои праздники и носить национальную одежду, но официального права называться народом, у них не было.

По оценкам эстонских учёных, в 1922 году численность сету в уезде Петсеримаа составляла 15 тысяч человек (25% населения уезда). Русские составляли 65% населения, эстонцы – 6,5%. По переписи 1926 года общая численность сету и эстонцев в Петсеримаа составляла около 20 тысяч человек. Согласно переписи населения 1934 года общая численность эстонцев и сету в уезде Петсеримаа почти не изменилась по сравнению с 1926 годом, но численность сету уменьшилась до 13,3 тыс. чел. (22%). При этом эстонцы составляли более половины населения города Печоры (Петсери), а сету в нём насчитывалось менее 3%. Печоры стали рассматривать как в средней степени обэстоненное поселение.

23 августа 1944 года на базе Псковского округа Ленинградской области была создана Псковская область. 16 января 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Печорский район, организованный из 8 волостей и города Печоры, ранее входивших в состав Эстонии. Но северная и западная части ареала расселения сету (Сетумаа) были оставлены в составе Эстонии. Новая граница между РСФСР и Эстонской ССР рассекла область расселения сету, создав для разных групп сету различные условия для их культурного развития. Расколотая на две части, Сетумаа не получила культурной автономии, как это было до 1917 года. В псковской части Сетумаа (Печорском районе) численность сету в 1945 году уже была меньше 6 тысяч и стала быстро сокращаться в дальнейшем, в том числе и за счёт обрусения части сету. В это время в Эстонии продолжался процесс эстонизации сету.

В советской статистике сету не выделяли в качестве самостоятельного народа, относя их к эстонцам. В середине 1960-х годов в Печорском районе Псковской области проживало уже не более 4 тысяч сету, а по данным переписи 1989 года – лишь 1140 «эстонцев», из них предположительно 950 сету.

Основным фактором изменения численности сету в Псковской области стал их миграционный отток в Эстонию. После 1991 года правительство Эстонии, применяя экономические и политические преференции, склонила к переезду на постоянное место жительства в Эстонию около тысячи представителей народа сету - жителей Псковской области. Исходя из данных последних исследований, проведенных в 2008 году профессором Геннадием Манаковым , в настоящее время на территории Псковской области проживает 172 представителя народа сету. Надо отметить, что правительство современной Эстонии практически не изменило своего отношения к народу сету. Так, в 2002 году при проведении в Эстонии переписи населения народность сету попросту не учитывалась.

Современность

В 1993 году, представителями народа сету, проживающими на территории Псковской области, было организовано этнокультурное общество народа сету «Экос». С 1995 года его возглавляет Хелью Александровна Маяк .

«Мы стали возрождать старые традиции народа сету, которые уже позабылись, - рассказывает Хелью Маяк, - В первую очередь, возобновили работу хора. Хор был создан более 30 лет назад, но в то время он уже практически не собирался. Восстановили проведение празднования рождества, когда люди со всех деревень собираются вместе, поют песни. Второй праздник, который мы отмечаем всем народом, – это Успенье Божьей Матери и праздник «Кирмаш». Обычно он проводится во дворе школы №2 города Печоры. Также обществу «Экос» удалось создать и открыть музей культуры народа сету в деревне Сигово Печорского района. Существует еще один небольшой музей народа сету, который находится при школе №2 в Печорах. Члены общества «Экос» проводят в школе факультативные занятия с детьми по культуре народа сету, его обычаям и традициям. При школе создан детский хор. Мы сами шьём костюмы детям, помогаем, чем можем. Но в основном работа общества «Экос» заключается в помощи пожилым представителям народа сету: кому нужно оформить документы, кому помочь с лечением, решить многие другие проблемы. Хотя нам помогают районные власти, практически все наши мероприятия держатся на энтузиазме. Сами печем пироги, варим сыр. В общем, народ сету и культура сету в России пока живет. И надеюсь, что так будет и дальше».

Отметим, что в Печорской школе №2 с давних времен обучение проводится на эстонском языке. В ней получили образование и до сих пор обучаются многие дети из народа сету.

Помимо музея-усадьбы в деревне Сигово, являющемся филиалом Изборского государственного музея-заповедника, той же деревне существует и частный музей народа сету. Своими руками и на собственные средства его создала знаток истории и культуры народа сету, энтузиаст музейного дела Татьяна Николаевна Огарева. Все экспонаты этого музея имеют свою родословную: ранее они принадлежали конкретным людям - представителям народа сету.

В 2007 году администрация Псковской области разработала комплексную программу развития культуры народа сету. Она предусматривает организацию двух этнокультурных поселений сету, прокладку к ним дорог и коммуникаций, создание условий для развития и поддержку народных промыслов, регулярное проведение фестивалей и народных праздников сету.

Фестиваль

27 августа 2008 года в сетусской деревне Сигово Печорского района Псковской области на территории музея-усадьбы сету Изборского музея-заповедника, состоялось торжественное открытие фестиваля народа сету "Сетомаа. Семейные встречи" . В церемонии открытия приняли участие председатель Псковского областного Собрания депутатов Борис Полозов, руководитель Финно-угорского культурного центра России Светлана Белорусова, представители администрации Псковской области.

Выступая перед участниками фестиваля, Светлана Белорусова сообщила, что "для того, чтобы этот фестиваль развивался, на следующий год финно-угорский центр России обязательно подаст заявку в Министерство культуры России для участия фестиваля народа сету "Сетомаа. Семейные встречи" в федеральной целевой программе "Культура России". Она также выразила надежду на то, чтобы на этот фестиваль, который обязательно должен стать ежегодным, съезжались не только представители народа сету из Псковской области и Эстонии, но и из Красноярского края. "Хотелось бы, чтобы остальные финно-угорские народы тоже принимали активное участие в этом фестивале. Давайте сделаем его более широким и пригласим сюда представителей других народов этой группы. Думаю, что для псковской земли посмотреть творчество других народов будет тоже очень интересно", - пояснила Светлана Белорусова.

Право торжественного открытия фестиваля было предоставлено Королю народа сету Сильверу Хюдси, председателю этнокультурного общества "Экос" Хелью Маяк и директору Изборского музея-заповедника Наталье Дубровской. После исполнения гимна народа сету состоялся праздничный концерт. В нем приняли участие народные коллективы "Хельмине" (Микитамяэ), "Кулдатсяук" (Вярска), "Верска Нооре Наасе" (Вярска), "Сысары" (Таллин), "Куллакысы" (Пылтсамаа), "Тсибихярблясе"> (Обинитса), русский народный хор "Нива" (Печоры), семейный дуэт (Изборск), русский народный хор из Гдова и другие.

В конкурсе "Хлебосолька" первое место за лучшее национальное блюдо из рыбы получила председатель этнокультурного общества народа сету "Экос" Хелью Маяк (Россия). Состоялись также конкурсы среди мастеров народных промыслов сету. Вечером для гостей фестиваля был зажжен праздничный костер.

В качестве гостей на фестивале присутствовали депутат Государственной Думы России Виктор Антонов, депутат парламента Эстонии Урмас Клаас, председатель союза волостей сету Маргус Тиммо (Эстония), представители народа сету из России и Эстонии, жители окрестных деревень и города Пскова.

Финансовая поддержка в проведении фестиваля "Сетумаа. Семейные встречи" была оказана Министерством регионального развития России в рамках программы поддержки развития государственной национальной политики на 2008 год и Фондом "Руссо-Балт".


сколько сету в эстонии?


Гость , 02.09.2008 00:27:13

Господин Алексеев, я так понимаю из кгбшного пропагандистского REGNUMа умышленно не договаривает.

Вопрос отдельный ли народ сету такой же спорный как и отдельные ли народы горные и луговые марийцы, эрзя и мокша в России. Это чисто пропагандистский трюк российской пропаганды, дабы упрекнуть Эстони в "дискриминации финно-угорского народа сету". А что Россия сделала и делает для сету? В Эстонии есть целая государственная программа по поддержке Южной Эстонии, культуры и языка сету. Ежогодно выделяется 5 млн. крон (более 10 млн рублей). В Эстонии издаются газета (распространяется бесплатно), глянцевый журнал, учебники, книги на сету и выру языках/диалектах, есть радио. А о таких прекрасных культурных центрах и музеях как у сету нам российским финно-уграм остается только мечтать. Сету язык преподается в школах. А что в России? Есть СМИ, издаются книги на сету языке, преподается в школах? НЕТ! Несколько лет назад была единственная эстонская школа в Печорах, так там преподавали литературный эстонский, а не сету язык. Есть ли она сейчас не знаю. И, кстати, эта школа во многом существовала благодаря самой Эстонии, также как и преподавание эстонского языка в Сибири. Эстония направляет туда преподавателей, учебники и т.д.


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Сето. «Крестники богородицы», 2011


Общие сведения

Сету (сето, псковская чудь) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. - уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.

Точную численность сету установить трудно, так как данный этнос, не внесённый в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подвергся сильной ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами ирусскими.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164), по данным Периписи населения 2002 года, численность сето на территории России - 170 человек.

По этнолингвистической классификации народ сето относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Основой языка сето является вырусский диалект эстонского языка. Хотя сами сето считают, что обладают отдельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.

Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их полуверцами , часто это наименование выступало в качестве этнонима.

Основу хозяйства, сложившегося у сето к середине XIX века, составляли пашенное земледелие и животноводство.Они выращивали зерновые, а из технических культур - лён, разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу. В тех волостях, где почвы были неблагоприятны для выращивания льна (сетуские деревни близ Псковского озера), крестьяне занимались гончарным производством.

У сето развито прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев. Характерно обилие вязаных шерстяных носков, перчаток, варежек.

Очерки

Pääväst! Mõistat sa kõnõlda seto keelen?

Добрый день! Вы говорите по-сетуски?

Итак, небольшой запас слов на сетуском языке у нас имеется. К нему добавим информацию о самом языке.

Сетуский язык относится к прибалтийской группе финно-угорских языков. В в 1997 году Выруский институт провел исследование в Сетумаа. Итоги таковы: 46% опрошенных назвали себя сетуками, 45% эстонцами. Язык, на котором говорят сету, опрошенные назвали сетуским языком. Оказалось, что на местном наречии говорит постоянно 50% опрошенных, 23% говорит иногда, 8% редко, остальные не говорят вообще. В среде ценящей сетускую культуру молодёжи был отмечен возврат к сетускому языку.

Сетумаа(Setumaa) — историческая область обитания народа сету, в буквальном переводе «земля сету». Разделена административно на две части: одна часть находятся в Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области на территории Российской Федерации.

В Сетумаа можно в магазине или прямо на улице услышать сетуский язык и понять, что разобрать его не так-то легко, хоть он и похож на эстонский.

Теперь, получив исчерпывающую предварительную информацию, можно погрузиться в историю и жизнь народа сету.

И начнём мы не с преданий старины глубокой, а со свадебного обряда. Через него, через этот обряд, можно всю жизнь сету узнать в мельчайших подробностях.

Сватовство происходило под вечер

Сетуская свадьба XIX веке была в свое время подробно описана известным лингвистом и фольклористом Якобом Хуртом (1839-1907).

Первый этап, или предсвадебный комплекс (самый протяженный во времени: от трёх-четырёх недель до двух-трёх месяцев), включал в себя сватовство, которому иногда предшествовала разведка - тайный осмотр хозяйства семьи невесты, дымничанье (окончательный сговор), обручение.

Бывали случаи, когда сватали по-тёмному: жених и невеста лишь на обручении и знакомились. Сватовство происходило под вечер.

Сваты приходили вместе с женихом. Во время сватовства испрашивали согласия родителей невесты и самой девушки на брак (согласие последней было нередко простой формальностью).

Первым символическим даром от парня, ещё не ставшего женихом, был головной платок. Бутылку вина, принесённую сватами, после совместного распития родители девушки, в случае их согласия, накрывали рукавицей или платком. Кроме того, каждому из пришедших хозяйка (мать) на прощание дарила по паре рукавиц.

Через несколько дней родители девушки отправлялись смотреть хозяйство жениха и знакомиться с будущей новой родней. Этот обычай получил название «дымничание» (сговаривание). Если люди и хозяйство не нравились дымникам (дескать, бедные они, грубые), то платок, подаренный парнем при сватовстве своей избраннице, возвращался обратно к жениху-неудачнику.

И это означало разрыв.

Если платок не возвращали, считалось, что сговор (дымничание) состоялся.

Примерно за неделю до венчания происходило обручение - «большое вино» (suur vino). Жених со своими родственниками и сватами опять приезжал в дом невесты. Собравшиеся девушки и женщины пели величальные песни, жених дарил своей суженой обручальное кольцо и деньги.

Собственно только после обручения парень и девушка официально становились в глазах общества женихом и невестой. Кстати говоря, именно с этого времени девушка-невеста начинала носить особую «плохонькую» одежду: белый платочек, рубаху без тканых украшений, белый сукман-сарафан или синий - китасник.

Многие пожилые женщины утверждают, что невеста переставала в этот период также носить и металлические украшения. Другие же дают понять, что ношение украшений не запрещалось. Но скромному поведению просватанной девушки должно было соответствовать и скромное убранство.

Когда обе стороны заканчивали подготовку к свадьбе и был определён её день, тогда невеста вместе с четырьмя-шестью подругами начинала обход родственников и соседей, которых она приглашала на прощание и на свадьбу.

Прощание происходило во дворе у крёстного отца или крёстной матери. Невеста в сопровождении своих подруг, обходя всех присутствующих «по кругу», кланялась и обращалась к каждому с особым причитанием, предназначенным только для этого гостя. Во время прощания невеста оплакивала саму себя, скорое расставание «навеки» со своей семьей, общиной, подругами и бывшим «сердечным другом».

Данный обычай свадебных причитаний - самый вариативный и эмоционально напряжённый. За два-три дня до венчания, а в XIX веке после венчания, но до свадебного пира, в дом жениха привозили постель невесты - будущее брачное ложе, которое невеста (её подруга) стелила в клети.

Сама невеста хранила молчание

Утром в день венчания невеста сидела под образами, одетая к венцу, рядом со своими крёстными отцом и матерью. Родственники, односельчане, подходя по очереди, пили за здоровье невесты, клали деньги на блюдо, стоящее перед ней.

Всё это происходило под непрерывные причитания родственниц и подруг, в то время как сама невеста хранила молчание.

Вскоре приезжала партия жениха с дружкой (truzka) во главе. Дружка с кнутом или посохом заходил в дом, откуда выводил невесту после родительского благословения, укрытую особым большим платком - покрывалом невесты (kaal, suurratt), и свадебный поезд отправлялся в церковь.

В первых санях, которыми правил дружка, ехала невеста со своими крёстными родителями, во вторых санях сидел жених. Пока происходило венчание, сундук с приданым (vakaga) перевозили в дом жениха. Возвращались от венца молодые вместе с дружкой уже в одних санях. Когда выходили из саней, то первым всегда шёл дружка, чертя в воздухе кнутом или посохом охранительные знаки - кресты. Если венчались в воскресенье, то после благословения молодых родителями жениха сразу же начинался свадебный пир.

На свадебном пиру молодую одаривали гости. Молодая, в свою очередь, одаривала родственников жениха, что знаменовало её вступление в новый род.

После одаривания молодых провожали в клеть - на брачное ложе.

Утро следующего дня начиналось с ритуала бужения (от глагола «будить») молодых. Будили дружка или крёстный отец молодой.

Затем на молодую надевали женский головной убор линик. Это означало её переход в новую социально-возрастную группу и начало нового этапа свадьбы, который продолжался обычно от одного до трёх дней.

Молодая при этом вновь одаривала свекровь и других новых родственников. После этого молодых вели в баню. В XX веке ритуальная баня приобрела характер шуточного действа. С этого момента начинались весёлые свадебные игры с шутками и озорством. В дымную баню пытались затащить крестных родителей, гостей. На свадьбе появлялись ряженые: кузнец, желающий подковать невесту, и другие «маски». На третий день всей свадьбой ездили в дом родителей молодой.

После завершения свадебного гулянья, свекровь впервые выводит молодую по воду к ручью или колодцу. Здесь молодая опять одаривает платком или рукавицами источник, из которого она берёт воду. Затем её отводят в хлев, где молодая должна положить полотенце или рукавицы на корову - одарить духа, хозяина хлева.

Многие черты свадебной обрядности сету роднят её с карельской, ижорской, другие - с эстонской, латышской. Однако основные этапы имеют общий местный межэтнический вариант свадебной обрядности. И он типологически близок к русской (православной) северо-западной традиции.

Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать

Отвлечёмся от обыденной жизни и послушаем сказку, которая очень похожа на песню. Из сказки «Айво и одноглазая щука» мы узнаём много интересного про национальный характер сету.

Айво в челноке однажды вышел в озеро под утро и большой поставил невод. Стало солнце подниматься, словно в зеркало, смотреться в синеву воды озёрной. Айво невод поднимает - ни одной рыбешки нет, даже маленькой плотвички, даже юркого ерша. Вновь пускает невод Айво в глубину озёрных вод.

Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать... Поднялось повыше солнце, синеву зазолотило в небесах и на воде. Снова тащит невод Айво. Снова в неводе улова никакого нет совсем, легок невод, как вначале. Ни салаки в нём, ни щуки, ни тяжёлых судаков. Айво в третий раз бросает, терпеливый, смирный Айво, свой надёжный, крепкий невод в глубину — и снова ждёт. И уже над головою светится-сияет солнце, темя жарко напекло.

В третий раз перебирает Айво невод — ни рыбёшки. Не сверкает чешуя, серебром не отливает сеть смолёная его... И тогда озлился Айво, терпеливый, смирный Айво, на Хозяина Воды, на Озёрного Владыку. Плюнул в воду, рассердясь, кулаком по водной глади стукнул, брызги полетели. И в сердцах он закричал: «Ты зачем, владыка Пейпси, рыбу в невод не пускаешь и не даришь мне улов?!

Я не первый год рыбачу, мы давно с тобою дружим, и всегда ты мне удачу посылал из глубины. И всегда уловом крупным, судаком и щукой были сети у меня полны. Я ж тебе всегда подарки очень щедрые дарил: перед каждою рыбалкой хлеб, завёрнутый в берёсту, а бывало, даже яства по волне к тебе пускал. А на праздник непременно я всегда хмельного мёда выливал горшочек в воду, чтобы ты повеселился... Чем тебе не угодил я, и на что ты рассердился? Что ты хочешь от меня?!»

И от слов горячих Айво гладь озёрная вскипела, волны вдруг забушевали, небо чёрной пеленою вдруг покрылось, гром ударил, поднялась большая буря. И челнок долблёный Айво буря к берегу помчала и ударила о камень, о прибрежную скалу, и разбила сразу в щепки. А рыбак и сам, как щепка, от могучего удара полетел он над водою и упал с такою силой, что сознанье потерял он.

И, как мёртвый, пролежал он до заката. Но очнулся, встал и вспомнил, что случилось, огляделся, отряхнулся... Видит — озеро спокойно, а у ног его лежит на песке большая щука.

«Вот спасибо. Водяной! — закричал оживший Айво, — ты разбил челнок мой верный, но меня в живых оставил, да ещё и с этой щукой я теперь домой вернусь!»

Потянулся Айво к щуке, что лежала и хватала воздух ртом своим зубастым. Взял её — и в изумленье тут же выронил. Была эта щука — одноглазой! Да, всего одним лишь оком на него смотрела рыба...

«Что за диво?! — прошептал он — Я ещё ни разу в жизни одноглазых рыб не видел...» Только в тот же миг опять бедный Айво изумился: щука вдруг заговорила! С человеческою речью одноглазая рыбёха обратилась к рыбаку, пасть зубастую разинув: «Ты меня послушай, Айво! А послушав, на свободу отпусти, отдай воде... Я — посланница владыки, что водой озёрной правит, озером Чудским владеет.

Он велел тебе сказать: слишком, Айво, ты зазнался, что в деревне и в округе ты удачливее всех в мастерстве рыболовецком, что всегда твой невод полон рыбой самою отборной. Всем ты хвастаешься, Айво, что с владыкою озёрным вы давно друзьями стали. Вот он и решил проверить, друг ему ты или недруг. Мало ты подарков даришь в благодарность Водяному. Что там хлеб и мёд хмелящий! Нет, поди-ка докажи ты, что тебе для Водяного ничего не жаль на свете — подари ему жену!

До утра пусти ко дну свою жёнушку родную, распрекраснейшую Марью, мать твоих пяти детей. Водяной давно уж знает, что во всём краю озёрном нет ни женщины красивей, ни хозяйки домовитей. Так отдай же до рассвета Марью в жёны Водяному! Пусть она ему послужит... А иначе — не видать никакой тебе удачи. Он тебе не только рыбы никакой не пустит в невод — он тебя совсем утопит... Эта буря — лишь задаток, лишь урок тебе, рыбак! Вот и всё я рассказала, что велел мне Водяной. А теперь меня на волю отпусти, рыбак, скорей...»

Бросил Айво щуку в воду, сел на камень и заплакал он горючими слезами. Долго плакал Айво бедный, хоть не плакал никогда он даже в детской колыбели... Как не плакать, если Марью больше жизни он любил. Только знал он про свирепый нрав озёрного владыки, знал, что тот не только может одного его оставить без улова, но и всех рыбаков из сёл прибрежных, а не то и всех погубит! Стоит пальцем шевельнуть — буйною водой затопит все рыбачьи наши сёла. Дед рассказывал — бывало в старые века такое... Нет, не шутят с Водяным, и нельзя ему перечить… «Только как же мне без Марью? — горько думал бедный Айво. — Без неё мне и не жить...»

И домой приходит Айво.

Ждать его давно устали все домашние. И спят. Дети спят, и дремлет Марью... На руки её берёт он и, слезами обливаясь, к озеру её несёт. Там он сел в челнок соседа и во мраке предрассветном вышел в озеро, с собою рядом усадив жену и держал её покрепче, чтоб она не просыпалась. Вышел Айво к середине полноводного простора, бросил весла, встал над лодкой, поднял на руки жену, поднял Марью, чтобы бросить в голубую глубину...

В этот миг на самой дальней кромке озера Чудского первый луч сверкнул рассветный и лицо уснувшей Марью осветил он, озарил...

И опять увидел Айво, как она была красива! И вскричал он: «Нет, Хозяин, Царь Озёрный, Водяной! Эту дань ты не получишь, я отдам тебе другую. Верный друг тебе нужнее, чем жена. Рыбак умелый, тайны озера Чудского я тебя не хуже знаю и помощником надёжным буду я тебе навек. Не отдам тебе я Марью — пусть она живёт на свете меж людьми, а я с тобою вечно буду под водою. Получай же ты меня!».

И как только бедный Айво, положив на днище лодки спящую свою жену, распрямился, изготовясь прыгнуть камешком на дно, — рыба из воды взметнулась, белой чешуёй сверкая, словно молния живая! Одноглазую, чудную Айво щуку в ней узнал. И единственным сверкая глазом тёмно-золотым, щука вновь заговорила: «Отправляйся, Айво, с миром к своему родному дому, увози с собою Марью. Ты озёрному владыке доказал рыбачью верность. Он тебе отныне верит. Знает он, что ты и жизни для него не пожалеешь... Так живи же долгий век!»

И ушла обратно в воду... И причалил Айво вскоре к мысу, к берегу родному. И тогда проснулась Марью и сказала в удивленье: «Ты зачем меня принёс к озеру, в челнок соседский усадил? Ведь свой — хороший, вот он, твой челнок надёжный, доверху забитый рыбой, новый невод рядом с ним!..»

И жене ответил Айво: «Не хотел тебя будить я и сюда принёс, чтоб снова мы, как в годы молодые, вместе встретили зарю!»

Жизнь, запечатлённая в песне

Красивая сказка, её действительно надо петь, а не рассказывать. Что же касается сетуского фольклора в целом, то до наших дней сохранилось богатейшее, поразительное по красоте и разнообразию народно-поэтическое творчество сету: песни, музыка, танцы, сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семейные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сету запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком и образом.

Первооткрывателем сетуского фольклора был Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, но крупнейшим собирателем и специалистом в области поэтического творчества сету является Якоб Хурт. Знаток сетуской культуры, он хотел издать «Книгу о сету», но, к сожалению, не сумел реализовать задуманное. Свет увидели только три тома «Песен сету» (1975 текстов песен), изданные в 1904 - 1907 годах Финским литературным обществом.

По наблюдениям Якоба Хурта, у сету была своя классификация песен. Они разделяли их на три группы:

1) старинные (wana laulu), «унаследованные с древних времен», песни сказочного, легендарного или мифологического, а также нравоучительного содержания, т.е. лиро-эпические; 2) очередные или порядковые (korra laulu) - все песни, которые переходят из поколения в поколение и повторяются из года в год, из жизни в жизнь, то есть трудовые, обрядовые, игровые; 3) суетные песни, то есть импровизации (tsorts laulu) - песни между прочим, в том числе и непристойные. Все они, будучи выражением душевного настроения, забываются столь же быстро, как они и возникают.

Хранительницами песенно-поэтических традиций сету в XIX веке были женщины, лучших из них, владеющих даром импровизации, в Сетумаа называли Матерями Песни. Игра же на музыкальных инструментах считалась исключительно мужским делом.

Как и у всех прибалтийско-финских народов, древнейшим и наиболее чтимым музыкальным инструментом у сету был каннель.

Каннель сделал Творец из можжевельника

По легенде, каннель сделал Бог из можжевельника. А все остальные музыкальные инструменты (дудку, флейту, свирель, рожок, скрипку, гармонь) изобрел для соблазна людей дьявол.

Сету верили, что заключенная в каннеле чудесная сила способна отогнать смерть. Во время Великого поста, когда всякий шум и веселье, даже озорство детей старше семи лет, запрещалось, игра на каннеле считалась богоугодным делом: каннель - прекрасный инструмент Иисуса (annel - illos Eessu pill).

В повествовательном фольклоре сету особо следует выделить сказку. Среди сету было много сказителей (сказительниц), обладающих умением развертывать фабулу. Здесь эстонские фольклористы записали самые длинные сказки. Характерно, что если сказка содержала стихотворные вставки, то сету действительно их напевали.

Предания не пользовались такой популярностью, как сказки, однако и их у сету сохранилось достаточно. Многие предания, зафиксированные этнографами XIX века, можно слышать и сегодня. Они почти не изменились. Например, предание о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень.

Большая часть сетуских преданий носит локальный характер и связана с местными священными камнями, каменными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря.

Среди последних есть и предание о печерском богатыре, именуемом Корнилой. В этой своеобразной сетуской Калевале (правильнее сету-выруской, так как «печерский богатырь» является также героем сказаний у выруских эстонцев), кроме ратных подвигов, в числе деяний богатыря - строителя стен Печерского монастыря, замечательная кончина или бессмертие.

Предание рассказывает, что богатырь после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, пришел в монастырь и улегся спать, предсказав, что не восстанет от смертного сна до тех пор, покуда не начнется распря столь великая, что кровь хлынет через построенные им монастырские стены.

Это сетуское предание о печерском богатыре сопоставимо с эстонским преданием о богатырях Калевипоэге и Суур-Тыле и русскими легендами о преподобном Корнилии и святителе Николае.

Последний тоже, по утверждениям сету, лежит в Тайлове - самом заповедном сетуском приходе XIX века - и восстанет в час последней битвы.

Тематика песен и повествований у сету та же, что и у других земледельческих народов Восточной Европы. Но именно в фольклоре сету наиболее последовательно отразились характерные черты их социально-конфессиональной общности: групповое сознание православных крестьян-общинников, не испытавших помещичьего произвола.

А что с пословицами? В сборнике Eesti murded («Эстонские диалекты», Tallinn, 2002) опубликовано несколько пословиц и загадок сету (спасибо Сергею Бычко за перевод). Без них фольклорный космос сету был бы неполным.

üä ’ tunnus äü, ’ ’ tunnus ’ikkust. Хорошего ребёнка узнают в люльке, злую собаку узнают щенком.

ä ä ’, õõ ä ä purug’. В своём глазу не видишь бревна, а в чужом глазу увидишь и крошку.

Inemine om kur’i ku kõtt om tühi, pin’i om kur’i ku kõtt om täüz’.

Человек зол, когда мешок пуст, собака зла, когда мешок полон.

Koolulõ olõ ei kohutt.

Мёртвому не страшно.

И парочка сетуских загадок из этой же книги.

Kolmõnulgalinõ ait kriit’ti täüz’ - tatrigu terä. Четырёхугольный амбар полон мела (гречишное зерно).

Hõbõhõnõ kepp’, kullane nupp’ - rüä kõr’z’. Серебряный посох, золотой набалдашник (ржаной колос).

А ведь и правда, ржаной колос очень похож на серебряный посох с золотым набалдашником.

Россия Россия : 214 (2010 г.), 197 (2002 г.)

    • Псковская область :
      123 (2010 г.) ; 172 (2002 г.)
    • Красноярский край Красноярский край :
      75 (2010 г.) ; 7 (2002 г.)
    • Ленинградская область Ленинградская область :
      4 (2010 г.) ; 2 (2002 г.)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
      3 (2010 г.) ; 5 (2002 г.)
    • Москва Москва :
      2 (2010 г.) ; 3 (2002 г.)
    • Хакасия Хакасия :
      2 (2010 г.)

Численность и расселение

Точную численность сету установить трудно, так как данная этническая группа, не внесённая в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подверглась сильной ассимиляции; примерная оценка численности - 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими .

Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры .

По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 - в Печорском районе , в том числе :

  • 33 или 34 человек проживало в городе Печоры (0,26 % из 13056 жителей),
  • 13 (или 12 ) человек в деревне Качево (46 % из 28-ми жителей), 11 (или 10) человек в деревне Лыково (73 % из 15), 0 или 7 человек в деревне Угарево (0 или 33 % из 21 жителя); 5 (или 13) человек в деревне Трофимково (38 % из 13 или 52 % из 25), 4 (или 6) человек в деревне Вруда (100 %), 3 (или 0) человек в деревне Черемново (33 % из 9), 2 (или 0) человек в деревне Керино (33 % из 6) Паниковской волости (всего 38 или 48 человек),
  • 10 (или 7 ) человек в деревне Соколово (31 % из 32-х), 6 (или 11 ) человек в деревне Махново (86 % из 7-ми или 100 % из 11) Новоизборской волости (всего 16 или 18 человек),
  • 14 человек в деревне Подлесье (5 % из 257 жителей); 0 или 10 человек в деревне Затрубье-Лебеды (0 или 24 % из 42-х жителей); 9 человек в деревне Кошельки (30 % из 30), 0 или 7 человек в деревне Горохово (0 или 23 % из 30); 6 (или 4) человек в деревне Рысево (40 % из 15), 4 (или 7) человек в деревне Грабилово (80 % из 5 или 100 % из 7-ми), 4 или 7 человека в деревне Смольник (40 % из 10), 3 (или 0) человек в деревне Митковицкое Загорье (50 % из 6), 2 (или 0) человек в деревне Демидово (100 % из 2-х), 2 (или 0) человека в деревне Сорокино (67 % из 3-х), 2 (или 0) человека в деревне Индовино (67 % из 3-х), 1 (или 0) человек в деревне Херково (50 % из 2-х) в составе городского поселения Печоры (всего 33 (или 58 ) человек на территории бывшей Печорской волости и 64 (или 92 ) человека в новых (с 2005 г.) границах городского поселения Печоры). Большинство молодежи сету перебралось в Эстонию.

Происхождение

Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что сету - это потомки эстов , бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли ; другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских переселенцев, которые приняли православие . Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток автохтонного этноса - некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы , водь , ижорцы . Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой эстонцы и сету в равной мере восходят к древней чуди , с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства) .

Исторические миграции

В середине ХIХ века численность сету оценивалась в 9 тыс. человек, из которых около 7 тыс. проживали в пределах Псковской губернии . Бурный рост населения привёл к тому что число сету к 1890 году оценивалось в 12–13 тысяч человек. Первая и единственная в Российской империи перепись населения 1897 года выявила численность сету на уровне 16,5 тысяч человек .

В конце XIX - начале ХХ века веке часть сету покидает ареал традиционного расселения и принимает участие в переселенческом движении на восток, основав несколько колоний в Пермской губернии и к востоку от Красноярска (в 1918 году в Енисейской губернии насчитывалось 5-6 тыс. сету) .

Язык

Культура и религия

В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии . Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами»; часто это наименование выступало в качестве этнонима .

Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяются двухкамерные (а затем - и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь .

Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан , у мужчин - русская косоворотка . Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом .

Имена

Как и имена представителей большинства современных европейских народов, состоят из двух основных элементов: личного имени и фамилии, появившейся поголовно во время российских описей начала XIX века. На сетуские именные традиции большое влияние оказало пограничное влияние православия, русского языка и культуры, приграничный характер расселения народа и его разделённый статус. Так, по данным опроса 1999 года , большинство сету РФ , родившихся до 1920 года , носили русские имена и фамилии. В период между 1920-1934 годами все земли сету вошли в состав Эстонской республики . В этот период сету продолжали давать своим детям православные имена, но, учитывая то, что в условиях закрытия многих русских школ, их дети получали образование в эстонских, в среде сету в этот период получили широкое распространение эстонские имена. После того, как в стране установилась диктатура Пятса , в Эстонии началась принудительная эстонизация всех имён и фамилий сету.

См. также

Примечания

  1. Сетумаа .Pskovgrad.ru
  2. Народность сету - под опеку ЮНЕСКО
  3. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 27 декабря 2011)
  4. Национальный состав регионов России // Всероссийская перепись населения 2010 г.
  5. Всероссийская перепись населения 2002 года (неопр.) . Проверено 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2010
  7. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 02c, 34r-Pskov М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. (