Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сергей Сергеевич Прокофьев – величайший детский композитор. Прокофьев С.С, композитор Произведения прокофьева для детей дошкольного возраста

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с творчеством С.С.Прокофьева. Уточнить знания о жанрах музыки: песня, марш, танец (вальс, хоровод), вызывать положительные эмоции, способствовать активному восприятию музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Под « МАРШ» С.Прокофьева дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом
возле музыкального руководителя.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Однажды в теплый, ясный апрельский день в небольшом украинском селе родился мальчик, которого назвали Сережей. Мама Сережи хорошо играла на рояле, и он с раннего детства слышал музыку, и очень рано начал сочинять ее сам. Ребята, вы поняли, о ком я говорю?

Дети отвечают на вопрос муз. рук-ля, и рассаживаются на ковер на пяточки.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Музыка С.С.Прокофьева известна не только у нас в стране, но и во всем мире. Он писал много музыки для взрослых-симфонии, оперы, музыку к кинофильмам, спектаклям, даже волшебные сказки-балеты («Золушка»). Но он не забывал про детей, и написал для них много музыки.
Мы сейчас послушаем пьесу из сборника «Детская музыка», а вы скажете что это: песня, танец или марш, и какой характер у этой музыки?

«ВАЛЬС» (аудиозапись)

Дети дают ответы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Да, музыка плавная, легкая, изящная. Давайте с вами потанцуем. Мальчики, приглашайте девочек на вальс! И пусть ваши движения будут такими же изящными, плавными, нежными.

Танцевальная импровизация под «ВАЛЬС» С.С.Прокофьева.
Дети рассаживаются на ковре.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте послушаем еще одно произведение из сборника «Детская музыка». Возможно, вы его уже где-то слышали.

«МАРШ» (исполняется на фортепиано).
Ответы детей.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Предлагаю вам поиграть в оркестр, а я буду вашим дирижером. Возьмите инструменты.

Дети берут детские музыкальные инструменты, встают полукругом возле муз.рук-ля.

«МАРШ» (игра на детских музыкальных инструментах).

Дети кладут инструменты и рассаживаются на ковре.

МУЗ.РУК-ЛЬ: А вот еще одна пьеса из сборника «Детская музыка», она называется «Ходит месяц над лугами». Какие настроения, чувства изображены в этой музыке, изображающие картину ночной природы?

«ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ» (исполняется на фортепиано)

МУЗ.РУК-ЛЬ: Да, музыка задумчивая, мечтательная, спокойная, сказочная, волшебная. Послушайте стихотворение русского поэта С.А.Есенина «Ночь». Какое настроение передано в нем?

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных полей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
все вокруг серебрит.

Дети отвечают на вопросы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте представим, что мы – звезды, и водим хоровод вокруг месяца. А месяцем будет Полина.

Девочка берет светящуюся палочку.

«ХОДИТ МЕСЯЦ…» (хоровод).
МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте нарисуем эту музыку.

Дети рассаживаются на ковре по всему залу, и рисуют красками под аудиозапись «ХОДИТ МЕСЯЦ…»

МУЗ.РУК-ЛЬ: Оставьте свои рисунки сохнуть, и давайте поговорим. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Дети дают ответы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Мне очень понравилось сегодня как мы с вами позанимались. На следующем занятии мы продолжим знакомиться с творчеством С.С.Прокофьева.
Возьмите свои рисунки, ими вы украсите свою группу.

Под аудиозапись «ХОДИТ МЕСЯЦ…» дети разбирают свои рисунки и выходят из музыкального зала.

Данные об авторе

Сергиенко Элла Ивановна

Место работы, должность:

МДОУ Детский сад №3 "Колокольчик", музыкальный руководитель

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):

Цель урока:

Формирование основ музыкальной культуры через классическую музыку.Развить творческие навыки у детей

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература:

1.Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М.,1973

2.Нестьев И.В. Прокофьев. М., 1957

3.Музыкальный энциклопедический словарь. М.,1990

Используемое оборудование:

Ноутбук, проектор, портреты и фотографии С.Прокофьева разных лет, детский альбом С.Прокофьева с пьесами.

Краткое описание:

В музыкальной гостиной дети знакомятся с детским альбомом С.Прокофьева. В альбом входят 12 пьес.

Музыкальная гостиная «Детская музыка С. С.Прокофьева»

Музыкальный руководитель: Сергиенко Э.И.

Цель : Формирование основ музыкальной культуры через классическую музыку.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи детского альбома

Музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубны) .

Музыкальный ряд:

Диск «Детская музыка» С. Прокофьева

1. Утро
2. Прогулка
3. Сказочка
4. Тарантелла
5. Раскаяние
6. Вальс
7. Шествие кузнечиков
8. Дождь и радуга
9. Пятнашки
10. Марш
11. Вечер
12. Ходит месяц над лугами

Рабочий материал: портрет С. С. Прокофьева, альбом «Детская музыка» с иллюстрациями.

Ход проведения:

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных русских композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда Прокофьеву было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу - «Индийский галоп», а в 9 лет уже написал оперу «Великан». А ещё Сергей Сергеевич Прокофьев написал 12 музыкальных пьес для детей и объединил их в один альбом. И назвал его… (ответ детей) Правильно, «Детская музыка». В двенадцати лёгких фортепианных пьесах - летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Сергей Сергеевич очень любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Поэтому начинается и заканчивается альбом пьесами, изображающими природу. Давайте, откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.

Ребёнок: Нас музыка в чащу лесную зовёт! -

Минута - и солнце над лесом взойдёт.

Согреется солнцем, проснутся зверюшки,

И бабочки будут кружить над опушкой.

Звучит пьеса «Утро»

Дети выполняют музыкально - ритмическую композицию «Пробуждение».

Появляется Солнце (девочка в костюме)

Солнце:

Чуть утро загорается, как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается, подарочек найду.

Для Алёнки - сказка,

Собачонке - ласка,

Шутка - клёну и дубку,

Прибаутка - ветерку.

Всем - улыбка и привет.

Ничего дороже нет!

Звучит пьеса «Прогулка»

Творческая импровизация «Прогулка»

(Музыкальный руководитель предлагает детям погулять на полянке. Дети прыгают, бегают, играют в мячик. Прилетают бабочки, дети любуются ими.)

Музыкальный руководитель:

Девочки, мальчики, где же ваши пальчики? (дети прячут за спину руки)

Пошли пальчики с утра (шевелят пальцами)

В гости к тёте Разыгра (хлопают в ладоши)

На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки.)

Да в окошечко глядели, (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (чередуют хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошки погладили немножко, (гладят ладошки, слегка массируя их)

Пальчики подняли - лучиками стали. (выпрямить и растопырить пальцы обоих рук)

Хорошо размяли свои пальчики! Теперь можно поиграть на музыкальных инструментах! Скажите, пожалуйста, что такое марш? (ответ детей)

Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение, шествие. Какой же чаще всего характер у марша? (ответ детей)

Правильно, бодрый, чёткий. Давайте, исполним на своих музыкальных инструментах «Марш» Сергея Прокофьева из альбома «Детская музыка» .

Шумовой оркестр

Ребята, в альбоме «Детская музыка» Сергея Прокофьева есть пьеса с названием «Тарантелла». Это весёлый, быстрый итальянский танец. Танцуют его с бубнами, чтобы танец был ещё задорней. А наши девочки умеют танцевать этот задорный танец. Давайте их попросим его исполнить.

Танец «Тарантелла»

Музыкальный руководитель: А теперь давайте поиграем! В пятнашки, ребята, давайте играть! «Пятнашку» считалкой начнём выбирать.

Звучит пьеса «Пятнашки»

(С началом музыки дети произносят считалку, затем убегают в разных направлениях, «пятнашка» их ловит) .

А теперь после весёлой игры немного отдохнём, посидим на коврике. Сергей Прокофьев был маленьким, то он как все дети любил слушать сказки. Эту любовь он пронёс через всю свою жизнь.

Звучит пьеса «Сказка»

В небе звёзд блестящих россыпь,

Мчится сказка к детям в гости.

У неё в руках кручёный

Тонкий прутик золочёный.

А над нею - месяц ямный.

Мчится, мчится к детям сказка.

Дети, когда вы слушали пьесу, которая называется «Сказка», какие сказки вы вспомнили? (Дети называют знакомые сказки) .

Сергей Прокофьев написал много сказочной музыки. Одна из них - это балет на сюжет сказки Ш. Перро «Золушка.

Дети смотрят иллюстрацию к балету «Золушка»

А вы помните, чем закончилась сказка? Принц отыскал свою Золушку. Заканчивается балет - Золушка и Принц танцуют красивый вальс в чудесном саду. Давайте закончим нашу встречу в музыкальной гостиной красивым вальсом под музыку Сергея Сергеевича Прокофьева!

Звучит «Вальс»

Парный танец

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго звучать для каждого из нас. А на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам небольшой портрет C. С. Прокофьева. Пусть музыка С. С. Прокофьева живёт в вашей памяти, смягчает наше сердце, будит фантазию.

А нам пора прощаться.

Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами»

Вот мы познакомились с творчеством С.С.Прокофьева и с его альбомом «Детская музыка», а теперь ребята давайте нарисуем музыку С.С.Прокофьева, то что вы увидели и услышали сегодня в нашей музыкальной гостиной.

Дети рисуют музыку (лучшие рисунки выставляются на конкурс).

Сергей Сергеевич Прокофьев – величайший детский композитор XX века

XX век – тяжелое время, когда происходили страшные войны и великие завоевания науки, когда мир погружался в апатию и вновь восставал из пепла.

Век, когда люди теряли и снова находили искусство, когда рождалась новая музыка, новая живопись, новая картина вселенной.

Многое из того, что было ценно раньше, терялось или утрачивало свое значение, уступая место чему-то новому, не всегда лучшему.

Век, когда классические мелодии начали звучать тише, менее ярко для людей взрослых, но в то же время раскрыли свой удивительный потенциал для юного поколения. Можно даже сказать, что в определенном смысле, начиная с XX века, классика утратила нечто важное для взрослых, но как-то особенно живо зазвучала для детей.

Тому порукой популярность мелодий Чайковского и Моцарта, неумолкающий ажиотаж, возникающий вокруг мультипликационных творений студии «Дисней», работы которой ценны именно той самой музыкой, звучащей для сказочных героев, и тех, кому раскрывают экраны их истории.

Есть и много иных примеров, а самый значительный – музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, композитора, чей напряженный и нелегкий труд сделал его одним из самых, если не самым, узнаваемых, цитируемых, исполняемых композиторов XX столетия.

Конечно, Прокофьев сделал очень и очень много для «взрослой» музыки своего времени, но то, что он сделал как детский композитор, невообразимо ценнее.

Прокофьев придавал особое значение фортепьяно

Сергей Сергеевич Прокофьев – фигура заметная среди музыкантов двадцатого столетия. Он был самым знаменитым композитором Советского Союза и в то же время стал одним из самых значительных музыкантов для всего мира.

Он создавал музыку, простую и сложную, в чем-то очень близкую ушедшему «золотому веку» классики, а в чем-то невообразимо далекую, даже диссонансную, он всегда искал новое, развивался, делал свое звучание ни на что не похожим.

За это Прокофьева любили, боготворили, им восхищались, на его концертах всегда собирались полные залы. И вместе с тем порой он был столь нов и своеволен, что его не понимали, да так, что однажды на одном из концертов половина зала встала и ушла, а в другой раз композитора чуть не объявили врагом советского народа.

Но все же он был, он творил, он поражал и радовал. Радовал взрослых и детей, создавал, как Моцарт, как Штраус и Бах, нечто новое, чего никто до него не мог придумать. Для советской музыки Прокофьев стал тем же, чем стал для музыки русской всего веком ранее.

«Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему», – так, перекликаясь своими словами с Глинкой, Прокофьев видел свою роль.

Как детский композитор, Прокофьев был не только изобретателен, мелодичен, поэтичен, ярок, говорят, что он умел, сохраняя в собственном сердце частичку детства, создать музыку, понятную и приятную детскому сердцу, а также тем, кто еще помнил, как это быть ребенком.

О трех апельсиновых принцессах

На протяжении всей своей жизни Прокофьев работал над формой, стилем, манерой исполнения, над ритмом и мелодией, своей знаменитой полифонической узорчатостью и диссонирующей гармонией.

Все это время он создавал и детскую музыку, и взрослую. Одним из первых детских произведений Прокофьева стала опера в десяти картинах «Любовь к трем апельсинам». Написанное по мотивам одноименной сказки Карло Гоцци, это произведение было легким и веселым, будто навеянным традиционным звучанием озорного итальянского театра.

Произведение повествовало о принцах и королях, добрых магах и злых ведьмах, о заколдованных проклятьях и о том, как важно не впадать в уныние.

«Любовь к трем апельсинам» было отражением юного таланта Прокофьева, стремившегося совместить свой нарождающийся стиль и свежие еще воспоминания о беззаботном детстве.

Новая мелодия для старой сказки

Не менее значительным, но более зрелым и, пожалуй, более ярким, намного более известным произведением Прокофьева стала «Золушка».

Этот балет, динамичный, отмеченный элементами красивой музыки романтизма, которую освоил и дополнил к тому времени автор, был словно глоток свежего воздуха, когда над миром сгущались тучи.

«Золушка» вышла в 1945 году, когда в мире затихал пожар великой войны, она будто призывала возродиться, отринуть из сердца тьму и улыбнуться новой жизни. Ее гармоническое и нежное звучание, воодушевляющий мотив светлой сказки Шарля Перро и отличная постановка дали старой истории новое, жизнеутверждающее начало.

«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в ее угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»

Так писал Борис Пастернак Галине Улановой о ее роли в балете «Золушка», тем самым делая комплимент не только исполнительнице роли, но и ее создателю.

Уральские сказы

Прокофьев был не только композитором, но и отличным пианистом

Последняя детская работа Сергея Сергеевича вышла уже после его смерти, говорят, что даже в сам роковой день он работал над оркестровкой номеров «Каменного цветка».

Звучные и ни на что не похожие, но почему-то очень близкие многим, вызывающие чувство соприкосновения с чем-то загадочным и прекрасным, мелодии этого произведения дали музыкальную жизнь не менее необычным и ни на что не похожим уральским сказам П.П. Бажова.

Музыка Прокофьева, которой он не услышал на сцене, и сказочные, заповедные мотивы «Малахитовой шкатулки», «Горного мастера», «Каменного цветка» стали основой действительно уникального балета, раскрывающего не только удивительные грани музыкального искусства, но также мир сокрытых легенд Уральских Гор, ставший доступным и близким юным слушателям, и слушателям, сохранившим юность духа.

Сам Прокофьев говорил, что его детская музыка содержит немало важного и светлого для него самого.

Запахи и звуки детских лет, блуждание месяца по равнинам и крик петуха, что-то близкое и родное времен зари жизни – вот что вкладывал Прокофьев в свою детскую музыку, потому она получалась понятной ему и людям зрелым, но, как и он, сохранившим в сердце частичку детства. Потому она становилась близка детям, чей мир Прокофьев всегда стремился понимать и чувствовать.

О пионерах и серых хищниках

Отдельное значение среди произведений Прокофьева имеет произведение «Петя и волк». Это произведение, где каждый персонаж исполняется отдельным музыкальным инструментом, специально написанное маэстро для детей, впитало в себя все лучшее, что Сергей Сергеевич стремился увековечить в музыке для своего самого чуткого зрителя.

Простая и поучительная история о дружбе, взаимопомощи, познании мира, о том, как устроено все вокруг и как должен вести себя достойный человек, предстает посредством изящной и очень живой музыки Прокофьева, дополняемой голосом чтеца, эффектно взаимодействующего с различными музыкальными инструментами в этой симфонической сказке.

Премьера произведения состоялась в 1936 году, можно сказать, создав сказку для детей о юном пионере, Прокофьев продемонстрировал, что вернулся на родину навсегда.

Важную роль чтеца в первой версии «Пети и волка» исполнила Наталия Сац, которая не только обладала прекрасным исполнительским талантом, но и была первой в мире женщиной оперным режиссером.

В дальнейшем произведение Прокофьева, снискавшее мировую славу, ставшее близким и понятным детям всей Земли, неоднократно переиздавалось, получало воплощение на сцене, на экранах, на радио.

«Петя и волк» воплотился в качестве мультфильма студии «Дисней», благодаря чему немного измененный советский пионер стал в один ряд со всемирно известными сказочными героями, которым студия дала лучшее анимационное рождение.

Выходили джазовые, блюзовые, роковые вариации симфонической сказки, в 1978 году в роли чтеца «Пети и волка» выступил рок-идол Девид Боуи, а короткометражный мультфильм по сказке Прокофьева завоевал золотого рыцаря «Оскара» совсем недавно – в 2007 году.

Отдельное значение имеет педагогическая ценность «Пети и волка» – симфоническая сказка используется, как и многие произведения Прокофьева, для обучения юных музыкантов в специализированных школах, но, кроме того, история о приключениях смелого и доброго пионера почти с самого своего появления стала элементом общеобразовательной школьной программы по музыке.

Сказка Прокофьева вот уже много лет помогает раскрывать детям таинство музыки, правильный вкус к симфонической классике, представление о морали, об общечеловеческих ценностях.

В простой и доступной форме Прокофьев сумел воплотить важные и нужные вещи, на иные способы демонстрации которых порой тратятся огромные усилия и пишутся толстые книжные тома.

Самая детская музыка

Последние годы жизни Прокофьев провел за городом, но продолжал работать не смотря на строгий медицинский режим

Помимо «Золушки» и «Каменного цветка», есть еще немало произведений Прокофьева, написанных для детей. Фортепьянная пьеса, мягкая и ностальгическая «Сказки старой бабушки».

Озорной и динамичный, схожий по своей лихости с «Любовью к трем апельсинам» балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Серьезная и мудрая «реалистическая» сюита «Зимний костер» на стихи С. Маршака о жизни пионеров.

Искрометная песенка-скороговорка «Болтунья», вдохновленная стихами Агнии Барто. Прокофьев творил для детей, будто для себя, – с огромным удовольствием.

Но есть среди произведений детского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева одно, которое имеет, пожалуй, ценность большую, чем «Каменный цветок» или «Золушка». Фортепьянный цикл «Детская музыка» – 12 пьес, повествующих в неподражаемой светлой и нежной манере автора о буднях детских дней и тех особенных моментах, которые так резко, ярко и неожиданно способны эти будни превратить в сказку, приключение или просто воспоминание на всю жизнь.

Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей управляться с клавишами. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать музыку, собственноручно извлеченную из-за черной крышки пианино.

Он сделал «Детскую музыку» полностью отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста, изучающего секреты звучания. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш таким образом, чтобы юный виртуоз мог учиться и, учась, улыбаться своим отличным результатам.

«Детская музыка» – прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стала подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать способности.

Материал содержит статью о жизненном и творческом пути С.С. Прокофьева с кратким описанием музыки для детей и исследованием и анализом сборника "Детская музыка". К статье прилагается презентация, которая может служить иллюстрацией к статье и быть использована в открытом уроке по музыке или публичном докладе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Мир детства в музыке С.С. Прокофьева»

Почетный работник

Общего образования РФ,

Педагог дополнительного

Образования,

учитель фортепиано

Ю.Ю. Ставицкая

Санкт-Петербург

2017 год

(1 слайд)

(2 слайд)

1. Введение.

2. Характеристика жизненного и творческого пути С. С. Прокофьева.

3. Музыка для детей.

4. Список литературы.

Тезисы статьи:

1. О детях и для детей писали многие композиторы. В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С.С. Прокофьев.

2. С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка, на Украине. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству, брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра , а с 1904 года учился в Петербургской консерватории . Окончил консерваторию: как композитор - в 1909 году , как пианист - в 1914 году . С 1918 по 1936 год жил и работал за границей, а в 1936 году вернулся в СССР. Скончался в Москве 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина. С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» средств выразительности.

3. Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес, среди которых «Детская музыка» и «Сказки старой бабушки». Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

2. ВВЕДЕНИЕ

Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит отражение в творчестве многих великих композиторов. О детях и для детей писали И.С. Бах, Й. Гайдн, Л. Моцарт, Р. Шуман, П. Чайковский, М. Мусоргский. Создавая детские репертуарные сборники и отдельные пьесы, они ставили различные задачи. И.С. Бах и Л. Моцарт в своих произведениях стремились обучить детей премудростям исполнительства на различных инструментах; Й. Гайдн хотел развлечь и доставить удовольствие; в альбомах для детей у Р. Шумана и П. Чайковского – попытка взглянуть на мир глазами ребёнка, а у М. Мусоргского – понять детскую душу и защитить от несправедливости. В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С.С. Прокофьев.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка , Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины ) в семье учёного агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846-1910). Воспитание сына взяла на себя мать, (3 слайд) Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855-1924), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых , где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. (4 слайд) Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». (5 слайд) В возрасте девяти-десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902-1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра . С 1904 года учился в Петербургской консерватории : у Н. А. Римского-Корсакова - по инструментовке, у А. К. Лядова - по композиции, у Я. Витола - по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой - по фортепиано, у Н. Н. Черепнина - по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским . Окончил консерваторию: как композитор - в 1909 году , как пианист - в 1914 году . Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна - рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.

События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. (6 слайд) С 1918 по 1936 гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. (7 слайд) За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер). В 1936 году вернулся в СССР и вместе с семьёй окончательно обосновался в Москве. (8 слайд) В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39 г. г.

В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм , и с 1949 года почти не выезжал с дачи, но продолжал писать музыку. (9 слайд) Скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года . Так как он умер в день смерти Сталина , его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. (10 слайд)

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего С. Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм.

С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. (11 слайд) Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

(12 слайд) Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат ; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных , 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения . Особую страницу его творчества составляют произведения, связанные с миром детей.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Об этой грани творчества С.С.Прокофьева замечательно сказал Дмитрий Кабалевский: «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие …, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев». По словам музыковеда Владимира Блока, великий композитор обладал талантом особого рода, чтобы «подобрать волшебные ключи к детским сердцам, найти образы, созвучные ребячьему мироощущению и, в свою очередь, обогатить детское восприятие».

(13 слайд) Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес. Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

Его детская музыка - дар большого художника детям. Он часто обращался к сказочным сюжетам. Еще в юные годы сочинил музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», пронизанная острым юмором.

Всем известна симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк», написанная в 1936 году на собственный текст композитора. Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных. Это произведение - своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь. Петя - не сказочный герой, а обыкновенный мальчик. И дедушка его - самый обычный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но сочетающийся с миром живых людей.
«Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни ребят для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи С. Маршака, и на его же стихи написана большая оратория «На страже мира», где дети являются центральным «действующим лицом» сочинения. В «копилке» произведений для детей композитора - полная юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья» и альбом пьес для молодых пианистов, названный Прокофьевым - «Детская музыка». (14 слайд)

С.С. Прокофьев подошёл к его написанию как композитор XX века – композитор-новатор. Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под названием «Детская музыка».

Композитор очень точно почувствовал образы и интонации, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений.

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

(15 слайд) Интересно, что все двенадцать пьес имеют чётко выраженную трёхчастность строения. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.

Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла – многие его части словно перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом чем-то близка «Утру», «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводит маленького слушателя в волшебный мир сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное, двойное обрамление. Известно, что композиционный приём обрамления существует не только в музыке, но и в литературе (обрамление рассказа повествованием «от автора»), в былинном фольклоре (зачин и завершение былины сказителем), в драматургии (пролог и эпилог пьесы).

Пьесы сюиты Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня ребёнка – с утра и до вечера.

(16 слайд) Уже в первой пьесе - «Утро» между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, видны все эти качества сборника. Солнце еще не взошло, но его первые лучи освещают природу. А в глубоких басах словно слышны остатки уходящей ночи, туда еще не дошли первые предвестники наступающего дня. Но вот исчезли последние тени.

(17 слайд) Следующая пьеса «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело,

и как будто слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.

(18 слайд) Затем следует «Сказочка» , тихая, нежная, очень русская по мелодичности и характеру - одна из лучших пьес сборника.

(19 слайд) А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами и неожиданными сменами тональностей.
(20 слайд) «Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Хорошо передает чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
(21 слайд) Дальше «Вальс» , заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов.

(22 слайд) А за «Вальсом» - очень забавное «Шествие кузнечиков» , прытких проказников на длинных изогнутых ножках.

(23 слайд) Следующая пьеса - «Дождь и радуга» . Сначала музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя выйти на улицу из-за дождя! А затем мелодия вдруг освещает этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
(24 слайд) Затем - шаловливые «Пятнашки» , (25 слайд) веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день.

(26 слайд) Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку «Утра» , но очень перекликается с ней. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.

(27 слайд) А в заключении - «Ходит месяц над лугами» , миниатюрные вариации на мелодию, звучащую как русская народная песня. Это картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...

Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей игре на рояле. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте. Он сделал «Детскую музыку» полностью отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста, изучающего секреты звучания. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш таким образом, чтобы юный виртуоз мог учиться и, учась, улыбаться своим отличным результатам.

(28 слайд) «Детская музыка» – прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стала подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать его способности.

(29 слайд) Музыка Прокофьева - крупнейшего композитора 20 в. - воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Завоевав огромную популярность во всём мире, музыка Прокофьева оказала значительное влияние на творчество многих русских и зарубежных композиторов.

(30 слайд)

Список литературы


-Арановский М.Г. Мир открывающий заново. Рассказы о музыке и

Музыкантах. – М., Советский композитор, 1973

Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. – М., 1962.

Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М., Музыка, 1969.

Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. - М., Советский композитор, 1973.

- Трембовельский Е. Перерастание традиционных черт в современные в

«Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов

Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д, РГМПИ, 1992.

Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., Музыка, 1990.

Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для школьников. − М., Музыка,

1990.

Предварительный просмотр:

С.С. Прокофьев с сыновьями

Москва, Камергерский переулок, д.6 Здесь С.С. Прокофьев жил с 1946 по 1953 год

Могила С.С. Прокофьева на Новодевичьем кладбище

Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения. Особую страницу его творчества составляют произведения, связанные с миром детей.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Любовь к трем апельсинам» «Зимний костёр», «Золушка», «Гадкий утенок», «Сказ о каменном цветке». «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего », «Сказки старой бабушки» «Петя и волк», «Болтунья» «Детская музыка».

«Детская музыка» Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Сказочка

Тарантелла

Раскаяние

Шествие кузнечиков

Дождь и радуга

Пятнашки

Ходит месяц над лугами

Юбилейная монета СССР, посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991 , 1 рубль Почтовая марка СССР, посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991 , 15 копеек (ЦФА 6314, Скотт 5993)

Список литературы - Арановский М.Г. Мир открывающий заново. Рассказы о музыке и музыкантах. – М., Советский композитор, 1973 - Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. – М., 1962. -Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М., Музыка, 1969. - Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. - М., Советский композитор, 1973. - Трембовельский Е. Перерастание традиционных черт в современные в «Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт- Прокофьев: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д, РГМПИ, 1992. - Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., Музыка, 1990. - Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для школьников. − М., Музыка, 1990.


Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

  1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
  3. Определять героев сказки по характеру музыки.
  4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
  5. Поощрять проявление творческой активности детей.
  6. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  7. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

  1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
  2. Метод контрастного сопоставления.
  3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
  4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.



3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», презентация.ppt).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

  1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
  3. Определять героев сказки по характеру музыки.
  4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
  5. Поощрять проявление творческой активности детей.
  6. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  7. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

  1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
  2. Метод контрастного сопоставления.
  3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
  4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на занятии:

1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», презентация.ppt).

Ход занятия.

Муз. руководитель. Ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.

Муз. руководитель. Кто догадался, куда мы отправляемся? Правильно в сказку. Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.

Ходьба на носочках.

Муз. руководитель. Раз, два, три Василису Прекрасную изобрази (движения: лёгкими маленькими шагами на полупальцах, корпус максимально вытянут, подбородок приподнят, глаза опущены, руки на поясе ).

Раз, два, три, как летит Жар-птица, покажи (лёгкий бег на полупальцах. Руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх, делают плавные взмахи и «перекруты» кистями над головой ).

Гуси лебеди летят, в сказку нас нести хотят (лёгкий бег на полупальцах, руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вытянута вперёд ).

Раз, два, три, великанши слышатся шаги (ходьба на носочках большими шагами с большим размахом рук в неторопливом темпе ).

Посмотрите, там маленькие домики, а живут там добренькие гномики (корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, мелкий шаг).

Муз. руководитель. Ребята, посмотрите, в маленьком домике кто-то горько плачет. (Дети подходят к домику и видят гнома и две картинки с изображением двух мальчиков в народном и строгом костюмах ).

Муз. руководитель. Гномик, расскажи нам, что с тобой произошло.

Гномик (озвучивает муз. рук.) Как же мне не плакать, пришли ко мне гости, Тим (картинка мальчика в народном костюме ) и Антон (картинка мальчика в строгом костюме) , принесли с собой инструменты. Хотели мы вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Помогите, пожалуйста, Тиму и Антону собрать свои инструменты.

Какие инструменты мы будем собирать для Тима? (народные )

Какие для Антона? (симфонические )

Гномик . Спасибо вам, ребята, а за это вас мои друзья отблагодарят. Тим принёс настоящие инструменты и предлагает вам сыграть на этих инструментах самим. (Ложки, бубны, погремушки, трещотки и т.д.)

Исполнение оркестром вариаций на тему русских народных песен .

Муз. руководитель. Молодцы! А Антон нам в благодарность приготовил самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в симфоническую сказку. (Звучит фоновая музыка)

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.

Муз. руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С.Прокофьев. (Слайд 1) Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Слайд 2). (Ответы детей)

Муз. руководитель. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.(Слайд 3). Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр».

Муз. руководитель. Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. (Слайд 4-8).

Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. (Слайд 9).У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.

Сказка (слушание).

Муз. руководитель. Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. (Слайд 10). Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. (Слайд 11). Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (Слайд 12). Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка. (Слайд 14). Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 15). Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники. (Слайд 16). Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием. (Слайд 17) В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,- каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет - крадется кошка; заворчал фагот - дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны - появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк - волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

Муз. руководитель. Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.

Муз.руководитель. Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

Муз.руководитель. Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Муз.руководитель. А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Муз.руководитель. Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.

Дети исполняют песню «Волшебный ключ». Зинаида Роот.

Занятие окончено.

Список литературы.

1.Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы.- М.:ВАКО,2006.-240с.

2.Виноградова Л.Н., Коренева Т.Ф., Татаржицкая О.Т. и др.; Сост. Бекина С.И. Праздники в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1990.- 207с.

3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч.2.- 400с.

4. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей.- М.: Айрис-пресс, 2003.-96с.