Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Последние слова гоголя перед смертью. Тайны жизни и смерти гоголя

Инструкция

В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.

Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.

Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.

За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям. Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода. Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.

Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.

Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.

Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении. Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо. Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.

Тайна смерти Гоголя до сих пор не дает покоя как огромному количеству ученых и исследователей, так и простым людям, среди которых даже те, кто далек от мира литературы. Наверное, именно такая всеобщая заинтересованность и повсеместное обсуждение с множеством самых разных предположений и послужили тому, что вокруг смерти писателя возникло столько легенд.

Несколько фактов из биографии Гоголя

Николай Васильевич прожил короткую жизнь. Родился он в 1809 году в Полтавской губернии. Смерть Гоголя пришлась на 21 февраля 1852 года. Похоронен он был в Москве, на кладбище, расположенном на территории Данилова монастыря.

Он учился в престижной гимназии, однако там, как он считал вместе со своими друзьями, ученики получали недостаточно знаний. Поэтому будущий писатель тщательно занимался самообразованием. Одновременно с этим, Николай Васильевич уже тогда пробовал себя в писательской деятельности, правда, работал в основном в стихотворной форме. Гоголь проявлял интерес и к театру, особенно его привлекали комические произведения: уже в школьные годы он обладал непревзойденным чувством юмора.

Как утверждают специалисты, вопреки сложившемуся мнению, у Гоголя не было шизофрении. Однако он страдал маниакально-депрессивным психозом. Болезнь эта проявляла себя по-разному, но самое сильное ее проявление состояло в том, что Гоголь панически боялся, что его похоронят заживо. Он даже в кровать не ложился: ночи и часы дневного отдыха проводил в креслах. Этот факт оброс огромным количеством домыслов, из-за чего в головах многих сложилось мнение, что все именно так и произошло: писатель, мол, уснул летаргическим сном, и его похоронили. Но это вовсе не так. Официальной версией уже долгое время является то, что смерть Гоголя имела место быть еще до его погребения.

В 1931 году было решено раскопать могилу, дабы опровергнуть распространившиеся тогда слухи. Однако на поверхность опять всплыла ложная информация. Говорили, что тело Гоголя находилось в неестественной позе, а внутренняя обшивка гроба была исцарапана ногтями. Тот же, кто способен хоть немного проанализировать ситуацию, конечно, усомнится в этом. Дело в том, что за 80 лет гроб вместе с телом если и не полностью разложился в земле, то уж точно не сохранил бы никаких следов и царапин.

Загадкой является и непосредство смерть Гоголя. Последние несколько недель жизни писатель чувствовал себя очень плохо. Ни один врач тогда не мог объяснить, в чем же причина быстрого увядания. Из-за чрезмерной религиозности, особенно обострившейся в последние годы жизни, в 1852 году Гоголь начал пост на 10 дней раньше положенного срока. При этом он свел потребление пищи и воды к абсолютному минимуму, доведя себя тем самым до полного изнеможения. Не влияли на Гоголя даже уговоры друзей, умолявших его вернуться к нормальному образу жизни.

Даже спустя столько лет Гоголь, смерть которого для многих стала настоящим потрясением, остается одним из самых читаемых писателей не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире.

Тайны смерти Николая Гоголя

Судьба Николая Васильевича Гоголя до сих пор поражает своей мистической стороной. Его жизнь, кажется, состоит из случайностей и загадок. Но больше всего интересна тайна его смерти, не раскрытая до сих пор.

Широко известно, что Николай Гоголь страдал так называемой тафофобией - боязнью быть похороненным заживо. Мы знаем это не только из сообщений современников, но и из личных дневников писателя. Появился у него этот страх в молодости, после того как он переболел малярийным энцефалитом. Болезнь протекала очень тяжело и сопровождалась глубокими обмороками. Гоголь очень боялся, что во время одного из таких приступов его примут за мертвого и похоронят заживо. Уже в последние годы жизни этот страх достиг своего апогея - писатель практически не спал и никогда не ложился в кровать. Максимум, что он мог себе позволить - вздремнуть в кресле.

Сейчас всё чаще говорят, что страхи Гоголя оправдали себя, и писателя действительно похоронили заживо. Слухи эти пошли после перезахоронения тела Гоголя. После вскрытия гроба было замечено, что скелет лежит в неестественном положении - слегка наклонившись вбок. Также говорят и о том, что крышка гроба писателя была расцарапана изнутри, что наводит на мысли о том, что похороненный человек всё же был жив. Однако это всего лишь слухи и трудно понять, что из них действительно правда.

Известна любопытная история, которую до сих пор рассказывают на могиле Николая Васильевича. В 1940 году скончался другой знаменитый русский писатель, Михаил Булгаков, всегда считавший себя учеником Николая Гоголя. Его жена, Елена Сергеевна, пошла выбирать камень на надгробие покойному мужу. Случайным образом, из груды заготовочных могильных плит она выбрала только одну. Её приподняли, чтобы выгравировать на ней имя писателя, но тут же поняли, что на ней уже есть другое имя. Когда они разглядели, что там написано, они удивились еще больше - стало очевидно, что это надгробный камень, пропавший с могилы Гоголя. Таким образом Гоголь как будто дал знак родственникам Булгакова, что он наконец-то воссоединился со своим выдающимся учеником.

По сей день никто не может узнать истинную причину смерти великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. По официальной версии Николай Васильевич умер в 8 часов утра 21 февраля 1852 года, в Москве. Но существует так же множество версий, выдвинутых, как современниками писателя, так и исследователями, жившими гораздо позже. Многие версии противоречат друг другу, во многих доказывается, что дата смерти была намного позднее, а некоторые ученые вообще утверждают, что великого русского классика похоронили еще живым.

Начнем с официальной версии и последних дней жизни писателя. За несколько дней до смерти Гоголь перестает выходить из дома, почти не принимает пищу и почти не спит. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжигает второй том Мертвых душ. Все это время ему помогают врачи и родные, но сам писатель уже готовится к смерти и просит его не беспокоить. Тем ни менее 20 февраля собирается консилиум и писателя собираются принудительно лечить, в результате писатель все-таки умирает. Похороны проходили 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.
Наряду с тысячами бессмертных произведений, оставленных писателем, так же остались и тысячи версий его гибели.
Одной из версий смерти Н.В. Гоголя была душевная травма в связи с скоротечной кончиной сестры близкого друга.
Еще одна не менее оригинальная версия, что Гоголь покончил с собой. Она очень легко опровергается в связи с сильной верой писателя. Для него это был страшный грех.
Так же оригинальной является версия смерти от недостатка кислорода в связи с погребением заживо. Этот вывод был сделан на основе эксгумации после 80 лет захоронения. Писатель В. Лидин стал первым источником информации об эксгумации Гоголя. Именно он заявил, что гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изодрана и расцарапана, в гробу же был неестественно скрученный скелет с повернутой головой.
И в 1852 году Гоголь умер по весьма мистическим, до настоящего времени спорным обстоятельствам.

Николай Васильевич Гоголь был большим любителем розыгрышей. Покинув этот мир, он оставил нам немало удивительных, порой мистических, загадок.

Как известно, авторитетные профессора медицины, вызванные к постели умирающего писателя, не смогли найти причину его стремительного угасания. Предположения были самые разные - от менингита, брюшного тифа или малярии - до душевного помешательства или религиозной мании.

Источники: fb.ru, pwpt.ru, kokay.ru, medconfer.com, video.sibnet.ru

Три избранных рыцаря

Многие отважные рыцари пожелали отправиться на подвиги за святым Граалем. Но все рыцари Круглого стола были порочны и...

Видение Джуд-Хаэля. Девушка с небес

В удивительной истории о периоде переселения говорится о происходившем из Уэльса правителе Бретани Джуд-Хаэле и знаменитом британском...

Как вырастить виноград

Еще с древних времен люди употребляли ягоды винограда, он всегда ценился своим вкусом и полезными свойствами. ...

Николай Васильевич Гоголь является, пожалуй, самой загадочной личностью в истории русской литературы. И дело не только в том, что Гоголь всю жизнь боялся быть похороненным заживо (что, возможно, в конце концов и случилось). В биографии Николая Васильевича много и других странных обстоятельств, мистических историй и таинственных совпадений.

У писателя было много странных привычек и увлечений. Так, современники свидетельствуют, что он был очень застенчив и мог общаться только с хорошо знакомыми ему людьми. Если в помещение входил незнакомец, Гоголь старался под любым предлогом покинуть комнату… Еще Гоголь ужасно боялся грозы и всегда стремился спрятаться от нее. Еще одной фобией был страх смерти, унаследованный им от отца… Также Гоголь имел привычку ходить по улице только с левой стороны, вследствие чего постоянно сталкивался со встречными прохожими.

Писатель не мог жить без сладостей. Останавливаясь в гостиницах, он всегда уносил с собой поданный к чаю сахар и набивал им карманы, а потом грыз за работой или даже во время беседы.

Во время работы над своими произведениями Гоголь имел обыкновение скатывать шарики из белого хлеба. Своим друзьям он говорил, что это помогает творчеству.

Николай Васильевич Гоголь испытывал непонятное пристрастие к миниатюрным изданиям книг, которые сейчас назвали бы "карманными". Так, хотя он совсем не интересовался математикой, он выписал себе математическую энциклопедию, поскольку она была издана форматом в шестнадцатую долю листа.

Одним из излюбленных "хобби" для Гоголя являлось рукоделие. Он умел вязать на спицах, ткать пояса, шил своим сестрам платья и даже шейные платки.

Увлекался писатель и кулинарией. Своих друзей он любил угощать самодельными варениками и галушками. Любимым напитком Гоголя было козье молоко, которое он варил по особому рецепту с добавлением рома, почему-то называя его "гоголь-моголем" (хотя гоголь-моголь совсем другое блюдо из сахара и яиц). "Гоголь любит гоголь-моголь!" - смеясь, говорил он.

Конец жизни Гоголя окутан тайной. Официальная версия гласит, что Николай Васильевич Гоголь умер от последствий малярии, которой он заразился в 1839 году в Италии. Осложнения после болезни вызвали у писателя частые обмороки, припадки и галлюцинации…

Однако в 1850 году недомогания вроде бы отступили. Гоголь вернулся из Одессы в Москву внешне здоровым, бодрым и в прекрасном расположении духа. Друзьям он охотно зачитывал отрывки из второго тома "Мертвых душ" и радовался, слыша смех слушателей…

Но когда рукопись была окончена, на писателя вдруг навалилась депрессия. Никто точно не знает, что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года. Прислуга свидетельствует, что до трех часов ночи Гоголь молился, затем достал из своего портфеля какие-то бумаги и велел их немедленно сжечь… После этого он перекрестился, лег в постель и до утра бился в рыданиях…

Литературоведы предположили, что в ту ночь сгорела вторая часть "Мертвых душ". От нее сохранились лишь отдельные фрагменты. Но некоторые биографы Гоголя считают, что доказательств этому нет.

Еще одна литературная загадка связана с Вием - персонажем одной из самых страшных повестей, вошедших в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки". По словам самого писателя, история о Вие является народным преданием, которое он в точности передал на страницах своей повести… Однако исследователи так и не обнаружили ни в устном, ни в письменном украинском фольклоре сказок и легенд, по сюжету хотя бы отдаленно напоминавших "Вия".

Поэтому специалисты склоняются к тому, что это все же литературный вымысел самого Гоголя . Другое дело - откуда взялось само имя "Вий"? Возможно, это производное от "железного Ния", божества украинской мифологии, хозяина пекла… Кроме того, слово "вия" в переводе с украинского означает "веко".

Что же касается смерти писателя, то традиционно считается, что причиной ее было сильное психическое расстройство. Он внезапно слег и перестал принимать пищу. В бреду все бормотал фразы из "Записок сумасшедшего"… Между тем, эксперты в области психиатрии не обнаруживают у Гоголя признаков явных нарушений психики. Скорее, Гоголь страдал обычной депрессией, утверждают они, и мог бы прожить намного дольше, если бы его лечили должным образом…

Square

Удивительный загадочный мир Н. Гоголя окружает многих с детства: восхитительные образы «Ночи перед Рождеством», яркие народные гуляния на «Сорочинской ярмарке», жуткие истории про «Майскую ночь», «Вия» и «Страшную месть», от которой все тело покрывается мелкими мурашками. Это только маленький список знаменитых произведений Н.В.Гоголя, который считается самым мистическим российским писателем, а за границей его сюжеты приравниваются к готическим рассказам Эдгара Аллана По. В этой статье, вы узнаете интересные факты из биографии Гоголя, которые считаются загадочными и мистическими. Приготовьтесь, удивляться до мурашек!

Гоголь родился в сельской украинской многодетной семье, он был третьим ребенком из двенадцати. Его мать – женщина редкой красоты – ей было 14 лет, когда она стала женой мужчины в два раза старше ее. Говорят, что именно мать развила у сына религиозно-мистическое мироощущение. Мария Ивановна отличалась своим природным взглядом на религию, рассказывала сыну о древнерусских языческих традициях, славянской мифологии. Сохранились письма Гоголя матери, датирующиеся 1833 годом. В одном из них Гоголь пишет, что мать в детстве в красках рассказала ребенку, что такое Страшный суд, что будет ждать человека за добродетельные поступки, а какая участь настигнет грешников.

Детство, отрочество и юность

Николай Гоголь с ранних лет был замкнутым и необщительным человеком, о том, что творится в его голове и душе не представляли даже близкие родственники. Мальчик жил обособленно, мало общался со своими братьями и сестрами, но много времени проводил с любимой матерью.

Позже Гоголь рассказывал, что в пятилетнем возрасте он впервые испытал панический страх

«Было мне лет 5. Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли… Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. «Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек».

Николай Гоголь с детства был чувствительным человеком, поддающимся страхам, переживаниям, жизненным неурядицам. Любая негативная ситуация отражалась на его психике, когда другой человек смог бы выдержать подобное. Ребенок утопил кошку из-за страха, он будто бы победил свой страх через жестокость и насилие, но осознал, что так панику побеждать нельзя. Можно предположить, что писатель остался один на один со своими страхами, так как применить насилие вновь не позволяла ему совесть.

Эта ситуация очень напоминает момент в произведении «Майская ночь, или Утопленница», когда мачеха, превратилась в черную кошку, а панночка в страхе ударила и перерубила ей лапу.

Известно, что Гоголь в детстве рисовал, но его рисунки окружающим казались бездарными, непонятными. Подобное отношение к его искусству опять же могло негативно отразиться на самооценке.

С 10 лет Николай Гоголь был отправлен в Полтавскую гимназию, где мальчик стал участником литературного кружка. Неизвестно из-за чего у Гоголя развилась столь низкая самооценка, но именно замкнутость в себе и спровоцировала душевное расстройство в зрелости.

Первая попытка вынести свое произведение на людской суд

Николай Гоголь начал творить, писал он много, но рискнул показать свое произведение «Ганц Кюхельгартен». Это был провал, критика была неблагосклонна к повести, тогда Гоголь уничтожил весь тираж. Перед тем, как все же стать писателем Гоголь пытался стать актером и поступить на чиновничью службу. Но любовь к литературе все-таки захватила юношу, который смог найти новый подходит к этому виду искусства. Именно Гоголь затронул иную сторону жизни и показал, как живут в Малороссии! Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» произвел фурор! Помогала собирать материал и разрабатывать сюжеты писателю его мать Мария Ивановна. Долгие годы Гоголь успешно творил на литературном поприще, вел переписку с Пушкиным и Белинским, которые были в восторге от его произведений. Несмотря на известность, Гоголь так и не стал открытым человеком, а наоборот, с годами вел все более затворнический образ жизни.

Кстати, Пушкин подарил Гоголю мопса Жози, после смерти собаки на Гоголя напала тоска, потому что ближе Жози у писателя точно никого не было.

Вопрос о гомосексуальности писателя

Личная жизнь Гоголя окружена догадками и предположениями. Писатель никогда не состоял в браке с женщиной, возможно даже не имел близости с ними. Есть упоминания в письме матери, что Гоголь писал о прекрасной божественной особе, которую никак не хотел соотносить с обычной женщиной. Современники говорят, что это была безответная любовь к Анне Михайловне Виельгорской. После этого случая, больше женщин в жизни Гоголя не было, как впрочем и мужчин. Но исследователи считают, что письма к мужчинам отличаются высокой эмоциональностью. В незавершенном произведении «Ночи на вилле» присутствует мотив любви к юноше, страдающему туберкулезом. Произведение относится к автобиографическим, отсюда у исследователей появилась догадка в том, что, возможно, Гоголь испытывал чувства к мужчинам.

Семен Карлинский утверждал, что Гоголь — очень верующий человек, богобоязненный, поэтому не мог в свою жизнь включить любые интимные связи.

Но Игорь Кон считает, что именно богобоязненность не позволила Гоголю принять себя таким, какой он есть. Поэтому развилась депрессия, появились страхи быть непонятным, в результате писатель полностью ударился в религию и довел себя до смерти, моря голодом — это были попытки очистить себя от греховности.

Кандидат филологических наук Л. С. Яковлев называет попытки определить сексуальную ориентацию Гоголя «провокационными, эпатажными, курьезными публикациями».

Гоголь-моголь

Николай Гоголь безумно любил козье молоко в сочетании с ромом. Свой удивительный напиток писатель в шутку называл «гоголем-моголем». На самом деле десерт»гоголь-моголь» появился еще в давние времена в Европе, впервые был изготовлен немецким кондитером Кёкенбауэру. Так что известный взбитый яичный желток с сахаром не имеет отношения к знаменитому писателю!

Фобии писателя

  • Гоголь страшно боялся грозы.
  • При появлении незнакомого человека в обществе, уходил, чтобы с ним не столкнуться.
  • В последние годы вообще перестал выходить в свет и общаться с писателями, вел аскетичный образ жизни.
  • Боялся показаться некрасивым. Гоголю ужасно не нравился его длинный нос, поэтому просил художников на портретах изобразить нос, приближенный к идеалу. На основе своих комплексов писатель написал произведение «Нос».

Летаргический сон или смерть?

Гоголь постоянно думал о захоронении заживо и ужасно боялся такой участи. Поэтому за 7 лет до своей смерти оформил завещание, где указал похоронить его только тогда, когда появятся видимые признаки разложения. Умер Гоголь в возрасте 42 лет, после голодания перед Великим постом в течение 15 дней. В ночь с 11 на 12 февраля за неделю до смерти писатель сжигает в печи второй том «Мертвых душ», объясняя это тем, что его попутал злой дух. Писателя похоронили на третий день после смерти. В 1931 году некрополь, где был похоронен Гоголь, ликвидировали и приняли решении и переносе могилы писателя на Новодевичье кладбище. После вскрытия могилы обнаружили отсутствие черепа Гоголя (по словам Владимира Лидина), позже появляется слух, что череп в могиле был, но повернутый на бок. Огласки эта информация долгие годы не предавалась и только в 90-х годах вновь заговорили о том, не был ли Гоголь случайно похоронен в состоянии летаргического сна?

Существуют некоторые факты, подтверждающие, что Гоголь мог быть похоронен заживо. Привожу то, что мне удалось найти.

После перенесенного малярийного энцефалита 1839 году Гоголь часто падал в обморок, который приводил к многочасовому сну. На основании этого у писателя развилась фобия, что его могут похоронить заживо, пока он будет находиться без сознания.

Но официальных свидетельств о том, что в 1931 году при вскрытии могилы обнаружили череп, повернутый на бок, нет. Свидетели же эксгумации дают разные показания: одни говорят, что все было в порядке, другие утверждают, что череп был повернут в бок, а Лидин вообще не увидел черепа на должном месте. Полностью развенчивает эти мифы наличие посмертной маски. Ее невозможно сделать на живом человеке, даже если он находится в летаргическом сне, потому что человек все равно отреагирует на высокую температуру во время процедуры и начнет задыхаться от заполнения гипсом внешних органов дыхания. Но этого не было, Гоголь был похоронен после естественной смерти.


Посмертная маска Гоголя


Многие удивляются, почему такая тема. Но для нашего храма это понятно, потому что Гоголя отпевали здесь, у нас, в Татьянинской университетской церкви. Хотя он был прихожанином церкви Симеона Столпника на Арбате, но частенько Гоголь ходил молиться в наш храм.

И даже рассказывают, что его изображение в памятнике, где он завернулся шинелью, спрятавшись от чужих взоров, как раз показывает его обычную позу во время службы именно в Татьянинском храме, когда он хотел отгородиться, уйти в себя, в молитву. По свидетельству специалистов это именно так.

Ну, и собственно, Николай Васильевич умер недалеко отсюда, у своего друга графа Толстого. Потому что у Гоголя не было ни своего жилища, ни карманных денег. Практически, как нищий он жил, ничего не накопив. Хотя, по нынешним временам, он мог бы миллионы от своих произведений получать. И умер недалеко отсюда, там, где сейчас его дом-музей на бульваре.

Поэтому эта тема для нас оправдана, тем более, когда мы вспоминаем открытие нашего храма, здесь тогда был театр МГУ, 1994 год. Сейчас даже трудно себе представить, но вот там, где вы сегодня молились, стояли кресла. Там, где находится алтарь, была сцена. И было противостояние: община хотела получить свой храм, потому что было распоряжение ректора.

А театр забаррикадировался здесь, никого не пускали. У них была пресс-конференция, и мы как студенты (мы тогда были студентами) туда проникли тайно, во вражеский стан. Там телевидение все снимало, выступали известные деятели культуры…

Не хочу имена их называть, потому что люди могли изменить свое мнение со временем. Но это были титулованные люди, они говорили, что вот, хотят храм искусства уничтожить…

Я тогда встал и спросил: здесь отпевали в свое время Гоголя, это же исторический памятник, надо этот храм возродить! Это было тоже одним из аргументов в нашем споре, который окончился торжеством правды, благодаря, наверное, и молитвам Николая Васильевича.

Это был человек уникальный по своей духовной устремленности. Жил он совершенно по-монашески. Мы даже не доводим себя до такого настроения. Поэтому и провокационная тема – почему умер Гоголь?

Мне, правда, сказали: я протестую, Гоголь бессмертен! Трудно не согласиться, потому что и душа бессмертна, и, когда мы читаем его произведения, мы видим, что это не 19 век, это все про нас.

Мы сейчас вот в Московской духовной академии «Мертвые души» проходили, я ребят спрашиваю: в чем там дело, Чичиков что такого плохого делает?.. Вообще, в чем смысл аферы Чичикова, кто-нибудь может в двух словах сказать?

Мошенничество.

– А в чем?

В том, что он собирает мертвые души, чтобы заложить их и получить деньги .

– Верно. Вы один из немногих людей, кто точно объяснил суть. Часто слышу, что Чичиков хотел жениться, и ему нужно было состояние, или что он хотел получить земли…

На самом деле афера была такая: крестьянская душа (речь идет о мужчинах, как по-евангельски “кроме женщин и детей”, – так тогда и считалось) стоила 500 рублей. Это довольно приличные деньги по тем временам. Не знаю, как это на наши переводить, может быть полмиллиона. И за каждую из этих душ помещик платил налоги государству.

Но проверки, которые и определяли, какой размер налога должен платить помещик, они не каждый год проходили, а раз в пять или десять лет. За это время кто-то из крестьян умирал, но на бумаге они были еще живые, и помещик продолжал за них платить. И Чичиков предложил скупить помещикам таких крестьян, взять на себя налоговое бремя.

А его мысль была в том, чтобы потом эту, сформировавшуюся на бумаге, партию душ заложить в опекунский совет, и за каждого крестьянина получить по 200 рублей. Тоже прилично. По какой же цене он скупил?

У Манилова, например, вообще получил бесплатно, даже за оформление Манилов сам заплатит, как вы помните. У Коробочки он купил 18 душ за 15 рублей. Собакевич оказался самым жадным – запросил по 2,5 рубля за душу. Неизвестно, сколько у него купил. Но еще подсунул одну женщину – Елизавету Воробей – подделал. У Плюшкина вообще был хороший урожай – 120 душ бесплатно. И еще 70 беглых купил по 32 копейки.

То есть потратил в среднем около 200 рублей и купил около 200 душ. Чиновники говорят: он сегодня купил душ на 100 тысяч рублей. Они считают по обычной цене – 500 рублей, значит, где-то 200 душ он купил. И вот, потратив 200 рублей, в опекунском совете получит он 40 тысяч.

И как бы даже не очень понятно – в чем обман?! Помещики знают, что они продают, он – тоже. Оформляют… Ну нет такого закона, чтобы мертвых иначе как-то оформлять. Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.

Вам ничего это не напоминает? Конечно, массу примеров, мы видим перед глазами. И «Оборонсервис», и «Зенит Арена», и все, что угодно. Иногда читаешь, диву даешься изобретательности.

Сейчас вот чиновникам запретили покупать машины дороже 4 млн рублей. Один высокопоставленный московский чиновник придумал такую схему: он арендует машину. В среднем это выходит около 8 млн рублей в год. Купить ее было бы 4 млн рублей, но это запрещено теперь. А аренда не запрещена. Чичиковы бессмертны.

Я студентам говорю, вам надо это знать, чтобы разбираться в этой ситуации. К вам, как к священникам, придут люди вот с такими большими деньгами, что вы будете делать, как поступать? Это же большая проблема нравственная.

Имя Чичикова тоже интересно. У Гоголя все имена говорящие. Мне не приходилось внятного объяснения про Чичикова читать, но у меня есть своя версия. Гоголь писал «Мертвые души» в Риме. Там даже есть такие строки: «вижу тебя, Русь, из своего прекрасного далека».

Вот это прекрасное далеко и есть Рим. Итальянская культура была ему очень близка. Даже в «Мертвых душах» была задумка сделать три тома – как у Данте, по образу «Божественной комедии». Поэтому и название: «поэма». А в «Божественной комедии», как мы знаем, три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Вот таким был и замысел Гоголя. В первой части он даже говорит: вы еще увидите, во что превратятся мои герои. Тот же Чичиков – чем он должен стать? Это сейчас он такой неказистый, а он должен пройти свои пути, чистилище…

Кстати, толкование дантовской поэмы многообразно. Там не только чистилище и рай. Есть и другие объяснения. Ад наших грехов, несовершенств. Чистилище здешней жизни и рай веры. В нашей жизни мы тоже проходим много чистилищ. У Мандельштама есть замечательные стихи:

И под временным небом чистилища

Забываем мы часто о том,

Что счастливое небохранилище –

Раздвижной и прижизненный дом…

То есть временное небо чистилища – это здешняя жизнь. И у Гоголя был замысел вот такой. В частности, в первом томе – 11 глав. Соответственно, сколько всего должно было быть? 33. У Данте каждая часть состоит из 33 глав. Ну, еще есть вступительная песня, и получается 100 глав. Вот даже в таких нюансах видно, что Гоголь ориентировался на Данте.

Когда у нас есть проводник, человек, который показывает город или куда-то ведет, как мы обычно говорим? Будь моим Вергилием. Это как раз из «Божественной комедии». Но интересно, что итальянцы используют другую тему: будь моим Цицероном. Проводник у них Цицерон. По-итальянски – Чичероне. Чичи…

Вот, не знаю, так это или нет. Но, конечно, Гоголь, живя в Риме, это выражение неоднократно слышал. Возможно, отсюда и произошел Чичиков. Ведь он путешественник, он нас ведет по этой жизни, по помещикам, показывает все наши недостатки, проблемы, закоулки русской души, являясь в этом смысле проводником по аду. Так что Гоголь бессмертен. Совершенно точно. С этим можно только согласиться.

Но в чем причины смерти… Или как мне еще однажды сформулировали: «почему Гоголь умер». Ведь есть такая идея, что его похоронили живым. Вознесенский даже стихи написал на эту тему, Егор Летов пел: «Гоголь плачет в гробу и рвется наружу»…

Образ упыря часто использовался. И началось-то все со слов самого Гоголя. Если кто читал «Выбранные места из переписки с друзьями», там есть «Завещание», в котором он пишет, что «прошу не хоронить моего тела, пока на появятся явные признаки разложения».

Потому что у нас многое впопыхах делается: похоронят человека, не разберутся, а он там будет мучиться. Гоголь сам запустил такую идею. Поэтому люди стали думать: вот, может, и правда его живым похоронили…

И потом было перезахоронение Гоголя. Первоначально он был похоронен в Даниловом монастыре, потом тело переносили в Новодевичий монастырь, где и сейчас его могила. Вот снимки посмертной маски Гоголя, могилу я позже покажу, чтобы сейчас не искать. Была еще история с перезахоронением, что какие-то очевидцы что-то увидели… Хотя есть заключение специалистов, что ничего сверхъестественного не было.

Но главное, что Гоголя отпевали у нас в храме. Это таинство церковное. Всякое бывает в жизни, но самым главным свидетельством является посмертная маска. Когда скульптор ее снимал, он сказал, что уже были признаки тления на лице. Поэтому мы можем быть спокойны, что Гоголь почил в мире и в этом смысле у него все в порядке.

Но с его могилой были еще происшествия. Вначале на его могиле стоял крест и голгофа. Это была его заповедь. Там были две цитаты из Библии, одна из них из пророка Иезекииля: «Горьким словом моим посмеюся». Цитата, которая во многом характеризует творчество Гоголя.

И вот интересная история. Когда перезахоранивали Гоголя, эту голгофу сломали. Это было советское время, и сейчас на его могиле просто бюст стоит. А камень с могилы Гоголя оказался у М.А. Булгакова, который был почитателем Гоголя. И вдова Булгакова разыскала этот камень и положила его на могилу мужа. Интересная преемственность.

Это что касается захоронения. А почему он все-таки умер, ведь 42 года было – не совсем пора, да? Мы знаем, что Пушкин умер в 37, Лермонтов в 26, но они не сами, они стрелялись, их убили на дуэли. А 42 – не совсем понятно, что должно было произойти… Помните, Данте говорит: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Вот половина – это сколько?.. 40 – думаете?.. Меняется экология, но в целом, если мы посмотрим, по планете, где-то 70 получается в среднем?

И это библейское понимание продолжительности жизни – 70 лет, пророк Давид об этом говорит. И в средневековье так и считалось. Получается, Данте было 35 лет. И так оно и есть, действие «Божественной комедии» приурочено к 1300 году, когда Данте было 35 лет.

Пророк Давид не случайно молится в псалмах: «не возведи меня в преполовение дней моих». Что это значит? Не прерви мою жизнь на половине. Мы не до конца это понимаем. Возраст имеет серьезный фактор для полноты жизни, человек должен осуществить то, к чему он предназначен.

В Библии часто встречаем: «насыщен днями», то есть человек уже достиг этой полноты. Как старец Симеон говорит: «Ныне отпущаеши…» Это важный момент, чтобы и земного бытия наше предназначение состоялось. Бурно жить и умереть молодым – это не наш лозунг.

Гоголь в 42 года всего умер. Разные есть объяснения. Есть работа психиатра, опубликованная в настольной книге священнослужителя, поэтому многие священники так и уверены, что Гоголь сошел с ума, что его лечили от сумасшествия.

Как с этим быть? Мы понимаем, что диагнозы, особенно по прошествии 200 лет ставить и проверять затруднительно. Гоголя лечили от сумасшествия. «Записки сумасшедшего» – это практически то, что с ним произошло. Его сажали в ванну, поливали холодной водой, мучили, пиявки к вискам прикладывали. Это был дополнительный крест его.

Он даже спрашивал митрополита Филарета, надо ли слушать врачей. Митрополит дал ему благословение. Видимо, надо было пройти через это. Но вот как у писателя слово мощно звучит и сказывается в жизни человека-писателя.

Но хотя его считали сумасшедшим, все аргументы, почему его таким считали, не выдерживали критики. Первым был Белинский, который прямо сказал, что Гоголь, обратившись в религиозную сторону, отказался от своего художественного творчества, и что-то у него с головой стало. И стал он религиозным фанатиком – крыша поехала. Мы тоже с этим сталкиваемся иногда.

Есть версии, что он, будучи сумасшедшим, уморил себя голодом, ничего не ел. Но это неправда. Есть описания доктора, который его наблюдал. Видимо, он чувствовал приближение смерти и просто постился. Но он при этом ел, просто очень мало. Тем более начался Великий пост тогда, а Гоголь всегда очень серьезно к нему относился.

В его переписке с друзьями есть места, по которым можно заметить, что Гоголь очень хорошо знал все особенности великопостной жизни, ими проникся. Особенно первая неделя поста – это время особое и поста, и молитв. А его мучили, спрашивали, почему ты не ешь. А это время, когда надо воздержаться.

Поэтому при ближайшем рассмотрении оказывается, что обвинения в сумасшествии абсолютно беспочвенны. Хорошо об этом пишет профессор Владимир Алексеевич Воропаев. У него множество книг на эту тему и статей, в Интернете можно найти. Он подробно разбирает каждое из обвинений и доказательств о том, что Гоголь был якобы сумасшедшим.

От чего он умер, сказать затруднительно. Но ведь вся его вторая половина жизни была посвящена попытке создать положительный образ. Ад он создал в «Мертвых душах», но дальше же чистилище и рай. А у него это не получается. Положительные образы, которые он вводит во втором томе, оказываются ходульными, искусственными.

Духовник Гоголя, отец Матфей Константиновский критиковал второй том: таких не бывает в жизни священников, он больше похож на католического падре и вообще какой-то безжизненный. Не получалось у Гоголя.

Такое было свойство зрения у Гоголя, что он больше видел недостатки в жизни. И видя их в себе, переносил их на бумагу. И у него это ярко, гениально получалось. А вот живописать преображение человека, положительный образ – видимо, это было не его.

У каждого писателя свой инструментарий, свои особенности зрения. И вообще искусству довольно сложно справляться с такой материей как образ положительного человека, тем более показать динамику. Хотя такие примеры есть: у Достоевского Алеша Карамазов, у Тургенева Лиза Калитина, у Толстого Платон Каратаев.

Мы не можем сказать, что литература – это только отрицательные типы, есть положительные. Но вот у Гоголя это не получалось, и он страдал страшно от этого. Ему хотелось дать людям надежду, показать возможность совершенствования, путь воскресения. Но в художественном материале у него не получалось это сделать.

А художественное творчество было его послушанием, его миссией от Бога. Мы знаем, что он даже одно время хотел постричься в Оптиной Пустыни, а старец Макарий отговорил его от этого, сказав, что его служение – это художественное творчество.

Но, несмотря на то, что в литературе Гоголь не сумел дать яркого положительного примера, отдельные моменты есть. Я считаю, что второй том «Мертвых душ» – это «Выбранные места из переписки с друзьями». А третий том – это «Размышления о Божественной Литургии».

В другом материале, в другом жанре, но Гоголь дал нам этот образ воскресения. И, самое главное, что он дал своим примером – настоящей христианской жизни и смерти. Перед смертью он исповедовался, причастился несколько раз, и его отпевали в нашем, Татьянинском храме.

Спасибо за внимание. Может быть, у вас есть какие-то вопросы?

Вопросы аудитории:

– Какие остались свидетельства его болезни – документы, описания? Что говорят современные врачи о его диагнозе, чем он был болен?

– Я разговаривал с врачами, но поставить диагноз по прошествии 200 лет… Не могут с живущими поставить. Понятно, что вскрытие покажет… Все-таки это догадки, гадания на кофейной гуще. Чисто медицинского заключения здесь не может быть.

Конечно, мы живем в материальном мире, но здесь, мне кажется, еще и духовные законы были. Он выполнил свою миссию на земле. Он полноту дней, бытия, просто раньше достиг, чем это принято.

Что касается медицинской стороны, общаясь с разными врачами, я пришел к выводу, что невозможно конкретный диагноз поставить.

– Насколько адекватно его лечили доктора?

– Психиатрия и сейчас нельзя сказать, что со всем справляется, но в то время она была совсем в зачаточном состоянии. Диагноз, который ему ставили, и лечение, которое ему назначали, конечно, не соответствовали. Это были люди очень далекие от веры и Церкви, они не воспринимали таких вещей как пост, молитва, духовные ощущения. Они считали это маразмом.

– Может быть, с Гоголем произошла та история, когда общество что-то не понимает и называет это сумасшествием?

– Да, Белинский его прямо сумасшедшим не называл, он намекал. Это знаменитое письмо Белинского Гоголю. Гоголь по сути пытался стать духовным писателем. Он писал трактаты о духовной жизни: «Правила жития в мире», «О наших недостатках и как с ними бороться». Его письма, наставления – как старец пишет своему ученику. Почитайте его письма, это очень интересное чтение.

– Когда я читала «Записки сумасшедшего», я думала, что Гоголь описал не себя, а некого пациента. В произведении показано, как развивается психоз… очень реалистично. Я думала, что Гоголь наблюдал этого человека. А вопрос: он сам обратился, чтобы принимать лечение, или близкие его заставили?

Доктор Тарасенков наблюдал Гоголя, не помню, с какого времени. В то время была возможность, чтобы только один доктор наблюдал человека. Гоголь жил у Толстого. Толстой был графом, человеком влиятельным и со средствами, он мог обеспечить Гоголю такое лечение.

Затрудняюсь сказать, кто был инициатором. Насколько я помню, это все-таки друзья Гоголя пригласили. А он принимал как крест это, как послушание. Он спросил даже митрополита Филарета. Это же мучения для него были, ему там молиться даже не давали. Он, когда умирал, отвернулся к стенке, перебирал четки, читал молитвы, – это известно. Интересны его последние слова. Сначала Гоголь сказал: «лестницу, лестницу давайте». И совсем последние: «как сладко умирать».

Образ лестницы для Гоголя очень важный. Одной из его любимых книг была «Лествица» преподобного Иоанна Синайского. Но, что касается «Записок сумасшедшего», Гоголь, конечно, не себя описывал, его нельзя отождествлять с этим героем. Просто само лечение было похоже на описанное.

Очень подробно про всю эту историю пишет В.А. Воропаев. Он исследовал, у него диссертация есть – последние дни Гоголя, там все шаг за шагом описано, документировано буквально по часам.

Когда это читаешь, понимаешь, что это был совершенно нормальный человек, просто духовно одаренный. Просто он готовится ко встрече с Богом, поэтому он молится, ест меньше, чем обычно. Поэтому он первый раз причастился на Масленицу, когда это не принято. Но он предчувствовал смерть. У него было обостренное ощущение духовного мира.

– Существует версия, что Гоголь переписал «Тараса Бульбу» под давлением властей…

Действительно, есть две редакции «Тараса Бульбы», одна 1835 года, вторая – 1842. И наши украинские друзья утверждают, что Гоголь вторую редакцию сделал в угоду русскому самодержавию.

Не все знают, что Гоголь был еще и известным историком. Он преподавал, был профессором кафедры истории не где-нибудь, а в Санкт-Петербургском университете. Он серьезно изучал историю средних веков, историю Малороссии. Сохранились наброски – он хотел фундаментальный труд написать. Есть отзывы, что его лекции производили потрясающее впечатление.

То есть, в начале он держал исторический материал в голове. И результатом стал «Тарас Бульба». Мы даже не рассматриваем влияние самодержавия. Чтобы Гоголь стал ему в угоду что-то в своем творчестве делать – это невозможно себе представить. Для него это действительно был один народ.

Он писал: «Никак не отдал бы предпочтения ни русскому перед малороссиянином, ни малороссиянину перед русским – эти две нации как будто созданы для того, чтобы дополнять друг друга. Одна без другой не может существовать. В моей душе много и хохляцкого, и русского, и я не могу сказать, кем я являюсь, потому что они объединились во мне органично».

Он пишет прямо, что Господь создал эти два народа дополнять друг друга, быть вместе и явить «нечто совершеннейшее в человечестве» – это дословно его слова о русском и украинском народе. Поэтому вторая редакция «Тараса Бульбы», где некоторые моменты Гоголь усилил, исходили из его убеждений.

Гоголь понимал, что мы составляем одну православную цивилизацию, и в этом смысле противостоим латинскому Западу. Не в том смысле, что здесь разные нации или государства, а это вопрос цивилизационный.

К сожалению, в наше время этот момент мы упустили. Может быть, в этом недоработка и наша, священников, что украинский народ не почувствовал, что идет борьба цивилизаций, что это не вопрос национальный, не вопрос границ и территорий. Это более фундаментальный вопрос – защиты веры. А «Тарас Бульба» об этом и говорит.

И вот в этом цивилизационном противостоянии, в котором один брат, Остап, остается верным отеческим православным традициям, а другой брат, соблазненный красивой женщиной (и это образ вообще красивой жизни), переходит, становится врагом.

Столкновение цивилизаций происходит прямо в семье: брат идет против брата, и отец убивает сына. Гоголь настолько предчувствовал этот нерв, что сейчас прямо по Гоголю идет все. Произведение оказалось настолько современным, что уже о смерти Гоголя неудобно говорить.

– А эти две редакции сильно отличаются?

Принципиально они не отличаются, нет такого, что в одной редакции была одна мысль, а в другой – другая. Нет. Просто вторая редакция более пространна, много глав было дописано, патриотический элемент был усилен.

Но для Гоголя это обычное дело. Повесть «Портрет», скажем, у него существует в разных редакциях, и более поздняя редакция – больше о сущности искусства. Гоголь постоянно работал над своими произведениями. Он возвращался к ним, это была для него нормальная ситуация.

Говорить, что от этого они противоположны – неправильно. Но по объему там где-то на треть больше стала вторая редакция. Гоголь же развивался, он живой человек. В 1840-е годы у него происходил интенсивный духовный поиск, и все это отобразилось во второй редакции.

– Что подвигло лично вас изучать творчество Гоголя?

Наверное, есть духовная близость. Мы знаем, что Гоголь вел аскетическую монашескую жизнь. Он старался осуществлять монашеские идеалы: целомудрие, нестяжание, послушание, даже будучи мирянином.

Во мне тоже много украинской крови, я тоже вместе с Гоголем никак при всем желании не могу отделить в себе русского от украинца. Поэтому все, что происходит сейчас на Украине, очень болезненно воспринимается.

Конечно, Гоголь мне близок, хотя я не сказал бы, что это самый любимый писатель, Достоевского, например, я больше люблю. Но, несомненно, Гоголь самый православный, самый церковный из всех русских писателей. Его слова замечательные, что мы имеем такое сокровище, его не знаем, не ценим, – это он о Церкви говорит.

– В связи с этим вопрос. Сейчас Максим Дунаевский готовит мюзикл на тему «Мертвых душ». Считаете ли вы жанр мюзикла подходящим для пропаганды творчества Гоголя? И что могли бы делать СМИ для пропаганды творчества Гоголя?

Я думаю, почему бы не попробовать в каких-то современных формах, и мюзикл – вполне интересно. Думаю, что это любопытный опыт будет, хотелось бы посмотреть. Можно массу всего сделать. В юбилейный год было много мероприятий, связанных с Гоголем, с прочтением его произведений.

Мне кажется, важно актуализировать гоголевские образы, его идеи. Я знаю, что так некоторые и делают. Например, в «Мертвых душах», там тоже вдруг начались преследования всяческих взяток, строгость против всех взяточников. И все чиновники с энтузиазмом это поддержали, и, как сейчас говорят, ценник просто вырос, и все. Пришлось в три раза больше платить. Это все по Гоголю.

И, если описывая какую-то ситуацию, журналист сделает образ по Гоголю, то уже он заинтересует человека, и, может быть, тот обратится к первоисточнику. И любые постановки, фильмы – тоже уместны. Вот был «Тарас Бульба», фильм Бортко. Может быть, его можно критиковать, но в целом он передает книгу, не вступает с ней в противоречие.

Много чего можно сделать. К 200-летию полное собрание сочинений и писем Гоголя в 17 томах выпустило издательство Московской Патриархии. Воропаев там как раз один из главных участников. Ну и, в первую очередь, читатели должны возвращаться. Вы же знаете, что вот перечитываешь произведения и вдруг видишь то, что ты раньше вообще не замечал, прямо имеющее отношение непосредственно к твоей жизни. Иногда даже ответы находишь на какие-то свои вопросы. Ну это со всей классикой так.

Литературы очень много. Сейчас вышла книга Игоря Алексеевича Виноградова, одного из знаменитых современных исследователей Гоголя. Трехтомник, если не ошибаюсь, – Гоголь в воспоминаниях современников. Сборник. Говорят, уже в продаже есть.

Есть Аксаков «История моего знакомства с Гоголем». Есть своеобразные вещи, как Андрей Синявский «В тени Гоголя». Но это читать тоже по-своему интересно. Очень интересно читать письма самого Гоголя.

И любопытно, там русские писатели друг с другом переписываются, и когда смотришь, откуда они пишут, это в основном Европа. Белинский с Гоголем о судьбах России: один в Зальцбурге был, другой тоже где-то в Германии, кажется. Гоголь много путешествовал и в Европе часто жил, поэтому многие его письма из-за границы. Их интересно читать, это живые картинки, которые о его личности дают представление.

Ну и могу свою скромную книжечку назвать, она у нас, по-моему, продается в лавке, называется «Путеводитель к Светлому Воскресению». Все-таки путь к Царствию Небесному, к раю Гоголь нарисовал в своем творчестве.

– В произведениях Гоголя мы видим энциклопедию падений: как человек может пасть, в какие ловушки… Можно надеяться, что эта борьба для него благополучно закончилась? Он всеми силами сопротивлялся, боролся, постился, молился, цеплялся за церковь… У нас есть надежда?..

Я считаю, что Гоголь умер смертью праведника. Мне даже неловко говорить об этом, но есть такие разговоры о возможной канонизации Гоголя. Все-таки у него была праведная жизнь и христианская благочестивая кончина и его творчество – это попытка христианские идеалы воплотить в искусстве.

Что касается «Вия», то интересная тема. В.А. Воропаев как раз недавно поделился своей находкой, что дело-то происходило в униатской церкви, где Хома Брут читал над панночкой. По описанию исследователи поняли, что это была именно униатская церковь, причем заброшенная. То есть это не православная, там нет Духа Святого, поэтому нечисть там и живет, и она побеждает.

Интересный парадокс: Гоголь по-разному открывался разным людям. Одни его описывают как мрачного типа, который не хочет с ними разговаривать. Но это часто было связано с тем, что он таким образом охранял свой внутренний мир или не доверял человеку.

А со своими друзьями он был душой компании. Не только в лицее говорят, что он был весельчак, лучше всех играл в театре. Но он и впоследствии был очень веселым человеком, мог шутить, быть оптимистом. Была у него порой склонность к меланхолическим состояниям, но это у каждого из нас случается.

Он обостренно чувствовал весь невидимый мир, и он об этом говорил, что содрогается «весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша…» Он имел в виду свои ранние произведения, где у него есть элемент фольклорного заигрывания с нечистой силой. Хотя он всегда был православным человеком и впоследствии за некоторые ранние вещи каялся и сокрушался.

Но говорить о том, что Гоголь всегда был угрюмым и неприятным человеком могут только те, к кому он поворачивался иной стороной. И на это всегда были причины. А другие люди описывают его совершенно иначе. Личность Гоголя сложная…

А его потрясающие молитвы, которые он написал незадолго перед смертью: благодарственные, и такие, что «Господи, свяжи вновь сатану силой всемогущего креста Твоего…» и, конечно, его призыв ко всем нам – “будьте не мертвыми, а живыми душами” – вот это всегда актуально для нас.

– Насколько высоко вы цените богослужебные исследования Гоголя?

Гоголь хорошо знал церковную литературу. В его собрании сочинений целый том – это его выписки из святых отцов и из богослужебных книг. Он там целые Минеи вручную переписывал и для своего творчества, и для себя лично. Он хорошо разбирался во многих тонкостях богослужения, в том числе. И готовя книгу «Размышления о Божественной Литургии», он пользовался разной литературой: и «Новая скрижаль», и более современные произведения.

Я помню в свое время так и делал: приезжал в Оптину Пустынь и с этой книжечкой следил за ходом Божественной Литургии. Это интересно. И, надо сказать, что оптинские старцы ее высоко оценивали. Они говорили, конечно, вы справедливо заметили, есть некоторые моменты, не вполне буквально соответствуют традициям истолкования богослужения. Но при этом они говорили, что книга исполнена особого лиризма и рекомендовали ее для чтения.

Интересно, что в полном собрании сочинений, которое издано Московской Патриархией, в этом томе хорошая работа проделана: там сопоставлен гоголевский текст с современным трактованием, даны комментарии ко всем сложным местам, которые вроде бы не вполне соответствуют нашим традициям. Для нас, например, оглашенные – терминологически это люди, которые готовятся к принятию Таинства крещения. Если кто-то себя в смиренном сознании причисляет к оглашенным, – почему нет.

У нас ведь свобода в православии. Это мы с вами не видим, а со стороны людям заметно. Вот у меня друг есть, он вырос в католической вере, он говорит: ну, у вас вообще, кто когда хочет, тогда и крестится. Кто как хочет, так себя в церкви и ведет. Я, – говорит, – в шоке. А для нас это нормально. И то же самое я слышал от моего друга мусульманина, сирийца. Он говорит: вот за что я больше всего православие люблю, так это свобода!

У нас разные могут быть интерпретации. Не то, что мы стоим на литургии, и вот этот момент в точности соответствует вот этому… Да, есть такие толкования, но они не исчерпывают всего многообразия литургического и богословского опыта Церкви. Гоголь так на это смотрел, и хорошо. Кстати, цензура там довольно много поправила у Гоголя, когда издавалось «Размышление…», хотя этот момент оставили. Но, еще раз скажу: в этом томе – наиболее подробные комментарии ко всем местам есть…

Я рад, что мы заканчиваем на теме Божественной Литургии, потому что для нас это центр жизни, и для Гоголя он столь же важен. Неслучайно он начал писать эту книгу, он понимал, что это сосредоточие, источник нашей жизни. У меня нет никаких сомнений, что в жизнь вечную он перешел обновленным, преображенным и, более того, – молится за нас всех.

Видео: Виктор Аромштам