Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Составить план конспект беседы по картине. Беседа по картине И. И. Левитана «Март». Подготовительная группа. Выдержки из сочинений

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

Составитель воспитатель

по изо деятельности Русаклова Н.В.

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.

Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.

Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?

Как он относился к героям произведения?

Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

Похожи ли эти картины по цвету?

Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Картина В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».

Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря и «Русская зима» К.Ф. Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

Конспект беседы для старших дошкольников (5-6 лет) по картине «Зима».

Беседа в старшей группе по картине "Зима".

Боднар Светлана Викторовна, воспитатель, ГБОУ гимназия №1551, г. Москва.
Описание: представляю вашему вниманию конспект беседы по картине «Зима», для детей старшего дошкольного возраста для развития речевой деятельности детей.
Назначение: данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: развитие речевой деятельности детей в беседе по картине «Зима».
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
2. Развивать связную речь, речевой слух.
3. Упражнять в правильном построении предложений.
4. Развивать мышление и воображение, продумывая предшествующие и последующие события.
5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: картина "Зима".

Детям показывают картину, на которой изображена деревня, занесённая снегом. Деревья с опустевшими гнёздами. Из труб домов дым идёт. С высокой горы дети катаются на санках, лепят снеговика.

Дети отгадывают загадку (Зима).
Воспитатель:
- Ребята, какое время года изображено на этой картине?
Дети:
- Зима!
Воспитатель:
-А как вы поняли, что это зима?
Дети:
-Снега много на земле и на крышах домов, из труб идёт дым, люди топят печи, чтобы в доме было тепло. Ребята катаются на санках и лепят снеговика.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а как одеты дети на нашей картине?
Дети:
-Дети одеты в тёплые куртки, шапки, обуты в валенки и сапоги, надели варежки и шарфики завязали, чтобы им было тепло.
Воспитатель:
-Ребята, а посмотрев на картину, можно сказать, какую погоду хотел изобразить художник?
Дети:
-Да. Погода хорошая. Солнце светит, небо голубое, на нём небольшие облака.
Воспитатель:
-Да, действительно, на картине изображён яркий, морозный денёк! А всегда ли зимой бывает такая погода?
Дети:
-Нет. Бывает и плохая погода, когда идёт снег, дует сильный ветер. Несколько дней назад была такая погода, мы наблюдали метель из окна, даже не ходили гулять.
Воспитатель:
-А как, вы думаете, на этой картине изображён ветреный день или спокойный?
Дети:
-Спокойный день. Потому что, дым идёт прямо из трубы и деревья не гнутся, значит, ветра нет.
Воспитатель:
-А что ещё, вы можете рассказать, глядя на эту картину?
Дети:
-Мальчик катится на санках с высокой горы, а здесь девочка уже скатилась с горы, она везёт санки, и ей на встречу бежит собачка.
Воспитатель:
-Давайте, вспомним, какое из стихотворений о зиме, нам напоминает эта картина.
Дети:
-Детство. Ивана Сурикова.
Чтение стихотворения.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь на санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья - мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Воспитатель:
-А что у нас на картине здесь? (Указывая на гнёзда на деревьях.)
Дети:
-Это гнёзда. Пустые гнёзда, скворечники, птицы улетели на юг.
Воспитатель:
-А какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети:
-Остаются зимовать воробьи, вороны, галки, синички…
Воспитатель:
-Как мы с вами заботимся о них?
Дети:
-Мы сделали кормушки и кормим их.
Физкультминутка «Снежок». (Н.В. Нищева)
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого),
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней),
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем несладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И… сломаем (топают).
Воспитатель:
- Ребята, а теперь подумайте вот о чём. Дети поиграли, покатались и ушли домой, а потом пришли другие ребята. Смогут ли они догадаться, кто здесь был и что делал?
Дети:
-Да. Остались следы от санок, по которым можно догадаться, что здесь недавно катались на санках.
Воспитатель:
-А как вы думаете, как они могут догадаться, что это ребятишки катались, а не взрослые?
Дети:
-По следам сапог, маленькие следы, они и догадались, что здесь катались ребята. А по собачьим следам, что с ними была собака. Ещё ребята строили снеговика.
Воспитатель:
-А теперь расскажите мне, как мы с вами зимой играем и занимаемся, но только не повторяйте того, что дети уже сказали.
Рассказы детей.
Рекомендуется после провести рисование «Зимние забавы».


Приведено с сокращениями.

Программное содержание.
Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.
Методика проведения занятия.
Детям показываются репродукции с картины А, Саврасова «Грачи прилетели» и с картины И, Левитана «Весна - большая вода».
Проводится беседа: «Дети, скажите, какое время года изображено в этих картинах?» - «Весна».- «Ранняя или поздняя весна?» - «Ранняя».- «Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну?» - «Снег лежит грязный, проталины. Грачи прилетели».- «Да, грачи прилетают в конце марта. Как художник нарисовал грачей, что они делают?» - «Грачи чинят старые гнезда и строят новые»,- «На каких деревьях любят вить гнезда грачи?» - «На березах».- «Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках - грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник?» - «Голубое и немного желтоватое».- «Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?» - «Весна. Ранняя весна. Появились проталинки. Тает снег».- «Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Хорошо он назвал?» - «Хорошо».- «А вот картина другого художника - Левитана. Назвал он ее «Весна - большая вода». Почему он ее так назвал?» - «Потому что березы стоят в воде, река разлилась. Вода затопила берега».- «Правильно, Левитан изобразил разлив. Какая погода изображена на картине?» - «Солнечный день».-«А почему вы думаете, что день солнечный?» - «Художник нарисовал небо голубое-голубое, по нему плывут легкие облака, а вода тоже голубая и прозрачная: все деревья видны в ней».- «На картине изображен яркий, солнечный день. Голубое небо отражается в воде, и поэтому она кажется голубой. А деревья от солнечного света стали золотистыми. От них падают тени.
Вы видели сегодня, как художники во-разному показали в своих картинах признаки ранней весны. А сейчас вспомним стихотворение поэта А. Плещеева о весне:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Еще раз внимательно посмотрите на картины и подумайте, как бы вы нарисовали раннюю весну.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Познакомить с картинами и художниками.

Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.

Формировать умение правильно воспринимать, чуйствовать настроение картины и передавать его в высказываниях.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривание картины русских художников.

Тема: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»

Цель:

  1. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.

Что может быть темным ? (Ночь, небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор.)

Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово бедность ? Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово печаль ? Каким бывает печальный человек? (Горюет, печалится, грустит)

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.

О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?

Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Чем она вам нравится?

Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

«Сюжет картину В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дому в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми. Попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен. Шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно – зеленый и красно – коричневый цвета.

Картина очень поэтична ».

Воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.

Тема: Рассматривание картины И.Левитана

«Золотая осень. Слободка»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  3. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.
  4. Научить владеть выразительными возможностями художественных материалов (бумаги, акварели).
  5. Воспитать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети рассматривают репродукцию картины. Воспитатель читает отрывок из произведения И.С. Тургенева «Лес и степь»:

«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья...»

Что вы видите на картине? Какое время года изобразил художник?

Что вы видите на переднем плане картины?

Какие деревья написал художник? Что можно о них рассказать? Какие они?

Чем отличается яблонька от березки?

Куда ведет дорога?

На что похож огород на картине? Какой он?

Что вы видите на дальнем плане картины?

О чем еще хотел рассказать нам художник?

- Это маленькая деревня - слободка. Какие дома в слободке? Какие в них живут люди? Почему?

Что художник изобразил на самом дальнем плане картины? Расскажите об этом.

Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?

Как бы вы назвали эту картину? Воспитатель рассказывает:

«Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень. Слободка». Перед нами скромный осенний пейзаж: небольшое село, крестьянские огороды, поле и лес. В России много таких пленительных уголков природы. В центре картины проселочная дорога, идущая от нас к слободке и дальше к лесу. Она похожа на комнатную дорожку, вытканную руками крестьян. Слева от дороги на небольшой ярко-зеленой лужайке растет стройная береза. Нежная и тонкая, она вся до самой земли горит чистым светлым золотом. Хочется подойти к ней и легонько погладить золотистые листочки. Из-за листьев не видно ни ветвей, ни белого ствола. Рядом с березкой растет другое дерево. Видимо, это яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. Слева, в углу картины, изображена совсем маленькая березка в таком же золотистом одеянии. Справа от дороги - огороды, обнесенные старой, ветхой изгородью. На втором плане - деревянные дома, покрытые соломой. Все выглядит убого. Бедно и серо тут живут крестьяне.

Вдали за слободкой, на заднем плане, - поле, а за ним чистое небо, похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть-чуть приметны, воздух прозрачен. День стоит солнечный, хотя солнца не видно. На картине преобладают мягкие, светлые, нежные тона.

Спокойно и тихо. Природа словно уснула».

Рассказывая на тему пейзажной картины, дети не только называют то, что изображено, но и высказывают свое отношение к картине. Придумывание названий к пейзажной картине проходит сложнее. Дети мысленно и вслух словно «ходят» по картине, рассказывают о виденном, пытаются высказываться ярко, красочно, в созвучии с тем, что они видят и чувствуют, но обобщают свои впечатления о картине с трудом.

Если бы вы рисовали картину на тему осени, что бы изобразили?

Воспитатель предлагает воспроизвести картину словами, а затем в цвете нарисовать в альбоме.

В заключении занятия - выставка лучших работ.

Тема: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  3. Учить использовать в речи слова, характерные для сказки (кафтан, чащоба, трясина и т. д.)
  4. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;
  5. Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван - царевич, Елена Прекрасная, серый волк).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

  • На тему какой сказки художник Васнецов нарисовал эту картину?
  • О ком эта картина? (О волке, Иване - царевиче, Елене Прекрасной)
  • А как вы догадались кто это Иван - царевич?
  • Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?
  • Откуда и куда едут герои?
  • Какой пейзаж окружает героев? Почему?

- Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины.--- Отрывок из сказки зачитывает воспитатель.

Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали?

Воспитатель предлагает нарисовать картину словами. В анализе отмечается содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка. Зарисовка сюжета сказки в альбоме.

В заключение занятия воспитатель читает детям стихи, навеянные сказочными сюжетами.

И. Суриков

И начну у бабки сказки я просить,

И начнёт мне бабка сказку говорить:

Как Иван - царевич птицу – жар поймал,

Как ему невесту серый волк достал... И во сне мне снятся чудные края.

И Иван - царевич - это будто я.

Я.Полонский

И я вижу во сне, как на волке верхом

Еду я по тропинке лесной Воевать с чародеем царём

В ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,

Там жар - птицы поют по ночам

И клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –

И не веришь и веришь очам.

Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  3. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  4. Изобразить в своих альбомах картину на тему: «Здравствуй, зимушка!»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?

Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.)

Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.)

Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.)

А сейчас давайте посмотрим на картину художника Шишкина и послушаем музыку зимы.

Дети под музыку Б. Дварионаса «Прелюдия» рассматривают картину. Когда музыка перестает звучать, воспитатель читает отрывки из стихотворений о зиме, называя авторов.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит...

С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чем его картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?

Какое название вы дали бы картине? Почему?

Какое настроение у зимы на этой картине?

Какие чувства вызывает она у вас?

А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец... Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот-вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег.

Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».

Дети бывают очарованы картиной художника, его техникой исполнения с тщательным выписыванием каждой мелочи - бликов на снегу, трещин на коре сосны. Они как бы проникаются благоговением художника перед природой.

Кто из вас любит зиму? Расскажите почему.

Что вы представляете, о чем фантазируете, когда смотрите на этот пейзаж?

Дети начинают рассказывать. Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи, художественного образа картины, связности и образности речи, проявления творческого начала при описании картины.

Вы каждый по-своему и своими словами нарисовали картину о зиме, о зимнем лесе. Подумайте, как картину зимнего леса вы нарисуете карандашами или красками.

После рассказывания на тему картины дети рисуют на эту же тему и составляют рассказы по своим рисункам, называя работы картинами.

Дети приступают к рисованию, по окончании которого желающие рассказывают о своих рисунках, начиная словами: «Я в своем рисунке хотел рассказать...» Заканчивают рассказ суждением о своем рисунке: сравнением с картиной И. Шишкина, оценкой своей работы (получилось или нет то, что задумал), нравится или нет своя работа.

Воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и соотносит его с рисунком и картиной И. Шишкина. В рассказе отмечаются последовательность изложения, использование выразительных средств, умение начинать и завершать рассказ, проявление творчества в рисовании и рассказывании.

Тема: Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  3. Учить использовать в речи синонимы и сравнения;
  4. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  5. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;
  6. Создать в своих альбомах образ русского богатыря.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы (близкие по смыслу) к словам: богатырь (силач, воин, борец), смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка), смельчак (храбрец, орел, герой, рыцарь без страха и упрека), сильный (могучий, богатырский), написать (придумать, сочинить, нарисовать); сравнения: смелый, как... , храбрый, как..., могучий, как... , сильный, как... , черный, как... .

Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Вы догадались, о ком или о чем будет эта картина?

На стенд выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривают репродукцию и слушают «Рассвет на Москва-реке» - вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина».

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем...

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал...

  • Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Богатыри русские.) Кто назовет их по имени? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)
  • Как изображены богатыри? Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда и оружие? Какие кони под ними и чем они украшены?
  • Как вы думаете, какие отношения между богатырями?
  • Какой пейзаж окружает богатырей?
  • Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?
  • Какой богатырь вам нравится и чем?
  • Что понравилось вам в этой картине?

Воспитатель представляет свой рассказ:

«На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

Ребята, а теперь в своих альбомах нарисуйте образ русского богатыря. Особое внимание при этом нужно уделить не только внешнему виду, но и выражению лица, состоянию души, так как портреты сохраняют нам память о людях разных эпох.

Придумайте рассказ по своей картине. Сначала скажите, как вы ее назовете и как зовут богатырей. Потом опишите своего богатыря, которого нарисовали, и расскажите историю про него.