Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Подобрать иллюстрации картин художников эпохи возрождения. Итальянское возрождение. Пьеро делла Франческа

Возрождение, или Ренессанс - историческая веха в европейской культуре. Это судьбоносный этап развития мировой цивилизации, пришедший на смену дремучести и мракобесию Средневековья и предшествующий зарождению культурных ценностей Нового Времени. Для наследия Ренессанса присущ антропоцентризм - иными словами, ориентация на Человека, его жизнь и деятельность. Дистанцируясь от церковных догм и сюжетов, искусство приобретает светский характер, а название эпохи отсылает к возрождению в искусстве античных мотивов.

Эпоху Возрождения, корни которой произошли из Италии, принято делить на три этапа: раннее («кватроченто»), высокое и позднее. Рассмотрим особенности творчества великих мастеров, творивших в те давние, но знаменательные времена.

Прежде всего, необходимо отметить, что творцы Возрождения не только занимались «чистым» изобразительным искусством, но и проявили себя как талантливые исследователи и первооткрыватели. Так, например, архитектором из Флоренции по имени Филиппо Брунеллески был описан свод правил построения линейной перспективы. Сформулированные ним законы дали возможность с точностью изображать на холсте трехмерный мир. Наряду с воплощением прогрессивных идей в живописи, изменилось и само ее идейное содержание - герои картин стали более «земными», с ярко выраженными личными качествами и характерами. Это касалось даже работ на темы, касающиеся религии.

Выдающиеся имена периода Кватроченто (вторая половина XV века) - Боттичелли, Мазаччо, Мазолино, Гоццоли и другие - по праву обеспечили себе почетное место в сокровищнице всемирной культуры.

В период Высокого Возрождения (первая половина XVI века) сполна раскрывается весь идейно-творческий потенциал художников. Характерной особенностью этого времени становится отсылка искусства к эпохе античности. Художники, однако, вовсе не занимаются слепым копированием древних сюжетов, а, скорее, используют их для создания и развития собственных уникальных стилей. Благодаря этому изобразительное искусство приобретает последовательность и строгость, уступая некоей легкомысленности предшествующего периода. Архитектура, скульптура и живопись этого времени гармонично дополняли друг друга. Здания, фрески, живописные полотна, созданные в Высоком периоде развития Ренессанса, являются истинными шедеврами. Блистают имена общепризнанных гениев: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.

Особого внимания заслуживает личность Леонардо да Винчи. О нем говорят, что это человек, намного опередивший свое время. Художник, архитектор, инженер, изобретатель - далеко не полный перечень ипостасей этой многогранной личности.

Современному обывателю Леонардо да Винчи известен, прежде всего, как живописец. Самой известной его работой является «Мона Лиза». На ее примере зритель может оценить новаторство авторской техники: благодаря уникальной смелости и раскованности мышления Леонардо разработал принципиально новые способы «оживления» изображения.

Используя явление рассеяния света, он добился понижения контраста второстепенных деталей, чем поднял реалистичность изображения на новый уровень. Недюжинное внимание мастер уделял анатомической точности воплощения тела в живописи и графике - пропорции «идеальной» фигуры зафиксированы в «Витрувианском человеке».

Вторую половину XVI и первую половину XVII века принято называть Поздним Возрождением. Для этого периода были характерны весьма разнообразные культурно-творческие тенденции, поэтому сложно судить о нем однозначно. Религиозные веяния южной Европы, нашедшие воплощение в Контрреформации, привели к абстрагированию от воспевания красоты человека и античных идеалов. Противоречие подобных настроений с устоявшейся идеологией Возрождения привело к возникновению флорентийского маньеризма. Живописи в этом стиле характерна надуманная цветовая палитра и ломаные линии. У венецианских же мастеров того времени - Тициана и Палладио - сформировались собственные направления развития, имевшие мало точек соприкосновения с проявлениями кризиса в искусстве.

Кроме итальянского Возрождения, следует уделить внимание Возрождению Северному. Художники, жившие к северу от Альпийских гор, были менее подвержены влиянию античного искусства. В их творчестве прослеживается влияние готики, сохранившееся вплоть до наступления эпохи Барокко. Великие деятели Северного Ренессанса - это Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший.

Культурное наследие великих художников Возрождения бесценно. Имя каждого из них трепетно и заботливо сохраняется в памяти человечества, так как носивший его был неповторимым алмазом с множеством граней.

Живопись эпохи Возрождения составляет золотой фонд не только европейского, но и мирового искусства. Период Ренессанса пришел на смену темному Средневековью, подчиненному до мозга костей церковным канонам, и предшествовал последующему Просвещению и Новому времени.

Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века. Историки делят данный период в искусстве на четыре этапа: Проторенессан, раннее, высокое и позднее Возрождение. Особую ценность и интерес представляет, безусловно, итальянская живопись эпохи Возрождения, однако не стоит упускать из внимания и французских, немецких, нидерландских мастеров. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.

Проторенессанс

Период Проторенессанса длился со второй половины XIII в. по XIV в. Он тесно связан со Средневековьем, в поздний этап которого зародился. Проторенессанс является предшественником Возрождения и сочетает в себе византийские, романские и готические традиции. Раньше всего веяния новой эпохи проявились в скульптуре, а уже затем в живописи. Последняя была представлена двумя школами Сиены и Флоренции.

Главной фигурой периода был художник и архитектор Джотто ди Бондоне. Представитель флорентийской школы живописи стал реформатором. Он наметил путь, по которому она далее развивалась. Особенности живописи эпохи Возрождения берут начало именно в этот период. Принято считать, что у Джотто получилось преодолеть в своих работах общий для Византии и Италии стиль иконописи. Он сделал пространство не двухмерным, а трехмерным, используя для создания иллюзии глубины светотень. На фото картина «Поцелуй Иуды».

Представители флорентийской школы стояли у истоков эпохи Возрождения и делали все, чтобы вывести живопись из продолжительного средневекового застоя.

Период Проторенессанса разделился на две части: до и после его смерти. До 1337 года работают самые яркие мастера и происходят важнейшие открытия. После Италию накрывает эпидемия чумы.

Живопись эпохи Возрождения: кратко о раннем периоде

Раннее Возрождение охватывает период продолжительностью 80 лет: с 1420 г. по 1500 г. В это время оно еще не окончательно отходит от прошлых традиций и по-прежнему связано с искусством Средневековья. Однако уже чувствуется дыхание новых тенденций, мастера начинают чаще обращаться к элементам классической древности. В конечном итоге художники полностью бросают средневековый стиль и начинают смело пользоваться лучшими образцами античной культуры. Отметим, что процесс шел довольно медленно, шаг за шагом.

Яркие представители раннего Возрождения

Творчество итальянского художника Пьеро дела Франческа полностью принадлежит к периоду раннего Возрождения. Его произведения отличает благородство, величественная красота и гармония, точность перспективы, мягкая цветовая гамма, наполненная светом. В последние годы жизни помимо живописи он углубленно изучал математику и даже написал два собственных трактата. Его учеником был еще один известный живописец, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».

Доменико Гирландайо - это еще один яркий представитель флорентийской школы живописи эпохи Возрождения раннего периода. Он являлся основателем известной художественной династии и главой мастерской, где начинал юный Микеланджело. Гирландайо был знаменитым и успешным мастером, занимавшимся не только фресковыми росписями (капелла Торнабуони, Сикстинская), но и станочной живописью («Поклонение волхвов», «Рождество», «Старик с внуком», «Портрет Джованны Торнабуони» - на фото ниже).

Высокое Возрождение

Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Связано это с восхождением на папский престол честолюбивого, предприимчивого Юлия II, который привлек к своему двору самых лучших художников Италии. Рим стал чем-то вроде Афин во времена Перикла и переживал невероятный подъем и строительный бум. При этом наблюдается гармония между отраслями искусства: скульптура, архитектура и живопись. Эпоха Возрождения объединила их. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.

Античность изучается в период Высокого Возрождения более основательно и воспроизводится с максимальной точностью, строгостью и последовательностью. Достоинство и спокойствие заменяют кокетливую красоту, а средневековые традиции забываются совершенно. Вершину Ренессанса знаменует творчество трех величайших итальянских мастеров: Рафаэль Санти (картина «Донна Велата» на изображении выше), Микеланджело и Леонардо да Винчи («Мона Лиза» - на первом фото).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение охватывает в Италии период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусствоведы и историки сводят произведения этого времени к общему знаменателю с большой долей условности. Южная Европа находилась под влиянием восторжествовавшей в ней Контрреформации, которая с большой опаской воспринимала всякое свободомыслие, в том числе и произошедшее воскрешение идеалов античности.

Во Флоренции наблюдалось доминирование маньеризма, характеризующегося надуманностью цветов и изломанными линиями. Впрочем в Парму, где трудился Корреджо, он добрался только после смерти мастера. Свой путь развития имела венецианская живопись эпохи Возрождения позднего периода. Работавшие там до 1570-х годов Палладио и Тициан являются его ярчайшими представителями. Их творчество не имело ничего общего с новыми веяниями в Риме и Флоренции.

Северное Возрождение

Данный термин используется для характеристики эпохи Возрождения во всей Европе, находившейся за пределами Италии в целом и в частности в германоязычных странах. Оно имеет ряд особенностей. Северное Возрождение не было однородным и в каждой стране характеризовалось специфическими чертами. Искусствоведы разделяют его на несколько направлений: французское, немецкое, нидерландское, испанское, польское, английское и т. д.

Пробуждение Европы шло двумя путями: развитие и распространение гуманистического светского мировоззрения, и развитие идей обновления религиозных традиций. Оба они соприкасались, иногда сливались, но в тоже время были антагонистами. Италия выбрала первый путь, а Северная Европа - второй.

На искусство севера, в т. ч. живопись, эпоха Возрождения практически не оказывала никакого влияния вплоть до 1450 г. С 1500 г. она распространилась по всему континенту, однако в некоторых местах влияние поздней готики сохранилось вплоть до наступления барокко.

Северное Возрождение характеризуется значительным влиянием готического стиля, менее пристальным вниманием к изучению античности и анатомии человека, детализированной и тщательной техникой письма. Важное идеологическое влияние на него оказала Реформация.

Французское Северное Возрождение

Наиболее близкой к итальянской является французская живопись. Эпоха Возрождения для культуры Франции стала важным этапом. В это время активно укрепляется монархия и буржуазные отношения, религиозные идеи Средневековья отходят на второй план, уступая место гуманистическим тенденциям. Представители: Франсуа Кенель, Жан Фуке (на фото фрагмент "Меленского диптиха" мастера), Жан Клуз, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Клуэ.

Немецкое и голландское Северное Возрождение

Выдающиеся работы Северного Возрождения созданы немецкими и фламандо-голландскими мастерами. Существенную роль в этих странах по-прежнему играла религия, и она сильно влияла на живопись. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. В отличие от произведения итальянских мастеров художники этих стран человека не ставили в центр вселенной. На протяжении практически всего XV в. они изображали его в стиле готики: легким и бесплотным. Наиболее яркими представителями голландского Ренессанса являются Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Гуго ван дер Гус, немецкого - Альберт Дюрер, Лукас Кранах старший, Ганс Гольбейн, Маттиас Грюневальд.

На фото автопортерет А. Дюрера 1498 г.

Несмотря на то что работы северных мастеров значительно отличаются от произведений итальянских живописцев, они в любом случае признаны бесценными экспонатами изобразительного искусства.

Живописи эпохи Возрождения, как и всей культуре в целом, свойственен светский характер, гуманизм и так называемый антропоцентризм, или, иными словами, первостепенный интерес к человеку и его деятельности. В этот период случился настоящий расцвет интереса к античному искусству, и произошло его возрождение. Эпоха подарила миру целую плеяду гениальных скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов и художников. Никогда до этого и после культурный расцвет не носил столь массовый характер.

Сандро Боттичелли (1 марта 1445 -- 17 мая 1510) -- глубоко религиозный человек, работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, -- «Весна» и «Рождение Венеры». .

Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную мастерскую..

Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу.

Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. 1474; «Юноша», 1480-е гг). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489--1490), «Покинутая» (1495--1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись..

Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти во Флоренции. Согласно завещанию, его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, вдохновившей самые прекрасные образы мастера.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции -- 2 мая 1519, -- великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» . .

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи -- Джанкарло Джентилини и Карло Сиси -- утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. .

Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато -- дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. . возрождение картина боттичелли ренессанс

Рафаэль Санти (28 марта 1483 -- 6 апреля 1520) -- великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы..

Сын живописца Джованни Санти прошёл первоначальную художественную выучку в Урбино у своего отца Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля.

Необходимо оговорить и то, что творческий почерк Рафаэля включал синтез приемов и находок других мастеров. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно -- на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело. .

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле» 1502--1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана (1509--1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов..

Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Незаконченные росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и другие работы были завершены учениками Рафаэля в соответствии с его эскизами и рисунками..

Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе становления европейского академизма. Приверженцы классицизма -- братья Карраччи, Пуссен, Менгс, Давид, Энгр, Брюллов и ещё многие другие художники -- превозносили наследие Рафаэля как самое совершенное явление в мировом искусстве..

Тициан Вечеллио (1476/1477 или 1480-е--1576) -- итальянский живописец эпохи Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции..

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный..

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В десятилетнем возрасте был направлен вместе с братом в Венецию для обучения у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.

В 1518 году Тициан пишет картину «Вознесение Богоматери» , в 1515 году -- Саломею с головой Иоанна Крестителя. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро..

Тициан прожил долгую жизнь. До последних дней он не прекращал работать. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, заразившись от своего сына, ухаживая за ним..

Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». И испанский, и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.В честь Тициана назван кратер на Меркурии. .

В эпоху Возрождения происходит много изменений и открытий. Изучаются новые континенты, развивается торговля, изобретаются важные вещи, такие как бумага, морской компас, порох и многие другие. Изменения в живописи также имели огромное значение. Картины эпохи Возрождения получили огромную популярность.

Основные стили и направления в произведениях мастеров

Период был одним из самых плодотворных в истории искусства. Шедевры огромного количества выдающихся мастеров можно найти сегодня в различных художественных центрах. Во Флоренции в первой половине пятнадцатого столетия появились новаторы. Их картины эпохи Возрождения были отмечены началом новой эры в истории искусства.

В это время наука и искусство становятся очень тесно связанными между собой. Художники ученые стремились к освоению физического мира. Живописцы старались воспользоваться более точными представлениями о человеческом теле. Многие художники стремились к реалистичности. Стиль начинается с картины Леонардо да Винчи "Тайная Вечеря", которую он писал на протяжении почти четырех лет.

Одна из самых известных работ

Была написана в 1490 годах для трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Полотно представляет последнюю трапезу Иисуса вместе со своими учениками перед тем, как его схватили и убили. Современники, наблюдающие за работой художника в этот период, отмечали, как он мог с утра до вечера рисовать, не останавливаясь даже для того, чтобы поесть. А потом мог забросить свою картину на несколько дней и вообще не подходить к ней.

Художника очень беспокоил образ самого Христа и предателя Иуды. Когда же наконец картина была завершена, она по праву была признана шедевром. "Тайная вечеря" и по сегодняшний день является одной из самых популярных. Репродукции эпохи Возрождения всегда пользовались широким спросом, но этот шедевр отмечен бесчисленными копиями.

Признанный шедевр, или Загадочная улыбка женщины

Среди работ, созданных Леонардо в шестнадцатом столетии, значится портрет, который называется "Мона Лиза", или "Джоконда". В современную эпоху это, возможно, наиболее известная картина в мире. Популярной она стала, в основном, из-за неуловимой улыбки на лице женщины, изображенной на полотне. Что привело к такой загадочности? Умелая работа мастера, способность так искусно затенить уголки глаз и рта? Точная природа этой улыбки не может быть определена до сих пор.

Вне конкуренции и другие детали этой картины. Стоить обратить внимание на руки и глаза женщины: с какой точностью отнесся художник к мельчайшим подробностям полотна при его написании. Не менее интересен и драматический пейзаж на заднем плане картины, мир, в котором как будто все находится в состоянии потока.

Еще один знаменитый представитель живописи

Не менее известный представитель Ренессанса - Сандро Боттичелли. Это великий итальянский живописец. Его картины эпохи Возрождения также имеют огромную популярность среди широкого круга зрителей. "Поклонение волхвов", "Мадонна с младенцем на троне", "Благовещение" - эти произведения Боттичелли, посвященные религиозной тематике, стали огромными достижениями художника.

Еще одна известная работа мастера - "Мадонна Магнификат". Она прославилась еще в годы жизни Сандро, о чем свидетельствуют многочисленные репродукции. Подобные полотна в форме круга были довольно востребованы во Флоренции пятнадцатого столетия.

Новый поворот в творчестве живописца

Начиная с 1490 года Сандро меняет свой стиль. Он становится более аскетичным, сочетание красок теперь намного сдержаннее, часто преобладают темные тона. Новый подход творца к написанию своих произведений прекрасно заметен в "Короновании Марии", "Оплакивании Христа" и других полотнах, на которых изображена Мадонна и Младенец.

Шедевры, написанные Сандро Боттичелли в то время, например, портрет Данте, лишены пейзажных и интерьерных фонов. Одно из не менее значительных творений художника - это "Мистическое Рождество". Картина была написана под влиянием неурядиц, которые происходили в конце 1500 года в Италии. Многие картины художников эпохи Возрождения не просто приобрели популярность, они стали примером для последующего поколения живописцев.

Художник, полотна которого окружены ореолом восхищения

Рафаэль Санти да Урбино был не только но и архитектором. Его картины эпохи Возрождения вызывают восхищение ясностью своей формы, простотой композиции и визуальным достижением идеала человеческого величия. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи, он входит в традиционную троицу самых великих мастеров этого периода.

Прожил он сравнительно небольшую жизнь, всего 37 лет. Но за это время создал огромное количество своих шедевров. Некоторые его произведения находятся во Дворце Ватикана в Риме. Не все зрители могут увидеть воочию картины художников эпохи Возрождения. Фото же этих шедевров доступны всем (некоторые из них представлены в данной статье).

Наиболее известные произведения Рафаэля

С 1504 по 1507 годы Рафаэль создал целую серию "Мадонн". Картины отличаются чарующей красотой, мудростью и одновременно некой просветленной грустью. Самым знаменитым его полотном стала "Сикстинская Мадонна". Она изображена парящей в небесах и плавно спускающейся к людям с Младенцем на руках. Именно это движение очень мастерски смог изобразить художник.

Эта работа была высоко оценена многими известными критиками, и все они пришли к единому выводу, что она действительно редкая и необычная. Все картины художников эпохи Возрождения имеют долгую историю. Но стала наиболее популярной благодаря своим бесконечным странствиям, начиная с момента своего создания. Пройдя через многочисленные испытания, она наконец заняла достойное место среди экспозиций Дрезденского музея.

Картины эпохи Возрождения. Фото известных полотен

И еще один известный итальянский живописец, скульптор, а также архитектор, оказавший огромное влияние на развитие искусства Запада, - это Микеланджело ди Симони. Несмотря на то что известен он, в основном, как скульптор, существуют и прекрасные произведения его живописи. И самым значительным из них является потолок Сикстинской капеллы.

Работа эта выполнялась на протяжении четырех лет. Пространство занимает около пятисот квадратных метров и содержит более трехсот фигур. В самом центре девять эпизодов из книги Бытия, разделенных на несколько групп. Сотворение земли, создание человека и его падение. Среди наиболее известных картин на потолке - "Сотворение Адама" и "Адам и Ева".

Не менее знаменитая его работа - "Страшный суд". Выполнена она на алтарной стене Сикстинской капеллы. Фреска изображает второе пришествие Иисуса Христа. Здесь Микеланджело игнорирует стандартные художественные условности в написании Иисуса. Он изобразил его с массивной мышечной структурой тела, молодым и безбородым.

Значение религии, или Искусство эпохи Возрождения

Итальянские картины эпохи Возрождения стали основой для развития западного искусства. Многие популярные работы этого поколения творцов имеют огромное влияние на художников, которое сохраняется и по сегодняшний день. Великие представители искусства того периода сосредотачивали свое внимание на религиозных темах, часто работали по заказу состоятельных покровителей, в том числе и самого Папы Римского.

Религия буквально проникла в повседневную жизнь людей этой эпохи, глубоко засела в сознании художников. Практически все религиозные полотна находятся в музеях и хранилищах искусства, а вот репродукции картин эпохи Возрождения, связанные не только с этой тематикой, можно встретить во многих учреждениях и даже обычных домах. Люди бесконечно будут восхищаться работами известных мастеров того периода.

ВНИМАНИЕ: ПОД КАТОМ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТРАФИК
Может, модераторы смогут разбить на несколько?
Заранее благодарю.

РЕНЕССАНС
Итальянское Возрождение

АНДЖЕЛИКО Фра Беато
ДЖОТТО ди Бондоне
МАНТЕНЬЯ Андреа
БЕЛЛИНИ Джовани
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро
ВЕРОНЕЗЕ Паоло
да ВИНЧИ Леонардо
ДЖОРДОНЕ
КАРПАЧЧО Витторе
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
РАФАЭЛЬ Санти
ТИЦИАН

Возрождение, или Ренессанс -
(фр. Renaissance, итал. Rinascimento) -
эпоха в истории культуры Европы,
пришедшая на смену культуре Средних веков и
предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры
и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь,
к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре,
происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии,
в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих
явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.),
Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я четверть 16 вв.),
Позднее Возрождение (16 в.).
В эпоху Раннего Возрождения средоточием новаторства
во всех видах искусства стала флорентийская школа,
архитекторы (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Б. Росселлино, и др.),
скульпторы (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, А. Росселлино,
Дезидерио да Сеттиньяно и др.), живописцы (Мазаччо, Филиппо Липпи,
Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Фра Анджелико,
Сандро Боттичелли и др.) которой создали пластически цельную,
обладающую внутренним единством концепцию мира,
распространившуюся постепенно по всей Италии
(творчество Пьеро делла Франческа в Урбино, Витторе Карпаччо,
Ф. Коссы в Ферраре, А. Мантеньи в Мантуе, Антонелло да Мессина
и братьев Джентиле и Джованни Беллини в Венеции).
В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические
ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер,
архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой
общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов,
полных духовной и физической активности.
В постройках Д. Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли
своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность;
гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения,
широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших
мастеров изобразительного искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
С 2-й четверти 16 в., когда Италия вступила в пору политического кризиса
и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров
приобрело сложный и драматический характер.
В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола,
Джулио Романо, В. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию
композиции, подчинению здания широкому градостроительному замыслу;
в получивших богатую и сложную разработку общественных зданиях, храмах,
виллах, палаццо ясная тектоника Раннего Возрождения сменилась
напряженной конфликтностью тектонических сил (постройки Я. Сансовино,
Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
Живопись и скульптура Позднего Возрождения обогатились
пониманием противоречивости мира, интересом к изображению
драматического массового действия, к пространственной динамике
(Паоло Веронезе, Я. Тинторетто, Я. Бассано);
небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла
психологическая характеристика образов в поздних произведениях
Микеланджело и Тициана.

Венецианская школа

Венецианская школа, одна из основных живописных школ Италии
с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы-
областей материка, прилегающих к Венеции).
Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала,
особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению
чувственной полноты и красочности бытия.
Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху
Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина,
открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи,
создателей идеально - гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне,
величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах
присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие.
В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 в.
виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам
и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом,
тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания
(живопись Паоло Веронезе и Я. Тинторетто).
В 17 в традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита
в работах Д.Фетти, Б. Строцци и др. сосуществует с приемами живописи барокко,
а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма.
Для венецианской живописи 18 в. характерен расцвет
монументально-декоративной живописи (Дж. Б. Тьеполо),
бытового жанра (Дж. Б. Пьяццетта, П. Лонги),
документально - точного архитектурного пейзажа - ведуты
(Дж. А. Каналетто, Б. Белотто) и лирического,
тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни
Венеции городского пейзажа (Ф. Гварди).

Флорентийская школа

Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ
эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция.
Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в.,
способствовал расцвет гуманистической мысли
(Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.),
обратившейся к наследию античности.
Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто,
придававший своим композициям пластическую убедительность и
жизненную достоверность.
В 15 в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции
выступили архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло,
живописец Мазаччо, за которыми последовали архитектор Л.Б. Альберти,
скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, Дезидерио да Сеттиньяно,
Бенедетто да Майано и др.
В архитектуре Флорентийской школы в 15 в. был создан новый тип
ренессансного палаццо, начаты поиски идеального типа храмовой постройки,
отвечающей гуманистическим идеалам эпохи.
Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны
увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному
построению человеческой фигуры
(произведения А. дель Верроккьо, П. Уччелло, А. дель Кастаньо и др.),
а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая
созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Сандро Боттичелли,
Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо и др.).
Искания мастеров 15 в. завершили великие художники Возрождения
Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания
Флорентийской школы на новый качественный уровень. В 1520-е гг.
начинается постепенный упадок школы, несмотря на то,
что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников
(живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино);
с 1530-х гг. Флорентийская школа становится одним из главных центров
искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари,
живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо).
В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой
в Италии время с 1420 по 1500 года.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается
от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы,
заимствованные из классической древности.
Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее
и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры,
художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются
образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений,
так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания
классической древности, в других странах оно долго держалось
традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании,
Возрождение наступает только в конце XV столетия,
и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия,
не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля -
принято называть «Высоким Возрождением»,
оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год.
В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции
перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II,
человека честолюбивого, смелого и предприимчивого,
привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии,
занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой
другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках,
Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла:
в нём создаётся множество монументальных зданий,
исполняются великолепные скульптурные произведения,
пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи;
при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку,
помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно,
воспроизводится с большей строгостью и последовательностью;
спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты,
которая составляла стремление предшествовавшего периода;
припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический
отпечаток ложится на все создания искусства.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности,
и они, с большой находчивостью и живостью фантазии,
свободно перерабатывают и применяют к делу то,
что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Позднее Возрождение

Третий период Возрождения,
так называемый период «позднего Ренессанса»,
отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников
совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать
и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности
утрировкой и вычурностью форм.
Признаки этого стремления, породившего стиль барокко,
а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в
предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине
великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным
творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения
к принципам и формам античного искусства; но теперь направление
это делается всеобщим.

****************************************************

АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО -
(Фра Джованни да Фьезоле) (Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole)
(ок. 1400–1455), итальянский живописец флорентийской школы.
В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля;
готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса.
Фра Анджелико, в миру носивший имя Гвидо ди Пьеро (Guido di Piero),
родился в местечке Виккьо в Тоскане около 1400. В документе, относящемся к 1417,
он уже упоминается как художник; известно также,
что до 1423 во Фьезоле он вступил в доминиканский орден, получив имя фра Джованни да Фьезоле,
а впоследствии был настоятелем монастыря Сан Марко во Флоренции.
Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико,
теперь считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций.
Одна из первых крупных работ художника – триптих Линайуоли из монастыря
Сан Марко во Флоренции (1433–1435), в центральной части которого представлена Богоматерь с Младенцем
на троне, а на боковых створках двое святых. Фигура Богоматери показана традиционно,
а в изображении стоящих святых заметно влияние живописи Мазаччо, с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц.
В 1430–1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа,
ставшего очень популярным в эпоху Возрождения, – sacra conversazione (святое собеседование).
С 1438 по 1445 художник расписал фресками флорентийский монастырь Сан Марко.
Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором
Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи. Тематика росписей связана с доминиканским орденом,
его историей, уставом, особо почитаемыми святыми.
Примером могут служить фрески клуатра (Мертвый Христос; Христос в образе странника,
которого принимают два доминиканских монаха; Св. Петр Мученик (главный святой доминиканцев);
Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия).
В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками
по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста.
Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа;
художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ,
живущий в человеческом сознании.
Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух Подражания Христу – мистического религиозного трактата,
написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским.
Каждая келья тоже была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии,
например композиция Осмеяние Христа. Настроению этих фресок соответствуют простота и
спокойная сдержанность живописи.
Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме, где он украсил фресками капеллу
папы Николая V (1445–1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана.
По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы.
В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание
мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние
Мазаччо и Брунеллески.

Коронование Девы Марии

Мучение свв. Космы и Дамиана

*********************************************

Джотто ди Бондоне - родился в 1266 или 1267 г.
в деревне Веспиньяно недалеко от Флоренции в семье мелкого землевладельца.
Предположительно в возрасте 10 лет Джотто начал учиться живописи
в мастерской Чимабуэ, известного флорентийского живописца.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Ассизи, Риме, Падуе,
Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили
ему солидное состояние. Несмотря на то, что мастерская Джотто процветала,
история сохранила всего лишь несколько полотен, подписанных его именем,
да и те, по мнению специалистов, скорее всего принадлежат кисти его помощников.
Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса,
прежде всего, склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры,
предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.
Его живопись воплощает в себе идею человечности и несет первые зачатки гуманизма.
В 1290-99 гг. Джотто создал росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи -
25 фресок, живописующих сцены из Ветхого Завета, а также эпизоды из жизни Франциска Ассизского
(«Чудо источника»). Фрески отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью,
наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам.
Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон,
Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей:
с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами,
правильным разрезом глаз и т.п. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами.
Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции.
Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения
передается мимикой лица, жестами, позой.
Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж,
интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик.
В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия,
а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
В начале 1300-х гг. художник посетил Рим.
Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини
способствовало становлению его творческого метода.
Творческие достижения Джотто получили дальнейшее развитие в росписях капеллы Скровеньи
(капеллы дель Арена) в Падуе, выполненных им в 1304-06 гг.
Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса,
фрески живописуют сцены из жизни Иоакима и Анны
(«Иоаким среди пастухов», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча у Золотых Ворот»),
Девы Марии и Христа («Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»,
«Избиение младенцев», «Крещение Христа», «Воскрешение Лазаря»,
«Иуда, получающий плату за предательство», «Поцелуй Иуды»,
«Несение креста», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Воскресение»),
а также сцены Страшного Суда.
Эти росписи - главное произведение и вершина творчества художника.
В 1300-02 гг. Джотто выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции.
К 1310-20 гг. исследователи относят знаменитый алтарный образ «Мадонна Оньиссанти».
Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто.
В 1320-е гг. Джотто создает росписи капелл Перуцци и Барди
во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя,
Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского
(«Стигматизация св. Франциска», «Смерть и вознесение св. Франциска»).
В 1328-33 гг. Джотто при посредстве многочисленных учеников делал росписи при
неаполитанском дворе короля Роберта Анжуйского, который пожаловал художнику титул «придворного».
С 1334 г. Джотто руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре
и городских укреплений во Флоренции, чем снискал широкое признание среди
современников и граждан Флоренции. Джотто приписывают проект кампанилы
(колокольни) флорентийского собора (начата в 1334 г., строительство продолжено
в 1337-43 гг. Андреа Пизано, завершено около 1359 г. Ф. Таленти).
Джотто был дважды женат и имел восемь детей.
В 1337 г. Джотто умер.

1.Иоаким удаляется в пустыню

2.Мадонна с младенцем

3.Скорбящий ангел 1

4.Св. Клара из Ассизи

5.Стигматизация св. Франциска

6.Св. Стефан

7.Рождество Христовo

8.Рождество Богородицы

9.Введение Марии во храм

10.Пьета, фрагмент

11.Богоматерь с младенцем на троне

12.Евангелист Иоанн на Патмосе

МАНТЕНЬЯ АНДРЕА -
(Mantegna, Andrea) (ок. 1431–1506),
один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии.
Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.:
увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей,
передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу
как средство создания на плоскости иллюзии пространства.
Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции
и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе
как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара,
в мастерской которого работал до 1448.
В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.
В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини,
сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини.
Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460,
приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе.
В 1466–1467 он посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим,
где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе,
Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506.
16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари
в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны).
Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455),
и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.
Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля
раннего периода творчества Мантеньи.
В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше
(Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры,
но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником,
а скалы испещрены изломами и трещинами.
Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией
знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло
для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление,
выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры.
Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи
Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474.
Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон,
как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий
изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане.
Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного
орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии.
В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо;
богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении.
Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве
примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно
трактованных портретов (членов семьи Гонзага).
Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага
и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились
и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне.
На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур,
доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы.
В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага,
искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны,
пространство трактовано широко и свободно.
Для студиоло (кабинета) Изабеллы д"Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции
на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва,
изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи,
связанное с новым пониманием пейзажа. Фресковая декорация Капеллы Бельведера,
выполненная Мантеньей для папы Иннокентия VIII в 1488, была, к несчастью, утрачена при
расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.
Несмотря на то, что только семь гравюр могут считаться несомненно принадлежащими руке Мантеньи,
влияние мастера на развитие этого вида искусства огромно. Его гравюра Мадонна с Младенцем показывает,
насколько органично стиль художника может существовать в графической технике,
с присущей ей упругостью и остротой линии, фиксирующей движение резца гравера.
Другие гравюры, приписываемые Мантенье, – Битва морских богов (Лондон, Британский музей)
и Юдифь (Флоренция, галерея Уффици).

1.Распятие, 1457-1460.

2.Мадонна с Младенцем.
1457-59. Фрагмент

3.Моление о чаше.
Около 1460

4.Портрет кардинала Карло Медичи.
Между 1450 и 1466

5.Камера дельи Спози.
Окулюс. 1471-74

6.Камера дельи Спози. Фрагмент северной стены.

7.Камера дельи Спози. Фрагмент восточной стены.

8.Битва морских божеств.
1470-е гг.

9.Св. Себастьян.
Около 1480

10.Мадонна в скалах.
1489-90

12.Мадонна делла Виттория.
1496

13.Парнас.
1497, Лувр, Париж

14.Самсон и Далила. Около 1500
Национальная галерея, Лондон

****************************

БЕЛЛИНИ Джованни -
Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев,
основоположников искусства Возрождения в Венеции.
Глава семьи – Якопо Беллини (около 1400–1470/71)
при мягкой лиричности образов сохранял связь с традициями готики
(“Мадонна с младенцем”, 1448, Галерея Брера, Милан).
В его рисунках, полных живых наблюдений
(зарисовки античных памятников, архитектурные фантазии),
отразился интерес к проблемам перспективы, влияние А.Мантеньи и П.Уччелло.
С именем Джентиле Беллини (около 1429–1507), сына Якопо Беллини,
связано зарождение венецианской жанрово - исторической картины,
(“Процессия на площади Сан-Марко”, 1496, “Чудо Святого Креста”, 1500, –
обе в Галерее Академии, Венеция). Джованни Беллини (около 1430–1516),
второй сын Якопо Беллини, – крупнейший мастер венецианской школы, заложивший
основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини
(“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х год
сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам
созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озёрная мадонна”, 1490-е годы, Уффици;
“Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны”
(“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488,
Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных,
словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций,
спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией
ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505,
церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку
(портрет дожа Л.Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон;
портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).

1."Св.Георгий и дракон" Деталь Алтаря, 1470

2."Греческая мадонна"
1460

3."Портрет кондотьера"
1480

4."Пир богов"
1514

5."Распятие"
1501-1503

6."Мадонна с младенцем"
1480

7."Добродетель"
1500

8."Св.Иероним, читающий на природе"
1460

9."Преображение"
1485

10."Моление о чаше"
(Агония в саду) Ок.1470

11."Мадонна и младенец с благословлением"
1510, Собрание Брера, Милан

12."Аллегория Чистилища" (лев.фр.)
1490-1500, Галерея Уффици

13."Четыре Аллегории
Упорство и Судьба", 1490

14. "Аллегория Чистилища" (прав.фр)
1490-1500, Галерея Уффици

15."Четыре Аллегории
Благоразумие и Лживость", 1490

16."Обнаженная молодая женщина с зеркалом"
1505-1510, Музей истории искусств, Вена

****************************

Боттичелли Сандро -
[собственно Алесандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi]
(1445–1510), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Принадлежал к Флорентийской школе, около 1465–1466 учился у Филиппо Липпи;
в 1481–1482 работал в Риме. Ранним работам Боттичелли свойственны
ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям
(“Поклонение волхвов”, около 1476–1471,). С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли
с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов,
в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины
на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты
возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью
(“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1483–1485, – обе в Уффици).
Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий,
прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу
мечтательности и легкой грусти.
В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане
(“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона” и др.)
величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с
внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной,
наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души,
и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо;
портрет молодого человека с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция).
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических
проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма
и религиозной экзальтации (“Клевета”, после 1495, Уффици), однако его рисунки
к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека)
при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

1."Портрет Симонеты Веспуччи" Ок.1480

2."Аллегория Добродетели"
1495

3."История Лукреции"
Ок.1500

4."Портрет молодого человека с медалью"

5."Мистическое Рождество"
Ок.1500

6."Наказание Корея, Дафана и Абирона"

7."Св. Августин Блаженный"
Ок.1480

8."Благовещение"
Ок.1490

9."Мадонна Магнификат"
1486

10."Мадонна с гранатом"
1487

11. "Поклонение волхвов"
Алтарь Заноби 1475

12."Клевета"
1495

13."Венера и Марс"
1482-1483

14."Весна" 1477-1478
Галерея Уффици, Флоренция

15."Мадонна с книгой" 1485
Музей Польди-Пеццоли, Милан

16."Афина Паллада и Кентавр" 1482
Галерея Уффици, Флоренция

17."Рождение Венеры" Ок.1482
Галерея Уффици, Флоренция

18.Фреска Сикстинской капеллы
(деталь) 1482 Рим, Ватикан

19."История Настаджо дельи Онести"
Ок.1485 Прадо, Мадрид

****************************

ВЕРОНЕЗЕ Паоло -(Veronese; собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528–1588),
итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения.
Учился у веронского живописца А.Бадиле; работал главным образом в Венеции, а также в Вероне, Мантуе, Виченце, Падуе, в 1560, возможно, посетил Рим. Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически - изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются у него с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

1."Нахождение Моисея"
1580

2."Искушение святого Антония"
1567

3."Умерщвление св.Юстинии"
1573

4."Портрет Даниеле Барбаро"
1569

5."Христос и самаритянка" (фрагмент)
1582

6."Голгофа"
1570-е

7."Марс и Венера"
1570-е

8."Аллегория любви. Измена"
1570

9."Святая Лючия"
1580

10."Христос в Эммаусе"
1570-е

11."Казнь святых Марка и Марциллиана"
1578

12."Пир в доме Симона"
Ок.1581

13."Ангелы"
(фрагм."Женщина из Зебедии и Христос")

14."Купание Сусанны"
1570-е, Лувр, Париж

15. "Не прикасайся ко мне!" 1570-е
Художественный музей, Гренобль

16."Купание Вирсавии" 1570-е
Музей изящных искусств, Лион

****************************

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ -
(Leonardo da Vinci) (1452-1519),
итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения,
Леонардо да Винчи сложился как мастер,
обучаясь во Флоренции у А. дель Верроккьо.
Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика
сопрягалась с техническими экспериментами,
а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали
зарождению научных интересов молодого да Винчи.

1."Мадонна с прялкой" 1501

2."Дева и младенец с св.Анной"
Ок.1507

3."Вакх"
1510-1513

4."Иоанн Креститель"
1513-1517

5."Леда и лебедь"
1490-1500-е

6."Мадонна с гвоздикой" 1473

7."Портрет Беатриче д"Эсте"
1490-е

8."Портрет Джиневры Бенчи"
1476

9."Благовещение"
1472-1475

10."Тайная вечеря"
(центральный фрагмент) 1495-1497, Милан

11.Реставрационная версия фрески "Тайная вечеря"
(центральный фрагмент)

12."Мадонна Литта"
Ок.1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург

13."Дама с горностаем" 1485-1490
Национальный музей, Краков

14."Портрет музыканта" 1490
Пинакотека Амброзиана, Милан

15. "Мона Лиза" (Джоконда)
1503-1506, Лувр, Париж

16."Мадонна Бенуа" 1478
Эрмитаж, Санкт-Петербург

17."Портрет неизвестной"
Ок.1490, Лувр, Париж

18."Мадонна в скалах" Ок. 1511
Национальная галерея, Лондон

****************************

ДЖОРДЖОНЕ -
(Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко,
Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510),
итальянский живописец, один из основоположников
искусства Высокого Возрождения.
Учился, вероятно, у Джованни Беллини,
был близок к кругу венецианских гуманистов,
славился также как певец и музыкант.
Наряду с композициями на религиозные темы
(“Поклонение пастухов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты,
именно в его творчестве получившие преобладающее значение.

1."Гроза"
1505

2."Воин со своим оруженосцем"
1509

3."Мадонна на троне
и святые" 1505

4."Мадонна на фоне пейзажа"
1503

5."Три возраста жизни"
1510

6."Мадонна с книгой"
1509-1510

7."Нахождение Моисея"
1505

8."Поклонение пастухов"
Ок.1505

9."Портрет Антонио Броккардо"

10."Сельский концерт"
1510

11."Портрет старухи"
Ок.1510

12."Церера"
Ок.1508

13."Портрет юноши"
Ок.1506

14."На закате"
1506

15."Мадонна с младенцем и святые"
1510

16."Юдифь" Ок.1504
Эрмитаж, Санкт-Петербург

17."Лаура" 1506
Музей истории искусств, Вена

18."Спящая Венера"
Ок.1510, Дрезденская галерея

19."Три философа" 1508
Музей истории искусств, Вена

****************************

КАРПАЧЧО Витторе -
(Carpaccio) Витторе
(около 1455 или 1456 - около1526),
итальянский живописец Раннего Возрождения.
Учился у Джентиле Беллини; работал в Венеции.
Легендарные священные события Карпаччо трактовал как реальные сцены,
развернутые в пространстве современной ему Венеции,
включал в них городские пейзажи и интерьеры, многочисленные жанровые детали,
ярко воссоздающие быт горожан (циклы картин из жизни Св.Урсулы, 1490-1495,
Галерея Академии, Венеция, а также Св.Георгия и Св.Иеронима, 1502-1507,
Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция).
Стремление к созданию целостной картины мироздания уживается в произведениях
Карпаччо с увлекательный повествовательностью,
поэтической и несколько наивной свежестью деталей.
Тонко передавая эффект смягчения световоздушной средой
звучания локальных цветовых пятен,
Карпаччо подготовил колористические открытия венецианской школы живописи XVI века.

1."Прибытие паломников
в Кельн"
1490

2."Мадонна, Иоанн Креститель и святые"
1498

3."Лев святого Марка"
(фрагмент)
1516

4."Диспут св.Стефана"
Житие св.Стефана
1514

5."Спаситель и четыре апостола"
1480

6."Святой Георгий, поражающий дракона"
1502-1508

7."Апофеоз святой Урсулы"
1491

8."Умерщвление десяти тысяч"
1515

9."Крещение селенитов св. Георгием"
1507

10."Молодой рыцарь" 1510,
Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид

11."Аллегория. Страсти Христовы"
1506, Метрополитен, Нью-Йорк

12."Встреча паломников с Папой"
1493, Галерея Академии, Венеция

13."Чудо Святого Креста"
1494, Галерея Академии, Венеция

****************************

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонаротти -
(Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони)
(1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт
.В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные,
полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса
гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.
Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо (1488-1489) и
у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490),
однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство
с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча,
изучение памятников античной пластики.
Творчество Микеланджело,
ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения,
сыграло огромную роль в развитии европейского искусства,
во многом подготовило становление маньеризма,
оказало большое влияние на сложение принципов барокко.

1.Роспись свода Сикстинской капеллы

2.Люнеты (пророки и папы)

3.Деталь росписи «Сотворение Адама»

4.Деталь «Пророки Иеремия и Исайя»

5.Деталь росписи «Сотворение Евы»

6.«Святое семейство» 1506

7.Сикстинская капелла
"Потоп"

8.Сикстинская капелла
"Ливийская сивилла"

9.Сикстинская капелла
"Отделение света от тьмы"

10.Сикстинская капелла
"Грехопадение"

11.Сикстинская капелла
"Эритрейская сивилла"

12.Сикстинская капелла
"Пророк Захария"

****************************

РАФАЭЛЬ Санти -
(собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio)
(1483-1520), итальянский живописец и архитектор.
В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились
гуманистические представления Высокого Возрождения
о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром,
характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино,
в 1500-1504 учился у Перуджино в Перудже.
Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией
и мягким лиризмом пейзажных фонов.
Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX
и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей
значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

1."Мадонна Грандука"
1504

2."Мадонна дель Импанната"
1504

3."Мадонна в зелени"
Ок.1508

4."Святое семейство под дубом"
1518

5."Алтарь св.Николаса"
(фрагм.) 1501

6."Битва св.Георгия с драконом"
1502

7."Три грации"
1502

8."Сон рыцаря"
1502

9."Триумф Галатеи"
1514

10."Мадонна Ансидеи"
Ок.1504

11."Несение креста"
1516

12."Св.Михаил и дракон"
1514

13."Адам и Ева"
1509-1511

14."Иоанна Арагонская"
1518

15."Дама с единорогом"
Ок.1502

16."Портрет Маргариты Лути"
1519

17."Портрет Бальтазара Кастильоне" 1515

18."Мадонна Каниджани" 1508
Старая пинакотека, Мюнхен

19."Мадонна Конестабиле" 1502-1504
Эрмитаж, Санкт-Петербург

20."Видение Иезекииля" 1515
Палаццо Питти, Флоренция

21."Сикстинская Мадонна" 1514
Картинная галерея, Дрезден

****************************

ТИЦИАН -
(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio),
(1476/77 или 1480-е годы - 1576),
итальянский живописец эпохи
Высокого и Позднего Возрождения.
Учился в Венеции у Джованни Беллини,
в мастерской которого сблизился с Джорджоне;
работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
Тесно связанный с венецианскими художественными кругами
(Джорджоне, Я.Сансовино, писатель П.Аретино и др.),
выдающийся мастер венецианской школы живописи,
Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью,
широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее,
вплоть до ХX века, развитие мирового изобразительного искусства.

1."Светская любовь"
(Тщеславие) 1515

2."Диана и Каллисто"
1556 - 1559

3."Бахус и Ариадна"
1523-1524

4."Похищение Европы"
1559 - 1562

5."Грехопадение"
1570

6."Флора"
1515

7."Иоланта"
(La Bella Gatta)

8."Федериго Гонзага из Мантуи"
1525

9."Венера с зеркалом" 1555

10."Даная и амур"
1546

11."Любовь земная и небесная"
1510

12."Портрет молодой женщины"
Ок.1530, Эрмитаж, Санкт-Петербург

13."Кающаяся Мария Магдалина"
1560-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

14."Диана и Актеон" 1556
Нац. галерея Шотландии, Эдинбург

15. "Вакханалия"
1525, Музей Лувр, Париж

16."Венера Урбинская"
1538, Уффици, Флоренция

17."Венера и Адонис"
1554, Прадо, Мадрид

****************************