Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что такое племя. Демографический кризис как фактор эволюции. Территориальный военно-политический союз племен

Что такое Племя? Значение и толкование слова plemja, определение термина

1) Племя - (англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.

2) Племя - - тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа - самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей - народностей.

3) Племя - тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди.

4) Племя - - этническая общность эпохи первобытнообщинного строя. На смену племени пришла новая форма этнической общности - народность и новая организация общества - государство.

5) Племя - - этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.

6) Племя - - объединение нескольких родов под управлением вождя.

Племя

(англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.

Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа - самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей - народностей.

тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди.

Этническая общность эпохи первобытнообщинного строя. На смену племени пришла новая форма этнической общности - народность и новая организация общества - государство.

Этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.

Объединение нескольких родов под управлением вождя.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный...

ПЛЕМЯ племени; мн. племена, -мён, -менам; ср. 1. Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя (кровнородственные связи между членами, деление на роды, общий язык, общая территория). Союз племён. Совет племён. Толковый словарь Кузнецова

  • племя - Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и существительное плод (с измененной корневой гласной). Этимологический словарь Крылова
  • племя - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • племя - ПЛ’ЕМЯ, род. и дат. племени, племенем, племени, мн. племена, племён (племян ·устар.), племенам, ср. 1. В доклассовом обществе - совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями... Толковый словарь Ушакова
  • племя - Племя, племена, племени, племён, племени, племенам, племя, племена, племенем, племенами, племени, племенах Грамматический словарь Зализняка
  • племя - пле́мя ср. р., род. п. пле́мени, диал. племя́, укр. пле́м᾽я, ст.-слав. племѩ, род. п. племене σπέρμα, φυλή (Супр.), болг. пле́ме, сербохорв. пле̏ме, словен. pléme, род. п. plemẹ́na, чеш. plémě, род. п. рlеmеnе, слвц. рlеmä, рlеmеnо, польск. plemię. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • племя - племя ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. || перен. устар. Народ, народность. 2. перен. Группа, категория людей, объединенных по какому-либо общему признаку. Толковый словарь Ефремовой
  • племя - 1. ПЛЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племён. Кочевые племена. 2. перен. Народ, народность (во 2 знач. Толковый словарь Ожегова
  • племя - Одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая из родов. Этнографический словарь
  • Племя - Тип этнической общности и социальной организации доклассового общества. Отличительная черта П. - существование кровнородственных связей между его членами, деление на Роды и фратрии (См. Фратрия). Другие признаки... Большая советская энциклопедия
  • племя - племени, мн. племена, -мён, -менам, ср. 1. Социально-этническое объединение людей в эпоху первобытнообщинного строя, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Кочевые племена. Первобытные племена. 2. устар. Народ, национальность. Малый академический словарь
  • племя - ПЛЕМЯ ср. (плод) в обширном значении: вид животных. Вся племена земная. Племя человеческое, все люди. || Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. || Приплод. || Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Толковый словарь Даля
  • ПЛЕМЯ - ПЛЕМЯ - англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами. Социологический словарь
  • племя - орф. племя, -мени, тв. -менем, мн. -мена, -мён, -менам Орфографический словарь Лопатина
  • ПЛЕМЯ - ПЛЕМЯ - тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания... Большой энциклопедический словарь
  • Племя - (антр.) - термин, употребляемый для обозначения группы людей, связанных между собою известными общими признаками, а иногда и предполагаемой общностью происхождения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Человечество состоит из народов - этносов. Этносы различны, и история у каждого из них - своя. Они различаются по численности, степени консолидированности и четкости этнического самосознания, характеру расселения и т. д. Мы знаем этносы, ведущие свое начало с рабовладельческой эпохи, как армянский, ассирийский или курдский. Известны этносы, родившиеся в XIX в., как долганы на полуострове Таймыр, и даже в XX столетии, как алтайцы в Горном Алтае. Также существуют различия между народами в общественном строе, социальной структуре, языковой ситуации (степень развития двуязычия) и по другим признакам. Таким образом, народы мира в типологическом отношении неоднородны. Обычно выделяют три основных исторических типа этноса: племя, народность, нация.

    Первым по времени объединением людей, которое обычно определяется как этнос, является племя. (В литературе можно встретить мнение, согласно которому к самому раннему типу этноса относится род. Однако, как свидетельствуют исторические данные, род не может существовать вне племени, хотя бы слабо оформленного. Поэтому сам по себе род нельзя считать этнической общностью.) Появление племени, в основе которого лежат родовые отношения, вызвано возникновением экзогамии (заключение брака за пределами определенной общности) и родового строя и относится к эпохе перехода к верхнему палеолиту. Объединение родов в племя происходило на основе кровного родства и общей территории. Поэтому племя представляло собой такую форму общественной жизни, которая являлась и кровнородственным союзом, поскольку его образовывали роды, между которыми существовала кровная связь, и территориальным объединением, поскольку эти роды проживали на одной территории, а хозяйственные потребности и потребность в защите принуждали их объединяться в племя.

    Наиболее характерным для этого типа этноса было то, что его внутренняя (родовая) структура основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией (заключение браков в пределах определенной общности). Племена, как правило, имели сравнительно небольшую численность, что определялось, прежде всего, слабым развитием производительных сил. Племенное самосознание основывалось, главным образом, на представлении о непосредственной общности происхождения от какого-то, чаще всего мифического, предка; оно слабо связывалось с общностью языка, на диалектах которого обычно говорили несколько родственных племен, и с территорией, изменяющейся при миграции племени.

    На ранней стадии своего развития племена представляют собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения . В развитом первобытнообщинном обществе племенам свойственны также органы власти, не носившей политического характера (наличие у племен военачальника или верховного вождя, народного собрания, совета старейшин и т. п.), единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.

    Весьма своеобразным было этническое сознание членов племенных общностей
    . Одна из его особенностей состояла в том, что в нем своя группа трактовалась как нечто высшее по сравнению со всеми окружающими общностями. Даже при дружеских отношениях с соседями и взаимных браках члены племени гордились своими отличиями от них, питали к ним в душе вражду, а иногда приписывали им неэтичные поступки. Соответственно для такого непременного компонента этнического самосознания, как антитеза «мы - они», было характерно причисление только «нас», т. е. членов своего племени, к «настоящим людям».

    В настоящее время племена в их классическом виде встречаются весьма редко. Кроме того, термином «племя» некоторые зарубежные исследователи обозначают этнические образования иного вида. Такие «племена» насчитывают десятки или сотни тысяч, а иногда даже миллионы человек. Ученые выделили одну общую черту для всех известных им племен, черту, которая отличает их от всех известных народностей, т. е. определили рубеж, пролегающий между племенем и народностью. Всякое племя состоит из родственников - близких, дальних и очень дальних.

    Итак, племя - своеобразная сверхсемья . Это так, даже если племя насчитывает и десятки тысяч человек. Поэтому общность людей можно считать единым племенем, пока его члены помнят о своем родстве и даже знают в каждом случае степень этого родства. Задача, надо сказать, нелегкая. Но вот один из специалистов, изучающих системы родства у австралийских аборигенов отметил, что каждый коренной австралиец прекрасно представляет себе свои родственные отношения не только с любым членом собственного племени, но и с людьми ряда близких племен.

    Племена, сохранившиеся до настоящего времени в ряде государств (кроме отдельных исключений), конечно, существенно отличаются от «классических» племен первобытнообщинного общества
    . Только самые отсталые и малочисленные этнические общности обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам. Чаще же такие этносы сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно современные племена уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений. Черты родоплеменной организации сохраняются, прежде всего, у кочевых и полукочевых народов.

    тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами, деление на роды и фратрии. Другими признаками П. являются: наличие племенной терр., определенная экономич. общность соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык, племенное самосознание и самоназвание, а у племен эпохи развитого родового строя также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, воен. и гражд. вождей. Для этого этапа характерно наличие племенных культов и праздников. По наиболее общепринятой точке зрения, П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом (по другой - несколько позже него), т. к. экзогамность последнего предполагает наличие постоянных связей (хоз., культурных, идеологич. и в первую очередь - брачных) как минимум между двумя родовыми коллективами. П. обычно существует до перехода к клас. обществу. Разложению П. предшествуют развитие имуществ. расслоения, появление племенной знати, увеличение роли воен. предводителей, появление союзов племен. В пережиточных формах П. может сохраняться и в клас. обществе, переплетаясь с рабовладельч., феод. и капиталистич. отношениями (племена кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.. Л., 1934; Бутинов Н. A., О первобытной лингвистич. непрерывности в Австралии, "СЭ", 1951, No 2; Косвен М. О., Об историч. соотношении рода и племени, там же; Формозов A. A., О времени и историч. условиях сложения племенной организации, "CA", 1957, No l; Першиц А. И., Племя, народность и нация в Саудовской Аравии, "СЭ", 1961, No 5; Токарев С. A., Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11. Л. А. Фейнберг. Москва.

    И найти пути выхода из кризиса.

    Понятие племя

    1.2. Племя это - ПЕРВАЯ единица человечества , представляющая собой стаю наземных гоминид , избравших особый путь становления хищником - не через изменение тела ради появления хищнических приспособлений, а через создание орудий охоты.

    1.3. Дело в том, что у нас нет критерия для определения момента, когда СТАЯ гоминид стала ПЛЕМЕНЕМ людей. Это была одна и та же единица вида, в которой гоминиды эволюционировали в людей.

    1.4. Единственное, что можно сказать - тот вид гоминид, от которого пошли люди, сумел добиться большой численности своих стай, тогда как остальные виды древних обезьян, вступившие на путь освоения степей, видимо, не сумели достичь большой численности особей, проживающих в одной стоянке. Ведь именно численность стаи оказалась критичным условием для появления системы разделения труда, глубина которой вызвала синергию . Синергический эффект оказался столь высок, что высвободилось время для занятия переработкой потребляемых предметов и пищи, которые теперь имелись в избытке. Но, все же - численность была лишь условием, позволившим появиться высокой степени разделения труда, так как в цепочки переделов были включены все члены стаи.

    1.5. Теперь сырье, чтобы стать предметом потребления людей, могло и должно было пройти через процесс обработки трудом, чаще трудом нескольких человек, так что мы по-праву можем называть эту систему словом экономика племени . Кроме того, появление этапов переделов в процессе потребления людьми природных ресурсов - позволяют говорить, что люди вычленили из окружающей средой свою сферу потребления, как среду искусственную, куда сырье попадало лишь через прохождение по цепочке разделения труда.

    1.6. Однако сама по себе экономика, как система разделения труда, позволяла лишь улучшить качество потребляемых предметов. Но людям повезло, так как по наследству от гоминид им достался еще и , под влиянием которого улучшение качества превратилось в соревнование , плоды которого мы сегодня пожинаем в виде материального богатства современного нам мира.

    Например:

    • соединение (синергизм) двух и более кусков радиоактивного материала, при превышении критической массы в сумме дают выделение энергии, превосходящее излучение энергии простого суммирования отдельных кусков;
    • знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются;
    • прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения.

    1.8. Стабильное поступление всех жизненно важных продуктов высвободило время для повышения качества и удобства пользования этими продуктами, которые при этом становились продуктами потребления разной степени обработки. Избыток пищевых продуктов как некоего запаса на продолжительное время - дал возможность для термической обработки пищи на огне. Началось совершенствование орудий труда - не просто найденный по дороге более-менее подходящий предмет, а более удобный для узкой сферы применения, так как подвергнут специальной обработке. Стало складываться не только предметное множество, теперь уже из предметов, просто необходимых для обеспечения жизни на уровне людей, а не гоминид , но и возникла необходимость в ЗНАНИЯХ . Не было смысла передавать следующему поколению множестово предметы, если вместе с ними не передавать знания о том, как ими пользоваться и как воспроизводить (технологии).

    1.9. Собственно и гоминиды передавали часть личных навыков потомкам, но у людей было все намного серьезней, ведь если не передать следующему поколению не просто знания, а знания, наколенные всеми предыдущими поколениями людей , то поколение вымрет, так как даже не сможет обеспечить себе уровень потребления гоминид, который является критически важным для биологического тела человека, которое сохраняет потребности тела гоминида.

    1.10. Гоминиды так и остались точкой отсчета людей, так как человек при потреблении на уровне гоминид может выживать в течение непродолжительного времени.

    1.4. При этом надо понимать, что найденные останки неких гоминид во многих концах света, лишь свидетельствуют о нескольких волнах экспансии гоминидами нашей планеты, но они все вымерли или были уничтожены настоящими предками человека во время последней и окончательной экспансию, начатой кроманьонцами около 200 тысяч лет назад. Мы не можем отрицать, что форма сообществ в виде племени была присуща лишь предкам современного человека.

    1.5. Некие аналоги племени мы можем увидеть в образе жизни человекообразных обезьян . Если травоядным массивным гориллам не нужно существовать многочисленными группами в джунглях , богатыми растительностью, то наши ближайшие родственники - шимпанзе - вынуждены жить многочисленными группами, сложная иерархия которых позволяет вожаку производить управление . Скорей всего, именно группы шимпанзе, которые являются всеядными в силу скудности ресурсов их среды обитания, показывают нам, как начинался эволюционный пути сообществ людей . Ведь группы шимпанзе уже - не семья, а скорее род, если не - малочисленное племя .

    Появление племен

    2.1. Похолодание климата планеты Земля началось 36 миллиона лет назад в конце эоцена , что вызвало смену тропических лесов в Северной Африке саваннами, лесо-степями , степями , переходящими в тундры в полосе у кромки ледника в Европе . Обезьяны, которым богатые ресурсы джунглей позволяли добывать еду в достаточном количестве традиционным методом собирательства - оказались на грани вымирания, так как лесо-степи при способе добычи пищи, свойственном животным, не могли предоставить достаточных ресурсов. Единственным богатым ресурсом степей были крупные копытные, недоступные малочисленным группам приматов, что и заставило их проживать более многочисленными группами, которые мы называем ПЛЕМЯ , членами которого были родственники из одного РОДА (СЕММЬИ), который прекратил практику почкования .

    2.2. Весь верхний , который можно озаглавить - племя кратко , Я рассматриваю как некую ГИПОТЕЗУ №1 , которую постараюсь подтвердить доводами последующего текста.

    2.3. Само почкование семей, родов и племен - легко объясняется необходимостью ежедневной доступности к природному комплексу , который обеспечивает группу ресурсами , необходимы для жизнедеятельности , и который объективно ограничен - т.е. имеет границу , до которой члены группы могут подойти в течение дня и вернуться в стоянку . Превышение некоего предела численности вместе живущих членов - могло привести к голоданию группы, поэтому группа, чтобы выжить, обязана была делиться, чтобы отпочковавшаяся новая группа могла выжить путем освоения собственного природного комплекса.

    Численность племени

    3.1. Численность племен порядка нескольких сотен или около тысячи членов - была результатом эволюции, так как выживали лишь те роды (семьи) человекообразных обезьян, которые увеличили свою численность, что позволяло им повысить эффективность охоты на крупных животных. Причем, в далекой древности для объединения первобытных людей в какую-либо устойчивую группу ( , КЛАН , ПЛЕМЯ ), трудно себе представить иную причину, кроме как родственных отношений, - родства - обусловленных происхождением от общего предка или возникших в результате заключения брачного союза .

    3.2. С другой стороны, средняя численность племени не могла быть намного больше тысячи членом, так как ограничена "сверху" эмпирическим законом тысячи (эмпирические законы Паркинсона), потому что социальные группы с большей численностью просто теряют управление, не говоря уже про размывание критерия родства.

    3.3. Ограничение численности племен цифрой 1000 членов и ниже - было обусловлено не только законами управления, но и способностью предков людей изготавливать орудия охоты, которые были способом использовать силы Природы, что многократно увеличивало силы вооруженного человека по сравнению с невооруженным. Направление на совершенствование оружия - было способом увеличить потребление , так как природный комплекс племен был ограничен фактором ежедневной доступности , то есть - был сравнительно равным у всех племен в эпоху свободных земель .

    3.4. Совершенствование оружия позволяло выживать даже немногочисленных племенам или после катастрофического уменьшения численности, что объясняет продолжение существования отсталых племен в джунглях бассейна Амазонки.

    3.5. Если численность племен гоминид напрямую зависела от богатства природного комплекса, то единица человечества имела численность, определяемую действием разнонаправленных факторов: - (1) способностью осуществит охоту (эволюционно толкающую к росту численности) и (2) совершенствованием оружия, позволяющего меньшим числом убить объект охоты. Ведь теоретически - меньшая численность позволяла отдельному члену племени получать бОльший объем благ , как свою относительную долю из объема ресурса, в предположении равной добываемости из "равных" природных комплексов. Мы можем предположить, что люди сами определяли время необходимости "почкования", ориентируясь на объем потребления, уменьшение которого служило индикатором.

    Определение ПЛЕМЯ

    4.1. Гипотеза 2 : Термин племя мы можем применять в отношении новой единицы человечества - социальной группы людей , в которой человекообразные обезьяны вошли в антропогенез . Рассматривать значение понятия племя мы можем лишь как абстрактную сущность - МОДЕЛЬ ПЛЕМЕНИ , которая должна представят собой набор неких характерных признаков, которые можно было бы найти лишь у самых ранних племен, но большей частью восстановить методом исторической реконструкции. Собственно, модель племени - это некая конструкция, которой не соответствует ни одна группа с отставшей организацией общества, которое ортодоксальные антропологи выставляют нам в качестве примера племени.

    4.1. Очевидно что племя у людей есть всего лишь наследии от гоминид , так как этот групповой образ жизни - предки людей получили 6 миллионов лет назад от приматов, решивших выжить в суровых условиях полосы степей Северной Африки и тундры вдоль кромки ледника в Европе . Потребность жить многочисленными группами возникла ради возможности осуществлять группового способа охоты на крупных копытных. Поэтому можно сказать - нет никакой фантастической причины для появления племен - просто, в степях был богатый ресурс в виде крупных копытных и, для получения этого ресурса - эволюция сообществ гоминид пошла в сторону роста численности, так как осуществить убийство крупного животного могла лишь очень многочисленная группа.

    4.2. Племя - является лишь развитием семьи , как естественной формы организации человекообразных обезьян, с которой они вступили в антропогенез . Конечно, повышение численность в племени у гоминид происходило лишь ради повышения безопасности и охоты на крупных животный, но для людей - неожиданным результатом стало появление среди членов племени, запустившего внутреннюю фабрику , позволявшую повысить потребление путем переработки доступного и неценного сырья в процессе общественного труда в ценные продукты потребления. Просто в малочисленной группе нельзя организовать достаточную , позволяющую производить большой ассортимент продуктов, которые стали необходимыми для выживания людей по мере изменения их тела .

    4.3. Жизнь в прохладных степях, переход к прямохождению и лишение волосяного покрова - были невозможны без овладения людьми навыков изготовления одежды и обуви . Когда мы говорим про эволюцию человека , то большую ее часть люди делали как селекцию самих себя по причине появления у людей возможности производить новые искусственные продукты - напр. одежду прежде, чем лишится волосяного покрова .

    4.4. Под давлением эволюции люди пришли к совместному проживанию в племенах, как наилучшей формы сообщества, обеспечивающей выживание. Но это - эволюционно выбранное природное - направление на увеличение численности единицы прото-человечества, которое было не только лишь у людей, именно люди сумели использовать для своего уникального направления развития как экономических субъектов . Всего лишь ради собственного выживания потомки обезьян смогли переломить условиях скудных ресурсов лишь единственным путем - не поиском готовых продуктов в природе, которых там или мало или вовсе нет, а способом их искусственного (в смысле - противоположно естественному) производства в , условием возникновения которой стала многочисленность племен.

    4.4. Именно возникновение племен в далекой древности можно считать точкой отсчета возникновения современного человека . Энгельс был прав, когда предложил тезис: - труд сделал из обезьяны человека , который мы должны подправить в определении этого труда - не всякий, а труд в системе разделения труда между многим людьми.

    4.5. Такое объяснение причин появления системы разделения труда как неотъемлемого человека, которого самого нельзя представить живущим по одиночке, а лишь как в составе единицы человечества - не оставляет никакого шанса Теории рационального выбора . У предков людей не было альтернативы объединению в племена, кроме вымирания, а вот появившееся как результат совместной хозяйственной деятельности многочисленной группы людей - было всего лишь как положительное следствие, которое - раз заработав, привело к современному материальному богатству человечества.

    3.2. В контексте же моей статьи - понятие племя - это многочисленная патриархальная семья , что ближе к википедиевскому понятию этнос , но с ограниченным количеством членов в этой социальной группе, не превышающей несколько тысяч людей:

    3.3. Википедия: Этнос (греч. ἔθνος - народ) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.

    3.4. Вообще-то рассматривая понятие племя , принятое в ортодоксальной антропологи, мы имеем дело с парадоксом , когда ослепленные европоцентризмом историки всюду вставляют слово племя при описании ранних исторических событий в Европы, при этом, даже не отдавая себе отчет, что эталон племени в антропологии был создан на основе наблюдений за современными патриархальными группами негроидов в Африке и индейцев Америке. Критика ортодоксальной теории племени будет ниже, но вряд ли правомочно применять термин племя в отношении социальных групп индоевропейцев, несколько десятков тысяч лет назад колонизировавших Европу. Беда историков в представлениях о племени , как о статичной формации, не изменившейся с времен гоминид до начала процесса возникновения государств, который в Европе массово происходил уже в новой эре.