Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В списках не значился какие проблемы. ««В списках не значился» — это история. «В списках не значился» – современному поколению

В. Быков - писатель, посвятивший все свое творчество Великой Отечественной войне. Он сам был участником этой войны, сам видел и прочувствовал то, о чем писал. Может быть, поэтому в его произведениях настолько правдив и искренен трагический облик Великой Отечественной.
Так, в повести Быкова «В списках не значился», посвященной героической обороне Брестской крепости, война показана глазами юноши - только что окончившего военное училище лейтенанта Коли Плужникова. Герою всего девятнадцать лет и он полон юношеских надежд и планов на будущее.
В первый день войны Колька - юный, растерянный и напуганный солдатик, сосредоточенно стирающий кровь с расцарапанной щеки. Здесь он видит и первую смерть - убит осколком товарищ Сальников, уговоривший Плужникова бежать из костела, осаженного немцами.
С этого момента сознание главного героя начинает меняться. Он винит себя за трусость, за то, что думал не о ходе боя, а о том, что будет рассказывать дома. Думаю, Плужникова нельзя судить за такие мысли, ведь человеку сложно осознать смерть - смерть противоречит человеческой природе.
Война заставляет людей взрослеть, раскрывает их истинную сущность. Так, удивительно меняется солдат Сальников. Из взъерошенного напуганного юнца он превращается в настоящего воина, отважно смотрящего в лицо смерти. Этот солдат сам вызывается идти под пули - за водой для раненых.
Такие люди живут для других, и смерть им не страшна: «человека победить невозможно, даже убив. Человек выше смерти. Выше». Поэтому, Сальников, так любивший жизнь, спасает своего товарища ценой собственной смерти. И этот пример – далеко не единственный. Вспомним хотя бы пограничника, заслонившего собой Плужникова или командира с перебитыми ногами, который подорвал себя, чтобы спасти других людей.
Быков показывает, что война отнимает самое дорогое, и не всегда этим самым дорогим оказывается жизнь. Так, Плужников нашел и потерял то, что дороже жизни, - любовь.
Совсем мимолетным было счастье Коли и его возлюбленной – девушки Мирры. Но их чувство было настоящим. Так, смертельно раненная, Мирра думала не о себе, а о том, как бы Николай не увидел этого. Она старается отползти от того места, где они расстались. Плужников так и не узнает, что Мирра погибла.
Автор правдиво показывает, как простые люди ковали Великую Победу – этого нельзя забывать. Но Васильев не идеализирует происходящее. На страницах произведения мы встречает не только самоотверженных героев, «тружеников войны», но и трусов, откровенных предателей. Истинными же героями книги являются русские солдаты, вынесшие на своих плечах бремя войны.
Повесть начинается с описания довоенного, мирного времени, когда Коля Плужников, окончивший военное училище, ехал домой навестить родных. Мы понимаем, что автор показывает героев в развитии, рисует влияние войны на них – всегда страшное и трагическое. Жизнь до войны и во время войны – два противоположных полюса. Васильев подчеркивает это, чередуя картины военного времени с описанием мирной жизни.
В лице Коли Плужникова автор показывает нам типичного героя того времени. Таких, как Плужников, были тысячи. На мой взгляд, Колька – образ идеальный, но в то же время вполне реальный для военного времени. Поэтому он не нуждается в имени, поэтому он «не обязателен в списках». Это человек, которого мы называет безымянным, да и дело не в имени, считает Васильев. Дело в том подвиге, который все эти «безымянные» люди совершили. Совершили, пожертвовав всем, заплатив за победу страшную цену.
В повести В. Быкова «В списках не значился» в полной мере показано трагическое лицо войны, противоестественное, противоречащее человеческой природе. Однако, в то же время, проявляющее лучшие качества человеческой натуры.
Жертва, которую русские люди принесли во имя Победы, не была напрасной. Миллионы безымянных солдат, те, «кто в списках не значился», отстояли свою Родину, свой народ, свою культуру. Думаю, величайшая радость – именно так прожить свою жизнь.


Сочинение по произведению на тему: Тема подвига в одном из произведений русской литературы

Герой - это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

Юлиус Фучик

Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Игореве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников.

Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.

Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие...”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

“В списках не значился” - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.

Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов”. А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар”. Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.

Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.

Не сразу удалось пройти Николаю ту “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в “товарища командира”.

Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.

Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников - последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.

Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.

Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

bikov/v_spiskakh_ne_znachilsja/

Борис Васильев - один из самых известных русских писателей, которые писали о войне. Его повести "А зори здесь тихие...", "Глухомань", "Не стреляйте белых лебедей" проникнуты любовью к людям и родной природе.

Мы рассмотрим повесть "В списках не значился", анализ которой пригодится для изучения произведения в школе.

Начало военной карьеры Коли Плужникова

Повесть открывается историей молодого парня Николая Плужникова, у которого все в жизни складывается: карьера (ему присвоили младшего лейтенанта), новая форма, предстоящий отпуск... Плужников идет на один из самых лучших вечеров в его жизни - на танцы, куда он приглашает библиотекаршу Зою! И даже просьба начальства пожертвовать своим отпуском и остаться, чтобы разобраться с имуществом училища, не омрачает чудесного настроения и жизни Коли Плужникова.

После командир спрашивает о том, что Николай намерен делать дальше, собирается ли он идти учиться в академию. Однако Коля отвечает, что хочет "послужить в войсках", ведь настоящим командиром стать невозможно, если не служил. Генерал одобрительно смотрит на Николая, начиная его уважать.

Николая направляют в Западный округ, на Брестскую крепость.

Вдруг началась война...

Анализ произведения "В списках не значился" (Васильев) невозможен без упоминания о промежуточной остановке Коли между училищем и крепостью. Этой остановкой стал его дом. Там Николай увиделся с матерью, сестрой Варей и ее подружкой Валей. Последняя подарила ему поцелуй и пообещала непременно дождаться.

Николай Плужников отправляется в Брест. Там Коля слышит о том, что немцы готовятся к войне, однако большинство горожан не верят в это, не воспринимают всерьез. К тому же русские верят в силу Красной Армии.

Коля подходит к крепости, его сопровождает хромоногая девушка Мирра, которая раздражает Плужникова своей болтовней и осведомленностью. На КПП Колю пропускают, дают ему комнату для командировочных и обещают разобраться с его распределением после.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года Брестскую крепость начинают бомбить. Очень реалистично умел описывать войну Борис Васильев. "В списках не значился" анализирует и показывает всю обстановку, в которой приходится сражаться таким солдатам, как Коля Плужников, их мысли и мечты о доме и родных.

Последний герой

После нападения немцев все русские, которые были на Брестской крепости, надеются, что вот-вот подоспеет Красная Армия и окажет помощь, самое главное - дожить до подмоги. Но Красной Армии все нет, а немцы уже разгуливают по крепости, как у себя дома. Повесть "В списках не значился", анализ которой мы делаем, описывает, как маленькая горстка людей сидит в подвале крепости и доедает найденные сухари. Они сидят без патронов, без еды. На улице настоящий русский мороз. Эти люди ждут подмоги, однако ее все еще нет.

Люди, сидящие в подвале, начинают умирать. Остается только Николай Плужников. Он стреляет в немцев последние патроны, а сам постоянно прячется в расщелинах. Во время одной из перебежек на другое место он находит укромное местечко, залезает туда и вдруг... слышит человеческий голос! Там Плужников видит очень худого человека в ватнике. Он плачет. Оказывается, он уже три недели не видел людей.

Плужников умирает в конце повести. Но он умирает после того, как его спасают русские войска. Он падает на землю, смотрит в небо и умирает. Николай Плужников остался единственным живым русским солдатом после вторжения немцев на Брестскую крепость, а это значит, что она не была завоевана до конца. Николай Плужников умирает свободным, непобежденным человеком.

Повесть "В списках не значился", анализ которой мы делаем, не дает сдержать слез в финале произведения. Борис Васильев пишет так, что каждое слово буквально цепляет за душу.

История создания произведения

В конце повести читатели наблюдают, как к вокзалу Бреста приезжает женщина и возлагает цветы. На дощечке написано, что во времена Великой Отечественной войны вокзал оберегал Николай (фамилия его неизвестна). Свидетелем этой истории, произошедшей в реальности, стал Борис Васильев.

"В списках не значился" (анализ этой повести невозможен без опоры на следующие факты) - произведение, основанное на том, что сам Васильев проезжал мимо станции вокзала в Бресте и заметил женщину, которая стояла перед табличкой с надписью о неизвестном Николае. Он расспросил ее и узнал, что во времена войны был такой солдат, который пал героем.

Борис Васильев попытался поискать о нем что-либо в документах и архивах, но ничего не нашел. Потому что солдат в списках не значился. Тогда Васильев придумал ему историю и донес ее до нашего поколения.

Любовная линия

Сначала Николай Плужников влюбился в Валю - подругу своей сестры. Она обещала его ждать, а Коля обещал вернуться. Однако на войне Николай полюбил снова. Да, между ним и той самой хромоножкой Миррой вспыхнула любовь. Они сидели в подвале и планировали, как они оттуда выберутся и поедут в Москву. А в Москве они пойдут в театр... Мирра поставит протез и не будет больше хромать... Таким мечтаниям предавались Коля и Мирра, сидя в холодном, сером, Богом забытом подвале.

Мирра забеременела. Пара поняла, что Мирре невозможно оставаться в подвале и питаться одними сухарями. Ей необходимо выбраться, чтобы сохранить ребенка. Однако она попадает в руки к немцам. Немцы долго избивают Мирру, потом протыкают штыками и оставляют умирать на глазах у Плужникова.

Другие герои повести

Плужников воюет с солдатом Сальниковым. Удивительно, как война меняет людей! Из зеленого юнца он превращается в сурового мужчину. Перед смертью он винит себя в том, что часто думал не о самом ходе боя, а о том, как его встретят дома. Его нельзя винить в этом. Никто из молодых ребят, находившихся на Брестской крепости, не был предупрежден и подготовлен к встрече с врагами лицом к лицу.

Одна из главных героинь, о которых говорилось выше, - это Миррочка. Девушка, которая вообще не должна была оказаться на Брестской крепости в такое нелегкое время! Она нуждалась в защите своего героя - Коли, которого она, может быть, отчасти в благодарность и полюбила.

Таким образом, Борис Васильев ("В списках не значился"), анализ произведения которого мы сделали, создал историю одного героя, подвиг которого олицетворяет подвиги всех русских солдат в Великой Отечественной войне.

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые "огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его творчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, перед выбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-то оказывается последним.

Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться, они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, “В списках не значился”, Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо.

Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мир легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт и главный герой романа “В списках не значился”, только что окончивший военное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит к прекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэт Николай Майоров сказал:

Мы были высоки,

русоволосы

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, что ушли

недолюбив

Не докурив последней

папиросы.

Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодым человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные качества.

Прочитав произведение Бориса Васильева “В списках не значился” можно сказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Он был настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он начал воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой список. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему не позволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтому он сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражения непобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.…

Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.

В характере главного героя большая правда времени, которое писатель рисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иных сочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего с сегодняшним, но не склонен подменять одно другим.

За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и целостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к родной земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы, непобеждённым, несдавшимся, свободным, “смертью смерть поправ”.

Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды - пулемётам! И вот в живых только один - Плужников, герой книги Б. Васильева “В списках не значился”. Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последнее, сокровенное: “Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?”

Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты.

“Я виноват… один я!” - восклицает Плужников, когда погибает всеми любимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, “виноваты” в том, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мере ненавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам эта суровая “наука ненависти”.

Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях - грохоте разрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев - ещё больше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова, создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны.

Не жертвой - героем выходит Плужников из развалин. И немецкий лейтенант, “щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку”, а солдаты “ вытянулись и замерли”. Это и Плужников не он. Разве таким он явился в крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из “Капитанской дочки”. А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой, ослепший, “уже не имевший возраста”. Но не это - не внешний вид важен. “Он был выше славы, выше жизни и выше смерти”. Что значат эти строки? Как понять это “выше”? И то, что Плужников плачет: “Из пристальных немигающих глаз неудержимо текли слёзы?”

Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой - земным, обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове “плачет молоденький лейтенант Коля”, который хочет жить, видеть солнце, любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни, выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.

Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Это - слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников защищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу, потому что истёк кровью.

Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? “Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти”, - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.

“Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще - суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо - значит, надо!- логика тех, для кого подвиг - до конца выполненный долг”.

Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. “Я русский солдат”, - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное - жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте…

Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные собирательному патриот.

Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо - бесстрашное “выше”, когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ног гранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить не на шаг - это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты! Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль вливается оно в общий труд Родины.

История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон врагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань. Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других командиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку…

Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памяти Плужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизни Плужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный к части Прижнюк…

Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическим чувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесными наставлениями, а примером собственной жизни и смерти.

Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости, невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине со своей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, данным ими самим себе.

Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной войны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников не принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное, недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простой рядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.

И, тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрывается огромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Простота и скромность рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованию о нём большую художественную силу. В этом своеобразие того направления современной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он не одинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовом поступке бойца Отечественной войны, обнаруживая скрытые, незаметные снаружи, силы морального сопротивления злу как залог нравственной победы над врагом.