Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Проект "История матрёшки"

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка - как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.

Оксана Верещагина (Трофименко)

Актуальность проекта:

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К. Д. Ушинский

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи - все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри? Какая она, самая маленькая куколка? Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Этот проект поможет ещё глубже узнать традиции русского народа, еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Реализация проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Название проекта: «Русская матрёшка».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.

Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;

Учить детей старшей группы составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие:

Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;

Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре;

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительный этап:

Работа велась в нескольких направлениях:

духовно-образовательном:

1. рассказ педагога об истории возникновения русской матрёшки, её мастерах; рассказывание сказок, историй из личного опыта;

2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации;

3. чтение произведений художественной литературы - В. Приходько «Матрёшка на окошке», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», С. Маршак «О матрёшках», матрёшкины частушки;

4. рассматривание иллюстраций по теме, слушание музыкальных произведений;

5. изготовление дидактических игр по теме проекта;

6. оформление картотеки игр с матрешками;

7. сбор коллекции игрушек – матрешек.

воспитательно-образовательном (игровая деятельность);

нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Основной этап:

1. Беседа с детьми на тему «История возникновения русской матрёшки»,

Задача: дать детям элементарные представления об этой куколке.

2. Чтение произведений художественной литературы о матрёшке.

Задача: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.

3. Тематические занятия:

По познавательному развитию:

«Русская матрёшка».

Задача: Дать детям элементарные представления о многообразии матрёшек

По художественно-эстетическому развитию:

Рисование:

«Русская матрёшка»

Задача: Продолжать учить детей рисовать по представлению, используя нетрадиционные способы рисования.

«Сарафан для матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента.

Аппликация:

«Матрёшка».

Задача: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.

Конструирование «Мебель для Матрёшки», «Дом для Матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей создавать постройку по образцу, её обыгрывать.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучения свойств дерева».

Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Больше, меньше», «Найди пару», «Найди матрёшку в группе» (работа с планом группы).

Задача: Учить детей ориентироваться по схеме, развивать творческое мышление, сообразительность.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Слушание частушек о матрёшке, их заучивание.

4. Развлечение для детей «День рождения Матрёшки».

Взаимодействие с семьёй:

Консультация для родителей «Русская матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «История возникновения матрешки», «Развивающие игры с матрешкой»;

Выставка совместных работ «Русская матрёшка», «Русский сувенир» в рамках темы «Русское народное искусство»;


Помощь родителей в разучивании песен, народных игр, хороводов;

Создание рукописной книги «Русская матрёшка», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;

Родительское собрание «Русское народное искусство» с презентацией проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;

Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;

Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;

Сотрудничество с МОУ СОШ №4 г. Апатиты.

Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:

Консультативный материал для родителей;

Конспекты занятий, бесед, развлечений;

Картотека музыкальных произведений по теме проекта;

Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

Картотека русских народных игр.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

Тематические выставки детских работ: «Русская матрёшка», «Сарафан для матрёшки», «Матрёшка».

Изготовление альбома с детскими рисунками “Русская матрёшка ”;

Изготовление рукописной книги с произведениями по теме проекта, которые дети придумали совместно с родителями.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле – русская матрёшка. Знание истории происхождения Матрёшки;

Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;

В речи активно употребляются тексты стихов, частушек, термины по теме проекта.

Итог работы над проектом: В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Использованная литература:

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.

И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;

2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html ;

3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

Описание материала: Данный материал может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста по теме «Русские народные промыслы», «Русское народное искусство». В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки.

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – Матрёшка;

2. Дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и фантазию, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Приложение 2. «День рождения Матрёшки».

Сценарий развлечения для детей старшей группы.


Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»;

Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.

Развивающие:

Развивать творческо-исполнительские способности детей при пении песен, частушек, чтении стихотворений.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному искусству.

Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми частушек про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», танца и песни «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)

Материалы для проведения: 2 стола, 2 подноса, пазлы на тему «Матрёшка» (3 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная лошадка, деревянный поезд, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?

Дети: Нет.

(Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).

Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?

Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?

Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.

Воспитатель: Но как же так?

Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.

Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?

Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.

Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?

Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.

Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?

Дети: Да.

Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»). Вот первое задание: три картинки у меня. Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.

Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 6 человек (по 2 человека на каждую картинку).

Дети: (Выходят, собирают пазлы).

Воспитатель: Что за изображения получились?

Дети: Это изображения матрёшек.

Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?

Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты).

Воспитатель:

Дети: (Выходят к столу, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение?

Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и накрытый стол, и подарки, и украшенную комнату.

Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.

Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети!

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Спеть частушки про Матрёшку.

Воспитатель: Петь наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек.

Дети: (Выходят, поют частушки про Матрёшку).

Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?

Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 6 человек. Минута на размышление.

Дети: (Выходят, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение?

Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?

Баба-Яга (уныло): Они правы.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы, услышать песню обо мне.

Воспитатель: Такую песню наши дети знают и даже танец для тебя станцуют. Приглашаю всех детей на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой).

Дети: (Танцуют танец).

Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?

Баба-Яга: Сейчас расколдую.

Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.

Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения!

Дети: (Хлопают).

Матрёшка: Спасибо большое!

Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста.

Дети: (Читают поздравления).

Матрёшка: Я очень вам признательна за такие прекрасные слова. Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие с праздничным пирогом в вашу группу.

Дети: (Под музыку уходят в группу).

Интегрированный творческий проект

Научный руководитель: Шатанова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Познакомившись в своём первом проекте с русской традиционной куклой, я вспомнила ещё об одной популярной русской игрушке – матрёшке. А как она появилась и когда, сколько лет русской деревянной красавице? В чём успех её популярности? Поспрашивав своих сверстников, взрослых, я выяснила, что мало кому известно, откуда взялась матрёшки, тогда я решила взяться за работу и найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Я решила поближе познакомиться с русской матрёшкой. Сначала я посетила библиотеку и отыскала там книги и журнальные публикации на заданную тему. Затем я зашла на интернет-сайты, посвящённые истории появления деревянной куклы. Просмотрев фотографии ярких весёлых матрёшек, я, призвав на помощь маму, решила собрать информацию о матрёшках и создать свои матрёшки из различных материалов.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. В процессе работы мне предстоит:

  • Выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилась первая матрёшка.
  • Узнать, почему эта кукла получила имя «Матрёшка».
  • Познакомится с видами матрёшки.
  • Познакомиться с техникой изготовления матрёшки.
  • Изготовить матрёшек из разных материалов.
  • Провести праздник русской матрёшки в своём классе.

Исследование истории, традиций.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.

С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо?

Рождение матрёшки.

Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок. Именно там и родилась наша матрёшка.

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, в частности Японии. А потому в конце 90-х годов 19 века толи из Парижа, толи с острова Хонсю в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму. Внутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше. Правда, история происхождения нашей матрёшки от японского бога Фукурумы лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка - изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки были издавна популярны на Руси.

Первая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай на абрамцевских вечерах и похожую на круглолицую матрёшку.

И в первой Матрёне тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области.

Виды матрёшки.

Матрёшки Сергиева Посада.

Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки без предварительной подготовки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.

Семёновская матрёшка.

В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать.

Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.

Только семёновская матрёшка была уже не похожа на Сергиево-Посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. В соответствии с собственными традициями мастера оставляли на матрёшке больше незакрашенного дерева. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.

В основном, художники используют только три цвета – красный, синий и жёлтый.

Матрёшки Крутца.

Крутецкие матрёшки все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. И личики у всех матрёшек разные. Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масленые. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись.

Вятская матрёшка .

Самой северной из матрёшек является вятская. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Вятская матрёшка появилась в 30-е годы, но особое своеобразие вятская деревянная кукла получила в 60-е годы. Именно тогда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную.

Тверская матрёшка.

Имеют свои секреты изготовления матрёшек и мастера Твери. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом. Современные художники-матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин с корзинами фруктов, самоварами, лукошками.Отдельные мастера при создании матрёшек используют приёмы хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех». В 1990-е годы были популярны матрёшки, изображающие известных политических деятелей. Существуют матрёшки – известные музыканты.

Выявление современных тенденций.

Матрёшка – счастливая игрушка. Интерес к ней сохранялся всегда, не смотря на политические режимы и смену экономических моделей. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Разделочные доски, фартуки, брелоки и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек.Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше чем яркие анилиновые краски.

Анализ идей и вариантов.

Выбор оптимального варианта.

Главным помощником в создании проекта, посвящённого матрёшке, стала моя мама. Первоначально, посовещавшись, мы решили расписать только деревянные матрёшки. При реализации задуманного, мы столкнулись с такой проблемой, как приобретение нерасписанной матрёшки. Руководительница моей изостудии подарила мне заготовки разъёмных пасхальных яиц. Было решено, что два яйца у нас станут матрёшками, а самое маленькое – мудрецом Фукуруму. Затем нам удалось приобрести уже настоящие заготовки для будущих матрёшек, которые у мастеров называются «матрёшки в белье». И мы занялись их росписью.

Материалы.

Матрёшка в «белье», бутылочка от « Растишки», деревянное разъёмное яйцо, пластиковая бутылка, береста, пакля, синтепон.Береста, пакля, синтепон и белая ткань потребовались на изготовление матрёшки из бересты. Лоскутки ткани, синтепон, пакля, бусинки, кружева и тесьма были необходимы при создании матрёшки из ткани.

Инструменты и оборудование.

Нитки, иглы, булавки, ножницы, утюг, гладильная доска, шило, кисточки, гуашь, акварель, маркеры, цв. карандаши

Мои матрёшки

Прочитав о разных авторских матрёшках, я тоже решила попробовать создать свои собственные. С помощью мамы я расписала деревянные пасхальные яйца. Самое маленькое стало дедушкой Фукурумой, а остальные два – румяными матрёшечками – одна с платочком, а другая – с лукошком в руках.

Матрёшки получились разные, каждая со своим характером, но мне хотелось попробовать сделать одинаковых матрёшек, похожих друг на друга сестричек и у меня получилось!

Я расписала деревянных красавиц. Получились они весёлые да румяные.

А потом родилась наша Матрёна Ивановна – из тряпочек и лоскутков. Вышла она красивая, весёлая, с чувством собственного достоинства!

Сделала я и разных матрёшек из бумаги.

На уроке технологии мы всем классом делали аппликацию из ткани и ниток на картоне.

Хорошим материалом оказались пластиковые бутылки. На бутылочки из-под творожка «Растишка» краска ложится идеально ровно.

Экологическое обоснование.

В настоящее время любая затея человека, любое предприятие планируется с таким размахом, что может нанести непоправимый вред природе. Небрежное отношение к окружающей среде может обернуться экологической катастрофой.

Поэтому моя задача – не навредить своими действиями не только флоре и фауне, но и не использовать в процессе создания матрёшек экологически вредные материалы.

При изготовлении матрёшек использовались такие экологически чистые материалы, как древесина, хлопчатобумажные ткани, технический лён, бумага, береста.

Для росписи использовались акриловые краски, акварель и гуашь, которые допущены в продажу Комитетом по контролю за качеством промышленных товаров и предназначены специально для детского творчества.

Вывод: при изготовлении и росписи матрёшек не был нанесён ущерб окружающей среде. Здоровье автора проекта и окружающих людей не пострадало.

Список литературы.

  • Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.
  • Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца. М., 1991.
  • Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.
  • Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.
  • Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.
  • Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.
  • Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.
  • Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.
  • Расписная игрушка. Школа семи гномов. М., 2010.
  • Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.
  • Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.
  • Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.
  • Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007
  • Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.
  • Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.

Интернет-сайты.

  • Всё о матрёшке. www . m amatus. Lv
  • Вятская матрёшка. www.narod . ru
  • Где и как делают матрёшки. www . narod 2. ru .
  • Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www . organizmica . ru
  • Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www . dollplanet . ru
  • Матрёшка. www.r abiki. org

Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»

Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.

Оборудование: коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские и созданные своими руками); презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

Ход праздника .

Ведущий учитель : Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках?

Конкурсная программа.

Учитель: Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит – качается.
Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Ответ: Матрешка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь

Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

Он и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют! Ответ: Обруч

Конкурс 2 . Ведущая Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс «Наряди матрёшку».

Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент матрёшке» . Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "матрёшку", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Матрёшка, скажи привет" "Матрёшка" говорит: "Привет!" Сидящий угадывает, кто это.

Учитель : скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Ведущая Настя: Мы вам предлагаем создать свою, авторскую матрёшку.

Раздаются листочки с шаблоном матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

Учитель: На этом наш вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка». г. Протвино, Московская область. Проект «История матрёшки» Подготовили проект: Зайцева Виктория Викторовна Миронова Нина Фёдоровна «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина. Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной. Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс. Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста. Цели:

  • воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке.
  • создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи:
  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  • Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  • Обогащать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предмет проекта: Матрёшка. Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный. Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители. Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели. Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Результат проекта:
  • Оформление альбома "История матрёшки".
  • Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  • Выставка "Семейная матрёшка".
  • Досуг с детьми "Русский сувенир".
  • Презентация для родителей "История матрёшки".
  • Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"
Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Планирование работы.
  • Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  • Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
  • Методы и приёмы:
  • Опрос.
  • Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  • Составление схемы "Модель трёх вопросов".
2 этап. Основной. Цели:
  • Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  • Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  • Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  • Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, составлять рассказы.
  • Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
  • НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  • НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  • НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  • НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  • НОД: "День рождения у матрёшки".
  • Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  • Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.
Развитие речи.
  • Рассматривание изображений разных матрёшек.
  • Чтение стихов и загадок о кукле.
  • Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  • Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  • Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  • Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки) Лепка. Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество). Аппликация. Тема: "Детская авторская матрёшка". Музыкально-художественная деятельность.
  • Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  • Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
  • Игровая деятельность.
  • Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  • Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  • Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный. Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы. Итог проекта:
  • Разработка конспектов НОД.
  • Выставка: «Книжка - малышка».
  • Презентация проекта.
  • Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Список литературы: 1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение, 2002г. 2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980. 3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002. 5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010. Фотографии из личного архива авторов. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей. Спасибо за внимание!