Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Смотреть что такое "Арии" в других словарях. Арии - кто они

Откуда появились современные расы людей? Как они расселились по земле? Что общего между русски­ми и персами, индусами и скифами? Где и какой была прародина легендарных ариев?

На эти и другие вопросы, касающиеся древнейшей истории наших предков, ответы пришли во сне.

Снится, что лечу высоко над землей. Внизу - Урал. Но только он не такой, как сейчас, а такой, каким был много тысячелетий назад. Тогда это были Рипейские горы, как было сказано, - высокие, с острыми пиками, снежны­ми вершинами, зелеными склонами. В ущельях несутся бурные речки, шумят водопады.

Я лечу на север. Там тепло. Внутренний голос говорит, что это было еще до Библейского потопа и смены геогра­фических полюсов. Растительность пыщая, субтропическая. В ветвях деревьев - птицы. По склонам скачут горные козлы, олени. Чем севернее, тем теплее и горы все выше и выше. Они мерцают и переливаются на солнце.

В глухих лесах я вижу мохнатых человекоподобных существ. Это йети, или снежные люди. Они живут здесь и заботятся о животных. Вот один из них несет огромный пучок травы и веток с листьями, чтобы покормить боль­ную олениху, - у нее вывернута нога. Более того, йети пы­тается вправить ей ногу. Здесь же лежит и олененок. Шерсть йети густая, бурого цвета. В этих горах живут и медведи.

В темных ущельях - пещеры. Там прячутся странные существа. У одного из них - звериные лапы и хвост, но из лопаток растут пе­репончатые крылья. Вместо чешуи на них - перья ярко-рыжего и красного цвета. Морда похожа на морду динозавра, только с клювом. В клюве, как ни странно, полно мелких зубов. Шея длииная, с шипами, как у динозавра. Это - грифон. Внутренний голос подска­зывает, что эти создания были сделаны людьми, наверное, атлан­тами, как и кентавры, русалки и другие. Грифоны на­падают на других животных и очень злобны. От них в основном и защищают йети животных леса.

Пролетаю над пиками север­ных гор. Передо мной открывает­ся великое, огромное море. Здесь я вижу семь островов, соединенных между собой. Они образуют материк, но с очень изрезанным побережьем. Эта земля как бы продол­жает горный хребет. Она тянется прямо на север.

Все покрыто зеленью. Сверху видно, что там, среди этой зелени, находятся города. Они - концентрической круглой формы. Из центра каждого города идет свечение. Но самый огромный столп света идет с севера от огромной горы, которая находится на самом большом острове.

Высочайшая гора имеет пирамидообразную вершину, которая сияет каким-то странным светом. Она переливает­ся от золотого до ослепительно-белого. У подножия горы - огромный город круглой формы. В голове проносится, что эту гору называют "Харамеру" или "Меру-Алатора".

Наверное, это великая гора Меру индийцев. О ней же говорит и Авеста древних персов, она же и «Алатырь - бел, горюч камень", кото­рый упоминается в славянских Ведах.

В этом городе живут люди. Они довольно высокого роста, крепкого телосложения, с вьющимися волосами. У одних они русого цвета, у других - каштанового. Мужчи­ны сильно бородаты, женщины круглолицы. Глаза у всех крупные, округлой формы. Они золотистые, но встреча­ются и темно-синие, глубокие. Между бровей слегка заметна какая-то выпуклость, может быть, это "третий глаз". Здесь очень развито то, что мы называем йогой. Некоторые люди могут ходить по воздуху, как по земле, общать­ся телепатически.

Носят здесь легкие перламутровые ткани наподобие шелка. И не было никого, кто ходил бы без пояса. Мужчи­ны оборачивали ткань по бедрам и затыкали остаток за пояс, пропуская его между ног. Получалось что-то напо­добие индийских дхоти. Женщины носили длинные, спадающие до пят платья без рукавов. Они заплетали свои волосы во множество косичек, а из них уже плели две широкие косы. На головы надевали золотые диадемы очень тонкой работы.

Улицы в городе засажены зеленью. Много пальм, растет виноград. На многих крышах домов есть навершия наподобие бутона лотоса. Некоторые здания формой напоминают индийские храмы, другие имеют плоские крыши и зубчатые стены. Оконные проемы - стрельча­той формы, как в восточной архитектуре.

Замечаю, что здесь водятся слоны. Было сказано, что люди живут здесь по 1000 лет и не стареют, здесь нет войн и это именно та страна, которую греки именовали Гипербореей.

К востоку же от нее были земли, на которых жили более низкорос­лые люди с узкими глазами и желтой кожей. Это предки совре­менной желтой монголоидной расы. Внутренний голос говорит мне, что гиперборейцы, предки ариев, получились от смешения расы бронзовокожих гигантов пришедших с Марса теллурийцев и бледных высоких атлантов, о которых писал Платон. Те же желтокожие и узкоглазые полу­чились от смешения лемурийцев и бронзо­вокожих. А с добавлением арийской крови они стали современной желтой расой китайцев, япон­цев и др., которые так же, как и арии, спускались с севера на юг после Великого пото­па и оледенения.

Гиперборейцы не ели мяса и питались только фруктами. Для поддержания долго­летия они пили особый напиток, который известен в мифах Индии как "амрита".

И вот уже перед глазами совсем другое время. Полюса уже сместились, Атлантида погибла и по зем­ле прокатился Всемирный потоп. Так было сказано. Там, где была великая гора Меру, стал Северный по­люс. Но в горе еще было много светящейся энергии, которую давал таинственный маги­ческий кристалл, находящийся в ее недрах. Такой же кристалл был и далеко в Сибири, там тоже был энергетический центр. Сейчас это место найдено. Это поселок Окунево (Омс­кая область).

С помощью кристаллов в древности была спасена наша планета от разрушения, когда произошла великая катастрофа и погибла Атлантида.

Энергия кристалла согревала оставшийся остров Гипербореи. Здесь пока еще тепло.

Я вижу буйную растительность, очень мно­го прекрасных птиц. Здесь живут и животные: слоны, медведи, олени, волки, тигры и др. Проплывают картины густых девственных лесов. Цветут красивые цветы, на их аромат прилетают пчелы и бабочки, щебечут птицы с длинными и изящными хвоста­ми. Они напоминают райских птиц. У неко­торых птичек голова напоминает голову кра­сивой женщины, но очень отдаленно.

Вокруг этого оазиса раскинулось замерз­шее море. Только у берегов оно еще плескалось. Далее же все бело от снега и льда. Теперь все изменилось: на небе - неподвиж­ная Полярная звезда, полгода светит солнце, а полгода царит полярная ночь. Но этого незаметно на острове, ведь свечение от горы со­здает ощущение дня. Здесь страна вечного све­та. Хотя иногда видно и северное сияние.

Но скоро люди не смогут уже обогревать себя, и они решают уйти в другое измере­ние. Перед этим какая-то часть людей (или племя) пошла на юг. И дорогой им были Рипейские горы. Те же, кто остался, каким-то образом увеличили излучение горы, и оно залило своим светом весь остров с городами, лесами, животными и птицами, строениями наподобие пирамид, но с вогнутыми поверх­ностями. Ничего нельзя было увидеть в этом световом тумане. Я была далеко и наблюдала со стороны. Когда это марево рассеялось, ост­ров оказался голым - сплошной камень. Его быстро затопил океан, который тоже до этого удерживался силой кристалла. Огромная вол­на сдвинула уже образовавшиеся ледники (замерзшую воду Великого потопа), и они поползли еще южнее вглубь Евразийского материка.

Но вернемся к тем, кто ушел на юг по ущельям и долинам Рипейских гор.

В самом начале пути они разделились. Часть из них пошла восточнее, через Сибирь. Они двигались к сибирскому эиергоцентру вместе с обезьяньим народом - йети. Было сказано, что вожаком йети был Хануман, а людей вел Рама. Он был родственни­ком главы рода Ары (Ария), который с час­тью своих людей пошел прямо на юг, туда, куда тянулись Рипейские горы.

Люди рода Ары несли с собой ку­сок великого магического кристалла, который получили в Гиперборее, и согревались с его помощью.

Было очень холодно. С севера на верши­ны гор наваливаются ледники. Впереди - огромное разрушение: ледник снес одну из вер­шин. Горы стоят как бы по пояс во льду. Южнее - чуть теплее. Уже видна земля, по­росшая травкой. Кое-где примостились кривенькие деревца. Суровые скалы нависают то там, то здесь.

Бредут люди, гонимые мечтой о теплых землях юга. Они коренасты и бородаты. На них теплые одежды из кожи, войлока, шерсти. Одежда напоминала куртку наподобие дубленки . Она подпоясывалась. На головах носи­ли капюшоны или выворотные шапки ме­хом внутрь, на ногах - широкие теплые шта­ны, сапоги из войлока, кожи или волчьего меха.

Женщины - тоже в штанах, но их тулупы длиннее, чем у мужчин. Многие из них все еще заплетают косы такие же, как там, на се­верной родине, и носят золотые диадемы. Но условия очень суровы. Люди все время в пути. Они ведут с собой овец, лошадей, быков. Едут повозки, скрипят колеса и по­лозья.

На оттаявших местах появляется лагерь, и люди ждут остальной растянувшийся на десятки, а то и сотни километров караван. Стоянки из шатров ставят по кругу, как когда-то строили города. Здесь отдыхают, едят и держат совет: куда и как далее идти.

Внутренний голос говорил: «Так люди спускались вниз по Уралу, пока не вышли к степям. По дороге многие рода откалывались и оседали, другие про­должали путь, который длился веками и даже тысячелетиями, так как люди останав­ливались, обживались на новых землях, жили на них не одно столетие, сеяли зерно, собирали урожай, а затем, подгоняемые хо­лодом и поиском новых пастбищ для жи­вотных, опять пускались в путь. И кристалл тот магический они раздробили на многие части, чтобы досталось всем родам поровну, ведь одни уходили, а другие оставались».


…Вот вроде бы прошло много времени от начала Великого исхода. Я вижу опять этих людей. Готовится еда - туша барана. Мужчины сидят в круге. Они пьют хмельной напиток, приготовленный из меда, ячменя, молока и какого-то растения. Иногда сюда добавляет­ся сок мухомора. Напиток пьют все из од­ной чаши, пуская ее но кругу. Чаша эта зо­лотая и сделана в виде большого ковша с носиком и ручкой. Эта посудина напомина­ет птицу: носик сделан как птичий клюв, ручка как ее расправленный хвост, по бокам отчеканены крылья, а по краю чаши-братины идут рельефные фигуры людей и лошадей. Эту чашу пускают но кругу семь раз, и каждый раз она доверху наполнена.

У костра сидит молодой мужчина, обросший густой бородой. За спиной у него - колчан со стрелами и лук, за поясом - короткий меч Он весел и беседует с сопле­менниками.

Вдруг я почувствовала себя им. Рядом- моя пожилая мать с длинными косами и братишка, совсем еще мальчик. Я жую жестковатое мясо. Опять всем дают хмельной напиток. Он золотистого цвета солнца и кисло-сладкого вкуса (Наверное, это тот же напиток, который и именуют "сома" в Ин­дии, "хаума" в Персии и "сурица" в сла­вянских Ведах). Стало весело. Вот и наш вождь-патриарх.

Он жил еще там, далеко на севере, в не­запамятные времена, все помнил и записы­вал историю нашего народа. Сколько он жил на свете, никто уже не помнил. Были у него и сыновья, и внуки, и правнуки. Сыновья тоже были очень старые. Этот древний старик, вероятно, помнил еще моего прапрапрадеда и других предков. Он был седой как снег, с длинными спутанными волосами и бородой. Относились к нему очень почтительно. Кто- то обратился к нему, и за­помнилось мне его имя - Ара . (Наверное, это тот самый легендарный Арий - прародитель арийцев.) Это он вел нас на юг.

Вот он начал читать древние тексты нашей истории нараспев. Записывал он их сам, вернее, вырезал па крепких досках. Са­мые древние доски были принесены еще из далекой северной страны. Были и клуб­ки со старинным магическим узелковым письмом.

Хмель давал себя знать. Песни старика, казалось, ожили , (хотя я и не понимала языка). Перед глазами стали возникать яркие картины: гора Меру-Алатора, сказочные ост­рова, утопающие в зелени, роскошные двор­цы

Но нужно сказать, что эти образы были намного фантастичнее и нереальнее, чем те, что я видела до этого. И северное сияние здесь более походило на радугу. Видимо, этот муж­чина, которым я была, не видел своими глаза­ми той земли, не видел северного сияния, а это были уже представления, исходящие из услышанного от старика-патриарха.

Не помню как, но вот я вижу себя верхом на лошади. Мы опять едем, но уже на запад. Впереди Ра-река, как говорят. Запомнила толь­ко это слово, хотя тот, кем я была, тоже что-то говорил. Здесь я увидела горы, которые сей­час называются Жигулями. За ними, южнее, сразу начинается длинное и узкое море (раз­лившееся Каспийское). Здесь я вылетаю из мужчины и вижу все со стороны.

Ледники уже отступили. В горах - круг­лый город, когда-то обогреваемый кристаллом, но и отсюда люди уже ушли. Они были родом тоже из той северной страны, но ушли оттуда раньше рода Ария, как только перевернулась Земля.

Было сказано, что здесь, у Pa-Волги, пле­мена ариев разделились. Одни пошли на восток - в Среднюю Азию и затем через террито­рию современного Афганистана в Индию, где соединились с племенами, двигавшимися ­ че­рез Сибирь под предводительством Рамы. Попути они тоже оседали, дав начало узбекам, таджикам, пуштунам и другим племенам. Так говорил внутренний голос.

Другие же вместе с патриархом Арием пошли вниз по течению реки и берегу моря на территории нынешнего Ирана. Сюда дошел и Арий. К этому времени от кристал­ла остался лишь маленький камушек, кото­рый был вправлен в перстень Ария. На этой земле расселились потомки ариев, ставшие называть себя иранцами.

А голос все говорил: «За время Великого исхода оседали мно­гие рода и племена, основывая новые на­родности. Через тысячи лет, когда уже были Пер­сидская держава и Индийские государства, часть из осевших но пути племен опять двинулась на восток, но к этому времени их там уже встретили другие племена монго­лоидной расы, тоже спустившиеся с севера.

Они тоже уже смешались с пришедшими до этого ариями. Это были тюрки. Они начали гнать новую волну переселенцев на запад и сами вслед за ними выка­тились в степи у Дона и в Причерноморье. Все это смешанное население и было скифами. Волна переселенцев докатилась даже до Карпат. Разрозненные племена, воюя с тюрками, постепенно осели на землях со­временной Украины, Польши, Белоруссии и России, на Балканах, смеша­лись с осевшими здесь ранее арийскими ро­дами и дали славянские племена. Различ­ные же тюркские племена, выкатившиеся сюда, стали гуннами, печенегами, половца­ми, хазарами и другими». 1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропеской форме *ar-i̯-o- , отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам - др.-инд. anā́rya- , авест. anairya- «не-арий», «варвар».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o- , начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века : от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец») .

Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a- ) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а- ). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya- ) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá- , то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman- , авест. airyaman- ) - Арьяман , букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Использование в древности

В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья ) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык - родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой - постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.

В Индии

В Ведах

В иранском мире

В древнеиранскую эпоху
В среднеиранскую эпоху

Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов , где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.

При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» - парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) - ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων . Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде .

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ - аланы (*alān < др.иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

Современные рефлексы

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

В нуристанских языках

Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya - уважительном обращении к человеку.

В иранском мире

Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران [ʔiˈɾɒn] ), тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран »), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние осёдлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.

От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni] ). Перс. آریا [ʔɒrjɒ] ) «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.

Происхождение

Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.

Язык

Распад арийской языковой общности по Д. И. Эдельман

Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских , однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских .

С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского) . Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.

Культура и религия

Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата , Рамаяна , Шах-наме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Материальная культура

Предки исторических ариев были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным ариев была корова/бык (др.инд. go-, авест. gao-) - основа материального благополучия, источник продуктов питания и тягловая сила. Разводились также овцы (др.инд. paśu-, авест. pasu-), козы (др. инд. aja-, авест. aza-), ослы (др.инд. khara-, авест. xara-), верблюды (др.инд. uṣṭra-, авест. uštra-). Собаки (др.инд. śvan-, авест. span-) охраняли жилище и сторожили скот . Арии пахали землю плугом, запряжённым волами, и сеяли ячмень (др.инд., авест. yava-). Изготавливался также хмельной напиток, вероятно, на молочной основе (др.инд. sura-, авест. hura-)

Основой боевого могущества был конь (др.инд. aśva-, авест. aspa-), впрягаемый в легкую и быструю колесницу (др.инд. ratha-, авест. raθa-). Основным оружием были стрелы (др.инд. iṣu-, авест. išu-) и палица (др.инд. vajra-, авест. wazra-).

Ариям были известна примитивная ирригация (др.инд. yavyā-, др.перс. yauviyā- «канал»), выкапывание колодцев (др.инд. cātvāla-, авест. cāt-), изготовление кирпичей (др.инд. iṣṭakā-, авест. ištiia-), выплавка медных (др.инд. ayas-, авест. ayaŋh- «металл», «медь») и золотых (др.инд. hiranya-, др.перс. daraniya- «золото») изделий. Другими областями деятельности были ткачество, плотничество, целительство.

Социальная структура

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку (др.инд., авест. dam-). Социальными субъектами были главы таких семей (др.инд. pati-, авест. paiti-), под их властью объединялись люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот (др.инд. paśuvīra-, авест. pasu.wīra- «скот и люди»), количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды (др.инд. viś, авест. wīs-), занимавшие селения-общины (др.инд. vr̥jana-, авест. wərəzana-). Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы.

Трехклассовая структура общества, фиксируемая в древних индийском и иранском обществах, вероятно, только формировалась и основные названия для классов варьируют в разных ветвях ариев. Во главе общества стояли жрецы (др.инд. ātharvan-, hotar-, uśij- авест. āθrauuan-, zaotar-, usij-), среди которых особо выделялись поэты-провидцы (др.инд. kavī-, r̥ṣi-, авест. kauuī-, ərəši-), и аристократическая верхушка, обладатели власти (др.инд. kṣatra-, авест. xšaθra-), состоявшая из воинов-колесничих (др.инд. ratheṣṭā-, авест. raθaēštā-). Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско (др.инд senā-, авест. haēnā-). Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности.

Духовная культура

Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Индоиранская религия строилась вокруг жертвоприношения (др.-инд. yajñá- , авест. yasna- ), устраиваемого в праздничные или прочие знаменательные дни жрецами по заказу и на средства жертвующих мирян. Смыслом жертвоприношения было поддержание Мирового Порядка (др.-инд. ṛta- , авест. aša- , др.-перс. (a)rta- ), проявляющегося в космических циклах и в общем благополучном функционировании вселенной, обеспечивающем ариям умножение материальных благ. На жертвоприношении жрецы воспевали гимны божествам, приносили им дары, призванные укрепить их силу и призвать их на помощь ариям. Важная роль при этом отводилась огню (др.-инд. agni- , пережиточно авест. aɣni- ) - посреднику в передаче даров от людей богам. В процессе священнодействия готовился галлюциногенный или возбуждающий напиток (др.-инд. soma- , авест. haoma- ), вызывавший у верующих религиозный экстаз. Священники воспевали священные формулы (др.-инд. mantra- , авест. mąθra- ), оказывающие магическое действие на мироздание и пробуждали потаённую святую силу, скрытую во всех вещах (др.-инд. brahman- , др.-перс. brazman- ).

Поэты-провидцы устраивали состязания по импровизации религиозных гимнов, часто задействуя метафоры конных состязаний, на которых арии устраивали гонки на колесницах - своё любимое развлечение, так же имевшее религиозное значение. На церемониях пение религиозных песен сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах (прежде всего лютне).

Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими на арийской почве, являются индуизм , джайнизм , буддизм , религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм .

Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX - начале XX веков

С конца ХХ в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма .

Расовые теории

Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино , который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.

См. также

Примечания

  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М ., 1995. С. 240-242.
  2. O. Szemerinyi. Structuralism and substratum - Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East (LINGUA. International Review of General Linguistics, v. 13: 1-29) 1977. P. 122.
  3. протосемит. *ʔary-
  4. Иллич-Свитыч В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоеврпейских языков. М., 1964. С. 7. (254 Кб, djvu)
  5. Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
  6. Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.

Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, - древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысячелетий назад между Индом и Гангом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые - и до нас Махабхарата дошла содержащей почти 200 тысяч строк стихов в 18-ти книгах.

ДРЕВНИЕ АРИИ

СОХРАНИЛИСЬ ДАЖЕ НАЗВАНИЯ РЕК

Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, - древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысячелетий назад между Индом и Гангом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые - и до нас Махабхарата дошла содержащей почти 200 тысяч строк стихов в 18-ти книгах.

В одной из них, названной "Лесной”, описаны священные источники - реки и озера страны древних ариев, т.е. земли, на которой и разворачивалась события, рассказанные в великой поэме.

Но, говоря об этой стране, названной эпосом Бхаратой, заметим, что завершающим событием повествования была грандиознейшая битва на Курукшетре в 3102 г. до н.э. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в это время еще не было, и жили они на своей прародине - достаточно далеко от Индии и Ирана.

Но где же она находилась, где разворачивались все эти грандиозные события? Этот вопрос волновал исследователей еще в прошлом веке. В середине XIX века была высказана мысль о том, что такой прародиной являлась территория Восточной Европы. В середине XX века к мысли о том, что прародина всех индоевропейцев находилась на землях России, вернулся немецкий ученый Шерер, исходивший из того, что, судя по текстам Ригведы и Авесты, в 3-м тысячелетии до н.э. арии жили в Восточной Европе. Как известно, великая река нашей Родины - Волга вплоть до II в. н.э. носила имя, под которым ее знала священная книга зороастрийцев Авеста, - Ранха или Ра. Но Ранха Авесты - это река Ганга Ригведы и Махабхараты!

Как повествует Авеста, по берегам моря Воорукаша ("Молочного моря” Махабхараты) и Ранхи (Волги) располагался ряд арийских стран - от Арьяна-Вэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре. О них говорится: "Прославленная Курукшетра. Все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов”, или "Курукшетра - святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы - мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали”.

Сам собой возникает вопрос: так что же это за реки - Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы? Мы уже выяснили, что Ранха - Ганга - это Волга. Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту, и нам станет ясно, что древняя Ямуна - это наша с вами Ока! Возможно ли это? Судя по всему - да! Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями: Ямча, Ям, Има, Имьев. И более того, согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы.

Упоминаются в Ригведе и Махабхарате и другие крупные реки. Так, недалеко от истока Ямуны (Оки) размещался исток текущей на восток и юг и впадающей в Червоное (Красное) море реки Синдху ("Синдху” на санскрите - поток, море). Но вспомним, что в ирландских и русских летописях Черное море называлось Че-ремным, то есть Красным. Так, кстати, до сих пор называется участок его акватории на севере. На берегу этого моря жил народ синды и располагался город Синд (совр. Анапа). Можно предположить, что Синдху древнеарийских текстов - это Дон, чьи истоки находятся недалеко от истока Оки.

В Волго-Окском междуречьи есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий: достаточно сравнить названия рек Поочья с названиями "священных криниц” в Махабхарате, точнее, в той ее части, которая известна как "Хождение по криницам”. Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны (по состоянию на 3150 г. до н.э.):


Криница Река в Поочье

Агастья
Акша
Апага
Арчика
Асита
Ахалья
Вадава
Вамана
Ванша
Вараха
Варадана
Кавери
Кедара
Кубджа
Кумара
Кушика
Мануша
Париплава
Плакша
оз. Рама
Сита
Сома
Сутиртха
Тушни
Урваши
Ушанас
Шанкхини
Шона
Шива
Якшини

Агашка
Акша
Апака
Арчиков
Асата
Ахаленка
Вад
Вамна
Ванша
Варах
Варадуна
Каверка
Кидра
Кубджа
Кумаревка
Кушка
Манушинской
Плава
Плакса
оз.Рама
Сить
Сомь
Сутертки
Тушина
Урвановский
Ушанец
Шанкини
Шана
Шивская
Якшина

Удивительно и то, что мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названий священных криниц Махабхараты и рек Средней России, но даже и с соответствием их взаимного расположения. Так, и в санскрите, и в русском языке слова с начальной "Ф” чрезвычайно редки: из списка рек Махабхараты только одна река имеет "Ф” в начале названия - Фальгуна. впадающая в Сарасвати. Но, согласно древнеарийский текстам, Сарасвати - единственная большая река, текущая к северу от Ямуны и к югу от Ганга и впадающая в Ямуну у ее устья. Ей соответствует только находящаяся к северу от Оки и к югу от Волги река Клязьма. И что же? Среди сотен ее притоков только один носит название, начинающееся на "ф” - Фалюгин! Несмотря на 5 тысяч лет, это необычное название практически не изменилось.

Другой пример. Согласно Махабхарате, к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правени (то есть Пра-река), с озером Годовари (где "вара” -"круг” на санскрите). А что же сегодня? По прежнему к югу от Владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь.

Или еще пример. Махабхарата рассказывает, как мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару, переименованную за это в его честь. Но далее эпос сообщает, что неблагодарные местные жители все равно называют реку Парой и течет она с юга в Ямуну (т. е. в Оку). И что же? До сих пор течет с юга в Оку река Пара и так же, как и много тысяч лет назад, называют ее местные жители.

В описании криниц пятитысячелетней давности говорится, например, о реке Пандье, текущей недалеко от Варуны, притока Синдху (Дона). Но река Панда и сегодня впадает в крупнейший приток Дона - реку Ворону (или Варону).

Но если сохранились названия рек, если сохранился язык населения, то, наверное, должны сохраниться и сами народы? И, действительно, они есть. Так, в Махабхарате говорится, что к северу от страны Пандьи, лежащей на берегах Варуны, находится страна Мартьев. Но именно к северу от Панды и Вороны по берегам Мокши и Суры лежит земля Мордвы (Мортвы средневековья) - народа, говорящего на финно-угорском языке с огромным количеством русских, иранских и санскритских слов.

Страна между Ямуной, Синдхом, Упаджалой и Парой называлась А-Ванти. Именно так - Вантит (А-Вантит) называли землю Вятичей между Окой, Доном, Упой и Парой арабские путешественники, византийские хроники и русские летописи.

Махабхарата и Ригведа упоминают народ Куру и Курукшетру. Курукшетра - дословно "Курское поле”, и именно в центре его находится город Курск, куда "Слово о полку Игореве” помещает курян - знатных воинов.

Упоминается в Ригведе и воинственный народ Криви. Но латыши и литовцы так и называют всех русских - "криви”, по имени соседнего с ними русского этноса кривичей, чьими городами были и Смоленск, и Полоцк, и Псков, и нынешние Тарту и Рига.

Ну а как же сам этноним Русы - Русская земля? Упоминаются ли они в древних многотысячелетних текстах?

Руса, Раса, Расьяне постоянно упоминаются в Ригведе и Авесте. А что касается Русской земли, то здесь дело в переводе. Земли Бхараты, лежащие по Ганге и Ямуне, на Курукшетре, назывались иначе Священной, Святой или Светлой землей, а на санскрите "Руса” и значит "светлая”.

Говоря о истории Восточной Европы, археологи и историки в целом период с 10 по 3 тыс. до н. э. не особенно детализируют. Это мезолит-неолит, с их археологическими культурами. Но археологическая культура в известном смысле абстрактна, а ведь здесь жили реальные люди, которые рождались и умирали, любили и страдали, воевали и роднились, и как-то оценивали себя, свою жизнь, сами называли себя какими-то конкретными именами. То далекое от нас прошлое было для них настоящим. И именно древнеарийские источники дают возможность пролить свет на некоторые темные страницы этих семи тысячелетий (с 10 по 3 тыс. до н. э.).

В одном из сказаний Махабхараты рассказывается: "Мы слыхали, что когда Самварана, сын Ракши, правил землею, для подданых наступили великие бедствия. И тогда от всякого рода бедствий разрушилось царство, пораженное голодом и смертью, засухой и болезнями. А войска врагов разбивали потомков Бхараты. И, приводя в сотрясение землю своими силами, состоящими из четырех родов войск, царь панчалов быстро прошел через всю страну, покоряя её.

И с десятью армиями он победил в битве того. Тогда царь Самварана вместе с супругой, советниками, сыновьями и родственниками бежал в великом страхе. И стал жить у великой реки Синдху (Дона) в роще, расположенной близ горы и омываемой рекою. Так потомки Бхараты жили долгое время, расположившись в крепости. И когда они прожили там целых тысячу лет, потомков Бхараты посетил великий мудрец Васиштха. И когда он прожил там восьмой год, сам царь обратился к нему: " Будь нашим домашним жрецом, ибо мы стремимся царства. " И Васиштха дал свое согласие потомкам Бхараты. Далее нам известно, что он назначил потомка Пуру царем-самодержцем над всеми кшатриями (воинами), по всей земле. И тот вновь вступил в обладание столицей, которая ранее была обитаема Бхаратой и заставил всех царей платить ему дань. Могущественный владыка страны Аджамидха, овладев всей землей, совершил затем жертвоприношения ".

Так рассказывает Махабхарата о делах давно минувших дней. Но когда же и где это происходило? Царствование Самварана относится, по принятой в Махабхарате хронологии, к 6, 4 тыс. до н. э. Затем, после разгрома и изгнания, народ Самвараны живет в бассейне р. Дона в крепости Аджамидха целых тысячу лет, вплоть до 5, 4 тыс. до н. э. Все это тысячелетие на их родных землях господствует другой народ-завоеватели и пришельцы панчалы. Но после 5, 4 тыс. до н. э. кауравы отвоевывают у панчалов свою родину и вновь живут на ней.

Казалось бы, правдивость этого древнего предания невозможно в наши дни ни подтвердить ни опровергнуть. Но вот что сообщает нам современная археологическая наука. Л. В. Кольцов пишет: " Одним из крупных культурных проявлений в мезолите Волго-Окского междуречья была бутовская культура. Обращает на себя внимание локализация описанных памятников бутовской культуры в западной части Волго-Окского междуречья. Абсолютная хронология ранних этапов бутовской культуры определяется рамками от середины 8 тысячелетия до н. э. до второй половины 7 тысячелетия до н. э " (т. е. перед нами время правления царя Самвараны — 6400 г до н. э). " Во второй половине 7 тысячелетия до н. э. в Волго-Окское междуречье вторгается другая группа мезолитического населения, которая распологается в этом регионе, в его западной части, оставив археологическую культуру, которую мы называем иеневской. С появлением пришельцев население бутовской культуры вначале отходит на восток и юг региона. Под давлением иеневской культуры бутовское население распалось, вероятно, на несколько изолированных групп. Часть их, видимо, даже покинула Волго-Окский бассейн, свидетельством чему являются факты появления типично бутовских элементов в других соседних регионах. Таковы памятники с бутовскими элементами в бассейне Сухоны или Боровичская стоянка в Новгородской обл. " Что касается вытеснивших бутовцев иеневцев, то происхождение их представляется археологам "не вполне ясным". Они отмечают, что: "По-видимому где-то во второй половине бореального периода (6, 5 тыс. до н. э.) часть населения Верхнего Поднепровья двинулась на северо-восток и заселила часть Волго-Окского междуречья, потеснив бутовские племена. "Но "замкнутость иеневского населения, отсутствие мирных контактов с окружающими его культурами привели в конечном счете к упадку культуры и обратному его вытеснению окрепшими к концу существования "иеневцев" "бутовцами". Таким образом в конце 6 тыс. до. н. э. "позднебутовское население снова начинает "реконкисту" — повторный захват своей исконной территории".

Итак, "иеневская культура, находившаяся во враждебных отношениях с бутовской и потерявшая связь с "материнской" территорией, по-видимому, постепенно выродилась, что привело в дальнейшем к облегчению движения "бутовцев" обратно на запад и ассимиляции ими остатков "иеневцев". Во всяком случае в ранненеолитической верхневолжской культуре, сформировавшейся в регионе в 5 тысячелетии до н. э. , мы уже практически не находим элементов иеневской культуры. Бутовские же элементы резко доминируют".

При сравнении текста эпоса и данных археологии поражает совпадение и хронологии всего события, и отдельных его эпизодов. И возникает закономерный вопрос: не скрываются ли за "бутовцами" потомки
Пуру-пауравы, а за "иеневцами" — их враги панчалы?

Тем более, что как не странно, но над этими событиями время оказалось не властно. И сегодня у истоков Дона (у реки Донец), рядом с городами Кимовском и Епифанью, на холме стоит крошечная деревушка, сохранившая свое древнее название — Аджамки. Может быть, когда-нибудь археологи найдут здесь руины древней крепости царя Самвараны — Аджамидхи.

Но в таком случае можно предположить, что до наших дней дощли названия и других поселений древних арьев. И это так.

Так на слиянии рек Упы и Плавы стоит город Крапивна. Но в одной из книг Махабхараты рассказывается о городе Упаплаве — столице народа матсьев, проживавшего в царстве Вираты. А слово "вирата" на санскрите и значит — "лубяное растение, крапива".

Самым великим из семи священных городов древних арьев был город Варанаси — центр учености и столица царства Каши, то есть "сияющего". Эпос утверждает, что Варанаси основан в глубочайшей древности, при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии Махабхараты Варанаси как столица существовал уже за 12 тысяч 300 лет до наших дней. Название его производят или от слова "варана", что значит "лесной слон" (мамонт), или от наименования рек Вараны и Аси, на которых и стоял этот город, или возможно, что оно происходит и от сочетания "вара-нас", что означает "круг (крепость) наш".

Но есть ли сегодня город с таким названием на реке Варане? Если посмотреть на берега реки Вороны, то мы там такого города не увидим. Однако вспомним, что вплоть до 18 века нынешняя река Воронеж называлась Великой Вороной, была судоходной и даже полноводнее верхнего Дона. На этой реке сегодня стоит крупнейший город юга России — Воронеж. О том когда он основан у нас нет никаких точных данных. Воронеж упоминается и под 1177 годом, и в 1237 году. Считается, что крепость Воронежа была востановлена в 1586 году. В 17-18 веках город был деревянным, однако еще в 1702 году в его черте имелись руины каких-то каменных строений, называвшимися местными жителями "казарскими". Сейчас на территории Воронежа насчитывается по меньшей мере четыре древнерусских городища. Есть и памятники предшевствующих эпох. Но мог ли Воронеж быть древним
Варанаси?

На этот вопрос следует ответить положительно. Во-первых, само название Воронеж более близко к древнеарийскому Варанаси (Варанаши), нежели современное индийское Бен-Арес (город Ареса), тем более что в 16 веке крепость называли Воронец.

Во-вторых древнеарийский эпос указывает в районе Варанаси ряд географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны (Великой Вороны) возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица. Не далеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья ("дурья"—гора) и горы Дева-сабха ("сабха"— сопка). Но и сейчас в Воронежской и Липецкой областях течет река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона зовутся Девогорье.

В одной из книг Махабхараты говорится о Варанаси как о городе в области Видеха. Но эпическая страна Видеха со столицей Митхилой располагалась в краю семи устьев Ганги (Волги) и тысячи лотосовых озер и как считали санскритские комментаторы никакого отношения к царству Каши не имела. (Кстати и сейчас в дельте Волги растет множество лотосов, а в 5-6 тысяч лет назад уровень Каспийского моря был ниже современного на 20 метров и делта Волги смыкалась с дельтами Терека и Урала в один огромный озерный край). Это кажущееся противоречие объясняется просто. У Воронежа в Дон впадает река Ведуга, по имени которой, судя по всему, и была названа область Видеха.

Рядом с городом Варанаси, как свидетельствует Махабхарата, был расположен город Хастин, ставший столицей арьев после битвы на Курукшетре (Курском поле) в 3102 году до нашей эры. И что же? Рядом с Воронежем расположено село Костенки (в 17 в — город), знаменитое своими археологическими памятниками, древнейшие из которых относятся к 30 тыс. до н. э. Культурные слои этого селения идут из глубокой древности до наших дней без перерыва, что свидетельствует о приемственности культуры и населения.

Так что, мы думаем, можно утверждать, что Воронеж и Варанаси, как Костенки и Хасти — одно и тоже.

На реке Воронеж находится и другой крупный город юга России — Липецк. Этого названия нет в Махабхарате. Зато есть город Матхура (Матура), также один из семи священных городов древних арьев. Он распологался на Курукшетре (Курском поле) к востоку от Ямуны (Оки). Но и сейчас в реку Воронеж у Липецка впадает река Матыра. Эпос говорит о том, что для захвата города Матуры Кришне необходимо было вначале овладеть пятью возвышенностями в его окрестностях. Но и сегодня, как и много тысяч лет тому назад, пять холмов к северу от Липецка продолжают господствовать над долиной.

Вполне возможно, что многочисленные сведения по этногенезу, сохраненные Махабхаратой, помогут археологам в индентификации тех археологических культур Восточной Европы, которые носят пока свои условные археологические названия. Так по Махабхарате в 6, 5 тыс до н. э. "все эти панчалы произошли от Духшанты и Парамештхина". Таким образом подтверждается возникновение племени или народа, названного археологами "иеневцами", непосредственно перед их вторжением на территорию Волго-Окского междуречья, т. к. Духшанта непосредственно предшевствовал Самваране.

Когда-то Гаврила Романович Державин писал:

"Река времён в своем стремленьи уносит все дела людей"

Мы же столкнулись с удивительным парадоксом, когда реальные реки словно остановили поток времени, вернув в наш мир и тех людей, что когда-то жили по берегам этих рек, и их дела. Вернули нам нашу Память.

А.ВИНОГРАДОВ, экономист, эколог, географ
С.ЖАРНИКОВА, кандидат исторических наук, искусствовед, этнолог.
[газета] Новый Петербургъ, № 18, 2001, стр. 4.

Арийская цивилизация оставила свой культурный след не только в Европе и в Азии, но и в Древней Индии. В самом начале ариями являлись разрозненные племена, которые перекочевали, а затем обосновали города-государства на всем евразийском континенте. Больше всего поселений, относящихся к эпохе арийской цивилизации, были обнаружены на территории современной России, в районе Южного Урала. Начиная со второго тысячелетия до нашей эры, через горы на северо-западе Индии и Пакистана степные племена, носившие арийскую культуру, проникли и стали проживать на территории современной Индии.

Вторжению ариев в Индию предшествовала тысячелетняя история переселения кочевых народов, говоривших преимущественно на языках, относящихся к индоевропейской группе. История не сохранила однозначных причин, вынудивших ариев покинуть свою историческую прародину. Таким же спорным вопросом остается и ее местоположение. Все предположения объединяют общие данные о том, что изначально арии жили на огромной территории, простирающейся от Балкан до Урала и Малой Азии. Самые значительные находки, касающиеся истории возникновения древней арийской расы, археологи обнаруживают в России, в районе Южного Урала.

Племена ариев вели преимущественно кочевой образ жизни, переселяясь от одних пастбищ к другим. С изобретением боевых колесниц, они стали организовывать регулярную армию и совершать набеги на соседние племена, покоряя их и ассимилируясь. Соответственно, менялись их жизненный уклад, религия и язык. Больше всего свидетельств их кочевания было обнаружено археологами в прикаспийской низменности и в приуральских степях. Известно, что одна из многочисленных групп ариев в третьем тысячелетии до нашей эры вторглась на территорию Афганистана, откуда и попала в Индию. Именно эту группу считают прародителями индийских ариев.

В долине реки Инд и его многочисленных притоков, куда проникли арии, процветала так называемая Хараппская цивилизация. На период от 2700 до 2100 годов до нашей эры она уже достигла своего расцвета и переживала упадок. Арии принесли в Индию мир иных религиозных представлений, других богов. Они совершали яджну - сложный ритуал принесения обильной жертвы богам: жареной говядины и алкогольного напитка (сомы).

Молитвы и гимны в честь арийских богов составили громадное собрание сакральных преданий, которые получили название «веды» - священное знание. В арийских языках славянской группы они имеют сходное значение - «ведать», «знать». Веды являются ядром священного канона, который создавался больше тысячелетия. С нем запечатлены многочисленные свидетельства об ариях тех времен и окружавшем их мире. До наших дней дошло четыре веды:

Самаведа (напевы и священные мелодии);

Ригведа (гимны);

Атхарваведа (магические заклинания);

Яджурведа (жертвенные формулы).

По-индийски они именуются самхитами, что в переводе означает «сборники».

Со временем арии освоили новые территории, переселились по всему Индостану, где насаждали свою религию. Часто они смешивали свои верования с уже существующими на местах культами деревьев, змей и камней. Смешавшись с протоиндийскими верованиями, религия ариев образовала прочнейший фундамент, на котором основывается современный индуизм. Несмотря на это, многое оказалось переосмысленным или забытым. Характер жертвоприношений хоть и претерпел изменения, но ритуал неукоснительно соблюдается даже в сегодняшние дни. Обряды и обычаи «проросли» сквозь тысячелетия и находят воплощение в современном индуизме.

У нас на сайте вы найдетё множество

Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к единой «арийской» или индоевропейской языковой семье. Однако историки до сих пор спорят, существовали ли «арии» на самом деле.

Арийская этимология

Арии – древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Этимология их самоназвания весьма загадочна. В XIX веке была выдвинута гипотеза о том, что этноним «арий» произошел от слов «кочевник» или «земледелец». Уже в XX веке ученые считали, что индоевропейское ar-i̯-o- означает «тот, кто гостеприимен к ari», а «ari» можно перевести с древнеиндийского как «друг» или, наоборот, «враг» (противоположное значение одного и того же слова или родственных слов свойственно для древних языков).

Объединяющим значением также может быть «соплеменник из чужого клана», так как он мог быть и другом, и врагом. Таким образом понятие «арий» обозначало человека, входящего в этническую совокупность различных племен ариев. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана, отвечающего за дружбу и гостеприимство.

Другой вектор этимологических изысканий приводит нас к иному значению слова «арий» - «свободнорожденный» и «знатный», которое пришло из семитских языков. Возможно, что рудименты этого слова сохранились в древнеирландском языке, в котором «aire» переводится как «знатный» или "свободны", а также в некоторых других.

Откуда пришли арии

Последние исследования показывают, что древние праарии изначально были единым народом, и только во втором тысячелетии до нашей эры разделились на две ветви – иранскую и индоарийскую. Само слово «иран» имеет связь со словом «арийский», и означает «земля ариев». При этом важно учитывать, что современный Иран является лишь небольшой областью на карте тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы: Иранское плато, Средняя Азия, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря и другие. Кроме того, общность индоарийской и иранской ветвей доказывает схожесть священных текстов – иранской Авесты и индийских Вед. На сегодняшний день существует несколько несколько версий о том, откуда пришли арии.

Если верить лингвистической гипотезе, арии мигрировали в Индию и осели там примерно в 1700-1300 гг. до нашей эры. Версия основывается на изучении древних языков и обычаев, отраженных в исторических источниках. Лингвистика показывает, что Индия не была родиной ариев – как правило, в регионе происхождения какой-либо языковой семьи присутствует множество различных языков и диалектов той же семьи, а в Индии наличествует только одна индоарийская ветвь языков. В Центральной и Восточной Европе, напротив, существуют сотни разновидностей индоевропейских языков. Логично предположить, что именно здесь зародилась индоевропейская семья языков и народов. К тому же, придя в Индию, арии столкнулись с коренным ее населением, разговаривающих на языках другой семьи, к примеру, на мунда (аустроазиатская семья) или дравидском – языках, из которых были взяты архаичные заимствования в санскрите.

Наиболее признанная на данный момент - курганная гипотеза. Согласно ей, прародиной индоевропейцев были волжские и причерноморские земли, на которых археологами зафиксирована ямная культура. Ее представители первыми построили боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.

Псевдонаучные спекуляции

Помимо академических версий есть и десятки фантастических: что арии, на самом деле, жители мифической Гипербореи, пришедшие из Заполярья; что они являются непосредственными предками немцев, русских или кого-то еще. Как правило, такие теории пользуются спросом среди националистически настроенных сообществ для выстраивания псевдоистории определенного народа Основная цель, "продлить" историю своей страны.

Культура ариев

Арии или индоиранцы оставили богатое культурное наследние. Кроме важнейшего письменного наследия, такого, как Веды и Авеста, более поздник Махабхарата и Рамаяна, арии оставили и памятники материальной культуры. Изначально полукочевой народ, они уделяли основное внимание разведению коров и коней. Основным оружием ариев были стрелы. Этому народы были знакомы системы орошения, ковка медных и золотых изделий.

Семья ариев была патриархальной, в каждой семье были помимо главы семьи другие члены, рабы и скот. Семьи объединялись в роды, общины и племена, иногда враждующие между собой. Та трехклассовая социальная система, что получила распространение в древнеиранских и индийских обществах, не была так же сильно развита у ариев, однако, основные ее черты присутствовали. Верхушку иерархии составляли жрецы, будущие брахманы, и аристократы-кшатрии, повелевающие простым народом. Арии были воинственным народом, добывающим земли в поисках новых угодий и пастбищ.

Происхождение

Происхождение рас до XIX века было исторической загадкой. Однако в начале века ученые открыли общность многих европейских языков с языками Индии и Ирана. Все эти языки назвали арийской языковой семьей – впоследствии она станет называться индоевропейской. Самоназвание народов древних Индии и Ирана – арии, было ошибочно понято как общее название всех индоевропейских племен, а археологи вскоре нашли так называемую ямную культуру, которая, благодаря строительству боевых колесниц, быстро расширила свое языковое, культурное и политическое влияние с небольшого участка в границах некоторых земель современной Польши, Украины и юга России до масштабов целой империи – от Португалии до Шри-Ланки.
Несмотря на то, что никакой отдельной расы арийцев не существовало, а смешение физиологических признаков с лингвистическими было лженаучным (к носителям индоевропейских языков относились весьма различные между собой народы Таджикистана, Персии, цыгане и даже ведды, которые являются австралоидами), ученые стали считать, что общность языков равна общности расовой. Известная ошибка немецкого исследователя Макса Мюллера, нечаянно сославшегося на несуществующую «арийскую расу», повлекла за собой распространение в научном мире мнения о существовании расы арийцев, а в дальнейшем и возникновение нацистских расовых теорий.