Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Премия нобеля по литературе. Нобелевская премия по литературе. Досье

Первый лауреат. Иван Алексеевич Бунин (22.10.1870 - 08.11.1953). Премия присуждена в 1933 г.

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель и поэт, родился в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. До 11 лет мальчик воспитывается дома, а в 1881 г. поступает в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи возвращается домой, где продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. С раннего детства Иван Алексеевич с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в 17-летнем возрасте начал писать стихи.

В 1889 г. идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник». Первый том стихов И.А. Бунина вышел в свет в 1891 г. в приложении к одному из литературных журналов. Первые его стихи были насыщены образами природы, что характерно для всего поэтического творчества писателя. В это же время он начинает писать рассказы, которые появляются в различных литературных журналах, вступает в переписку с А. П. Чеховым.

В начале 90-х гг. XIX в. Бунин находится под влиянием философских идей Льва Толстого, таких, как близость к природе, занятие ручным трудом и непротивление злу насилием. С 1895 г. живет в Москве и в Петербурге.

Литературное признание пришло к писателю после выхода в свет таких рассказов, как «На хуторе», «Вести с родины» и «На краю света», посвященных голоду 1891 г., эпидемии холеры 1892 г., переселению крестьян в Сибирь, а также обнищанию и упадку мелкопоместного дворянства. Свой первый сборник рассказов Иван Алексеевич назвал «На краю света» (1897).

В 1898 г. выпускает поэтический сборник «Под открытым небом», а также перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло, получивший очень высокую оценку и удостоенный Пушкинской премии первой степени.

В первые годы XX в. активно занимается переводом на русский язык английских и французских поэтов. Им переведены поэмы Теннисона «Леди Годива» и Байрона «Манф- ред», а также произведения Альфреда де Мюссе и Франсуа Коппе. С 1900 по 1909 гг. издаются многие известные рассказы писателя — «Антоновские яблоки», «Сосны».

В начале XX в. пишет свои лучшие книги, например поэму в прозе «Деревня» (1910), повесть «Суходол» (1912). В прозаический сборник, вышедший из печати в 1917 г., Бунин включает свой самый, пожалуй, известный рассказ «Господин из Сан-Франциско», многозначительную притчу о смерти американского миллионера на Капри.

Опасаясь последствий Октябрьской революции, в 1920 г. приезжает во Францию. Из произведений, созданных в 20-е гг., наиболее запоминающимися являются повесть «Митина любовь» (1925), рассказы «Роза Иерихона» (1924) и «Солнечный удар» (1927). Очень высокую оценку критики получила и автобиографическая повесть «Жизнь Арсеньева» (1933).

И.А. Бунину Нобелевская премия была присуждена в 1933 г. «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Пойдя навстречу пожеланиям своих многочисленных читателей, Бунин подготовил 11-томное собрание сочинений, которое с 1934 по 1936 г. выходило в берлинском издательстве «Петрополис». Больше всего И.А. Бунин известен как прозаик, хотя некоторые критики полагают, что в поэзии ему удалось достигнуть большего.

Борис Леонидович Пастернак (10.02.1890-30.05.1960). Премия присуждена в 1958 г.

Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился в известной в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи; мать, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка. Несмотря на довольно скромный достаток, семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах дореволюционной России.

Юный Пастернак поступает в Московскую консерваторию, но в 1910 г. отказывается от мысли стать музыкантом и, проучившись некоторое время на историко-философском факультете Московского университета, в возрасте 23 лет уезжает в Марбургский университет. Совершив короткую поездку по Италии, зимой 1913 г. возвращается в Москву. Летом это же года после сдачи университетских экзаменов завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914), а через три года — вторую, «Поверх барьеров».

Атмосфера революционных перемен 1917 г. нашла свое отражение в книге стихотворений «Сестра моя жизнь», опубликованной пятью годами позже, а также в «Темах и вариациях» (1923), выдвинувших его в первый ряд поэтов России. Большую часть дальнейшей своей жизни провел в Переделкине, дачном поселке писателей под Москвой.

В 20-е гг. XX в. Борис Пастернак пишет две историко- революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927). В 1934 г. на Первом съезде писателей о нем уже говорят как о ведущем современном поэте. Однако похвалы в его адрес вскоре сменяются резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиваться в своем творчестве пролетарской тематикой: с 1936 по 1943 гг. поэту не удалось издать ни одной книги.

Владея несколькими иностранными языками, в 30-е гг. переводит на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его переводы трагедий Шекспира считаются лучшими на русском языке. Только в 1943 г. вышла первая за последние 8 лет книга Пастернака — поэтический сборник «На ранних поездках», а в 1945 г. — вторая, «Земной простор».

В 40-е гг., продолжая поэтическую деятельность и занимаясь переводами, Пастернак начинает работу над знаменитым романом «Доктором Живаго», историей жизни Юрия Андреевича Живаго, врача и поэта, детство которого приходится на начало века и который становится свидетелем и участником первой мировой войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. Роман, поначалу одобренный для печати, позже сочли непригодным «из-за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования». Впервые книга была издана в Милане в 1957 г. на итальянском языке, а к концу 1958 г. переведена на 18 языков.

В 1958 г. Шведская академия присудила Борису Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Но в силу обрушившихся на поэта оскорблений и угроз, исключения из Союза писателей, был вынужден отказаться от премии.

Долгие годы творчество поэта было искусственно «непопулярным» и лишь в начале 80-х гг. отношение к Пастернаку постепенно стало меняться: поэт Андрей Вознесенский напечатал воспоминания о Пастернаке в журнале «Новый мир», вышел двухтомник избранных стихотворений поэта под редакцией его сына Евгения Пастернака (1986). В 1987 г. Союз писателей отменил свое решение об исключении Пастернака после того, как в 1988 г. началась публикация романа «Доктор Живаго».

Михаил Александрович Шолохов (24.05.1905 г. — 02.02.1984 г.). Премия присуждена в 1965 г.

Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенская в Ростовской области, на юге России. В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших здесь и в дореволюционной России, и во время гражданской войны.

Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, а мать — украинка. Окончив четыре класса гимназии, Михаил Александрович в 1918 г. вступил в Красную Армию. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком. С первых дней революции поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть. В 1932 г. вступил в коммунистическую партию, в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а двумя годами позже — действительным членом Академии наук СССР.

В 1922 г. М.А. Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г. — первый рассказ «Родинка».

Летом 1924 г. вернулся в станицу Вешенская, где и жил почти безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925 г. в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием «Донские рассказы». С 1926 по 1940 гг. работает над «Тихим Доном», романом, принесшим писателю мировую известность.

В 30-е гг. М.А. Шолохов прерывает работу над «Тихим Доном» и пишет второй всемирно известный роман «Поднятая целина». Во время Великой Отечественной войны Шолохов — военный корреспондент «Правды», автор статей и репортажей о героизме советского народа; после Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом — трилогией «Они сражались за Родину».

В 50-е гг. начинается публикация второго, заключительного тома «Поднятой целины», однако отдельной книгой роман вышел только в 1960 г.

В 1965 г. М.А. Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Михаил Александрович женился в 1924 г., у него было четверо детей; умер писатель в станице Вешенская в 1984 г. в возрасте 78 лет. Его произведения остаются по-прежнему популярными у читателей.

Александр Исаевич Солженицын (род. 11.12.1918). Премия присуждена в 1970 г.

Русский прозаик, драматург и поэт Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске, на Северном Кавказе. Родители Александра Исаевича были выходцами из крестьян, но получили неплохое образование. С шести лет живет в Ростове-на-Дону. Детские годы будущего писателя совпали с установлением и упрочением советской власти.

Успешно окончив школу, в 1938 г. поступает в Ростовский университет, где, несмотря на интерес к литературе, занимается физикой и математикой. В 1941 г., получив диплом математика, оканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.

После окончания университета А.И. Солженицын работал учителем математики в ростовской средней школе. В годы Великой Отечественной войны был мобилизован и служил в артиллерии. В феврале 1945 г. был внезапно арестован, лишен звания капитана и приговорен к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Из специализированной тюрьмы в Марфино под Москвой переводится в Казахстан, в лагерь для политических заключенных, где у будущего писателя обнаружили рак желудка и считали обреченным. Однако, освободившись 5 марта 1953 г., Солженицын проходит успешную лучевую терапию в Ташкентском госпитале и выздоравливает. До 1956 г. живет в ссылке в различных районах Сибири, преподает в школах, а в июне 1957 г. после реабилитации поселяется в Рязани.

В 1962 г. в журнале «Новый мир» выходит его первая книга «Один день Ивана Денисовича». Годом позже публикуются несколько рассказов Александра Исаевича, в том числе «Случай на станции Кречетовка», «Матренин двор» и «Для пользы дела». Последним опубликованным в СССР произведением стал рассказ «Захар-Калита» (1966).

В 1967 г. писатель подвергся преследованиям и газетной травле, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968) и «Раковый корпус» (1968—1969) попадают на Запад и выходят там без согласия автора. С этого времени начинается самый сложный период его литературной деятельности и дальнейшего жизненного пути почти до начала нового столетия.

В 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным». Через год после получения Нобелевской премии А.И. Солженицын разрешает публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 г. в лондонском издательстве на английском языке выходит «Август четырнадцатого».

В 1973 г. конфискуются рукопись главного произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ, 1918—1956: Опыт художественного исследования». Работая по памяти, а также используя собственные записи, которые он вел в лагерях и в ссылке, писатель восстанавливает книгу, которая «перевернула сознание многих читателей» и побудила миллионы людей впервые критически взглянуть на многие страницы истории Советского Союза. Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумеваются тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР. В своей книге писатель пользуется воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами более 200 заключенных, с которыми он встречался в местах лишения свободы.

В 1973 г. в Париже выходит в свет первая публикация «Архипелага», а 12 февраля 1974 г. писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Его второй жене, Наталии Светловой, с тремя сыновьями было разрешено присоединиться к мужу позднее. После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание — 1976 г., английское — 1978 г.), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо». В конце 1970-х гг. в Париже издательством ИМКА-Пресс было выпущено первое 20-томное собрание произведений Солженицына.

В 1989 г. журнал «Новый мир» напечатал главы из «Архипелага ГУЛАГ», а в августе 1990 г. А.И. Солженицыну было возвращено советское гражданство. В 1994 г. писатель вернулся на Родину, проехав на поезде всю страну от Владивостока до Москвы за 55 дней.

В 1995 г. по инициативе писателя правительством Москвы совместно с РОФ Солженицына и русским издательством в Париже была создана библиотека-фонд «Русское зарубежье». Основой ее рукописного и книжного фонда стали переданные Солженицыным более 1500 воспоминаний русских эмигрантов, а также коллекции рукописей и писем Бердяева, Цветаевой, Мережковского и многих других выдающихся ученых, философов, писателей, поэтов и архивы главнокомандующего русской армией в первую мировую войну великого князя Николая Николаевича. Значительной работой последних лет стал двухтомник «200 лет вместе» (2001-2002). После своего приезда писатель поселился под Москвой, в Троице-Лыково.

Отправить

Нобелевская премия по литературе

Что такое Нобелевская премия?

Начиная с 1901 года Нобелевская премия по литературе (шведский: Nobelpriset i litteratur) ежегодно присуждается автору из любой страны, который, согласно завещанию Альфреда Нобеля, создал "наиболее выдающееся литературное произведение идеалистической направленности"(шведский первоисточник: den som inom litteraturen har producerat det mest framstående verket i en idealisk riktning). Несмотря на то, что отдельные произведения иногда отмечаются как особенно заслуживающие внимания, здесь под «работой» подразумевается наследие автора в целом. Шведская академия каждый год решает, кто получит премию, если она вообще будет кому-либо присуждена. Академия объявляет имя выбранного лауреата в начале октября. Нобелевская премия по литературе является одной из пяти, учрежденных Альфредом Нобелем в его завещании в 1895 году. Другие премии: Нобелевская премия по химии, Нобелевская премия по физике, Нобелевская премия мира и Нобелевская премия по физиологии и медицине.

Несмотря на то, Нобелевская премия по литературе стала самой престижной литературной премией в мире, Шведская академия навлекла на себя значительную критику за порядок вручения премии. Многие авторы, получившие премию, прекратили свою писательскую деятельность, в то время как другие, которым жюри отказало в премии, остаются широко изучаемыми и читаемыми. Премия "стала широко рассматриваться как политическая - премия мира в литературном обличье". Судьи предвзято относятся к авторам с политическими взглядами, отличающимися от их собственных. Тим Паркс скептически заметил, что "Шведские профессора... позволяют себе сравнивать поэта из Индонезии, возможно, переведенного на английский язык, с романистом из Камеруна, чьи работы, вероятно, доступны только на французском языке, и другого, который пишет на африкаансе, но издается на немецком и голландском языках... ". По состоянию на 2016 год, 16 из 113 лауреатов были скандинавского происхождения. Академию часто обвиняли в предпочтении к европейским, и в частности, шведским, авторам. Некоторые значительные личности, такие как индийский академик Сабари Митра, отмечали, что, несмотря на то, что Нобелевская премия по литературе является значительной, и как правило затмевает другие награды, она "не является единственным эталоном литературного мастерства."

"Расплывчатая" формулировка, которую Нобель дал критериям оценки получения премии, приводит к неутихающим спорам. Изначально в шведском языке слово idealisk переводится либо как "идеалистический", либо как "идеальный". Интерпретация Нобелевского комитета менялась на протяжении лет. В последние годы имеется ввиду своего рода идеализм в отстаивании прав человека в широком масштабе.

История Нобелевской премии

Альфред Нобель оговорил в своемо завещании, что его деньги должны быть использованы на учреждение ряда премий для тех, кто приносит "наибольшее благо человечеству» в области физики, химии, мира, физиологии или медицины, а также литературы. Хотя Нобель написал несколько завещаний в течение своей жизни, последне было написано чуть более, чем за год до его смерти, и подписано в Шведско-норвежском клубе в Париже 27 ноября 1895 года. Нобель завещал 94% своих совокупных активов, то есть 31 млн шведских крон (198 млн долларов США, или 176 млн евро по состоянию на 2016 год), на учреждение и вручение пяти Нобелевских премий. Вследствие высокого уровня скептицизма вокруг его завещания, оно не было приведено в действие до 26 апреля 1897 года, пока стортинг (парламент Норвегии) не одобрил его. Исполнителями его завещания были Рагнар Сульман и Рудольф Лильеквист, учредившие Нобелевский фонд, чтобы позаботиться о состоянии Нобеля и организовать премии.

Члены Норвежского нобелевского комитета, которые должны были присуждать премию мира, были назначены вскоре после того, как завещание было утверждено. Вслед за ними были назначены организации, присуждавшие премии: Каролинский институт 7 июня, Шведская академия 9 июня, и Королевская академия наук Швеции 11 июня. Затем Нобелевский фонд достиг соглашения по основным принципам, в соответствии с которыми должна присуждаться Нобелевская премияа. В 1900 году король Оскар IIобнародовал недавно учрежденные уставы Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, Шведская королевская академия должна была присуждать премию в области литературы.

Кандидаты на Нобелевскую премию по литературе

Каждый год, Шведская академия рассылает запросы о выдвижении кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы. Члены Академии, члены литературных академий и сообществ, профессора литературы и языка, бывшие лауреаты Нобелевской премии по литературе, а также президенты писательских организаций - все имеют право выдвигать кандидата. Не разрешается номирировать себя.

Каждый год отправляются тысячи запросов, и по состоянию на 2011 год было отвергнуто около 220 предложений. Эти предложения должны быть получены в Академии до 1 февраля, после чего они рассматриваются Нобелевским комитетом. До апреля Академия сокращает количество кандидатов примерно до двадцати. К маю Комитет утверждает финальный список из пяти имен. Последующие четыре месяца проводятся в чтении и рассмотрении работ этих пяти кандидатов. В октябре члены Академии голосуют и кандидат, набравший более половины голосов, объявляется лауреатом Нобелевской премии по литературе. Никто не может получить премию, не побывав в списке по крайней мере дважды, таким образом, многие из авторов рассматриваются неоднократно на протяжении нескольких лет. Академия владеет тринадцатью языками, однако если кандидат из финального списка работает на незнакомом языке, они нанимают переводчиков и экспертов, связанных клятвой, для предоставления образцов работы этого писателя. Остальные элементы процесса аналогичны процедурам в других Нобелевских премиях.

Размер Нобелевской премии

Лауреат Нобелевской премии по литературе получает золотую медаль, диплом с цитатой, и денежную сумму. Сумма присужденной премии зависит от доходов Нобелевского фонда в этом году. Если премия присуждается более, чем одному лауреату, деньги либо разделяются между ними пополам, или, при наличии трех лауреатов, делятся напополам, а вторая половина на две четверти суммы. Если премия присуждается совместно двум или более лауреатам, деньги делятся между ними.

Призовой фонд Нобелевской премии колебался с момента его учреждения, но по состоянию на 2012 год он составлял 8 000 000 крон (около 1 100 000 долларов США), ранее это равнялось 10 000 000 крон. Это был не первый раз, когда призовая сумма уменьшалась. Начиная с номинальной стоимости в 150 782 крон в 1901 году (эквивалент 8 123 951 шведских крон в 2011), номинальная стоимость составляла всего лишь 121 333 крон (эквивалент 2 370 660 шведских крон в 2011) в 1945 году. Но с тех пор сумма росла или была стабильной, достигнув максимума в 11 659 016 шведских крон в 2001 году.

Медали Нобелевской премии

Медали Нобелевской премии, чеканившиеся монетными дворами Швеции и Норвегии начиная с 1902 года, являются зарегистрированными торговыми марками Нобелевского фонда. На аверсе (лицевой стороне) каждой медали изображен левый профиль Альфреда Нобеля. Медали Нобелевской премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе имеют одинаковые аверсы с изображением Альфреда Нобеля и годами его рождения и смерти (1833-1896). Портрет Нобеля также изображен на лицевой стороне медали Нобелевской премии мира и медали Премии в области экономики, но дизайном немного отличается. Изображение на оборотной стороне медали меняется в зависимости от учреждения, присуждающего премию. Оборотные стороны медалей Нобелевской премии по химии и физике имеют одинаковый дизайн. Дизайн медали Нобелевской премии в области литературы был разработан Эриком Линдбергом.

Дипломы Нобелевской премии

Нобелевские лауреаты получают диплом непосредственно из рук короля Швеции. Дизайн каждого диплома специально разработан учреждением, которое вручает премию лауреату. Диплом содержит изображение и текст, в котором указано имя лауреата, и как правило цитируется, за что он получил премию.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Выбор кандидатов на Нобелевскую премию

Потенциальных получателей Нобелевской премии по литературе трудно предсказать, так как кандидатуры держатся в секрете в течение пятидесяти лет, до тех пор, пока в свободном доступе не выложат базу данных номинантов на Нобелевскую премию по литературе. На данный момент для публичного просмотра доступны только кандидатуры, представленные между 1901 и 1965 годами. Такая секретность приводит к спекуляциям на тему следующего лауреата Нобелевской премии.

А как насчет слухов, распространяющихся по всему миру касательно определенных людей, якобы номинированных на Нобелевскую премию в этом году? - Ну, либо это просто слухи, или кто-то из приглашенных лиц, предлагающих номинантов, слил информацию. Поскольку кандидатуры хранятся в секрете в течение 50 лет, вам придется подождать до тех пор, пока вы не узнаете об этом наверняка.

По словам профессора Йорана Мальмквиста из Шведской академии, китайский писатель Шень Цунвэнь должен был быть награжден в 1988 году Нобелевской премией по литературе, если бы внезапно не скончался в этом году.

Критика Нобелевской премии

Споры о выборе лауреатов Нобелевской премии

С 1901 по 1912 год, комитет во главе с консерватором Карлом Давидом аф Вирсеном, оценивал литературную ценность работы по сравнению с его вкладом в стремление человечества на пути "к идеалу". Толстой, Ибсен, Золя и Марк Твен были отвергнуты в пользу авторов, которых мало кто читает сегодня. Кроме того, многие считают, что историческая антипатия Швеции по отношению к России является причиной, по которой ни Толстой, ни Чехов не были удостоены премии. Во время Первой мировой войны и сразу после нее, Комитет принял политику нейтралитета, отдавая предпочтение авторам из невоюющих стран. Комитет неоднократно обходил стороной Августа Стриндберга. Однако ему досталась особая честь в виде присуждения Антинобелевской премии, присвоенной ему вследствие бурного общенационального признания в 1912 году будущим премьер-министром Карлом Яльмаром Брантингом. Джеймс Джойс написал книги, которые заняли 1 и 3 места в списке 100 лучших романов современности - "Улисс" и "Портрет художника в юности", однако Джойс ни разу не был удостоен Нобелевской премии. Как писал его биограф Гордон Боукер "Эта премия была просто вне досягаемости Джойса."

Академия сочла роман чешского писателя Карела Чапека "Война с саламандрами" слишком оскорбительным для немецкого правительства. Кроме того, он отказался предоставить какую-нибудь свою неспорную публикацию, на которую можно было бы ссылаться при оценке его работы, заявив: "Спасибо за благосклонность, но я уже написал свою докторскую диссертацию". Таким образом, он остался без премии.

Первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе лишь в 1909 году, стала Сельма Лагерлёф (Швеция 1858-1940) за "высокий идеализм, яркое воображение и духовное проникновение, которые отличают все её произведения".

По данным архивов Шведской академии, изучаемых газетой "Le Monde" после ее открытия в 2008 году, французский романист и интеллектуал Андре Мальро всерьез рассматривался как кандидат на премию в 1950-е годы. Мальро конкурировал с Камю, но ему было отказано несколько раз, в частности в 1954 и 1955 годах, "до тех пор, пока он не вернется к роману". Таким образом, Камю был удостоен премии в 1957 году.

Некоторые полагают, что У. Х. Оден не был удостоен Нобелевской премии по литературе из-за ошибок в его переводе 1961 года книги лауреата Нобелевской премии мира Дага Хаммаршёльда "Вехи" (Vägmärken /Markings), и заявлений, которые Оден делал во время своего лекционного турне по Скандинавии, предполагая, что Хаммаршёльд, как и сам Оден, был гомосексуалистом.

В 1962 году Нобелевскую премию по литературе получил Джон Стейнбек. Выбор был сильно раскритикован, и в одной из шведских газет был назван "одной из самых больших ошибок Академии". Газета "The New York Times" задавалась вопросом почему Нобелевский комитет дал премию автору, чей "ограниченный талант даже в его лучших книгах разбавлен самыми низкопробными философствованиями", добавив следующее: "нам кажется любопытным, что почести не удостоился писатель... чье значение, влияние и совершенное литературное наследие уже возымело более глубокое влияние на литературу нашего времени". Сам Стейнбек, когда в день объявления результатов его спросили, заслужил ли он Нобелевскую премию, ответил: "Честно говоря, нет". В 2012 году (50 лет спустя), Нобелевский комитет открыл свои архивы, и выяснилось, что Стейнбек был "компромиссным вариантом" среди номинантов из финального списка, таких как сам Стейнбек, британские авторы Роберт Грейвс и Лоренс Даррелл, французский драматург Жан Ануй, а также датская писательница Карен Бликсен. Рассекреченные документы свидетельствуют о том, что он был выбран в качестве меньшего из зол. "Там нет никаких явных кандидатов на Нобелевскую премию, и комитет по вручению премии находится в незавидном положении", пишет член комитета Генри Олсон.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе, но отказался от нее, заявив, что "Существует разница между подписью "Жан-Поль Сартр", или "Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии". Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это принимает самые почетные формы ".

Советский писатель-диссидент Александр Солженицын, лауреат 1970 года, не присутствовал на церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме из-за страха, что СССР будет препятствовать его возвращению после поездки (его работы там распространялись через самиздат - подпольную форму печати). После того, как правительство Швеции отказалось почтить Солженицына торжественной церемонией награждения, а также лекцией в посольстве Швеции в Москве, Солженицын вообще отказался от премии, отметив, что условия, установленные шведами (которые предпочли частную церемонию) были "оскорблением самой Нобелевской премии ". Солженицын принял награду и денежную премию только 10 декабря 1974 года, когда он был депортирован из Советского Союза.

В 1974 году Грэм Грин, Владимир Набоков, и Сол Беллоу рассматривались в качестве кандидатов на премию, но были отвергнуты в пользу совместной премии, врученной шведским авторам Эйвинду Юнсону и Харри Мартинсону, членам Шведской академии на тот момент, неизвестным за пределами своей страны. Беллоу получил Нобелевскую премию по литературе в 1976 году. Ни Грин, ни Набоков не были удостоены премии.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес был номинирован на премию несколько раз, но, как утверждает Эдвин Уильямсон, биограф Борхеса, Академия не вручила ему награду, скорее всего, из-за его поддержки некоторых аргентинских и чилийских правых военных диктаторов, в том числе Аугусто Пиночета, чьи социальные и личные связи были весьма запутанными, согласно рецензии Колма Тойбина на книгу Уильямсона "Борхес в жизни". Отказ Борхесу в Нобелевской премии за поддержку этих правых диктаторов контрастирует с признанием Комитетом писателей, которые открыто поддерживали спорные левые диктатуры, в том числе Иосифа Сталина в случаях Сартра и Пабло Неруды. Кроме того, спорным был момент с поддержкой Габриэлем Гарсиа Маркесом кубинского революционера и президента Фиделя Кастро.

Награждение итальянского драматурга Дарио Фо в 1997 году изначально считалось некоторыми критиками "довольно поверхностным", поскольку в первую очередь его рассматривали как исполнителя, и католические организации сочли награждение Фо спорным, так как ранее он был осужден Римско-католической церковью. Газета Ватикана "L"Osservatore Romano" выразила удивление по поводу выбора Фо, отметив, что "Давать премию тому, кто также является автором сомнительных работ немыслимо." Салман Рушди и Артур Миллер были явными кандидатами на получение премии, но нобелевские организаторы, как позднее было процитировано, сказали, что в таком случае были бы "слишком предсказуемыми, слишком популярными."

Камило Хосе Села охотно предложил свои услуги в качестве информатора режима Франко и добровольно переехал из Мадрида в Галисию во время гражданской войны в Испании, чтобы присоединиться там к силам повстанцев. Статья Мигеля Анхеля Вильены "Между страхом и безнаказанностью", в которой были собраны комментарии испанских романистов по поводу примечательного молчания старшего поколения испанских романистов касательно прошлого публичных интеллектуалов времен диктатуры Франко, появилась под фотографией Селы во время церемонии вручения ему Нобелевской премии в Стокгольме в 1989 году.

Выбор лауреата 2004 года, Эльфриды Елинек, был опротестован членом Шведской академии, Кнутом Анлундом, который не был активным деятелем Академии с 1996 года. Анлунд подал в отставку, утверждая, что выбор Елинек нанес "непоправимый ущерб" репутации премии.

Объявление Гарольда Пинтера призером 2005 года было задержано на несколько дней, по-видимому, из-за отставки Анлунда, и это привело к возобновлению спекуляций на тему, что во вручении Премии Шведской академией присутствует "политический элемент". Хотя Пинтер не смог прочитать свою спорную Нобелевскую лекцию лично из-за плохого состояния здоровья, он транслировал ее из телевизионной студии, и она передавалась по видео на экраны перед аудиторией в Шведской академии в Стокгольме. Его комментарии стали источником большого количества толкований и дискуссий. Вопрос об их "политической позиции" был также поднят в ответ на вручение Нобелевской премии по литературе Орхану Памуку и Дорис Лессинг в 2006 и 2007 годах, соответственно.

Выбор 2016 года пал на Боба Дилана, и это было впервые в истории, когда музыкант и автор песен получил Нобелевскую премию по литературе. Награда вызвала некоторые споры, в частности, среди писателей, которые утверждали, что заслуги работы Дилана на литературном поприще не равны заслугам некоторых из его коллег. Ливанский романист Рабих Аламеддин написал в своем тветтере, что "Боб Дилан, получивший Нобелевскую премию по литературе, это то же самое, как если бы печенье миссис Филдс получило 3 звезды Мишлена." Французско-марокканский писатель Пьер Ассулин назвал такое решение "презрением к писателям". В ходе живого веб-чата, организованного "The Guardian", норвежский писатель Карл Уве Кнаусгор сказал: "Я очень обескуражен. Мне нравится, что комитет по оценке романов открывается для других видов литературы - текстов песен и так далее, я думаю, что это прекрасно. Но зная, что Дилан из того же поколения, что и Томас Пинчон, Филип Рот, Кормак Маккарти, мне очень трудно это принять". Шотландский писатель Ирвин Уэлш сказал: "Я поклонник Дилана, но эта награда - это просто плохо взвешенная ностальгия, исторгнутая старческими протухшими простатами мямлящих хиппи." Коллега по написанию песен и друг Дилана Леонард Коэн сказал, что не нужно было никаких премий, чтобы признать величие человека, трансформировавшего поп-музыку такими пластинками, как "Возвращение на шоссе 61" (Highway 61 Revisited). "Для меня," сказал Коэн, "[награждение Нобелевской премией] подобно тому, чтобы вешать медаль на гору Эверест за то, что она является самой высокой горой." Писатель и обозреватель Уилл Селф писал, что награда "обесценила" Дилана, тогда как он надеялся, что лауреат "последует примеру Сартра и отвергнет награду".

Спорные награждения Нобелевской премии

Ориентация премии на европейцев, и шведов, в частности, была предметом критики, даже в шведских газетах. Большинство лауреатов были европейцами, а Швеция получила больше премий, чем вся Азия вместе с Латинской Америкой. В 2009 году Гораций Энгдал, впоследствии постоянный секретарь Академии, заявил, что «Европа по-прежнему является центром литературного мира", и что "США слишком изолированы, слишком замкнуты. Они не переводят достаточно работ, и не слишком активно участвуют в большом литературном диалоге ".

В 2009 году Петер Энглунд, пришедший на замену Энгдалу, отверг это мнение ("В большинстве языковых областей... есть авторы, которые действительно заслуживают и могли бы получить Нобелевскую премию, и это касается как Соединенных Штатов, так и Северной и Южной Америки в целом") и признал европоцентричный характер премии, заявив: "Я думаю, что это проблема. Нам, как правило, в большей степени легко откликается литература, написанная в Европе и в европейской традиции." Американские критики, как известно, возражали, что их соотечественники, такие как Филип Рот, Томас Пинчон и Кормак Маккарти, были упущены из виду, так же, как и латиноамериканцы, такие как Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, и Карлос Фуэнтес, тогда как менее известные на этом континенте европейцы одерживали победу. Награда 2009 года, ушедшая Герте Мюллер, ранее мало известной за пределами Германии, но много раз называвшейся фаворитом Нобелевской премии, вновь возобновила мнение, что Шведская академия была предвзятой и европоцентричной.

Тем не менее, премия 2010 года была присуждена Марио Варгас Льосе, который был родом из Перу в Южной Америке. Когда в 2011 году премия была присуждена выдающемуся шведскому поэту Тумасу Транстрёмеру, постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд сказал, что премия присуждалась не на политической основе, описывая такое понятие, как "литература для чайников". Следующие две награды Шведская Академия вручила неевропейцам, китайскому автор Мо Яню, и канадской писательнице Элис Мунро. Победа французского писателя Модиано в 2014 году возобновила вопрос европоцентризма. Отвечая на вопрос "The Wall Street Journal" "Так что, снова без американцев в этом году? Почему?", Энглунд напомнил американцам о канадском происхождении прошлогоднего победителя, о стремлении Академии к качеству литературы и невозможности наградить всех, кто заслуживает премию.

Незаслуженно полученные Нобелевские премии

В истории Нобелевской премии по литературе были упущены многие литературные достижения. Историк литературы Кьелл Эспмарк признал, что когда «дело касается ранних премий, то часто оправдывается плохой выбор и вопиющие упущения. Например вместо Сюлли Прюдома, Эйкена, и Хейзе стоило наградить Толстого, Ибсеа, и Генри Джеймса". Есть упущения, которые находятся вне контроля Нобелевского комитета, например вследствие преждевременной смерти автора, как это было с Марселем Прустом, Итало Кальвино, и Роберто Боланьо. По словам Кьелла Эспмарка "главные произведения Кафки, Кавафиса и Пессоа были опубликованы только после их смерти, а об истинном величии поэзии Мандельштама мир узнал прежде всего из неопубликованных стихов, которые его жена спасла от забвения спустя долгое время после его смерти в сибирской ссылке ". Британский романист Тим Паркс приписывал нескончаемые споры вокруг решений Нобелевского комитета "принципиальному легкомыслию премии и нашей собственной глупости в том, чтобы принимать ее всерьез", а также отметил, что "восемнадцать (или шестнадцать) шведских граждан будут иметь определенный авторитет, оценивая произведения шведской литературы, но какая группа могла бы когда-либо действительно охватить своим умом бесконечно разнообразную работу десятков различных традиций? И почему мы должны просить их сделать это?"

Эквиваленты Нобелевской премии по литературе

Нобелевская премия по литературе является не единственной литературной премией, на которую имеют право претендовать авторы всех национальностей. Среди других известных международных литературных премий: Нейштадтская литературная премия, Премия Франца Кафки, и Международная Букеровская премия. В отличие от Нобелевской премии по литературе, Премия Франца Кафки, Международная Букеровская премия, и Нейштадтская литературная премия вручается раз в два года. Журналистка Хепзиба Андерсон отметила, что Международная Букеровская премия "стремительно становится более значимой наградой, выступающей все более и более компетентной альтернативой Нобелю". Букеровская Международная премия "делает упор на общий вклад одного писателя в художественную литературу на мировой арене" и "фокусирется только на литературном мастерстве". Поскольку она была учреждена только в 2005 году, пока не представляется возможным проанализировать важность ее влияния на потенциальных будущих лауреатов Нобелевской премии по литературе. Только Элис Мунро (2009) была удостоена обоих. Тем не менее, некоторые лауреаты Международной Букеровской премии, такие как Исмаил Кадаре (2005) и Филип Рот (2011) считаются претендентами на Нобелевскую премию в области литературы. Нейштадтская литературная премия считается одной из самых престижных международных литературных премий, и часто упоминается как американский аналог Нобелевской премии. Подобно Нобелевской или Букеровской премии, она присуждается не за какое-либо произведение, а за всю работу автора. Премию часто рассматривают как показатель того, что определенному автору может быть присуждена Нобелевская премия по литературе. Габриэль Гарсиа Маркес (1972 - Нейштадт, 1982 - Нобель), Чеслав Милош (1978 - Нейштадт, 1980 - Нобель), Октавио Пас (1982 - Нейштадт, 1990 - Нобель), Транстрёмер (1990 - Нейштадт, 2011 - Нобель) вначале были удостоены Нейштадтской международной литературной премии, прежде чем им была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Еще одна награда, заслуживающая внимания - это Премия принцессы Астурийской (ранее Премия иринца Астурийского) по литературе. В первые годы своего существования она почти исключительно присуждалась писателям, которые писали на испанском языке, но позднее премии были также удостоены писатели, работающие на других языках. Среди писателей, которые получили и Премию принцессы Астурийской по литературе, и Нобелевскую премию по литературе - Камило Хосе Села, Гюнтер Грасс, Дорис Лессинг, и Марио Варгас Льоса.

Американская премия по литературе, которая не предусматривает денежный приз, представляет из себя альтернативу Нобелевской премии по литературе. На сегодняшний день, Гарольд Пинтер и Жозе Сарамаго являются единственными писателями, получившими обе литературные премии.

Существуют также премии, отмечающие прижизненные достижения писателей на конкретных языках, как например Премия "Мигель де Сервантес" (для авторов, пишущих на испанском языке, учреждена в 1976 году), и Премия Камоэнса (для португалоязычных авторов, учреждена в 1989 году). Нобелевские лауреаты, которые также были удостоены Премии имени Сервантеса: Октавио Пас (1981 - Сервантес, 1990 - Нобель), Марио Варгас Льоса (1994 - Сервантес, 2010 - Нобель), и Камило Хосе Села (1995 - Сервантес, 1989 - Нобель). Жозе Сарамаго является до настоящего времени единственным автором, получившим как Премию Камоэнса (1995), так и Нобелевскую премию (1998).

Премию имени Ганса Христиана Андерсена иногда называют "Маленьким Нобелем". Награда заслужил такое название, поскольку подобно Нобелевской премии по литературе, она принимает во внимание прижизненные достижения писателей, хотя Премия Андерсена ориентируется на одну категорию литературных произведений (детская литература).

Всего пять русских писателей удостоились престижной международной Нобелевской премии. Троим из них это принесло не только всемирную славу, но также повсеместную травлю, репрессии и изгнание. Лишь одну из них одобрило советское правительство, а последний её обладатель был «прощён» и приглашён вернуться на Родину.

Нобелевская премия - одна из престижнейших наград, которую ежегодно присуждают за незаурядные научные исследования, значительные изобретения и существенный вклад в культуру и развитие общества. С её учреждением связана одна комичная, но неслучайная история. Известно, что учредитель премии - Альфред Нобель - знаменит также тем, что именно он изобрёл динамит (преследуя, тем не менее, пацифистские цели, так как считал, что вооружившиеся до зубов противники поймут всю глупость и бессмысленность войны и прекратят конфликт). Когда в 1888 году умер его брат Людвиг Нобель, а газеты ошибочно «похоронили» Альфреда Нобеля, назвав его «торговцем смертью», последний всерьёз задумался, каким запомнит его общество. Вследствие этих размышлений в 1895 году Альфред Нобель изменил своё завещание. И в нём говорилось следующее:

«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть - тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая - тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья - тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая - тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая - тому, кто внесёт наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…».

Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии

После конфликтов с «обделёнными» родственниками Нобеля исполнители его воли - секретарь и адвокат - учредили Фонд Нобеля, в обязанности которого входила организация вручения завещанных премий. Для присуждение каждой из пяти премий было создано отдельное учреждение. Так, Нобелевская премия по литературе вошла в компетенцию Шведской академии. С тех пор Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года, кроме 1914, 1918, 1935 и 1940-1943 годов. Интересно, что при вручении Нобелевской премии оглашают лишь имена лауреатов, все остальные номинации держат в секрете на протяжении 50 лет.

Здание Шведской Академии

Не смотря на кажущуюся незаангажированность Нобелевской премии , диктуемую филантропическими указаниями самого Нобеля, многие «левые» политические силы всё же усматривают в присуждении премии явную политизированность и некоторый западно-культурный шовинизм. Сложно не заметить, что подавляющее большинство нобелевских лауреатов происходят из США и европейских стран (более 700 лауреатов), в то время, как число лауреатов из СССР и России значительно меньше. Более того, существует точка зрения, что большинству советских лауреатов премия была присуждена лишь за критику СССР.

Тем не менее, вот эта пятёрка русских писателей - лауреатов Нобелевской премии по литературе:

Иван Алексеевич Бунин - лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.

Борис Леонидович Пастернак - лауреат 1958 года. Премия присуждена «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эту премию связывают с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому в условиях жёсткой травли Пастернак вынужден отказаться от неё. Медаль и диплом были вручены сыну писателя Евгению лишь в 1988 году (писатель умер в 1960). Интересно, что в 1958 году - это была седьмая попытка вручить Пастернаку престижную премию.

Михаил Александрович Шолохов - лауреат 1965 года. Премия присуждена «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». У этой премии есть длинная предыстория. Ещё в 1958 году посетившая Швецию делегация Союза писателей СССР противопоставила европейской популярности Пастернака международную популярность Шолохова, а в телеграмме советскому послу в Швеции от 7.04.1958 говорилось:

«Было бы желательным через близких к нам деятелей культуры дать понять шведской общественности, что в Советском Союзе высоко оценили бы присуждение Нобелевской премии Шолохову… Важно также дать понять, что Пастернак как литератор не пользуется признанием у советских писателей и прогрессивных литераторов других стран».

Вопреки этой рекомендации, Нобелевская премия в 1958 году всё же была присуждена Пастернаку, что повлекло жёсткое неодобрение советского правительства. Но в 1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов. Именно этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Таким образом, Михаил Шолохов стал единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию с согласия высшего руководства СССР.

Александр Исаевич Солженицын - лауреат 1970 года. Премия присуждена «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». От начала творческого пути Солженицына до присуждения премии прошло всего 7 лет - это единственный подобный случай в истории Нобелевского комитета. Сам Солженицын говорил о политическом аспекте присуждения ему премии, но Нобелевский комитет это отрицал. Тем не менее, после получения Солженицыным премии, в СССР против него была организована пропагандистская кампания, а в 1971 году - попытка физического уничтожения, когда ему был сделан укол ядовитого вещества, после которого писатель выжил, но долго болел.

Иосиф Александрович Бродский - лауреат 1987 года. Премия присуждена «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Присуждение премии Бродскому уже не вызвало таких противоречий, как многие другие решения Нобелевского комитета, так как Бродский к тому моменту был известен во многих странах. Сам он в первом же интервью после присуждения ему премии сказал: «Её получила русская литератур, и её получил гражданин Америки». И даже расшатываемое перестройкой ослабевшее советское правительство начало налаживать контакты с прославившимся изгнанником.

Владимир Набоков

Нобелевская премия по литературе - самая престижная награда, которая с 1901 года ежегодно вручается Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Писатель, удостоенный премии, предстает в глазах миллионов людей как несравненный талант или гений, который своим творчеством сумел завоевать сердца читателей со всего мира.

Однако есть целый ряд знаменитых писателей, которых Нобелевская премия по разным причинам обошла стороной, но достойны они её были не меньше, чем их коллеги-лауреаты, а иногда даже и больше. Кто же они?

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Принято считать, что Лев Толстой сам отказался от премии. В 1901 году первую Нобелевскую премию по литературе присудили французскому поэту Сюлли-Прюдому — хотя, казалось бы, как можно обойти автора «Анны Карениной», «Войны и мира»?

Понимая неловкость, шведские академики стыдливо обратились к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего». Однако, написали они, великий писатель ведь и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Толстой поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена», — написал он. «Это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

49 шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. За кадром осталось мнение эксперта Нобелевского комитета, профессора Альфреда Йенсена: философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». С этим соглашался секретарь Шведской академии Карл Вирсен:

»Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Слышал об этом Лев Николаевич или нет, но в 1906 году, предвидев очередное выдвижение, он попросил академиков сделать все, чтобы ему не пришлось отказываться от престижной награды. Те радостно согласились и в списке нобелевских лауреатов Толстой так и не появился.

ВЛАДИМИР НАБОКОВ

Одним из претендентов на награду 1963 году был знаменитый писатель Владимир Набоков, автор нашумевшего романа «Лолита». Это обстоятельство стало приятным сюрпризом для поклонников творчества писателя.

Скандальный роман, тема которого была немыслимой для того времени, был опубликован в 1955 году в парижском издательстве «Олимпия Пресс». В 60-х годах не раз появлялись слухи о номинации Владимира Набокова на Нобелевскую премию, однако толком ничего не было ясно. Чуть позже станет известно, что Набоков никогда не получит премии Нобеля за излишнюю аморальность.

  • Против кандидатуры Набокова выступил постоянный член Шведской академии Андерс Эстерлинг. «Автор аморального и успешного романа «Лолита» ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию», - писал в 1963 году Эстерлинг.

В 1972 году в шведский комитет обратился обладатель премии Александр Солженицын с рекомендацией рассмотреть кандидатуру Набокова. Впоследствии авторы многих изданий (в частности London Times, The Guardian, New York Times) причисляли Набокова к тем писателям, кто незаслуженно не был включен в списки номинантов.

Писатель был номинирован в 1974 году, но проиграл двум шведским авторам, которых сейчас никто не помнит. Но они оказались членами Нобелевского комитета. Один американский критик остроумно сказал: «Набоков не получил «нобелевки» не потому, что не заслуживает ее, а потому, что Нобелевская премия не заслуживает Набокова».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Начиная с 1918 года Максим Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе- в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и, наконец, в 1933-м.

Но и в 1933 году «Нобель» обошел писателя стороной. Среди номинантов в тот год вместес ним вновь были Бунин и Мережковский. Для Бунина это была пятая попытка взять Нобеля. Она оказалась удачной, в отличие от также пятикратных номинантов. Награда Ивану Алексеевичу Бунину была вручена с формулировкой «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

До сороковых годов у русской эмиграции была забота — сделать все, чтоб премия не перепала Горькому и не развалился миф о том, что никакой культуры на территории России без эмигрантов не осталось. Кандидатами выдвигались и Бальмонт, и Шмелев, но особенно нервно — Мережковский. Возня сопровождалась интригами, Алданов призывал Бунина согласиться на «групповое» выдвижение, втроем, Мережковский уговаривал Бунина пойти на полюбовный сговор — кто выиграет, тот делит премию пополам. Бунин не согласился, и правильно сделал — борец с «грядущим хамом» Мережковский скоро замарается братанием с Гитлером и Муссолини.

А Бунин, к слову уж, часть премии без всяких договоров отдал нуждающимся русским литераторам (все равно передрались), часть затерялась в войну, зато на премию купил Бунин радиоприемник, по которому слушал сводки боев на восточном фронте — тревожился.

Однако факт: и тут шведские газеты недоумевали. Горький имеет гораздо больше заслуг перед русской и мировой литературой, Бунина знают лишь собратья по перу и редкие ценители. И Марина Цветаева возмущалась, между прочим, искренне: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи. Но — так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому…»

За кадром оставались злобные мнения экспертов. Прислушавшись к ним, еще в 1918 году академики сочли, что Горький, выдвинутый Роменом Ролланом, — анархист и «без сомнения, никоим образом не вписывается в рамки Нобелевской премии». Горькому предпочли датчанина Х. Понтоппидана (не помните, кто это — и не важно). В 30-х академики помялись и придумали — «сотрудничает с большевиками», награду «превратно истолкуют».

АНТОН ЧЕХОВ

Антон Павлович, умерший в 1904 году (премию вручают с 1901 года), скорее всего, просто не успел ее получить. Ко дню его смерти его знали в России, но еще не очень хорошо на Западе. Кроме того, там он больше известен как драматург. Точнее вообще только как драматург он там и известен. А Нобелевский комитет драматургов не жалует.

…КТО ЕЩЕ?

Кроме вышеупомянутых русских писателей среди русских номинантов на премию в разные годы были Анатолий Кони, Константин Бальмонт, Петр Краснов, Иван Шмелев, Николай Бердяев, Марк Алданов, Леонид Леонов, Борис Зайцев, Роман Якобсон и Евгений Евтушенко.

А сколько гениев российской словесности даже не были заявлены в число номинантов Булгаков, Ахматова, Цветаева, Мандельштам… Каждый может продолжить этот блистательный ряд именами своих любимых писателей и поэтов.

Разве это случайность, что четыре из пяти русских писателей, ставших нобелевскими лауреатами, так или иначе находились в конфликте с советской властью? Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын - диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей.Да и вполне лояльному к советской власти Шолохову Нобеля дали «за художественную силуи цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

  • Стоит ли удивляться, что в 1955 году на Нобелевскую премию по литературе номинировался даже… скандально известный советский шифровальщик-перебежчик Игорь Гузенко, на Западе занявшийся литературой.

А в 1970 году Нобелевскому комитету пришлось долго доказывать, что премия присуждена Александру Солженицыну отнюдь не по политическим мотивам, а «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Ведь к тому времени прошло всего восемь лет от момента первой публикации писателя, а его главные труды «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» еще не были опубликованы.

Вот такие дела, братцы…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Нобелевская премия – одна из самых престижных мировых премий присуждается ежегодно за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

27 ноября 1895 А. Нобелем было составлено завещание, в котором предусматривалось выделение определённых денежных средств на присуждение премий по пяти направлениям : физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире. А в 1900 был создан Фонд Нобеля – частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 31 млн. шведских крон. С 1969 года по инициативе Шведского банка присуждаются также премии по экономике.

С момента учреждения премий действуют строгие правила выбора лауреатов. В процессе участвуют интеллектуалы из всех стран мира. Тысячи умов работают, чтобы Нобелевскую премию получил самый достойный из претендентов.

Всего к настоящему моменту этой награды были удостоены пятеро русскоязычных писателей.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской акдении наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В своей речи при вручении премии Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю эмигранту (эмигрировал во Францию в 1920 г.). Иван Алексеевич Бунин – крупнейший мастер русской реалистической прозы.


Борис Леонидович Пастернак
(1890-1960), русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Был вынужден отказаться от премии под угрозой высылки из страны. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 г. вручила диплом и медаль его сыну.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Начав как реалистический писатель, который не боится показывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в некоторых своих произведениях оказался в плену социалистического реализма.

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, опасаясь, что после его поездки возвращение на родину будет невозможным, награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал. В своих художественных литературных произведениях затрагивал, как правило, острые общественно-политические вопросы, активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996), поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1972 году был вынужден эмигрировать из СССР, жил в США (всемирная энциклопедия называет его американским). И.А. Бродский самый молодой литераторов, удостоившихся Нобелевской премии по литературе. Особенности лирики поэта – осмысление мира как единого метафизического и культурного целого, выявление ограниченности человека как субъекта сознания.

Если Вы хотите получить более конкретную информацию о жизни и творчестве русских поэтов и писателей, ближе познакомиться с их произведениями, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Онлайн преподаватели помогут сделать анализ стихотворения или написать отзыв о произведении выбранного автора. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.