Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Каково отношение печорина к водяному обществу. Сочинение на тему: Печорин и общество (роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Роль композиции в раскрытии проблемы личности и общества

Коллекция сочинений: Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «исследовать душу человеческую».

Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин – главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей».

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», так как Печорин «бешенно гоняется за жизнью», но ничего от неё не получает, а Онегин просто «плывёт по течению».

Подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, — решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развёрнутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причём он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» — это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ «водяного общества» даётся также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом всё «водяное общество» противопоставлено Печорину. Однако всё же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведёт себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от неё, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешенно гоняется за жизнью», Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, — раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает ещё более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развёрнутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намёками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «…петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, «хозяйках вод»: «…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Всё то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, «водяное общество» — не случайная тема в романе, Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

Анализ повести «Княжна Мери». 1 урок. Запись от 11 мая. Действие начинается с описания прекрасного пейзажа, который передает чувства, мысли, да и духовный мир героя, и этим автор как бы нагнетает события. Мы видим героя вполне жизнерадостного, тонко чувствующего красоту природы. Место действия – Пятигорск. Экзотический пейзажа. Печорин - рассказчик Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Печорин чувствует красоту природы, умеет видеть е краски, слышать е звуки, любоваться ею, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Кроме того, он рассказывает о природе языком художника, раскрываясь, таким образом, перед читателями как талантливый человек. Слово Печорина точно, выразительно, лирично: «моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике»… «Водяное общество» Общество съехавшихся для лечения на водах. Семейства помещиков и военные. Княгиня Лиговская с дочерью Юнкер Грушницкий Вера и ее муж Драгунский капитан Каков смысл жизни представителей «водяного общества»? Какое место занимает Печорин среди них? Так ли он далек от этого общества? Отношение Печорина к «водяному обществу» Скептик - тот, кто во всем сомневается, ко всему относится скептически, недоверчиво. Циник - человек, имеющий дeмoнстрaтивнo прeнeбрeжительное отношение к oпрeдeлнным нрaвствeнным традициям и этичeским ритуaлaм, кaк мeшaющим или избытoчным для рeшeния прaктичeских зaдaч. «Водяное общество» пошлость, грязные интриги. ничтожные интересы, мелочный эгоизм. корыстные расчеты Печорин благородный, страдающий от своих недостатков человек. Печорин уже настроен скептически, он подмечает все мелочи одеяния прохожих и сразу дает точную характеристику встречным. Он видит несколько «печальных групп», также принадлежащих «водяному обществу», которые с негодованием отвернулась от него, едва увидев армейские эполеты. Печорин встречает еще группу мужчин, но уже составляющих другой класс (класс военных), которые мечтают о столичных гостиных. Печорин не относит себя к этому классу, он символически обгоняет их, хотя по сути в нем есть что - то и от них, но он не ставит перед собой таких низких целей, он стремится к лучшему, он считает себя выше всех. Печорин довольно кратко описал первую встречу с «водяным обществом», однако очень содержательно и достаточно, чтобы понять его отношение; хотя черты общества изложены им очень доказательно, но все же полностью согласится с ним - значит быть «оглушенным» его красноречивой речью и полностью не осмыслить, что же представляет собой «водяное общество», каков смысл жизни его представителей, какое место занимает Печорин среди них, и, вообще, так ли он далек от этого общества, как нам кажется. Мы узнаем, что «водяное общество» составляют в основном семейства помещиков и военные. Они ведут обычный образ жизни, немного скучный, однообразный, расплывчатый и невыразительный, потому и назвал герой это общество водяным, из - за схожести свойств. Грушницкий. Печорин встречает Грушницкого - старого его знакомого и сразу дает ему точный портрет, слегка иронично, а потом и вовсе готов раскрыть все его пошлые черты. Грушницкий. Юнкер. Пародия на разочарованность Франт. Проблема современного поколения. ФРАНТ 1. Нарядно одетый человек, щеголь, модник. Ходит франтом: сапоги рантом. Поговорка. В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. Пушкин. Столичный франт со стеклышком в глазу. Некрасов. Здесь кажут франты записные свое нахальство, свой жилет. Пушкин. 2. О незаслуживающем уважения, одобрения человеке (пренебр.). Этот франт - приятель отъявлен мотом, сорванцом. Грибоедов. Иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд. Чехов. «На узкой дороге…» Печорин Грушницкий Желает произвести эффект своими речами Произносит готовые пышные фразы Способен на искренность Не способен на «возвышенное, глубоко действующее на чувства и воображение слово» Сложный человек, характер которого остается неясным даже после прочтения романа. Это обыкновенный юноша, которого нетрудно понять. В конце концов в нем побеждают злоба и ненависть. Отношение Печорина к Грушницкому. Печорин уже знает его будущее, он знает все «слабые струны» людей и умело ими пользуется, что все больше подчеркивает его индивидуализм и эгоизм. Трагедия Грушницкого. Грушницкий хоть и не идеален, но он привлекателен и симпатичен нам пока носит солдатскую шинель, пока им еще не совсем овладело самолюбие. Он верит в свое счастье с Мери, тем самым он все больше походит на романтика, но средства, которыми он собирается добиться цели, лишь унижают его, и он становится ничтожным. Его производят в офицеры, и он сливается с толпой, толпой поклонников княжны, так по капельке общество все больше разрастается и все больше притягивает к себе других, но не этот факт ужасен, а тот, что это «безликое» общество просто и бесцельно существует. На Грушницком новый мундир, новые эполеты и это делает его высокомерным. Грушницкий ведет с героем вполне толковый диалог, что задевает самолюбие Печорина: Грушницкий говорит почти его словами, тогда Печорин с легкостью входит в свою «роль» (конечно эта роль не суть его жизни, но как часто приходится к ней прибегать из зависти или презрения) и усмехается над ним, дразнит его, описывая княжну Мери, и тут же передразнивает Грушницкого, подделываясь под его тон. Но и этого ему мало, он не доволен собой, для него это редкий случай унять свою скуку. Своими поступками он попросту растрачивает свои силы, и приносит страдания другим людям. Но мы знаем, что он и сам глубоко страдает. Печорин очень самокритично относится к себе, что возвышает его в глазах читателя. Характер героя не столько сложен, сколько противоречив и неоднозначен: печальное ему смешно, смешное - грустно. Печорин не хочет тревожить себя воспоминаниями, он не желает жить прошлым, он живет настоящим, однако когда узнает о прибытии Веры, перед нами появляется второй Печорин. Его чувства борются с рассудком (этому свидетельствует внутренний монолог, который ведет герой, чувствуя ужасную грусть), но это всего лишь душевный порыв. И все - таки, попадая в очередные условия существования, Печорин ведет свою игру, участниками которой становятся: Грушницкий, Мери, княгиня Лиговская, Вера и ее муж Семен Васильевич - те самые представители «водяного общества», ставшие «жертвами» Печорина. Княжна Мери Мери - неглупая, молодая, хороша собой, она, конечно, не расчетлива и не особо разбирается в людях, но это не делает е менее романтичной и привлекательной. Она испытывает чувство сострадания ко всем несчастным и видит свое счастье в счастье своего возлюбленного. Она способна на «глубокое» чувство и это выделяет ее среди других, Она лишь дитя «водяного общества». Достигнув своей цели, она тот час же сольется с этим обществом. Игра Печорина с Мери. Злит Мери. Интригует. Совершает благородный поступок. Ухаживает. Берет власть над Мери, использует в своих целях. Печорин тоже несчастлив и об этом он лично говорит в исповеди к Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испортилась, умерла, я ее отрезал и бросил…другая жила к услугам каждого ». Печорин берет власть над Мери, использует ее просто в виде орудия против Грушницкого, но этим он преследует и еще одну цель - ему нужна Вера, которую он все - таки любит. Печорин видит пищу в страданиях других, по - другому он не может жить, он не способен приносить себя в жертву, он не намерен преклонятся перед кем - либо, его жизненная энергия не находит применения в этой жизни, среди этого общества, и он причиняет боль окружающим. В дуэли с ним погибает Грушницкий. Для Печорина это всего лишь эксперимент, при этом он совершенно равнодушен к своей жизни… Надежды Мери о любви терпят крах: Печорин довольно холодно объясняется с ней и уезжает, а трагедия Мери - это такая же трагедия и для княгини. Печорин вмешивается в жизнь Веры и, может быть, разрушил бы е, если бы она не уехала. Он распоряжается судьбами людей, он переступает границы добра и зла. Автор не дает своей оценки ни Печорину, ни «водяному обществу». «Болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает», - скажет Лермонтов в предисловии, которое было написано после всего романа. И что же если Печорин - «это портрет, составленный из пороков нашего поколения», то, может, «водяное общество» - это портрет, составленный из наших представлений о счастливой жизни? Тогда нам нужно изменить свои взгляды на жизнь; «многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие - в отношении цели». Так Печорин всегда в действии, он ищет смысл жизни, его энергия не находит применения, его переполняют идеи, а «тот в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…». А «водяное общество» - оно бездействует. Почему Печорин ведет дневник? Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал», - единственный «достойный собеседник», с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это – душевная память Печорина. Жизнь его, кажется, разменивается на пустяки, и поэтому ему особенно важно увидеть смысл происходящих событий, сохранить их след, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передана в стихотворении «И скучно, и грустно…».

Действия романа проходят около 1840-х годов XIX века, в годы Кавказской войны. Об этом можно говорить достаточно точно, так как само название романа «Герой нашего времени» явственно указывает, что в собирательном образе автор, по , собрал пороки своих современников.

Итак, что мы знаем об обществе того времени?

Время действия романа совпадают с эпохой правления императора Николая I, ставшего известным своими охранительными и консервативными взглядами. Ознаменовав начало правления подавлением выступления декабристов, всю последующую политику император вел на укрепление прежних порядков.

Вот так оценивал ситуацию историк В.О. Ключевский: «император поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами».

40-е годы XIX-го века – время закостенения общественной жизни. Образованные люди того времени, к которым без сомнения принадлежал как и сам Лермонтов, так и Печорин – потомки людей, побывавших в Европе во время заграничного похода русской армии 1813 года, воочию увидевших грандиозные преобразования, которые имели место в Европе того времени. Но все надежды на перемену к лучшему погибли 26 декабря во время подавления выступления декабристов на сенатской площади.

Молодые дворяне, в силу юности, обладавшие безудержной энергией, а в силу происхождения, свободным временем и образованием, зачастую не имели практической возможности реализовать себя иначе, чем через утоление собственных страстей. Общество, в силу внутренней политики государства, оказалось заперто в уже тесных рамках самодержавия. Это было очевидно еще прежнему поколению, поколению «победителей Наполеона», воодушевленному не только военной победой, но и свежей невообразимой доселе мыслью об общественном устройстве в произведениях Руссо, Монтескье, Вольтера и др. Это были люди уже новой эпохи, которые искренне хотели служить новой России. Однако, вместо этого наступил тотальной застой, «удушающая атмосфера» николаевской эпохи, остановившая Россию на 30 лет.

Упадок русской общественной жизни времен Николая I вызвали тотальная цензура и бездумное сохранение ветхого. Нравственное и моральное вырождение дворянства, не имевшего возможности самореализации в созидании, автор собрал в образе героя нашего времени – Печорине. Григорий Александрович, по своим задаткам способный человек, вместо созидания, разменивал свою жизнь на устранение страстей, в конечном итоге, не видя в этом никакого удовлетворения или пользы. Через весь роман сквозит ощущение бессмысленности существования, ненужности, невозможности совершить что-то действительно важное. Он ищет смысл, ему все быстро скучнеет, он не видит ничего действительно важного в собственном существовании. По этой причине, герой не боится смерти. Он играет с ней, играет с чувствами других людей. Из-за этой внутренней пустоты герой пускается из одной истории в другую, попутно ломая чужие судьбы. Показателен момент после смерти Бэлы, когда Григорий вместо скорби закатывается смехом в присутствии Максима Максимыча, повергнув последнего в оторопь.

Дикое стремление ощутить вкус жизни, приводит героя в далекую Персию, где он .

Образ Печорина – образ просветленной части России, которая в силу объективных причин не смогла реализовать свой потенциал в созидательных целях, на благо общества, выплеснув энергию в саморазрушение, через поиск смысла жизни в падении, дозволении ранее недопустимого. Трагедия героя романа в бессмысленности и безразличии. Бездумная лихость, готовность к смерти по любому поводу — проявление нездорового общества. Этими качествами можно восхищаться, но не стоит забывать, что они могли появиться только тогда, когда собственная жизнь имеет невысокую ценность для своего обладателя.

Для России стагнация общественной жизни и мысли вылилась в крах Крымской войны середины 50-х годов XIX века. На смену провалившейся охранительной политике Николая I, пришла эпоха более либерального государя Александра II. На место Печорину – герои нового времени, как, например, центральный персонаж повести «Отцы и дети» Евгений Базаров – революционер и демократ, который также далек от созидания, но свою энергию реализует не на собственных пороках, а на пороках общества.

Пятигорск, Елисаветинский источник, где собирается "водяное общество". Идя бульваром, Печорин встречает "большею частию семейства степных помещиков", которые провожали его взглядами "с нежным любопытством", но, "узнав армейские эполеты... с негодованием отвернулись". Местные дамы благосклоннее, они "привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы!"

Печорин обгоняет толпу мужчин, которые "составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы..."

Лермонтов описал этих снобов чрезвычайно метко и язвительно И не случайно он собрал на водах настоящую "больницу": Мери лечится от чего-то, Грушницкий и Вернер хромы, девушка-контрабандистка ведет себя как ненормальная, мальчик слеп, Вера смертельно больна... Среди них и Печорин становится "нравственным калекой", лишенным обычных человеческих чувств.

Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением "совершенно нового мира искусства", увидевшего в нем "глубокое знание человеческого сердца и современного общества", "богатство содержания и оригинальность", в печати звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа - "эстетическая и психологическая нелепость", а в самом произведении "философии, религиозности русской народной и следов нет". Но как бы мы ни оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя, а паноптикум "водяного общества" помогает глубже раскрыть этот образ.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе "Княжна Мери". Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной "эксперимент" Печорина. Вся жизнь героя - это цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его - постижение истины,.,природы человека, зла, добра, любви. Именно так л происходит в случае с Грушницким. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он - посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость - "драпироваться в необыкновенные чувства", "страсть декламировать". Он стремится играть модную среди юношей роль байронического разочарованного героя, "существо, обреченное каким-то тайным страданиям". Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша са моуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком "Мне жаль тебя, Печорин", - вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин Мери влюбляется в него, забыв о Груш-ницком Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой стороны Он оказывается не таким уж безобидным Он становится мстительным, а потом - бесчестным, подлым Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека Эксперимент Печорина удался" Здесь с полной силой проявилось "демоническое" свойство его натуры "сеять зло" с величайшим искусством Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью Потом предлагает Грушницкому примирение Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Урок русской литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

УРОК 4. «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Тема: «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Цель: Показать и увидеть то, как быстро меняются взгляды Печорина при встрече с Грушницким.

Задачи:

    углубить представления ребят о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения;

    формировать первоначальные понятия о жанре социально- психологического романа.

Концепция:

На уроках ученики следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мери» мы видели Печорина в кругу, социально более близком, однако столкновение с отдельными людьми показано здесь как конфликт с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мери» – самая большая по объему часть романа.

Изучению повести можно посвятить два урока. На первом из них сосредоточим внимание на поединке с «водяным обществом», в которой вступает Печорин. «Почему этот поединок оказывается неизбежным? Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?» - таковы центральные вопросы этого урока. Одного из учеников просим написать план на доске, выявляющий основные эпизоды повести. Такое задание обычно вызывает затруднение, ибо сюжет растворен в дневниковых записях, события – в оценках. Вместе с тем логика сюжета подчеркивает, как неумолимо нарастает напряжение, как одно столкновение следует за другим.

Чтобы учащиеся поняли, в чем причина остроты поединка, предлагаем им дать оценку каждого из событий (встречи с Мери у «колодца», в магазине, бал в ресторации, дуэль и т. д.) с точки зрения Печорина и других персонажей повести, мнения которых зафиксированы в журнале Печорина. Этот прием работы над текстом помогает увидеть несовместимость Печорина с «водяным обществом» и презрение к нему. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Поиски мотивов его поведения облегчены тем, что перед нами дневник, в котором он исповедуется бесстрашно, сам пытаясь понять противоречия своего характера и поведения.

«Одинаковым ли человеком предстает Печорин в обществе и наедине с самим собой? Зачем Печорин ведет дневник?» – спрашиваем у класса. Для Печорина при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина – и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делаю это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты.

Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.

Далее предлагаем классу такие вопросы: почему Печориным владеет «отрадное чувство», когда утром он видит город и горы? Как меняется интонация повествования, когда от пейзажа Печорин переходит к описанию толпы? Почему Печорину удается привлечь внимание обожателей мери? Когда и почему против Печорина составляется «враждебная шайка»? Какие качества и действия Печорина разрушают все планы его врагов?

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, «водяное общество» полагает, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но в отличие от Онегина болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемой двумя различными чувствами. Первое было грусть: за что они меня все ненавидят? – думал я. За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу». Переход от иронии к грусти, от не к ядовитой злости, побуждающий действовать, чтобы не оказаться игрушкой в руках ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к «водяному обществу» в целом и в частности к Грушницкому. И далее мы останавливаемся на отношении Печорина и Грушницкого. Печорин вводит в дневник спутников этого периода своей жизни характеристиками, точность которых предстоит проверить в дальнейшем течении событий.

Чтобы выявить представления учеников о Грушницком, показываем иллюстрацию Врубеля к «Герою нашего времени», на которой изображена Княжна Мери, подающая стакан Грушницкому. Таким ли ученики представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене? Выявив с помощью иллюстрации читательские впечатления, переходим к анализу текста. Как соотносятся характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрылось в нем? Первое представление о Грушницком пронизано с иронией. Однако в этой первой характеристике Грушницкий скорее смешон, чем страшен, скорее жалок, чем опасен. Печорин при всей ироничности довольно добр.

Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? «Врожденная страсть противоречит» в Печорине не только признак его рефлексии, борьбы со своей душой, со своей судьбой, но следствие постоянного антагонизма в отношениях с обществом. Все окружающее так ничтожно, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на других, поступать вопреки, делать наоборот.

Беседа в классе развивается такими вопросами: почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Кто более искренен в этом разговоре (Запись от 16 мая). Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему Печорину удается одним ударом разоблачить Грушницкого, сказав Мери, что он юнкер? В чем проявляется «воинственный дух» Грушницкого? Почему в нем» борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Наблюдая за тем, как расходятся подлинные чувства и поведение Грушницкого (отношение к Мери, Печорину, эполетам…), ученики убеждаются в том, что он все время старается кому-то подрожать. В нем иногда проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня напоминает именины Татьяны. (Упоминание имени Пушкина в предшествующем эпизоде как бы направляет поток ассоциаций в сторону его романа). Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку. Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского:

« - Я этого не ожидал от тебя, - сказал он подойдя ко мне и взяв меня за руку.

    Чего?

    Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она мне призналась...

    Ну, так что ж? А разве это секрет?

    Разумеется, я должен был этого ожидать от девчонки, от кокетки… Уж я отомщу!»

Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от его патетического романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого отменяют соперничество. Печорину до поры Грушницкий кажется настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева. Однако низость Грушницкого рассердит Печорина всерьез: «…про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи». Предательство Грушницкого Печорина ранит, но он готов простить «приятелю» его злость, его мелкое самолюбие за минуту честности.

Готовность Печорина к человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет, не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в человеке, прежде чем совершить возмездие. И далее мы переходим к анализу эпизода дуэли. Почему Печорин идет на дуэль? Что говорит о его готовности к смерти? Какие стороны души Печорина открывает ночь перед дуэлью? Почему и как в поединке продолжает испытывать Печорин после дуэли? Ответы на эти вопросы помогают ученикам понять, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не за себя только, за то, что человек и перед смертью кривляться и лгать, за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком самолюбие оказывается сильнее честности.

В заключении урока рассматриваем иллюстрации Врубеля к эпизоду и обдумываем, почему художник избрал момент, когда Грушницкого на площадке уже не было, какие чувства заметны в лице и позе Печорина, чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителю спиной, почему место дуэли нарисовано как голые скалы.

Дома предлагаем прочесть статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий»; ответить на вопросы: чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

Структура урока:

Основная идея урока:

...конфликт героя и общества как социального целого, как исторической среды, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих судеб.

Учебные проблемные ситуации:

Почему поединок Печорина с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Можно ли было избежать дуэли между вчерашними приятелями?

Есть ли в конфликте между героем и обществом победители и побежденные?

Экспозиция.

До сих пор мы следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.

Беседа.

Определите основной конфликт повести. Как вы думаете, почему журнал Печорина начинается с описания пейзажа? Как меняется интонация, когда от описания природы автор переходит к описанию «водяного общества»? Почему против Печорина составляется «враждебная шайка»?

I учебная ситуация.

Почему поединок с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Беседа.

Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?

Характеристика событий.

В чем же причина остроты поединка, дадим оценку каждого их этих событий, которые мы увидели в этой повести: встреча Мери у «колодца», в магазине, в ресторации, дуэль, которые зафиксированы в журнале Печорина. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Одинаковым ли человеком предстоит Печорин в обществе и наедине с самим собой?