Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Подборка игр и упражнений на тему «Игрушки. Примеры дидактических игр (подборка)

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 - 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант . Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант . На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы - бабочки», «Гномик - домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 - 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют , знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант . Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант . К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР,

СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христенко С.П. - воспитатель МБДОУ д/с № 5

Адрес:

Краснодарский край

Белоглинский район

с.Новопавловка

ул.Соболя, д.58а

Телефон: 8(861 54)9-41-00

1.Введение

2.Дидактические игры

3.Литература

Введение

Огромное место дидактические игры занимают в детском изотворчестве. Дети создают на занятиях по рисованию дидактические игры. Само название игр (дидактические) определяют их основную функцию - обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

Накапливать сенсорный опыт уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать).

Развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Совершенствовать восприятие, внимание, память.

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольном возрасте.

А если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества то она:

1. увеличивает его привлекательность для детей

2. способствует его развитию и совершенствованию(более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали).

Особое место занимают игры и упражнения на различие цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры важны. Исследования показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, понимают систематизацию цветовых тонов и оттенков, с помощью дидактических игр.

Подборка игр составлена на упражнение цветовых тонов и оттенков. А это в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игра " Где какие фигуры лежат".

Цель: Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровые материалы: Набор фигур.

Правила игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно ещё выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем, в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Игра "Мальчики".

Цель: Закрепить счёт и порядковые числительные. Развивать представления: "высокий", "низкий", "толстый", "худой", "самый толстый", "самый худой", "слева", "справа", "левее", "правее", "между". Научить ребёнка рассуждать.

Правила игры: Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы. Как зовут мальчиков?

В одном городе жили - были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева - самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша самый толстый из них, а Гриша - самый худой, Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков? Кто где стоит?

Теперь ты знаешь как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого с лева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдёт домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдёт их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Игра " Матрёшки".

Цель: Развивать внимание у детей

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрёшек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребёнок даёт именно такой ответ.

Вопросы: Одинаковы ли волосы у матрёшек? Одинаковы ли платочки? Одинаковы линожки матрёшек? Одинаковы ли у них глазки? Одинаковы ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Игра " Снеговики".

Цель: Развивать внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются

снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в

рисунках. Первый играющий называет какое - нибудь различие, затем предоставляет

слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто- то из партнёров не сможет назвать

новое отличие.

Начиная игру, взрослый может обратиться к ребёнку примерно так:

" Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них -

Он понять не может. А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки..."

Игра "Рассеянный художник".

Цель: Развивать наблюдательность и счёт до шести.

Игровой материал: Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры: Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки

количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить:

какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так: " На улице Басеянной

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был. Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке". Далее можно задать такие вопросы: сколько птиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь чтобы их стало пять?

Игра "Сколько? Какой?"

Цель: Счёт в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятием "первый", "последний", "сложение" и "вычитание".

Игровой материал: Цифры.

Правила игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,.... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т.д.). Решить простейшие задачи.

1. Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыплёнка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утёнка будут клевать листочки?

3. сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусёнок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусёнка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый, мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

Игра "Радужный хоровод".

Цель: Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. Ход игры: Воспитатель ставит пред детьми на доске (мольберте) конверт с изображением матрёшек и рассказывает: " Семь подружек - матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А, вы, дети помните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радугу. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек".

Дети по очереди вставляют в конверт по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе. " Первая матрёшка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья..." и т. д.

Подводят итог, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.

Игра "Оденем куклу на прогулку".

Цель: 1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. 2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложно подчинённые предложения типа " Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто".

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём - шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, тоже светлее пальто.

Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и "надевает" их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: " На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто".

Затем задание видоизменяется: троим детям предлагают надеть на кукол более „ темные шапочки и сапожки, чем пальто.

В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто и наоборот.

Игра "Костюмы для петрушек".

Цель: Научить детей подбирать контрастные цвета, постараться что бы дети

запомнили, какие цвета являются контрастными.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует панно, обращает внимание детей на круг объясняет, что на нём такие же цвета, как у радуги, и расположены в таком же порядке. За красным следует оранжевый, за оранжевым - жёлтый и т.д. Цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет 2 цвета. Например, одним концом показывает на оранжевый цвет, а другим - на синий. Цвета, которые находятся друг против друга, называют контрастными. Они сильно отличаются один от другого. И если сшить костюм из ткани двух контрастных цветов, он получится очень ярким, бросающимся в глаза. Такие костюмы шьют для весёлых петрушек.

Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Дети поочерёдно подходят к панно, с помощью стрелки определяют контрастные цвета, находят нужные половинки, прикрепляют их, называют цвет костюма.

Когда петрушки окажутся в цветных костюмах, воспитатель обращает внимание детей на яркость, красочность, пестроту одежды клоунов.

Повторно проводя упражнение, воспитатель прикрывает спектральный круг листком бумаги, и дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок проверяют правильность выполнения задания.

Литература

Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения упражнения для развития речи»

А.К.Бондаренко «Дидактические игры»

Дошкольное воспитание №5за 1996год

Дошкольное образование №2 за 2006год

Выполнила: Воспитатель детского сада № 61 «Рябинка» Кемеровской области города Белово Кривоногова Дарья Владимировна

В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, а также студентам дошкольных факультетов педагогических училищ и институтов.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в словесном плане.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

При отборе дидактических игр на развитие словесно-логического мышления, мы прежде всего преследовали, поставленные нами цели и учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно эти игры помогут развить у ребенка способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения) , причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Предлагаемые в сборнике дидактические игры и упражнения по развитию логических форм мышления представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребенка.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего мы учитывали следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания. Все эти принципы предусмотрены нами в системе расположения игр, в данном сборнике.

В сборнике мы примерно распределили дидактические игры по этапам усвоения. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый педагог может подобрать и другие игры, которые также следует расположить в порядке постепенного усложнения.

Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры.

1. «Протолкни «все такие»

Цель: учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики» , «все кубики» , «все большие» , «все маленькие» .

Оборудование: коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы) , предметы этих же форм.

Ход игры:

За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением) , все одного цвета по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например, шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие» . Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает ему попробовать «только такие» и помогает путем проб отобрать, какие именно формы можно бросить в эту коробку.

После того, как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку» . Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.

2. «По грибы»

Цель: учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.

Оборудование: грибы из счетного материала (шляпки разного цвета – красные, желтые, белые, коричневые) , карточки для сбора грибов.

Ход игры:

Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например, красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую - с желтой. Отдает корзиночки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове – «все красные» , «все желтые» .

3. «Кто где живет»

Цель: учить самостоятельно определять основание группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.

Оборудование: игрушки, строительный материал, мебель.

Ход игры:

Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую – машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сначала 6, а затем 8-10) и просит подумать, найти для игрушек дом – расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются

вперемежку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины» .

4. «Что кому дать»

Цель: продолжать учить самостоятельно определять основание груп-пировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов.

Оборудование: флажки, листья разной формы, цвета и величины.

Ход игры:

Две группы детей сидят на стульях друг против друга: в одной группе – девочки, в другой – мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками; девочкам надо раздать квадратные флажки, а мальчикам – треугольные. Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключении педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные» . Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.

5. «Цвет и форма»

Цель: учить менять основание группировки предметов в соответствии

со сменой образцов.

Оборудование: плоские карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – 42 элемента.

Ход игры (проводится индивидуально) :

Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии образцы, например красный, синий, желтый круги, т.е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги) , сюда «все такие» (показывает на синие круги) , сюда «все такие» (показывает на желтые круги) . В стороне на столе лежат карточки этих цветов (квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники – всего 18 карточек) . Педагог берет одну из карточек и просит ребенка положить ее «куда надо» , протягивает ребенку. Если он кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» - либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку» .

После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма) . Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выби-

рать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточек с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы» .

В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, увеличи-вают и количество образцов (4-6 одновременно) .

6. «Принеси такие же»

Цель: выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функциональ-ного назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора.

Оборудование: карточки с изображением разных форм разного цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.

Ход игры:

Педагог заранее раскладывает предметы в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три группы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждый группы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку и, возвращается к своей группе, показывает ее им так, чтобы не видела другая группа. Все дети должны принести иг-

рушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый) , и ведущий показывает всем свою карточку.

7. «Разложи картинки в свои конверты»

Цель: группировать предметы по разным свойствам; самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геомет-рическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, средние и маленькие; тре-угольники, овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин) , кар-тинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики.

Ход игры:

Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат) . У сидящего рядом не должны повторяться формы, т.е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат) . На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображе-

нием пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т.д.).

Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствует данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.

8. «Сделаем книжку»

Цель: представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм, учить детей анализировать ситуацию.

Оборудование: листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа.

Ход игры:

Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги, элементы изображения на подносах и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке» . Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве» . После этого педагог спрашивает о чем этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций.

Педагог спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: «Во дворе стояло дерево» . Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка» . Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т.д.

9. «Угадай, о чем я рассказала»

Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зри-тельное восприятие предметов.

Оборудование: игрушки различные по форме, цвету и назначению.

Ход игры:

Дети садятся полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов. Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка отгадана, спрашивает у детей как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет» .

Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающий создать единый образ со словом.

10. «Загадки»

Цель: та же.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз) . Он вызывает ребенка, просит отгадать загадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть» ) . Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает ее детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но не имеющей в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка» ) .

Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится» .

11. «Достань кукле шарик»

Цель: учить анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование: кукла, два шарика, стул.

Ход игры:

Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем педагог просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадывается этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» - жестом указывает на стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находится высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик» .

12. «Достань мишке мячик»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, ис-пользовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование: мишка, мячик, палка.

Ход игры: педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что ребенок не может достать его рукой. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. В конце занятия педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет» .

13. «Достань ключик»

Цель: продолжать анализировать условия для решения практической

задачи, используя вспомогательное средство.

Оборудование: заводная игрушка, ключ, скамейка.

Ход игры:

Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. В конце игры педагог подытоживает действия детей.

14. «Достань машинку»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; учит искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели.

Оборудование: заводная машинка, палка.

Ход игры:

Педагог заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу. Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо его останавливать, пусть он убедится, что ее нельзя достать рукой. Затем педагог говорит: «Давай поищем то, что тебе необходимо» . В конце занятия педагог напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку» .

15. «Звени, колокольчик»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

Оборудование: колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.

Ход игры:

Колокольчик, укрепленный на подставке, устанавливается на видном месте так, чтобы дети не смогло достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на полу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колокольчика к подставке прикреплены две «ложные» веревки. Они несколько длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Задача заключается в том, чтобы он догадался использовать ту веревку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Ребенку дают возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Если он продолжает дергать за «ложную» веревку, педагог говорит: «Слышишь не звенит колокольчик, попробуй за другую веревочку» . В заключении педагог уточняет, с помощью какой веревочки удалось позвонить.

16. «Столкни мяч в корзину»

Цель: та же.

Оборудование: мяч, палка, корзина.

Ход игры:

Ребенок сидит за столом, на противоположном краю стола лежит мяч на таком расстоянии, чтобы ребенок не смог достать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая палка, рядом со столом на полу – длинная. На полу напротив мяча – корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но вставать со стула нельзя. Ребенок должен

догадаться использовать нужную палку для сталкивания мяча. После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание ребенка на свойства предметов-орудий: «Какая палка помогла столкнуть мяч? Почему?» .

17. «Достань тележку»

Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; про-должать использовать метод проб при решении практической задачи.

Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.

Ход игры:

На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с петлей. Через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красочные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если ребенок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и тележка остановится на месте. Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками. Если он вытянет тесьму за один конец, педагог продевает ее в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился в том, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему возможность несколько раз пытаться достичь цели. В конце игры педагог подводит итог, задавая ребенку вопросы.

18. «Достань шарики»

Цель: та же.

Оборудование: банка с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком.

Ход игры:

Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать» . Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более подходящего орудия и обосновали свой выбор.

19. «Достань игрушку»

Цель: учит решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.

Оборудование: заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.

Ход игры:

Педагог предлагает достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок не может достать его. Для этого ему использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы достать ее?» . Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель – освободить стул – снять ящик со строительным материалом. Педагог следит, чтобы ребенок не увлекался игрой строительным материалом.

После выполнения задания он обобщает действия ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку.

20. «Открой коробку»

Цель: та же.

Оборудование: коробка от готовальни, две картинки.

Ход игры (проводится индивидуально) :

Педагог кладет тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда кар-тинку и закрывает коробку, не запирая штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку, достает ее и рассказывает, что на ней изображено. Пока ребенок рассматривает картинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закрывает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой, педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не открывается, попробовать открыть ее открыть разными способами, найти, что мешает.

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.