Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Образы героев из произведения история одного города. Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин

/ / / Образы градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «Истории одного города»

« » - один из самых необычных романов русского гения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Если судить по названию, то можно подумать, что данное произведение является некой летописью. Однако на самом деле это сатирический роман, в котором автор изобразил состояние народа во времена самодержавия.

Произведение охватывает период с 1731 по 1825 год. Но это лишь условные рамки, выбранные сатириком. Ведь ситуация в стране не изменилась и во второй половине XIX столетия. И подобное происходило не только на территории царской России, но и в других странах, где народ ощущал себя угнетенным самовластием. Таким образом главной проблемой романа являются взаимоотношения власти и народа. Содержание всех глав, так или иначе, сводится к этой проблеме. Каждая глава оголяет одну из граней самодержавия. Какой бы градоначальник не правил в романе, последствия были одинаковы – смятение и новые испытания для жителей.

Итак, в книге изображена жизнь одного города, который имеет красноречивое название – Глупов. Автор акцентирует внимание в предисловии на том, что данный рассказ – это подлинная история города. Особое место в ней занимают градоначальники. Их образы своеобразны и типичны одновременно. Все они становились начальниками как бы по воле случая. И это не совсем выдумка автора. Есть немало примеров в истории, когда властьимущими становились случайные люди. Ведь иногда только от симпатии царя зависела та или иная должность человека.

Роман является сатирой на реальное устройство общества. Но в нем есть место и для фантастики. В части с названием «Органчик» градоначальником становится человек, у которого на месте головы красуется органчик. В другой главе правит начальник с фаршированной головой. К тому же, читателя удивляют фантастические эпизоды с оловянными солдатиками и ломающимися избами. Для чего же нужны в сатирическом романе такие фантастические образы? Автор считал, что даже в самых нелепых чудных вещах можно рассмотреть аллюзию на реальность. История градоначальника с органчиком доказывает, что для управления городом Глуповым не обязательно наличие головы. Достаточными оказались две записанные фразы: «Разорю и не потерплю!» Ведь запугивание было основой царского самодержавия. Салтыков-Щедрин подчеркнул это при помощи гротеска.

Глуповские градоначальники были разными: жаждущими деятельности и пассивными; либеральными и консервативными. Но результат их правления всегда одинаков – разорение жителей и пресечение «крамолы».

Опись начальников города ведется от до Угрюм-Бурчеева. Последний являет собой особо зловещий образ. Он имеет неограниченную власть. И направляет свое могущество на превращение города в «идеальную» казарму. В его понимании, все жители обязаны маршировать день и ночь, придерживаясь прямой линии. То есть, быть простыми марионетками. Антигуманный смысл самодержавия показан автором очень точно. Возможно, что прототипом Угрюм-Бурчеева является Аракчеев. Но вероятнее то, что это собирательный образ.

Портретные характеристики всех городских управителей в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина реалистичны, несмотря на гротеск или фантастику. Внешность героев зачастую совпадает с их внутренней сущностью. Автор при помощи сатиры пытался повлиять на ситуацию в обществе.

Роман Салтыкова-Щедрина стал знаменит благодаря галерее неординарных образов градоначальников. «История одного города» заслужено приобрела одобрение современников и сегодня вызывает интерес у современных читателей.

Салтыков был тонким иронистом, владеющим богатейшей стилевой палитрой, смелым и язвительным писателем-сатириком. Наиболее разнообразно и ярко его сатирический талант проявился в цикле «Сказки» и романе «История одного города» (1870) — одном из величайших произведений русской литературы, шедевре литературно-художественной сатиры. Существовали ли у персонажей из произведения "История одного города" прототипы? Давайте выясним этот вопрос.

Глупов переживает в своей истории эпоху непрерывных бунтов и смены правителей. Как и должно быть в настоящем художественном произведении, здесь нет прямолинейных исторических параллелей, но упоминаемое в изображаемой событийной фантасмагории слово «санкюлот» и имя одного из лидеров Великой французской революции Марата (поставленные в нарочито пародийный контекст) играют роль смысловых «сигналов», наводящих читателя на нужные автору ассоциации. Рассказываемое далее наводит на столь же верные ассоциации с десятилетиями «женского правления» в России XVIII в.

Гротесковые образы претенденток в градоначальницы ни в коей мере не страдают схематизмом — они обладают вполне реалистической характерностью. Фигура каждой из «градоначальниц» при своей несомненной полной фантастичности жива и колоритна, обрисована красочно и броско в произведении "История одного города". Прототипы этих героинь выискивает уже не одно поколение исследователей.

События в Глупове развиваются все более стремительно. Вот уже «некоторая авантюристка Клемантинка де Бурбон» «предъявила права свои» и сместила Ираидку, которая, впрочем, не сдалась, а «собрав награбленные в казне деньги, в виду всех взлетела на воздух». Начинает править Клемантинка, а вместе с ней некие «пан Кшепшицюльский и пан Пшекшицюльский». Эти имена — тоже весьма определенный смысловой сигнал, после которого читатель неминуемо вспоминал модную тогда тему то и дело затеваемых поляками политических интриг, заговоров и т. п., и изображаемое еще больше насыщалось не только историческими, но и современными политическими ассоциациями.

Вскоре поляки свергли и немку Амальку. Анелька Лядоховска, в свою очередь придя к власти, немедленно велела ставить в Глупове католические костелы.

Так каковы же прототипы градоначальников в "Истории одного города"? Разумеется, «Ираидка», «Клемантинка», «Амалька», «Анелька» и прочие «градоначальницы» не могут быть прямо соотнесены с Екатериной I и Екатериной II, Анной Иоанновной, Анной Леопольдовной, княжной Таракановой, Мариной Мнишек из Смутного времени XVII в. и т. д., равно как неизменные «пьяные солдаты» (при помощи которых устраиваются в Глупове перевороты) не есть прямой намек на братьев Орловых, гвардейские полки и т. п., да автор к этому и не стремится. Его условная ироническая образность, гротесковые ситуации в своей непосредственной конкретности предельно удалены от русской исторической реальности. Салтыковым создан сказочный мирок в произведении "История одного города". Прототипы в нем специально отыскивать было бы не совсем правильно. Однако создан он по извечному принципу крупных писателей: «Сказка ложь, да в ней намек» (А.С. Пушкин). Потому необходимо подчеркнуть, что щедринская «История одного города» — произведение весьма точное в историческом смысле. Исследователи не раз отмечали, что, при всей демонстративной условности и запутанности перипетий, его общественно-исторические аллюзии поразительно четки. Однако это художественная четкость — точность образов, ассоциаций и интонаций (а не «научная» точность). Образы салтыковского произведения нередко напоминают фантасмагории Иеронима Босха, достигая при этом конгениальной им силы. Условная фантастика и эзопов язык послужили Салтыкову-Щедрину средством приближения к глубинной сути исторических фактов.

Подобно «градоначальницам», нет особого смысла искать прямые прототипы и фантастическим образам градоначальников Глупова (Урус-Кугуш-Кильдибаев, Ламврокакис — «беглый грек», Брудастый с «органчиком» в голове, Прыщ с «фаршированной головой», Фердыщенко, который «вздумал путешествовать», и др.). Градоначальник Угрюм-Бурчеев, который «разрушил старый город и построил другой на новом месте», неоднократно сопоставлялся с Николаем I и его государственной деятельностью. Однако в этом не больше смысла, чем в попытках напрямую соотносить «Ираидку», «Клемантинку» и т. д. с кем-то из реальных русских цариц. Скорее здесь гротесковый образ правителя-волюнтариста, правителя-тирана, который, не считаясь с реальностью, пытается осуществлять «революцию сверху».

Точно так же «путешественник» Фердыщенко — образ правителя-имитатора, который втайне не способен ничем управлять и реальную работу подменяет трескучими эффектами. Так, чтобы ознакомиться с жизнью своих сограждан «на местах», он затевает путешествие из угла в угол городского выгона. Везде во время остановок ему задавались пиры, толпа его приветствовала, изображая «народную любовь», — «стучали в тазы, потрясали бубнами, и даже играла одна скрипка». Запутавшись в созданной им же неразберихе, такой градоначальник способен только вызвать для усмирения «глуповцев» воинскую команду. Итак, мы вкратце разобрали произведение "История одного города". Прототипы его героев, надеемся, теперь вам ясны.

Летописьный список градоначальников (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина явилась новаторским произведением не только по форме, но и по содержанию. Опираясь на исторические труды Карамзина, Пыпина и других историков, писатель выводит галерею правителей Глупова, воссоздаёт в их облике историю российского самодержавия с 1731 по 1826 год. При этом Салтыков-Щедрин не даёт точных датировок. Писателю важно было создать образ времени, раскрыть суть той или иной эпохи. Пародируя исторические теории и документы, автор повествует о зарождении государственности головотяпов, добровольно отказавшихся от свободы, «протакавших её».

Жители Глупова сознательно закабалили себя, переложив ответственность за свою судьбу на князя. Перед читателем чередой проходят градоначальники. Их образы даны по принципу градации: вначале летописец показывает, что они не лишены человеческих черт (Клементий, занимающийся макаронами, беглый грек Ламврокакис, бригадир Баклан, «происходивший по прямой линии от колокольни Ивана Великого, Пфейфер, ничего не совершивший за время своего правления). Но каждый следующий градоначальник теряет свою человеческую сущность. Одни из них превращаются в неодушевлённый механизм. Так произошло с Брудастым, внутри которого находился органчик, и майором Прыщом с фаршированной головой. Другие становятся страшнее механизма в своём стремлении искоренить всё живое. Таков в романе Угрюм-Бурчеев, бывший прохвост, разрушивший город.

В описи, предшествующей основному повествованию, летописец приводит полный список градоначальников Глупова, давая каждому из них яркую характеристику. При этом летописец отмечает, что претензии на власть каждого последующего градоначальника становятся неоправданны. Достаточно вспомнить череду правительниц Глупова. Ираидка Палеологова посягала на власть в связи с тем, что её муж когда-то был градоначальником. За ней следует Клемантинка де-Бурбон, которая ссылается на то, что её кавалер был когда-то правителем. Её смещает Амалия Карловна Штокфиш, бывшая помпадурша губернатора. Заканчивают эпоху смуты самозванки: Матрёнка-ноздря и Дунька-толстопятая. В подобной иносказательной форме Салтыков-Щедрин изобразил эпоху дворцовых переворотов XVIII века с участием Елизаветы Петровны, Екатерины и т.д.

Наиболее ярким образам градоначальников отводятся целые главы. Первая глава называется «Органчик». Она посвящена правлению Дементия Варламовича Брудастого. Этот градоначальник оказался жестоким обманщиком. Жители Глупова возлагали немалые надежды на него в процветании науки, торговли, искусств. Но с первого своего появления Брудастый предстал «молчаливым» и «угрюмым». Он немедленно стал «ловить и сечь» обывателей для поддержания своей власти. При этом он каждый раз произносил одно и то же: «Не потерплю! Запорю!». Таким образом подчёркивается механичность, автоматизм этого правителя. Он занят лишь написанием указов, позволяющих пороть обывателей. Свою волю он насаждает бессмысленным насилием. Неудивительно, что по городу распространились слухи о том, что это не человек, а механизм, кукла, которую сделал мастер Байбаков. Гротескно летописец изображает поломку органчика, который не устаёт произносить: «П… п... лю!». Безначалие в городе привело к смуте. Кульминацией главы является встреча двух органчиков. Оба являются самозванцами. Народ в конце «безмолвствует». Финал главы открыт. Он знаменует собой череду грядущих, ещё более жестоких правлений.

Не менее ярким представителем власти в Глупове явился бригадир Петр Петрович Фердыщенко, бывший деньщик князя Потёмкина. Ему посвящена глава «Голодный город». По своей простоте целых десять лет он ни во что не вмешивался. Но внезапно стал активным деятелем. Своей жестокостью он утолял алчность и любострастие. Пожары и голод свирепствовали в городе при этом градоначальнике. Власть развратила Фердыщенко, потому что он никогда не обладал моральными качествами, которые помогли бы ему противостоять этому. Подобно князю Потёмкину он совершает путешествие по своей вотчине. Она представляет собой выгон для скота со множеством навозных куч. Каждый раз его торжественно встречает толпа, состоящая из четырёх человек с тазами и бубнами. Единственное, что интересует Фердыщенко в этом путешествии, - это обеды, которые по случаю приезда устраивает «благодарный народ». Недаром на одном из обедов он умирает от обжорства.

Не менее колоритна фигура Василиска Бородавкина. Он показан в главе «Войны за просвещение». Он поставил себе цель изучить деяния предшественников. Этот градоначальник посчитал совершенно необходимым насаждение цивилизации в Глупове с помощью лаврового листа и горчицы. Тем самым он чуть было не уморил голодом всех жителей. Ради достижения своей бессмысленной цели он отправляется в поход на глуповцев. Так он хотел усмирить крестьян, не желавших повиноваться ему. Ради возникновения цивилизации Бородавкин создал вооружённый отряд из оловянных солдатиков и идет походом на Стрелецкую слободу. Идея его настолько жестока и бессмысленна, что даже оловянные солдатики наливаются кровью при виде разграбленных изб, растоптанных полей.

Поистине самым трагичным для Глупова стало правление Угрюм-Бурчеева – существа, лишь внешне похожего на человека (глава «Подтверждение покаяния, заключение»). Только ему летописец дает портретную характеристику, остальные градоначальники безлики. Особо автор обращает внимание на его «деревянное лицо», никогда не освящённое улыбкой. В прошлом это прохвост – уборщик нечистот. В своё время ради начальника он отрубил себе палец. Он постоянно давал себе команды, спал на голой земле. Во всех действиях этого градоначальника угадывалась страсть к уравниванию. В нём настолько глубоко коренилось желание повсеместно уничтожить жизнь, что он целиком разрушил старый город. Самое страшное, что он заставил глуповцев разрушать свои избы. Даже течение реки он хотел подчинить своей воле. Река здесь символизирует неистребимость жизни, которую ненавидит Угрюм-Бурчеев. Всеми средствами он пытается запрудить реку. Но «мрачному идиоту» не удалось добиться своей безумной цели. Жизнь нельзя остановить, она сильнее власти и разрушения. Река смыла преграду. Это означало победу жизни над произволом. В финале романа появляется символическая сила – «оно». Таинственное «оно» уносит Угрюм-Бурчеева и заставляет народ хотя бы на мгновение устыдиться своим жалким существованием. Скорее всего, «оно» олицетворяет стихийный крестьянский бунт, который будет иметь трагические последствия.

Таким образом, история города Глупова – это череда непрекращающегося бессмысленного насилия, единственного средства управления у ничтожных, бесчеловечных правителей.

1. Амадей Мануйлович Клементий (1731 - 1734 гг.) . В прошлом - прекрасный повар- макаронщик. Оказался в России благодаря герцогу Курляндскому. Дослужился до градоначальника. Требовал от жителей искусно стряпать макароны. Оказался в Березове за измену.


2. Фотий Петрович Ферапонтов (1734 по 1738 .) Бригадир. Р В прошлом - парикмахер того же герцога. Основная деятельность: борьба с теми, кто не платил налоги. Любимое занятие: взирание на тех, кого били розгами. Судьба: съеден в лесу злыми псами.


3. Иван Матвеевич Великанов (1738 по 1740 .) Деятельность: утопил в речке директора экономии, ввел налог по 3 копейки с каждого(лично для своих нужд) . Бил капитан - исправников. Отправлен в острог за любовную интригу с Авдотьей Лопухиной. .


4. Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев (1740 - 1745) Капитан-поручик из лейб-гвардии. Был " отважным", брал штурмом город, которым правил. Уволен.


5. Ламврокакис (1745 - 1756) . Грек, бежал из страны без чина, имени и даже отчества. Занятие: торговля. С Сторонник классического образования. Был съеден клопами.


6. Иван Матвеевич Баклан (1756 по 1761) Бригадир. Высокого роста (три аршина три вершка). Считал, что родственник Ивана Великого. Во время страшной бури расчленен пополам.


7. Богдан Богданович Пфейфер (1761 по 1762 .) Гвардии сержант. Из Голштинии. Ничего не делал и уволен за невежество.


8. Дементий Варламович Брудастый (1762) Вместо мозга в голове - органчик. Работал над интонацией фразы " не потерплю", с помощью которой общался с горожанами. В Его боялись. Любил собирать недоимки. Анархия и войны - вот результат правления.


9. Семен Константинович Двоекуров (1762 по 1770) . При нем две улицы были вымощены. Появились пивоварни. Принуждал выращивать горчицу и лавровый лист. Хотел открыть академию. Любил бить жителей города. Умер сам.


10. Маркиз Антон Протасьевич де Санглот (1770 - 1772) Из Франции. Веселый человек. Любил петь неприличные песни. Судьба: уволен.


11. Петр Петрович Фердыщенко (1772 по 1779) Из солдат (из денщиков Потемкина). До 1778 в городе, им управляемым,было спокойно. Не умен, косноязык. Недоимки не собирал. При нем в городе был голод и пожар. Умер от обжорства во время путешествия по окрестностям города.


12. Василиск Семенович Бородавкин (1779 по 1798 .) Активно боролся с недоимками, собрав 2, 5 рубля. При нем стала популярной карточная игра ламуш и прованское масло. Сделал зеленой одну улице и одну мостовую замостил. Вместо академии построил дом для арестантов.При нем было четыре войны за просвещение и 3 войны против просвещения. Собирался поджечь город, но случайно умер.


13. Онуфрий Иванович Негодяев (1798 по 1802) . Происхождение: из крестьян. Был истопником в Гатчине. Брал камни с мостовых и строил памятники. Город при нем пришел в упадок, а жители стали " шерстяными"..


14. Ксаверий Георгиевич Микаладзе (1802 по 1806 .) Из князей Добрейший. Умел общаться с улыбкой. Обожал женщин. При нем росло население. Умер от истощения сил.. 15. Феофилакт Иринархович Беневоленский (1806 - 1811 .) Статский советник, товарищ Сперанского. Жители его любили и толстели. Влюблен в купчиху Распопову, Обожал поесть. Переводил с латинского философов и придумывал проповеди для священников. Приказывал жителям есть горчицу и использовать прованское масло. Получал дань за откуп. Отправлен в ссылку за связь Бонапартом.


16. Иван Пантелеич Прыщ (с 1811 г. , определенное число лет). Офицер. При нем руководили городом сами глуповцы. Голова у него была фаршированной. Погиб от дворянина


17. Никодим Осипович Иванов (1811 - 1819 гг.) Статский советник, глупец. Не понимал законы, умер от усердия понять указ.


18. Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио (1811 - 1821 гг.) . Родился во Франции. Любил дамские платья и лягушек. Да и был девушкой. Отправлен на родину


19. Эраст Андреевич Грустилов (1815 и 1825 гг.) Статский советник. Приятель Карамзина. Меланхолик. Любил женщин и сочинять сладострастные стихи. Дань с откупа при нем была высока: пять тысяч рублей в год.


20. Угрюм-Бурчеев Жители отмечали его идиотизм и бессовестность.Разрушитель старого города. Почивал на земле. Людям приказал носить военную форму, заниматься маршировкой, беспрестанно работать. Его не стало во время какого-то природного явления. Исчез во время странного природного явления.


21. Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский Майор. Из тех, кто въехал в город на белом коне. Сумел спалить гимназию и раскритиковать все науки.


Градоначальники правят в городе с говорящим названием Глупов.

Сатира - резкое высмеивание политических и социальных пороков. Сатира всегда направлена против общественных недостатков.

Идейный ученик Белинского, М. Г. Салтыков-Щедрин успешно воплотил эту идею в жизнь.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в 1826 году, а умер в 1889 году. Он состоял в кружке петрашевцев, за что в 1848 году был арестован. Все это, разумеется, нисколько не увеличило его симпатий к самодержавию. Салтыков-Щедрин написал множество сатирических произведений,*высмеивающих режим. Среди них особенно ярко выделяется «История одного города ».
Она была написана в 1869-1870 годах. В этом произведении Салтыков-Щедрин показывает историю одного провинциального города Глупова. За образец он берет «Повесть временных лет» и труды Ключевского и Соловьева: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, сизым орлом нырять под облакы...»
Во многом повествование напоминает историю Российского государства. Салтыков-Щедрин высмеивает глупость, невежество и самодурство Образы градоначальников .

В свое время наши предки, устав от междоусобной борьбы, пригласили на княжеский престол варяжского князя. Так же поступили и глуповцы. Однако князь оказался не настолько глупым, чтобы пасть так низко и править еще более глупыми глуповцами. Он прислал в город своего наместника. С тех пор на «престоле» города Глупова пошла сменяться череда правителей, которые могли. бы занять достойное место в кунсткамере. О событиях, этому предшествовавших, повествует зачин. Глуповцы пытались воплотить в жизнь те народные поговорки, которые характеризуют действия пустые и ни к какому результату не приводящие: «Волгу толокном месили, рака с колокольным звоном искали».

Вернемся же к нашим градоначальникам. Сам летописец дает им опись, будто это предметы.

Градоначальники, подобные Ламврокакису, моего внимания не заслуживают, так как автор уделил им мало места в своей летописи. Стоит только отметить явную аналогию между Клементием А. М. и Меншико-вым А. Д. Подобно летописцу, я начну с Органчика, он же Брудастый. Его прибытие похоже на прибытие гоголевского ревизора. Многие произведения Салтыкова-Щедрина похожи па повести Гоголя. Автор использует и аллегорию.

Приезд Брудастого огорчил глуповцев. Им хотелось начальника радостного, с улыбкой, Салтыков-Щедрин использует гротеск, то есть преувеличение. Возгласы: «Разорю!» и «Не потерплю!» - вполне можно принять за недостаток ума, комплекс неполноценности. Первые же попытки сблизиться с народом привели Органчика к срыву на нервной почве. В результате наступила почти полная потеря речи. Когда у Градоначальников появился двойник, власти обратили на это внимание. Прибыл чиновник, который усадил обоих Градоначальников в сосуды со спиртом. Путь в кунсткамеру был проложен.

В Глупов пришла новая беда: пагубное безначалие. За семь дней в городе сменилось шесть градова-
Чальниц. Последняя из них была съедена клопами (гротеск), а две другие загрызли друг друга в клетке (аллегория и фантазия). Наконец, в город прибыл Двоекуров.

Сие правление было самое доблестное. Поэтому автор устыдился высмеивать прототипа Петра I.

Следующий знаменательный Образ градоначальника Фердыщенко. Он был ласков со всеми и ни во что не вмешивался. Но Фердыщенку «смутил бес». Он свел в могилу Аленку и едва не сделал то же с Домашкой, за что на город обрушились бедствия (аллегория). Потом Фердыщенко вздумал путешествовать. Во время одного из этих путешествий он умер от объедания (гротеск, аллегория и фантазия).

Бородавкин - прототип Екатерины И. Здесь Салтыков-Щедрин проводит прямую параллель: сначала войны за просвещение, потом против просвещения.

Применяя фантазию, он описывает, как живые солдаты превратились в деревянных, которые потом не подчинились Фердыщенке.

Микаладзе - прототип Александра I. Здесь применяется гротеск: Микаладзе увеличил глуповское население почти вдвое, а затем умер от истощения сил. Нечто подобное было с Александром I, правда, не в столь крупных масштабах.

Беневоленский - прототип Сперанского и отчасти Александра П. Реформы последнего ведь тоже восторга не вызывали. Автор применяет гротеск, рассказывая о внедрении реформ. Как и Сперанский, Беневоленский был уличен в связи с Наполеоном и сослан.

Повесть о Прыще - наибольшая концентрация фантазии. Майор оказался с фаршированной головой, «в чем и уличен представителем местного дворянства».

Грустилов любил слушать токование тетеревов, будучи при этом большим проходимцем. Его сменил самый страшный из градональников - Угрюм-Бур-чеев. Ею фамилия рифмуется с фамилией Аракчеев не случайно. Он хотел построить одинаковые дома (военные поселения Аракчеева), но оказался не в силах противостоять природе. На этом История города Глупова заканчивается. Салтыков предвидит страшный конец и Российского государства, хотя до революции он не дожил.

Все произведение полно не только сатиры, но и живого юмора. Однако сатира была наиболее необходима в борьбе против режима. Салтыков-Щедрин показывает не только глупость Градоначальников , но и безволие граждан.

«История одного города » вечна, потому что вечна сатира. И теперь можно найти людей, похожих на героев «Истории».