Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Описание княжны мэри герой нашего времени. Герой нашего времени. Княжна Мери

Офицер Печорин, главный персонаж «Героя нашего времени» (см. полный текст этого романа по главам), приезжает на отдых в Пятигорск. Этому прежнему прожигателю жизни уже наскучили бурные светские скандалы, чьим центром он так часто бывал в недавнем прошлом. Печорин теперь склонен смотреть на жизнь глазами разочарованного скептика, но его сильная волевая натура всё же продолжает иногда возбуждать в нём тягу к интригам и приключениям.

В Пятигорске Печорин встречает знакомого ему по службе юношу Грушницкого. Имея всего 21 год от роду, Грушницкий пока даже не офицер, а юнкер в солдатской шинели. Человек пустоватый, любитель красивых фраз, наигранных страстей, напускных поз, он жаждет сделаться героем романа.

Среди блеклого общества, которое собралось лечиться водами, выделяется недавно приехавшая из Москвы княгиня Лиговская с юной, прелестной дочерью, княжной Мери. Они как раз проходят мимо Печорина и Грушницкого. Грушницкий пытается привлечь внимание Мери как бы невзначай, но громко произнесённой сентенцией: «я ненавижу людей, чтобы их не презирать». Он добивается цели: Печорин вскоре случайно видит, как сердобольная Мери подаёт Грушницкому стакан, который тот уронил у источника. Юнкер делает вид, что сам не может поднять его из-за раненой ноги.

Красота Мери производит впечатление на Печорина.

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

13 мая

Друг Печорина, умный и проницательный доктор Вернер, вхож в дом Лиговских. Он рассказывает про интерес Мери к Грушницкому, а также про то, что у Лиговских заходил разговор о самом Печорине: княгиня-мать излагала подробности одной его шумной светской «истории» в Петербурге. Вернер видел у Лиговских незнакомку с чёрной родинкой на щеке. Печорин догадывается: это, скорее всего, Вера – женщина, с которой он некогда имел любовную связь.

Гуляя по бульвару, Печорин видит Мери с матерью, сидящих на скамейке в окружении молодых людей. Он устраивается на соседней лавочке, останавливает пару проходящих офицеров, возбуждает их смех занимательными и весёлыми рассказами. Мало-помалу вся молодёжь со скамейки Лиговских перетекает к нему – к недовольству и раздражению Мери.

16 мая

Чтобы ещё больше раззадорить княжну, Печорин в одной лавке перехватывает у неё и её матери покупку – персидский ковёр. Мери хотела повесить его у себя в комнате, а Печорин приказывает покрыть этим ковром лошадь и провести её под окнами Лиговских.

Мери оказывает явную благосклонность Грушницкому, но Печорин своими дерзкими выходками всё сильнее привлекает её внимание. Грушницкого он возбуждает настойчивее ухаживать за княжной, но и язвит его «случайными» замечаниями о том, что Мери лишь кокетничает с ним.

На прогулке у грота Печорин встречает сидящую в одиночестве Веру. Хотя он не дал ей, ничего кроме страданий, верина страсть при виде бывшего любовника вспыхивает вновь. В Пятигорск она приехала с мужем-стариком, о её прежнем знакомстве с Печориным здесь никто не знает. Вера говорит, что она и Печорин смогут встречаться, не возбуждая подозрений, лишь у её родственников Лиговских. Вера просит Печорина найти способ быть принятым в этом доме и для пущей секретности притвориться влюблённым в Мери.

Вечером Печорин в черкесском костюме выезжает на конную прогулку. На обратном пути он поит лошадь в овраге и вдруг видит гуляющее верхом общество. Впереди едет Мери, рядом с ней Грушницкий рассыпается в высокопарных фразах. Ударив своего коня плетью, Печорин неожиданно выезжает из оврага прямо перед ними – к большому испугу Мери, принявшей его за черкеса. Печорин «успокаивает» её дерзкой фразой: «Не бойтесь, мадам! Я не более опасен, чем ваш кавалер».

21 мая

Вера при случайном свидании вновь уговаривает Печорина познакомиться с Лиговскими. Назавтра назначен бал – Печорин решает станцевать там с Мери.

22 мая

Бал в ресторации. Печорин замечает сильную неприязнь местных дам к чересчур красивой Мери и случайно слышит, как некий драгунский капитан обещает одной толстячке «проучить» княжну.

Печорин приглашает Мери на вальс. Торжествуя, что этот наглец подошёл к ней первым, княжна дерзит с ним. Но тут неизвестный пьяный господин, подбитый драгунским капитаном, делает Мери неприличное приглашение на мазурку. Юная княжна приходит в страшное замешательство, едва не падает в обморок посреди зала. Однако Печорин со своим всегдашним самообладанием твёрдо принуждает пьяного уйти.

Княгиня-мать подходит благодарить его за это и приглашает бывать у них в доме.

23 мая

В сопровождении Грушницкого Печорин идёт к Лиговским, где встречается с Верой, делая вид, что она незнакома ему. Грушницкий восхищается пением Мери, но Печорин продолжает распалять княжну насмешливостью: «Люблю музыку… после обеда особенно, хорошо усыпляет». Мери принимает сухой тон, однако интерес к Печорину явно разгорается в ней всё сильнее.

29 мая

Печорин снискивает себе у Лиговских репутацию отличного рассказчика. Мери слушает его с интересом. Печорин делает вид, что не хочет мешать её разговорам с Грушницким, но она вдруг замечает: «У вас очень мало самолюбия! Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»

3 июня

Печорин размышляет, зачем он затеял игру с Мери, и приходит к выводу: первейшая его страсть – «подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»

Грушницкий торжествует: его произвели в офицеры. Он пока скрывает свою радость от Мери: хочет поразить её, появившись в мундире, который уже себе заказал. Печорин вновь с издёвкой намекает Грушницкому, что Мери его «надувает» – и слышит в ответ: «Мне жаль тебя, Печорин!»

Всё общество едет на прогулку к глубокому провалу на Машуке. В дороге Печорин рядом с Мери злословит насчёт окружающих. Княжна порицает его за это. В ответ Печорин произносит отчасти наигранную, но отчасти и искреннюю тираду: «С детства окружающие не понимали меня, читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было, подозревали в лукавстве и двоедушии, в лживости – и от этого во мне действительно родились и укрепились злые страсти. Люди сами довели меня до отчаяния, но не бурного, а холодного, бессильного, прикрытого любезностью. Если вам смешно – смейтесь!»

На глазах у Мери выступают слёзы. Она задумчива до конца прогулки. Печорин рад, что возбудил в ней одно из сильнейших женских чувств – сострадание.

4 июня

Вера, которая уже ревнует Печорина к Мери, послезавтра уезжает с мужем в Кисловодск. Она поселится там на втором этаже дома, куда через неделю приедут и Лиговские, чтобы занять первый этаж. Вера зовёт ехать вслед за собой Печорина.

Назавтра назначен бал, куда Грушницкий собирается впервые придти в офицерском мундире. Печорин уговаривается танцевать мазурку с Мери. Вечером у Лиговских он с чувством рассказывает историю своей любви с Верой, прикрыв всё вымышленными именами. Вера очень тронута, а гости с волнением слушают рассказ до двух часов ночи.

5 июня

Грушницкий сшил себе мундир с неимоверной величины, с эполетами, загнутыми кверху в виде крылышек амура. Впрочем, уже подозревает, что Печорин волочится за Мери, и обеспокоен этим.

Начинается бал. Придя туда, Печорин краем уха слышит, как Грушницкий жарко объясняется с Мери, говоря, что она переменилась к нему, и умоляя не лишать его своей любви.

Печорин подходит к ним. На задорный вопрос Мери, как ему нравится мундир Грушницкого, Печорин отвечает: «В мундире он еще моложавее». Грушницкий в ярости от того, что о нём отозвались, как о мальчике. Узнав ещё, что Печорин отбил у него мазурку с Мери, Грушницкий шипит: «Я этого не ожидал от тебя!» – и не скрывает, что намерен мстить.

Против Печорина явно составляется враждебная шайка из молодёжи во главе с Грушницким и драгунским капитаном. Но вражда и опасность только подхлёстывают в нём решимость и отвагу.

Сажая Мери в карету после бала, Печорин в темноте незаметно целует ей руку.

6 июня

Вера уехала с мужем в Кисловодск.

7 июня

Печорин приходит к Мери. Она требует объяснений насчёт поцелуя руки. Сказав в ответ: «Простите меня, княжна! Я поступил как безумец... Зачем вам знать то, что происходило до сих пор в душе моей!», он театрально поворачивается и уходит.

От доктора Вернера Печорин узнаёт: везде ходят слухи, что он женится на Мери. Их распускает шайка Грушницкого.

10 июня

Чтобы сильнее разжечь страсть Мери разлукой, Печорин уезжает в Кисловодск. Здесь он украдкой встречается на прогулках с Верой, но страстно жаждет ожидаемого вскоре приезда Лиговских. В Кисловодск съезжается и шайка Грушницкого.

11 июня

В Кисловодск прибыли Лиговские. Печорин с удивлением замечает, что история с Мери сильно возбудила его. Он размышляет: «Неужто я влюблён?» Думает о страстности женщин, всегда уступающих упорному, неотступному ухаживанию. Сознаёт: кроме женщин, он ничего на свете не любил и всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнью.

12 июня

На конной прогулке Печорин ведёт лошадь Мери через быструю речку. От вида стремительного течения у неё кружится голова. Она едва не падает из седла, но он быстро перехватывает её за талию – и, крепко прижав, слегка целует в щёку.

Потрясённая Мери восклицает: «Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?» Печорин с видом равнодушия спрашивает: «Зачем?»

В сильнейшем волнении Мери уезжает от него к остальным спутникам. Весь остаток прогулки она лихорадочно говорит и смеётся.

Вечером Печорин едет на одинокую прогулку верхом. Проезжая на возвратном пути мимо трактира, он случайно слышит там разговор компании Грушницкого. Драгунский капитан советует проверить смелость гордеца Печорина: пусть Грушницкий вызовет его стреляться на шести шагах, а в пистолеты тайно от него не положим пуль. Печорин ждёт, что Грушницкий откажется от такого низкого обмана, но тот, помолчав, даёт согласие.

На следующий день Мери признаётся Печорину, что всю ночь не спала. «Знайте, я всем могу пожертвовать для того, которого люблю... О, отвечайте скорее, сжальтесь». – «Я вам скажу всю истину, – говорит он ей. – Я вас не люблю».

Мери, бледнея, просит: «Оставьте меня». Печорин пожимает плечами и уходит.

14 июня

Наедине он думает: «Почему же я не ответил Мери согласием? Потому что как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! Свободы моей не продам. Не знаю сам, почему».

15 июня

Записка Веры Печорину: «Приходи ко мне вечером. Муж уехал, а прислугу я услала на выступление приезжего фокусника».

По пути на любовное свидание Печорину кажется, что за ним следят. Поднявшись к Вере на второй этаж около десяти часов, он около двух ночи спускается с её балкона на связанных шалях. В окне на первом этаже зажжён свет. Печорин видит там Мери, сидящую на кровати с опущенной головой.

Он спрыгивает на землю, но тут его вдруг стараются схватить Грушницкий и драгунский капитан, который кричит: «Будешь у меня к княжнам ходить ночью!..» Они, впрочем, не вполне узнают его в темноте и не знают точно, от кого именно из дома он вышел. Печорин сбивает капитана с ног ударом кулака и убегает. Вдогонку ему стреляют, едва не попав.

16 июня

Наутро Печорин идёт завтракать в ресторацию с вернувшимся в город мужем Веры. Сев в угловой комнате, они слышат, как за стеной Грушницкий рассказывает своей компании: «Вчера ночью Печорин прокрался к Мери. Мы пытались его схватить, но он убежал. Какова княжна? а?»

Печорин неожиданно выходит из двери, обвиняет Грушницкого в клевете и вызывает его на дуэль. Секундантом Грушницкого соглашается стать драгунский капитан, а Печорина – Вернер. Вернер идёт договариваться об условиях поединка и, вернувшись, сообщает о своём подозрении: драгунский капитан изменил прежний план. Раньше он собирался оставить пистолеты незаряженными, но теперь решил положить пулю в пистолет одного Грушницкого.

Стреляться решают в глухом ущелье, убитого – на счёт черкесов. Ночь перед дуэлью Печорин проводит без сна, в раздумьях: «Я чувствую в душе своей силы необъятные и предназначение великое. Однако давно изменил ему: увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы, орудия казни обречённых!» (См. Монолог Печорина «Зачем я жил?..»)

----------------

Свои записки Печорин продолжает уже в крепости Максим Максимыча, куда его выслали за дуэль. Он повествует в них, как утром в день поединка они с Вернером приехали в ущелье. Доктор предложил кончить дело полюбовно. Печорин выставил условие этого: Грушницкий должен публично извиниться перед ним и признаться в клевете. Тот отказался.

Печорин тогда настоял сделать условия дуэли ещё опаснее: стрелять по жребию на узенькой площадке, наверху видимой отсюда скалы. Тот, кто станет целью выстрела, должен стать на самый её край. Так даже лёгкая рана будет смертельна, ибо неизбежно падение с обрыва.

Грушницкий вроде бы колебался, сознавая подлость заговора, при котором пуля будет положена только в его пистолет. Но потом согласился.

Дуэль Печорина с Грушницким. Картина М. Врубеля, 1891

По жребию первый выстрел достался Грушницкому. Наведя пистолет на Печорина, он вначале опустил его со словами: «Не могу!» Но услышав восклицание драгунского капитана: «Трус!» – выстрелил. Пуля слегка оцарапала колено Печорину, однако он успел отбежать от пропасти.

Очередь стрелять перешла к Печорину. Он искал на лице Грушницкого признаки раскаяния, но тот, кажется, улыбался. Тогда Печорин подозвал Вернера и попросил его проверить, есть ли пуля в пистолете. Её не оказалось. Пистолет перезарядили под бессильные протесты драгунского капитана.

«Грушницкий! Еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все», – проговорил Печорин. «Стреляйте, – закричал в ответ его соперник. – Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла». Печорин нажал курок – и Грушницкий упал со скалы.

В большом волнении Печорин до вечера одиноко скакал на коне. Вернувшись домой, он получил письмо от Веры : «Муж сообщил мне, как ты вызвал Грушницкого на дуэль. Я пришла в такое волнение, что рассказала ему всё про нас. Он велел немедленно запрягать карету и уезжать из города. Мы больше никогда не увидимся. Я верю, что ты останешься жив! Не правда ли, ты не любишь Мери?».

Печорин как безумный поскакал вслед за Верой. Но его конь от быстрого бега пал и издох совсем недалеко от цели. Печорин долго и горько рыдал в степи из-за того, что так и не смог навсегда попрощаться с женщиной, которую когда-то любил. Всю ночь он пешком добирался до Кисловодска.

Начальство догадалось о причине смерти Грушницкого. На другой день Печорин получил приказ ехать в крепость Н. Он пошёл попрощаться с Лиговскими.

Княгиня-мать приняла его довольно дружелюбно, сказав, что если он желает жениться на Мери, то «я не против, хотя вы гораздо беднее нас». Печорин попросил разрешения поговорить с княжной наедине.

Та вскоре вошла. «Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. – обратился к ней Печорин, стараясь быть спокойным. – Вы должны презирать меня».

«Боже мой!» – едва выговорила Мери.

Печорин боролся с желанием упасть к её ногам, едва преодолевая себя.

«Я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать. Какое бы вы дурное мнение обо мне ни имели, я ему покоряюсь».

«Я вас ненавижу», – воскликнула Мери с блистающими глазами.

Печорин почтительно поклонился и вышел.

Через час он уехал из Кисловодска. «Отчего я не хотел ступить на путь, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает, томится, ходит целый день по прибрежному песку и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там желанный парус...»

Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»

Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»

Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»

Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»

Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

(Роман, 1839—1840; опубл. отдельным изд. без предисл. — 1840; 2-е изд. с предисл. — 1841)

Мери, княжна — героиня одноименной повести. Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны М. в романе обрисован подробно и выписан тщательно. М. в романе — страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент разоблачения Груш-ницкого. Не ради М. осуществляется этот опыт, но М. втянута в него игрой Печорина, поскольку имела несчастье обратить заинтересованный взор на лжеромантика и лжегероя. Одновременно с образом М. в романе связана проблема любви — подлинной и мнимой.
Сюжет повести основан на любовном треугольнике (Груш-ницкий — М. — Печорин). Избавляясь от влюбленности в Грушницкого, М. влюбляется в Печорина, но оба чувства оказываются иллюзорными. Влюбленность Грушницкого — не более чем волокитство, хотя он искренно убежден в том, что любит М. К тому же Грушницкий — не жених. Влюбленность Печорина — мнимая с самого начала. Чувство М., оставшись без взаимности, перерастает в свою противоположность — ненависть, оскорбленную любовь. Ее «двойное» любовное поражение предопределено, ибо она живет в искусственном, условном, хрупком мире; ей угрожает не только Печорин, но и «водяное общество». Так, некая толстая дама чувствует себя задетой М. («Уж ее надо проучить...»), и ее кавалер, драгунский капитан, берется это исполнить. Печорин разрушает замыслы и спасает М. от клеветы драгунского капитана и его шайки. Точно так же мелкий эпизод на танцах (приглашение со стороны пьяного господина во фраке) выдает всю неустойчивость, казалось бы, прочного социально-общественного положения княжны М. в свете и вообще в мире. Беда М. в том, что она, чувствуя разницу между непосредственным душевным порывом и светским этикетом, не отличает маску от лица.

Наблюдая за княжной М., Печорин угадывает в ней это противоборство двух начал — естественности и светскости, но убежден, что «светскость» в ней уже победила. Дерзкий лорнет Печорина сердит княжну, но сама М. тоже смотрит через стеклышко на толстую даму; в юнкере Грушницком М. видит разжалованного офицера, страдающего и несчастного, и проникается к нему сочувствием; пустая банальность его речей кажется ей интересной и достойной внимания. Герой решает показать М., как ошибается она, принимая волокитство за любовь, как неглубоко судит о людях, применяя к ним обманчивые и обезличивающие светские мерки. Однако М. не вмещается в те рамки, в какие заключил ее Печорин. Она выказывает и отзывчивость, и благородство. Она способна на большое и глубокое чувство; в конце концов понимает, что ошиблась в Грушницком, и не может предположить интриги и коварства со стороны Печорина. Она вновь обманывается, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: он принял М. за обычную светскую девушку, а ему открылась и ответила любовью глубокая натура. По мере того как герой пленяет М. и ставит на ней свой жестокий опыт, ирония исчезает из его рассказа. Опыт Печорина венчается «формальным» успехом: М. в него влюблена, Грушницкий развенчан, честь М. защищена от клеветы, пущенной Грушницким и шайкой драгунского капитана. Однако результат «смешного» развлечения («я над вами смеялся») драматичен и вовсе не весел. Первое глубокое чувство М. растоптано; шутка обернулась низостью; М., постигнув относительность светских законов, в то же время должна заново учиться любить человечество. Здесь уже недалеко до мизантропии, до скептического отношения к любви, ко всему прекрасному и возвышенному. Автор оставляет М. на распутье, и читатель не знает, сломлена она или найдет силы преодолеть «урок» Печорина.

1. Образ Бэлы.

2. Образ Мери.

3. Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов - один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера - светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла -дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» - такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен - она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери - образ девушки высшего света, а Бэла - обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть - вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» - мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце...».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе - они служат для детализации психологического портрета главного героя - современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.


В центральной главе «Княжна Мери» заложен главный мотив романа: побуждение Печорина к активным действиям, любопытство, подталкивающее к новым экспериментам с участием людей, желание понять их психологию, безрассудность в поступках. Анализ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» покажет противопоставление Печорина «водяному» обществу. Его отношение к нему и обществу в целом.

«Княжна Мери» ежедневник Печорина, где в подробностях описан каждый прожитый день. Помимо сухих дат Григорий в малейших деталях дает полный анализ событий, происходящих с его участием и с участием других людей. Словно под микроскопом рассматривает Печорин каждый сделанный шаг, исследует души людей, пытаясь докопаться до мотивов их поступков, делиться с дневником личными переживаниями и эмоциями, испытанными лично им.

Доктор Вернер первый, сообщивший Григорию о приезде Веры на курорт. При встрече с ней Печорин понимает, что до сих пор испытывает к ней чувства, но можно ли назвать это любовью. Появлением в жизни Веры, он внес определенный хаос в ее семейную жизнь. Он мучит ее, между делом забавляясь с молоденькой княжной Мери, затеяв новую игру с новым персонажем.

Его целью стояло влюбить в себя девушку, развеяв серые будни очередной забавой. Соблазнение тем приятней, что он знал, как его ухаживания заденут Грушницкого. Парень явно влюблен в княжну, но Мери не воспринимала его всерьез, считая скучным и занудным. Распушив павлином хвост Печорин начал ухаживать за ней. Приглашал на прогулки, танцевал с ней на светских вечерах, засыпал комплиментами. Он не знал для чего ему это надо. Мери он не любил, и быть с ней не собирался. Исключительно из желания насолить другому человеку, отыгравшись на чувствах той, которая влюбилась в него по-настоящему. Впрочем, все как всегда. Печорин в своем репертуаре. Вторгшись без спроса в чужую жизнь, он в очередной раз заставил страдать тех, кто отнесся к нему по-человечески.

Комедия стала трагедией. Мери оклеветали. Печорин знал, чьих рук дело грязные слушки, распускаемые по округе. Он не хотел, чтобы имя девушки полоскали на каждом шагу. Выход был один пригласить Грушницкого на дуэль. Перед началом дуэли Печорин решил вновь поэкспериментировать над главным участником, из-за которого разыгралась драма. Свой пистолет Печорин не зарядил и стоял перед Грушницким совершенно безоружный. Таким образом, он пытался проверить насколько ненависть Грушницкого способна захлестнуть его, затмив всякий разум. Чудом Григорий остался жив, но вынужден был убить лжеца.

Кто же такой Печорин на самом деле, хороший человек или плохой. Однозначного ответа на этот вопрос не найдется. Он противоречив и неоднозначен. Положительные качества характера переплетаются с плохими качествами, вводя нас в заблуждение.

В этой главе четко отслеживается формирование личностных черт главного героя. Сам Печорин считал, что общество, подобное Грушницкому сделало из него морального инвалида. Он неизлечим. Болезнь поглотила Печорина целиком, не оставив шансов на выздоровление. Печорин погряз в безысходности, тоске и апатии. Он перестал видеть яркие краски, радовавшие его взор на Кавказе. Скука, одна скука и ничего более.