Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лагерь социализма. Взаимоотношения с социалистическими странами

Получается, именно Советский Союз образца 70-80 годов 20 века, многими сегодня воспринимается как справедливое общество. И главное, такого мнения придерживаются не только бывшие граждане бывших союзных республик… Пожить или, по крайней мере, почувствовать себя в СССР сейчас хотят и те, кого лет 30 назад называли представителями социалистического лагеря.

Оказывается в Восточной Европе тоже растет ностальгия по прошлому…

Ностальгия по СССР

Спустя 25 лет после развала Союза эксперты отмечают явную ностальгию бывших советских граждан по той стране. Самое удивительное, сегодня некоторые элементы этого, казалось бы, давно забытого прошлого, возвращаются: к примеру, легендарные автоматы с газировкой, советские нормы ГТО и даже - стройки века. В СССР всей страной строили БАМ, а сегодня всероссийской стройкой является строительство Керченского моста. Ведь тут работают строители и инженеры из разных уголков страны.

Церемонии открытия и закрытия сочинской Олимпиады тоже не обошлись без советских символов.

Когда-то весь Союз с гордостью следил за пусками на Байконуре. Теперь у России есть Восточный. А наш балет, как и много лет назад, покоряет сердца своих поклонников по всему миру… В конце июля балет Большого театра снова в Лондоне с юбилейными гастролями. А первое выступление на сцене Королевского Ковент-Гардена состоялось 60 лет назад.

Самое удивительное, что оказаться во временах СССР мечтают даже те, кто никогда не жил в Советском Союзе. Те, кто знает о той стране только по рассказам родителей.

Не секрет, что нынешние выпускники ВУЗов откровенно завидуют тем, кто учился в советские времена. Ведь сегодня после окончания института выпускникам никто не гарантирует работу. В то время, как в Советском Союзе существовала система распределения. И после ВУЗа молодые специалисты сразу получали место и начинали отрабатывать вложенные в них государством деньги. Между прочим, эта система позволила забыть о таком термине как безработица.

Об этом сейчас мало кто вспоминает, но вплоть до 1967 года в Советском Союзе была шестидневная рабочая неделя, с одним выходным. А отпуск составлял лишь 15 календарных дней. Показательно, но даже уже таких привычных для россиян новогодних каникул в СССР не было. Праздник длился всего один день. А уже второго января все выходили на работу…

Кстати, в эту так называемую «эпоху застоя» абсолютно нормально воспринималась работа на производстве в три смены. А советские женщины выходили из декретного отпуска уже через полгода после рождения ребенка. Но это не было катастрофой. В СССР у родителей проблем с детскими садами и яслями не было. Более того, именно для тех, кто трудился на заводах в третью смену, работали ночные сады.

Еще одним несомненным плюсом Советской системы, конечно, была и доступная каждому бесплатная медицина.

Получается, именно Советский Союз образца 70-80 годов 20 века, многими сегодня воспринимается как справедливое общество. И главное, такого мнения придерживаются не только бывшие граждане бывших союзных республик… Пожить или, по крайней мере, почувствовать себя в СССР сейчас хотят и те, кого лет 30 назад называли представителями социалистического лагеря. Оказывается в Восточной Европе тоже растет ностальгия по прошлому…

Ностальгия по ГДР

Падение Берлинской стены – едва ли не самое яркое событие конца двадцатого века. Хорошо известно, что было в двух Германиях до падения стены, но мало кто знает - что было после. И вот сегодня восточные немцы растерянно разводят руками и говорят - «когда мы разбирали стену - мы не думали, что через год – нашей страны – не будет». Сегодня немецкие историки сравнивают ликвидацию Восточной Германии с Украинским Майданом. Новая власть первым делом создала унизительное Управление по опеке над бывшей ГДР, были уволены все государственные чиновники, почти все офицеры, юристы. Два с половиной миллиона человек бывшей ГДР почти сразу стали безработными. Специальные квалификационные комиссии выявляли идеологически неустойчивых работников. Поощрялись доносы, проводились чистки, в школах уничтожались неправильные учебники.

Поэтому воспоминания о социализме сегодня очень сильны среди восточных немцев.

Ежегодно 3 октября жители бывшей ГДР отмечают так называемую «остальгию». Этим термином сегодня эксперты называют ностальгию по Германской Демократической Республике.

А еще в Восточной Германии регулярно проходят парады. Десятки, сотни «Трабантов» появляются на улицах. Хозяева выставляют машины, признанные в западной Европе худшими образцами мирового автопрома, с неописуемой гордостью.

Ведь, покупая ГДРовские машинки, нынешние жители ФРГ пытаются прикоснуться к своему прошлому, которое вспоминают с теплотой.

А в середине 2000-х в Берлине открылся отель «Остел». И тут по-прежнему 80-е. Владельцы гостиницы когда-то работали в системе госцирка ГДР, потому хорошо знают и помнят страну. Они говорят, что уловили, как сильно немцы ностальгируют по социализму, и решили сделать народу приятное. Открыли гостиницу, оформленную именно в стиле социалистической Германии. Здесь мебель и техника той эпохи, настоящие ГДРовские обои, купленные на барахолке. А со стен на постояльцев смотрит сам Эрих Хонеккер. Портреты бывшего председателя Социалистической единой партии Германии висят в отеле во всех номерах. Посетители в восторге. Хозяева «Остела» уверяют, что им часто приходится слышать фразу: «Ой, а у нас такая же мебель была в квартире родителей».

В Бремене один из ночных клубов много лет проводит так называемые «Остальжи-пати». На входе гостей встречают пограничники из ГДР. Они с пристрастием досматривают каждого посетителя и меняют им деньги: ведь на территории социалистической республики евро не в ходу. Музыка, еда и антураж, все тут соответствует эпохе…

Ностальгия по Югославии

Еще один адрес современной Европы, где тоже поселилась ностальгия - это бывшие республики некогда единой Югославии. Как у восточных немцев «ОСТАЛЬГИЯ», на Балканах у воспоминаний тоже есть собственное имя – «Югостальгия» - тоска по социалистической Югославии…

Один из самых посещаемых музеев в Белграде – музей истории Югославии. Здесь мало туристов, посетители в основном из местных. В последнее время интересуются выставкой, посвященной жизни Иосипа Броз Тито. И если в начале 90-х Тито много ругали за авторитаризм, то сегодня футболки с портретами Тито, сувениры с красными звездами и другой социалистической символикой, в Белграде можно встретить на каждом углу.

В то время как пенсионеры отправляются за воспоминаниями в музей, молодежь ностальгирует по Югославии в кафе "Красная банда", расположенном во дворе одного из домов в центре Белграда. На столах - красные скатерти, на стенах - портреты Ленина и Маркса, а на обложке меню - изображение серпа и молота.

Понять этих людей можно. Югославия в пору своего социалистического существования действительно была одной из самых богатых, стабильных и успешно развивающихся стран. Как и в других государствах социалистического мира, югославы не знали что такое безработица. Они получали бесплатные квартиры. В стране был прекрасно развит институт кредитования: граждане занимали у государства деньги под смешные проценты. Все это позволяло покупать машины, дачи, путешествовать по Европе. Но в 90-е ситуация резко изменилась, как только вмешались США с НАТО.

Как и в СССР, некогда дружные республики, заявили о разводе. Вот только расставание получилось болезненным, если не сказать кровавым. Но сегодня бывшие граждане Союзной Югославии скорее вспоминают хорошее: подъем экономики и дружбу между республиками.

Социалисти́ческий ла́герь – термин, которым после Второй мировой войны в СССР обозначались государства, пошедшие по пути строительства социализма.

К нему причислялись СССР и государства Восточной Европы, в которых у власти утвердились коммунисты, Китай после завершения гражданской войны (1949), затем Северная Корея и северный Вьетнам. Противостояние двух лагерей (социализм и капитализм) рассматривалось как важнейшая черта мирового развития.

Одной из главных задач СССР во внешней политике было: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран.

В январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), главной целью которого было расширение экономического сотрудничества между ними и Советским Союзом.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

Соцлагерь с первых лет существования столкнулся с серьезными проблемами. В 1948 конфликт между Сталиным и Тито, выдвинувшим свою модель социалистического общества, привел к разрыву межгосударственных и межпартийных связей СССР и Югославии. В 1955 отношения были восстановлены; руководство СССР признало, что в Югославии сложилась самобытная модель социализма. Будучи одним из лидеров Движения неприсоединения, эта страна не присоединилась к советской системе союзов, не вошла в и Организацию Варшавского договора (ОВД).

Подтверждением наличия серьезных противоречий в соцлагере стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.

Венгерское восстание 1956 и Пражская весна 1968 показали, что доктрина коллективной защиты завоеваний социализма («доктрина Брежнева»)имела геополитический смысл – недопущение ослабления и подрыва системы военно-политических союзов СССР.

После Пражской весны советское руководство в отношениях с социалистическими странами придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Была подписана целая серия межгосударственных договоров и соглашений, в результате которых экономическая зависимость соцстран от СССР заметно возросла. Эта политика получила название «доктрина Брежнева». Она несколько стабилизировала ситуацию, но устранить глубинные противоречия не смогла. Держать их под контролем становилось все труднее.


В 70-80-е гг. многие страны Восточной Европы исподвольпроводили реформы, потсепенно отдаляясь от утвержденной СССР модели «реального социализма».

В Польше в 1980-1981 миллионы трудящихся поддержали независимый профсоюз «Солидарность», отвергавший право просоветской коммунистической бюрократии править от имени народа.

В ходе перестройки СССР отказался от поддержки силой оружия утвердившихся с его помощью режимов, в 1988- нач. 1990-х в большинстве стран социалистического содружества произошли демократические революции.

С распадом СССР были распущены СЭВ и ОВД. Из входивших в содружество стран лишь Куба и Вьетнам декларируют приверженность идеям социализма.

Укрепить пошатнувшиеся позиции Советского Союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В этом направлении они действовали весьма осмотрительно (по крайней мере до чехословацкого кризиса), в основном методом проб и ошибок, но все же добиваясь ощутимых результатов.

Новые руководители начали с миролюбивого жеста в сторону Пекина, прекратив полемику и отложив конференцию компартий, которую Хрущев предполагал созвать в декабре 1964 г. Примирительные настроения, допускавшие возможность некоторых уступок, преобладали и в отношении к Румынии, которая отстояла свой экономический выбор и формы своего участия в СЭВ. Укрепление советских позиций произошло и среди коммунистических партий Латинской Америки, собравшихся в декабре 1 964 г. на конференцию в Гаване. СССР одобрил результаты конференции и поддержал вооруженную борьбу во многих странах Латинской Америки, продемонстрировав тем самым твердую решимость нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

Эта позиция способствовала сближению с Кубой и ухудшила отношения с Китаем, который после «истории» с советскими ракетами на Кубе укрепил свои позиции в третьем мире. СССР оказал, далее, большую экономическую и военную помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму, которые были скорее «клиентами» Китая. Благодаря этой помощи обе страны заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

Компромисс, на который пошел Советский Союз с Ф.Кастро по вопросу о вооруженной борьбе в Латинской Америке, как и помощь Ханою в момент усиления американского вмешательства во Вьетнам указывали на то, что СССР отдавал предпочтение налаживанию отношений с социалистическим лагерем - даже в ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами.

Принятые на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. решения подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике в послехрущевский период. Мирное сосуществование уже не рассматривалось как «генеральная линия внешней политики Советского Союза». Эта идея, конечно, продолжала присутствовать в отношениях между Востоком и Западом, но во всех других случаях «соревнование между двумя лагерями было как никогда активным». Если мирное сосуществование и оставалось целью советской политики, оно тем не менее перестало быть грандиозным замыслом урегулирования разнообразных аспектов эволюции международной системы. Усиление американского военного вмешательства во Вьетнаме, которое доказало Советскому Союзу, что он не может отвратить Соединенные Штаты от «экспорта контрреволюции», имело прямое отношение к переоценке советским руководством идеи «мирного сосуществования». В этом контексте укрепление социалистического лагеря получало неоспоримый приоритет.

Несмотря на несомненные успехи советских руководителей в стремлении восстановить полный контроль над социалистическим лагерем, им предстояло преодолевать определенные сложности, в особенности в отношениях с кубинцами, китайцами и, в скором времени, с чехами и словаками. На XXIII съезде КПСС делегат Кубы выступил с прямым упреком в адрес Советского Союза, который, по его мнению, не шел «на необходимый риск в своих отношениях с Вьетнамом». Радикализм кубинской оппозиции мог подтолкнуть в том же направлении другие латиноамериканские компартии, тем более в условиях, когда Че Гевара призывал «создать два, три, много Вьетнамов, чтобы лишить Соединенные Штаты их могущества».

Надо отметить, что во вьетнамском конфликте советское правительство действовало осторожно. Оно удержалось, например, от предоставления Ханою некоторых видов оружия, которые могли бы сразу резко обострить конфликт (неядерные ракеты «земля - море», которые могли бы поражать крупные корабли 7-го американского флота, с которых производилась бомбежка Северного Вьетнама). Китай, хотя и не принявший в 1965 г. советского предложения оказывать совместную военную и экономическую помощь Ханою, не удержался от того, чтобы заклеймить «советскую трусость» перед лицом американской агрессии. В 1965 г. он потребовал от своих союзников разоблачать позицию Советского Союза. Однако начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» почти полностью исключила его из международной жизни к глубокому облегчению Советского Союза. К этому времени Китай перестал относить такие страны, как Куба, Северная Корея и Северный Вьетнам, к «социалистическим». Военный переворот в Индонезии осенью 1965 г. обезглавил мощную компартию этой страны, самую многочисленную за пределами социалистического лагеря, и лишил Китай главного союзника как в его азиатской политике, так и в коммунистическом движении (в полемике Китая с Советским Союзом индонезийские коммунисты стояли на стороне Китая).

В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: политическая жизнь, конечно, продолжала оставаться под абсолютным контролем партии, однако в сфере культуры была допущена некоторая свобода, а главное, разумная экономическая политика обеспечивала в Венгрии исключительные для коммунистической Восточной Европы условия жизни. Положение в Венгрии сильно контрастировало с ситуацией в Чехословакии, в предвоенный период самой развитой стране Центральной Европы, Суровый политический режим, экономические срывы, особенно тяжело переносимые из-за того, что страна знала лучшие времена, рождали дух сопротивления, который уже не ограничивался интеллигентскими кружками, проникая в саму партию. В июне 1967 г. по инициативе писателей-коммунистов открыто выступил против руководства партии Съезд писателей. К осени, после массовых студенческих демонстраций и забастовок, оппозиция властям еще больше усилилась. В январе 1968 г. Новотный был вынужден уступить руководство партией Дубчеку. С этого момента события стали приобретать все более стремительный характер. Чтобы завоевать доверие, новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ. В атмосфере свободы и упразднения всякой цензуры развивалась политическая деятельность; КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей; мелкие партии внутри Народного фронта смогли вернуть былую самостоятельность и начали отстаивать особые точки зрения; встал даже вопрос о возможности существования действительно оппозиционной партии социалистического толка, которая соперничала бы с коммунистической. В экономическом плане была подготовлена реформа, предусматривавшая в рамках планирования, не столько директивного, сколько инициативного, самостоятельность предприятий и рыночные условия их хозяйствования. Самостоятельность предприятий позволяла трудящимся предпринять и ряд шагов для перехода к самоуправлению.

Изменения, произошедшие в руководстве Компартии Чехословакии и поначалу благожелательно встреченные в Москве, казалось, вели в условиях очень быстрой и, по всей видимости, неконтролируемой эволюции партии к настоящему политическому кризису советской системы в Чехословакии. Этот кризис характеризовался переходом, с одной стороны, от экономических реформ к политическим и, с другой, от оппозиционного движения интеллигенции и рабочих к кризису внутри самой партии. Пример мог стать заразительным, и руководители ГДР и Польши уже проявляли определенную настойчивость на конференциях компартий Восточной Европы в Дрездене (март 1968 г.), затем в Варшаве (июль 1968 г., в отсутствие Чехословакии, которая, подвергшись резким нападкам в Дрездене, отказалась принять участие в этой конференции).

Встреча Брежнева и Дубчека в Черне и совещание «шести» 3 августа в Братиславе привели только к внешнему примирению, так как чехословацкие коммунисты решили не отказываться от начатых ими реформ. Наконец, после довольно длительных колебаний и под давлением руководства ГДР, советская сторона решилась начать интервенцию - «по просьбе чехословацких товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора вступили в Чехословакию. Отношение к этой акции населения страны убедило советское руководство в необходимости «переходного периода»: 26 августа в Москве было принято соглашение о «нормализации положения», а 16 октября в Праге заключено соглашение о «временном нахождении войск Варшавского Договора» в Чехословакии. Однако продолжающиеся демонстрации протеста против оккупации привели советское руководство к решению отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (1 7 апреля 1969 г.). Проведя в стране широкую чистку «враждебных» элементов, Гусак подписал 6 мая 1970 г. новый договор о союзе с СССР и вынудил ЦК КПЧ одобрить советскую интервенцию.

Как представляется, эта акция СССР преследовала две цели: первая была продиктована стратегическими соображениями внешней политики; вторая, возможно, более существенная, внутренним положением в Чехословакии и эволюцией ее коммунистической партии.

Вместе с Польшей и ГДР Чехословакия образовывала то, что называлось «железным треугольником» Варшавского Договора. Чехословакия, прикрывавшая страны Договора с южного фланга, являлась главным плацдармом СССР. Советских лидеров и их союзников не могли не встревожить некоторые заявления высших руководителей Чехословакии (генерала Пршлика, например), требовавших пересмотра положений Варшавского Договора, чтобы уменьшить руководящую роль Советского Союза в пользу восточноевропейских стран. С другой стороны, в атмосфере «пражской весны» сильно ослабла обычная настороженность чехословацкого руководства по отношению к ФРГ, новое руководство было намерено нормализовать свои отношения с этой страной, которая со своей стороны, казалось, была готова предоставить Чехословакии солидный кредит. Это совсем не устраивало ГДР, наиболее враждебно настроенное к «пражской весне» восточноевропейское государство. Наконец, установление особых отношений между Югославией, Румынией и Чехословакией (незадолго до советской интервенции, 9 августа Тито, а 20 - Чаушеску был оказан триумфальный прием в Праге) не могло не беспокоить Москву, опасавшуюся восстановления новой «малой Антанты», объединявшей эти три страны в период между войнами. Коммунистическую «малую Антанту» могло объединять только желание ослабить гегемонию Советского Союза в Восточной Европе.

Эволюция чехословацкой компартии беспокоила советских руководителей не меньше, а может быть, и больше, чем геополитические проблемы. Упразднение цензуры, как и процесс демократизации партии заставляли их опасаться «социал-демократизации» КПЧ. На начало сентября 1968 г. был уже назначен партийный съезд, на котором должны были быть внесены изменения в устав и в формулировку принципов демократического централизма. Именно чтобы помешать КПЧ сделать решительный шаг в этом направлении, 21 августа и была предпринята военная интервенция. (Еще в середине июля, по окончании варшавской встречи пяти компартий, ее участники обратились в ЦК КПЧ с угрожающим письмом, в котором утверждали: «Либо вы потеряли контроль над ситуацией, либо вы не хотите ничего делать, чтобы ее контролировать».)

Действительно, в отличие от событий 1956 г. и 1968 г. военная интервенция была вызвана скорее предчувствием опасности, чем конкретными обстоятельствами. Глубоко консервативная советская верхушка не могла позволить складывавшейся ситуации выйти из-под ее контроля.

«Нормализация» положения в Чехословакии ускорила начавшийся в конце 50-х гг. процесс интеграции, как военной, так и экономической, Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского Договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности и транспорта, распределение энергии, химическое производство и производство вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы их деятельности и усиление в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета», или так называемая «доктрина Брежнева», Этот процесс, однако, вызвал сопротивление, и наиболее упорное было оказано Румынией, помешавшей в 1974 г. Советскому Союзу установить еще более тесную координацию военного командования стран Варшавского Договора.

Пробить наиболее серьезную брешь в, казалось бы, замкнутой системе восточноевропейских режимов было суждено Польше. Резкое повышение цен в 1970 г. вызвало массовые волнения рабочих ее балтийских портов. Гомулка вынужден был уступить руководство партией и страной Гереку. В течение последующих десяти лет польские власти проводили экономическую политику, основанную на широком импорте, что позволило обойтись без немедленного проведения структурных реформ, но еще больше увеличило и так уже исключительно большую внешнюю задолженность страны. Результатом стала необходимость повышения цен на продукты питания, что в свою очередь вызвало новую волну забастовок, на сей раз еще более многочисленных, мощных и последовательных, которые достигли своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза «Солидарность», сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. Политическое движение в Польше не было обязано партии, и в этом было его главное отличие от Будапешта или Праги. После пражских репрессий и невыполнения второго обещания Терека в 1970 г. смягчить режим у поляков уже не было иллюзий в отношении реформ сверху, и польское движение развивалось совершенно самостоятельно, вырабатывая собственные организационные формы. Не претендуя на установление каких-либо форм самоуправления предприятий, «Солидарность» тем не менее выполняла роль противовеса официальной власти и, опираясь на основные требования польского общества, ставила под сомнение многие аспекты деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая эти совершенно новые обстоятельства, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролития крови. Поэтому «нормализация» положения в стране была доверена поляку, генералу Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. Тем не менее и в отсутствие прямого вмешательства Советского Союза последовавшая (сразу за введением в стране 13 декабря 1981 г. Ярузельским военного положения) «нормализация» была занесена международной общественностью в черный список дел, совершенных Советским Союзом. Результатом этого была непрерывная деградация образа Советского Союза, действия которого все больше ассоциировались с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних странах. По неожиданному стечению обстоятельств борьба горстки советских диссидентов из интеллигенции, о которой ничего не знало огромное большинство населения СССР, совпала с борьбой рабочих Гданьска.


Похожая информация.


Всесторонняя поддержка восточноевропейских стран народной демократии, а также Китая, КНДР, Монголии и Вьетнама, а затем и Кубы оставалась важнейшим направлением внешней политики СССР в постсталинский период. Новым в отношениях с социалистическими странами стала десталинизация - разоблачение культа личности, отказ от его теории и практики. Из Москвы прозвучал призыв к.лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения, оппозиционного сталинской модели социализма. Летом 1956 г. в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Лишь благодаря гибкой политике вновь пришедшего к власти Генерального секретаря Польской объединенной рабочей партии В. Гомулки удалось предотвратить широкомасштабное военное "умиротворение" Польши с помощью советских войск.

Однако вскоре под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре-октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе с Имре Надем, встав на позиции реформизма, попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы, разорвать союзнические отношения с СССР и другими странами народной демократии, добиться вступления в НАТО. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона. Был прекращен тотальный контроль над всеми сторонами жизни венгерского общества со стороны карательных органов. По требованию правительства Надя части советских войск, расквартированные в Будапеште и других городах, были выведены из страны. Одновременно была открыта граница с Австрией. Апогеем венгерской "октябрьской революции" стали события 23 октября 1956 г., когда собравшиеся на митинге в Будапеште вооруженные студенты и рабочие разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальное обращение "временного рабоче-крестьянского правительства" Я. Кадара). В ночь на 4 ноября Будапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено. Погибло около 20 тыс. повстанцев, десятки тысяч венгров бежали в Австрию. Власть компартии и союзнические обязательства ВНР по отношению к СССР и странам ОВД были восстановлены.

Венгерские события 1956 г. стали одной из первых акций СССР по ужесточению своей политики в рамках социалистического лагеря, послужив одновременно падению популярности коммунистических идей в мире.

С середины 50-х гг., особенно после XX съезда КПСС, в полной мере проявились претензии Китая во главе с Мао Цзэдуном пароль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китайская дипломатия проявляла значительную активность в отношениях со странами Азии, вставшими на путь некапиталистического развития. Разногласия между Москвой и Пекином были неизбежны, поскольку Китай уже больше не хотел мириться с ролью "младшего брата" в семье социалистических народов. С 1957 г. лидеры Китая стали высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Попытки Москвы сгладить советско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий -в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР. В 1960 г. началось резкое обострение советско-китайских отношений: Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, которая поддержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В 1962 г. советско-албанские отношений были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы "оттепели" наблюдалась постепенная коррозия единства стран социализма.

В контексте советско-американских отношений второй половины 50-х гг. важнейшей проблемой являлось урегулирование вопроса о статусе Западного Берлина. Согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г., столица Германии, как и вся территория страны, была разделена на оккупационные зоны. Советская зона в 1949 г. превратилась в ГДР, а Берлин стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом. Целью являлась ликвидация "форпоста империализма на социалистической немецкой земле". Принципиальное решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено (в соответствии с договоренностями между Хрущевым и Эйзенхауэром) на май I960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик У-2 (пилот Ф. Пауэре был задержан на месте приземления и дал показания, обличавшие его как шпиона). Отношения Восток-Запад резко обострились. В СССР развернулась широкая антиамериканская ("антиимпериалистическая") кампания. Парижская конференция по проблемам европейской безопасности была сорвана, а в ходе визита Хрущева в качестве главы советской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 сентября 1960 г.) была продемонстрирована новая, жесткая линия внешней политики СССР.

Весной-летом 1961 г. обострился политический кризис в ГДР, вызванный прежде всего тем, что значительная часть населения, в основном молодежь и студенчество в крупных городах, открыто выступила за изменение политического строя. Территория Западного Берлина использовалась для широкой материальной и финансовой помощи восточногерманским диссидентам. В связи с этим после предварительного согласования с Москвой по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта вокруг Западного Берлина в ночь на 13 августа 1961 г. была возведена стена из бетона и колючей проволоки. Эта мера позволила предотвратить "голосование ногами" против социалистического строя. Берлинский кризис резко усилил противостояние между Востоком и Западом, отрицательно сказался на развитии международных отношений в Европе.

Вслед за Берлинским последовал Карибский, или "ракетный", кризис, который Поставил весь мир на грань катастрофы, так как СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны.

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой к власти пришли антиамериканские повстанческие силы во главе с Фиделем Кастро. США развернули массированную подрывную и пропагандистскую войну против Кубы. Американская администрация Дж. Кеннеди всемерно поддерживала кубинских "контрас". Попытка вооруженного вторжения контрреволюционных формирований на Кубу в заливе Кочинос в феврале 1961 г. потерпела неудачу и одновременно вызвала резкий протест со стороны Москвы. СССР в сентябре 1962 г. принял решение об оказании острову Свободы военно-технической и экономической помощи, в соответствии с которым на Кубе в глубокой тайне были размещены советские ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Это создавало прямую и непосредственную угрозу безопасности США. 22 октября 1962 г. Белый дом в ультимативной форме потребовал от Советского Союза убрать ракеты, а вокруг Кубы была установлена военно-морская и воздушная блокада. В ответном советском заявлении содержалось требование немедленного прекращения блокады Кубы, а в случае отказа Советский Союз угрожал нанести "самый Мощный ответный удар". Вооруженные силы США и СССР были приведены в повышенную боевую готовность.

В последний момент, 25- 27 октября, благодаря прямым переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и лидером Советского Союза Н. С. Хрущевым удалось предотвратить ядерный конфликт. СССР согласился вывести свои ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленные на СССР. Карибский кризис явился кульминационным моментом в международных отношениях периода "холодной войны". После его разрешения укрепилось понимание того, что победителей в ядерной войне быть не может. Результатом этого стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой между СССР, США и Великобританией (от подписания договора "о трех средах" воздержалась только одна ядерная держава - Китай).

К середине XX века в мире образовалось две силы, противостояние которых то усиливалось до «бряцания оружием», то ослаблялось до «разрядки международных отношений». Социалистические страны входили в единый лагерь, находившийся в состоянии холодной войны с капиталистическим окружением. Они не стали нерушимым монолитом с единообразной идеологией. Слишком много отличий в традициях и менталитете было у народов, которых собирались сильной рукой вести в коммунистическое будущее.

Послевоенный мир

Из Второй мировой войны Советский Союз во главе со Сталиным вышел, обладая немыслимой военной мощью и международным авторитетом. Страны Восточной Европы и страны Юго-Восточной Азии, освобожденные Советской Армией от ига германского фашизма и милитаризма Японии, видели в СССР настоящего лидера, знающего правильный путь.

Часто отношение к советским солдатам носило эмоциональный характер, переносивший доброе отношение ко всему образу жизни, который они олицетворяли. Когда освобождалась, например, Болгария, София, люди видели мощь общественного строя страны, одолевшей неимоверно грозного врага.

Еще во время войны Сталин оказывал поддержку партиям и национально-освободительным движениям, разделявшим коммунистическую идеологию. И после победы они стали ведущей политической силой государств, из которых в скором времени образовались социалистические страны. Приход к власти коммунистических лидеров облегчался присутствием советских вооруженных сил, осуществлявших какое-то время режим оккупации на освобожденных территориях.

Распространение советского влияния в других частях планеты всегда вызывало жесткое противодействие. Пример – Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая республика и др. Подавление социалистических движений носило и просто антикоммунистический характер, и смысл борьбы за возвращение колоний.

Новый этап развития олицетворяла республика Куба – первое социалистическое государство западного полушария. Революция 1959 года имела романтический ореол в мире, что не помешало ей стать ареной самого горячего столкновения двух систем – Карибского кризиса 1962 года.

Раздел Германии

Символом послевоенного раздела мира стала судьба немецкого народа. По соглашению между лидерами победившей антигитлеровской коалиции, территория бывшего Третьего рейха была поделена на две части. Федеративная Республика Германия возникла на той части страны, куда вошли американские, французские и английские войска. На советской зоне оккупации в 1949 году была образована Германская Демократическая Республика. Бывшая немецкая столица – Берлин – также была поделена на Западную и Восточную части.

Стена, воздвигнутая на линии соприкосновения двух новых государств в некогда едином городе, стала буквальным олицетворением раздела мира на страны социалистического лагеря и остальной мир. Так же как и разрушение Берлинской стены, и объединение Германии ровно через 40 лет ознаменовало конец эпохи «холодной войны».

Варшавский договор

Началом же «холодной войны» считается речь Черчилля в Фултоне (05.03.1946), где он призвал США и их союзников к объединению против угрозы «свободному миру» со стороны СССР. Через некоторое время появилась организационная форма для такого объединения – НАТО (North Atlantic Treaty Organization). Когда в 1955 году к этому военно-политическому блоку присоединилась ФРГ, Советский Союз и социалистические страны Европы, появившиеся к тому времени, также пришли к необходимости объединить свой военный потенциал.

В 1955 году в Варшаве был подписан Договор, давший название организации. Его участниками стали: СССР, ГДР, Чехословацкая социалистическая республика, Болгария, Польша, Венгрия, Румыния и Албания. Албания позже вышла из договора из-за идеологических разногласий, в частности из-за вторжения в Чехословакию (1968).

Руководящими органами организации были Политический консультативный комитет и Объединённое командование вооруженными силами. Вооруженные силы СССР были главной силой Варшавского договора, поэтому посты Главнокомандующих Объединенными силами и начальника Штаба всегда занимали высшие офицеры Советской армии. СССР и социалистические страны всегда декларировали исключительно оборонительное назначение своего военного союза, но это не мешало странам НАТО называть его главной угрозой для себя.

Эти взаимные обвинения были главным обоснованием для гонки вооружений, постоянного увеличения военных расходов с обеих сторон. Всё это продолжалось до 1991 года, когда бывшие социалистические страны договорились об официальном прекращении действия договора.

Военное противодействие двух общественных конструкций имело и другие формы. Социалистическая республика Вьетнам возникла в результате победы коммунистических сил в долгой войне, ставшей почти открытым противостоянием США и СССР.

Предшественником нынешнего Европейского союза было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Именно оно занималось сотрудничеством США и Западной Европы в производственной и финансовой сфере. Страны с общественным строем, основанным на идеях марксизма, решили создать альтернативную ЕЭС структуру для экономического и научно-технического сотрудничества. В 1949 году социалистические страны учредили Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его созыв – еще и попытка противостоять американскому «плану Маршалла» - плану восстановления европейской экономики с помощью США.

Количество участников СЭВ менялось, в середине 80-х оно было самым большим: 10 постоянных членов (СССР, Польша, ЧССР, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Монголия, Куба, Вьетнам), а Социалистическая Федеративная Республика Югославия участвовала только в некоторых программах. Своих наблюдателей присылали 12 стран Азии, Африки и Южной Америки с экономиками социалистической направленности, такие как Ангола, Афганистан, Никарагуа, Эфиопия и др.

Какое-то время СЭВ выполнял свои функции, и экономика европейских стран соцлагеря при помощи СССР преодолела последствия военного времени и начала набирать обороты. Но затем неповоротливость госсектора промышленности и сельского хозяйства, большая зависимость экономики СССР от мирового сырьевого рынка уменьшили выгодность Совета для его участников. Политические изменения, резкое снижение конкурентоспособности экономики и финансов СССР привели к сворачиванию сотрудничества в рамках СЭВ, и летом 1991 года он был расформирован.

Мировая система социализма

Официальные идеологи КПСС вырабатывали в разное время различные формулировки для обозначения стран родственной общественно-политической формации. До 50-х годов было принято название "страны народной демократии". Позже в партийных документах было признано существование 15-ти социалистических стран.

Особый путь Югославии

Многонациональное государственное образование – Социалистическая Федеративная Республика Югославия – существовавшее на Балканах с 1946 по 1992 год, относилось коммунистическими обществоведами к соцлагерю с большими оговорками. Напряженность в отношении коммунистических теоретиков к Югославии появилась после ссоры двух лидеров – Сталина и Иосипа Броз Тито.

Одной из причин этого конфликта называлась Болгария. София, по замыслу «вождя народов», должна была стать столицей одной из республик в составе общего с Югославией федеративного государства. Но югославский лидер отказался подчиниться сталинскому диктату. Впоследствии он стал заявлять о собственном пути к социализму, отличном от советского. Это выражалось в ослаблении государственного планирования в экономике, в свободе перемещения граждан по европейским странам, в отсутствии засилья идеологии в культуре и искусстве. После смерти Сталина в 1953 году разногласия между СССР и Югославией потеряли остроту, но своеобразие балканского социализма оставалось.

Восстание в Будапеште 1956 года

Впервые ареной народных волнений, которые были погашены советскими танками, стала еще в 1953 году Германская Демократическая Республика. Более драматические события произошли в другой стране народной демократии.

Венгрия во время Второй мировой воевала на стороне Гитлера и по решению международных организаций была обязана выплачивать контрибуцию. Это влияло на экономическую обстановку в стране. При поддержке советских оккупационных войск во главе Венгрии стали люди, копировавшие самые негативные стороны сталинской модели руководства - личную диктатуру, насильственную коллективизацию в сельском хозяйстве, подавление инакомыслия с помощью огромной армии органов госбезопасности и информаторов.

Акции протеста начали студенты и интеллигенция, поддержавшие Имре Надя – другого лидера коммунистов, сторонника демократизации в экономике и общественной жизни. Конфликт вышел на улицы, когда сталинисты в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся обратились к СССР с просьбой о вооруженной поддержке при смещении Надя. Танки были введены, когда начались самосуды над сотрудниками госбезопасности.

Выступление было подавлено при активном участии советского посла – будущего главы КГБ Ю. В. Андропова. Со стороны восставших были убиты более 2,5 тыс. человек, советские войска потеряли 669 человек убитыми, более полутора тысяч было ранено. Имре Надь был задержан, осужден и казнён. Всему миру была показана решимость советских лидеров применять силу при малейшей угрозе своей политической системе.

Пражская весна

Следующий заметный конфликт между сторонниками реформ и теми, кого вдохновляли образы сталинского прошлого, произошел в 1968 году в Чехословакии. Выбранный первым секретарем Коммунистической партии Чехословакии Александр Дубчек был представителем нового типа руководителей. Они не ставили под сомнение правильность общего пути, по которому двигалась Чехословацкая социалистическая республика, высказывалась лишь мысль о возможности построения «социализма с человеческим лицом».

Этого было достаточно, чтобы около восточных рубежей ЧССР были начаты военные учения войск Варшавского договора, куда прислали свои войска почти все социалистические страны. При первых признаках сопротивления реформаторов приходу руководства, согласного с линией КПСС, 300-тысячный контингент перешел границу. Сопротивление носило в основном ненасильственный характер и не потребовало применения серьезных силовых методов. Но события в Праге имели большой резонанс среди сторонников перемен в Советском Союзе и странах социализма.

Разный облик культа личности

Принцип народовластия, участия широких масс в управлении всеми сторонами жизни общества лежит в основе марксистской системы построения государства. Но история показала, что именно отсутствие ответственности власти за свои решения стало причиной негативных явлений почти во всех соцстранах, это явилось одной из многих причин краха коммунистических режимов.

Ленин, Сталин, Мао Цзэдун, – отношение к этим личностям часто принимало абсурдные черты поклонения божествам. Династия Кимов, которыми в течение 60-ти лет управляется Корейская Народно-Демократическая Республика, имеет явные аналогии с фараонами Древнего Египта, хотя бы по масштабу памятников. Брежнев, Чаушеску, Тодор Живков в Болгарии и др. – почему-то в странах социализма руководящие органы становились источником застоя, превращали выборную систему народовластия в фикцию, когда десятилетиями на вершине оставались серые личности скромного масштаба.

Китайский вариант

Это одна из немногих стран, сохранивших приверженность к социалистическому пути развития и до сего дня. Китайская Народная Республика для многих приверженцев коммунистической идеи кажется мощнейшим аргументом в спорах о правильности идей марксизма-ленинизма.

Экономика Китая развивается темпами, самыми быстрыми в мире. Давно решена продовольственная проблема, с невиданной скоростью развиваются города, проведена незабываемая Олимпиада в Пекине, общепризнанны китайские достижения в культуре и спорте. И все это происходит в стране, где правящей с 1947 года является Коммунистическая партия Китая, а в Конституции КНР закреплено положение о демократической диктатуре народа в форме социалистического государства.

Поэтому многие указывают китайский вариант как направление, по которому следовало идти при реформе КПСС, при перестройке советского общества, в этом видят возможный путь спасения Советского союза от развала. Но даже чисто теоретические рассуждения показывают полную несостоятельность этой версии. Китайское направление развития социализма было возможно только в Китае.

Социализм и религия

Среди определяющих факторов специфики китайского коммунистического движения называют главные: огромные людские ресурсы и удивительную смесь религиозных традиций, где главная роль принадлежит конфуцианству. Это древнее учение утверждает главенство традиций и ритуалов в жизнеустройстве: человеку следует быть довольным своим положением, усердно трудиться, почитая поставленного над ним вождя и учителя.

Марксистская идеология в сочетании с догмами конфуцианства дало причудливую смесь. В ней годы невиданного культа Мао, когда политика менялась дикими зигзагами, в зависимости от личных устремлений Великого кормчего. Показательны метаморфозы отношений Китая и СССР - от песен о Великой дружбе до вооруженного конфликта на острове Даманский.

Трудно представить в другом современном обществе и такое явление, как преемственность в руководстве, какую декларирует КПК. Китайская Народная Республика в нынешнем виде – воплощение идей Дэна Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой, претворяемых в жизнь уже четвертым поколением руководителей. Суть этих постулатов привела бы в негодование истинных ревнителей коммунистических догм из середины XX века. Они не нашли бы в них ничего социалистического. Свободные экономические зоны, активное присутствие иностранного капитала, второе место в мире по количеству миллиардеров и публичные казни за коррупцию – таковы реалии социализма по-китайски.

Время «бархатных революций»

Начало горбачевских реформ в СССР дало старт изменениям политической системы социалистических стран. Гласность, плюрализм мнений, экономическая свобода – эти лозунги были подхвачены в странах Восточной Европы и быстро привели к смене общественного строя в бывших соцстранах. Эти процессы, приведшие к одинаковому результату в разных странах, имели массу национальных особенностей.

В Польше смена общественной формации началась раньше других. Она имела вид революционных выступлений независимых профсоюзов – объединения «Солидарность» - при активной поддержке очень авторитетной в стране католической церкви. Первые свободные выборы привели к поражению правящей Польской Объединенной Рабочей партии и сделали первым президентом Польши бывшего профсоюзного лидера Леха Валенсу.

В ГДР основной побудительной причиной глобальных изменений стало стремление к единству страны. Восточная Германия быстрее других влилась в экономическое и политическое пространство Западной Европы, её население скорее других народов почувствовало не только положительный эффект наступления нового времени, но и вызванные этим проблемы.

Название «бархатная революция» родилось в ЧССР. Демонстрация студентов и присоединившейся к ней творческой интеллигенции постепенно и без насилия привела к смене руководства страны, а впоследствии - к разделу страны на Чехию и Словакию.

Мирный характер был у процессов, происходивших в Болгарии и Венгрии. Правящие коммунистические партии, лишившись активной поддержки из СССР, не стали препятствовать свободному волеизъявлению радикально настроенных слоев населения, и власть перешла к силам иной политической ориентации.

Другими были события в Румынии и Югославии. Режим Николая Чаушеску решил использовать для борьбы за власть хорошо развитую систему госбезопасности – секуритате. При неясных обстоятельствах было спровоцировано силовое подавление волнений общественности, что вызвало арест, суд и расстрел четы Чаушеску.

Югославский сценарий осложнялся межнациональными конфликтами в республиках, входивших в состав федеративного государства. Долгая гражданская война привела к многочисленным жертвам и появлению на карте Европы нескольких новых государств…

В истории нет обратного хода

КНР, Куба и Корейская Народно-Демократическая республика позиционируются как соцстраны, мировая система давно ушла в прошлое. Одни горько сожалеют о том времени, другие стараются вытравить память о нем, разрушив памятники и запрещая любые упоминания. Третьи говорят о самом разумном - идти вперед, используя уникальный опыт, выпавший на долю народов бывших социалистических стран.