Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мораль босха через призму "сада земных наслаждений". Сад земных наслаждений

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.



Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

3. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

5. Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье .

7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Но одна студентка Оклахомского Христианского университета решила проверить, бессмысленны ли эти ноты.

Все были поражены, когда она переложила мелодию в современную нотацию и записала ее в формате хорового мужского пения в тональности до-мажор. Именно так эта музыка звучала во времена Босха:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Вконтакте

Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

ТРИПТИХ КАРТИНА ИЕРОНИМА БОСХА «САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ». ЗНАЧЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, ФОТО.

Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное - упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.

Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.



Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.

ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ

Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.

Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).

Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)

На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму. Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.

Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека. В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное - он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя. Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.

Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу - один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.



Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум - наша погибель. У каждого человека ад - это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.

ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ (АД)

Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.



Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.


В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.

Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом. Это сильный намек на обманчивость чувств. На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…

Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения - центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим. Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны. Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. “Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” - спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.

Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу. Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены. Человек предполагает, а Бог располагает.


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Его живопись - отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании? В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Дат у большинства произведений нет, и названий им сам живописец не давал. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотографиякоторой здесь представлена, самим художником.

Заказчики

Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю, и Ад». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская - «Искушение св. Антония». Современники считали, что живописец давал благоразумную трактовку Ада или сатиру на все греховное. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Сколько людей - столько и мнений.

История

Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» - работа ранняя, кто-то - поздняя. При исследовании дубовых панелей, на которых она написана, ее можно датировать примерно 1480-1490 годами. В Прадо под триптихом стоит дата 1500-1505 годы.

Первыми владельцами работы были члены дома Нассау (Германия). Через она вернулась в Нидерланды. В их дворце в Брюсселе ее видел первый биограф Босха, который путешествовал в свите кардинала Луиса Арагонского в 1517 году. Он оставил детальное описание триптиха, которое не позволяет сомневаться, что перед ним была действительно картина Босха «Сад земных наслаждений».

Ее унаследовал сын Вильгельма Рене де Шалон, потом она перешла в руки во время войны во Фландрии. Далее герцог оставил ее своему внебрачному сыну дону Фернандо, настоятелю ордена Святого Иоанна. Испанский король Филипп II по прозвищу Разумный приобрел ее и отправил в монастырь Эскориал 1593 года. То есть практически в королевский дворец.

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Огромную картину написал Босх - «Сад земных наслаждений». Размер картины: центральная панель - 220 х 194 см, боковые - 220 х 97,5 см. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В 1857 году появляется ее нынешнее название - «Сад земных наслаждений». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Там картина находится до наших дней.

Закрытый триптих

На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. На нем нет ни людей, ни животных.

Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны, и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Это - третий день творения. Число 3 считалось полным и совершенным, потому что содержит в себе и начало, и конец. Когда створки закрыты, то это - единица, то есть абсолютное совершенство. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.

Открываем триптих

Живописец дарит нам три подарка. Левая панель - образ Рая последнего дня творения с Адамом и Евой. Центральная часть - безумие всех плотских удовольствий, которые доказывают, что человек потерял благодать. Справа зритель видит Ад, апокалиптический и жестокий, в котором человек навечно обречён пребывать за грехи.

Левая панель: Эдемский сад

Перед нами - Рай земной. Но он не типичен и не однозначен. В центре явлен Бог почему-то в виде Иисуса Христа. Он держит за руку Еву, стоящую на коленях пред лежащим Адамом.

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет, и она полна дьявольского соблазна. Это будет один из переходов от Рая к греху. Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Мужчина также не безгрешен - его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами.

Парадиз и смерть

В центре - фонтан, подобный розовому фаллосу, и в нем сидит сова, которая служит злу и символизирует здесь не мудрость, а глупость и духовную слепоту и безжалостность всего земного. Кроме того, бестиарий Босха наполнен хищниками, пожирающими своих жертв. А разве возможно такое в Раю, где все живут мирно и не знают смерти?

Деревья в Раю

Дерево добра, расположенное рядом с Адамом, увито виноградом, который символизирует плотские наслаждения. Дерево запретного плода обвил змей. В Эдеме имеется все, чтобы перейти к греховной жизни на Земле.

Центральная створка

Здесь человечество, поддавшееся похоти, идет прямо к погибели. Пространство заполнено безумием, которое охватило весь мир. Это языческие оргии. Тут представлено секс-шоу во всех видах. Эротические эпизоды соседствуют с гетеро- и гомосексуальными сценами. Есть и онанисты. Сексуальны связи между людьми, животными и растениями.

Плоды и ягоды

Все ягоды и фрукты (вишня, малина, виноград и «клубничка» - ясная современная коннотация), понятные средневековому человеку, - знаки сексуальных удовольствий. Одновременно эти плоды символизируют скоротечность, поскольку уже через несколько дней они загнивают. Даже птичка малиновка слева символизирует безнравственность и порочность.

Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

Они явно взяты из алхимии и похожи и на пузыри, и на полусферы. Это ловушки для человека, из которых он никогда не выберется.

Водоемы и реки

Круглый пруд в центре заполнен преимущественно женскими фигурами. Вокруг него в круговороте страстей проходит кавалькада всадников-мужчин на животных, взятых из бестиария (леопарды, пантеры, львы, медведи, единороги, олени, ослы, грифоны), которые истолковываются как символы похоти. Далее находится пруд с голубым шаром, в котором найдется место для непристойных действий похотливых персонажей.

И это далеко не все, что изображено у Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений» - картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Возможно, этим живописец пытался подчеркнуть, что все человечество едино и вовлечено в грех.

Это далеко не полное описание центральной панели. Потому что можно описать и 4 реки Рая и 2 Месопотамии, и отсутствие болезней, смертей, пожилых людей, детей и Еву в нижнем левом углу, которая поддалась искушению, и теперь люди ходят голые и не чувствуют стыда.

Колорит

Зеленый цвет преобладает. Он стал символом доброты, синий представляет землю и ее удовольствия (вкушение синих ягод и плодов, игры в синих водах). Красный, как всегда, - это страсть. Божественный розовый становится источником жизни.

Правая створка: музыкальный Ад

Верхняя часть правого триптиха выполнена в темных, контрастных двум предыдущим створкам тонах. Верх мрачен, тревожен. Ночную мглу пронзают вспышки света от пламени. Из горящих домов вылетают струи огня. От его отблесков вода становится алой, как кровь. Огонь вот-вот уничтожит все. Везде хаос и смятение.

Центральная часть - вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Она смотрит прямо на зрителя. На голове - диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева - души в обществе ведьм и демонов.

Перед вами - фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Музыка - легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Поэтому музыкальные инструменты стали один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне.

Не обойдены вниманием обжоры. Монстр с птичьей головой пожирает чревоугодников.

Свинья в не оставляет своей навязчивостью беспомощного мужчину.

Неистощимая фантазия И. Босха дает огромное количество наказаний за земные грехи. Не случайно Аду у Босха придается огромное значение. В средние века, чтобы управлять паствой, была усилена, вернее выросла до невероятных размеров, фигура дьявола. Ад и дьявол безраздельно правили миром, и спасти от них могло лишь обращение к служителям церкви, естественно, за деньги. Чем страшнее будут изображены грехи, тем больше денег получит церковь.

Сам Иисус и предполагать не мог, что некий ангел превратится в чудище, а церковь вместо воспевания любви и доброты к ближнему будет чрезвычайно красноречиво говорить только о грехах. И чем лучше проповедник, тем больше в его проповедях звучит речь о ждущих грешника неотвратимых карах.

С громадным отвращением к греху написал Иероним Босх «Сад земных наслаждений». Описание картины дано выше. Оно весьма скромное, потому что полностью раскрыть все образы не сможет ни одно исследование. Это произведение так и просит вдумчивого размышления над ним. Только картина Босха «Сад земных наслаждений» высокого качества позволит рассмотреть абсолютно все детали. Иероним Босх оставил нам не слишком много своих произведений. Это всего 25 картин и 8 рисунков. Несомненно, величайшие произведения, которые написал Босх, шедевры - это:

  • «Воз сена», Мадрид, Эскориал.
  • «Распятая мученица», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Сад земных наслаждений», Мадрид, Прадо.
  • «Страшный суд», Вена.
  • «Святые отшельники», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Искушение святого Антония», Лиссабон.
  • «Поклонение волхвов», Мадрид, Прадо.

Это все большие алтарные триптихи. Их символика далеко не всегда понятна в наше время, но современники Босха читали их как открытую книгу.

Ад - Иероним Босх (Часть триптиха «Сад земных наслаждений»). 1500-1510. Дерево, масло. 389 x 220 см


Ад – это правая створка знаменитейшего триптиха художника под названием «Сад земных наслаждений». Под эти лирическим названием кроется далеко не милая и идилличная картина. На самом деле триптих выполнен вполне в стиле Босха – жуткие видения, гротескные фигуры, ужасные образы здесь практически повсюду.

В видении художника ад предстает чудовищным сюрреалистическим местом. Правую створку триптиха критики часто называют «Музыкальным адом» из-за того, что здесь использовано множество разнообразных музыкальных инструментов. Однако не нужно надеяться, что их используют по прямому назначению. На самом деле на них даже черти не играют, как можно было бы заподозрить. Босх решил использовать совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов способы их применения. В большинстве случаев они выступают в роли пыточных приспособлений.

Например, арфа у художника играет роль креста для распятия или дыбы – на ней распластан несчастный грешник. Ни в чем не повинная лютня стала предметом пытки другого бедолаги, который лежит ничком. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны ноты, по которым поет совершенно невообразимый хор – проклятые во главе с дирижером с рыбьим «лицом».

Передний план картины способен повергнуть в шок даже закаленного «ужастиками» современного человека. Кролик тащит человека с распоротым животом, которого привязали к жердине. При этом из бедняги буквально бьет струя крови. Хищный кролик выглядит очень мирно, и это составляет поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что должно подразумевать его действие в дальнейшем.

Ненормальность этого места подчеркнута невероятными размерами ягод и фруктов, тут и там разбросанных по всей створке. Когда смотришь на это, непонятно, кто кого здесь ест – люди ягоды или ягоды людей? Мир перевернулся и стал адом.

Замерзший пруд с полыньей, куда устремляется грешник верхом на громадном коньке, люди, летящие на свет, как безмозглые мошки, человек, точащий в дверном замке – все эти образы аллегоричны и безусловно, были понятны современникам художника. Что-то из увиденного вполне можно толковать и интерпретировать и в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего средневековья.

Интересно, что исследовательница творчества Босха смогла расшифровать ноты, выгравированные на пятой точке грешника. Оказывается, художник записал вполне связную мелодию, которую можно сыграть и прослушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире его ада.