Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": описание, герои, анализ произведения. Традиции украинского фольклора и народная мифология в повести «Ночь перед Рождеством Несколько интересных сочинений

Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.

Цель:

    продолжить знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», ее героями, мифическими персонажами, показать их роль в произведении;

    развивать мышление, речь, способность к творческому восприятию текста;

    воспитывать бережное отношение к культурному наследию, любовь к литературе, художественному слову.

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация

    Рабочая тетрадь, задание 48*.

Кого из героев повести можно отнести к нечистой силе? Чем отличаются они от традиционных представителей нечистой силы?

    Рабочая тетрадь, задание 46.

Узнайте героев повести по их описаниям.

    «Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой,

показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы».

    «Она села на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на

голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое самодовольство выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах».

    «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие

года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними».

    «Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом

шаровары, которые он носил, были гак широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».

    «Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все...» Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму

    Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

Кому из героев повести принадлежат эти реплики?

    Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я

думаю, меня всю измарал сажею.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и

лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму.

    Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга. Денег дам, сколько

хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша.

    Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я

до сих пор еще не видала.

    Это я, человек добрый! Пришел к вам на забаву поколядовать немного пред

окнами.

    Беседа.

    Кто из героев олицетворяет в повести добро?

    Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?

    Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?

Она, скорее, изображается с юмором. Иногда черт даже кажется жалким. Солоха выглядит ветреной, хитрой женщиной, сметливой и привлекательной, что вызывает зависть и сплетни деревенских кумушек. Пацюк тоже не производит устрашающего впечатления. Он ленив, прожорлив, хотя и неглуп. Знает всех чертей и имеет славу знахаря. Выступает посредником между Вакулой и чертом.

    Как черт и ведьма пытаются навредить «добрым людям»? Почему им это не удается?

    Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

    Почему Чуб уходит из дома в рождественскую ночь?

Он приглашен к дьяку на кутью.

    Кто пытается помешать его планам и почему?

Черт крадет месяц и вызывает метель, чтобы Чуб никуда не ходил, а сидел дома и караулил свою дочь Оксану. Черту очень хотелось насолить Вакуле, помешав ему встретиться с любгшой девушкой.

    Почему Чуб все-таки уходит из дома? Какие черты его характера проявляются при этом?

Чубу было неприятно в такую ночь уходить из дома, но он действовал наперекор куму, который предложил остаться дома. Чуба как будто что- то дергало идти наперекор. В этом проявляется упрямство и своеволие Чуба.

    Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с Чубом?

Она хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.

    Какую роль играет метель в судьбе Чуба?

Метель, которую устроил черт, запутала Чуба, запорошшш ему глаза, спутала дорогу и привела вместо дома дьяка к дому Солохи.

    Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?

Чуб делает вид, что нарочно разыграл кума, забравшись в мешок. И только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по 2 человека».

    Что произошло с ухажерами Солохи? Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?

Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга. Оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету.

    Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками?

Чуб убедился в ветрености Солохи, и для него стала невозможна женитьба на ней.

    Применение. Формирование умений и навыков.

    Определить, о ком идет речь в этих описаниях.

    Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади у него висел острый и длинный хвост. У него была козлиная борода под мордой и небольшие рожки на голове.

    Вместе с дымом из трубы она поднялась верхом на метле. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Скоро она набрала звезд полный рукав.

    Работа с текстом.

Какие слова в этих предложениях использованы в переносном смысле? Что такое метафора?

    Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

    От мороза горят щёки.

    Этан информации о домашнем задании

    Найти примеры комического в повести (юмор, ирония).

    Подготовить пересказ эпизода «Вакула во дворце».

    Этан рефлексии

Сочинение


Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой. В скором времени ведьма набрала их полный рукав. Черт, который также появился в ночном небе, обжигая руки, схватил месяц и спрятал его в карман. И потому сделалось так темно, что ничего уже нельзя было разглядеть. Даже дорогу в кабак тяжело было найти.
Вволю позабавившись на небе и ощутив холод, ведьма проскользнула в трубу дома и превратилась в обычную женщину по имени Солоха. Ее знали в селе за то, что она умела привораживать к себе степенных казаков. Черт вслед за Солохой через печную трубу проник в дом.

Чего только не бывает в праздничную ночь! Это же кузнец Вакула странствует из Диканьки в Петербург верхом на черте, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички самой царицы. Встретившись в столице с запорожцами, парень попадает в царский дворец, и царица дарит ему невыразимо красивые ботинки.

А какой же праздник обходится без шуток и смеха! Смеются парни и девушки, ходят с колядками от дома к дому. Смеется и читатель над казаками, которые в рождественскую ночь решили наведаться к Солохе на огонек. Никто из Солохиных гостей: ни глава, ни дьяк, ни черт, ни Чуб - не хотели, чтобы их там кто-то видел. Поэтому Солоха прячет своих кавалеров в мешки из-под угля. Какой же комический вид они имеют, когда их вызволяют из тех мешков парни и девушки, думая, что там лежат угощения!
Смеется читатель и над пузатым Пацюком, который отдавался праздничной трапезе очень необыкновенным способом. Он сидел на полу по-турецки перед небольшой кадкой, на которой стояла миска с галушками, и хлебал из миски похлебку, хватая время от времени зубами галушки. А вареники сами летели из миски прямо в разинутый рот Пацюка, который лишь жевал и глотал пищу.

В ночь перед Рождеством черт, который хотел посмеяться над людьми, был обманут сам. Вместо того, чтобы навредить Вакуле, которого он ненавидел за малярные способности, нечистый выполняет все желания кузнеца да еще и получает в награду три удара хворостиной по спине.

Повесть Г. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих повестях автор описал милую его сердцу Украину, где он родился и вырос. В них фантастично переплелись давние легенды и картины жизни простых украинцев, фантастическое и комическое.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

Тема: «Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении».

Цель: Развитие навыков сбора, анализа, синтеза, обобщения, оценивания, навыков

коллаборативной работы, морально-нравственных качеств в процессе

формирования знаний учащихся по героям повести, мифическим образам и их роли

в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Прогнозируемый результат. Знать основные понятия по изучаемой теме. Уметь

применять полученные знания на практике.

Тип урока: изучающий.

Вид урока: нестандартный.

Оборудование, нагл. пособия: ИКТ, презентация, постеры, маркеры, стикеры, текст

произведения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, словесный, поисковый,

информационно-коммуникативный.

Ход урока.

I . Оргмомент.

    Подготовка учащихся к работе на уроке. Создание коллаборативной среды. Разминка. «Какое качество, по вашему мнению, главное в характере человека?»

    Деление на МГ при помощи конфет.

    Вызов: О чем будем говорить на уроке? Слайд № 1

    Постановка темы и целей урока перед учащимися.

Сегодня наш урок, посвящен произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы будем говорить с вами о героях повести, об использовании Н. В. Гоголем мифических образов и их роли в произведении.

    Запись числа и темы урока учащимися. Слайд № 2

II . Подготовка к основному этапу урока учащихся. Слайд № 3 (Заставка)

1. Упражнение «Конверты». Группам раздаются вопросы. Каждая из групп задает

остальным свой вопрос. Выслушивает ответы, дополняет. Слайд № 4-9

Что вы знаете о христианском празднике Рождестве Христовом?

Как называется вечер накануне рождества?

Чем занимаются православные в рождественскую ночь?

Какой символ несет в себе звезда, носимая православными во время колядования?

Что такое колядка?

Каким образом связаны между собой христианство и язычество?

Что такое в вашем представлении фантастика?

Что такое в вашем представлении реальность?

Какие существа относятся к низшей мифологии?

Дать определение термину «мифологема.

2. Взаимооценка.

III . Основной этап урока. Слайд № 10

Слово учителя. Назовите героев произведения. Какие из них являются мифологическими существами, а какие – реальными? Слайд № 11

1. Задание по МГ. Отобразить на постере все, что вы знаете о персонаже: Вакуле,

Оксане, Чубе, Черте, Солохе. Анализ образов-персонажей. Слайд № 12

2. Защита постеров учащихся у доски.

3. Взаимооценка.

4. Предварительное задание. Составить небольшое сочинение-рассуждение по

образам героев. «Нравится ли герой и почему?» Защита своих работ учащимися по

5. Взаимооценка.

Каково отношение сельчан к потусторонней силе? Слайд № 13

Почему чёрт именно в эту ночь должен был «выучивать грехам добрых людей»? Кого из образов-персонажей можно назвать главными? Как влияют на судьбу главных героев представителисил зла? Слайд № 14

IV. Закрепление полученных знаний.

    «Кто быстрее?» Слайд № 15

Используя данные иллюстрации, найдите их отображение в тексте.

Можно ли по иллюстрациям и цитатам из текста сделать вывод о внутреннем

перерождении героини.

    Задание по группам. Охарактеризовать двух противоположных героев по стратегии « Даймонд - бриллиант».

1. Вакула

2. Добрый, набожный

3. Работает, любит, путешествует, ненавидит, мешает

4. Злой, коварный

3. Игра « Путешествие по страницам произведения». Слайд № 16-25

Вопросы-ответы

Перечень вопросов:

Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула?

Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?

Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.

Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Сколько персонажей повести «Ночь перед Рождеством» оказалось в мешках в доме у

Какая царица в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» пожаловала Вакуле

черевички?

Кто и зачем украл месяц?

За что черт мстил кузнецу?

Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?

Как можно укротить черта?

Куда и зачем отправился Вакула, оседлав черта?

V . Подведение итогов урока.

    Какой вывод можно сделать, проанализировав образы произведения? Слайд № 26

Оксана Красота, Любовь, Вера Вакула

Побеждают зло.

2. Просмотр видеоролика фильма «Ночь перед Рождеством» (1961г). Слайд № 27

3. Просмотрев видеоролик, проанализировав образы героев произведения, какой

можно сделать вывод? «Ночь перед Рождеством» - красивая сказка о любви, где

несмотря на трудности герои обретают счастье. Слайд № 28

Можно ли связать повесть Гоголя с нашей современной жизнью?

4. Слайд № 29. Высказывание Гоголя о своём творчестве.

VI . Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание». Слайд № 30 (Заставка)

VII . Домашнее задание. Перечитать эпизоды, рассказывающие о взаимоотношениях

Вакулы и Оксаны. Слайд № 31

VIII . Оценивание.

IX . Напутственное слово. Звезда – это символ счастья, удачи, надежды на лучшее и

пусть каждый, уходя с урока унесёт с собой в душе звёздочку – частичку нашей

любви и веру, что в конечном счете Любовь, Красота и Доброта спасут мир.

Слайд № 32 (Заставка)

Николенко О. Н., Николенко Е. С. (Полтава, Украина), д. ф. н., проф., зав. кафедрой зарубежной литературы Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленко / 2012

Начиная с XVII века, Украина вызывала большой интерес в Европе и в России как край прекрасной природы, самобытных традиций и истории. Этот интерес усилился в конце XVIII — начале XIX веков в связи с развитием романтизма.

Пребывая в Петербурге, Гоголь писал в своих письмах матери и сестрам, чтобы они присылали ему малороссийские истории, народные поверья, описания украинских костюмов и обрядов. Все это он использовал в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был напечатан в течение 1830-1832 годов и имел очень большой успех.

Связь цикла «Вечеров» с народными традициями уже была предметом отдельных исследований на уровне особенностей художественного сознания, отдельных мотивов и литературных приемов (В. Звиняцковский , П. Михед и др.). В последнее время появились серьезные работы по этой проблеме, касающиеся архетипов (А. Гольденберг ) и мифопоэтики (Л. Софронова ) раннего Гоголя. Однако связь творчества писателя с украинским фольклором и народной мифологией остается довольно сложным вопросом гоголеведения, требующим продолжения изучения конкретных текстов цикла.

Диканька как топос была весьма знаковым местом как исторический перекресток (судеб России и Европы в контексте Северной войны), сакральный перекресток (в связи с древними легендами о чудотворной иконе), романтический перекресток (в связи с историей любви Мазепы к Марии Кочубей). Это место стало своеобразным перекрестком судеб людей, связанных с семьей Гоголей (архитектор Диканьской церкви М. Львов и писатели Г. Державин, В. Капнист были женаты на сестрах, Кочубеи занимали видное место в столице). Таким образом, Диканька в художественном сознании Гоголя соединяла в себе его родину и столицу, историческое и сакральное, реальное и мифологическое.

Топос Диканьки четко обозначен Гоголем в предисловии к первой части «Вечеров»: «Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом (имеется в виду усадьба Кочубея - авт.) почище какого-нибудь пасичникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого...» (I, с. 106) Фома Григорьевич, дьяк диканьской церкви, - один из имплицитных персонажей в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В своей книге Гоголь открывал обществу еще не открытую ранее Украину - не только как часть российской истории и часть российской империи, но и как край, имеющий свое национальное своеобразие, мифологию, фольклор, традиции и обычаи. Гоголь утверждал тем самым не столько экзотичность, сколько культурную уникальность и самобытность Украины, которая, хотя и входила как Малороссия в состав Российской империи, но все-таки имела и некоторые отличия.

В перечень не понятных для читателей слов наряду с экзотизмами и варваризмами - названиями деталей украинского быта и культуры (бандура, батог, жупан, каганец, галушки, гопак, макитра, плахта, сопилка и др.) Гоголь включил наименования, свидетельствующие о национальной идентификации. Например: «кацап - русский человек с бородою», «чумаки - «обозники, едущие за солью и рыбою в Крым» (1 часть), «малороссияне , едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым» (2 часть). Описательное толкование украинских слов (дивчина, парубок, козак и др.) через русский язык свидетельствует, с одной стороны, об ощущении автором причастности к русскому миру, но с другой стороны, это акцентирует также национальное своеобразие созданного Гоголем художественного мира.

В предисловии к первой части сборника содержится указание на то, что «вечерницы» (укр. вечорниці ) похожи на столичные балы, но не совсем: «Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведуться такие шутки, что и рассказать нельзя. Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!..» (I, с. 104).

Традиции украинского фольклора, образы, мотивы и символы народной мифологии повлияли на художественную структуру произведений, собранных в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», что ярко проявилось в повести «Ночь перед Рождеством», которая открывает вторую часть цикла. Еще в предисловии к первой части автор говорил о замысле второй: «Пусть лучше, как доживу, если даст Бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет постращать выходцами с того света и дивами , какие творились в старину в православной стороне нашей» (I, с. 106).

Мотивы «того света» и «дива» («чуда») являются ключевыми в повести «Ночь перед Рождеством» и восходят к традициям язычества и христианства, нашедшим яркое отражение в украинском фольклоре, мифологии и в украинской обрядовой культуре.

События в повести происходят в «святой вечер» (укр. Свят-вечір, Багатий вечір, Свята вечеря ). В этот вечер готовят двенадцать постных блюд, собираются всей семьей, читают молитвы, поминают усопших, молодые люди носят еду своим крестным матерям и отцам. В этот вечер все ждут первую звезду, чтобы разговеться. Центральным блюдом на предрождественском столе была кутя (в повести Вакула вспоминает про «голодную кутю», то есть постную), приготовленную из даров природы - символ дальнейшего благополучия, процветания и оберег от злых сил.

Издавна считается, что в Свят-вечер происходят удивительные и волшебные события, необычайные превращения и даже встреча с нечистой силой, которая должна отступить перед христианским праздником Рождества. В повести «Ночь перед Рождеством» такие необычайные превращения встречаются повсеместно (ведьма превращается в Солоху, черт - в коня и т.д.). Волшебные события происходят и в земном мире: кузнец Вакула оседлал самого черта, слетал в Петербург, достал у самой царицы черевички для прекрасной Оксаны.

Вечер (и ночь) в романтизме - особое время, время таинственное, время встречи реального и потустороннего миров, Бога и Дьявола, добра и нечистой силы. Гоголь придает романтическим концептам «вечер» и «ночь» сакральное значение и национальный колорит украинской культуры.

Как известно, христианские праздники начинаются еще накануне, поэтому вечер и ночь включены в их сакральное время. Кроме того, ночь в языческой традиции славян считается временем особо магическим и особо действенным, когда вся нечистая сила выползает из темных углом и необходимо ей оказывать активное противодействие. Вечер и ночь - время любовной печали, скорби по несчастливой судьбе. С вечером и ночью связан в народе целый ряд поверий (На ночь не отдают одолженные деньги, не выбрасывают мусор, не выливают воду после купания ребенка и т.д.). Символический атрибут ночи - черный конь (не случайно у Гоголя черт превращается в Петербурге в коня).

Фольклорная структура «вечорниць», акцентированная автором в предисловии к первой части, повлияла на построение произведений из гоголевского сборника. Повесть «Ночь перед Рождеством» ориентирована на устную традицию, то есть на рассказывание некой истории, которое прерывается песнями, шутками, сценками из народного быта - ссорами (укр. сварками ), драками (укр. бійками ), слухами (укр. чутками ). Повесть состоит из отдельных новелл, каждая из которых основана на конкретном эпизоде, но эти новеллы внутренне связаны между собой, а финал каждой из них создает эффект ожидания продолжения, что также характерно для фольклорной структуры украинских «вечорниць».

Отметим еще и то, что «вечорниці» в украинском фольклоре - это некая синтетическая структура, где органично соединены слово, музыка, танец, театрализованные действа, где бытовое может соседствовать с сакральным, мистическим, где смешное и страшное могут присутствовать одновременно. Для «вечорниць» характерно многоголосие, стилевое разнообразие, постоянное обращение к собеседникам, а вернее - к участникам действа. Этот художественный синкретизм наблюдается в повести «Ночь перед Рождеством».

На структуру повести «Ночь перед Рождеством» повлияли также традиции украинского вертепа, где представление разыгрывалось в разных ярусах - верхнем (небесном) и нижнем (земном). В верхнем ярусе показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - смешные сценки из народного украинского быта. Традиционными персонажами украинского вертепа были Богородица, Иисус, Ирод, Черт (в верхнем ярусе), Баба, Москаль, Цыган, Шинкарь, Дьяк (в нижнем ярусе). Главным и самым популярным героем вертепа был Козак (Запорожец) - наиболее динамичный персонаж, он всегда выходил победителем во всех сценках.

В повести «Ночь перед Рождеством» представлены знаковые персонажи украинского вертепа - баба (Солоха, ткачиха, Переперчиха), дьяк, Голова, козак, кузнец, красавица (Оксана), царица, кум. За ними закреплены характерные черты: баба хитрая и сварливая, герой смелый и целеустремленный, красавица гордая, царица справедливая и великодушная, козак всезнающий и всемогущий, голова глупый, кум пьяный, дьяк похотливый и т.д.

Верхний и нижний ярусы в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» оказываются взаимопроникающими, образуя органическое единство художественного мира повести. Величественная история о рождении Христа включена в земной мир с его бытовыми приметами и реальними историями. Стирание границ, перемещение из одного мира в другой, взаимопроникновение миров обеспечивается чудесными превращениями персонажей и свободой устного рассказывания (здесь автор-рассказчик выступает как Творец, приводя в движение весь созданный им мир).

В художественной организации повести «Ночь перед Рождеством» проявились также традиции обрядового украинского фольклора.

Колядки - календарно-обрядовые песни, которые исполняли в Украине еще со времен язычества. Название связано с Колядой - богом, который в язычестве начинал новый Круг Солнца (Сварога), то есть новый хозяйственный год. С принятием христианства Коляда ассоциировался с великим праздником Рождества. Обряд колядования состоял в том, что колядники ходили от дома к дому, пели хвалу Богу и добрые пожелания людям, а взамен получали пожертвования в общий мешок, потом эти пожертвования делились среди всех участников процессии. Коляда - символ обновления мира, символ святости и чистоты, победы добра над злом. Само слово «Коляда» происходит от «коло» (отсюда укр. коло, колесо, колядувати ) - символ Солнца. В колядках величали рождение Солнца и самые важные составляющие Вселенной - Огонь и Воду, а также рождение Христа.

Вот колядки, записанные А. Афанасьевым:

За горою крутою,

За рікою бистрою

Стоять ліса дрімучі,

В тих лісах вогні горять,

Кругом вогнів люди стоять,

Люди стоять, колядують.

Ой, Коляда, Коляда!

Ти буваєш, Коляда,

Напередодні Різдва.

Їхала Коляда

В мальованому возочку,

На вороному конику!

Заїхала до Василя у двір.

Василь, Василь! Подаруй Коляду.

Коляд, коляд колядниця,

«Мед і паляниця» - традиционные символы Солнца, «Їхала Коляда» - это также Солнце, поворот которого радостно празднуют люди. Нередко колядники переодевались или выворачивали кожух, изображая волка (для отпугивания злых духов). Среди колядников был и тот, который представлялся чертом, он надевал на себя шкуру, лицо вымазывал сажей, к голове прикреплял рога, к носу - пятачок, в зубы брал горячий уголь. Он был активным участником действа (отельных сценок) во время колядования.

В построении сюжета повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь опирался на обряд колядования, который часто наблюдал на родине. К Оксане приходят колядники, среди которых ее внимание привлекает Одарка и ее новые черевички. Солоха прячет тех, кто к ней приходил в мешки, а Вакула выставляет их на улицу, что приводит к новым сюжетным поворотам. Атмосфера веселого народного гуляния-колядования царит в повести.

Идея единства народа, собравшегося славить Христа в колядках, постоянно звучит в произведении: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкающегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков» (I, с. 220). В радостном единении жители Диканьки и окрестных деревень ожидали праздник рождения Христа, вместе они и встречают праздник в церкви. «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа...» (I, с. 240).

Даже в самом построении гоголевской фразы, особенно в самом начале, ощущается влияние колядок, где традиционными символами являются звезды, месяц, а также звучит хвала Христу и обращение к добрым людям и ко всему миру. «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру , чтобы всем было весело колядовать и славить Христа » (I, с. 201).

В связи с фольклорной традицией колядования в повесть Гоголя входит тема борьбы света и тьмы, добра и зла, нового поворота жизни и единения народа перед нечистой силой.

Наряду с колядками Гоголь упоминает и другие обрядовые песни украинцев - щедровки (укр. щедрівки ). Автор прибегает к прямому цитированию: «То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кільце ковбаски!

Хохот награждал затейника» (I, с. 220).

Почему же смеялись над тем, кто вдруг запел щедровку?

«Щедрый вечер» (укр. Щедрий вечір ) входит в цикл новогодних и рождественских праздников, но он не совпадает со «Свят-вечером», а наступает на неделю позже. Щедровки (укр. щедрівки ) - это те магические слова, которые должны умилостивить щедрого Бога Спаса и дать в новом году хороший урожай.

Колядки и щедровки, непосредственно введенные Гоголем в повесть «Ночь перед Рождеством», придают произведению атмосферу лиризма, традиционной народной культуры и акцентируют вечные темы и мотивы, которые разворачиваются в повести: поворот к новому хозяйственному году, борьбу света и тьмы, добра и зла, а также приход великого православного празника, ради которого должны объединиться христиане.

В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается еще один жанр украинского фольклора - дума (когда Вакула размышляет об Оксане). В его монологе звучит сомнение, но вместе с тем и уверенность в преодолении трудностей. В уста Вакулы Гоголь также вкладывает народную песню «Мені с жінкой не возиться...». Это часть народной песни «Ой на, ой на горі та й женці жнуть...», в которой звучит тема Запорожской Сечи, походов козаков (там упоминаються Сагайдачный, Дорошенко). То есть в образе кузнеца Вакулы акцентированы также черты козака.

Связь Вакулы с украинским козачеством подтверждается и сценами в Петербурге, где он не идет сразу к царице, а уповает на дружескую поддержку запорожских козаков, которые проезжали через Диканьку. Мотив козацкого товарищества впоследствии станет центральным в повести «Тарас Бульба». Смелость и прямодушне героя при встрече с царицей (что также соответствовало кодексу украинского козака) помогли ему получить заветный предмет - золотые черевички для Оксаны.

В повести «Ночь перед Рождеством» присутствуют отдельные элементы украинской народной сказки: на уровне образов (герой и красавица, два кума, жена и обманутый муж, баба и ее воздыхатели, две сварливые бабы, чудесные превращения персонажей и т.д.), на уровне сюжетных структур (испытание героя красавицей, бабьи увертки, встреча героя с чертом, договор черта с человеком и т.д.), на уровне хронотопа (домашний мир - столица, земное - потусторонее и т.д.), на уровне мотивов (борьба добра и зла, света и тьмы, героя и черта, испытание героя, поиск заветного предмета, необходимого для счастья и т.д.), на уровне стиля и языка (обещание (укр. обітниця), повторы, традиционные эпитеты и метафоры, народные обороты речи и т.д.).

В финале повести «Ночь перед Рождеством» традиционный мотив народной сказки - достижение счастья с помощью заветного предмета, добытого героем, а также преображение героев (Оксане уже не нужны черевички, потому что она поняла, что любовь важнее) связан с христианским мотивом «чуда» во время великого празника Рождества.

Месяц - традиционный славянский симол наряду с Солнцем. Согласно древним верованиям, от союза Солнца и Месяца родились звезды. В древних колядках небесный мир предстает весьма гармоничным: небо называется храмом (чертогом), Месяц - владыка, Солнце - его жена, а звезды - их дети. В украинских легендах месяц, который сияет ночью, пробуждает зерна жизни и придает им плодородности. При стареющем месяце не начинали посевов. Считалось, что если сеять хлеб «на молодика» (то есть при молодом месяце), хлеб будет расти быстрее. С месяцем были связаны и колядки, и песни (посевные), и заговоры (укр. замовляння). Чтобы месяц способствовал благополучию семьи, ему приносили жертву в виде вареников или галушек, которые по форме напоминают месяц. Отзвуки всех этих фольклорных и мифологических представлений находим в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Черт украл месяц, а это несло угрозу всему миру. Пацюк ест галушки и вареники, что связано с мифологическими представлениями о магической силе месяца.

Представители «того света» - ведьма и черт показаны в домашнем пространстве, они приобретают человеческие черты и действуют наряду с персонажами-людьми. Черт имеет черты «яреськовского головы» и «губернского стряпчего». А ведьма превращается в Солоху, которая «причаровывает» мужчин. В украинской традиции и черт, и ведьма имели целый ряд наименований, различных по семантике (страшных, эвфемизмов, комических и т.д.). Это проявляется в повести «Ночь перед Рождеством»: черт - немец проклятый, проворный франт с хвостом и козьей бородою, лукавый, злой дух, лысый, хромой, сатана, кака и др.; ведьма - Солоха, хозяйка, черт-баба и др.

Конфликт кузнеца Вакулы с чертом является своеобразной интерпретацией известной украинской пословицы «Не так страшен черт, як його малюють». В украинском фольклоре довольно широко распространены сюжеты о различных похождениях черта в земном мире, об ухаживаниях (укр. залицяннях) черта за женщиной (вдовой, чужой женой), о воровстве чертом месяца (солнца, звезд), о договоре (контракте) черта с человеком, о победе героя над чертом. Черт в народной мифологии способен стремительно летать по небу, рассыпаясь искрами, и (как и ведьма) через дымоход влетать и вылетать . Поэтому образ дыма восходит к древним мифологическим представлениям о нечистой силе. Очень часто в украинских народных сказках черт предстает обманутым - герой заставляет его действовать в своих интересах. Черт, как правило, должен помочь герою жениться, достать какой-либо заветный предмет, выполнить невыполнимую задачу. Этот фольклорный мотив прослеживается в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя. В данном случае мотив победы над чертом согласуется с христианской идеей Рождества.

Образы черта и кузнеца Вакулы тесно связаны в произведении Гоголя. Еще в языческих представлениях кузнец (укр. коваль ) наделялся особой магической силой, потому что он был властителем стихии огня. Кроме того, кузнецов считали в некотором роде «жрецами», поскольку «ковати» (укр. кувати ) означало искусство вообще, в том числе и магическое. Во времена христианства ремесло кузнеца приобрело еще большую значимость, потому что кузнецы работали на строительстве церквей. Кузнец Вакула не только умеет работать молотом, но еще умеет рисовать (малевать). Он разрисовал Троицкую церковь картинами Страшного суда, что обусловило его конфликт с чертом, и черт ему мешал не только во время рисования, но и в жизни (стремясь поссорить с Чубом, тем самым не давая жениться на Оксане).

Мотив «малювання» появляется в повести не один раз. Кузнец увидел в покоях царицы Пречистую деву и с младенцем на руках, и это сильно его взволновало. В финале повести уже сама Оксана появляется как Пречистая дева с дитям. Хата у Вакулы и Оксаны «размалеванная». А того черта, что нарисовал Вакула в церкви, бабы показывали детям и говорили: «Он бачь, яка кака намальована» (I, с. 243).

Таким образом, действие «малювання» имело сакральное значение, оно восходит к мифологическим представлениям древних славян о том, что с помощью определенных символов, знаков, цветов можно преодолеть злые силы. В эпоху христианства «малювання» стало еще больше распространено в связи с иконографией. В украинской народной традиции разрисовывали церкви, хаты, пасхальные яйца (писанки), одежду (сорочки, плахты, пояса и т.д. с помощью вышивки), посуду, печи и др., что считалось оберегом от черта.

В повести «Ночь перед Рождеством» используется цветовая символика, основанная на мифологических представлениях народа. Красный цвет («кругом красною краскою») - символ Христа, его крови, а также цвета молодости и любви (у Оксаны сорочка была вышита красным шелком). Зеленый - цвет природы, расцвета, семейного счастья. В зеленый цвет кузнец Вакула выкрасил крылос Троицкой церкви, украсил его красными цветами. Такой рисунок вполне согласуется с традициями украинского барокко. Гоголю было известно, что Троицкая церковь была построена в форме креста (вот еще почему черту там было плохо) в стиле позднего барокко. Поэтому всяческие украшения для нее были вполне естественными, хотя она была однокупольной.

Существует и другая украинская пословица: «Баба гірше за чорта». Она художественно интерпретирована автором в образе Солохи. Ведьма - один из ярких персонажей украинской демонологии. Как известно, ведьма происходить от слова «ведать», то есть она обладала особым знанием и умела ворожить, причаровывать, перевоплощаться. Распознать ведьму среди людей очень сложно: она может быть старой и молодой, представать в различных ипостасях. У Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» Солоха изображена весьма привлекательной ведьмой, она не вредит главным героям, но некоторым образом влияет на ход событий. Мотивы бабьих уверток, проказ, причарування и ухаживания являются весьма распространенными в украинских народных сказках. А то, что Солоха-ведьма - мать кузнеца Вакулы (который также наделен определенной магией) вполне естественно. В украинском фольклоре довольно частым является мотив, когда герой должен пройти определенное духовное испытание и преодолеть действие злых сил, очиститься и выйти к новой жизни.

Ночь в народной традиции делилась на три части: первая - от захода Солнца до полуночи; вторая - до пения петухов; третья - до восхода Солнца. В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» отражена эта трехчастная временная структура. В начале повести события начинаются с того момента, как выглянул месяц и высыпали звезды на небе. Основные события разворачиваются до полуночи и после. Вакула вернулся из Петербурга в свою хату, когда пропел петух (в народной традиции - символ солнца, света, огня, воскресения, мужской силы, воина против злой силы; в христианстве - символ воскресения, победы доброго духа над злым, покаяния), а потом проспал заутреню и обедню.

В фольклоре время и пространство способны изменять свои границы, (вплоть до их отсутствия вовсе), сжиматься, наслаиваться, взаимопроникать, что и происходит в повести «Ночь перед Рождеством», когда в течение одной ночи происходит так много событий - и бытовых, и фантастических, и смешных, и драматических, но в результате все направлено к одной точке - к достижению победы добра, света и любви.

В финале произведения соединяются христианские мотивы воскресения («Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем» (I, с. 242)), возвращения блудного сына (Вакула падает ниц перед Чубом просит прощения), покаяния (Вакула кается во всем), Троицы (три раза Чуб бьет по спине Вакулу) и фольклорные мотивы сватовства (Вакула просит руки Оксаны), подношения даров (Вакула дарит черевички Оксане) и нравственного очищения (Оксана говорит: «Я и без черевиков...»).

Мотив «славы» («славить») закольцовывает композицию повести. Если в начале произведения шла речь о том, как всем было весело колядовать и славить Христа, то в конце повести архиерей, который проезжал через Диканьку и увидел «размалеванную» хату кузнеца Вакулы, произнес: «Славно! Славная работа!». Мотив славы в повести Гоголя распространяется уже не только на небесный мир, но и на мир земной, в том числе на творения рук человеческих, на его искусство жизни. В украинской народной традиции до сих слово «слава» имеет особый магический смысл («Слава Украине!» - «Героям слава» - так приветствуют друг друга люди на больших украинских праздниках).

Таким образом, традиции украинского фольклора и народная мифология повлияли на художественную структуру повести «Ночь перед Рождеством», в частности на сюжет, образную систему, мотивную организацию, художественное время и пространство, а также на жанровое содержание произведения, его стилевое своеобразие и язык. Фольклорные и мифологические структуры в повести Гоголя способствовали утверждению христианских идей и торжества духовных возможностей человека, его единения с Богом, природой и людьми. Кроме того, использование элементов украинского фольклора и народной мифологии способствовало созданию национального образа мира в творчестве Гоголя.