Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сердце отдаю донбассу. Что значит для донбасса русский мир. Из наших окон был виден космос…

16.11.2015 18:55

Существует ли «русский мир» как единая система ценностей - наподобие мира евреев или армян? Относится ли к русскому миру воюющий Донбасс? С чем сталкиваются беженцы с Донбасса в приютившей их России? Об этом размышляет севастополец Александр Рогов, чьи зарисовки под общим названием «Сага о Новороссии» мы продолжаем публиковать в «Примечаниях».


Лагерь беженцев

Беженцы с Донбасса жили от меня неподалеку. На одном из пустырей Радиогорки был разбит палаточный лагерь. Высокий бетонный забор. Прожектора. Колючка. Охрана. Внутри — армейские палатки. В палатках — печки-буржуйки и железные кровати в ряд. Умывальники тоже в ряд, но на улице.

Не подумайте, что в таких условиях жили все беженцы из Донбасса. Сюда, в лагерь, попали самые обездоленные, низший социальный слой, поселковая беднота. Те, кто хоть немного с деньгами, сняли квартиры.

Мой друг-бизнесмен, решивший оказать беженцам какую-то помощь, подошел к проходной и спросил, что им привезти — может, какие продукты или товары первой необходимости, ну, там бритвы, мочалки. Ответ был таков: «Не надо мочалок. Заберите нас отсюда хоть куда-нибудь». Люди умоляли взять их на дачи, причем на самых плохих условиях — без воды, света, газа. Лишь бы не в лагере.

То общее впечатление, которое давало о беженцах российское телевидение, соответствовало действительности лишь отчасти.

В лагерях беженцев показывали счастливые лица чудесного спасения вперемежку с восторгом благодарности и слезами радости на глазах. Я не отрицаю, что такая эмоция у некоторых людей была. Но если оценивать эмоцию общей массы беженцев нашего лагеря на Северной, то она была совершенно иная. Среднестатистический лагерный беженец из Донбасса был вял, разочарован, подавлен и интровертивен. И ему все очень сильно не нравилось.

Я, кстати, так и не понял, зачем эти вышки с колючкой для беженцев? Севастополь на 98% за Россию. Бандеровцев у нас и в помине не было. Единственное объяснение, которое я для себя нашел, было такое: лагерь должен быть максимально некомфортным для проживания, чтобы люди в нем не задерживались и побыстрее переезжали подальше на Восток. Лишите человека денег, друзей, дома, перспектив к жизни — и вы получите Стеньку Разина. А зачем Российской Федерации Стенька Разин? Да еще и в проблемном Крыму?

Ольга из Стаханова

В Севастополе я неоднократно встречал людей, воевавших на Донбассе со стороны ополчения. От разговоров о войне они уходили, и у меня в целом не было ясной картины происходящего. Пока я не приехал в Москву. Как это ни странно звучит, но встреча с воюющей Новороссией у меня произошла именно в Москве. Именно там мои знакомые свели меня с женщиной из Стаханова, учительницей лет пятидесяти по имени Ольга, бежавшей от войны к племяннику в столицу.

У племянника она по какой-то причине не прижилась, хотя очень его любила и считала своим сыном. Причину ухода от племянника сама объясняла так:

«Там новая семья. Его мама второй раз замуж вышла. Не хочу им мешать», — говорила и опускала глаза, стыдясь этой ситуации.

А ситуация действительно постыдная. Жить не у родственников, скитаться как изгой по чужим людям… У нас, на юге, это позор. В Москве — норма.

Уйдя от племянника, она несколько месяцев жила на квартире, которую для нее снимал какой-то бизнесмен, целенаправленно помогавший беженцам. Потом он ей отказал без объяснения причин, и Ольга оказалась на улице. Стояла и плакала возле магазина с игрушками. Там мои знакомые ее и подобрали.

Вообще, люди с Донбасса кажутся россиянам какими-то странными. Мне очень многие так и говорили: «Странные они какие-то». Спрашиваю, а в чем их странность? Отвечают: «Ну вот, например, та же Ольга. Постелили ей в маленькой комнате, говорит: «Постель жесткая, мне неудобно». Спрашиваю у своих знакомых, а в чем, собственно, странность? Ну, жестко человеку. Женщина немолодая, может, болит что. «Она должна довольствоваться тем, что ей предлагают». А почему, собственно? «Потому что она и так все бесплатно получает».

Меня эти слова резанули. Отношение как к бездомной собаке или как к человеку второго сорта — хотя приютившие ее люди добросердечны и не жадны; они сами когда-то бежали из своей республики от войны.

Я всегда захожу в тупик, когда слышу подобные ответы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что если ты человека принимаешь из милости, то ты должен принять его как равного, не ущемляя ни в чем. В противном случае, ты над ним глумишься, даже если ты ему при этом помогаешь.

С такой позицией «северян», и особенно москвичей, я сталкивался многократно. Помню, как одна столичная дамочка возмущалась поведением бездомной собаки: «Представляете? И она ведь не все ест, что ей дают! Я ей кусок хлеба кинула, а она не берет!». Так и подмывало спросить: «Ну, а сами-то вы все едите?»

Мне было очень интересно поговорить с этой женщиной из Стаханова, и я остался у знакомых на чай. Мои друзья-москвичи предупредительно оставили нас на кухне вдвоем.

Ольга сначала ощущала себя напряженно, но потом, почувствовав, что я интересуюсь «для себя», разговорилась.

Не обидно ли вам, спрашиваю, что все так получилось? События в Крыму и заявления Москвы подстегнули Донбасс, а потом, когда Донбасс восстал и попросился в Россию, ему отказали.

Ольга долго не отвечает, смотрит в сторону:

«Для нас это запретная тема. Стараемся об этом не говорить. Думали, как у вас будет. А теперь выхода не видно».

У Ольги на Донбассе воюет младший брат. На войну он попал так: брата бросила жена, забрала с собой их единственного сына-подростка и уехала в Москву искать лучшей доли. Брат потерял смысл жизни, стал пить, не работал — и тут случилась война. Записался в добровольцы. И поскольку терять в жизни было нечего, стал рваться на передовую. Его отметили. Сначала старшим по группе поставили, потом полевым командиром. Он воспрял духом, с девушкой познакомился. Теперь ждет, когда война закончится, чтобы по-нормальному в ЗАГСе расписаться.

Донбасс и русский мир

Вопрос, собственно, вот в чем: а русский мир есть? Как единый мир-система он существует?

«Единый» я понимаю так: справедливый для всех в каких-то базовых принципах бытия, которые связывают всех узами большой семьи — как это происходит у тех же евреев или армян. Справедливый не в смысле уравниловки, а в смысле общей судьбы. В такой семье старший брат может быть удачливым бизнесменом и иметь шикарный джип, а младший — нищим дурачком и ездить на старом велосипеде. Но единый мир-семья предполагает, что если этого младшего кто-то обидит, то этот «кто-то» будет непременно найден и наказан. По-другому в семьях и не бывает. А иначе это и не семья.

Или в мире все устроено по-другому? И какой-то части русских уготовано чудесное будущее, а какой-то — проклятое настоящее?

Как ощущают себя те люди, которым выпал билет в счастливые миры? О чем они думают? Их совесть не мучает за то, что в их градах нет войны, разрухи и голода? Или они настолько морально затвердели, что им эти вопросы безразличны? Там, под бомбами, другие такие же люди, с такой же широкой душой, общинной психологией, чувством локтя, а главное, с неугасающим ощущением социальной справедливости, остались погибать в изгойском настоящем. Дети, старики, женщины…

Я понимаю, что мой вопрос нелогичен, пафосен и крайне эмоционален, но я, тем не менее, его задам.

Скажите, россияне центральной полосы, Сибири, Дальнего Востока, да и вы, россияне Крыма и Севастополя: люди, погибающие на Донбассе под бомбами — ваши или не ваши?

Только не молчите. Скажите правду. Скажите, что это не ваши люди. Тогда эти люди перестанут вас ждать. Они перестанут на вас надеяться. Они будут надеяться только на себя. И им станет легче.

Из разговора с Ольгой я понял две очень важные вещи.

Вещь первая. Любовь между Донбассом и Россией ассиметрична: Россия Донбассу нужна, а Донбасс России нет.

И вещь вторая: нет никакого единого русского мира в том смысле, в котором существует мир курдов, армян или евреев. А если он и есть, то совсем с иными реалиями.

Трагедия этой асимметрии состоит вот в чем. Русский Донбасс думает, что мы (Россия) и есть их семья. Он считает, что мы самые близкие и самые родные. Просто мы их по каким-то причинам предали. Ведь близкий человек тоже может предать по слабости или глупости. Предать может не просто близкий, а даже самый-самый близкий. И кроме этого близкого никого больше нет в этом мире. И вы продолжаете его любить, неся эту боль в себе. Глубоко ее запрятав. Стараясь никому ее не открывать. И стараясь о ней не думать.

Мне постоянно вспоминается один случай, свидетелем которого я стал в Ленинграде, в начале семидесятых, в глубоком детстве.

Ленинград город особенный, и одна из его особенностей — это пьющие женщины. Пьющая ленинградка — вещь страшная. Она может иметь благородный вид, знать несколько языков, быть хорошо одетой, и носить дворянскую фамилию. И при этом бухать вместе с «синяками» в самых отвратительных пивных и лежать пьяной в самых грязных подворотнях.

Я жил с родителями на проспекте Тухачевского (это за Охтой, в сторону аэропорта). Мне было тогда лет шесть. Выбегаю на улицу. С другой стороны дома — винный отдел. Метрах в тридцати лежит на боку мертвецки пьяная женщина с очень красивой прической, а из-под нее вытекает лужица мочи. Рядом стоит мальчик и тянет ее за руку:

«Мама, вставай. Домой надо, — говорит он тихо».

Но мама не шелохнется. Мальчик снова и снова тянет женщину за руку.

«Мама, пойдем. Прошу тебя. Пожалуйста».

Ватная рука беспомощно падает. Струйка мочи останавливается. Мальчик беспомощно садиться возле мамы и задумчиво смотрит в небо.

Знаете, что меня в этой истории мучило все эти годы?

Меня мучил вопрос: почему тот мальчик не бросил опозорившую его маму?

Прошло уже более сорока лет. И только теперь я начинаю понимать, почему тот мальчик не пнул маму ногой, не плюнул в нее, не обложил матом и не ушел играть с ребятами.

Он не мог от мамы внутренне отречься.

Чтобы бросить человека в таком состоянии, надо внутренне от него отречься. А этот паренек не смог.

Я не знаю, чем закончилась эта история. Возможно, маму лишили родительских прав, а сына отдали в приют. Может, кто-то помог ей подняться. А может, она очнулась сама.

Через пару лет я сам попал в схожую историю и смог в полной мере ощутить безвыходность подобной ситуации.

Я играл возле дома с ребятами и увидел своего отца, который шел домой и постоянно спотыкался и падал, потому что был в дребедень пьян. Он был весь в грязи, а рот и щеки были в крови. Ребята мне сказали:

Вон твой отец идет.

Я зачем-то ответил:

Он не пьяный. Ему с сердцем плохо.

Из игры я вышел, отошел в сторону и больше в этот вечер ни с кем не играл. А потом пошел на каток и зачем-то стал лизать лед. А когда меня спросили взрослые, зачем я лижу лед, я ответил, что шайбу ищу. Я просто не хотел ни с кем общаться. Я мучительно переживал случившееся.

Я надеюсь, что вы, москвичи, и жители других благополучных регионов, теперь наглядно представляете, что переживает современный Донбасс в отношении России — которая Донбассу одновременно и мать, и сестра, и родина. Он переживает глубочайшую внутреннюю трагедию, которую вам со стороны не понять, как не понять мальчику из хорошей семьи, зачем нужна такая мама, которая предаст, забудет, напьется, упадет и опозорит вас на весь мир.

Исторический подход в региональных исследованиях позволяет проследить ход пространственно-временного формирования данной территории с присущими ей производственными, демографическими, этническими, религиозными и др. процессами, изучить тенденции и закономерности развития. Исторически Донбасс был регионом Российской империи, а затем Советского Союза и располагался на территориях Донецкой, Ворошиловградской (Луганской), Днепропетровской и Ростовской областей.

Появление региона в конце 19-го века связано с промышленной разработкой Донецкого каменноугольного бассейна, что позволило Донбассу экономически развиться в крупный центр угольной промышленности, чёрной и цветной металлургии.

Этнически, религиозно, лингвистически и культурно Донбасс был и является частью Русского мира – международного сообщества, объединённого причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. В начале 1920-х годов решением В.И. Ленина большая часть промышленно развитого Донбасса была передана аграрной Украине. Этим решением была заложена «мина замедленного действия», которая «взорвалась» в 2014 году.

Традиционно Российская Федерация была основным партнёром Донецкой области во внешней торговле, как товарами, так и услугами. Наиболее точная информация имеется за период по 2012 год включительно.

В 2012 г. в Россию было направлено 22,4% экспорта товаров и услуг региона (в 2011 г. – 22,2%). Общий объём товаров и услуг из Российской Феде-рации составлял 46,2% областного импорта (в 2011г. – 42,7%). Общий объём экспорта товаров и услуг в Российскую Федерацию составил 3314,8 млн. долл. Импорт из России увеличился по сравнению с 2011 г. на 15,6% и составил 2712,7 млн. долл. Т.о. сальдо внешней торговли в 2012 г. было положительным и составило 602,1 млн. долл.

Основу внешнеторговых связей с Российской Федерацией составляла торговля товарами на общую сумму 3089 млн. долл. (21,9% областного экспорта). Импорт российских товаров в 2012 г. составил 2554,2 млн. долл. (48,6% областного импорта).

В 2012 г. экспортировались, в основном, недрагоценные металлы и изделия, что составило 39,4% от общего объёма экспорта в Россию (в т.ч. чёрные металлы – 27,8%, изделия из черных металлов – 9,2%). Другие товарные группы экспорта представляли: транспортные средства – 24,8%, машины, оборудование и механизмы – 10,9%, готовые пищевые продукты – 8,6% (в т.ч. какао и продукты из него – 5,9%), минеральные продукты – 7,6% (в т.ч. соль, сера, земля и камни – 4,3%, топлива минеральные, нефть и продукты её пере-гонки – 3,3%).

Основными статьями импорта в 2012 г. были минеральные продукты, что составило 73,7% от российского импорта (в т.ч. топлива минеральные, нефть и продукты её перегонки – 71,8%). Другими статьями импорта были недрагоценные металлы и изделия из них – 8,9% (в т.ч. чёрные металлы – 6,1%), машины, оборудование и механизмы – 4,5%, транспортные средства – 2,8%, продукция химической промышленности – 2,4%, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них – 2,2%.

Наибольшие объёмы экспорта в 2012 г. обеспечили предприятия городов: Мариуполя (44,8%), Донецка (16,2%), Енакиева (6,9%), Краматорска (6,7%), Макеевки (5,7%), Артёмовска (4,9%), Харцызска (4,3%), Дружковки (3,1%). Российские товары импортировались, в основном, предприятиями городов: Горловки (44%), Авдеевки (17,7%), Донецка (14%), Мариуполя (13,7%), Макеевки (2,4%).

Услуги в Российской Федерации в областном объёме экспорта услуг в 2012 г. составляли 32,9%, импорта из России – 25,4% областного импорта услуг. Сальдо внешнеэкономических услуг было положительным и составило 67,3 млн. долл. (экспорт услуг – 225,8 млн. долл., импорт – 158,5 млн. долл.).

В структуре экспорта услуг в 2012 г. преобладали услуги в операциях с недвижимостью, сдачей в наём и услуги юридическим лицам, что составило 73,4% от общего объёма. Экспорт транспортных услуг составлял 10,5%, услуг, связанных с государственным управлением – 7,3%, услуг в обрабатывающей промышленности – 3,4%, услуг, связанных со строительством – 3,1%.

В импорте услуг 57,5% составляли услуги в операциях с недвижимостью, сдачей в наём и услуги юридическим лицам, 17,6% – услуги, связанные с финансовой деятельностью, 15,4% – транспортные услуги, 3,4% – услуги гостиниц и ресторанов, 2,1% – услуги в добывающей промышленности.

Может показаться, что раны, нанесённые войной, не позволят ДНР в ближайшее время стать экономически развитым регионом с особым статусом. Однако бывает так, что на пустом месте легче строить новое, чем встраиваться в рамки старого. Нашей Республике в кооперации с Россией и другими дружественными странами надо постараться опередить других в формировании 6-го технологического уклада и «оседлать» новую длинную волну экономического роста.

Решить экономические проблемы ДНР крайне затруднительно без решения политических проблем. Для ускорения инвестиционно-инновационного развития ДНР предлагаются следующие меры:

Скорейшее встраивание в вектор опережающего развития экономики России и стран Таможенного Союза;

Заключение экономического союза с самопровозглашёнными государствами – Луганской Народной Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой, Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Нагорно-Карабахской Республикой;

Обеспечение экономической безопасности;

Увеличение объёма инвестиций в высокотехнологическое производство за счёт сокращения потребления и внешних заимствований;

Создание условий расширенного воспроизводства человеческого ка-питала и развития интеллектуального потенциала;

Обеспечение реального сектора производства внутренним долгосрочным дешёвым кредитом;

Переход к суверенной денежно-кредитной политике;

Создание институтов и механизмов развития в рамках нового 6-го технологического уклада (нано-, информационно-коммуникационные и биотехнологии);

Каждое суверенное государство должно уметь себя защитить. Как известно, «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Поэтому для ДНР в кратчайшие сроки необходимо наладить собственное производство оружия. Донецкий казённый завод химических изделий в советское время выпускал боевую спецтехнику.

По своему назначению и профилю завод является предприятием, специализированным по работе со взрывчатыми веществами и взрывоопасными специзделиями. Несмотря на то, что завод подвергался массированным артиллерийским обстрелам, на предприятии сохранились уникальные технологии, оборудование и высококвалифицированные кадры. Завод может выпускать динамическую защиту танков. Она предназначена для защиты бронетанковой войсковой техники от бронебойных средств поражения. Принцип действия динамической защиты состоит в том, что контейнеры со взрывчаткой, которые размещены сверху обычной брони, взры-ваются навстречу снаряду, попавшему в танк. Тем самым существенно уменьшается пробивная способность снаряда.

Кроме того, Донецкий казённый завод химических изделий может обеспечить снаряжение боеприпасов, сборку ракет и выпускать:

Артиллерийские осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды;

Осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы;

Ручные гранаты наступательные и оборонительные;

Противотанковые управляемые ракеты «Комбат», «Стугна», «Барьер» и др. При необходимости на предприятии «Никитртуть» (г. Горловка) можно наладить переработку ртути Никитовского месторождения для производства оружия.

Интервью с писателем Алексеем Полуботой

Андрей ЧЕРНОВ

Писатель и журналист Алексей Полубота, живущий в подмосковном Реутове, неоднократно бывал в городах Донбасса, начиная с лета 2014 года. Впечатления от поездок и общения с людьми выливались в очерки, статьи, стихотворения, посвящённые жизни русского Донбасса. В интервью порталу «Луганск 1» писатель рассказывает о своих впечатлениях от Донбасса, делится мыслями о Русском мире и роли писателя в обществе.

– Алексей, вы неоднократно посещали Донбасс. Каким он предстал в 2014 году? Какие изменения наблюдали в 2015 и 2016 годах?

– Я не раз описывал свои впечатления от поездок, они опубликованы, в том числе в сборнике прозы «Я дрался в Новороссии». Отмечу ещё раз вот какую деталь: в июле 2014 года, несмотря на обстрелы, кровь, бытовые трудности, откуда-то бралась уверенность: украинские каратели Луганск не возьмут. Так оно и вышло. И сейчас, несмотря на то, что Русскую весну некоторые политические силы всячески пытаются окончательно заморозить, свести её достижения на нет, есть похожее чувство: в конечном счёте победа будет за нами. Разбужены какие-то процессы, которые назад не повернёшь.

Конечно, некоторые иллюзии развеялись, ясно, что собирание русских земель будет идти не так быстро и победно, как это виделось в 2014 году. Во время последней поездки в декабре прошлого года меня порадовало, что жизнь в городе внешне уже похожа на мирную. Хоть напряжение прифронтового города всё равно чувствуется. Но Луганск залечивает свои раны. Уже нет следов многих разрушений. В частности, на фасаде Луганской Республиканской библиотеки, где проходили чтения, посвящённые 215-годовщине со дня рождения Даля.

Но ещё больше меня порадовала молодёжь, принявшая участие в этих чтениях. Видно, что ребята, в основном, отнеслись к этому празднику русской словесности не формально. Многие сами стремились выступить, демонстрировали свои маленькие находки из словаря живого великорусского языка. Например, запомнилось, как жительница города Антрацит Вера Коновалова в своём докладе на чтениях напомнила один из смыслов слова «майдан», бытовавший в 19 веке: «… базар, или место на нём, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты». А как актуально звучит ныне поговорка, приведённая в словаре Даля: «Не будь олухов, не стало б и майданщиков»!

– Наши оппоненты из страны «безвиза» и Бандеры утверждают, что гражданам России совершенно наплевать на Донбасс и его жителей. Как вы считаете, правы они? Россияне равнодушны к жителям Донбасса?

– Я думаю, что «оппоненты» сами не верят тому, что говорят. Их цель – заставить поверить в это вас. Не только киевскую, но и, что уж скрывать, российскую власть (по крайней мере, часть её) не на шутку испугала та волна энтузиазма, которую испытало русское общество в 2014 году.

Мы почувствовали, что представляем собой народную силу, а не просто легко поддающийся манипуляциям электорат. Верили, что наша поддержка поможет выстоять соотечественникам до тех пор, пока российская власть, декларировавшая «своих не бросаем», решится воссоединить Донбасс с Россией или хотя бы признать независимость ДНР и ЛНР.

Да, сейчас такого энтузиазма в обществе меньше. Социально-экономическое положение в самой России ухудшилось (хотя и не так серьёзно, как пытаются представить украинские СМИ). И по объёмам той же «гуманитарки» от простых людей видно, что число желающих помогать уменьшилось. Однако в России по-прежнему велика доля тех, кто держит руку на пульсе, и в случае нового серьёзного обострения готов прийти на помощь соотечественникам в Донбассе.

Это видно уже по всплеску интереса к статьям в «Свободной прессе» во время последних серьёзных боёв под Дебальцево. Да и одна из причин, почему власть в России не может отказаться от поддержки Донбасса, – понимание, что это серьёзно повлияет на рейтинги, в том числе первых лиц государства. А главное, оттолкнёт от власти патриотическую общественность, и тогда в решительный момент может получиться так, что на поддержку её никто не выйдет. Что-то подобное, кстати, было в феврале 2014 года в Киеве.

– Последние несколько лет много пишут о Русском мире – и положительного, и негативного. Что для вас Русский мир? Чем определяются границы Русского мира?

– Негативного? Ну, это если заядлые русофобы, которым принципиально не нравится всё русское. И ругают они Россию и Русский мир уже очень давно. Что касается моего понимания Русского мира, то я придерживаюсь мнения, что существует русская цивилизация. Так же, как существует западная, китайская, существовала эллинская (хотя, например, на Кипре, где я был недавно, некоторые уверены, что она существует и ныне).

Ядром русской цивилизации, естественно, является Россия, русский народ. Но в разные периоды частью Русского мира становились многие народы. Вот, например, Грузия долгое время была не просто частью, одной из провинций Российской империи, а потом СССР – на культурном историческом уровне она была частью именно Русского мира.

В какой-то момент она решила попробовать найти себя в европейской, шире – западной цивилизации. Во многом именно с этим связано то, что жители Южной Осетии не захотели идти вместе с грузинами. Несомненно, осетины – это тоже часть Русского мира. Если говорить предельно просто, то Русский мир – это люди и народы, которые либо хотят жить в России, либо хотят сохранить с ней самые тесные культурные, мировоззренческие связи. В этом плане Сербия, например, тоже часть Русского мира.

Успехи России в исторической перспективе могут вновь серьёзно расширить Русский мир. В последние два десятилетия он сжимался, вернее, его как пружину пытались искусственно сжать. В некоторых республиках Средней Азии, к сожалению, это удалось. В Таджикистане, например, число русских сократилось в 13 раз по сравнению со временами СССР. И сложно представить, что в обозримом будущем эта страна станет частью Русского мира. Но кое-где пружина резко разжалась. Как это произошло у вас в Донбассе.

– Многие пишут, что писатель больше не играет той важной роли в обществе, как прежде. Так ли это? В чём вообще роль писателя в обществе?

– Это очень длинный разговор. Я считаю, что представление о том, что раньше принадлежность к писательскому цеху чуть ли не автоматически вводила человека в ранг гуру, делала его представителем элиты, мало соответствует действительности. Да, в целом уважения к человеку, официально признанному писателем, было больше. А главное, если брать советское время, человек талантливый действительно в большинстве случае мог обеспечить своё существование писательским трудом, не обязательно при этом заискивая перед властью. Но реально важную роль в обществе среди писателей всегда играли единицы. И, кстати, не всегда, далеко не всегда власть была довольна этим влиянием.

Сегодня ситуация такова, что писатели, по крайней мере сотни и тысячи писателей, как это было в СССР, власти не нужны. Ей проще иметь дело с политтехнологами, пиарщиками, блогерами. А художественная литература – вещь тонкая и глубокая одновременно. До понимания её надо дорасти, то есть свой народ надо культурно и духовно развивать. А зачем? Ведь таким народом сложнее манипулировать.

Есть и объективные процессы – при обилии самой разнообразной информации в современном мире трудно сосредоточиться на серьёзной, глубокой книге. Вот, кстати, я заметил, что ополченцы в окопах читают больше. А почему? Да потому, что других способов занять себя в военно-полевых условиях меньше, чем в городских квартирах.

И всё же вышесказанное – это не повод сложить руки и без конца жаловаться на невостребованность писателей в современном мире. Может быть, сегодня, как никогда, надо воспринимать писательство именно как служение Слову и своему (в первую очередь – своему) народу, а не как способ прославиться, получить за свой талант какие-то блага и милости. Звучит несколько высокопарно, но попробую привести пример из личной, как говориться, практики.

Не первый год мы с товарищами пытаемся кое-что сделать для того, чтобы сохранить память о выдающемся поэте 20 века Николае Тряпкине. Несколько лет назад мы приехали на место, где была деревня Саблино, в которой он родился. В ближайшем селе Степурине никто слыхом не слыхивал, что у них есть такой выдающийся земляк.

Но постепенно у нас завязалось сотрудничество. Степуринцы помогли нам поставить поклонный крест и памятный знак на месте рождения поэта. Мы не раз выступали на их праздниках, помогли детям из малообеспеченных семей впервые побывать в Москве, посмотреть на Красную площадь. Да, это не имеет прямого отношения к литературному творчеству. Но именно как писатели мы оказали влияние на несколько сотен человек. И, хочется верить, не худшее влияние.

– Писатели республик Донбасса довольно активно сотрудничают с писателями России. Скажите, как воспринимают их в России – иностранцами или русскими писателями?

– Я бы так сказал. Мы вас воспринимаем своими. Это главное. Вас, это тех писателей, кто не уехал из республик в западном направлении, так сказать. Да, четверть века мы жили в несколько разных культурно-исторических реалиях. Но всё равно глубинные пласты нашего единства не были затронуты. И, общаясь с луганскими и донецкими писателями, я лично не вижу принципиальных отличий, как если бы общался с писателями из Владимирской или Томской области.

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ

55 им. А. Г. Коржа

КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА

В 4-А КЛАССЕ НА ТЕМУ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Филипёнок Ирина Владимировна

СЕНТЯБРЬ 2015 ГОД

Цели урока:

познакомить детей с историей Донбасса (как всё начиналось, как происходило освоение донецких земель);

дать представление о легенде как жанре, с помощью которого изучается история, обычаи, традиции родного края;

формировать научно-исторический подход к изучению предложенного материала;

развивать умение бегло работать с текстами;

воспитывать любовь и гордость к своей Родине, своей земле, к родному краю;

воспитывать чувство ответственности за будущее своего города, края, родины;

воспитывать чувство прекрасного через музыкальное восприятие материала и декламацию стихотворений;

воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия, доброты, великодушия.

Оборудование:

ИКТ, слайд шоу, презентация фотоматериалы и дидактический материал для работы по легендам о Донбассе по книге Игоря Костыри « Думы о Донбассе» Книги-альманахи, выпущенные к юбилейным датам и праздником в донецком крае, раздаточный материал.

Ход урока

I . Приветствие. Мотивация.

Дорогие ребята, уважаемые четвероклассники, ученики выпускного класса первой ступени общеобразовательной школы № 55. Спешу вас поздравить с началом нового, четвёртого в вашей жизни учебного года и пожелать вам здоровья крепкого, радостных открытий на просторах страны знаний, терпения и сил при тех испытаниях, которые обязательно возникнут, не всё так гладко. Не сдаваться! Быть достойными своих родителей, своей школы, своего родного края - ДОНБАССА! Нашего любимого и неповторимого Донбасса!

II . Объявление новой темы и актуализация.

«Люблю тебя, родной Донбасс!»

В течение этого урока мы отправимся в путешествие во времени и соприкоснёмся с историей родного края. Хочу вас нацелить на то, что этот урок станет первым в цепочке наших уроков Донбассе.

На уроке мы с вами познакомимся с легендами Донбасса, вы прочтёте стихотворения, прославляющие наш край, мы посмотрим видеоролик, посвящённый истории Донбасса, вспомним знаменательные праздники и обязательно поговорим о тех, кто принёс славу нашей родине.

III . Ознакомление с научно-популярным фильмом « Донбасс - бесконечная история».

1. Просмотр видео.

2. Беседа по содержанию видеофильма.

IV . Работа с легендами о Донбассе.

1. Групповая работа (работа по рядам) .

Каждый ряд получает свой текст легенды, и дети сначала индивидуально, а затем совместно работают с текстами и их содержанием. Задача передать содержание легенды, предварительно отобрав на доске фото или картинки, соответствующие этому содержанию.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста пере­давалась легенда о том, что действительно на этом месте в ста­рину находился прекрасный город с великолепными дворца­ми, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные на­громождения, только поговаривали, что его можно восстано­вить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цве­ток, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юно­ша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а воз­ле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и камен­ное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цве­ток диковинный.

Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не ос­мелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город не спасен­ный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.
Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!
И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
- Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чуда сия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.

Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южно¬русских степей приморских - всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. Они перешли с ними Танаис и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло племя сарматов.




V . Декламация стихотворений о Донбассе.

Любимый Донбасс

Славься мой родной, шахтёрский милый край…

Храмов купала, огни Донбасс Арены…

Ты живи всегда и только процветай…

Чтобы в том краю всегда смеялись дети…

Край шахтёрский ты навек мне домом стал..

Ангел мой хранитель в жизни талисман…

Я тебе отдам все лучшие года

Знаю ты теперь судьба навек моя…

Никогда тебя, я край мой не отдам…

Прикипел к тебе, душой своей и телом…

Ты красив собой и юн не по годам…

Край родимый ты один на свете белом…

Я в тебе нашёл, навек свою судьбу…

Я нашёл в тебе, вторую половину…

Ты собой воздвиг, меня на пьедестал…

Ты как никогда, в меня вселяешь силу…

Ты живи Донбасс и молодей душой…

Для моих детей, ты стань родимым домом

Чтобы и они, гордились все тобой…

Ты их поддержи, по жизни добрым словом

Любимый мой Донбасс

Так далеко, что не окинуть взглядом,

За горизонт мечты я всё рвалась.

И показалось скучным то, что рядом.

Прости меня, любимый мой Донбасс!

Как в юности хотелось расстояний,

Снегов и ветра, далей про запас,

Штормов, лесов и северных сияний

Прощай, сказала я, родной Донбасс!

И мир открылся далями и весью

И помотало так по свету нас!

Но, не нашлось на карте интересней,

Чудесней места, чем родной Донбасс!

Куда идёшь, скажи, камо грядеши?

Извечные вопросы каждый раз

Но не смогла себя ничем утешить

Вдали я от тебя, родной Донбасс!

И все пути, и все тропинки мира

Не в Рим великий приводили нас

Не сотворю по-прежнему кумира,

Но припаду к тебе, родной Донбасс!

И жар полдневный над Донецким кряжем

Как рук тепло, что согревали нас

И каждый, кто их чувствовал, тот скажет-

Я помню о тебе, родной Донбасс.

Когда придёт весна, испив до донца

Пьянящих талых вод холодный квас,

Умытый росами, залитый солнцем

Встречай меня, любимый мой Донбасс!

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,

Дохнули ветры запахом полынным.

Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!

Тебя века на крепость испытали!

Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Поэма о Донбассе

Вот снова я в краях родных -
Знакомый узнаю пейзаж
Во многих был местах иных
Но Родину кому отдашь?.

Здесь жили половцы когда – то
Злой печенег хлестал бичом
А скиф славянину был братом
И против греков шёл с мечом

Принесли готы много бед
Был от других не меньший гнёт
Все сгинули в пучине лет
А нас судьба иная ждёт?

Память племён ветры поют
Напрасно их судьба ждала бы
В степи курганы стерегут
Из камня высеченные бабы.

И спустя сотни лет исхода
Не изменилась тут картина -
Собралось много здесь народа
«В век золотой Екатерины»

Балканский серб, крестьянин псковский
Хватило всем земли и места
Беглый казак и грек азовский
Селились рядом, жили вместе

Века прошли – и всё не так
Донец уж обмелел совсем
Да нет войны, борьбы, атак,
А хуже стало почти всем…

Донецкий кряж, степной простор
Запах полыни, бор сухой
Куда ни взглянешь – террикон
И дым заводов над рекой

Где степь была – город стоит
Кругом дома, кругом народ
А там прокатный стан шумит
Мартены, шахты, химзавод…

Смешалось нынче все вокруг -
Завод и степь, и серп и молот
Откуда – то граница вдруг?
Жизни тепло и смерти холод…

Мой городок был знаменит -
Когда – то триста лет назад
Нашли впервые антрацит
Был Пётр Великий тому рад…

Наш первый маршал – мой земляк
Это сейчас про всё забыли
И воевали мы не так
И в лагеря не тех садили…

Сосюра - был такой поэт
О городе моём писал
Тоже земляк, оставил след
У клуба бюст его стоял

Он большевик был – мы учили
За власть советов воевал
Ну, а что внуки натворили
Он, слава богу, не узнал

Край пахарь, труженик и воин
Мотор страны и кочегарка
Стаханов славой удостоен
Стране тепло, шахтёрам жарко…

Братских вокруг не счесть могил
Есть обелиск в деревне каждой
А городок, где рос и жил
Полгода фронтом был однажды

Всё испытали, всё прошли
Врагов разбили снова мы
Потерь немало, но спасли
Страну и мир от злой чумы…

Звучит опять родной язык
Русско-украинская смесь
Давно я от него отвык
Но как услышу – снова здесь…

Город – Донбасса колыбель
Ну а теперь пришла и мудрость
Стояла тут моя купель-
Детство, отрочество и юность

Мой город тоже постарел
Редко знакомых я встречаю
Тот вышел весь, тот поседел
Совсем уж молодых не знаю

Донецк, Луганск…Уставший край
Десятки лет пейзаж один
Цвёл кумачом октябрь и май
Теперь вернулся господин

Начальство знает цвет другой
И знает, что и как украсть
Пришло богатство с нищетой
Такая уж «родная» власть

Нельзя без веры жить совсем
Надеемся, пройдут все беды
И будет счастье, будет всем
К народу вновь придёт победа

Давно живу в другом краю
Но помню старый свой Донбасс
И славлю родину свою
Надеюсь не в последний раз

Донбасский край

Шуршит дорога под колесами,
Бегут деревья за окном,
На небе пёрышки белёсые –
Мне хорошо в краю родном.

Курганы шапками зелеными
И терриконов череда,
Да перелесков стайки с кленами,
Да плачет ива у пруда.

В тени деревьев церковь прячется,
Играет солнце в куполах.
Неспешно рядом речка катится,
И гладь блестит, как зеркала.

Чернеют пашни и надеются,
Что урожайным будет год,
А степь, как щеки красной девицы,
Пунцовым маком зацветет…

Весна в Донбассе.
Такая вот весна.. .
Весна в Донбассе
Как девица красна.. .

ДОНЕЦКИЕ ЗВЕЗДЫ

Этот город не спит. Он уже никогда не уснёт…
День и ночь сотни тысяч колёс его тело ласкают.
Он не сбросит с себя проводов электрический гнёт,
Но, поверженный в грязь, всем влюблённым грехи отпускает.

Этот город похож на тебя – молодой хулиган.
Он с рабочей окраины родом, но «выбился в дамки»
И деньгами небрежно сорит, благо, полон карман,
Только втиснуться всё же не может в «буржуйские» рамки.

Он разлёгся в степи – смотрит в небо глазами витрин,
Гордо тянется ввысь, отбивая любые нападки.
Он какую угодно столицу бы вызвал на ринг
И напором своим положил бы её на лопатки.

В нём с трущоб нищетой сочетается роскошь дворцов,
Его тело – заводы и шахты, и блеск ресторанов…
Он по моде одет, но из тех нагловатых юнцов,
Что помечены шрамами (в прошлом – кровавые раны) .

Он бывает слегка неопрятен, чуть-чуть неумыт,
И порою себя по утрам ощущает премерзко…
Этот город – банкир, пролетарий, немного бандит,
И в контрастах его – обаяние юности дерзкой.

Этот город – спортсмен, он болеет, как мы, за «Шахтёр» ,
И приветствует нас грозным рёвом своих стадионов.
Он пылает в ночи, как неоновый пёстрый костёр.
Даже звёзды нам кажутся ближе с его терриконов…

Этот город – сорвиголова, он такой же, как ты…
Впереди – паутина дорог и тернистые вёрсты.
Загораются звёзды над городом спящей мечты,
И сегодня, родной, это наши донецкие звёзды!

Мой Донецк, - он в сердце моем!

Моих чувств начало – начал,
Я, других таких не встречал!

Я по миру всяко ходил!
Много мест святых находил!
Где б я ни был, где б я не жил,
Лишь с Донецком верно дружил!

И когда уж не было сил,
Он во сне себя приносил!
В переулки детства маня,
И в тепло вчерашнего дня!

У людей - свои города!
Я ж в Донецк влюблен навсегда!
Мой Донецк, - он в сердце моем,
Главный город, - я был при нем!

В светлом небе донецком голубиную стаю
Догоняет степной ветерок.
Пусть им вслед улетает эта песня простая,
Песня трудных шахтерских дорог.

Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был,
Если ходишь под солнцем с утра?
Только тот ценит солнце и высокое небо,
Кто поднялся с зарей на-гора.

Не глядите, подруги, на шахтерские руки -
С них донецкий не смыт уголек.
Вы в глаза и сердца нам поглядите, подруги, -
В них горит золотой огонек.

Так пускай расцветает под степными ветрами
Белых яблонь весенний наряд!
И всегда вечерами над родными копрами
Огоньки, как рубины, горят.

Семьсот, восемьсот это не мало
и тысячу лет может область прожить
Жизнь и судьба с тобою связала
А значит, нам нужно только дружить

Живи Донбасс и процветай
Гостей встречай и провожай
Здесь годы все мои прошли
Любовь и мир мне подари

Ты пережил все войны невзгоды
Тебя не сломили ветра и набат
Холод жару, любую погоду
Встречу с тобой, рассвет и закат

Мне говорят есть места и получше
Отдых на юге это твой шанс
И побывал там, был такой случай
И снова вернулся - здравствуй Донбасс
Любовь и мир мне подари!
Любовь и мир мне подари!

VI . Просмотр видеофильма « Достопримечательности Донбасса».

VII .Беседа « Донбасс сегодня и в будущем».

Донбасс - это исторически сложившийся регион, включающий северную часть Донецкой (за исключением Приазовья) и южную часть Луганской (за исключением северной части - слобожанщины) - (малый Донбасс). Большой Донбасс включает в себя Донецкую и Луганскую область, а также части Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Ростовской областей.

Тесное переплетение исторического развития, интересов и хозяйства двух областей Донецкой и Луганской, обусловили неформальное объединение их в общий историко-культурный и экономический регион Донбасс.

Крупный центр угольной промышленности Украины, чёрной и цветной металлургии.

VIII . Ангел мира

Рассказ о памятнике, расположенном в парке Щербакова.

В 2008 году ко Дню города в Донецке установили скульптуру «Добрый ангел мира». Его установили в центральном городском парке имени Щербакова. Это уникальный символ единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств. Центром монумента является гранитная колонна, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь - символ Мира и Надежды. Авторы: П.Т. Стронский, О.В. Олейник.

Находится: г. Донецк, Ворошиловский район, улица Стадионная, парке культуры и отдыха имени А. С. Щербакова. Подобные архитектурно-парковые комплексы есть уже в 15 городах, в том числе в Москве и Пхеньяне. Центр композиции определяет прозрачная сфера, символизирующая Земной шар, увенчанная позолоченной фигурой Ангела, несущего в руках голубя - символ мира и надежды, доброты и готовности к самопожертвованию.

1. Праздник День Шахтёра и День города в Донецке- обмен информацией.

2. Детские сердца-подарок Донбассу! (дети рисуют и прикрепляют на доске).

3. Пожелания детей родному и любимому краю.

IX . Итог урока.

«Революция в США 18 век» - Последовательность событий. Декларация независимости США. Президент. Найдите ошибку в описании. Революции XVIII века. Оцените утверждение. Восстановите последовательность событий. Назовите понятие. Выберите правильный ответ. Историки. Высший исполнительный орган власти. Найдите лишнее. Провозглашение Франции республикой.

«Географическое положение» - Карточки с заданиями. Положение по отношению к 0° меридиану. Флигели; в)м. Площади государств. Челюскин. Задания по контурной карте. Положение на материке, части света. Площади материков. Общие сведения о России. Отрицательные черты: Изучение новой темы. Викторина «Моря России». Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

«Распутин литература» - Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Родился писатель в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области. Аталанка – родина писателя. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Первое здание школы в с. Аталанка, которое строили всем селом.

«Птицы» - Килегрудные птицы. Особенности строения скелета птиц. Зародыши птиц и пресмыкающихся похожи по внешнему виду. Происхождение птиц. Отряды птиц. Задание на дом. Задачи. У пресмыкающихся и птиц кожа почти совсем не имеет желез. Мини-викторина "Птицы". Изучение нового материала. Черты сходства между птицами и пресмыкающимися.

«Литература оттепели» - С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Презентация по истории “Оттепель” в литературе. Литература. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

«Сервировка стола к завтраку» - 5. Вилку при сервировке кладут слева от тарелки, а нож справа. Столовый нож. Что необходимо для сервировки стола к завтраку: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы. Букеты для стола. Варианты складывания салфеток. Столовая ложка. 3.Кашу подают в полупорционной тарелке. Чайная ложка. Приятного аппетита.

Всего в теме 23688 презентаций