Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Музей раскрепощенной женщины. Бассейн в храме, хлебозавод в синагоге и другие приключения культовых сооружений

Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43"34.5"N 37°33"21.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей , которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле .

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители . Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители , ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Новодевичий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой - первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия - самая вероятная - что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности - жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину - первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

С Новодевичьим монастырем связано много трагических судеб. В его стенах приняли постриг и находились в неволе царские жены, дочери и сестры, здесь пролилось много крови… Про это место ходит множество преданий и мифов. Среди легенд есть и внушающие ужас, и те, что касаются счастливых примет.

Монастырь построили по указу великого князя Московского Василия III, который отбил в 1514 году город Смоленск у литовцев. Строительство начали в 1523 году, на территории Девичьего поля, откуда отправили из Москвы назад в родной город икону Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Свое название – Девичье - поле получило из–за того, что сюда татаро-монголы свозили русских девушек, а затем везли их в полон, в Орду. От него название получил и монастырь, став Новодевичьим.


Обитель расположилась на склоне, который спускался к Лужникам. Башни и стены сначала были деревянными. Главный собор был освящен в 1525 году в честь Смоленской иконы Божией Матери. Одна версия говорит, что строительством монастыря занимался итальянский зодчий Алевиз Новый, другая, что русский мастер Нестор, погибший во время строительных работ.

Первой настоятельницей обители была боярыня из Суздаля Елена Девочкина. Позже ее причислили к лику святых.

В обитель принимали только представительниц монарших родов и знати. В их числе были царица Ирина Годунова, вдова Феодора Иоанновича, царевна Татьяна – дочь царя Михаила Романова, сестры Петра I Евдокия и Екатерина, а также первая из его жен Евдокия Лопухина. Некоторых из них постригли в монахини насильно.

Темница для царевны

Очень много полезного для монастыря было сделано еще одной сестрой Петра – царевной Софьей. Она дала средства для строительства колокольни, квадратных церквей на южных и западных воротах, трапезной палаты и Успенского храма.

Но поворот судьбы привел к тому, что именно Новодевичья обитель превратилась для Софьи в темницу. В 1689 году по указу брата ее заточили здесь и против ее воли вынудили принять постриг под именем инокини Сусанны. Кроме этого, прямо под окнами ее кельи Петр распорядился вешать стрельцов, которые стали на ее сторону в борьбе с братом за власть.

Есть предание, которое гласит, что на льду Новодевичьего пруда царь собственноручно с верными ему боярами рубил бунтарям-стрельцам головы. А так с первого раза отсечь голову не всегда получалось, что казнимым нередко причинялись страшные муки.


И сейчас, как гласит людская молва, около того пруда находятся души убитых стрельцов. Они пытаются отыскать своих палачей, чтобы отомстить им.

Часто рассказывают и о фантомах несчастных узниц, которых видели вблизи Новодевичьего монастыря. Но в них нет ничего устрашающего, напротив, они пытаются помочь оказавшимся там представительницам женского пола.

Напрудную башню Новодевичьего монастыря называют Софьиной. Есть поверье о том, что если коснуться ее подножия и загадать желание, в особенности романтического свойства, то оно обязательно сбудется. Но действует примета лишь для женского пола.

Ошибка Наполеона

Вновь вернемся к истории обители. В 1724 году по приказу Петра на ее территории открыли приют для девочек-подкидышей. Из Голландии были выписаны специальные мастерицы, которые занимались обучением воспитанниц плетению известных брабантских кружев. В те времена кружевницы в основном работали при монастырях.


В сентябре 1812 года на территории Новодевичьего разместились солдаты французской армии. Вскоре к ним прибыл и сам Наполеон, который приказал сжечь святую обитель.

В ночь с 8 на 9 октября, когда Наполеоновская армия уходила из Москвы, солдаты зажгли множество свечей перед уходом, прилепив их к деревянным иконостасам, а также побросав их лежавшую везде солому. В подклети Смоленского собора было оставлено множество открытых бочонков с порохом, на которых сверху лежали зажженные фитили. По счастливой случайности, монахиням удалось вовремя потушить начавшийся пожар.


А Наполеон, между тем, долго находился на Воробьевых горах, ожидая зарева над Новодевичьим. Для него уничтожить этот старинный и красивый монастырь – национальное достояние - стало делом чести. Он даже распорядился, чтобы солдаты вернулись и повторили поджог, если пожар не начнется.

По легенде, про этот варварский замысел узнал один из москвичей, живший недалеко от обители. Чтобы спасти монастырь, он поджег свой дом. Наполеон, заметив пламя на противоположном берегу Москвы-реки, спокойно удалился восвояси.

Свечение над могилами

После революции, в 1922 году, обитель закрыли большевики, разместив в ней «Музей раскрепощения женщины», который в 1926 году был преобразован в историко-бытовой, а чуть позже в художественный музей. Часть помещений и зданий отдали под прачечные, детские ясли, общежитие. В трапезной разместился гимнастический зал.


А 1930-х годах территория Новодевичьего подверглась «реконструкции». Там разбили сквер с аллеями и газонами. При этом были потревожены захоронения, которые находились в монастырской ограде. Через некоторое время стал проседать грунт, в земле начали появляться воронки, а по стенам новых построек пошли трещины.

А после того как сотрудница музея провалилась под землю, попав в склеп с пятью гробами внутри, в монастырь прибыла геофизическая комиссия, которая провела обследование территории монастыря и составила карту самых опасных секторов.


К сожалению, планы старого Новодевичьего некрополя были безвозвратно утеряны. Никто не подумал о том, что они могут пригодиться. Лишь несколько надгробий сохранилось.

В наше время проводились попытки восстановить старое кладбище около Новодевичьего, но обнаруженные памятники разместили не там, где они находились изначально, так как никто не знает точного местонахождения могил. В настоящее время в неприкосновенности осталось лишь небольшое количество захоронений, среди которых могилы декабристов А.Н. Муравьева, Сергея Трубецкого и М. И. Муравьева-Апостола, поэта-гусара Дениса Давыдова, генерала А. А. Брусилова, поэта А. Н. Плещеева…

А между тем бытует предание о том, что по ночам от заброшенных свечений исходит слабое свечение, что позволяет их обнаружить.

Кто украл череп Гоголя?

При советской власти возле южной части монастырской стены образовалось нынешнее Новодевичье кладбище, место захоронений представителей элиты. В 1930-е годы из закрытого Даниловского монастыря сюда переместили прах Николая Васильевича Гоголя.

С его перезахоронением связана достаточно скандальная история, которая связана с исчезновением черепа великого писателя. По слухам, его украл директор Театрального Музея Алексей Александрович Бахрушины.

В Замоскворечье есть улица имени Бахрушина, на которой располагается одноименный музей. Его основатель принадлежал к старинному роду купцов-меценатов.

Род Бахрушин шел от татар из города Касимова. До 1821 года они жили в Зарайске, затем главой семьи Александром Федорович Бахрушиным было принято решение о переезде в Москву. Здесь Бахрушины открыли кожевенные и суконные фабрики, но большую известность они получили как меценаты. Каждый год они отдавали десятую часть своего дохода на благотворительность.


Самый прославленный представитель рода Бахрушиных – это основатель московского Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин. В музее находятся множество редких изданий пьес; исторические театральные сочинения; множество театральных альманахов и журналов; дневники и записки знаменитых культурных деятелей России, к примеру, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина; коллекция балетных туфелек; подношения и подарки, полученные разными актерами.

К музею имеет отношения одна невероятная история. В 1931 году, когда проводилось перезахоронение останков Гоголя, было обнаружено, что у скелета не хватает головы. Допросили монахов Свято-Данилова Монастыря, которые рассказали, что череп был якобы украден Бахрушиным, который занимался реставрацией могилы писателя накануне его столетнего юбилея, в 1909 году.


Стали появляться слухи о том, что гоголевский череп находится в Бахрушинском музее, увенчанный венком из серебра, в ларце из палисандра со стеклянным оконцем. Эту версию подтвердил Владимир Лидин, советский писатель, который рассказывал в своих мемуарах о том, что в музее находится три черепа – Николая Гоголя, актера Михаила Щепкина и еще один неизвестный.

Впрочем, очень сложно назвать эту легенду о черепе Гоголя истинной. Ведь все Бахрушины были глубоко интеллигентные люди, что относилось и к Алексею Бахрушину. Вряд ли он мог тайком украсть мощи литератора, чтобы затем показывать их в своем музее. Вероятней всего это еще одно заблуждение.

Все вышеизложенное далеко не полное собрание чудес и легенд, связанных с Новодевичьим монастырем.


Среди москвичей, которые любят гулять в прилегающем к нему сквере, ходит поверье о том, что если встретить там полную луну, то кто-либо из ближайших родственников обязательной «достигнет степеней известных» и «пойдет в гору».

А сорванные и засушенные по весне вместе с любимым листья, якобы надолго сохранят его верность.

Откуда взялись подобные поверья, можно только гадать.

Всего 67 фото

В начале XVI столетия на левом низинном берегу Москвы-реки был построен Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада. Новодевичий монастырь был основан в 1524г. после того, как великому князю Василию III удалось вернуть Смоленск в число русских земель. В 1514г. он дал обет: Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистыя…. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле.

Место будущего монастыря тогда было известно под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Существуе легенда, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек несчастных, которые в уплату дани должны были быть отправленными рабынями в Орду. 4 сентября 1505г. Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой, которую выбрали на смотре невест из 500 кандидаток, представленных ко двору со всей страны. Но после 20 лет брака, Соломония так и не родила наследника. Боясь, что сыновья братьев станут претендовать на трон, Василий запрещал им вступать в брак, пока у него не родится сын. Основание же девичьего монастыря совпадало с бракоразводным процессом Василия III , поэтому считается, что князь «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичия монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Выступавшие против развода Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории лишился сана. А уже в начале 1526г. Василий III женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. В этом браке и родился Иван IV Грозный.Развод с насильственной ссылкой жены в монастырь был первым в истории Руси и вызвал большое неодобрение в бществе, но за ним в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали другие.При этом остаться в Новодевичьем монастыре Соломонии не удалось, и она закончила свою земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале. Княгиня-инокиня была причислена к лику святых и почитается Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз становился местом исторических событий. В 1571г. сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606г. здесь разместил своих воинов князь Шуйский, готовившийся к решающему сражению с крестьянским войском Ивана Болотникова, в 1598г. в Новодевичьем монастыре был призван на царство Борис Годунов, в 1689-1704 гг. монастырь стал местом заточения сестры Петра I царевны Софьи. Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы).А при Иване IV в Новодевичий монастырь поселились его ближайшие родственницы, и за обителью окончательно закрепился статус придворной. Так, 30 апреля 1564г. в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (Удельная), вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. В 1569г. во время опричного террора Иулианию утопили по приказу царя.


Церковь Преображения Господня над северными воротами

Освящена Патриархом Иоакимом в 1688 г.Над трехпролетными северными воротами - главным входом в монастырь высится Преображенская церковь с трапезной, построенная по типу трехчастных храмов - самое ликующе-праздничное и нарядное сооружение комплекса. Год постройки 1687 - 1688.

02 Надвратная церковь Спаса Преображения над северными воротами

В 1582г. в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана IV — царевича Ивана Ивановича. Елена Шереметьева находилась в московском монастыре как вдовствующая «царица», практически ни в чем себе не отказывая. В январе 1598г., на девятый день после смерти мужа — царя Федора I Иоанновича — из Кремля в Новодевичий монастырь переселилась его вдова — царица Ирина Федоровна Годунова (в иночестве Александра), бывшая в то время единственной наследницей престола. Ее уход в монастырь был равносилен отречению, но обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. Вместе с ней за стенами монастыря укрывался и ее брат — Борис Годунов. Трижды на Девичье поле приходили бояре и народ просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598г. в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов принял избрание на царство, но после торжественного въезда в Москву он вернулся в Новодевичий монастырь, где провел Великий пост и Пасху. И во все время царствования Бориса Годунова монастырь пользовался его особым расположением.

Во время смут монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за трон и важным стратегическим объектом для военных и политических сил. Обитель нередко страдала от этого. Но с воцарением Михаила Федоровича Романова началось восстановление Новодевичьего монастыря, его освободили от податей в казну, а у московских царей устанавливается традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии, приезжать на богомолье в монастырь.

03 Церковь Преображения Господня над северными воротами

В 1724г. в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Петр I для этого специально выписывал мастериц из Брабанта.Но для многих Новодевичий монастырь стал темницей. Именно сюда в 1689г. после стрелецкого бунта по приказу Петра I заточили царевну Софью и насильственно постригли в монахини под именем Сусанны. Позже сюда же были заточены ее сестры. А по приказу Петра I перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне были повешены ее сторонники — участники восстания. Сейчас эта башня известна как башня желаний. Существует поверье, что если приложить руку к стенам Напрудной башни, попросить исполнения желания, то оно обязательно сбудется. А некоторые оставляют на стенах целые сообщения для царевны Софьи. Есть свои имена и у других башен Новодевичьего монастыря. Так, юго-восточная башня называлась Чеботарной, так как в ней была монастрыская сапожная мастерская. Рядом с ней — Воробьевская башня, которая смотрела прямо на Воробьевы горы. Следующая башня — Ирининская — была прямо напротив покоев Ирины Годуновой. Юго-западная башня была названа Сетуньской по небольшой московской речке.

04 Врата монастыря. Главный вход в монастырь

05

Преображенская надвратная церковь

Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря - это православный храм при главном входе в Новодевичий женский монастырь. Церковь была построена в 1687-1689 годах по приказу царевны Софьи. Она является одной из жемчужин архитектурного стиля «нарышкинское барокко».

Экстерьер храма выполнен в белых и красных цветах, что придаёт ему особое величие. Купола и кресты на них покрыты позолотой. С западной стороны к храму примыкают Лопухинские палаты. Ещё эту церковь называют Храмом Спаса Преображения над северными воротами. Служила домовой церковью цариц-инокинь.


06 Церковь Преображения Господня над северными воротами.

Лопухинские палаты

С запада к Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Елены (Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I).


07 Лопухинский корпус (палаты царевны Екатерины Алексеевны)

Лопухинский корпус. Лопухинская башня
По своей композиции взаимосвязаны с Преображенской церковью. Элементы декора фасада палат аналогичны декору церкви. Кровля палат принадлежит более позднему строительному периоду. С 1964 года в палатах располагается резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

Лопухинская башня Новодевичьего монастыря - часть монастырской стены, постройка XVII века.

Эта башня в монастырской стене является одной из восьми однотипных башен, построенных в XVII веке. Она квадратная в основании, белокаменная, к вершине немного расширяется в зубчатую башню яркого кирпичного цвета. Расположена башня на северной стене.Лопухинская башня входит в архитектурный ансамбль, созданный архитектором П. Потаповым.

08 Лопухинский корпус (палаты царевны Екатерины Алексеевны). Лопухинская башня

Стрелецкая караульня при Напрудной башни. Двухэтажные палаты для стрельцов, охранявших монастырскую крепость в 1698-1705 г.гг. служили местом заточения царевны Софьи Алексеевны

10

Каменные стены и двенадцать башен Новодевичьего монастыря, возведенные по подобию кремлевских, в конце XVI века выполняли оборонительную функцию, для чего на них имелись бойницы, машикули и галерея для верхнего боя. По углам расположены круглые башни, между которыми в стенах ограды были возведены по две квадратных. При царевне Софье, в конце XVII века, стены и башни были полностью выстроены заново. Башни украсили ажурные завершения.


После Октябрьской революции в 1917-1918 гг. Новодевичий монастырь был фактически упразднен. В 1922г. его окончательно закрыли, и устроили в его стенах «Музей царевны Софьи и стрельцов», который в 1926г. был преобразован в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин». А в 1934г. Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994г. монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.Но не только богатой историей привлекает Новодевичий монастырь, но и интересным архитектурным ансамблем. Красивые и мощные каменные стены Новодевичьего монастыря длиной 900м были построены при Борисе Годунове. Каждая из башен получила свое имя: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская. Благодаря этим стенам, пригодным для различных видов боев, монастырь стал мощным фортификационным сооружением, а на его территории появились даже караульни с прямым выходом на куртины. Центр монастыря — монументальный пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века и чудотворная икона Смоленской Божией матери, по преданию, написанная самим евангелистом Лукой. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. И, возможно, руководил строительством Алевиз Фрязин. Но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. Возведение собора высотой около 42,5м заняло больше года и завершилось в 1525г. к его престольному празднику, отмечаемому 10 августа.

Смоленский собор
Смоленский собор (1524-1525) - древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, окруженный с трех сторон широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии. В диаконнике собора находился престол в честь Архангела Гавриила, небесного покровителя Василия III.

13 Смоленский собор.

В конце XVII столетия, при правлении царевны Софьи, вокруг Смоленского собора появился архитектурный ансамбль, где собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке. Любопытны жилые Мариинские кельи (за богатое декоративное убранство их называли еще русским теремом), построенные для сводной сестры Петра I — Марии, насильно принявшей постриг. Вина ее состояла в симпатии первой жене царя — Евдокии — и его сыну, Алексею. Одной встречи и одного разговора, когда царевич Алексей был в бегах, оказалось достаточным, чтобы привлечь Марию Алексеевну к следствию по делу Алексея.

Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72м (построена в конце XVII века, считается, что в ее создании принял участие Осип Старцев), с чередованием ажурных и «глухих» ярусов стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого. О ней Баженов писал: "Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего". А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор П.Д.Барановский.
Рядом с Новодевичьим монастырем расположено Новодевичье кладбище — одно из самых известных и престижных мест погребения усопших в Москве. Первые захоронения появились в XVI столетии на территории Новодевичьего монастыря, где хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий. Здесь покоится Денис Давыдов, генерал Бруссилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин. По иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря — главный маршал авиации Новиков, академики Туполев, Ландау, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. .

14 Смоленский собор.

Согласно легенде первоначально Новодевичий монастырь был заложен на месте, из которого бил сильный ключ. Строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню, которую на рубеже XVIII-XIX столетий митрополит Платон (Левшин) передал кремлевскому Чудову монастырю. В 1921г., одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия: «Вавилонским-то он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал».

15 Фрагмент карты: Россия, Москва, Девичье Поле, Колодец и ручей Вавилон (1880 год).

16 Территория монастыря



17 Памятник Денису Давыдову

Смоленский собор Новодевичьего монастыря является памятником архитектуры 16 века. Это одно из самых древних строений Москвы.Пятиглавый, благородный белокаменный Смоленский собор является не просто историческим памятником, но и одним из красивейших сооружений Новодевичьего монастыря. Он был построен в 20-е годы XVI века и является старейшим из сохранившихся построек монастыря. По периметру храм окружен галереями с арками, купола немного смещены к восточной части. Главки храмы позолочены или посеребренены


18

До революции в старой части кладбища Новодевичьего монастыря было более 2000 захоронений. Но в 30-е годы прошлого столетия была проведена реконструкция и большая часть могил была уничтожена. осталось лишь несколько десятков захоронений на территории монастыря. Одно из таких захоронений - это могила жены генерал-майора Мравинской Ольги Михайловны.На ее могиле установлено надгробие в виде мраморного ангела. Фигура ангела с поднятой рукой, глаза смотрят наверх, на небо, а крылья сложены. Скульптура установлена на постаменте. Расположена рядом со Смоленским собором и Певческимими палатами

20 Могила генерала Брусилова

Небольшая часовня фабрикантов Прохоровых, владевших Трехгорной мануфактурой, расположилась в некрополе Новодевичьего монастыря. Некрополь находится рядом со стенами Смоленского собора. Часовня была построена в 1911-1915 годах, архитектором постройки стал В.А. Покровский. Часовня Прохоровых сделана в неорусском стиле. Как утверждают сведения из семейного архива Прохоровых, в строящуюся часовню были перенесены захоронения членов семьи Прохоровых, находящиеся раньше неподалеку от Смоленского собора. Средства на строительство часовни выделял последний владелец мануфактуры - Николай Иванович Прохоров. Его отец Иван Яковлевич Прохоров много внимания, сил и средств уделял развитию и успешной жизнедеятельности монастыря. В Новодевичьем монастыре монахиней много лет жила его сестра. Сейчас часовня Прохоровых используется в качестве монастырской часовни.


21 Усыпальница Прохоровых

22

23 Успенская церковь с трапезной палатой


Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре была построена в 1685-1687 гг. как трапезный храм. Архитектурный стиль храма - Нарышкинский. Облик храма постепенно менялся, сначала храм и трапезная были окружены открытой галереей, в начале XIX веке ее разобрали. У входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Сначала храм был пятиглавый, но пятиглавие не сохранилось. Его заменили в XIX веке на одну главу. На первом этаже храма помещалась "теплая" церковь во имя Успения Божией Матери, второй этаж занимала "холодная" (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. Подняться наверх можно было по узкой лестнице, устроенной в южной стене. Сооружение храма проводилось по распоряжениию царевны Софьи, и было связано с общей перестройкой монастыря.

Освящение трапезного храма произошло в 1687 году. После революции 1917 года в Новодевичьем монастыре был создан музей, а все храмы, в том числе и Трапезный храм, были закрыты. Храм Успения Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви в 1945 году. С 1964 года здесь находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

24 Церковь Успения Пресвятой Богородицы


По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, — храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительных монастырях. Отец северного русского монашества Преподобный Сергий Радонежский завещал инокам: «твердо всем блюсти по заповедям святых отец и ничтоже особь стяжати... вся обща имети», и согласно этому завещанию у монашествующих ничего не было собственного; одежда и обувь получались «из казны», пища вкушалась за общей трапезой. «Есть и пить в трапезе всем вместе, — говорится в одном из монастырских уставов XV века, — а вне трапезы ничего не вкушать». Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов-столовых.


25 Церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой

Такие, предназначенные для удовлетворения естественных потребностей иноческой общины помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы, необходимые для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм-трапезная.


26

Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 г.) длительное, время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. метров) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.


27 Церковь Успения Пресвятой Богородицы

28

Певческие палаты. 1718-1726

29 Певческие палаты



Мавзолей Волконских.

Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди - известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание - это мавзолей князей Волконских, где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович (1786-1838) Волконские.

30 Мавзолей Волконских


Это небольшое аккуратное строение, построенное в стиле ампир. Имеет форму куба, завершенного пологим куполом. Справа- захоронение Муравьева Александра Николаевича- декабриста, создателя Первого Тайного Общества Союза Спасения

31

Храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой.
У южной стены Новодевичьего монастыря расположен храм Амвросия Медиоланского с трапезной палатой и палатами Ирины Годуновой. Храм был построен в XVI веке.
Палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью — после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители — во второй половине XVI века представляли собой замкнутую усадьбу, построенную, вероятно, для княгини Ульяны Удельной (в монашестве Александры), а позже принадлежавшую царице Ирине Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.

32 Храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой.


Палаты Ирины Годуновой .

Палаты представляли собой отдельные покои, предназначенные для родственниц Ивана VI — Ульяны Удельной и Ирины Годуновой. В палатах Ирины Годуновой её брат Борис Годунов дал своё согласие на русский престол.

33 Палаты Ирины Годуновой



Храм Амвросия Медиоланского

Храм много раз перестраивался, в примыкающем к нему двухэтажном здании находилась трапезная палата, пока не была построена новая палата с Успенской церковью. В третьем здании находились палаты для царицы Ирины Годуновой, которая подстриглась в монахини. Все эти три сооружения самые древние среди всех построек Новодевичьего монастыря, за исключением Смоленского собора.

34 Храм Амвросия Медиоланского

35 Храм Амвросия Медиоланского

36 Храм Амвросия Медиоланского

37 Мариинские палаты и Покровская надвратная церковь

Покровская церковь
Покровская церковь Новодевичьего монастыря является памятником архитектуры 17 века. Она расположена над южными воротами монастыря.Дата постройки церкви - 1683-1688 года. Архитектурно церковь перекликается с расположенными неподалеку Мариинскими палатами, образуя с ними гармоничный ансамбль.

38 Покровская надвратная церковь

Мариинские палаты получили свое название в честь сестры императора Петра I, Марии, которая жила в монастыре. Палаты были построены специально для монаршей особы. Несмотря на свой кроткий нрав и абсолютную непохожесть на сестру-бунтарку Софью Алексеевну, царевна Мария не пользовалась особой любовью своего брата Петра. Возможно, это было связано с тем, что она поддерживала добрые отношения и со своей сестрой, и с первой женой Петра Евдокией Лопухиной.

Строительство Мариинских палат началось в Новодевичьем монастыре в середине 80-х годов XVII столетия.

Здание, расположенное в монастырской стене вблизи от надвратного храма Покрова Пресвятой Богородицы, отличалось красотой и изяществом, благодаря чему в народе было прозвано "Русским теремом".


39 Мариинские палаты

Южные ворота. Над воротами в 1683-1688 годах был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас ворота закрыты и не используются.

40

41

42 Археологические артефакты у южной стены

Сетуньская башня

Угловая круглая Сетуньская башня построена в 1680-е годы зодчим Пётром Потаповым, который согласно документу второй половины XVIII века является автором этого ансамбля и большинства сооружений. Рядом с башней на территории монастыря находились корпуса караулен, с высоким деревянным забором, где могло поместиться 350 стрельцов, способных оборонять длительное время город средних размеров.


43 Сетунская башня и караульня (XVI в.)

44 Сетуньская башня и караульня

45

46

Колокольня

XVII век стал временем расцвета древнего московского монастыря. Именно в это столетие был создан его уникальный ансамбль в стиле «московского барокко», когда обитель усердно украшала царевна Софья, сводная сестра Петра Великого. Тогда же была возведена изумительная «кружевная» колокольня высотой в 72 метра - в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого.Колокольня была построена в 1689-1690 годах предположительно Яковом Бухвостовым. Палаты царевны Евдокии Милославской при колокольне (конец XVII - начало XVIII века)


47 Колокольня

Колокольня Новодевичьего монастыря должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689г. Колокольня украшена часами, отбивавшими каждую минуту: так Петр хотел напомнить Софье о ее преступлении.

48 Колокольня. Слева - Филатьевское училище (ХIХ), справа - казначейские палаты.

Филатьевское училище.
Расположено рядом с колокольней. Это двухэтажное здание было построено в 1871-1878 годах на средства Н.П.Филатьевой, вдовы тайного советника. По своей сути это училище являлось приютом для девочек-сирот, принадлежащих к разным сословиям. Здесь и раньше находился приют, еще во времена Петра I, где также обучались девочки-сироты. А в 1899 году была еще открыта и церковно-приходская школа. Но после революции все было закрыто. В настоящее же время в этом здании училища находится секретариат Новодевичьего монастыря.

49 Филатьевское училище (ХIХ)


50 Казначейские палаты

Казначейские палаты
Казначейские палаты.Рубеж XVII и XVIII вв.Каменное здание, построено в качестве игуменской кельи. Изначально постройка имела 1 этаж, но в первой половине XIX в. надстроена деревянным мезонином и украшена портиком на столбах. Казначейские палаты были предназначены для хранения казны, также в них проживали старцы монастыря

51

За зданием палат расположена площадка для отдыха

52

Больничные палаты

На территории Новодевичьего монастыря очень много различных построек. К одной из таких построек относятся Больничные палаты, которые находятся около Чеботарной башни. Это здание белого цвета, построенное в XVII веке. Здание палат использовали в качестве больницы для солдат и офицеров, вокруг которого был раньше разбит аптекарский огород. В этом доме в 1939-1984 годах жил известный реставратор П.Д.Барановский, в память об этом на здании установлена памятная доска. Он сделал очень много для восстановления и спасения московских церквей и зданий. Каменные сводчатые палаты монастырской больницы окружал аптекарский сад

53 Больничные палаты.XVII век.


54

55 Памятная доска

56 Швальная башня

57

Пройдем к Новодевичьему пруду

58 Смотровая площадка

59

60 Новодевичий пруд

После подавления стрелецкого бунта на льду Новодевичьего пруда Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Отрубить голову не всегда удавалось с первого раза, а поэтому многие стрельцы умирали в страшных муках и страданиях. До сих пор пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях, находясь в бесконечном поиске своих мучителей.

61

62

63

Дорогу утятам!

64

65

66

Потрясенный красотой Москвы Наполеон не хотел отступать из города, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря — Наполеон заявил, что не уйдет пока своими глазами не увидит его гибели и велел поджечь его. Он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона и взорвать монастырь — заряды были обезврежены монахинями. И, чтобы спасти монастырь, один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.

67 Новодевичий монастырь

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря - в честь Смоленской Иконы Божией Матери - был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля).

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. закл чена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.

В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был - когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.

И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить «Софьинскую башню» - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.

Недалеко от Смоленского собора Новодевичьего монастыря расположена небольшая, но очень изящная часовня фабрикантов Прохоровых. Она является надгробной часовней - усыпальницей над могилой известного мануфактурщика XIX века, владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры Ивана Яковлевича Прохорова и членов его семьи.

Часовня сооружена в 1911-1917 гг. по проекту архитектора В.А. Покровского в неорусском стиле на средства Николая Прохорова, сына фабриканта.

При жизни Иван Яковлевич Прохоров много внимания, сил и средств уделял развитию и успешной жизнедеятельности монастыря, в нем в качестве монахини много лет жила его сестра.

Среди похороненных в родовой усыпальнице, кроме фабриканта с женой, его родителей, дочь Е.И. Беклемишева - известный скульптор и зять А.И. Алехин, сын которого, Александр, широко известен как чемпион мира по шахматам.

Сегодня часовня Прохоровых используется в качестве монастырской часовни.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт.

Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.