Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Психологические причины проявления расизма. Расизм - это дискриминация меньшинств? Белый и черный расизм. Что это

Введение

Расы - исторически сложившиеся территориальные группы людей связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Всего рас пять, перечислим их в порядке появления на планете:
- негроидная
- монголоидная
- американоидная
- австролоидная
- европеоидная

Есть версия, что слово раса - арабского происхождения, оно означает: голова, начало, корень.
Итальянское происхождение слова раса означает: племя.
Впервые термин употреблен Франсуа Бернье в 1684 г.

История возникновения расизма

Первый намёк на дискриминацию негров можно найти в надписи, начертанной на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III(1887-1849 годов до нашей эры): «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещён переход всякому чёрному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому чёрному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Heh».

В античном мире расизм стал приобретать более отчётливые контуры. Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьёзным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищённые народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

Расисты уверены, что если люди различны по цвету кожи, форме волос, ширине носа и другим наружным расовым признакам, то они должны непременно отличаться между собой по своим психическим стереотипам: психическому стереотипу «низших» рас приписывают отрицательные качества и умственную неполноценность. И нет абсолютно никаких научных оснований утверждать, что расовые признаки каким-то образом связаны с нормами поведения или с определёнными способностями. Надо иметь в виду, что в целом групповые психические особенности и нормы поведения людей всегда представляют собой сложную систему взаимосвязанных реакций, социально обусловленных, и, в отличие от животных, осознанными самими людьми. Есть все основания утверждать, что у вида Homo Sapiens , с момента его окончательного выделения из животного мира, групповая психология никогда не была и не может быть расовой, лишь социальной. Здесь интересно и то, что расовые предрассудки ни в коем случае не являются врождёнными - это приобретённое социальное качество.

Попытки научного обоснования расизма

Первые попытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в., это было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторых частей Азии. Идея всех первых расовых теорий: белая раса - самая полноценная. Позже появились желтый и черный расизм. Первыми расистами пропагандировавшими белое превосходство были: Мортон, Петт, Гледдон.

Под флагами идей белого расизма истреблялись целые племена индейцев, африканцев, так как считалось, что этим людям не обязательно жить, белый человек более совершенен.

Белый расизм появился именно в колониях (в Америке, Африке, некоторых странах Азии) потому что белые люди приехавшие на американский, африканский, континент видели коренные племена, которые сильно уступали в своем культурном развитии западноевропейским обществам.

Европейский человек всегда равнял все другие культуры по своей и достоинства и недостатки других культур он искал через призму своего мировоззрения. Гармония с природой у таких племен и их познания в мире живой природы были намного больше чем у европейца, хотя и носили чисто эмпирический характер, но европейский человек не считал это достоинствами, поскольку для него природа - это источник сырья для производства «благ цивилизации» и не более. Только в 20 веке европейский человек понял о роли антропогенного влияния на природу и стал решать экологические проблемы. Коренные жители американского и африканского континентов верили не в тех богов, ели не ту пищу, строили не те жилища, пели не те песни. У них не было огнестрельного оружия, мощных кораблей, производства, книг...

Таким образом на основании сравнения своей культуры и культуры коренных народов Африки и Америки европейский человек делает вывод о своем превосходстве.

В 1853 г. граф Гобино издал книгу «Опыт неравенства человеческих рас». Его поддержали биологи Геккель, Гальтон. Эти люди пытались научно обосновать идею неравенства рас, но через годы их исследования не выдерживали ни какой критики и повсеместно признавались безосновательными, недоказуемыми и псевдонаучными.

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том, что лишь определённый круг людей высшей расы является её истинным представителем. Он пытается обосновать право господства биологически и генетически «предопределённой» арийской (белой) расы.

В своём труде Гобино указывает на то, что сосредоточением наиболее «ценных» качеств белой расы является её верхняя, германская ветвь, возвышающаяся над расовой пирамидой. Согласно его убеждениям, жизнь на земле и история человечества представляют собой извечную межрасовую борьбу, в ходе которой происходит смешение рас, ведущее к утрате арийцами некоторых своих качеств. Для Гобино, как практически и для всех расистов, демократическая форма государственного устройства виделась результатом подобных смешений, так как это якобы являлось противоестественным с точки зрения заложенных в арийской расе потенций и проявлением влияния расово неполноценных элементов.

Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлинённость, то светлые, то тёмные или даже чёрные глаза (следует учесть, что он сам был француз с чёрными глазами).

Сформулированная Чарльзом Дарвином теория эволюции, где, как по закону джунглей, более слабый обречён на смерть, внесла свою лепту в процесс развития расизма, разделившего человечество на более «слабые» и менее «пригодные к жизни» и на более «сильные» народы, или же расовые группы. Тем не менее теория о чистых человеческих расах не имеет практического подтверждения, так как таковых не существует, это утопия.

Крупный французский расист Важе де Ляпуж (1854-1936) пытался доказать, что у представителей высших классов общества головной указатель меньше, чем у людей из низших классов, имеющих более круглый, брахицефалический череп. Ляпуж дошёл даже до утверждения, будто «брахицефалический череп является признаком индивидов, которые не могут подняться выше варварства». Вопреки этому заблуждению, статистика (даже самого Ляпужа) показывает, что умственно одарённые люди чаще всего имеют крупную круглую голову и что брюнеты преобладают среди представителей так называемого высшего класса.

Французский социолог Ле Бон написал книгу под названием «Психология народов и масс» в которой считал, что равенство противоречит естеству, а неравенство рас - объективный способ существования. Ле Бон пишет: «Белая раса генетически и физиологически превосходит другие расы по умственным способностям, тонкости теоретико-познавательного и ценностного отношения к миру, логическому мышлению. Желтая раса уступает белой на один порядок, коричневая на 2, американоидная на 3, черная не способна без контроля белых вообще ни на что».

В трудах англичанина Хаустона Стюарта Чемберлена , эмигрировавшего в Германию после женитьбы на дочери немецкого композитора Вагнера и развившего расистские идеи учения Гобино и Ляпужа, также обосновывается превосходство германской расы над другими народами, однако он уже дал этим идеям существенное развитие, так как представил расовую теорию в более откровенном и агрессивном виде. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил «основы» теории рас и «евгеники» - «науке» о расовой чистоте и своеобразных методах «селекции» людей, о чём позже говорил своеобразный учёный Дарре: «Как мы возродили ганноверскую лошадь, отбирая породистых жеребцов и кобыл, так мы возродим чистый тип северного германца путём обязательного скрещивания в течение ряда поколений».

Сама же идея разведения людей скотоводческим методом была выдвинута жившим ещё в VI веке до нашей эры древнегреческим поэтом Феогнисом , обеспокоившимся «мельчанием породы аристократов». Позже защитником этой идеи выступил древнегреческий философ-идеалист Платон, живший в IV веке до нашей эры. Он предлагал из вновь родившихся систематически отбирать лучших производителей - «евгенов» (термин Платона) - и по достижении ими половой зрелости спаривать с такими же породистыми самками.

Социальная природа расизма

Большое влияние на развитие расизма оказали труды Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900), воспевшего «белокурую бестию» - «арийца» - носителя высших качеств человеческой личности«. К расовому идеалу Ницше ближе всего оказалась Пруссия - страна «избранного народа», который образует ядро сверхнациональной расы господ.

Расизм и все его производные страшны тем, что человеческая личность теряет свою бесценность, свою уникальность и неповторимость.

Расизм есть порождение политики, а не науки. Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми ретивыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

В 19 в. в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

В 60-е гг. 20 в. в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Само по себе выражение об «общности крови», столь часто употребляемое расистами, выражение, лишённое смысла, так как факторы наследственности не имеют никакой связи с кровью, не зависят друг от друга, не перемешиваются и даже не могут изменяться совершенно самостоятельно. Неверно также и то представление, что «кровь» родителей смешивается и составляет основу крови их детей. До сих пор многие люди не знают, что кровь не имеет никакого отношения к генетическому процессу, и даже мать не снабжает своей кровью эмбрион, который, напротив, вырабатывает свою кровь.

Видимо, именно в силу столь глубоких и основательных исторических корней расизм довольно трудно полностью искоренить, и его проявления можно встретить и в наши дни.

В большинстве случаев это связанно с общей необразованностью, ограниченностью. Однако зачастую это может проявляться и среди, казалось бы, внешне цивилизованных и образованных людей. В таком случае, где же здесь причина? Зачастую семья, в которой человек вырос, или его личная семья оказывают подобное «воздействие» на неприятие чужаков, на неприятие другой, отличной от их культуры, возможно даже религии. Затем появляются другие причины, ком неприязни растет, обрастая всевозможными «оправданными причинами».

И когда люди, враждебно настроенные к чужестранному, находят единомышленников, затем сообща подкрепляют друг друга для «борьбы» с малознакомым, возникает то, что получило название расизма.

Расизм сегодня

Расизм сегодня проявляется в различных формах, зачастую хорошо завуалированных и трудноразличимых. Но факт есть факт, расизм не исчез. Он может протекать в этнических, религиозных или культурных сферах. Он проявляется в различных формах: спонтанных, официально если не поддерживаемых, то терпимых, или же в институциональных.

Расизм институциональный, это тот расизм, который нашёл официальное отражение в конституции или узаконен какими-то нормативными актами, законами данной страны и подтверждается идеологией превосходства, скажем, европейцев над африканцами, индейцами или «цветными», иногда проявляющегося при неверной трактовке Библии. Это режим апартхейда (это слово голландское, и это единственно правильный вариант его написания) или «различного развития», который был характерен для ЮАР.

Ещё одна разновидность расизма - это дискриминация по отношению к автохтонам, аборигенному населению, то есть к тем народам, которые жили в данной местности до прихода колонизаторов. При этом ущемляются многие права коренных жителей, и, в первую очередь, их лишают права равенства с колонизаторами.

Различные религиозные меньшинства или же мелкие этнические группы довольно часто являются жертвами расизма. Проявление этого явления происходит, к примеру, в невозможности получения гражданства в стране, где они живут или работают. Иногда с принятием христианской веры в определённых странах теряется гражданство. Или же эти люди остаются гражданами «второго сорта», к примеру, не имея возможности получить высшее образование, место жительства, работу, в частности, в сфере обслуживания или административных должностей. Это особенно характерно для стран, где доминирует мусульманское население, живущее по законам шариата.

Этот отказ от примирения с отличиями в культуре западные социологи назвали «этноцидом», не приемлющим присутствия чего-то, что не совпадает с ритмами их собственной культуры. Это явление этноцентричности особенно характерно для стран с этнократическим режимом правления, где правящий этнос удерживает все основные должности и «высокие места» в стране.

Однако и внутри одной страны, внутри одного этноса, этнической группы могут существовать специфические формы расизма, так называемого социального расизма. Это когда малообеспеченное и малообразованное население, например, крестьяне, испытывают ущемление их достоинства и прав, неадекватной оплаты труда на вполне официальном уровне. Это особенно характерно для стран третьего мира, и это представляет собой одну из форм современного рабства.

Наиболее широко распространён так называемый спонтанный расизм, который проявляется жителями страны или региона по отношению к иностранцам, особенно к тем, кто определяется по внешним различиям этнического происхождения или религиозных убеждений. Это чувство неприязни к представителям другой культуры может перерасти в ксенофобию или расовую неприязнь. Довольно часто это проявляется по отношению к беженцам или эмигрантам; часто их вынуждают жить в гетто или специальных поселениях, препятствуя их интеграции в общество.

Среди проявлений различных антипатий к представителям другой национальности или расовой группы следует выделить антисемитизм, который был одним из самых трагических проявлений нацизма в минувшем веке, включая все ужасы холокоста; однако, к сожалению, нельзя говорить о его полном исчезновении. То и дело о его существовании напоминают вспышки террористических актов, направленных против еврейского населения.

Существует также евгенический расизм, пытающийся обосновать генетическое превосходство одних этнических групп над другими, одного человека над другим. Это проявление расизма создаёт все возможные препятствия, ограничивающие деторождение для определённых социальных или этнических групп. Обычно это осуществляется через кампании абортов и стерилизации. В данном случае наблюдается полное обесценивание человеческой жизни, идущее вопреки убеждениям всего цивилизованного мира, гуманизма и христианства.

Как видим идеи расового превосходства по большому счету высосаны из пальца и изначально носят исключительно европоцентристский характер, что в высшей степени не научно.

Заключение

Теории расистов были окончательно ниспровергнуты из ученого мира еще в 19 веке. Единственные причины по которым они существуют до сих пор - это то, что они выгодны господствующему классу для того, чтобы ссорить пролетариат, создавать конфликты, отвлекать людей от истинного врага и от настоящих проблем.

Здесь следует еще раз сказать, что большие и малые расовые стволы человеческой расы представляют собой популяции, разделяющиеся различными морфологическими признаками. Самих же биологических отличий одной расы от другой гораздо меньше, чем между индивидуальностями внутри рас, и существующие межрасовые различия не позволяют говорить о врождённой степени способности к интеллектуальному развитию у отдельных рас. Существующее очевидное различие в уровнях цивилизационного развития наука объясняет совокупностью историко-культурных условий.

А в социально-психологическом плане расизм или же граничащий с ним крайний национализм представляют собой своеобразную форму преодоления свойственного обывателю «комплекса неполноценности», особо остро воспринимающего неустойчивость своего социального положения, свою неспособность преодолевать трудности, возникающие на его пути к лучшей жизни. Для этих категорий населения расизм служит самоутверждением, которое позволяет даже самому опустившемуся обывателю почувствовать себя существом более высшего порядка по сравнению с другими - возможно более умными, образованными и даже преуспевающими людьми, но зато не имевшими «привилегии» родиться от лиц, принадлежащих к «более ценной» национальности или расе. Крупнейший французский этнограф Альфред Мэтро заявил по этому поводу: «По странной иронии, самы­ми ужасными жертвами расистской догмы являются как раз те люди, чьи умственные способности и образование свидетельствуют о ложности этой догмы».

Все формы расизма, как бы они ни проявлялись, отрицают достоинство человеческой личности, её бесценность, и препятствуют укреплению единства человечества. Никогда не нужно забывать тех ужасных последствий, которые остались после второй мировой войны, о миллионах загубленных и искалеченных жизней, разрушенных семьях и судьбах. И не надо думать, что это где-то там, в глубоком прошлом или за тысячи километров от вас. Надо помнить, что расизм начинается среди простых людей, от наших взаимоотношений друге другом, от нашей невнимательности и нечуткости. И пусть прошлое послужит уроком и никогда не повторится ни среди нас, ни среди наших потомков.

Список использованной литературы:

  1. А. Цветков: «Борьба с расизмом и ксенофобией. Расизм: где начало и когда будет конец?» / Спектр Развития № 1, 2002
  2. Н.Г. Скворцов: «Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива» / Журнал социологии и социальной антропологии т.1, вып.1, 1998
  3. В. Тишков: «Суды для экстремистов и амнистия для мигрантов»
  4. С.А. Токарев «Биологические течения в этнографии. Расизм»
  5. А. Фрадкин: «Наука и религия: мнимые противоречия»
  6. Г. Сейталиева: «Становление человечества: Введение в социальную антропологию»

17 мнений

    Думаю проблема не в цвете кожи или разрезе глаз, а именно в культурных ценностях. Если человек приезжает в чужую страну и ассимилирует, принимает другие культурные традиции и устои - это одно дело. Но в основном в России я наблюдаю противоположный эффект. Кавказцы живут согласно своим "горным устоям", степняки азиаты (правда в меньшей степени) согласно своим. Китайская культура вообще ни в каких странах не растворяется, вспомним знаменитые чайна-тауны. СССР позиционировал себя как наднациональная страна, там вопроса национальной культуры не стояло в принципе, и по этому и нац. конфликтов, по моему мнению, почти не было. Россия позиционируется как многонациональное гос-во, то есть множество культур - отсюда может проистекать только множество конфликтов. Мирное существование различных культур - миф. Всегда одна культура будет вести себя более агрессивно по отношению к другой. Есть устойчивые варианты сосуществования, когда есть одна доминирующая культура, и остальные "подавляемые". Пример - Российская Империя, где доминирующей была культура титульной нации - русская православная, остальные как бы существовали, но "без особых амбиций". Сейчас всё и вся пытаются приравнять. Посмотрим..

    • Уважаемый Игорь!

      Прежде всего, спасибо за дельный отзыв. В инет-пространстве подобное днём с огнём не всегда сыщешь.

      Единственное, не кажется ли вам, что проблема расизма не столько в самих культурных ценностях рас (наличие и взаимодействие которых вполне закономерно и далеко не всегда вступает в противоречия) сколько в отношении к Человеку в принципе? Другими словами, любой человек прежде всего Человек, а уж потом представитель какой-то из групп, например, расовой. И как Человек, соответственно, будет иметь ряд естественных прав, на которые посягает расизм.

      Мирное существование различных культур - миф. Всегда одна культура будет вести себя более агрессивно по отношению к другой. Есть устойчивые варианты сосуществования, когда есть одна доминирующая культура, и остальные «подавляемые». Пример - Российская Империя, где доминирующей была культура титульной нации - русская православная, остальные как бы существовали, но «без особых амбиций»

      Тяжело признавать, но в мировой истории чаще всего происходило именно так. Примеров много. Тем не менее, хоть так оно и было, сейчас мы живём в иное время, где обособленность отдельных наций становится все менее распространена (идёт процесс глобализации), а значит, где доминантность по численности не означает неизбежного превосходства в гражданских правах, вы не находите?

      Как я понимаю, государство, которое мыслит чисто юридически (категориями "гражданин - не гражданин", "легал-нелегал", а не "своей национальности-не своей"), пытается (если, конечно, это так) уравнять лиц олной категории исключительно в гражданских правах, вне зависимости от нац. принадлежности (если бы этого бы не было, имело бы смысл открыто заявить о расовой дискриминации в нашей стране). Впрочем, основная проблема расизма, по моему скромному мнению, как я уже говорила, не в юрисдикции.

      И последний вопрос: скажите, пожалуйста, вы верите в толерантность в современном мире? И отдельно в нашей стране?

      • 1. Совершенно с вами согласен, что человек должен быть прежде всего Человеком. Но чтобы организовать на этом принципе мирное сосуществование культур (хотя бы в нашей стране), таких людей должно быть подавляющее большинство. Причем (важный момент), это большинство должно быть распределено по всем культурам равномерно, т.е. во ВСЕХ культурах принцип Человечности должен иметь более высокий приоритет над национальной составляющей. Сейчас, имхо, это что-то из разряда Утопии и "Далекого Светлого будущего", до которого всем нам еще расти и расти..

        В этом контексте очень примечателен пример России после развала СССР. В самом начале ведь не было такого оголтелого русского национализма. Русские были очень даже терпимы. Просто нац. меньшинства стран СНГ, не имеющие "своего куска Родины" в новой России и не желающие ни уезжать, ни ассимилировать, стали объединяться по национальному признаку (азербайджанские, грузинские, армянские, и т.д. диаспоры). Объединение - это естественная форма защиты, в данном случае от чужой культурной среды, в которой они оказались. Но такой коллективизм, при равных гражданских правах и отсутствии приоритета "Человеческого" над национальным, давал интересный эффект: он не только позволял сохранить нац. культуру в чужой для них стране, но и повышал экономическую, политическую и даже преступную эффективность (национальные ОПГ одни из сильнейших в России до сих пор). В чистом виде эффект синергии. Российский национализм - это лишь ответная реакция, а не первопричина. Причем националисты агрессивны именно к внешним по отношению к России культурам, для они являются "пятыми колоннами" соседних стран, пусть даже дружественным в политическом отношении. К "своим" мусульманам: татарам, башкирам,и другим легко отличимым, никакого национализма нет (не беру в расчет ортодоксальных фашистов, но их немного). С народами Кавказа сложней: народностей очень много, и не каждый сможет отличить ингуша, осетина от грузина, и т.д.. Поэтому идет агрессия на всех. Имхо, важно понимать, что Родина - это страна, одну из культур которой ты исповедуешь. Для большинства диаспор Россия не Родина, а страна проживания. Огромной поток иммигрантов (тем более нелегалов) лишь усугубляет положение, а соответственно и усиливает ответную реакцию, и национализм уже зачастую переходит в фашизм. Вторая причина русского национализма - это упадок русской культуры

        Коммунисты видели решение в полном отказе от национальной составляющей в культуре. Но, имхо, полная потеря своей исторической памяти народом еще хуже, чем мелкие национальные войны.

        2. Мое имхо: Слово "толерантность" почему-то очень сильно не люблю в том виде, в котором его сейчас преподносят. Им сейчас пытаются заткнуть все дыры, погасить все конфликты. Но что такое толерантность - это терпимость. Само слово "терпимость" подразумевает неудобство, то есть некий конфликт, проблему. И вместо того, чтобы решать проблему, эта "терпимость" загоняет ее на более глубокий уровень, где конфликт приобретает скрытые формы. Его становиться тяжелей распознать и, соответственно, решить. И проблем от скрытого конфликта не меньше, а зачастую даже больше. Толерантность - это попытка заставить "терпеть" всех и сразу. В этом случае лучше сказать, что я верю в здравый смыл и высокое духовное развитие каждого человека в отдельности.

        3. Космополитическим русским в окружении малых народов с сильным национальным самосознанием не выжить. И так как до всеобщей "человечности" мы еще не доросли, то решением для России вижу в возрождении сильной национальной русской культуры: она была лояльна к остальных культурам внутри страны и была как клей в РИ. Русский человек должен помнить и гордиться не только советским, но и русским прошлым. Также сюда нужно отнести возрождение русских традиций, борьба с пьянством и наркоманией (да-да, это тоже возрождение русской культуры), развитие спорта, улучшение демографической ситуации, и т.д. по списку.Русские - это титульная нация в России (так уж исторически сложилось), и если как культура, как нация мы сейчас слабые, то появиться множество претендентов занять наше место титульной (ведущей в стране) нации. Естественно мы сопротивляемся. И вся эта борьба и есть наши "национальные конфликты".

        Русский радикальный национализм я вижу не как проблему как таковую, а как индикатор другой более крупной проблемы, а именно упадок русской культуры, деградация русского населения. Агрессивные националисты чувствуют, что что-то не так, но вот их выводы и действия зачастую противоречат здравому смыслу. Если уйдет основная проблема, то от русского национализма не останется и следа.

        Бороться с русским радикальным национализмом, не борясь с основной проблемой - это тоже самое что при гриппе бороться с высокой температурой, не борясь с инфекцией. Да, температуру надо иногда сбивать, когда она через чур высокая (когда национализм переходит в фашизм), но с другой стороны повышенная температура - это признак того, что организм борется с инфекцией, что он еще не сдался.

        • А с чего ты взял, что проблема в приезжих? И какая в них проблема? В том, что их много и появляются этнические банды?- так это проблема миграционной политики и проблема работы милиции, которая население устраивает, раз 70% кажется голосует за тех, кто такую политику ведет. Так что с такой логикой, надо половину населения страны истреблять. Так что бредить не надо.

          Приведи примеры стран, где национализм доводил до хорошего! В России он проблему только усугубляет, как ты можешь видеть каждый день.

          Но нах что-то анализировать, думать, когда все так просто, да?

    Самый подвох в том, что происхождение термина "раса" - заблуждение либо подлог

    Раса - это изначальное самоназвание нынешних русских.

    Вот в чем весь смысл... и гомерический хохот "серых кардиналов"

    ЦИТАТА"Первый намёк на дискриминацию негров можно найти в надписи. . .. "
    Хахха приежай в Америку назови афро-американца так и посиди в тюрме за расизм.Антифа еще мне говоришь,знаток.

    Про библию- та информация из старого завета,даже христиане её не так уж и признают.Много говна написано там.

    Про эмоцанальность, да правы.Уж слижком много агресивности и говна которое протеворечит антифа.
    Наверно секта АНТИ антифа открывется?

    Смешение крови говорите не существует? Интересно а каким тогда вы образом родились на свет? Медики знают что по сперме мужчины можно простым анализом выявить группу крови и всё что с ней связано (а иначе как вы думайте находят насильников?) - это всё во превых, а во вторых фраза "смешение крови" носит так же иносказательный смысл, примерно так же говорят "голубая кровь", когда говорят про аристократов, но мы же знаем что кровь ниразу не голубая:-)))). так что как всегда антифа пишет бред не видя сути и смысла, даже в критическом порыве любое "анти" убого, ибо оно изначально в рамках того против чего "анти" :-)))))

    Но в целом статья понравилась. Познавательная. Если желаете, то могу написать статью с опровержением основных расистских теорий.

Сегодня в мире существует огромное количество разнообразных В прошлом веке актуальной была проблема, вызванная появлением на мировой арене такого движения, как расизм. Это направление вызвало самые противоречивые отзывы. Однако, что такое расизм?

Само слово было впервые зафиксировано во французском словаре Ларусса в тысяча девятьсот тридцать втором году. Там ответ на вопрос «что такое расизм» звучал следующим образом: это система, которая утверждает превосходство одной расы над другими. Законно ли это?

Согласно большому юридическому словарю, под редакцией Сухарева и Крутских, расизм — это одно из основных международных правонарушений. и установка дискриминации, которая основана на расовых заблуждениях и предрассудках.

Что такое расизм и каковы его проявления? Структурная организация и институционализированная практика этого направления приводит к проблеме неравенства, а также к идее о том, что подобные отношения между разными группами людей вполне оправданы как с морально-нравственной, так и с этической и политической и даже научной точек зрения. Данная идеология имеет в своей основе движение к проявлению на уровне законодательства и на практике.

Что такое теория, по которой какая либо расовая или имеет необоснованное право господствовать над другими людьми (однако оно имеет некие псевдообоснования с точки зрения самой идеологии). На практике это выражается в угнетении группы людей по любым признакам (цвету кожи, родовому, национальному или этническому происхождению). На международной конвенции о ликвидации форм дискриминации в одна тысяча девятьсот шестьдесят шестом году было объявлено, что расизм является преступлением. Любые его проявления караются законом.

По данным этой конвенции, расизмом можно считать любое ограничение, предпочтение или исключение, основанное на цвете кожи, признаках расы или происхождения, которое имеет целью уничтожение или же умаление прав на признание, а также ограничение возможностей и свобод человека в его политической, экономической, культурной или социальной жизни.

Рассматриваемый термин появился еще в девятнадцатом веке, когда французом Гобинго была выдвинута концепция о превосходстве над остальными. Причем под эту идею подводились в том числе и псевдонаучные доказательства ее истинности. Особенно острой была проблема такого движения, как расизм в США (Соединенных Штатах Америки). Большое количество афро-американцев, коренного населения, эмигрантов породило широкомасштабные акции, основанные на дискриминации разного рода. И сейчас расизм в Америке ассоциируется с деятельностью печально известной группировки Ку-Клукс-Клан.

В середине прошлого века именно настроения превосходства одних людей над другими, развитые с включением дарвинизма, евгеники, мальтузианства, философии цинизма и мизантропии, элитизма такими философами, как Хайкрафт, Кидд, Лапудж, Вольтам, Чемберлен, Аммон, Ницше, Шоппенгауэр, стали основой для идеологии фашизма. Они легли в фундамент этого учения, оправдывающего и поощряющего сегрегацию, апартеид, идеи о превосходстве "чистой арийской расы" над всеми остальными.

Расизм - это серьезная проблема, нависшая над Россией. Только за первые три месяца 2015 года было зафиксировано 22 случая возникновения конфликтов на почве национальной неприязни. Впоследствии в больнице оказалось более десятка людей, двое из которых, к сожалению, погибли. Поэтому проблема расизма в России является актуальной и требует урегулирования со стороны властей.

Но что такое расизм? Ведь, несмотря на то что многие знакомы с этим понятием, все же остается место для некоторых вопросов. Например, что лежит в его основе? Кто является разжигателем ненависти между народами? И, естественно, как с ним бороться?

«… и брат, возненавидел брата»

Расизм - это особый взгляд на положение вещей в мире. В некотором роде это мировоззрение со своими канонами и особенностями. Основная идея расизма заключается в том, что одни нации стоят на ступень выше, нежели другие. В качестве инструментов деления на высшие и низшие классы выступают этнические признаки: цвет кожи, форма глаз, черты лица и даже язык, на котором говорит человек.

Еще одной важной чертой расизма является то, что доминантная нация имеет больше прав на существование, нежели все остальные. Более того, она может унижать и даже уничтожать другие расы. Расизм не видит в низших сословиях людей, а значит и жалости к ним быть не может.

Подобное отношение приводит к тому, что даже братские народы начинают враждовать. И причиной тому - различие в цвете кожи или традициях.

Зарождение расизма в России

Так почему же проблема расового неравноправия так остро стоит в России? Вся соль в том, что эта великая страна является многонациональной, следовательно существует хорошая почва для возникновения расизма. Если взять среднестатистический мегаполис, то в нем можно найти людей любой национальности, будь то казахи или молдаване.

Многим «истинным» россиянам не нравится такой порядок вещей, ведь по их мнению, чужакам здесь не место. И если одни ограничиваются словесным недовольством, то иные могут прибегнуть к силе.

Но следует заметить, что подобное отношение к приезжим не является повсеместным. Более того, большинство людей спокойно воспринимает многонациональность России, проявляя толерантность и гуманность к своим соседям.

Причины возникновения расизма в РФ

Какие же основные причины того, что расизм в России процветает? Что же, оснований для этого много, поэтому разберем их по очередности.

Во-первых, растущая численность «гастарбайтеров» из других стран. Может показаться, что в подобном явлении нет ничего плохого. Но проблема в том, что многие приезжие работники берут за свои услуги намного меньше, нежели русские. Подобный демпинг на цены приводит к тому, что коренным жителям приходится сильно изощряться, дабы составить конкуренцию.

Во-вторых, некоторые гости совершенно не умеют себя вести. Подтверждением тому могут стать выпуски новостей, где рассказывают о том, что группа кавказцев или дагестанцев избила подростков.

В-третьих, не все приезжие из-за рубежа зарабатывают на хлеб честным путем. Ведь согласно статистическим данным, многие наркотические притоны и точки контролируются гостями из других стран.

Все это вызывает агрессию со стороны русского населения и со временем перерастает в националистическое движение.

В чем разница между национализмом и расизмом?

Нельзя говорить о том, что такое расизм в России, не упомянув о национализме. Ведь несмотря на все их схожие черты, это совершенно разные понятия.

Так, если расизм - это ярая ненависть к другим расам, то национализм - это, скорее, мировоззрение, направленное на защиту собственного народа. Националист любит свою страну и свой народ, поэтому стоит на его страже. Если другие расы не угрожают его ценностям, ведут себя прилежно и по-братски, то и агрессии в их сторону не будет.

Расисту все равно, что сделали или чего не сделали низшие народы - он их будет ненавидеть. Ведь они не такие, как он, а значит, неровня ему.

Проявления расизма в России

Расизм - это чума, и стоит заболеть одному, как вскоре целая толпа зараженных этой идеей будет бродить по городу. Словно дикие волки в ночном лесу, они будут ловить одиноких жертв, притесняя и запугивая их.

Теперь касательно того, как проявляется расизм в России. Изначально агрессивно настроенная часть населения выражает свои претензии в устной или письменной форме. Заметить это можно как в частных разговорах обычных людей, так и в выступлениях некоторых звезд, политиков и шоуменов. Также существует огромное количество интернет-сообществ, блогов и сайтов, пропагандирующих расизм. На их страницах можно найти агитационный материал, настроенный против людей других национальностей.

Но расизм не ограничивается угрозами и дискуссиями. Драки и потасовки часто возникают на почве ненависти к другим расам. При этом их инициаторами могут быть как русские, так и приезжие. В целом оно и не странно, ведь одно насилие порождает второе, тем самым создавая неразрывный круг из ненависти и страдания.

Самое страшное то, что расизм может стать причиной формирования экстремистских групп. И тогда небольшие драки перерастают в масштабные рейды, направленные на зачистку районов, рынков и метро. При этом жертвами становятся не только «нерусские», но и случайные свидетели или прохожие.

Социальный расизм

Говоря о расизме, нельзя не упомянуть об одной из его разновидностей. Социальный расизм - это проявление ненависти одного класса по отношению к другому. При том что это может происходить даже в пределах одной нации. Например, богатые люди считают «отсталыми» обычных рабочих, или интеллигенция смотрит с презрением на простолюдинов.

Печально то, что в современной России подобное явление встречается довольно часто. Причиной тому является большая разница в уровне жизни обычного рабочего и зажиточного предпринимателя. Это приводит к тому, что и первые начинают ненавидеть богатых за их высокомерие. А вторые презрительно относятся к работягам, ведь те не смогли достичь успеха в этой жизни.

Как можно бороться с расизмом?

В последние годы парламент все чаще рассматривает вопросы касательно того, как урегулировать национальные конфликты. В частности, был принят ряд законопроектов, способных помочь в этом деле. Например, существует предусматривающая лишение воли сроком до 5 лет за возбуждение вражды между народами.

Помимо этого в школьной программе есть мероприятия, во время которых детей обучают тому, что все люди равны между собой. Также им доносят мысль, что всякая жизнь священна, и никто не имеет права забирать ее. Подобная методика считается наиболее эффективной, ведь расистские наклонности приобретаются как раз в этом возрасте. Помимо этого существуют и общественные организации, работающие над тем, чтобы сделать мир добрее и гуманней.

И все же полностью избавится от расизма невозможно, ведь такова суть человечества. Покуда в стране будут жить люди с различными этническими признаками - избежать конфликтов и ненависти, к сожалению, не получится.

Человечество прошло долгий путь и преодолело множество трудностей. Будь-то война, эпидемия, стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, мы прошли через это. Но за все эти годы, кажется, мы упустили суть того, что все беды, с которыми мы сталкиваемся, создаем мы сами. Это мы - люди так неистово разжигаем внутри себя ненависть, которая является причиной большинства разрушений.

Хотя международное сообщество прилагает все усилия, чтобы распространить идею любви, кажется, что их послание остается не услышанным –насилие, убийства, расизм, гомофобия, военные преступления ежедневно происходят в наше время. И из всего этого столкновения с расизмом не заслуживает ни один человек. По сути, расизм - это предубеждение и дискриминация против людей определенной расы. Хотя мы побороли радикальный расизм, он все еще преобладает во многих частях мира. Вот некоторые самые расистские страны мира –


Любая страна способна сделать многое, чтобы остановить расизм, и весьма печальными душераздирающим является тот факт, что расизм в Южной Африке пережил Манделу, который всю свою жизнь так упорно с ним боролся. Благодаря движению борьбы против апартеида, была изменена правовая система государства и сейчас проявление расизма считается незаконным, но он все еще остается реальностью жизни.

Как известно, люди в Южной Африке – расисты, и в некоторых местах цены на продукты и товары устанавливаются в зависимости от расы человека. Недавно в Южной Африке была задержана группа людей, подстрекавших к насилию против белых. Это лишь доказывает, что расизм находится за пределами правовых рамок.


Являясь богатой страной, Саудовская Аравия имеет некоторые очевидные преимущества перед бедными и развивающимися странами. Но Саудовская Аравия использует эти привилегии для получения своей выгоды. Как известно, Саудовская Аравия привлекала рабочих из развивающихся стран, таких как Бангладеш, Индия, Пакистан и т.д., с которыми плохо обращались и которые проживали в нечеловеческих условиях.

Помимо этого, граждане Саудовской Аравии проявляют расизм по отношению к более бедным арабским странам. Спустя некоторое время после сирийской революции многие сирийцы нашли убежище в Саудовской Аравии, где с ними очень плохо обращаются. Самое печальное, что эти люди никуда не могут обратиться со своими жалобами.


Страна свободы и отваги также оказалась в списке самых расистских стран мира. Хотя на сложившуюся картину в США мы смотрим через розовые очки, и она кажется очень радужной, настоящее положение дел сильно отличается. В дальних южных и средне-западных регионах таких, как Аризона, Миссури, Миссисипи и т.д., расизм – это ежедневное явление.

Быть против азиатов, африканцев, южноамериканцев и даже обычных жителей США – это суть коренных американцев. Случаи неприязни и ненависти из-за цвета кожи постоянно учащаются, и пока мы не изменим мышление людей, никакой закон ничего не изменит.


Вероятно, они все еще страдают комплексом превосходства, поскольку в какой-то момент истории им довелось практически править всем миром. И сегодня Великобритания является одной из самых расистских стран в мире, особенно по отношению к людям, которых они называют «дези». Речь идет о людях родом с индийского субконтинента.

Помимо этого они проявляют неприязнь в отношении американцев, которых они презрительно называют«янки», французов, румын, болгар и т.д. Поразительно, что и сейчас любая политическая партия в Великобритании пропагандирует вопрос о том, хочет ли человек жить рядом с иммигрантами, что и приводит к расовой ненависти и расизму.


Австралия не похожа на страну, которая может быть расистской, но никто не знает горькую правду лучше, чем индийцы. Большинство людей, которые живут в Австралии, мигрировали сюда из других стран. И все же они считают, что любой новый человек, который мигрирует или переезжает в Австралию, чтобы зарабатывать на жизнь, должен вернуться в свою родную страну.

В 2009 году в Австралии участились случаи преследования и нападок на уроженцев Индии. Было заявлено почти 100 таких случаях, и в 23 из них была выявлена расовая подоплека. Законы ужесточились и сейчас ситуация стала намного лучше. Но такие инциденты только показывают, насколько эгоистичным может стать человечество, удовлетворяя собственные потребности и причиняя вред другим.


Геноцид в Руанде в 1994 году – это пятно позора в истории человечества. Это было ужасное время, когда две этнических расы Руанды конфликтовали между собой и этот конфликт привел к ужасной гибели более 800 000 человек. Два племени тутси и хуту были единственными участниками геноцида, в котором племя тутси стало жертвой, а хуту виновником преступления.

Напряженные отношения между племенами остаются и сегодня, и даже небольшая искра может заново разжечь пламя ненависти в стране.


Япония на сегодня представляет собой хорошо развитую страну первого мира. Но тот факт, что она по-прежнему страдает ксенофобией, отбрасывает ее на много лет назад. Несмотря на то, что согласно японским законам и постановлениям расизм и дискриминация являются запрещенными, правительство само практикует то, что называется «положительной дискриминацией». Это очень низкая терпимость к беженцам и людям из других стран.

Также известен факт, что Япония старается изо всех сил не пускать мусульман в свою страну, так как они думают, что ислам не соответствует их культуре. Такие очевидные случаи дискриминации широко распространены в стране и ничего с этим не поделаешь.


Если вы посеете ненависть, вы пожнете только ненависть. Германия является живым примером того, какое влияние может оказывать ненависть на разум людей. Сегодня, спустя многие годы после правления Гитлера, Германия остается одной из самых расистских стран мира. Немцы испытывают чувство ненависти ко всем иностранцам и все еще верят в превосходство немецкой нации.

Неонацисты существуют и сейчас и открыто заявляют об антисемитских идеях. Убеждения неонацизма могут привести к неожиданному пробуждению тех, кто думал, что идеи немецкого расизма умерли вместе с Гитлером. Немецкое правительство и ООН прилагают все усилия, чтобы скрыть эту запретную деятельность.


Израиль был центром противоречий многие годы. Причиной этого были преступления, совершенные против палестинцев и израильских арабов. После Второй Мировой Войны новое государство было создано для евреев и коренным жителям пришлось стать беженцами на своей собственной земле. Так начался текущий конфликт между Израилем и Палестиной. Но сейчас мы очень хорошо видим, как Израиль жестоко обращался с людьми и проводил дискриминацию по любому признаку.


В России все еще преобладают ксенофобия и «националистические» чувства. Даже сегодня русские являются расистами по отношению к тем людям, которых они не считают исконно русскими по происхождению. Кроме этого, они испытывают расовую неприязнь по отношению к африканцам, азиатам, кавказцам, китайцам и т. д. Это приводит к ненависти и в дальнейшем к серьезным преступлениям против человечности.

Российское правительство наряду с ООН пытались сделать всевозможное, чтобы предотвратить такие случаи расизма, но они все еще продолжают появляться не только в отдаленных районах, но даже в крупных городах.


Пакистан – страна, где большинство населения исповедуют ислам, но даже там происходят многочисленные конфликты между сектами суннитов и шиитов. С давних пор эти группировки враждуют между собой, но не принимается никаких мер, чтобы прекратить это. Кроме того, всему миру известна продолжительная война с соседней Индией.

Между индийцами и пакистанцами были случаи проявления расизма. Наряду с этим подвергаются дискриминации другие расы, такие как африканцы и латиноамериканцы.


Страна с таким великим многообразием также находится в списке самых расистских стран мира. Индийцы – самые расистские люди в мире. Даже в наше время ребенка, родившегося в индийской семье, учат почитать любого человека с белой кожей и презирать темнокожего. Так зародился расизм по отношению к африканцам и другим темнокожим нациям.

К светлокожему иностранцу относятся как к божеству, а к темнокожему отношение крайне противоположное. Среди самих индийцев также возникают конфликты между кастами и людьми из разных регионов, как например, конфликт между маратхами и бихарцами. И все же индийцы не будут признавать этот факт, и гордиться многообразием культур и принятием их. Самое время нам открыть глаза на то, какова ситуация на самом деле, и принять во внимание конструктивное высказывание «Athithi DevoBhava» (принимайте гостя как Бога).

Этот список показывает, что никакие существующие законы и правила, никакой документ не сможет нас изменить. Мы должны сами изменить себя и свое мышление для лучшего будущего и приложить все усилия, чтобы ни одна человеческая жизнь в дальнейшем не пострадала из-за чьего-либо эгоизма и ощущения превосходства.

Социальный ролик о том, как мы каждый день в обычной жизни сталкиваемся с расизмом. Все люди одинаковы - пора над этим задуматься.

Расизм и его социальные корни

Психологические причины проявления расизма

Наличие объективных социологических причин возникновения ненависти, вражды к другим этносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разные люди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говорить о наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих его склонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.

Психика устроена таким образом, что для того, чтобы уважать себя, чувствовать себя спокойно и достойно, большинство людей вынуждено не замечать некоторую часть своих свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которые обладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традиции аналитической психологии принято называть «тенью».

Не замечая собственные неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят их внешние объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «люди злы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «он меня ненавидит».

Психический механизм здесь следующий: психика, как правило, распространяет себя и свои свойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек «естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемый дальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я не такой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следует вытеснение -- в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человек продолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.

«Примитивная личность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует как примитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, поскольку его сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшие конфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечто чуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцы становятся жертвами теневой проекции.

В стране объектами теневой проекции становятся национальные меньшинства. Очевидно, что благодаря расовым и этническим особенностям, и тем более при наличии иного цвета кожи, национальные меньшинства наиболее подходят для теневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемы национальных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный. Однако все варианты имеют одну общую особенность--раскол в структуре коллективной психики.

Роль чужаков, которую в прежнее время выполняли военнопленные и потерпвшие кораблекрушение мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один и тот же принцип определяет отношение к религиозным меньшинствам во всех религиях» (Эрих Нойман).

«Чужак как объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психической энергетике. Тень -- чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная, противоположная точка зрения, оказывающая губительное воздействие на нашу сознательную установку и чувство безопасности -- может быть экстериоризирована и затем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагами народа по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями, уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национального мировоззрения» (Нойман).

Действия такого человека является неосознаваемыми. До сих пор проблема Тени проявляет себя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, на которые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер, озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специального образования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртого класса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показали результат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценки прогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык «умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числа школьников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственно отсталых, их 32%.

С точки зрения аналитической психологии «Коллектив будет стремиться к своему освобождению с помощью «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувство вины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления в сознании».

Например, в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германия наконец-то сможет восстановить былое величие, которое было потеряно в результате проигрыша в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших, что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущую судьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5% территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек, из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% ее производственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железной руды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почти весь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожных вагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальная комиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию на сумму 20 млрд. золотых марок.

Но при всей тяжести экономических последствий Версальского договора не они повлияли на дальнейшую судьбу Веймарской республики, а то, что в Германии возобладало чувство унижения, которое способствовало появлению настроений национализма и реваншизма. В Версале британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж пророчески заявил, что главная опасность заключаемого договора в том, что «мы толкаем массы в объятия экстремистов».

«Любая война может состояться только при условии превращения врага в носителя теневой проекции. Поэтому страсть и радость участия в военном конфликте, без которых невозможно заставить ни одного человека участвовать в войне, проистекают из удовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны служат коррелятом старой этики, поскольку в них зримо проявляется активизация бессознательной, теневой стороны коллектива» (Нойман).

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Девиантное поведение подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков...

Неудивительно, что прямые политические выводы из расистских концепций были сделаны именно в Германии. Подобные концепции очень пришлись ко двору самым агрессивным, империалистическим кругам этой страны - милитаристам и колониалистам...

Критика существующих расовых доктрин с позиций Концепции Общественной Безопасности

Научную несостоятельность расистской концепции давно видели все бoлee добросовестные ученые - и антропологи-натуралисты и историки-этнографы. Расистские бредни едко высмеивал Н. Г. Чернышевский...

Культура, как фактор социальных изменений

Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов. Один из основных компонентов культуры - обычай, как сложившаяся форма регуляции массового поведения...

Насилие в молодой семье: социологический анализ (региональный аспект)

Насилие - неотъемлемая часть бытия на протяжении всего развития человеческого сообщества. И сегодня различные формы его проявления можно встретить во всех уголках мира. Ежегодно от насилия на планете погибает более полумиллиона людей...

Проблема отказов от детей

До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка...

В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16--18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии...

Расизм и его социальные корни

В первой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствии обострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами - приверженцами освобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции...

Расизм и его социальные корни

Жозеф Артюр де Гобино (1816--1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том...

Расизм и его социальные корни

Ряд этологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции -- агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам...

Расово-антропологическая школа в социологии

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX--XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались...

Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье

Семейные разногласия является естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами...

Социальные и психологические причины наркотизации общества

Среди психологических факторов, влияющих на наркотизацию общества можно выделить следующие: Личностная незрелость в семейной и общественной жизни, узкий круг интересов, асоциальные увлечения, низкие духовные запросы...

Социальные факторы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Реальный масштаб насилия в семье возможно никогда не будет точно известен, но очевидно, что подобный тип насилия является частью динамики многих семейных конфликтов как в развитых, так и в развивающихся странах. Исследования...