Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

"Отцы и дети": действующие лица. "Отцы и дети": главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении "Отцы и дети" Тургенева

Аркадий Николаевич Кирсанов родился в благополучной семье, где царила любовь и понимание. Его отец – Николай Петрович Кирсанов был кандидатом, закончившим университет, и работал в министерстве уделов, пока не познакомился с матерью Аркадия – Марией. После женитьбы, отец и мать переехали жить в деревню, где она выращивала цветы, а он иногда ездил на охоту.

Вскоре у них родился сын – Аркадий. Он был тихим, хорошим мальчиком. Когда Аркадию было десять лет, мать его скончалась и отец, с трудом перенеся этот удар, занялся хозяйственными делами. Когда сын достиг студенческого возраста, отец повез его в Петербургский университет и прожил там с ним три зимы. Позже, отец остался в деревне и не смог приехать, а Аркадий окончил университет и получил звание кандидата.

Проведя детство в любящей семье, Аркадий и сам вырос добрым душей и любящим сыном.
Вернувшись в родной дом, он увидел, что край его небогатый, а люди недовольны и ленивы. Ему захотелось что-то поменять, улучшить, но что - он пока не знал.

«Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

Вспомнив детство и годы, проведенные в этом доме, он был несказанно рад вернуться сюда снова, окунуться в родные запахи и видеть родные лица и предметы.

« Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».

В отсутствие Аркадия дома, его отец полюбил и принял в дом молодую девушку, которая родила ему сына. Николай Петрович сильно переживал, как это воспримет его сын, но Аркадий был очень рад за отца.

«Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает»

Аркадий помнил и ценил то, что отец никогда не стеснял его личной свободы, от того и сам понял его, чем несказанно обрадовал и утешил старика.

У Аркадия был друг - Базаров, в котором он видел своего наставника и во всем ему подражал. Они часто спорили, но Аркадий всегда был побежденным в этих спорах. Видимо из-за того, что Базаров был несколько старше его и имел свою личную точку зрения, отличимую от других. Они были нигилистами, отвергающими все каноны и авторитеты.

В спорах Аркадий старался показать все свое красноречие и понимание, стремясь к тому, чтоб друг его уважал.

В присутствии красивых дам молодой человек сильно робел и не находил слов для общения. Так же он не мог похвастаться умением танцевать.

«Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда при первых звуках мазурки он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова».

Но привыкнув к собеседнице, он мог уже спокойно с нею разговаривать. Познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, Аркадий сначала оробел, но вскоре уже рассказывал ей о своем отце и дяде, ощущая себя счастливым от того, что находится рядом с такой женщиной. Она была немного старше него и видела в Аркадии только младшего брата, что очень печалило парня, так как он быстро влюбился в нее.

«…казалось, она ценила в нем доброту и простодушие молодости – и только».

Находясь рядом с Одинцовой, Аркадий чувствовал себя неловко, не зная чем заинтересовать ее.

«…и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод».

У Одинцовой была младшая сестра Катя, с которой Аркадий мог быть самим собой. Ему было с ней легко, и они могли разговаривать на разные темы.

Когда Аркадий приехал в имение Одинцовой с письмами ее покойной матери, он остался там на несколько недель. В это время, проведя с Катей все дни, он понял, что любит именно ее. Так же он понял, что изменился и все наставления и взгляды Базарова ему чужды. Он не захотел больше уподобляться ему.

Ему было так приятно прямо разговаривать о вещах, которые его интересовали, не боясь осуждения со стороны.

«…недаром же мне и минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине».

Полюбив по-настоящему, он понял, что не там искал свои идеалы, и не те задачи себе ставил. Вскоре, они с Катериной поженились, и у них родился сын – Николай.

Аркадий нашел свое место под солнцем и стал очень счастливым.

Павел Петрович Кирсанов - аристократ, щеголь, красив, приятен в общении. Ему под пятьдесят. Волосы седые. Одевается модно. Усы у него душистые. Ничего не делает, много философствует. Был влюблен в княгиню всю жизнь. Жил за границей. Приехал в Россию, поселился в деревне брата. Любит спорить об аристократизме, материализме, крепостном праве, литературе,искусстве. Использует много иностранных слов. На стороне " бывших. " Базаров - Кирсанову: “...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному благу? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”. "“Аристократизм, либерализм,прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и... бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны” (Базаров о его речи). Николай Петрович о Павле Петровиче: ""...Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый..."

Тургенев с уважением относится к принципам Кирсанова, его отношению к искусству, литературе, к природе. Но бездеятельность ему не мила.

Аркадий Николаевич Кирсанов - дворянин, 23 года, имеет университетское образование. Он только что окончил университет. Потомственным дворянин: "...Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки..." Он "...либеральный барич..." Он "...так весело... посмотрел на отца..." , которого очень любит. Аркадий преклоняется перед Базаровым: "...Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся..." "...Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)..." Он желает казаться старше, чем есть и "<...> без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы..." Хочет быть нигилистом, но в любовь верит и женится на Кате, став хорошим мужем. От Базарова постепенно отходит. Базаров называет его " птенцом" и " неженкой ". Аркадий называет себя нигилистом, но не верит в него: "...Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий..." "...Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!.." "...Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом..." "...Аркадий сибаритствовал, Базаров работал..." Одинцова об Аркадии: : "...Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен..." "...Эге ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!.." Аркадий - справедливый человек: "...Надо быть справедливым, Евгений..."" У Аркадия нежная душа: "...Ну, не сердись, неженка"...Ты славный малый; но ты все-таки мякенький..." Аркадий Кирсанов о природе: "...Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!.." "...Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом..." Также о музыке: "...вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку..." Простой человек, легко отказывается от своих взглядов.

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

1.Детали портрета Аркадия Кирсанова:

«...безбородой, запылённой и загорелой щеке»; «сиплый от дороги, но звонкий юношеский голос».

2.Сфера интересов:

Естественные науки, любовь к природе, к музыке, к семье.

3.История героя:

Получил звание кандидата Петербургского университета.

4.Я – концепция героя:

«Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов». «Современное состояние народа этого (место расчистить) требует... мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма». «Мы ломаем потому, что мы сила». «Я согласен с Евгением». «Хочется так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно», «...недаром же мне минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине, но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе».

5. Речевая характеристика Аркадия Кирсанова:

Восторженный, юный, счастливый - таким предстаёт Аркадий в первой сцене. При первом чтении складывается ощущение, что все пред­ложения, им произнесённые, - восклицательные и вопросительные, то есть интонационно выраженные. Обрывается этот тон вмешательст­вом Базарова - просьбой прислать спичек Аркадий как бы вспоминает, что он уже взрослый и самостоятельный. Далее, дома, он только и дела­ет, что оправдывается перед Базаровым, защищая дядю, отца.

Перед отцом и дядей он постоянно «играет» взрослого, произнося выученные чужие слова: «мой образ мыслей», «моей свободы», «ниги­лист», «мы не признаём авторитетов», «мы сила». Об этом он говорит «с важностью». Как только Базаров отойдёт подальше, Аркадий тут же впадает в «романтизм», в восторженность, в красивости - чего Базаров не одобряет.

Интересно, что уже первые столкновения Базарова с Павлом Петровичем показывают разность в позициях Базарова и Аркадия. Ар­кадий поддакивает, поддерживает Базарова словесно и морально, но при этом многое его в позиции «учителя» изумляет, и изумляет неприятно. Он молчит, не понимает, не одобряет Базарова, иногда его коробит от базаровского цинизма. Он и выражается как «неженка»: «прелесть», «за особенное счастье почту», «что за чудесная женщина». С отцом Базарова он говорит о сыне «с жаром», «с увлечением», «с живостью». Наконец наступает момент, когда Базаров замечает ему: «Ты гово­ришь, как твой дядя». Досаду, непонимание и даже враждебность ощу­щает он наедине с Базаровым. Он запальчиво настаивает на своём, спо­рит, готов поссориться.

И всё же настоящим, самим собой он начинает себя ощущать только с Катей. У них общие взгляды, общий язык, им нравится одно и то же. Они люди одного круга. С ней он говорит смело, свободно, высо­копарно и красиво, не боясь выглядеть смешным. Он расстаётся с База­ровым без сожаления, так как осознал, что у него другой путь. Набоков говорит о нём, что Аркадий «гораздо мягче, проще, обыкновенней и нор­мальней Базарова».


6. Характеристика, данная другими героями:

Павел Петрович: «неопытные сердца мальчишек». Базаров: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робе­ешь, мало на себя надеешься...» «Ты такой свеженький да чистенький...» «Мы друг другу приелись», «...для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая дерзость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уж вооб­ражаете себя молодцами, - а мы драться хотим... Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скуч­но - нам других подавай! нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты всё-таки мякенький, либеральный барич...» Катя: «Это в вас ещё старые следы вашего сатирического направления... да и вы ему (Базарову) чужой. Он хищный, а мы с вами ручные»

«На возвратном пути у них обыкновенно завязывался спор, и Аркадий
обыкновенно оставался побеждённым, хотя говорил больше своего товарища». «Он в душе очень обрадовался предложению (поехать в город)
своего приятеля, но почёл обязанностию скрыть своё чувство. Недаром
же он был нигилист!» «...в её (Одинцовой) присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком...» «Аркадия покоробило от цинизма Базарова...» «Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот ещё
не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда,
может быть счастлив на земле человек».

8. Судьба героя:

Аркадий женился на Кате. Они поселились в Марьино. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» стала приносить значительный доход. У них родился сын Коля.

И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы. Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил. У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..»

Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»

Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища».

Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

оложных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией. Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».

Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой… Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова.

При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ». Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения – Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку.

и настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде. Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова.

Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.