Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Пионеры — Герои. История пионерии

Пионерское движение - деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах. Имея некоторое сходство с возникшим ранее скаутским движением, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: не было отдельных организаций для мальчиков и девочек, пионерские лагеря и Дворцы пионеров, число которых исчислялось тысячами, финансировались правительством и профсоюзами, отдых и занятия в них были абсолютно бесплатными, миллионными тиражами печатались пионерские газеты и журналы.

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти вождя мирового пролетариата была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

Истоки и зарождение пионерского движения

Пионерское движение возникло как стихийная самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. По месту жительства стали стихийно возникать пионерские отряды, целью которых была взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и влиянием улицы. Тогда ещё не было ни чёткой струтуры организации, ни какой-либо иерархии. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Однако, скаутское движение при новой власти было обречено на уход с исторической сцены, так как в России скаутские структуры зарождались и функционировали как монархические детские организации. Однако, распустив скаутские организации, новая власть, всё же положительно оценила опыт скаутского движения и решила поставить его на службу интересам как партии, так и страны в целом. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Н. К. Крупская и один из идеологов русского скаутизма И. Н. Жуков. Именно Н. К. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», а И. Н. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской. Деятели скаутского движения, принявшие советскую власть и начавшие работу с пионерами, отказались от буржуазных с точки зрения новой власти принципов скаутинга, но оставили в пионерской организации всё самое позитивное с их точки зрения, что было в скаутском движении. В пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Таким образом, в первое время после смены в России общественной формации скаутское движение трансформировалось в пионерское, сохранив свою организационную форму, но поменяв своё идеологическое содержание и став подконтрольным высшим партийным и космомольским органам. Позже, всё дальше отходя от колыбели скаутинга, пионерская организация обогатилась своей историей, своими традициями и характерными только для неё чертами.

Структура пионерской организации

Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина. Пионерские дружины создавались в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В пионерских дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создавались пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В школе отряд объединял пионеров, обучающихся, как правило, в одном классе. В детских домах и пионерских лагерях, по месту жительства могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делился на звенья.

Руководство Всесоюзной пионерской организацией

Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола. Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учреждения. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.

Пионерское самоуправление

Высший орган дружины, отряда, звена - пионерский сбор. Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда - совет отряда, сбор звена - звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали Председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлся пионерский слет, который проводился раз в 5 лет, а краевые, областные, окружные, городские и районные - один раз в 2-3 года. Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представите- лей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.

Порядок приема в пионерскую организацию

В пионерскую организацию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делится на отряды), действующих в общеобразовательной школе и школе-интернате. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке дает Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

Торжественное обещание пионера Советского Союза

Последняя редакция (1986 год):

«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».

Торжественный приём в пионеры

Тексты предыдущих редакций торжественного обещания

Обещание 1922 года

Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться

Обещание 1923 года

Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1). Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

2). Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Обещание 1924 года

Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы ИЛЬИЧА, законы и обычаи юных пионеров.

Законы пионеров Советского Союза

  • Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать ее защитником.
  • Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
  • Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят.
  • Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет ее авторитет.
  • Пионер - надежный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести.
  • Пионер имеет право: избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления; обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин, в печати работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО имени В. И. Ленина; просить рекомендацию совета дружины для вступления в ряды ВЛКСМ.

Девиз пионеров

Объявленная цель пионерской организации: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - следует ответ: «Всегда готов!»

Пионерский значок

Пионерская символика

  • Пионерский галстук
  • Пионерский значок

Пионерская атрибутика

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

Повязывание пионерского галстука при приёме в пионеры

Пионерская форма

В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя:

  • красные пилотки, пионерские галстуки и значки;
  • у мальчиков - белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;
  • у девочек - белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;
  • в регионах с жарким климатом туфли заменялись босоножками, а брюки могли быть заменены шортами, если это не противоречило духу проводимого мероприятия и национальным традициям республики;
  • у знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками.

Пионерские издания

ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомы, обкомы комсомола, Центральный, Республиканские, краевые и областные советы пионерских организаций издавали пионерские газеты и журналы и необходимую для детей литературу, в том числе газету «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфире звучали позывные радиогазеты «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед демонстрацией фильма показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».

Пионерская практика

  • Сбор макулатуры
  • Сбор металлолома
  • Помощь пенсионерам (тимуровское движение)
  • Игра «Зарница»
  • Пионербол
  • Занятия в спортивных кружках и секциях

Пионерские лагеря

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн. детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

Страны, в которых существовали пионерские организации

  • НРБ - Димитровская пионерская организация «Септемврийче» (1944)
  • ВНР - Союз венгерских пионеров (1946)
  • ГДР - Пионерская организация имени Эрнста Тельмана(1948)
  • ДРВ - Пионерская организация имени Хо Ши Мина (1941).
  • КНДР - «Сонёндан» (1946)
  • КНР - Пионерская организация Китая (13 октября 1949)
  • МНР - Пионерская организация имени Сухэ-Батора (1925)
  • Куба - Союз пионеров Кубы (1964)
  • ПНР - Союз польских харцеров (1950-1956)
  • СРР - Пионерская организация СРР (1944)
  • СССР - Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина (1922)
  • СФРЮ - Пионерская организация имени Иосифа Брос-Тито (1942)
  • ЧССР - Пионерская организация Социалистического союза молодёжи ЧССР (1945)
  • Австрия - «Молодая гвардия» (1946)
  • Бельгия - Союз пионеров Бельгии (1945)
  • Великобритания - Woodcraft Folk
  • Гвинея - Пионерская организация Гвинейской Республики
  • АРЕ - «Авангард насеровцев»
  • Западный Берлин - Пионерская организация Союза свободной немецкой молодёжи Западного Берлина (1967)
  • Нидерланды - Uilenspiegelclub (1953-1964)
  • Колумбия - Пионерская организация имени Хосе Антонио Галана
  • Конго - «Пионеры Народной Республики Конго»
  • Норвегия - «Юные пионеры» (1952)
  • Сенегал - «Пионеры Сенегала»
  • Финляндия - Демократический союз пионеров Финляндии (1945)
  • Франция - «Пионеры Франции» (1945)
  • Швейцария - «Бегущие вперёд» (1961)

Страны, в которых существуют пионерские организации

  • Венесуэла
  • Вьетнам - Пионерская организация имени Хо Ши Мина (1941)
  • КНДР - «Сонёндан» (1946)
  • КНР - Пионерская организация Китая (13 октября 1949) - 130 миллионов пионеров
  • Куба - Пионерская организация имени Хосе Марти (1964)
  • Молдавия: Пионерское движение в Молдавии было восстановлено в 1997-1998 годах. В рядах пионеров Молдавии на 2005 год состояло более 6000 детей. Самые крупные отряды пионерской организации действуют в городах Бельцы, Комрат, Кагул, Криуляны, Унгены, Единцы.
  • Россия - Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО), создан в 1990 г. (зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 г.), правопреемник Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Также в России действуют множество чисто пионерских организаций, так в Москве это МГПО (Московская городская пионерская организация), воссозданая как самостоятельная детская общественная организация 16 марта 1992 года (регистрационное свидетельство после перерегистрации № 12434 от 2 сентября 1999 года). Имеет небольшую страничку на list.mail.ru и развивающийся форум, призванный объединить действующих и бывших пионеров Москвы.

Детские пионерские речевки для лагеря, школы, вожатых и игр.

Девиз Тот, кто с нами хочет плыть, Ловким, смелым должен быть! Сидели два медведя Сидели два медведя - Сидели два медведя На тоненьком суку - На тоненьком суку Один сидел как следует - Один сидел как следует Другой кричал "ку-ку" - Другой кричал "ку-ку" Раз ку-ку - Раз ку-ку Два ку-ку - Два ку-ку Оба шлёпнулись в муку - Оба шлёпнулись в муку Рот в муке - Рот в муке Нос в муке - Нос в муке Оба в кислом молоке - Оба в кислом молоке Спасибо нам Спасибо нам, что мы поели, А приготовить может каждый! Речевка Ведущий: Раз, два! Все: Три, четыре! Ведущий: Раз, два! Все: Три, четыре! Ведущий: Кто идет? Все: Отряд здоровых смелых и веселых задорных друзей. Ведущий: Раз, два! Все: Три, четыре! Ведущий: Тверже ногу. Все: Четче шаг. Юных ленинцев отряд! Ведущий: Мы здоровье сохраним, Мы здоровьем дорожим. И даем мы всем рецепты, Все: Как здоровье сохранить, Чтобы бодрым и веселым Нам до старости прожить. Спасибо нашим поварам Спасибо нашим поварам, Что классный ужин дали нам. Спасибо Богу за хлеб, А поварам за обед. Олень имеет рога Олень имеет рога Ну а мы едим рогу. Слава Богу, за ноги, А поварам за еду. У меня есть паровозик ведущий дети У меня есть паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Он меня по рельсам возит - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ У него труба и печка - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ И волшебное колечко - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы отправимся с вокзала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ У него четыре зала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы поедем до Парижа - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ А быть может и поближе - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Тут пошёл весенний дождик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ И застрял наш паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы стоим в огромной луже - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Тут уж нам не до Парижу - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы готовы, как всегда Мы готовы, как всегда, Победить вас без труда. Эй, лихая детвора Эй, лихая детвора, Собираться нам пора. Бим - бом! Та - ра - ра! Никогда не скучно нам. Солнце светит ярко - ярко, Нам от солнца жарко - жарко! Лето, воздух и вода - Наши лучшие друзья! Кто готовит нам? Кто готовит нам? Повара! Кто так любит нас? Повара! Что же скажем поварам? Скажем им: "Спасибо Вам!" Смолоду закалишься Смолоду закалишься - На весь век сгодишься. Устали мы очень Устали мы очень, Но сели за стол, Увидели борщ И забыли про все! Кто делает зарядку Кто делает зарядку - растет богатырем. Пряники теперь мы ели Пряники теперь мы ели, Чтобы ночью не храпели. Благодарим Бога за Вас Благодарим Бога за Вас, За то что накормили нас! Победили вас опять Победили вас опять, Раз, два, три, четыре, пять. Макароны, макароны Макароны, макароны Мы так долго ждали вас, Вы пришли и мы готовы Поприветствовать всех вас. Чтобы день твой был в порядке Чтобы день твой был в порядке, Начни его с зарядки. Спасибо Богу за хлеб Спасибо Богу за хлеб, А поварам за обед. Мы проголодались страшно Мы проголодались страшно, Что поесть уже не важно. Мы съедаем все подряд. Вот такой у нас народ.

Пионерские страшилки - вспомни молодость

После отбоя в пионерских лагерях мало кто сразу укладывался. Пионеры дрались подушками, прыгали по кроватям, устраивали королевскую ночь, в общем, делали все, что угодно, лишь бы не спать. Когда детские организмы уставали, но сон все никак не приходил, ребята начинали рассказывать страшные истории. Именно в такие летние ночи в палатах можно было услышать душераздирающие истории про гроб на колесиках, стеклянные глаза, красное печенье и другие ужасы. Все это народное творчество заставляло ребят дрожать от страха, но никто не признавался, что им страшно. Позднее писатель Эдуард Успенский собрал такие истории в книге «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».

Красный галстук

Один мальчик долго не хотел вступать в пионеры. Потому что не считал себя достойным. Или у него настроения не было. Или ещё какая причина. В общем, не хотел. Но вот его уговорили и приняли таки на линейке в местах боевой и трудовой славы, и торжественно повязали красный галстук. Ну, мальчик пришёл довольный домой, захотел переодеться в пижаму, а галстук-то и не развязывается, а, наоборот, затягивается всё туже и туже и мальчика за шею душит. Мальчик посинел весь, хрипит, ничего поделать не может. Тогда мальчика папа подскочил и ножницами галстук тот красный порезал! И полилась тут из него черная кровь, и сгорел он синим пламенем, а мальчик потом долго дёргал головой и не вступил ни в комсомол, ни в партию коммунистов.

Черный противогаз

В одной школе на уроки НВП военрук всегда приходил в чёрном противогазе. И никто никогда не видел его лица. И вот однажды он пришёл и говорит: «Дети, сегодня изучаем защиту от ОМП. Наденьте противогазы». Дети и надели, куда ж денешься. Тут военрук снова спрашивает: «А знаете, зачем вы их надели?» Дети посинели все, хрипят - ничего поделать не могут! в противогазах потому что. А военрук захохотал, противогаз с головы снял, дети смотрят - а там не голова, а мёртвый череп, зубы наружу, вместо глаз - дырки. Тут военрук заплакал зелёными слезами и упал и умер. Тогда дети не растерялись, стали быстро-быстро противогазы снимать, а они и не снимаются, к головам прилипли, и дети все задохнулись насмерть. И теперь в той школе НВП отменили и ввели Закон Божий и факультатив по маркетингу.

В серии номеров журнала Пионер за 90-й годы, была опубликованна "страшная повесть для бесстрашных школьников" Эдуарда Успенского «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы». Помню как мурашки бежали по спине, когда, будучи 11-и летним подростком я читал эти страшные истории.

В те годы, пионерские лагеря породили свой фольклор и Успенский, решил на его основе создать данное произведение. В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», он попросил школьников присылать известные им страшные истории. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу данной повести. Интересно что нечистая сила, как правило, обладала своим цветов, в основном красным.

Повесть начинается довольно жутко.

"Однажды в конце июля в пионерском лагере под Голицыном нашли задушенного мальчика. Он лег спать, как и все другие ребята, в палате на двадцать два человека. Но утром не проснулся, не побежал на зарядку, как все, а остался лежать в своей кровати в углу, тихенький и дохленький."

Молодой милиционер практикант Виктор Рахманин начинает расследование загадочных убийств. При этом ему приходится собрать множество страшных детских и недетских историй о потусторонних силах. Он встречается со «свидетелями» этих происшествий, командируется по разным городам, обследует загадочные места - кладбища, особняки.

Некоторые из историй, добытых Рахманиным

Про Красное пятно

"Издавна дурной славой пользуется старое Никольское кладбище в нашем городе. Еще в старых летописях сообщалось, что иногда с кладбища доносятся страшные крики, и там мечутся красные огни.

Недавно семья Крючковых получила новую квартиру в Никольской слободе. В старом доме, в доме, перенесшем капитальный ремонт.

Семья Крючковых состояла из мужа и жены - рабочих Большехима. Причем муж был начальником участка микропленки. Это была обычная трудовая семья, каких тысячи в нашем городе. Они стояли в очереди на жилье много лет, а до этого жили в обычном коммунальном бараке. У них были девочка Люся и сын Вася десяти лет.

Когда семья переехала в новое жилище, Наталья Николаевна - жена семьи Крючковых - первая обратила внимание на большое красное пятно на стене.

Смотри! - сказал она мужу.

Подумаешь,ответил он,строители бутылку вина пролили.

Но однажды утром через несколько дней Николая Николаевича нашли на кровати убитым. Он был мертв и чрезвычайно бледен. А пятно на стене стало еще ярче.

Многие утверждали, что он пил каждый день неизвестно что, и это свело его в могилу. Но чего не скажут злые языки про человека, который работает на большом химическом предприятии и имеет доступ к спирту.

Девочка Люся рассказывала, что видела, как ночью из красного пятна высунулась рука и долго думала, кого бы задушить. Потом напала на главу семьи.

Через некоторое время та же судьба постигла мать двух сирот. Сын Вася говорил соседям:

Мама и папа часто пили по вечерам и шатались. Однажды ночью из красного пятна высунулась красная рука и стала трясти маму. Наутро она умерла. Я очень боюсь красного пятна.

Пятно, по утверждению соседей, с этого дня стало еще ярче.

Через некоторое время это пятно перекочевало в квартиру следственного работника Василенко, который проводил осмотр квартиры Крючковых. А еще через некоторое время он тоже трагически погиб в своей постели. После его гибели пятно исчезло. Соседи утверждали, что видели красную руку, вылетавшую из его окна."

Про Зеленые глаза

"Ребята долго молчали. Вдруг один мальчик, черный, стриженый, примерно четвертого класса, спросил:

А знает ли московская милиция про Зеленые Глаза?

Чего? - оторопел Рахманин.

Про Зеленые Глаза?

Да,сказал другой мальчик.И про Зеленый Пистолет.

Рахманин честно признался, что московская милиция ничего про Зеленые Глаза не знает.

Расскажите мне, и я обрадую московскую милицию.

А вы не боитесь? - спросил четвероклассник.

Пока нет,ответил Рахманин.

Мальчик стал рассказывать.

В одном городе жила девочка. У нее была бабушка. Когда бабушка умирала, она сказала девочке: «Не включайте старую зеленую пластинку». Она

закрыла глаза и умерла, и ее похоронили. Мама тоже говорила девочке: «Смотри, не включай зеленую пластинку». А девочке нетерпелось, и она все-таки включила пластинку, когда дома никого не было. И страшный голос запел:

«Бегут, бегут по стенке Зеленые Глаза...

Сейчас девочку задушат,

Да, да, да...»

Девочка услышала звонок в дверь и выключила пластинку. В квартиру вошла мать девочки. У матери не было одной руки. На следующий день девочка снова поставила пластинку, и ее мама вошла без двух рук.

Ничего себе! - сказал Рахманин. Освенцим какой-то!

А мальчик продолжал:

Потом мама пришла без одной ноги. А затем и без двух ног. Когда она пришла последний раз, то она сказала: «Ты меня погубила, и сама тоже погибнешь. Не ставь пластинку». Но девочка не послушала мать и снова завела пластинку. Не успела пластинка пропеть несколько слов, как раздался звонок в дверь. Девочка заглянула в глазок, но никого не увидела. Девочка все же открыла дверь, прямо перед ней стояли огромные от пола до потолка Зеленые Глаза. Они сказали: «Ты не послушала мать и погибнешь сама». И Глаза задушили девочку..."

История про Хозяина Кладбища

"«Возле одного английского кладбища стояла гостиница. В ней никто не жил. Однажды в Англию приехали два француза туриста. Они не верили ни в какие ужасы и, узнав о гостинице на кладбище, пошли туда жить. Ночью, открывая окно, чтобы зашел свежий воздух, они увидели, что в проходах между могил светятся два красных огонька. Видно было, что этим глазам надоело среди могил, и они хотят напасть на комнату. Французы схватили револьверы... Послышалось хлопанье крыльев... Они стали стрелять... Позвали полицию. Существо убежало. А утром увидели... что мальчишки во дворе стоят около чудовища с крыльями и палками толкают его возле глаз, которые еще светятся... Отдали Хозяина Кладбища на исследование. После исследования им ответили, что чудовище сбежало от генетиков 29 лет назад. Что это очень опасное животное... Клетку человека скрестили с клеткой летучей мыши и оставили в благоприятных условиях. Генетики совсем забыли про клетки, как из ящика, где они лежали, вылетело чудовище, схватило в зубы первого попавшегося человека... (»Очевидно, генетика»,подумал про себя Рахманин)... разбило окно и улетело. И поселилось на кладбище, потому что там спокойно... Но остались другие чудовища, его братья, и они мстят людям, которые с ними борются.

Записал историю Берекет Дима, 6-й класс."

История про Человека с Синими Зубами.

«В одном городе жила-была одна девушка. Она была очень красивая. У нее умерла мать и осталась только бабушка. Однажды девушка пошла на танцы. Бабушка ей сказала: „Если тебя будет приглашать мужчина с синими зубами, не танцуй с ним". Она пришла на танцы, танцевала с разными мужчинами, а потом ее пригласил мужчина с синими зубами. Девушка пошла с ним танцевать. Танцы кончились, и мужчина сказал, что он проводит ее до дома. Они сели в машину и поехали. А у этой девушки был один знакомый с мотоциклом. Он все время ехал сзади. Машина Человека с Синими Зубами шла уже со скоростью сто пятьдесят километров в час. Знакомый еле успевал за ними. Девушке было очень страшно. Вот они выехали за город на шоссе. И стали ехать совсем быстро. И тогда из окна машины Человека с Синими Зубами вылетела Черная Простыня и полетела к мотоциклисту. Она стала его душить. Он стал с ней бороться, потерял управление, вылетел в кювет и разбился. А эту девушку никто больше не видел».

Основные потусторонние персонажи повести:

Красная Рука, Черная простыня, Зеленые пальцы, Гроб на Колесиках, Хозяин кладбища, Красное печенье, Желтый глаз, Зеленый череп, Красное пятно, Зеленые глаза, Женщина с Красным Лицом и в красных перчатках, Черный Тюльпан, Человек с синими зубами

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

Секция: Культурное наследие

Тема: «Из жизни пионеров. Факты и события».

Научный руководитель: Юрченко Галина Ивановна,

учитель начальных классов, МОУ «Новосадовская СОШ»

Место выполнения работы: посёлок Новосадовый, МОУ «Новосадовская СОШ»

2016

Оглавление

1.Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Цель, задачи. Актуальность.

2. Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6

3.Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Приложение 1 Поиски информации

Приложение 2. Из архива Юрченко Г.И. Из жизни пионеров.

Приложение 3. Из архива Бредихиной М.В. Из жизни пионеров.

5.Список источников и использованной литературы. . . . . . . . . . . . . 10

Мы учимся в 3 классе. Все ученики начальных классов нашей школы являются членами детской организации «Спектр". Однажды на линейке, которая проходит каждую неделю, где мы обсуждаем школьную жизнь, старшая вожатая Бирюкова Елена Вячеславна дала нашему классу задание: собрать материал о ветеране пионерского движения Юрченко Г.И., нашего классного руководителя

Нас, юных исследователей заинтересовали вопросы: «Что обозначает слово «пионер»? Кто может стать пионером? Чем занимаются пионеры?

Мы решили спросить не только своего учителя, но и своих родителей. Были ли они пионерами, когда учились в школе? Какие интересные факты и события пионерской жизни они помнят?

Этот вопрос мы задали и родителям, и учителям, и работникам нашей школы (людям старшего поколения).

Так появилась наша исследовательская работа.

Тема нашего исследования - «Из жизни пионеров. Факты и события».

Цель исследования: познакомиться с некоторыми фактами и событиями из жизни бывших пионеров.

Задачи

Провести опрос о пионерах у родителей, учителей;

    изучить литературу и источники с информацией по теме;

    собрать интересные факты из жизни пионеров;

Сделать выводы по теме исследования.

Актуальность темы: пионерская организация - важный этап в истории нашего государства. Современное поколение должно знать историю своей страны.

Гипотеза: большинство наших близких и знакомых старшего поколения отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация, наподобие пионерской» была бы нужна и сейчас.

Обратившись к словарю Ожегова, мы узнали, что слово «пионер» - многозначное:

      1. Человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности. (книжн.).

        Человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры;

3)Член детской организации в СССР и ряда детских организаций в некоторых других странах

Начались поиски литературы, документов, фотографий, атрибутов пионерской организации и пионеров. Поиски проводили в архиве нашего школьного музея, попросили родителей и классного руководителя принести свои фотографии тех лет. Мы опросили своих родителей, бабушек, дедушек, учителей и работников школы о событиях того времени, когда они были пионерами.

Наша учительница Галина Ивановна рассказала нам о том, что в се учащиеся , кто учился в школе в младших классах, назывались октябрятами, потом их принимали в пионеры, а старшеклассники становились комсомольцами. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - массовая детская коммунистическая организация в СССР, образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии.

Ребята вступали в пионерскую организацию добровольно. О своем желании стать пионером каждый говорил старшему пионерскому вожатому. Октябрята на сборе октябрятской группы обсуждали, кто достоин стать пионером. Это очень важный и серьезный разговор о дружбе и товариществе, верности своему слову, учебе и дисциплине каждого. Все желающие вступить в пионерскую организацию приглашались на общий сбор пионерского отряда. Пионеры поднимали руку, голосуя за прием каждого вступающего. Он считается принятым, если за него проголосовало большинство пионеров. После этого на торжественных пионерских линейках перед Красным знаменем дружины каждый вступивший в пионерскую организацию произносил слова Торжественного обещания.

«Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза». Это особенные минуты были в жизни ребят. Коммунисты и комсомольцы, старшие пионеры повязывали красный галстук и прикалывали пионерский значок. Впервые на призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»- нужно ответить: «Всегда готов!» - и поднять руку в пионерском салюте.

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 10 до 14 лет. Вступление в пионеры было радостным событием. Менялся статус ученика: он считал себя взрослым, ответственным за свои поступки и дела. Звание пионера ко многому обязыв ало. После вступления в пионеры в классе создавался пионерский отряд, ребята выбирали отряду имя пионера героя , н а которого хотели быть похожими.

Имя отряду, как рассказала нам Галина Ивановна, присваивалось не просто так, его нужно было заслужить, поэтому проводилась большая работа. Так, Матюхина Валентина Семеновна, ныне учитель русского языка и литературы нашей школы, а ранее старшая вожатая в нашей школе вспоминает: В начале учебного года в 3 классе, когда пионерскому отряду должны были присвоить имя героя, ребята собирали материал о его подвиге, начинали оформлять альбом. Валентина Семеновна рассказала, что у каждого отряда был свой девиз, речевка, в классной комнате оформлялся пионерский уголок.

Мы прочитали про пионеров – героев, именами которых были названы пионерские отряды и дружины. Это Валя Котик, Володя Дубинин, Марат Казей, Зоя Портнова, Леня Голиков, Витя Коробков.

Так же мы узнали от Чаплиной Людмилы Ивановны, которая тоже была старшей вожатой в нашей школе, а сейчас учитель русского языка и литературы, что коллективным органом пионерского самоуправления, который организовывал работу пионеров, был Совет Дружины. Выбирали в Совет инициативных ребят, которые сами умеют придумывать что-то интересное. Один умел привлечь всех спортом, другой- неизменный затейник интересных игр. В день рождения отряда пионерам торжественно вручаются отрядный флаг, горн и барабан. Отряд выбирает отрядную пионерскую песню и речевку. Он ведет пионерскую летопись-дневник отрядных дел.

Пионерский отряд действовал постоянно: в будни, в праздники, в дни каникул. Совет отряда или дружины, пионерский вожатый давали поручения пионерам, учитывая их интересы, желания и умения. Кем бы ни выбрал тебя отряд - председателем совета отряда, звеньевым, вожатым октябрят, редактором стенгазеты, кем бы ни назначил - командиром тимуровской команды, физоргом, экскурсоводом школьного музея, за выполнение своего поручения ты отвечаешь перед всем отрядом.

А вот, что нам рассказали наши родители и работники школы.

Гузнародова Зинаида Александровна(бабушка Косарева Степана)

«В школу ходили в пионерских галстуках всегда. Если был праздник, форма была парадная, с белым фартуком. Галстук аккуратно завязан под воротничком платья. Если забывали его дома, в школу было идти страшно – дисциплина у пионеров была строгая.

Людмила Васильевна Люлина, учитель начальных классов, а в школьные годы пионерка Новосадовской школы, вспоминала: Пионеры - тимуровцы помогали пенсионерам: носили дрова, уголь, пололи сорняки в огородах, поливали грядки - выполняли любую другую посильную работу. Это воспитывало в детях трудолюбие, желание помочь другому человеку.

Мама Телышевой Дарины рассказывал а также о то м, что хорошо успевающие ребята всегда помогали отстающим в учебе. «Ни одного отстающего рядом» - это закон, по которому жил пионерский отряд.

А вот что нам рассказала мама Бредихиной Владиславы.

Бредихина Марина Вячеславна (в девичестве Чалушкина) училась в Суджанской средней школе №2, Суджанского района Курской области и была пионеркой с 1981 года.

«Как повяжешь галстук, береги его.

Он ведь с нашим знаменем цвета одного.

А под этим знаменем в бой идут бойцы.

За отчизну бьются братья и отцы.

Этот наказ давали старшие товарищи, когда принимали нас в ряды пионерской организации школы и повязывали на шею красный галстук – символ пионерии того времени. В торжественной обстановке мы давали клятву пионеров. Сколько гордости было, когда у тебя на шее красовался алый галстук – частичка красного знамени, с которым шли в бой за Родину наши солдаты.

Быть пионером было очень почетно, ведь ими становились самые достойные ребята. Сразу хотелось жить по-новому, быть полезным и нужным человеком.

Пионер – значит первый везде и во всем!

Мы жили очень интересной, веселой жизнью, полной увлекательных идей. Наша пионерская дружина носила имя нашего земляка Василия Волкова, героя СССР, погибшего во время Великой Отечественной войны.

Пионерская дружина школы организовывала свою работу по пяти направлениям:

    Пионеры – Родине.

Ребята помогали колхозам и совхозам области собирать урожай лука, яблок и сахарной свеклы. В свободное время собирали макулатуру и металлолом, чтобы дать новую жизнь бумаге, машинам и станкам, одним словом, учились бережливо относиться к богатствам своей Родины.

    Пионеры – друзья прекрасного.

Ходили в походы, там учились беречь природу. Организовывали экскурсии в музеи, где изучали историю родного края и нашей великой Родины.

    Пионеры – сильные, смелые, ловкие.

Ребята с удовольствием участвовали в спортивных соревнованиях, между пионерскими отрядами своей школы и дружинами соседних школ города, проводили военные Зарницы.

    Пионеры – герои.

На этом этапе ребята изучали биографию юных пионеров, которые во времена Великой Отечественной войны совершали подвиги в борьбе за свободу нашей Родины. Мы очень хотели быть похожими на этих юных пионеров – героев, ведь они были наши ровесники.

    Пионеры – патриоты интернационалисты.

В нашей школе проводилась огромная работа по патриотическому воспитанию детей. Силами педагогов и старшеклассников был организован клуб «Патриот», где ребята вели поисковую работу по погибшим воинам, организовывали встречи ветеранов ВОВ участников Курской битвы (180 танковой бригады и 111 Краснознаменного полка, освобождавших наш город Суджа от немецко-фашистских захватчиков). Мечта каждого пионера нашей школы быть членом клуба «Патриот» и огромная честь хотя бы один раз провести экскурсию по школьному музею боевой славы.

А еще каждое лето мы ездили в пионерский лагерь; где мы учились дружить, где каждый мог раскрыть свой талант и где другие ребята и пионерские вожатые помогали каждому из нас поверить в себя»

Директор нашей школы Чаплина Тамара Алексеевна, а раньше ученица этой школы, рассказала, что самые лучшие пионеры награждались путевками в пионерские лагеря Всесоюзного значения – в «Артек» и «Орленок». За отличную учебу и активную работу в пионерской организации школы Тамара Алексеевна побывала в «Артеке», где отдыхали ребята со всего мира.

Заключение:

Мы считаем, что каждый человек должен знать историю своей страны. А детское пионерское движение – это одна из страниц истории России в ХХ веке.

Нам было очень интересно узнать, как жили, чем занимались наши ровесники в прошлом веке. Мы узнали, кто такие пионеры, почему их так называли, кого и когда принимали в пионеры, познакомились с законами пионеров. При написании работы познакомились с интересными людьми своего поселка. Так же мы узнали, что пионерское движение в СССР было организовано по заказу государства, государство стремилось воспитывать своих граждан с раннего детства. И пионеры в годы ВОВ показали, как они любят свою Родину, как они преданы ей.

Законы пионеров нам тоже понравились и мы считаем, что некоторые из них мы тоже можем выполнять. Вот, например: «Быть преданным своей Родине», «Стремиться быть лучшим в учёбе, труде и спорте», «Быть честным и верным товарищем», «Быть товарищем и вожатым младших школьников».

Мы провели опрос учителей нашей школы. На вопрос:- Нравилась вам пионерская организация? - все отвечали:- Да. Было очень интересно, потому что много интересных дел проводилось, это и сбор металлолома, макулатуры, шефская помощь октябрятам, тимуровское движение, походы, поездки в пионерские лагеря. И кого из взрослых не спроси, все с грустью говорили, что современные дети не могут знать, что такое быть пионером.

А мы узнали, что пионером быть очень почетно и интересно.

Приложение 1

Приложение 2 Из архива Юрченко Г.И. Из жизни пионеров.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Всесоюзная_пионерская_организация_имени_В._И._Ленина

Информанты:

    Юрченко Галина Ивановна – учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Люлина Людмила Васильевна- учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Матюхина Валентина Семеновна- учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Чаплина Людмила Ивановна- учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Чаплина Тамара Алексеевна-директор МОУ « Новосадовская СОШ»

    Телышева Марина Вячеславна - родитель

    Бредихина Марина Вячеславна – родитель

    Гузнародова Зинаида Александровна-родитель


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК И ПОЛИТОЛОГИИ

РЕФЕРАТ
На тему: «История пионерского движения в СССР»

Выполнил студент Ханина А.Е.
гр. 241-ОРМ
Проверил доц. Червякова А.А.

г. Ростов-на-Дону
2011 г.
Содержание
Введение

    История возникновение пионерского движения


    Пионерия и культура
    Пионеры в сталинскую эпоху
Заключение
Список литературы

Введение
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Происходит от скаутского движения, однако отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и Советскому государству.

    История возникновения пионерского движения
Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Так, если Московский отряд В. А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрограде, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» - следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества «Русский скаут»), призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом. Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты - скауты») прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма.
Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.
Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2 февраля 1922 года бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валериан Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала (в Замоскворечье). Отряд, названный по-скаутски «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук». Одновременно, 13 февраля, другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта последняя группа обычно считается первым пионерским отрядом. При той же типографии Стремяков в апреле начал издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионерская правда». 2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ. Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 - бывшие скаутмастеры.
На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14).
В октябре, 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
    Структура пионерской организации
Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. (под названием «форпостов» и «баз»); они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически - в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей). В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс - отряд, школа - дружина). Она приняла такие размеры, что ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 осудило «попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, а также извращения, пропагандирующие передачу воспитательных функций школы пионерскому движению». Однако заметных практических результатов это постановление не имело.
В своем классическом виде, Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически, же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины - учеников одной школы.
В 80-х годах структура организации претерпела некоторые изменения - между пионерами и комсольцами было создано новое звено - старшие пионеры (фактически пионеры перед вступлением в комсомол). Внешним отличием было ношение значка, сочетающего элементы комсомольского и пионерского. Теоретически, старшие пионеры должны были продолжать ношение красного галстука, однако многие старались носить «взрослые» галстуки.
Руководство организацией
Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола.
Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учреждения. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.
Высший орган дружины, отряда, звена - пионерский сбор. Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда - совет отряда, сбор звена - звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты, которые проводились раз в 5 лет (всесоюзные и республиканские) или один раз в 2-3 года (краевые, областные, окружные, городские и районные). Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.
    Атрибутика пионерского движения
Порядок приёма в пионерскую организацию
В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально прием осуществлялся на добровольной основе. Приём производился индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делилась на отряды), действовавших в общеобразовательной школе и школе-интернате. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.
Торжественное обещание пионера
Последняя редакция (1986 год):
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
Примечание: Обещание 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.
Законы пионеров
Последняя редакция (1986 год)
Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер - надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.
Пионер имеет право: избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления; обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин, в печати работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО имени В. И. Ленина; просить рекомендацию совета дружины для вступления в ряды ВЛКСМ.
Объявленная цель пионерской организации: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - следует ответ: «Всегда готов!»
Гимн пионерии
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым:

Мы Пионеры - дети рабочих!
Близится эра светлых годов,

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за Комсомолом,
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
Мы поднимаем красное знамя,
Дети рабочих - смело за нами!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры - дети рабочих!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!
Пионерская символика
Пионерский галстук
Пионерский значок
Пионерская дружина. Знаменосец, почётный караул, барабанщики. Марка СССР.
Пионерская форма
В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя:
красные пилотки, пионерские галстуки и значки;
у мальчиков - форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;
у девочек - тоже форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами или просто белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;
в регионах с жарким климатом туфли заменялись босоножками, а брюки могли быть заменены шортами, если это не противоречило духу проводимого мероприятия и национальным традициям республики;
у знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками.
на парадной рубашке на левом рукаве над знаком пионерской организации находилась шлёвка (матерчатая полоска), на которой крепились знаки различия пионерской организации - пластиковые красные звёздочки с ушком для пришивания.
    Пионерия и культура
Пионерские издания
ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ союзных республик, крайкомы, обкомы комсомола, Центральный, Республиканские, краевые и областные советы пионерских организаций издавали пионерские газеты и журналы и необходимую для детей литературу, в том числе газету «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфире звучали позывные радиогазеты «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед демонстрацией фильма показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».
Фильмы с участием Пионеров
Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
Гостья из будущего
Приключения Электроника
Москва - Кассиопея
Чудак из пятого «Б»
Рядом с тобой, 1976 г
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
Бронзовая птица (фильм)
Пассажир с «Экватора»
Старик Хоттабыч (фильм)
    Пионеры в сталинскую эпоху
В сталинскую эпоху имелись случаи привлечения пионеров в борьбе с антисоветскими элементами. Такая борьба пропагандировалась как гражданский долг пионера. По утверждению писателя-эмигранта из США Ю. Дружникова, пионеров призывали сообщать о лицах, нарушающих нормы коммунистического общежития. В частности, такого рода сообщение пионерки Оли Балыкиной опубликовала «Пионерская правда» 16 марта 1934 г. Он занимал почти целую газетную страницу и начинался так: «В Спасск. В ОГПУ. Довожу до сведения органов ОГПУ, что в деревне Отрада творятся безобразия…». Далее пионерка подробно перечисляла всех, кто, с её точки зрения, нарушал что-либо, включая её собственного отца. Письмо заканчивалось так: «Я вывожу всех на свежую воду. Дальше пускай высшая власть делает с ними, что хочет».
Образцом пионера был провозглашён Павлик Морозов, который, согласно официальной версии, донёс властям на своего отца (бросившего мать Павлика), помогавшего «кулакам», и выступил против него в суде, после чего следил за кулаками, укрывавшими хлеб, и доносил на них; за это он был ими убит. «Павел Морозов не один, таких, как он, легионы. Они разоблачают зажимщиков хлеба, расхитителей общественной собственности, они, если это нужно, приводят на скамью подсудимых своих отцов…» - писала газета «Тавдинский рабочий». Организовывались специальные «пионерские дозоры», призванные следить за всеми «непорядками». «Пионерская правда» сообщала о следующих «подвигах» юных пионеров: Коля Юрьев увидел в пшенице девочку, которая собирала колоски, и схватил её. Проня Колыбин смело разоблачил свою мать, которая пошла в поле собрать опавшие зерна, чтобы накормить его самого. Мать отправили в лагерь, сына - отдыхать в Артек. Митя Гордиенко несколько раз ловил в поле голодных колхозников, собиравших колоски. Выступая свидетелем в суде, он говорил: «Разоблачив воров колхозного хлеба, я даю обязательство организовать на охрану урожая тридцать ребят нашей коммуны и быть руководителем этого пионерского отряда…» После одного из доносов Мити на двоих взрослых муж был приговорен к расстрелу, а жена к десяти годам лишения свободы со строгой изоляцией. Митя за это был награждён золотыми часами, пионерским костюмом, сапогами и годовой подпиской на местную газету «Ленинские внучата».
Доносы писались как непосредственно в «органы», так и в «Пионерскую правду», которая затем передавала их «по принадлежности». Ею был введен институт детских корреспондентов - «деткоров» (по аналогии с «рабкорами» и «селькорами»), публиковавших в газете свои доносы анонимно или под псевдонимом (например «Зоркий глаз»). Один деткор, например, сообщил в газету, что директор его школы дал на уроке детям задачу: «Всего в селе было 15 лошадей. А когда люди вступили в колхоз, 13 лошадей сдохли. Сколько осталось?» Директор как классовый враг был привлечен «к суровой ответственности». С введением в 1932 г. паспортной системы «Пионерская правда» даже выступила с инициативой поручать пионерам проверку паспортов, однако партийное руководство её не поддержало. «Юные дозорники» обменивались опытом и устраивали свои слеты; самые активные награждались путёвками в Артек.
Пионеры в Великой Отечественной войне
С наступлением Великой Отечественной войны, пионеры стремились во всем помогать взрослым в борьбе с врагом как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Пионеры становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями, четверо посмертно удостоены звания Героя Советского Союза - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей и Валя Котик. Впоследствии погибшие пионеры были внесены в официальный список пионеров-героев.
Пионерская организация в послевоенные годы
После окончания Великой отечественной войны пионеры занимались: в городе - сбором макулатуры и металлолома, посадкой зелёных насаждений, в сельских районах - выращиванием мелких домашних животных (кроликов, птиц). В республиках Средней Азии пионеры выращивали хлопок. Пионеры Турсунали Матказинов и Натали Челебадзе в 1949 году были удостоены звания Героя социалистического труда и награждены медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
С 1955 года имена лучших пионеров стали заноситься в книгу почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. В 1958 году в детской организации были введены три ступени роста, на каждой из которых ребятам вручался особый значок. Чтобы перейти на новую ступень, пионер работал по заранее составленному индивидуальному плану. Вся пионерская работа объединялась в двухлетний пионерский план, который был ориентирован на конкретную помощь взрослым в выполнении семилетнего плана.
С 1962 года на пионерском значке изображён профиль Ленина, что символизирует признание государством заслуг пионерской организации. Это связано с тем, что в 1962 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина за успехи в социалистическом воспитании подростков была награждена орденом Ленина. В 1972 году пионерская организация была повторно награждена орденом Ленина.
К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин.
В 1990 году на Х всесоюзном слёте в Артеке Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была преобразована в международный Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций. На практике эта трансформация, а также запрет в 1991 году КПСС, роспуск ВЛКСМ и распад СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической ликвидации большинства пионерских дружин. В то же время многочисленные пионерские организации по-прежнему существуют в России, во всех странах Содружества независимых государств и не вошедших в него бывших советских республиках.
Пионерские лагеря
Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

Заключение
После распада СССР, в России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность Пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является КПРФ. Подавляющее большинство и противников советского строя вспоминают свое участие в Пионерском движении и высказываются против возрождения Пионерского и Комсомольского движения в России.
Главными пунктами критиков пионерской организации являются: её идеологизированность и формализм. Лидер современных петербургских скаутов Кирилл Алексеев считает пионерскую организацию «монстром формализма, равнодушия и бюрократии». По мнению президента Русского союза скаутов Игоря Богданова, «в пионерской организации главное, чтобы вовремя провести пионерский сбор, главное - это формализм, то, что хотят взрослые. А дети этого не хотят, они хотят играть». Ещё одной ошибкой пионеров Богданов считает привязку к школе.
Писатель Владислав Крапивин считает, что если изначально пионерские отряды были добровольными объединениями, то, попав под власть школы, организация лишилась абсолютно всех элементов добровольности, перестала быть организацией как таковой.
Ростки всякой ребячьей демократии были старательно выполоты, как сорняки с морковных грядок. Все было подчинено строгому школьному регламенту. Класс - отряд. Звенья в классе (не всегда, но часто) - по рядам парт.
Выяснялось, что главная задача пионера все та же: «Учиться, учиться, и учиться…». А зачем тогда галстук?

Список литературы

    Всесоюзная Пионерская организация//БСЭ
    Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина . - 10.06.1986.
    Самоуправление в школе. Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.
    Комсомол и детское движение (под ред. ЦБЮП при ЦК РЛКСМ). - М.-Л., 1925. С. 32.
    Юный пионер. Сборник лекций, читанных на первых Московских губернских курсах работников детских коммунистических групп тт. В.Зориным, М.Стремяковым, Я.Смоляровым, Л.Котенко. - М., 1924. С. 57.
    Памятка юного пионера. - Симферополь, 1925. С. 33.
    Положение о детских коммунистических отрядах имени В.И.Ленина.. - Смоленск,1933. С.5.
    Юные пионеры /Под. ред.В.Зорина.. - М.-Л., 1922. - С. 16.
    Слава доносчикам! Сколько было Павликов? - Дружников Ю. И.
    Главный редактор - М. М. Козлов Великая Отечественная Война. 1941-1945. Энциклопедия. - Москва: Советская Энциклопедия, 1985. - С. 559-560.
и т.д.................

11 февраля 1930 года родился Валя Котик – самый молодой Герой Советского союза, юный партизан-разведчик. Наряду с ним на войне подвиги совершало немало детей. Мы решили вспомнить еще нескольких пионеров-героев Второй мировой войны

Валя Котик

1. Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

Петр Клыпа

2. Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым, мальчиком старше его на год или полтора, который тоже был воспитанником в музвзводе, смотрели кино в Брестской крепости. Там было особенно людно. Вечером Петя решил не возвращаться домой, а переночевать в казармах вместе с Колей, а наутро мальчики собирались отправиться на рыбалку. Они еще не знали, что проснутся среди грохочущих взрывов, видя вокруг себя кровь и смерть… Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он сильно ударился и потерял сознание. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку. Он справился с волнением и во всем помогал старшим товарищам. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых. Все время рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы. Что уж говорить: сызмала он выбрал для себя военное призвание, глядя на старшего брата-лейтенанта, и хотел стать командиром Красной Армии (из книги С.С. Смирнова «Брестская крепость» - 1965 г.) К 1941 году Петя уже несколько лет служил в армии как воспитанник полка и за это время стал заправским военным.
Когда положение в крепости стало безнадежным, детей и женщин решили отправить в плен, чтобы попытаться спасти. Когда об этом сказали Пете, мальчик был возмущен. «Разве я не красноармеец?», - с негодованием спросил он командира. Позже Пете с товарищами удалось переплыть реку и прорваться сквозь кольцо немцев. Его взяли в плен, и даже там Петя смог отличиться. Ребят пристроили к большой колонне военнопленных, которую под сильным конвоем вели за Буг. Их снимала группа немецких операторов - для военной хроники. Вдруг весь черный от пыли и пороховой копоти, полураздетый и окровавленный мальчик, шедший в первом ряду колонны, поднял кулак и погрозил прямо в объектив кинокамеры. Надо сказать, что этот поступок не на шутку взбесил немцев. Парнишку едва не убили. Но он остался жив и прожил еще долго.
Это не укладывается в голове, но юного героя посадили за то, что он не донес на товарища, совершившего преступление. Из положенных 25 лет на Колыме он провел семь.

Вилор Чекмак

3. Боец партизанского сопротивления Вилор Чекмак к началу войны только закончил 8 классов. У мальчика было врожденное заболевание сердца, несмотря на это, он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. 10 ноября 1941 года он был в дозоре. Парень заметил приближение врага. Предупредив отряд об опасности, он один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой. Его похоронили на кладбище ветеранов ВОВ в поселке Дергачи под Севастополем. После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

Аркадий Каманин

4. Аркадий Каманин был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Он начал летать, когда ему было всего 14 лет. Это совсем не удивительно, учитывая, что перед глазами у мальчика был пример отца - известного летчика и военачальника Н. П. Каманина. Аркадий родился на Дальнем Востоке, а воевал впоследствии на нескольких фронтах: Калининском - с марта 1943 г.; 1-ом Украинском - с июня 1943 г; 2-ом Украинском - с сентября 1944 г. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени. Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою, пусть и короткую, жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Леня Голиков

5. Еще один юный Герой Советского союза - Леня Голиков - родился в Новгородской области. Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград.
Особенно известен подвиг Лени Голикова в августе 1942 года. 13 числа он возвращался из разведки от шоссе «Луга-Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района. Мальчик бросил гранату и подорвал машину с немецким генерал-майором инженерных войск Рихардом фон Виртцем. Погиб юный Герой в бою 24 января 1943 года.

Володя Дубинин

6. Володя Дубинин погиб в 15 лет. Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи. Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку.
В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам. Они разминировали подходы к каменоломням. Произошел взрыв - подорвалась мина, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин. Мальчика похоронили в ратской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.
В честь Володи назвали город, улицы в нескольких населенных пунктах, сняли фильм и написали две книги.

Марат с сестрой Ариадной

7. Марат Казей был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, в Минске немцы повесили за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.
Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать - девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения, и их пришлось ампутировать. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

Пионеры СССР

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга.