Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Никколо макиавелли философия кратко. Макиавелли Никколо: философия, политика, идеи, взгляды

Никколо Макиавелли – философ эпохи Ренессанса, знаменит своими социально-философскими и политическими взглядами. Среди трудов, которые характеризуют философскую деятельность, наиболее популярные «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искустве», а также пьесы, романы, лирика и несколько философских рассуждений.

Никколо Макиавелли – философия кратко

Эпоха Ренессанса глубоко пересмотрела устоявшиеся взгляды Средневековья. На примере философии Никколо Макиавелли можно вникнуть в изменения: концепция божественного предопределения человеческой судьбы, занимавшая центральное место в философско-религиозных учениях, была отодвинута на второй план. Ей на смену приходит понятие фортуны или силы обстоятельств, тем самым изменяя роль человека – отныне он властен своей судьбой и обязан вступить в битву со сложившимися обстоятельствами.

Основные понятия философии Никколо Макиавелли:

  • Вирту (virtu): талант, человеческая энергия, которые стоят на одном уровне с фортуной, как движущей силой истории.
  • Судьба. Ей противоречат людская доблесть и труд.
  • Свобода воли, которая находит свое воплощение в политике.

Политическая философия Никколо Макиавелли кратко

Политик получила первенстве среди прочих учений в философии Никколо Макиавелли. По мнению мыслителя, правила и естественные причины, которые в ней заложены, позволяют человека проявить себя. Раскрываются возможности, можно принять меры в борьбе со стечением обстоятельств, даже предвидеть дальнейший ход событий, не полагаясь слепо на рок или божественное проведение, как это было свойственно предшествующей эпохе.

Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.

Политика основывается на:

  • Исследованиях качества человека и его природы;
  • Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей;
  • Объяснении реального положения вещей в обществе;
  • Уходе от утопических мечтаний, догматизма;

Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли

В основе социально-философских взглядах Никколо Макиавелли лежит принцип человеческой природы. По характеристике самого мыслителя этот принцип универсальный, так как распространяется на всех граждан государства вне зависимости от класса.

Человеческая природа, по мнению Н. Макиавелли не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, их влечет нажива. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке, о чем философ конкретнее писал в «Государе». Поскольку автор исключает божественное начало, отдаляясь от религиозных взглядов, лишь истинный правитель, по его мнению, может вести за собой народ.

Мудрый правитель, по мнению Н. Макиавелли, знаком со злом, как основой человеческой природы, но, при этом, может не удаляться от добра. В нем соединены одновременно качества льва и лисицы – достойность, честь, доблесть и хитрость, изощренность разума.

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Никколо Макиавелли, итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик родился в 1469 году во Флоренции в обедневшей знатной семье.

В 1498 году он стал секретарем «Совета Десяти»(Совет десяти занимался только охраной политической и социальной структурой венецианской Коммуны) Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. (Когда род Медичи узурпировал власть во Флоренции)После того как сменилась власть во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Впоследствии арест был заменен ссылкой. Находясь в ссылке в своем загородном имении, Макиавелли написал несколько трудов по философии, политической истории и теории военного дела.

Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521), книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531) и «История Флоренции» (1532). Всемирную известность принес ему трактат «О Государе» («Князь», 1532).

Убежденный патриот, Макиавелли считал, что все беды Италии происходят из-за раздробленности и междоусобиц, и видел спасение Италии только в неограниченной власти государя, не учитывающей каких-либо требований нравственности и справедливости, интересов церкви и благополучия подданных.

Система политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название макиавеллизма. Государь Макиавелли - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху.

Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны. Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними.

Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская. "Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государства". Этот принцип имеет более позднее происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в творческие возможности человека. Согласно его концепции, сильная личность способна противостоять случайным стечениям обстоятельств, противопоставив им свою волю и проницательность. Он полагал, что выдающийся человек способен выдержать любые удары слепой судьбы и создавать историю. В своих трудах изобразил господствовавшую тогда систему династической политики, как единственно правильную. Его книги имели колоссальный успех у современников.

Как историк он внес большой вклад в развитие историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий и рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу, а способом прогнозировать – изучение истории.

«Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты».

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вел обширную переписку. Знакомство с наследием древних, опыт государственной , дипломатической службы стали неоценимым подспорьем в последующем создании социальных и политических концепций.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убежденного патриота Макиавелли, могла стать единственным способом положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 21 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Никколо Макиавелли (1469--1527 гг.). родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, в семье Бернардо ди Николо Макиавелли (1426--1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441--1496). У него было две старшие сестры -- Примавера (1465), Маргарита (1468), и младший брат Тотто (1475). В юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно -- с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Был знаком с трудами Тита Ливия, Иосифа Флавия, Цицерона, Макробия, Древнегреческий не изучал, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха, у которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

Этот реальный жизненный опыт и оказался, может быть, главным источником всего творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды написал: "Сначала жить, потом философствовать".

Уже в молодые годы он оказался приближенным к республиканским властям Флоренции. Занимая пост секретаря комиссии Десяти -- фактического правительства Флорентийской республики, -- Никколо Макиавелли оказался в самой гуще европейской политики, неоднократно исполняя различные политические и дипломатические поручения. На этом посту Макиавелли проявил недюжинные организаторские и дипломатические способности, уже тогда прославившись, так сказать, как "человек действия". макиавелли натурфилософия мор гуманист

В 1512 году, после свержения республиканского строя во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, а в следующем, 1513 году, по подозрению в участии в заговоре он был даже арестован и подвергнут пыткам.

В итоге, Никколо Макиавелли запретили проживание во Флоренции и он был удален в свое небогатое поместье. Находясь в вынужденном бездействии, он занялся литературным и философским творчеством, написав несколько сочинений -- "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции", а также трактат под названием "Государь", ставший наиболее известным из всех его работ и принесший ему посмертную мировую славу. Произведения Макиавелли были опубликованы только после смерти мыслителя в начале 30-х гг. XVI в.

Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. Условия, в которых он жил, определялись противоречиями в трех сферах: в пределах Флорентийской республики (необходимость развития города-государства), внутри Италии (междоусобная борьба итальянских государств и папства), в рамках Европы (торговая конкуренция, участие итальянских республик в большой европейской политике).

Каково же было в то время состояние Италии? Она перестала быть государством. Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление. Италия стала ареной войн, которые иноземные державы стали вести за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.

В эти страшные годы и появилось произведение «Государь» Никколо Макиавелли, к чтению которого нужно подходить с точки зрения тех исторических событий. В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет - каким нужно быть новому государю в реальной жизни - он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории. Новый Государь Никколо Макиавелли - это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя. Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.

Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.

Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.«Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия. К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах. При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого.

Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности.

Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя. Много внимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом.

Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Правителю, по утверждению автора «Государя», может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство - «не быть ненавистным народу».

Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя. Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.

Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т.д.

Почитание и уважение государя подданными - одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки», -- утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей.

«Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя -- его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников.

Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

В одной из глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.

Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с этим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Меньше полагаться на судьбу советует автор правителю, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь должен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу.

Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека.

Не раз и не два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно, рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои».

Одно из самых важных достижений Макиавелли -- вычленение политики в самостоятельную науку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.

Исходя из требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу -- создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу -- построение нового государства.

Исследование построено строго логически, объективно. Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. «Государь» является живой картиной того времени.

Все упоминаемые лица произведения реальны. Современники автора или исторические деятели выводятся в «Государе» для того, чтобы что-то доказать или опровергнуть. В выборе имен, событий, мест сражений у Макиавелли нет ничего случайного, все выполняет определенную функцию.

Стиль «государя» необычен для научных произведений того времени. Это не стиль трактатов, а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать действие.

Произведения Макиавелли -- это выражение личности, которая хочет вмешаться в политику и историю своей страны. Макиавелли -- это человек, постигающий и раскрывающий основные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремления, решивший коренным образом изменить дальнейшее развитие своей страны.

Весьма показательной в этом отношении является глава IX о гражданском княжестве. В ней Макиавелли раскрывает взаимоотношения государя, знати и народа между собой, их интересы и цели. Власть приобретается благодаря расположению народа или знати. Знатные хотят угнетать народ, а народ не хочет, чтобы его угнетали. В итоге или знатные выдвигают из своих рядов правителя, или народ вручает этот титул своему избраннику. Власть, полученную от народа, Макиавелли считает гораздо более прочной, так как от знати государь может себя обезопасить, но от враждебно относящегося к нему народа -- нет.

Убедительно советует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненависть народа. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторону. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политической власти формируют стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.

Никколо Макиавелли краткая биография и интересные факты из жизни итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля изложены в этой статьи.

Никколо Макиавелли биография кратко

Никколо Макиавелли появился на свет в деревушке Сан-Кашано, около Флоренции, 3 мая 1469 года в обедневшей дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Добротно владел латинским языком, поэтому читал древних авторов в оригинале и разбирался в итальянской классике.

В 1498 году он получает должность секретаря Второй канцелярии, позже, но в этом же году – работу секретаря Совета Десяти. Макиавелли отвечал за дипломатию и военную сферу. Долгое время, целых 14 лет, мыслитель выполнял различные поручения правительства: вместе с членами посольства ездил в итальянские государства, Францию и Германию, составлял доклады и справки по действующим политическим вопросам, отвечал за переписку. Зато подобная работа, опыт дипломатической и государственной службы стали основой для последующего создания политических и социальных концепций.

Когда в 1512 году к власти пришли Медичи, Макиавелли из-за расхождения взглядов и споров уходит в отставку. Его, ярого республиканца, высылают на год из города. Спустя год мыслителя арестовывают как возможного участника заговора и пытают. Наконец Никколо помиловали и отправляют в поместье Сант-Андреа.

В имении у него был самый плодотворный период творчества. Он написал много работ на тему политической истории, философии и теории военного дела. В 1513 году была написана работа, которая увековечила его имя в мировой истории — «Государь». Лозунг этого трактата — цель оправдывает средства. В нем автор затрагивал вопросы объединения раздробленной политически Италии в одно сильное государство.

В 1520 году Папа Климент VII вызывает Никколо Макиавелли и назначает его историографом. Папа заказал ему написание истории Флоренции. Также ему принадлежит написание песен, новелл, поэм и сонетов.

В последние свои годы жизни пытался вернуться в политику, но безутешно. На весне 1527 года его кандидатура как канцлера Флорентийской республики была отклонена. А 21 июня 1527 года, пребывая в родной деревне, мыслитель и философ потерял сознание.

Знаменитые труды Макиавелли – «Государь», «Трактат о военном искусстве», «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия», комедия «Мандрагора», «История Флоренции».