Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию. Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы

«Педагогический проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» Подготовила: Дмитриева Юлия...»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14

Педагогический проект

«Приобщение детей к художественной

литературе

через чтение сказок»

Подготовила:

Дмитриева Юлия Анатольевна,

воспитатель высшей

«Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.

Актуальность проекта:

Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению.



Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей создания сказок;

Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;

Развивать связную речь;

Развивать мышление, внимание, память, воображение;

Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;

Повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

Перспективность данного педагогического процесса заключается в том, на основе образовательного проекта «Приобщение детей к миру художественной литературы через чтение сказок» мною разработан проект «Ребенок и книга».

У воспитанников в процессе сформируется интерес к произведениям русских классиков, лучшим книгам детских писателей, поэтов и произведениям других народов. Процесс чтения будет способствовать духовному обогащению детей и родителей.

В данном проекте разработана универсальная схема работы со сказкой, где на примере одной сказки решаются такие задачи, как нравственное воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения, экологическое воспитание, развитие мелкой моторики.

Универсальная схема работы со сказкой:

Название сказки.

Нравственный урок.

Воспитание добрых чувств.

Речевая зарядка.

Развитие мышления и воображения.

Сказка и познание.

Сказка развивает руки.

При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Следующий пункт – воспитание добрых чувств.

Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно:

· учить детей сравнивать, сопоставлять;

· формировать привычку доказывать, рассуждать;

· ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;

· упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты поступил на месте…», «Как движениями похвалить петушка» и т.п.

Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий пункт схемы методики – речевая зарядка. Умение задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, в методике используются специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учу применять их к месту, помогаю более четко уяснить внутреннее содержание сказки.

Следующим существенным моментом в данной методике является пункт

Развиваем мышление и воображение. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагаю детям впервые отойти от первичных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод и т.д.

Теперь о связи сказки и познания. Это необычные математические задания, требующее от детей смекалки, умения устанавливать связи и взаимосвязи. Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, т. е.

прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Игра «Чем, похоже, чем отличаются», например, чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо? и т. д.

Еще одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня – формирование экологической культуры детей. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в пункте «Сказка и экология». Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д.

Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (например, колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он будет невиден на траве и т. д.).

Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю чтото сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. О полезности таких заданий говорилось выше.

Обязательно знакомлю детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла»). Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни.

Взаимодействие с родителями Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению.

Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи.

Перспективный план работы по проекту:

1. Опрос детей по теме «Моя любимая сказка».

Декабрь 2. Анкетирование родителей «Ребенок и книга».

3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.

4. Чтение сказок: русские народные «Колобок», «Репка», «Теремок»

5. Подвижные игры с героями сказок.

Январь 1. Беседа с детьми на тему «Правила пользования книгой»

2. Кукольный театр «Теремок»

3. Чтение сказок: русские народные «Зимовье зверей», «Волк и лиса», «Снегурушка и лиса»

4. Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Волк, Лиса, Петушок.

5. Создание консультации для родителей «Особенности чтения сказок о животных».

Февраль 1. Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка».

2. Художественное творчество «Колобок бежит по дорожке»

3. Чтение сказок: русские народные «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя».

4. Инсценировка сказки «Колобок».

5. Создание памятки для родителей «Почитай мне сказку».

Март 1. Беседа «Творчество К.

Чуковского»

2. Художественное творчество «Рукавичка», «В гостях у Мойдодыра».

3. Кукольный театр «Три медведя».

3. Чтение сказок: русские народные «Рукавичка», сказки К.

Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Краденое солнце»

4. Подвижные игры с героями сказок.

5. Оформление фотовыставки «Чтение в кругу семьи».

Апрель 1. Игры «Загадки по сказкам», «Угадай-ка»

2. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», венгерская сказка «Ленивая Бручолина».

3. Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Волк, Лиса, Кот, Козлята.

4. Инсценировка сказки «Теремок».

5. Оформление выставки художественного творчества «Мой любимый сказочный герой»

Май 1. Игры «Расскажи сказку по картинкам», «В книжном магазине».

2. Викторина «Отгадай сказку».

3. Чтение сказок: русские народные «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь», английская сказка «Три поросенка», сказка Ш. Перро «Красная шапочка».

4. Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок

5. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» и презентация проекта для родителей.

Литература

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:

Мозаика – синтез, 2005.

2. Гриценко З.А. Пришли мне чтение доброго. – М.: Просвещение, 2003.

3. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. – М.: Просвещение, 2003.

4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинов В.И. Ребенок и книга. – М.:

Просвещение, 1992.

5. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: Изд. Литера, 2012.

Энциклопедия для родителей. – Спб.: 2009.

Похожие работы:

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» р.п.Варнавино Нижегородской области Союз детских общественных объединений «Радуга» Варнавинского района ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: на Координационном Совете директор МОУ ДОД ЦРТД и Ю протокол № _ _ от «»2013 г. Л.С.Пастухова ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ» Разработчики: Вожатский отряд «Радуга» Варнавинского района Руководитель: Захлыстина Т.В. –...»

«Содержание ХАБИБУЛЛИН Загид Валеевич (20 IX (3 Х) 1910, Орск) композитор и скрипач ХАВТОРИН Борис Порфирьевич (22 Х 1953, Оренбург) педагог, организатор высшего музыкального образования ХАЙКИН Борис Эммануилович (1904 1978) дирижер ХАЙРИ, наст. фамилия Хайретдинов, Гайнан Бадретдинович (2 (15) VI 1903 -15 XII 1938) башкирский писатель ХАЙРУЛЛИН Барый Хабиевич (1 II 1955, с. Кузбаево Буравского района Башкирии) религиозный деятель. 2 ХАЙРУТДИНОВ Мингаз Хайрутдинович (15 VIII 1905 4 II 1970, с....»

«Резник Н.А. Научность, доступность и наглядность учебного контента в современном информационном пространстве, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2012, 592 стр. ISBN 978-3-8465-3113-6 Раздел I Зависимость смысла от слова и образа Резник Н.А. В недалёком прошлом в Российской системе образования ведущее место принадлежало слову. На уроках в школе учителя объясняли текущий материал, в аудиториях высших учебных заведений преподаватели читали лекции. Как правило, это сопровождалось...»

«Психологические аспекты педагогической деятельности ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Захарова Жанна Анатольевна д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» г. Кострома, Костромская область МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ «МОЗАРТИКА» В РАБОТЕ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ Аннотация: автор отмечает, что в России с каждым годом растет число замещающих семей, в которых воспитываются дети, подвергшиеся различным видам...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова» А. В. Федоров, А. В. Онкович, А. А. Левицкая Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом Таганрог Издательство ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова» Файл загружен с...»



2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

1 слайд

Данный проект осуществляется на протяжении нескольких лет в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Центре Развития Ребёнка детском саду № 4 «Золотой ключик».
Вашему вниманию представлен проект по «Приобщение детей к художественной литературе с использованием детской книжной графики».
Данный проект разработан, с цель помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь.

2 слайд

Для реализации проекта, прежде всего, в своём детском саду мы начали работу с того, что определили основные цели и задачи:

В своей работе мы опираемся на опыт педагогов Ростовской области, использую региональные технологии.

3 слайд

Для реализации данных направлений необходимо было создать предметно-развивающую среду:
Мини детские библиотеки, где имеются дидактические игры и наглядный материал (работы художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, В.В. Лебедева, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачева). Подобраны художественные произведения с учетом возраста и программы, реализуемой в ДОУ.

4 слайд

В нашем саду ежедневно проводятся чтения в свободной форме. Так же на специально организованных занятиях, начиная со второй младшей группы.

5-7 слайд

Систематически в рамках детского сада проводятся литературные досуги, праздники, развлечения, конкурсы чтецов и детских рисунков и поделок. Так же дети и педагоги нашего детского сада участвуют в региональных и всероссийских конкурсах.

8 слайд

По прочитаны книгам, организовываются театральные постановки, кукольные театры, и просто обыгрывание сюжета с участием, как детей, так и педагогов.

9 слайд

Детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой. Сотрудники библиотеки устраивают для детей литературные встречи, театральные представления и праздники книг.

10 слайд

Приобщить ребенка к книге – невозможно без участия семьи. Мы используем различные формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания («Ребенок в информационном пространстве», «Ребенок и книга» и т.д.);
  • выставка детских рисунков «Иллюстрация к моей любимой книге» оформлена в сотворчестве с родителями;
  • созданы папки-передвижки «Организация детского чтения в семейных условиях», «Что читают детям в группе», «Поучите вместе с нами» и т.д.
  • совместно с воспитателями, родителями дети «выпускают в свет» книжки-самоделки.

11 слайд

В поддержку у малышей желание творить, был разработан проект «Создание новой книги»: по созданным детьми иллюстрациям мы сочиняем совместно новую сказку.

12 слайд

Среди родителей систематически проводится анкетирование на темы « Книга – это возможность общения со взрослым» и «Роль книги в семье». Анкеты разработаны сотрудниками детского сада.

13 слайд

Так же совместно с родителями и детьми в саду проводится «День здоровой книги». Дети младшего возраста принимают участие в таких акциях совместно со своими родителями. Дети же старшего возраста производят «лечение» книг самостоятельно и под руководством педагога.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники детской центральной библиотеки, родители.

Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга - необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.

Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам, как источнику новой информации, произведению искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы;
  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
  • Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности;
  • Привлечение родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
  • Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформирован интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
  • Развиты творческие способности, коммуникативные навыки, связную речь, значительно пополнить словарь;
  • Развита способность детей узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
  • Сформировано умение самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять «Книжки-малышки» ;
  • Сформировано умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы) .

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация для родителей
  • Изготовление «Книжек-малышек» совместно с детьми;
  • Участие в фотовыставке «Моя любимая книга» ;
  • Разгадывание кроссворда «Книги К.И. Чуковского» совместно с детьми.

Продукты проектной деятельности:

  • Пополнение центра книги в группе;
  • Фотовыставка «Моя любимая книга» ;
  • Выставка «Книжек-малышек»
  • Продуктивная деятельность в организованной образовательной деятельности;
  • Выставка «Закладки для моей любимой книжки» ;
  • Рекомендации «Как и какую литературу читать детям 4-5 лет» ;
  • Кроссворд по произведениям К.И. Чуковского;
  • Интерактивная презентация к итоговому мероприятию «Путешествие в Книгоград» .

Реализация проекта

I этап. Подготовительный.

Цель:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе
  • Подбор детской и методической литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов, для реализации проекта.
  • Подбор информации для оформления родительского уголка.
  • Договорённость о творческом сотрудничестве с МБУ Вознесенской ЦБС детской библиотекой.
  • Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
  • Консультации «С какими книгами лучше дружить дошколятам» ;
  • Анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
  • Совместное изготовление родителей с детьми «Книжки-малышки» ;
  • Участие в фотовыставке «Моя любимая книга» .

II этап. Основной.

День 1. «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом» (День С.Я. Маршака)

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к его творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев;
  • В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.

Социально-коммуникативное развитие Путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я. Маршака) ;

Экскурсия в библиотеку детского сада

Речевое развитие Чтение произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом» , «Пожар» , «Сказка о глупом мышонке» , «Усатый-полосатый» , «Рассеянный с улицы Басеянной» в детском саду и дома.

Игра «Умники и умницы» по произведениям С.Я. Маршака

Физическое развитие Утренняя гимнастика «О том, как загорелся кошкин дом»

Подвижная игра «Найди свой домик»

Познавательное развитие Интегрированное занятие «Кошкин дом»

Дидактическая игра «Найди героев сказки»

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Художественно-эстетическое развитие Музыкальная игра «Мыши водят хоровод» , лепка «Кошкин дом» .

День 2. «Забавные картинки для детей» (День В.Г. Сутеева)

Задачи:

  • Познакомить детей с автором и художником В.Г. Сутеевым;
  • В дидактических, подвижных играх, в творческих видах деятельности, в театральной деятельности закрепить знания детей сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева.

Социально-коммуникативное развитие Театральная деятельность «Драматизация сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Г. Сутеева.

Речевое развитие Чтение произведений В.Г. Сутеева «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Кто сказал мяу?» , «Три котенка» , «Цыпленок и утенок» в детском саду и дома.

«Кто быстрее под грибок» , подвижная игра «Ласковые котята»

«Узнай героя по описанию» , дидактическая игра «Последовательные картинки» по серии «Забавные картинки» В.Г. Сутеева, дидактическая игра «Узнай по голосу»

Художественно-эстетическое развитие Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка» (по произведениям В. Сутеева)

Музыкальная игра «Зайка серый умывается»

День 3. «Доктор Айболит» (День К.И. Чуковского)

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
  • Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи;
  • Тренировать память, расширять кругозор, развитие внимания, воображения, восприятия.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского.

Театральная деятельность «Постановка сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»

Ремонт «заболевших» книг «Книжкина больница»

Речевое развитие Чтение произведений К.И. Чуковского «Доктор Айболит» , «Телефон» , «Краденое солнце» , «Тараканище» , «Бармалей» , «Путаница» , «Муха-Цокотуха» , «Федорино Горе» в детском саду и дома.

Физическое развитие Подвижная игра «Путаница» , подвижная игра «Кто быстрее»

Познавательное развитие Дидактическая игра «Как вести себя с больным» , дидактическая игра «Помоги Федоре» , организованная образовательная деятельность «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Кроссворд «Сказки К.И. Чуковского»

Художественно-эстетическое развитие Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности «Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат»

День 4. «Незнайка в гостях у ребят» (День Н.Носова)

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством Н.Носова, создавать условия для создания детьми творческих работ на основе прочитанного;
  • Развивать творческое воображение, мышление, память, формировать умение у детей соблюдать правила подвижных, настольных и дидактических игр.
  • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям Н.Носова.

Настольно-печатная игра «Незнайка в солнечном городе» .

Речевое развитие Чтение произведений Н.Носова «Незнайка на Луне» , «Заплатка» , «Огурцы» , «Мишкина каша» , «Приключения Незнайки» в детском саду и дома

Физическое развитие Подвижная игра «Найди себе пару» , спортивное развлечение «Незнайка в гостях у ребят» , подвижная игра «Кошки мышки»

Познавательное развитие Математическая игра «Поможем Незнайке»

Организованная образовательная деятельность «Николай Носов и его произведения» .

Дидактическая игра «Незнайка в стране геометрических фигур»

Художественно-эстетическое развитие Организованная образовательная деятельность «Кораблик для Незнайки»

День 5. «Сказка в гости к нам пришла» (День сказок)

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами сказочных произведений, формировать умение узнавать героев сказок, знать названия и автора, пересказывать содержание высказывать свое отношение к героям сказок;
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, магнитный)
  • Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок.

Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» - кукольный театр.

Беседа «Расскажи свою любимую сказку» - рассказы детей.

Речевое развитие Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко» , «Лисичка со скалочкой» , «Три поросенка» , «Теремок» , «Колобок» , «Маша и медведь» в детском саду и дома.

Физическое развитие Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» , подвижная игра «Пятнашки» .

Познавательное развитие Беседа «Что такое библиотека?»

Мероприятие «Наши любимые сказки» - провели сотрудники детской центральной библиотеки.

Дидактическая игра «Доскажи словечко» - загадки о героях сказок.

Художественно-эстетическое развитие Рисование на тему «Мой любимый герой сказки»

III этап. Заключительный.

  • Подведение итогов проектной деятельности;
  • Проведение итогового мероприятия – детская викторина «Путешествие в страну «Книгоград»
  • Оформление пальчикового театра по сказкам;
  • Фотовыставка «Моя любимая книга» ;
  • Выставка «Книжка-малышка» , изготовленных детьми совместно с родителями;
  • Составление рекомендаций для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет.

Список используемой литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / авт. -сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007 г.
  5. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012 г.

Художественная литература с самого раннего возраста формирует характер ребёнка. Она присутствует в его жизни как нравственно-эстетический ориентир: книги становятся его друзьями и советчиками, их герои - примером для подражания, а язык автора открывает двери в мир воображения, где царит красота гармонии. Так у ребёнка закладывается система ценностей, развивается самосознание и культура речи, формируется художественный вкус. Дети крайне восприимчивы и отзывчивы ко всему прекрасному, поэтому нужно стремиться как можно шире использовать художественную литературу в процессе воспитания. Для того чтобы занятия по литературе были максимально эффективными, нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и ориентироваться в прогрессивных тенденциях современной педагогики.

Цели занятий по художественной литературе в детском саду

Можно сформулировать следующие общие цели проведения занятий по художественной литературе в детском саду:

  1. Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, через воспитание художественного вкуса как способности воспринимать на слух различные средства выразительности языка, которыми пользуется автор (общая тональность произведения, красота метафор, ритм и мелодичность речи, образность и поэтика языка).
  2. Дать представление об основных жанровых и стилистических особенностях литературного произведения (структура и композиция, ритмика, различные речевые обороты), без чего невозможно целостное восприятие прочитанного и понимание его содержания.
  3. Привить любовь к книгам, как базу для формирования привычки к чтению и способности самостоятельно ориентироваться в мире литературы в дальнейшем.

Настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов

Восприятие художественного произведения всегда индивидуально. И эту индивидуальность необходимо всячески культивировать, так как настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов.

Дети откликаются на художественное произведение всем сердцем. Они способны верить в реальность литературного персонажа, могут поставить себя на его место, радоваться и огорчаться вместе с ним. Это учит их сочувствию и милосердию, прощению и снисходительности. Такая эмоциональная вовлечённость помогает им лучше понимать текст - сначала на невербальном уровне, а потом, в более старшем возрасте, на уровне смысловых оттенков.

Нельзя представить себе занятие литературой без анализа прочитанного произведения. Со временем форма аналитической беседы меняется, отражая возрастные особенности ребёнка. Однако, оценивая поступок героя, воспитатель всегда использует эстетические категории, воспитывая в ребёнке понимание того, что нравственно - это не просто правильно и хорошо, но ещё и красиво.

Младшая группа

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи.

Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.

При знакомстве с произведением воспитатель сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним

На этом этапе детей приучают воспринимать короткие произведения на слух, узнавать их, связывая со знакомыми образами, и воспроизводить. Повторяя одно и то же произведение много раз, воспитатель постепенно подводит ребёнка к пересказу с опорой на иллюстрации.

Приём поправления нужно использовать с осторожностью, не заостряя внимания на ошибках ребёнка и не оказывая на него давления - скорее подсказывая и объясняя, чем исправляя неточность. Дети могут эмоционально реагировать на произведение, даже не понимая тонкостей сюжета и не разбираясь в мотивах поступков героев.

Картинки можно использовать как опору при подготовке к пересказу: задавать по ним вопросы, просить найти нужную иллюстрацию, усложнять описание по ходу действия

Самой важной задачей для этой возрастной группы является формирование навыка слушания. Через слушание и эмоциональный отклик ребёнок получает доступ к более сложным оттенкам чувств и эмоций, он начинает глубже понимать смысл произведения, у него развивается чувство языка и коммуникативные навыки, внимание и музыкальный слух. Именно так дети усваивают речь, это основная закономерность.

Одновременно, в соответствии с общими целями ознакомления с художественной литературой, у них закладываются базовые представления о способах выразительности: образности и поэтике языка, певучести интонаций народной речи и ритмичности стихотворений. Они начинают интуитивно распознавать жанры (сказку, прозу, стихотворение), лучше разбираться в построении сюжета, глубже понимать смысл. А главное, у них просыпается интерес к книгам и художественное чутье, которые впоследствии превратятся в любовь и уважение.

Перед воспитателем стоит задача поддержать этот интерес, увлечь ребёнка книгой и научить его следить за сюжетом.

Видео: занятие по художественной литературе в младшей группе

Видео: занятие по чтению с элементами исследовательской деятельности (средняя группа)

У детей старшей группы уже появляются любимые книги и произведения

Перед воспитателем стоит задача отточить инструменты анализа, углубить знания ребёнка о разновидностях жанров. Для этого можно проводить тематические беседы по прочитанным произведениям, обсуждать книги любимых авторов, зачитывать фрагменты текста с последующим разбором их особенностей.

Важно не переусердствовать с аналитической составляющей в ущерб воображению и фантазии. Для равновесия необходимо учитывать потребность ребёнка в высвобождении творческой энергии. Можно изучать основы стихосложения или писать рассказы, устраивать литературные конкурсы и «фестивали книги». Играть в словесные игры, наконец. Главное, поддерживать интерес и систематически отслеживать состояние ребёнка.

Видео: фрагмент занятия по чтению художественной литературы в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=S3WT3a1edSc Video can’t be loaded: Художественная литература в старшей группе. Начальная школа-Детский сад «Доверие» (https://youtube.com/watch?v=S3WT3a1edSc)

Видео: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (старшая группа)

Виды занятий

В соответствии с принципом всеобщности и постоянства эстетического воспитания, литература должна проникать во все сферы жизнедеятельности ребёнка в любом возрасте. Виды деятельности детей бывают следующие:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • художественная;
  • двигательная.

Это означает, что могут быть самые различные виды занятий по литературе: игровое занятие с элементами декламации, на котором воспитатель, например, читает стихи наизусть, а дети его слушают и реагируют в соответствии с игровой ситуацией, занятие-беседа (предварительная или аналитическая), занятие по инсценировке художественного произведения, занятие-экскурсия или даже занятие-прогулка. Ребёнку дошкольного возраста сложно долго сохранять концентрацию внимания на чем-то одном, поэтому нужно чередовать активные виды деятельности со спокойными.

Занятия по чтению необходимо чередовать с активной деятельностью

Формы и методы работы с книгой в детском саду

Методы работы с книгой делят на первичные и вторичные. Методы вторичного ознакомления углубляют понимание ребёнком текста, прослушанного ранее с использованием первичных методов. Они дают ему возможность лучше оценить выразительные средства языка - меткость эпитетов в прозе, мелодику и ритм стихотворений, образность и напевность речи в народных сказках. Детям нравится слушать полюбившиеся им произведения снова и снова, каждый раз сопереживая героям и эмоционально проживая все перипетии сюжета.

Любимый рассказ или сказку дети готовы слушать много раз

Методы первичного ознакомления

К основным методам первичного ознакомления с книгой относят:

  1. Чтение.
  2. Рассказывание.

Чтение подразумевает дословное воспроизведение текста вслух (по книге или наизусть). Разновидностью этого метода можно считать прослушивание аудиозаписи (пластинки), когда воспитатель не выступает в роли чтеца или рассказчика.

Рассказывание отличается от чтения свободной передачей сюжетной линии произведения, что допускает достаточную степень вариативности в отношении языка оригинального текста. Рассказчик может при этом менять порядок слов в предложениях, использовать синонимы или даже свободно интерпретировать какие-то повороты сюжета. В данном случае все зависит от таланта рассказчика и его умения заинтересовать детей произведением.

Формы проведения занятий

Эти методики могут использоваться при проведении занятий в форме:

  • чтения или рассказывания одного произведения;
  • чтения или рассказывания нескольких произведений, объединённых одним художественным образом (рассказы о воробье, сказки о петушке);
  • чтения или рассказывание нескольких произведений, объединённых одной темой (любимые игрушки, лес зимой).

Принцип комплексного воздействия

Возможны формы проведения занятий по литературе, когда используется принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Вовлечение всех органов чувств в процесс восприятия художественного произведения усиливает впечатление и вызывает более глубокий эмоциональный отклик. Там, где это возможно, следует стремиться объединять произведения, принадлежащие к разным видам искусства.

Прекрасным дополнением к чтению может быть теневой и другие виды театра

К таким формам проведения занятия могут относиться:

  • чтение или рассказывание с использованием наглядного материала или визуального сопровождения (рассматривание картин, показ слайдов с репродукциями или диафильмов с иллюстрациями к произведению);
  • чтение или художественная декламация, сопровождающаяся исполнением музыкального произведения;
  • чтение или художественная декламация с использованием визуального сопровождения в сочетании с музыкой;
  • чтение, рассказывание или художественная декламация с визуальным сопровождением в виде театрализованного представления (теневой театр, театр кукол).

Все эти формы проведения урока формируют у ребёнка целостное художественное впечатление, развивают вкус и стимулируют интерес к литературе.

Методы вторичного ознакомления

К методам вторичного ознакомления с книгой относят:

  1. Аналитическую беседу.
  2. Повторное чтение.
  3. Пересказ произведения.
  4. Заучивание наизусть.
  5. Художественную декламацию.
  6. Инсценирование.

Аналитическая беседа служит для того, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми прочитанного произведения. В ходе беседы можно уделить внимание особенностям жанра произведения, его композиции и средствам выразительности. Дать оценку характерам героев, их поступкам и взаимоотношениям.

Очень важно сделать паузу после того, как произведение будет прочитано, чтобы дать ребёнку время прийти в себя, осмыслить услышанное. Будет ошибкой переходить к разбору произведения, когда ребёнок все ещё находится под впечатлением от прослушанного. По мнению Е. А. Флериной, элементы анализа лучше использовать при повторном чтении, так как переживания ребёнка гораздо важнее.

Воспитательная беседа, которую вы инициируете, может разрушить очарование текста и испортить впечатление. Иногда, достаточно просто спросить у ребёнка, понравилась ли ему сказка или рассказ. И поддержать его одной фразой, эмоционально связанной с содержанием прочитанного. К сожалению, общепринятой практикой является проведение аналитической беседы без учёта эмоционального воздействия текста на ребёнка.

После чтения необходимо дать ребёнку время на осмысление услышанного

Повторное чтение, как и аналитическую беседу, лучше использовать с каким-то временным интервалом, так как ребёнку необходимо усвоить полученную информацию и осмыслить тот опыт, который он получил. Если произведение большого объёма, можно читать небольшие отрывки, значимые по смыслу, а потом уже, через несколько недель - перечитать его целиком. Однако, небольшие по объёму произведения (стихи, басни, короткие рассказы) можно повторять сразу после прочтения.

Произведения, которые дети уже знают, можно пересказывать, заучивать наизусть и использовать в играх, инсценировках.

Картотека книг в детском саду

Список литературы следует постоянно пересматривать, пополняя его новыми книгами, чтобы в нём присутствовали произведения разных жанров и авторов: от поэм и басен до рассказов и повестей. Воспитателю нужно быть в курсе литературных новинок, знать хорошие издательства, которые специализируются на детской литературе, использовать творческий подход и читательскую интуицию.

Воспитатель дожен быть в курсе и литературных новинок, и классических произведений

Психологические особенности восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста

Дошкольникам присуща конкретность и образность мышления, поэтому в литературных произведениях должны присутствовать конкретные чувственные образы, психологически близкие детям. В этом возрасте они очень эмоциональны и импульсивны, у них динамичная природа. Соответственно, нужно выбирать произведения с ясной структурой и эмоциональным подтекстом: борьбой противоположностей, которые олицетворяют герои, быстрой сменой событий и драматическими поворотами сюжета.

Дети легко вживаются в условности и сопереживают героям, что обусловлено их психологическими особенностями. Они очень хорошо воспринимают такой стилистический приём, как преувеличение - намеренное подчёркивание тех или иных черт характера персонажа, с целью усиления выразительности. Чем меньше ребёнок, тем больше его потребность в этом отклонении от «равнодушной истины», поэтому самые маленькие больше всего любят сказки, а более взрослые - приключенческую литературу.

Принципы организации картотеки

При составлении картотеки список книг разбивается на разделы по содержанию. Например, картотека художественной литературы может содержать такие разделы, как «Эстетическое воспитание» или «Развитие речи». Далее, указывается автор произведения, название и предполагаемая цель проведения занятия, которая всегда связана с общими задачами изучения литературы. Это может быть «Воспитание чувства прекрасного» для раздела «Эстетическое воспитание». Или «Воспитание культурно-гигиенических навыков» для раздела «Самообслуживание, труд». Структура картотеки должна быть понятной и логичной, чтобы ей легко было пользоваться.

Разработка проекта по художественной литературе

Проекты по художественной литературе для дошкольников могут относиться к творческому, педагогическому, познавательному или познавательно-художественному типу. Они бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В зависимости от количества участников, их подразделяют на групповые и индивидуальные.

Соответственно, проекты могут затрагивать самые разные темы, при условии, что цели работы имеют отношение к общим целям проведения занятий по литературе, а автор способен обосновать выбор своего предмета и доказать актуальность исследования.

Какую тему выбрать

Проект по приобщению ребёнка-дошкольника к литературе может использовать, например, такую форму работы с детьми, как оформление выставочных стендов с детскими рисунками-иллюстрациями к прочитанным произведениям А. Н. Толстого или С. Я. Маршака. При этом можно проводить занятия-беседы по биографиям этих писателей - знакомить детей с их творчеством и интересными фактами из их жизни. Название проекта может звучать как «Мои любимые сказки С.Я. Маршака» или «Любимые персонажи из сказок А. Н. Толстого».

Чтобы научить ребёнка с уважением и бережностью относиться к книге, можно организовывать тематические экскурсии в музеи и типографии, выпускать стенгазету, смотреть познавательные видеофильмы воспитательного характера, проводить занятия по истории книги и оборудовать специальный уголок «Книжной скорой помощи» в группах.

Можно также праздновать день рождения любимого произведения. Для этого вместе с детьми делается календарь-самоделка «Книжкины именины» с указанием книг, которые скоро будут отмечать свой юбилей.

Результатом проекта может стать выставка «Книжкины именины»

Алгоритм разработки проекта

При разработке проекта по художественной литературе для ДОУ принята следующая последовательность действий:

  1. Оценивается актуальность работы (проводится аналитико-прогностическое обоснование проекта, определение причин, которые привели к существующему положению вещей).
  2. Формулируются цели и задачи проекта.
  3. Определяются этапы его реализации (со сроками и задачами по каждому этапу).
    • проводится обсуждение и выбирается тема проекта совместно с детьми (этап проблематизации);
    • составляется план деятельности воспитателя и детей, происходит выбор ребёнком художественного произведения для дальнейшей работы (этап разработки проекта);
    • происходит переход к практической части, включающей различные виды деятельности детей и формы работы (этап выполнения проекта).
  4. Подводятся итоги проведённой работы.
    Оценивается ресурсная база проекта (кадровые, материально-технические, программно-методические, информационные ресурсы).
  5. Составляется перечень использованных художественных произведений с приложением сценария разработанного мероприятия.

Тематическое планирование художественной литературы в детском саду

Прежде чем приступать к какой-либо деятельности, всегда лучше сначала определиться с планом действий. План должен помогать в достижении поставленной цели, выполнять функцию контроля и мотивировать исполнителя, повышая эффективность педагогического процесса. От того, насколько качественно он составлен, будет зависеть результат.

Какими принципами следует руководствоваться

При разработке плана занятий по художественной литературе в детском саду нужно помнить о тематическом принципе, который подразумевает существование общей тематики, объединяющей всю деятельность детей. Например, это может выражаться в том, что воспитатель будет отбирать произведения для занятий, посвящённые текущему времени года (рассказы и сказки о лете) или какой-то праздничной дате (стихотворения к Новому году).

Включение в план различных видов занятий обусловлено принципом взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Так, игровые занятия, занятия-прогулки или занятия-экскурсии позволяют реализовать обучающие задачи не только в образовательной, но и в других видах деятельности.

К изучению любого материала надо подходить системно: занятия должны отличаться регулярностью и последовательностью, носить циклический характер. Поэтому, скажем, одну игру имеет смысл планировать несколько раз, постепенно усложняя задачи (от знакомства с правилами, до изменения формы взаимодействия участников). При этом нужно обязательно чередовать активные виды деятельности со спокойными, брать в расчёт местные климатические условия (включая времена года и погоду), индивидуальные особенности развития каждого ребёнка (темперамент, личные качества, склонности и увлечения) - и варьировать формы работы от индивидуальной до групповой, с заданиями (играми) разного уровня и степени сложности.

Любая деятельность на занятиях должна опираться на инициативу ребёнка и его активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Этот принцип планирования сейчас выходит на первое место.

Активность детей показывает. что они заинтересованы деятельностью

Виды планирования

План, форма которого приближена к традиционной, может выглядеть следующим образом:

Таблица: планирование по ознакомлению с художественной литературой в детском саду (фрагмент)

Тема занятия Программное содержание
1 Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. А. Н. Толстого. Дать базовые представления о жанре сказки, объяснить в чём заключается её отличие от рассказа и стихотворения. Обратить внимание на стилистические особенности, присущие произведениям устного народного творчества.
2 Чтение русской народной сказки «Лиса и волк», обр. А. Н. Толстого. Развить представления о жанре сказки, обратить внимание на такие средства выразительности, как образность и напевность речи. Сравнить характеры персонажей двух сказок А. Н. Толстого, дать оценку их поступкам и взаимоотношениям между героями в каждой сказке.

Такой тематический план логичен и последователен в освоении образовательных задач, его характеризует простота и ясность. Что имеет свои преимущества. Однако этот вид планирования создаёт противоречивую ситуацию, когда предсказуемо расписанная последовательность действий мешает ребёнку проявлять инициативу и действовать спонтанно, принимая решения по ходу работы.

Получается, что план не учитывает индивидуальные особенности и потребности ребёнка, не предусматривает его участия в процессе, нарушая один из важнейших принципов планирования.

Ребёнок как активный участник воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями, заявленными в ФГОС ДО, воспитатель должен стремиться создать на занятиях такие условия, чтобы у ребёнка был стимул принимать собственные решения, а не ждать готового ответа. Происходит пересмотр представлений о том, что такое воспитание и обучение. На смену старому способу взаимодействия приходит новый, более прогрессивный, который даёт возможность ребёнку думать и искать выход из ситуации.

Одной из главных задач детского сада является формирование у ребёнка потребности в чтении

В свете всего вышеизложенного, имеет смысл использовать как перспективное, так и календарное тематическое планирование. Перспективное планирование при этом сводится к списку рекомендованной литературы. В плане следует указать образовательные задачи на год, оставив методы и приёмы на усмотрение воспитателя, который оценит ситуацию на занятии и учтёт пожелания детей. Дети могут дополнить и изменить список литературы, принести свои любимые книги, чтобы прочитать их вместе со всеми, или высказать пожелания в отношении предполагаемой формы занятия.

Организация учебного процесса без каких-либо временных рамок и ограничений стимулирует у детей самостоятельность и учит их проявлять инициативу.

Роль технологии сбора в планировании

Календарное планирование при таком подходе использует технологию группового сбора, заключающуюся в том, что воспитатель планирует все занятия вместе с детьми. Такое планирование отличается от традиционного последовательностью действий. Сначала дети определяются с выбором темы недели или проекта. После этого воспитатель обсуждает с ними форму и методы работы, проводит занятие, и только потом полностью заполняет план.

Такой вид планирования может применяться лишь в старшей и подготовительной группах с опорой на инициативу наиболее развитых и активных дошкольников.

План может составляться на период от 1 до 3 недель, что зависит от сложности проекта, уровня знаний и возраста детей. При необходимости он корректируется в ходе работы с учётом пожеланий детей, заявленных в перспективном плане задач, методических принципов и реалий образовательного процесса. Таким образом, календарный план - это уже скорее средство для анализа проведённой работы и форма самоконтроля, чем инструкция, которой нужно придерживаться в обязательном порядке.

Правильно организованный воспитательно-образовательный процесс учитывает потребности ребёнка и активно вовлекает его в дискуссию по отбору учебного материала. При этом усиливается эмоциональный отклик от прочитанного произведения, которое ребёнок выбрал сам, воспитывается ответственность, способность принимать решения, возникает естественное уважение к мнению другого человека. Такой подход к занятиям литературой в детском саду развивает у детей чувство собственного достоинства и формирует активную жизненную позицию. Он может оказать неоценимую помощь воспитателю, который по-настоящему стремится привить ребёнку любовь к литературе, так как делает возможной попытку диалога между двумя традиционно противоборствующими сторонами: ребёнком и взрослым, учителем и учеником.

Городской конкурс инновационных проектов « Инновации в образовании»

Номинация

«Новые подходы в организации дошкольного образования»

Проект

педагогической деятельности

по приобщению детей дошкольного возраста к чтению в условиях семейного воспитания

«Волшебница Книга»

Кравцова Наталья Владимировна старший воспитатель первой квалификационной категории

Крымских Евгения Александровна старший воспитатель первой квалификационной категории

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»

Новосибирск 2013

Тип проекта – информационно-творческий

Участники проекта : группы общеразвивающей направленности, дети в возрасте 4-5, 5-6 и 6-7 лет, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители воспитанников.

Д
лительность тематического проекта
– 3 месяца.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В нашем детском саду было проведено немало педагогических и детско-родительских проектов, направленных на приобщение детей к миру книги:





Однако, наблюдения показывают, что как только в детском саду прекращалась деятельность по тому или иному проекту, направленному на решение задач образовательной области «Чтение художественной литературы», то дети очень быстро «забывали» и авторов произведений, и, часто, особенности содержания того или иного произведения. Мы стали выяснять причину подобной «забывчивости» наших детей.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

О
прос родителей на тему: «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.


На очередной встрече родительского форума «Диалоги» под руководством заведующей отделом здоровья и развития детей МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Т. Д. Яковенко по теме «Ценность сказки для развития ребёнка», предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста интерес к книге. Данное мероприятие позволило нам повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.

Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Цель проекта: Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.

Задачи:

    Приобщать детей к книжной культуре.

    Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

    Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

1 этап – выбор темы

Уже традиционно в нашем детском саду каждый год организуются мероприятия, посвящённые дню рождения А.С. Пушкина. Обычно организовывается один праздник для детей. В этом учебном году мы решили изменить формат празднования Пушкинского дня, сделав его основополагающим в выборе темы проекта «Волшебница книга».

Спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.



Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней – намёк…»

    Изучение домашней библиотеки

    Рассказ о том, как эта книга появилась в доме

Выставка детских рисунков «Мой Пушкин»

    Рисование портрета А.С. Пушкина в детском саду

    Рисование портрета А.С. Пушкина детьми совместно с родителями

    Выставка детско-родительских работ по сказкам А.С. Пушкина

    Интервью «Что ты знаешь о Пушкине?»

    Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина (внутри групп)

    Конкурс по оформлению прогулочных площадок «У Лукоморья»

    Пушкинский день России в детском саду – литературный праздник «У Лукоморья»

2 ЭТАП – сбор информации

Совместно с детьми определили возможные источники информации об А.С. Пушкине:

Научно-популярная литература;

Научно-художественная литература;

Просмотр видеофильма;

Просмотр мультфильмов;

Экскурсии.

    этап – реализация проекта

Наиболее удачно прошёл конкурс по оформлению прогулочных площадок детского сада. Организация конкурса позволила в полной мере создать на территории ДОУ сказочную атмосферу, увидеть наглядно персонажей сказок А. С. Пушкина. Все изготовленные конкурсные декорации более полно воспроизводят волшебную атмосферу сказок, помогают детям окунуться в мир произведений А. С. Пушкина. Прогулочные площадки получились непохожие одна на другую.

Для украшения участков воспитатели использовали сюжеты разных сказок А. С. Пушкина. На каждой из десяти площадок «выросли» десять дубов. Поселились герои всех сказок Пушкина. Мы при активной поддержке и помощи родителей использовали разнообразные материалы для изготовления декораций: дерево, монтажная пена, пластиковые трубы, фанера, поролон, ткань, бумага. Фантазии участников нет границ!

Дети и воспитатели с удовольствием используют поделки в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в художественном творчестве, театрализации. Данный конкурс позволил обогатить впечатления и знания детей, развил умение эмоционально откликаться на художественные образы произведений русского автора.

4 ЭТАП – презентация проекта

Литературный праздник «У лукоморья»

В день праздника все персонажи сказок А. С. Пушкина оживали и встречали гостей на улице. Каждая групповая прогулочная площадка была использована как отдельная сцена для игровых и театральных постановок сказок А. С. Пушкина, оформлена выставками детских и родительских рисунков, плакатов, коллажей по произведениям А. С. Пушкина.

Благодаря необычной форме проведения праздника, мы назвали её «карусель», дети каждой группы побывали в гостях в разных сказках. Пройдя по неведомым дорожкам, по невиданным следам от одной площадки к другой, дети были включены в разные формы игровой деятельности. На сказочных площадках детей встречали Царь Салтан, старик со старухой, царевна-Лебедь, Баба-Яга. А помогал детям не сбиться с пути Кот учёный. Дети узнавали полюбившихся литературных персонажей, получали приятные эмоциональные переживания в процессе развлечений и творческой деятельности, активно и с удовольствием участвовали во всех предложенных играх. Ребята продемонстрировали высокий уровень литературоведческих знаний о творчестве А. С. Пушкина благодаря семейному чтению произведений великого поэта.

Таким образом, родители стали активными участниками нашего проекта на всех его этапах :

Подбор информации по теме (энциклопедии, статьи из интернета, книги);

Помощь в подборе картинок, вырезок из статей, журналов;

Создание тематических книжных выставок;

Совместная деятельность с детьми для участия в конкурсах и выставках художественного творчества;

Помощь в оформлении групповых помещений и музыкального зала к праздничным мероприятиям;

Изготовление костюмов и атрибутов для театрализации;

Активное участие в детских утренниках в роли ведущих и персонажей.

Участники образовательных отношений с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях.

Результаты проекта

В результате проделанной работы:


Перспективы

На этом наш проект не заканчивается. Мы предполагаем продолжить работу с родителями воспитанников по приобщению детей к чтению в условиях семейного воспитания.

Мы планируем:

    Создание музея книг;

    Оборудование комнаты сказок, где дети могут прослушивать сказки, рассказываемые бабушкой-рассказушкой;

    Сотрудничество с центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара;

    Организация фотовыставок в группах «Читаем вместе».