Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лиза калитина образ тургеневской девушки. Тургенев и. с

Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.

Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.

Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.

В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.

В представлении Тургенева такая девушка - канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.

Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".

Ещё одна героиня - Елена Николаевна Стахова из романа "Накануне". "Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных". "Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором". Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!".

Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита". Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы. Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.

Есть ещё много других "тургеневских девушек": Лиза Калитина из "Дворянского гнезда", Марианна Синецкая из романа "Новь", Лиза из повести "Дневник лишнего человека", Вера из рассказа "Фауст". Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой. Наверное, в наше время этот "тургеневский идеал" становится всё более востребованным, хотя очень редким.

Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта "Памяти И. С. Тургенева" ("Уходят дни..."):

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, -

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

© Евгения Новосельцева

Художники и скульпторы воспевают ее красоту. Писатели и поэты пытаются постичь глубину ее души. Простые обыватели, руководствуясь личным опытом, делают собственные выводы. В современном обществе прижилось немало стереотипов о женщинах. Мужчины классифицируют «прекрасный пол» по различным критериям: возраст, характер, жизненный опыт, стиль и манера поведения. Наиболее ранние из сложившихся стереотипов: романтичная «тургеневская девушка» и умудренная опытом «».

#Характеристика

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

«Знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться…» Сергей Довлатович.

Типичная героиня произведений Ивана Тургенева: скромная, замкнутая, чувствительная девушка. Тургеневская героиня хорошо образованна и весьма рассудительна. Она плохо ладит с людьми, предпочитая жить в своем собственном мире. Искренность и честность – вот что отличает ее от прочих женщин. «Тургеневская барышня» не отличается яркой внешностью, скорее ее можно назвать «дурнушкой». Лоск и элегантность внешнего мира для нее не более, чем декорация, гораздо важнее–истинные, не показные достоинства и стремление служить идее. Вопреки стереотипу о слабости ее натуры, она обладает сильным характером. Уверенно идет к своей цели, не сворачивая с намеченного пути. Упорство, решительность, упрямство – черты характера, позволяющие этой мечтательной девушке добиваться немалых высот (иногда гораздо больших, чем мужчина). Ей присуща жертвенность, взрывная экспрессивность и неотступное желание следовать за любимым. Такие девушки любят не «за что-то», а «несмотря на…». Зачастую ее избранник оказывается недостойным, однако она бесконечно ему верна, несмотря на сопротивление родителей и прочие преграды.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

«Юность любит лакомиться зрелыми плодами, а ими изобилует щедрая осень женщин…» Оноре де Бальзак.

Зрелая женщина «в самом соку», опытная, мудрая, с устоявшимися взглядами на жизнь. Она абсолютно точно знает свои сильные и слабые стороны, как внешности, так и характера. С возрастом женщина становится более раскрепощенной, она начинает ценить удовольствия и перестает отягощать себя лишними предубеждениями и комплексами.

В силу того, что биологические часы бальзаковской женщины набирают обороты, она не просто живет, она умеет находить прелести в каждом прожитом дне.За последние полвека женщины прошли нелегкий путь, чтобы доказать, что после сорока она – отнюдь не унылая и ворчливая мегера. Начиная с 60-х годов, вместе с сексуальной революцией и рок-движением, женщины отвоевали право на уважительное к себе отношение и убедили мир, что они отнюдь не являются мужской тенью. Однако понятие «женщина бальзаковского возраста» далеко не синоним «феминистки». Они вовсе не стремятся к полному равноправию с мужчинами во всех сферах общества. Эти дамы лишь знают себе цену.

#История

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Обобщенный образ нескольких героинь произведений Тургенева 1850–1880х годов. Во многом следуя пушкинскому образу русской женщины, Иван Сергеевич показывает естественность и яркость чувственного восприятия тургеневской девушки, ее нравственность, чистоту и превосходство над прочими представителями дворянской интеллигенции.

Образ «тургеневской девушки» не был статичным. С каждой новой повестью типическое обобщение этого образа становилось все более глубоким и современным. В повести «Ася» Тургенев ярко описывает натуру русской девушки, преисполненной «крылатых надежд».

Впоследствии этот образ встречается в произведениях многих знаменитых писателей, таких как Чехов и Аверченко. Однако, последний горько шутит о недостижимости подобного женского идеала.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

После выхода в свет произведения «Тридцатилетняя женщина» Оноре де Бальзака женщинами бальзаковского возраста стали называть дам от 30 лет и старше. Причем, в исконно бальзаковском понимании, старше ровно настолько, насколько это угодно самой женщине, чтобы любить и ощущать себя любимой.

В то время девушек рано выдавали замуж. К двадцати пяти годам они уже обзаводились многочисленным потомством, а к тридцати считались вполне состоявшимися замужними женщинами.

Бальзак же продлил возраст женщины, в котором она способна любить. Он взял на себя смелость воспеть зрелую женщину, которая до него была обречена на пассивную жизнь и одинокое существование.

#СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Ныне представление о тургеневской девушке немало изменилось. В современном обществе данный эпитет ошибочно ассоциируют с девушкой несовременной, старомодной и слабой. Идеалистка по своей натуре, она сентиментальна, не приспособлена к жизни и оттого плаксива и очень ранима. В представлении подавляющего большинства обывателей «тургеневская барышня» – романтичная, хрупкая, трогательная особа, как правило, в скромном платье, с длинной девичьей косой и возвышенными мечтами о любви и смысле жизни. Она мгновенно смущается, краснеет и неизменно следует за своим возлюбленным, невзирая на все преграды. Этакий образ «идеальной жены», созданной для семейной жизни, ибо она никогда не пойдет «налево», будет стоически выносить все жизненные перипетии, воспитывая детей и боготворя своего мужа.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

По нынешним меркам «женщиной бальзаковского возраста» считается женщина немного после сорока. На этот возрастной период приходится истинный расцвет женщины, ее внутренний ренессанс. Потому поговорка «В сорок пять – баба ягодка опять» весьма оправдана и возникла не на пустом месте.

Современные женщины бальзаковского возраста активны, успешны, целеустремленны. Они нередко занимают высокопоставленные должности, курируют серьезные проекты. Они следят за своим внешним видом, при этом, имея за плечами огромный жизненный опыт. В наши дни женщины бальзаковского возраста сами решают, любить ли и быть ли им любимыми, разводиться с уже опостылевшим мужем или хранить супружескую верность во имя собственной репутации и доброго имени.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

Характеристика

В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная. Она - явный интроверт , плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи . Её черты - огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу» . Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.

В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался и эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни ; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной , неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной ; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой ; мгновенно краснеющей и смущающейся». Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни , институтки - изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов.

В книгах Тургенева

Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде .

  • Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

…Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, - точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся… «Qu’avez-vous?» - спросит ее m-lle Boncourt и начнет бранить ее, говоря, что молодой девице неприлично задумываться и принимать рассеянный вид. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало. Мать ее считала добронравной, благоразумной девушкой, называла ее в шутку: mon honnete homme de fille , но не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях. «Наташа у меня, к счастью, холодна, - говаривала она, - не в меня… тем лучше. Она будет счастлива». Дарья Михайловна ошибалась. Впрочем, редкая мать понимает дочь свою.

  • Марианна Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным. Ноги и руки у ней были крошечные; ее крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки ХVI века; двигалась она стройно и легко. (…) Дяди она чуждалась, как и всех других людей. Она именно чуждалась их, а не боялась; нрав у нее был не робкий. (…) Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ - (в России они стали попадаться довольно часто)… Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души.

Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.

  • Елена Стахова из романа «Накануне » (следует за мужем в Болгарию на освободительную борьбу с турками)

Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. (…) Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, - а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, - и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. (…) Елена слушала его внимательно и, обернувшись к нему вполовину, не отводила взора от его слегка побледневшего лица, от глаз его, дружелюбных и кротких, хотя избегавших встречи с ее глазами. Душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем.

Памяти И.С. Тургенева
(фрагмент)

10.
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собралися воздушною толпой.

11.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты,-
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.

12.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.

13.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.

  • Елизавета Калитина из романа «Дворянское гнездо » (отличие от других героинь этого типа - в особенной религиозности. Потерпев неудачу в любви, уходит в монастырь).

«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно. Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь» (…) «Славная девушка, что-то из нее выйдет? Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, кажется, она восторженна немножко»

  • Лиза из повести «Дневник лишнего человека»
  • Вера из рассказа «Фауст»
  • Ася из повести «Ася » (самая неуравновешенная из героинь этого типа).

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. (...) Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Сначала она дичилась меня. (...) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

  • Н. С. Танкова «Тургеневская девушка» (Литература в школе. - 1996. - № 5)