Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Описание обломова в первой главе. История создания романа «Обломов

Знакомство с героем. Обломов и его бытовое окружение . Самый знаменитый гончаровский роман начинается словами: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов».

Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя, Обломова. Перед нами один из многих тысяч населения огромного уже тогда города. Задается тон повествования - неторопливый, эпически-плавный. Отчасти напоминает он зачин русской сказки: «В некотором царстве… жил-был…» В то же время глаз спотыкается о слово «лежал», - а страницей далее автор поясняет нам, что «лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного<...>, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он все лежал…».

Комната вполне отвечает своему хозяину: «лепилась в виде фестонов паутина», «ковры были в пятнах». Зато халат пользуется нежной любовью обладателя: «настоящий восточный халат <…>, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Впоследствии мы станем свидетелями метаморфоз халата, который пройдет вместе с хозяином через все повествование. «Это <…> детали-символы, тяготеющие единичности, заменяющие ряд подробностей, обычно повторяющиеся в повествовании, знаменуя собой вехи фабулы или смену умонастроений персонажей…»

Обломов периодически взывает: «Захар!» Раздается «ворчанье», «стук спрыгнувших откуда-то ног», и перед читателем возникает второй персонаж, слуга, «в сером сюртуке, с прорехою под мышкой <…>, с <…> бакенбардами, из которой каждой бы стало на три бороды». Захар для Обломова - и «преданный слуга» дома, хранитель родовых воспоминаний, и друг, и нянька. Общение лакея и барина оборачивается вереницей забавных бытовых сценок:

Ведь вы звали?

Звал? Зачем же это я звал - не помню! - отвечал он (Обломов ) потягиваясь. - Поди пока к себе, а я вспомню.

- <…> Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел?

Какое письмо? Я никакого письма не видал, - сказал Захар.

Ты же от почтальона принял его: грязное такое!

Носовой платок, скорей! Сам бы ты мог догадаться: не видишь! - строго заметил Илья Ильич <…>.

А кто его знает, где платок? - ворчал он (Захар ) <…> ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит.

- <…> Да вон он, вдруг сердито захрипел он, - под вами! <…> Сами лежите на нем, а спрашиваете платка!

Слуга Захар в более откровенной, грубой, неприкрытой форме раскрывает нам отрицательные черты Обломова - и ненависть к труду, и жажду покоя и безделья, и склонность преувеличивать тяжесть своих забот. Подобно тому, как Обломов неустанно трудится над планом, Захар намеревается провести генеральную уборку. Однако не следует считать Захара двойником Ильи Ильича, простым ленивым простаком. Это значит уподобиться «поверхностно наблюдательному» человеку, который «взглянув <…> на Обломова, сказал бы: «Добряк должно быть, простота!» Автор предупреждает, что «человек поглубже», понаблюдав за Обломовым, «долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». А лицо героя действительно замечательно в своей детской ясной простоте: «…Ни усталость, ни скука не могли <…> согнать с лица мягкость, которая была господствующим <…> выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении...»

Живет, кажется, Илья Ильич в своем особом мирке, но в этот мир то и дело вторгаются посторонние; многим есть дело до него. В дверь стучатся светский шалопай Волков, усердный чиновник Судьбинский, модный литератор Пенкин, делец Тарантьев и просто «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией». Что привлекает петербуржцев в эту запущенную квартиру? Та самая мягкость и тепло души хозяина. Даже негодяй Тарантьев знает, что найдет в этом доме «теплый, покойный приют». Насколько в дефиците среди столичных жителей простые человеческие чувства, видно из того же диалога с гостями. Стоит Обломову заикнуться о собственных делах, посетовать о «двух несчастьях» - посетителей словно ветром сдувает: «Раrdоn, некогда <…>, в другой раз!»; «Нет, нет, я лучше опять заеду на днях»; «Однако мне пора в типографию!» Совет, подсказанный житейской ловкостью, подает один Тарантьев. Да и то не по доброте душевной, а из собственных видов, о чем мы вскоре узнаем.

В свою очередь, хозяин всех готов выслушать; каждый посетитель посвящает его в свои самые заветные мечты: кто удачно волочится, кто сделал карьеру и собирается жениться, кто выпустил свежую газету. Впрочем, Обломов не только добр, но умен и проницателен. По окончании визита Илья Ильич подводит итог жизненным устремлением каждого гостя. Так, Судьбинский - начальник отделения - озабочен вопросами «возведения при зданиях <…> собачьих конур для сбережения казенного имущества от расхищения». А Обломов с горечью размышляет о Судьбинском-человеке: «Увяз, любезный друг, по уши увяз. <...> И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. <…> И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое». Раздумья Ильи Ильича печальны и потому, что исполнены обобщений. Страной управляют Судьбинские: «А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает».

Всех Илья Ильич принимает одинаково мягко и внешне апатично, кроме персонажа с говорящей фамилией Пенкин. Это ловкий борзописец, готовый «снять пенки» с любой интересующей публику темы - от «прекрасных апрельских дней» до «состава против пожаров». (Так и М.Е. Салтыков-Щедрин назвал в своей сатире модную газетку «Новейшей пенкоснимательницей»). Последний его опус выходит под пикантным заглавием «Любовь взяточника к падшей женщине» и является иллюстрацией низшего пошиба беллетристики: «Все <…> разряды падших женщин разобраны <…> с поразительной, животрепещущей верностью…» Пенкин рассматривает оступившихся членов общества, как букашек в микроскоп. Он видит задачей произнести суровый приговор. Неожиданно для себя (и для нас) циничный журналист встречает резкий отпор со стороны Обломова. Герой произносит проницательную, исполненную милосердия и мудрости речь. «Извергнуть из гражданской среды! - вдруг заговорил вдохновенно Обломов, встав перед Пенкиным <…>. Он испорченный человек, но все человек же, то есть вы сами. <…> А как вы извергнете из круга человечества, из лона природы, из милосердия Божия?» - почти крикнул он с пылающими глазами. Обратим внимание на авторские ремарки - «вдруг воспламенившись», «заговорил вдохновенно, встав перед Пенкиным». Илья Ильич поднялся с дивана! Правда, автор оговаривает, что уже через минуту, сам устыдившись своей горячности, Обломов, «зевнул и медленно лег». Но читатель уже понял: герой может подняться с дивана, ему есть что предложить людям. Тот же практичный газетчик замечает: «У вас много такта, Илья Ильич, вам бы писать!»

В сущности, экспозиция уже дает предварительный ответ на вопрос, почему Обломов не стал преуспевающим чиновником, как Судьбинский, или светским прожигателем жизни, подобно Волкову, или, наконец, ловким дельцом, по примеру Тарантьева. Гончаров сталкивает своего героя с типическими фигурами образованного сословия Петербурга. «Среда не «заела», среда отторгала» людей, подобных Обломову. Илья Ильич оказывается безусловно выше любого из них в духовном отношении, как человек .

В разговорах со слугой Захаром Обломов пытается отстоять свое право жить так: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!.. Я воспитан нежно, <...> я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал…» В определении Обломовым «барства» соединяются два различных значения. Первое - возможность жить без труда, тогда как «другой… не поработает, так не поест». Второе, как ни парадоксально, понятие о дворянской чести, принявшее столь причудливую форму: «Другой» кланяется, «другой» просит, унижается… А я?»

Убеждая окружающих в разумности и правильности своего существования, Обломов не всегда может поверить в это сам: «Он должен был признать, что другой успел бы написать все письма <...>, другой и переехал бы на новую квартиру, и план исполнил бы, и в деревню съездил бы. «Ведь и я бы мог все это <…>, - думалось ему <…>. Стоит только захотеть!»

В финале первой части романа Илья Ильич пробуждается от духовного сна. «Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему <…>, когда в голове <…> беспорядочно, пугливо носились, как птицы, пробужденные внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы». Автор погружается в самые глубины души персонажа. В обычное время они скрываемы от самого себя, заглушены ленью, убаюканы рассуждениями: «Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил <…>; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». «“Теперь или никогда!” - заключил он…»

В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов - молодой человек лет тридцати двух, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание - это определённый образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, - он привык жить так же, как и его барин: как живётся...

Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удаётся. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы - письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.

Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого». Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трёхсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжёт значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждёт друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.

Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улёгся Илья Ильич на свой диван... Так и улёгся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чём не отстававший от своего барина. Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.

Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где всё дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Всё мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю - никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар...

Часть вторая

Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим. Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает - Бог весть».

Первое, с чего начинает Штольц - вытаскивает Обломова из постели и везёт в гости в разные дома. Так начинается новая жизнь Ильи Ильича.

Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встаёт по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся - вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился. Штольц ввёл его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделённый от природы необыкновенно сильными чувствами, - слушая, как Ольга поёт, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильёй Ильичом, мало этого - необходимо пробудить его к разумной деятельности.

Тем временем и Захар нашёл своё счастье - женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.

Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может...

Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нём не в силах понять.

Часть третья

Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону.

Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом всё более и более отчётливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.

Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своём избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов - узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдёт. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» - размышляет Обломов, понимая, что всё происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.

Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон. Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки. А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича - он заболевает горячкой.

Часть четвёртая

Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день... И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина. Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает тёмные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась.

Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием...

А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением ‹…› покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать...». Обломов нашёл своё тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу. Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу...

А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны, и первую роль в нём стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы. Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда...» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами - «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».

А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню...

Обломов - потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 - 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома. Илья Ильич не ходит на работу и не сидит за бумажками в здании, он зарабатывает себе на жизнь при помощи других, таких же глупых и недалеких людей. Обломов мечтает вечно сидеть на диване в любимом халате и не волноваться о «глупых» проблемах. Обломов ленивый и мечтательный человек. Однажды он влюбляется в Ольгу Ильинскую, которая хочет всеми силами его изменить, но даже любовь не может его исправить.

Штольц - лучший друг Обломова, знакомый с ним с детства и полная ему противоположность. Ему чуждо лежание на диване и мечтания о лучшей жизни и прекрасном будущем. Андрей Иванович рассчитывает только на свои силы и на собственные умения. Он постоянно идет в перед и старается дойти до своей вершины. Он не понимает, как можно проживать жизнь на одном месте, не путешествовать и не расти. Но, не смотря на это, Штольц ценит Обломова за его чистое искрение сердце и всеми силами старается помочь ему и финансово и в любовных делах.

Ольга Ильинская - молодая прогрессивная помещица 20 лет. Она умная, красивая, эмоциональная девушка, которая берет из жизни все самое лучшее. Ольга похожа на Штольца своими убеждениями и нравом. В тот момент, когда она знакомиться с Обломовым, она замечает человека, который не хочет что-то менять и полагается только на судьбу и мечты. Она не считает хорошим время провождение лежанием на диване, и предаваться грезам. Поэтому после Ильинская тратит все свои силы на изменение Обломова, но даже у нее ничего не выходит.

Агафья Пшеницына - не богатая помещица, лет 30, которая осталась вдовой с двумя маленькими детьми. Она владелица дома, где проживает Илья Ильич. Агафья очень вкусно готовит, хорошо убирает дом, также отлично шьет, в общем, является отличной хозяйкой. Матвеевна тихая, добрая, скромная женщина и одновременно недалекая и глупая. Она предпочтет помолчать и просто согласиться, чем выражать свою точку мнения. Агафья стареться, все сделать для Обломова, она заботиться о нем как мать и ребенке. А после в конце приобретает роль жены для своего съемщика.

Захар – слуга Обломова 50 лет. Он знаком с хозяином с самой молодости и работает у него довольно большое количество времени. Современен по службе у господина Захар стал таким же ленивым и ворчливым как хозяин. Он постоянно жалуется, ноет на ужасные условия, и обманывает Илья Ильича. Захар Трофимович может обокрасть Обломова как в плане денег, как и еды. Слуга представитель старого порядка и считает, что до самой смерти должен служить только одному господину. Он так и остается преданным даже после смерти своего хозяина.

Анисья – кухарка в квартире помещика Ильи Ильича Обломова, ей 47 лет. Она трудолюбивая женщина, добрая, ласковая, тихая и довольно скромная. Анисья не глупый и недалекий человек, она намного умнее слуги Захара. Кухарка видит, что Обломов зря тратит жизнь на диване в халате, отдаваясь несбыточным грезам. Агафья понимает, что жить как дворянин нельзя, так можно и всю жизнь пропустить. Но несмотря на свои противоречивые мысли, она не говорит об этом хозяину и продолжает заботиться о нем и помыкать перед его приказами.

Мухояров родной брат хозяйки дома Агафьи Пшеницыной. Он немало времени проработал секретарем в канцелярии, и за всю свою службу Мухояров накопил довольно приличную суму денег при помощи взятки. Бывший секретарь наглый и хитрый человек, который сможет продать своих близких за небольшие гроши. Если плохо знать этого человека или посмотреть на него со стороны, можно сказать что он тихий, мелкий и жалкий человек, который боится, поднять голову на дворянина. Но в душе Мухояров как говорилось довольно умный и самовлюбленный человек.

Волков - знатный дворянин, первый гость в доме Обломова 25 лет. Он модный, богатый человек, который прожигает всю свою жизнь не на диване в халате отдавая мечтам, а на различных шумных посиделок со знатными людьми. Он носит только лучшую одежду и украшение, разговаривает только о "высоких" вещах и проблемах. Волков бывает на всех светских встречах, представлениях, театрах и различных вечерах. Для дворянина мнение знатной толпы более важно, чем его желания. Волков готов забыть о своих интересах, лишь ради уважения от других людей.

Судьбинский – он бывший сослуживиц Обломова по канцелярии и является вторым гостем в доме Илья Ильича после Волкова. Он тратит свою жизнь не на богатые светские вечера, не на обсуждение людей и не проводит свою жизнь в доме в поношенном халате. Судьбинский тратит все свое личное время на собственную карьеру. Работник всеми силами старается получать большие премии и лучшие награды. Это приносит ему не маленький доход, но, не смотря на выгоду, он проживает свою жизнь в четырех стенах своего кабинета.

Пенкин – еще один из знакомых Обломова и третий гость в его доме. Он модный писатель и литератор. Пенкин зарабатывает на написание различных книжек, модных статей в газеты и журналы. Он пишет о различных происшествиях, светских новостях и не бедных личностей. Но несмотря на свою довольно легкую карьеру, Пенкин строчит статьи лишь для выгоды, а не получает от этого ни какого удовольствия. Писатель видит довольно насыщенную жизнь, путешествует по всему миру и видит много нового. Но для Обломова он лишь машина, которая старается выжить все соки из жизни.

Алексеев - давний знакомый Онегина и являться уже четвертым гостем в его съемном имении. Он мелкий чиновник, который зарабатывает малое количество денег и не продвигается по служебной лестнице. Алексеев полностью соответствует соей профессии. Чиновник мелкий тихий человек, который не любит выделять среди других, ему легче вжаться в угол, чтобы его некто не видел. Алексеев не горит своей службой, не путешествует по миру, не любит посещать различные шумные светские вечеринки. Он навещает Илья Ильича только ради бесплатной еды и выпивки.

Тарантьев – пятый гость по счету в доме Обломова, около 40 лет. Он является мелким чиновников, как и Алексеев. За всю свою жизнь Тарантьев не продвинулся ни насколько по своей службе. Чиновник, не смотря на свой низкий титул среди знакомых, наглый, хитрый, а также довольно корыстный человек. Он уже довольно долго обворовывает Обломова с Мухояровым, "выкачивают" из него деньги, пока тот тихо лежит на диване и просто это не замечает. Тарантьев мстительный человек, который не забудет не единого слова с действия и не успокоиться, пока не отомстит.

Доктор Обломова - еще один знакомый Обломова и уже последний по счету гость в его доме. Он лечит Обломова, осматривает его и дает ему различные советы. Доктор не привык обслуживать мелких людей и лечит только дворян и светских личностей. Он один из немногих людей, который не наживает на знакомом, а старается поднять его с дивана и показать, насколько разнообразен мир за окном. Он тихий, сдержанный, но внимательный человек. Доктор предпочтет посоветовать, но не заставлять что-то делать.

Несколько интересных сочинений

  • Граф Илья Ростов в романе Война и мир Толстого образ и характеристика
  • Характеристика и образ Клеща в пьесе На дне Горького сочинение

    В пьесе Максима Горького На дне представлен главный герой - Клещ. Он женат на Анне, которая больна, вскоре она умирает.

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Образ Максима Максимыча подробно рассматривается М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» для того, чтобы через характер, миропонимание этого опытного человека раскрыть более подробно образ Григория Печорина.

  • Главные герои повести О Петре и Февронии Муромских

    Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

  • Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

    Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий.

Жизнь всегда преподносит людям неприятные сюрпризы, порой в виде жизненных ситуаций, порой виде сложностей выбора пути своего следования. Плыть по течению или против, порой становится предопределяющим событием всей жизни.

Детство и семья Ильи Ильича Обломова

Детские годы всегда оставляют значительный след на процессе формирования и развития личности. Маленький ребенок подражает поведению своих родителей, перенимает их модель восприятия мира и его сложностей. Родители Обломова были потомственными аристократами. Отец его Илья Иванович был человеком хорошим, но очень ленивым. Он не стремился улучшить жалкое положение своей обедневшей семьи, хотя, если бы он преодолел свою лень, то это было бы возможно.

Жена его, мать Ильи Ильича была под стать своему мужу, поэтому сонная и размеренная жизнь была обычным явлением. Естественно, что родители не поощряли активности своего единственного ребенка – вялый и апатичный Илья их вполне устраивал.

Воспитание и образование Ильи Ильича

Воспитанием Ильи Ильича в основном занимались его родители. Особого усердия в этом плане они не придерживались. Родители во всем опекали своего сына, часто жалели его и старались лишить его жизнь всяческих забот и активности, поэтому в результате Илья Ильич вырос несамостоятельным, ему сложно организовать себя, приспособиться и реализовать себя в обществе.

Предлагаем проследить за в романе Ивана Гончарова “Обломов”

Будучи ребенком, Илья время от времени пренебрегал желанием родителей – он мог без их ведома уйти играть с деревенскими мальчишками. Такое поведение не поощрялось родителями, но это не огорчало любознательного мальчика. Со временем Илья Ильич втянулся в жизнь родителей и отказался от своей любознательности в пользу Обломовщины.

У родителей Обломова сложилось скептическое отношение к образованию, но все же они осознавали степень его необходимости, поэтому отдали своего сына на обучение в пансион к Штольцу, когда сыну исполнилось тринадцать. Об этом периоде жизни у Ильи Ильича остались крайне негативные воспоминания – жизнь в пансионе была далека от родной Обломовщины, такие перемены Илья Ильич переносил с трудом, со слезами и капризами. Родители, старались всячески минимизировать стресс ребенка, поэтому часто Илья оставался дома, вместо того, чтобы отправиться на занятия. В пансионе Обломов не отличался трудолюбием, часть заданий вместо него выполнял сын директора пансиона – Андрей, с которым Обломов был очень дружен.

Предлагаем ознакомиться с в одноименном романе И. Гончарова.

В 15 лет Илья Ильич покидает стены пансиона. На этом его образование не закончилось – за пансионом последовал институт. О точной профессии Обломова неизвестно, Гончаров не детализирует этот период. Известно, что в числе изучаемых предметов были юриспруденция и математика. Несмотря ни на что качество знаний Обломова не улучшилось – учебное заведение он закончил «кое-как».

Гражданская служба

В возрасте двадцати лет Илья Ильич приступает к гражданской службе. Работа его не была такой уж сложной – составление записок, выдача справок – все это было посильным занятием даже для такого ленивого человека, как Илья Ильич, но со службой дело не заладилось. Первое, что категорически не понравилось Илье Ильичу – это каждодневность его службы – хотелось ему или нет, но он должен был отправляться на службу. Вторая причина заключалась в наличии начальника. На самом деле Обломову очень повезло с начальником – им оказался добрый, спокойный человек. Но, несмотря ни на что, Илья Ильич до ужаса боялся своего начальника и поэтому работа стала для него настоящим испытанием.

Однажды Илья Ильич допустил ошибку – он отправил документы не по тому адресу. В результате бумаги пошли не в Астрахань, а в Архангельск. Когда это было обнаружено, Обломовым овладел невероятный ужас.

Страх его перед наказанием был настолько велик, что он взял сначала больничный, а затем и вовсе подал в отставку. Таким образом, он пробыл на службе 2 года и вышел в отставку в должности коллежского секретаря.

Внешность Обломова

Гончаров не пускается в детализацию внешности своего героя до момента развития основных событий романа.
Основной массив событий приходится на возраст героя 32-33 года. С момента приезда в город прошло 12 лет, другими словами вот уже 10 лет как Обломов бросил какую-либо службу. Чем же занимался Илья Ильич все это время? Ничем! Он наслаждается абсолютным бездельем и все дни напролет пролеживает на диване.

Конечно, такой пассивный способ жизни сказался на внешнем виде персонажа. Обломов располнел, лицо его обрюзгло, хотя все еще сохраняло привлекательные черты, дополняет этот образ выразительные глаза серого цвета.

Свою полноту Обломов воспринимает как Божий дар – он считает, что его полнота предопределена Богом и его способ жизни и гастрономические привычки не имеют никакого отношения к ним.

Лицо его не имеет никакого цвета, кажется, что он бесцветный. Так как Илье Ильичу не нужно куда-либо выходить (он даже не ходит в гости), то потребности в покупке и содержании костюма нет. Такого же отношения заслуживает и домашняя одежда Обломова.

Его любимый домашний халат уже давно потерял цвет, он неоднократно поддавался ремонту и выглядит не самым лучшим образом.

Обломова не волнует его неопрятный вид – такое отношение к гардеробу и внешности в целом было характерно для его родителей.

Цель жизни

Человек так или иначе следует определенной цели в жизни. Порой это небольшие, промежуточные ориентиры, порой – дело всей жизни. В ситуации с Обломовым, на первый взгляд, кажется, что дело обстоит наоборот – у него полное отсутствие цели жизни, но это не так – его цель заключается в размеренной жизни, он считает, что только таким образом можно почувствовать её вкус.


Илья Ильич старается полностью соответствовать этой своей цели. Он искренне недоумевает, как его знакомые могут стремиться получить повышение, работать допоздна, а порой еще и писать статьи ночью. Ему кажется, что это все убивает человека. Когда же жить? Задается он вопросом.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Исходя из позиции Ильи Ильича, сложно представить, что у такого апатичного человека могут быть настоящие друзья, но оказывается это не так.

Таким настоящим и бескорыстным другом Обломова является Андрей Штольц.

Молодых людей связывают воспоминания о годах, проведенных в пансионе, где они сдружились. Кроме того, их роднят и некоторые черты характера. Так, например, они обладают добрым нравом, чистосердечные, честные и искренние.

И Штольц, и Обломов любят искусство, в частности музыку и пение. Их общение не прервалось после окончания пансиона.

Время от времени Андрей наносит визиты Обломову. Он врывается в его жизнь подобно урагану, сметая на своем пути излюбленную Обломовщину друга.

Во время очередного визита Штольц озадаченно наблюдает, как бесцельно проводит дни его друг и решается кардинально реформировать его жизнь. Конечно, такое положение вещей не нравится Илье Ильичу – его диванный способ жизни ему очень импонировал, но отказать Штольцу он не может – Андрей обладает уникальной степенью влияния на Обломова.

Обломов появляется в общественных местах и со временем замечает, что такой способ жизни имеет свои прелести

Обломов и Ольга Ильинская

Одним из поводов изменить свое отношение стала влюбленность в Ольгу Ильинскую. Привлекательная и обходительная девушка привлекла внимание Обломова и стала предметом до сих пор не ведомого чувства.


Именно из-за своей влюбленности Обломов отказывается от поездки за границу – его роман набирает обороты и пленяет Илью Ильича с большей силой.

В скором времени последовало и признание в любви, а затем и предложение руки и сердца, но, нерешительному Обломову, не переносящему любые, даже самые незначительные изменения, довести дело до конца не удалось – любовный пыл его неутомимо угасает, ведь роль мужа для него слишком кардинальное изменение. В результате возлюбленные расстаются.

Влюбленность в Агафью Пшеницыну

Разрыв отношений не прошел мимо впечатлительного Обломова, но долго убиваться он не стал. Вскоре, как-то незаметно для себя, он вновь влюбляется. На сей раз предметом его очарования стала Агафья Пшеницына – хозяйка снимаемого Обломовым дома. Пшеницына не была знатной дамой, поэтому ей было не известен общепринятый в аристократических кругах этикет, да и требования у нее к Обломову крайне прозаичны. Агафья была польщена вниманием к своей персоне такого знатного человека, а остальное мало интересовало эту глупую и необразованную женщину.

Благодаря Штольцу, Обломову не нужно было думать о своем финансовом положении – Андрею удалось навести порядок в родовом поместье и доходы Ильи Ильича значительно возросли. Это создало еще одну причину для беззаботности и беспечности. Обломов не может жениться на Агафье – это будет непростительно для аристократа, но жить с Пшеницыной как с женой вполне может себе позволить. У них рождается сын. Мальчика назвали Андреем, в честь Штольца. После смерти Ильи Ильича маленького Андрея Штольц забирает к себе на воспитание.

Отношение к слугам

Жизнь аристократа неотъемлемо связана с взаимоотношениями с прислуживающими ему людьми. У Обломова также есть крепостные. Большинство их них находятся в Обломовке, но не все. Слуга Захар в свое время покинул Обломовку и последовал за своим хозяином. Такой выбор слуги для Ильи Ильича бал предопределен. Дело в том, что Захар был закреплен за Обломовым еще во времена детства Ильи. Обломов помнит его еще активным молодым человеком. Фактически вся жизнь Обломова неразрывно связана с Захаром.

Время состарило слугу, сделало его похожим на своего хозяина. Жизнь в Обломовке не отличалась живостью и активностью, дальнейшая жизнь только усугубила это положение вещей и превратила Захара в апатичного и ленивого слугу. Захар может смело огрызаться в адрес своего хозяина – он прекрасно осознает, что любые замечания в его адрес – это временное явление, не пройдет и пару часов, как Обломов все простит и забудет. Дело заключается не только в добросердечности Ильи Ильича, но и в его безразличии к атрибутам жизни – Обломов комфортно себя чувствует в пыльном, плохо убранном помещении. Его мало волнует качество его обеда или ужина. Поэтому порой возникающие сетования становятся мимолетным явлением, на которое можно не обращать внимание.

Илья Ильич не относится предвзято к своим слугам, он добр и снисходителен к ним.

Особенности ведения хозяйства

Как единственный наследник Обломовых после смерти своих родителей он должен был перенять бразды правления родовым поместьем. Во владении Обломова было приличное поместье душ в 300. При налаженной системе работы поместье приносило бы значительный доход и обеспечило бы безбедное существование. Однако Обломов, при всей видимой заинтересованности в улучшении дел, не спешит реформировать Обломовку. Причина такого отношения крайне проста – Илье Ильичу лень вникать в суть дела и поддерживать установленный порядок, а дорога в Обломовку для него совсем непосильная задача.

Илья Ильич то и дело пытается переложить это занятие на плечи других людей. Как правило, наемные работники удачно пользуются доверием и равнодушием Обломова и работают не на обогащение Ильи Ильича, а на обогащение своего кармана.

После открытия скрытых махинаций Обломов доверяет дела в поместье Штольцу, который так же и продолжает заниматься Обломовкой и после смерти друга, во благо его сына.

Таким образом, главный персонаж одноименного романа Гончарова не лишен положительных качеств характера. У него определенно был потенциал для развития своих талантов и способностей, но Илья Ильич не использовал его. Результатом его жизни стало бесцельно проведенное время, лишенное каки-либо прогрессивных стремлений.

Образ Ильи Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера

5 (100%) 1 vote

История создания

«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить <…> У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки ». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» - «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» - «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. "Вскоре, - писал Гончаров, - после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» - у меня уже в уме был готов план Обломова". Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск , быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым стали обитатели вымышленной им Обломовки. Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского . Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Сюжет

Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич вместе со своим слугой Захаром живёт в Петербурге , на Гороховой улице, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы - упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры - не могут сдвинуть его с места.

Его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую и впоследствии после долгих раздумий и отступлений предлагает ей жениться.

Однако поддавшись интригам Тарантьева, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему, на Выборгскую сторону, попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно все хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в «обломовщине ». По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, узнав об этом, Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон, и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной Иван Мухояров, который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. В этот же момент Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. От всего этого Илья Ильич заболевает горячкой.

Действующие лица и некоторые цитаты

  • Обломов, Илья Ильич - помещик, дворянин, живущий в Петербурге . Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений.

".ленив, чист, “добряк”, умен, честен, романтичен, чуток, “голубинно” нежен, открыт, чувствителен, потенциально способен на многое, нерешителен, быстро “загорается” и быстро “потухает”, боязлив, отчужден, безволен, доверчив, иногда наивен, не разбирается в делах, физически и духовно слабый.

Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку. Всё знаю, всё понимаю - но силы и воли нет. Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве . Страсть надо ограничить: задушить и утопить в женитьбе .
  • Захар - слуга Обломова, верный ему ещё с детства.
  • Штольц, Андрей Иванович - друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный.
Это не жизнь, это какая-то… обломовщина (ч.2, гл.4). Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей.
  • Тарантьев, Михей Андреевич - знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый.
  • Ильинская, Ольга Сергеевна - дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца.
  • Анисья - жена Захара.
  • Пшеницына, Агафья Матвеевна - хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена.
  • Мухояров, Филипп Матвеевич - брат Пшеницыной, чиновник.

Второго плана

  • Волков - гость в квартире Обломова.
  • Судьбинский - гость. Чиновник, начальник отделения.
  • Алексеев, Иван Алексеевич - гость. " безличный намек на людскую массу!".
  • Пенкин - гость. Писатель и публицист.

Критика

  • Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»). // Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX-XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. С.454-522. ISBN 978-5-91304-151-7

См. также

Примечания

Ссылки

  • Гончаров И. А. Обломов. Роман в четырех частях // Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1998. Т. 4
  • Отрадин М. В. Проф., д.ф.н. «Обломов» в ряду романов И. А. Гончарова.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Облицовочный камень
  • Обломок империи (фильм)

Смотреть что такое "Обломов" в других словарях:

    обломов - См … Словарь синонимов

    ОБЛОМОВ - герой романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848 1859). Литературные источники образа О. гоголевские Подколесин и старосветские помещики, Тентетников, Манилов. Литературные предшественники О. в произведениях Гончарова: Тяжеленко («Лихая болесть»), Егор … Литературные герои

    ОБЛОМОВ - Герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Роман был написан в период с 1848 по 1859 г. Илья Ильич Обломов помещик, потомственный дворянин*, образованный человек 32–33 лет. В молодости был чиновником, но, прослужив всего 2 года и тяготясь службой,… … Лингвострановедческий словарь