Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Древние славяне кто они и откуда пришли. Хинди-руси бхай-бхай с точки зрения днк генеалогии, или откуда есть пошли славяне. Хозяйство. Общественный строй

Из открытых источников

Тимур Громов, РИА Новости Украина

"Сенатор и историк Прокопий Кесарийский был возмущен. "Почти каждый год" они нападают на "Иллирию и всю Фракию от Ионического моря до пригородов Константинополя". При этом они нагло грабят "все области", "страшно и нечеловечески свирепствуют" и совершают "неописуемые зверства". Они — "безжалостные и суровые враги", наполненные "ненасытным желанием воевать". Люди, которых знаменитый историк середины 6 века нашей эры описал в столь резких выражениях, назывались "Sklabenoi", предположительно греческое производное от названия "slovene" — славяне", — пишет в статье для Die Welt историк и публицист Бертольд Зеевальд.

"Славяне появились в поле зрения византийских авторов в то время, когда император Юстиниан снова отвоевал большие территории Римской империи. Некоторые из византийских авторов постарались включить этих "варваров" в свои известные этнологические категории. Лишь в конце периода античности и в начале средневековья на периферии Европы возникла ее самая молодая языковая семья и тотчас же начала захватывать восток континента", — продолжает публицист.

"Откуда пришли славяне, и как им удалось в течение нескольких столетий заселить весь восток и большие области юго-восточной Европы, является одним из больших вопросов исследования, которое было и остается несвободным от сильных националистических оттенков. Потому что образование наций большинства славянских народов с 1800 года происходило главным образом под чужим господством, что превращало поиски собственной "родины" в дело веры", — говорится в статье.

Обобщенное представление о проходящих исследованиях предлагает историк, специалист по Восточной Европе Эдуард Мюле в своей новой книге "Славяне". В ней он констатирует: "Все попытки идентифицировать исходную главную область, "прародину", откуда славяне должны были постепенно распространяться, остались со всей своей противоречивостью и полемикой без надежных результатов так же, как и усилия точнее определить дату происхождения славянского языка и показать его раннее развитие". Вместо этого профессор университета Мюнстера предлагает сложную модель того, как из различных не связанных между собой групп в течение короткого времени образовалась этническая семья, объединенная языком и культурой, пишет Зеевальд.

"Хотя это происходило в то же самое время, когда современники, главным образом Византия, имели развитую письменность, источники дают очень скудные сведения. Потому что восточно-римские, лангобардские или франкские летописцы описывали полосу шириной в лучшем случае от 200 до 400 километров, которая протянулась слегка изогнутой дугой от Гольштейна на севере вдоль Эльбы, Заале, Богемского леса, Восточных Альп и далматинского побережья Адриатического мора через Македонию и Фракию до ворот Константинополя. Что происходило в глубине Восточной Европы — не ясно", — продолжает публицист.

"К тому же ранние славяне часто устанавливали связи с другими народами, главным образом как дружинники у таких происходящих из Азии степных народов, как анты, авары или (прото-) булгары. Мюле ссылается на лингвистические исследования, которые охватывают громадные пространства Восточной Европы, заселенные носителями славянского языка уже в период с 6 по 8 века. Использование заимствованных слов обусловлено соседством, в котором жили финно-угорские народы, иранцы, а также носители балтийского и дако-фракийского языков", — отмечает автор статьи.

"Какое материальное наследие может принадлежать отдельным группам — большой вопрос. Потому что орудия, украшения или захоронения не несут отпечатков или надписей своих производителей. Тем не менее Мюле представляет комплект археологических заключений, которые можно толковать как проявление "ранней славянской культуры": 1. простые, без украшений, изготовленные вручную горшки, 2. простые, вкопанные в землю жилища, состоящие из одного помещения и 3. кремация и захоронение в гробницах с урнами", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Такие самые ранние отличительные черты встречаются в пражской или корчакской культуре на границе между 5 и 6 веками, следы этой культуры можно найти между Бугом и Припятью, в верховьях Днестра и в среднем течении Днепра, то есть в сегодняшней Западной Украине. Для некоторых языковедов, признает Мюле, речь идет об исходной территории славян, откуда они начали экспансию в слабозаселенные пространства Восточной Европы", — продолжает историк.

Ранний портрет славян дает византиец Прокопий Кесарийский: "Живущие далеко друг от друга, они ютятся в бедных хижинах и часто меняют место своего проживания. В бой они идут в основном пешими, при этом они вооружены только щитом и копьем, кольчуг они не носят. У некоторых нет даже рубашки или накидки на теле… Их образ жизни груб и примитивен… Но они абсолютно не плохие и не злые люди, а поступают так по своей простоте, это похоже на образ жизни гуннов". Причем Прокопий под "гуннами" понимает всех, кто относится к кочевым народам евроазиатских степей.

"Быстрая и обширная "славянизация" Восточной Европы для Мюле не является результатом военной или культурной экспансии "славянского народа", она — "результат сложного процесса ассимиляции и аккультурации", в котором различные группы и пришельцы интегрируются в новую "славянскую" общность", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Причину этого длительного успеха Мюле видит в привлекательности и объединяющей силе культурной модели, убеждавшую в первую очередь простотой, на которую еще Прокопий обратил внимание. Небольшие поселения строились в соответствии с географическими условиями и обозреваемыми ресурсами, пашни и пастбища отвоевывались у лесистых степей выжиганием деревьев. Все это можно было быстро оставлять, когда почва истощалась. Главными путями передвижения служили широко разветвленные системы рек, которые на большой равнине близко граничили друг с другом и порой разделялись лишь узкими водоразделами", — полагает историк.

"Эти деревенские общины, состоящие, вероятно, из полдюжины семей, то есть примерно 60 человек, вели натуральное хозяйство, которое было ориентировано исключительно на собственное выживание. В общинах возделывали пшеницу, ячмень и просо, а также овощи, занимались скотоводством и рыболовством и использовали продукты леса (дерево, смолу, мед, шкуры). Металл плавили в небольших шахтных печах, в которых можно было получить только небольшую температуру", — продолжает автор статьи.

"Этой простой жизни соответствовали формы правления в мире земном и потустороннем. Прокопий сообщал, что Sklabenoi "управлялись не одним человеком", а жили "испокон веков на основе демократического порядка". И в пантеоне действовала ровная иерархия. Боги в человеческом облике появились лишь в 10 — 12 веках, до этого божественный порядок определяли силы природы", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Эта культурная модель давала отдельным талантливым лицам шанс социального роста. В борьбе с притязаниями степных кочевников отдельные "князья" во взаимодействии со старейшинами отдельных групп поселенцев могли подниматься до уровня "короля войска" и архитектурно подтверждали свой ранг строительством крепости. В качестве примера при этом могли служить ханы (прото-) булгар или аваров, а позднее на востоке скандинавские варяги (Русь), которые объединили большие области Руси в одну империю, ведущую торговлю и собирающую дань", — продолжает публицист.

"Этот тонкий верхний слой пришельцев мог пользоваться своим военным и политическим превосходством на протяжении лишь нескольких поколений. Потом они были просто поглощены культурой покоренных славян", — полагает автор статьи.

3 844

Кто мы? Откуда? Из каких краёв вышли наши предки? Далеко не праздные вопросы и интересны всем, кто интересуется историей.
Нестор в своём повествовании называет не только названия славянских племён, но и указывает их местоположение. Называет народы, граничащие со славянами: меря, весь, чудь, мурома и ряд других племён.
Углубляясь ещё более в прошлое исторической памяти, мы узнаем, что в VI веке существовали три крупных объединения славян – анты, венеды и склавены.

Готский историк Иордан, живший в VI веке, указывает местоположение этих племенных объединений.
«Начиная с места рождения реки Вистулы на безмерных просторах расположилось племя венетов. …преимущественно они называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север – до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты – сильнейшее из обоих племён – распространяются от Данастра, та, где Понтийское море образует излучину, эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов».

Иордан также не забывает указать «что венеты … происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов». Иордан, приводя это ценное свидетельство, довольно точно указывает, когда произошло разделение венетов. Единым народом венеты были до нашествия готского короля Германариха в IV веке. Согласно Иордану, было образовано большое царство от Дуная до и . Но просуществовала держава его недолго, в 375 году орды гуннов заполнили пространство между Доном и Волгой своими кочевьями, а заодно и опрокинули державу Германариха державшуюся до этого момента только благодаря авторитету самого правителя. Но и гуннам пришлось не многим больше готов властвовать на указанной территории, в начале VI века появились авары (обры – русской летописи).

Упоминание в «ПВЛ» о нашествии аваров, пожалуй, первое достоверное сведение летописца. «ПВЛ» описывая VI век, сообщает о двух крупных восточнославянских племенных объединениях. В одном случае речь идёт об основании Киева. Второе сообщение рассказывает о завоевании аварами земель племенного объединения дулебов и полном разгроме славян. Конкретное указание летописца и выделение им именно дулебов позволяет говорить, что дулебы и их князь возглавляли в то время крупный племенной союз, поэтому они и сумели оказать серьёзное сопротивление аварам, за что те и учинили жестокую расправу над дулебами.

В сообщениях византийских авторов VI века об антах говорится как о серьёзной угрозе могуществу Византии. Об антах как мощной военной группировке можно сделать вывод и исходя из археологических материалов. Всему миру известны сокровища антских курганов Среднего Поднепровья, богатые золотом и серебром (кубки, кувшины, блюда, браслеты) из Византии. Что, конечно же, говорит о постоянных набегах антов на земли . Другим способом получить столько богатств из Восточно-Римской империи было очень сложно.

Что касается склавенов, то известно, что Иордан первым упоминает о них, до его об этом племенном союзе никаких известий нет. И ещё одна немаловажная деталь, термин «венеды» после Иордана пропадает со страниц исторических хроник. Поэтому вполне вероятно, что склавены являются прямыми преемниками венедов, что касается антов и их соответствия с венедами то возможно они намного раньше выделились из общности венедов. Византийские авторы VI – VII веков особо отмечают различия антов и склавенов, но в тоже время отмечают – что говорят они на одном языке.

В VI веке появляется и первое упоминание о народе связанном с именем «рос». Первым упоминает об этом народе Псевдо-Захария в транскрипции «Hros» — ерос. Несколько позже о росах, русах упоминают арабские хронисты Масуди, ибн Хордадбе, есть известия о народах связанным с корнем –рос, — рус и в ряде европейских сообщений. Однако вопрос об этимологии термина «русь» настолько сложен и не однозначен, что требует отдельного исследования. Пока же отметим, что точки зрения происхождения «руси» — от названия речки Рось и от варяжского племенного названия князя Рюрика далеки от совершенства, очень спорны и по многим позициям неприемлемы при историческом и лингвистическом анализе.

Возвращаясь к венедам, отметим, что Иордан сообщает, что венеды наиболее древнее наименование славян. Соотнесение венедов со славянами вряд ли у кого вызывает сомнение и поэтому вполне кажется закономерно связывать это наименование с упоминанием венедов, энетов, энеев и ряда других похожих наименований у античных авторов: Полибий, Тит Ливий, Страбон, Птолемей, Тацит. Но при этом нельзя забывать о венетах побережья Адриатического моря, соотнесение которых со славянством сомнительно, но возможно.

Однако все данные предположения верны только в том случае, если Иордан ошибся один раз в утверждении что венеды – суть .
В более ранних источниках уже не встречаются наименования племён, которые можно было бы соотнести со славянами. Как будто даже не существовало такого народа или его роль в жизни того периода была столь незначительна, что не заслуживала отдельного упоминания древних авторов.
Геродот в своей «Истории» перечисляя народы Причерноморья и течения Днепра указывает, что эту местность занимали скифы.

У Геродота представлены не как однородная группа населения, а подразделённая на шесть союзов племён. Самым главным выступают царские скифы. Они, несомненно, правители, именно им платили дань покорённые племена на управляемой ими территории, а в случае нападения врагов защищали её.

Среди шести союзов племён Геродот упоминает о скифах-пахарях, главным занятием которых являлось земледелие и обеспечение царских зерновыми запасами, а также производство зерна на продажу – в первую очередь эллинам. Немаловажным в хозяйстве скифов-пахарей было и скотоводство, точнее коневодство. Конь являлся культовым животным всех скифов, а сами скифы не представляли себя без коня. Конь был продолжением собственного «я» любого скифа и только при наличии коня скифы воспринимали себя как цельный организм.

Высший расцвет скифской культуры пришёлся на VI – IV века до н.э. И их культура оставила богатейшее наследство для современности.
Самоназвание скифов-пахарей Геродот также указывает – сколоты и приводит легенду: «От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них Колоксая – цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются «сколоты» по имени царя; скифами же назвали их греки».

Племена сколотов Геродот размещает: траспии на Тирасе (Днестр), катиары – на Верхнем Буге, авхаты на Гипанисе и Виси, паралаты на Борисфене (Днепре). Летописные сколоты, их культура соответствует археологическим памятникам черняховской культуры. Проведённые антропологические исследования установили сходство внешнего облика населения скифского времени, черняховской культуры и средневековой Руси. Следовательно, сколоты на данной территории, в отличие от царских скифов, не являются пришлым населением. По утверждению Б.А. Рыбакова скифы-пахари были наследниками на Среднем Днепре чернолесской культуры, предшествовавшей им на данной территории.

Давно известно, что черняховская культура полиэтнична и в её образовании участвовали представители различных племён – даков, готов, скифов и часто сюда же прибавляют праславян, что в принципе даже очень возможно: если они уже представляли собой какое-либо этнической образование, что не факт. Такая постановка проблемы вполне логична в силу нерешённости до сих пор вопроса происхождения славянства и места их формирования, т.е. их материнской территории. Развитие черняховской культуры было прервано нашествием гуннов. Поэтому вполне возможно, скорее даже имело место, что часть представителей племён этой культуры участвовали в формировании славянского этноса на последнем этапе их сложения. Причем, скорее всего южного варианта славян.
Лесостепная и степная зоны правобережной Украины и лесостепная левобережной, Молдавия, часть Юго-Восточной Польши и частично Трансильвания и Румыния. Вот территория сложения или место образования одного из вариантов славян – южного. Это территория распространения черняховской культуры. Почему южного?

Историки первой половины I тысячелетия н.э.: Евсевий, Сократ Схоластик и другие в своих трудах сообщают о частых нападениях на Византию варварских племён и переселении некоторых из них на Балканский полуостров. С момента нашествия гуннов этот процесс принял ещё более интенсивный характер. Многие племена и не только этого региона вынуждены были переселиться под натиском гуннов на земли Восточно-Римской и Западно-Римской империй. Гунны в своём завоевательном движении покорили многие народы, ими была завоевана и почти вся территория Германии.

Племена, переселившиеся на новые территории, вступали в контакты с аборигенами потомками иллирийцев, ретиев и других в результате образовался южный вариант славян, основу которого составляли, видимо всё-таки остатки готов (остготов) и фракийцев. Этот вывод сделан исходя из труда первого болгарского историка Паисия Хилендарского «История славяно-болгарская. О пользе истории». Труд Паисия основан на легендах славян и тюрко-язычных болгар. Он представляет собой смесь этих легенд, но содержащих видимо реальные факты древней истории.

«… Яфетово племя разделилось на пятнадцать языков, все эти народы перешли через Чёрное и Белое (Эгейское) моря и поселились в этой земле — Европе. Был у Яфета один сын, звали его Мосхос. На его племя и род пришёлся наш славянский язык, и прозвали его Мосхосов род и язык. Этот род и язык пошёл в полуночную, северную страну, где сейчас Московская земля.… В Московской земле есть некая страна, называемая Скандавией. Когда … московцы расселились там, они называли жителей этой страны скандавлянами. Эти скандавляне через много лет, … нашли новую землю на краю моря-океана. Называлось оно морем Балтским и Болгаринским. И поселились скандавляне там, около Брандибура, и по имени скандавлян назвали род свой славянами, и зовутся так до сих пор. Те, что остались там, называются славянами, …. Они говорят на самом правильном и чистом славянском языке….» (Паисий Хилендарский. История славяно болгарская. О пользе истории //Родник златоструйный: Памятники болгарской литературы IX – XVIII веков: Сборник. М.: Худ., лит. 1990).

Рассказ Паисия содержит в себе интересные факты: страна Скандавия – трудно не сопоставить со Скандинавией, откуда как раз и переселились на будущие германские земли – готы; упоминание Брандибура; происхождение названия славян от скандавлян, скорее всего, надуманно Паисием.
В своей истории Паисий также сообщает, что славяне затем вернулись в Московские земли и уже оттуда пришли в Болгарию. Этот факт интересен тем, что возможно под Московскими землями Паисий имел в виду Приднепровье – где как раз до нашествия гуннов находились земли черняховской культуры, основанной готами. Следовательно, исходя из истории Паисия, территории Северного Причерноморья и Поднепровья не являются землями сложения славянского этноса, таковой была территория Висло-Одерского междуречья, но и здесь они пришлое население. Но такое утверждение возможно верно для южной ветви славянства. Как раз к этому населению видимо и относятся племенные образования уличей и тиверцев Русской летописи, хотя в сложении тиверцев и участвовали, возможно, ираноязычные племена сарматов, роксаланов и других.

Возвращаясь ко времени расцвета чернолесской культуры (X – VII века до н.э.), отметим, что это время появления пашенного земледелия и открытия железа. До сих пор является дискуссионным вопрос об этнической принадлежности этой культуры, одни называют как фракийскую, другие как праславянскую. Её считают преемницей белогрудовской и комаровской культур. Если белогрудовская культура соотносится с фракийцами при большом влиянии скифского населения, то комаровскую соотносят с локальным вариантом культуры боевых топоров, несмотря на сильную невыразительность культуры боевых топоров, попавшую затем под влияние и переродившуюся во фракийскую культуру.

Б.А. Рыбаков считает, что именно это время отразилось в древнем праславянском эпосе о трёх царствах и богатырях: Световике, Горыне и Усыня-Верниводе. Где богатыри-кузнецы куют огромный сорокапудовый плуг и побеждают прилетевшего с юга огненного змея, требовавшего дань в виде девушек. Огненный змей – это устойчивый символ орд южных кочевников. Для времени расцвета чернолесской культуры опасность всегда исходила от киммерийцев, которым в VII до н.э. веке на смену пришли скифы. И чернолесcкую культуру сменяет скифская, точнее сколотская культура, которая вероятно является местной земледельческой в отличие от пришлой скифской культуры кочевников.

Разгром скифской культуры в III веке до н.э. сарматами сильно отразился на развитии местного населения, на смену материально и изыскано богатым захоронениям скифской эпохи приходят невыразительные, бедные и примитивные захоронения зарубинецкой археологической культуры. Довольно близкую латенской культуре (фракийской). Очень многими исследователями принято считать зарубинецкую культуру как праславянскую, даже несмотря на такой существенный факт как обряд захоронения без курганных насыпей, что не типично для славянских культур. Генетически она связана с пшеворской культурой, которая в свою очередь ещё больше связана с ястфорской культурой. Возможно, ли на основе этого факта предположить, что зарубинецкая культура имеет свои корни в среде германских культур? Считается, что пшеворская культура вполне соотносима с письменными венедами, тогда возможно Иордан и не допустил ошибку, назвав венедов германцами. К тому же пражская культура IV века неоспоримо славянская, имеет минимальное количество аналогий с пшеворской, которая очень долгое время считается праславянской.

В таком случае если зарубинецкая культура близка пшеворской и ястфорской, она вряд ли может быть соотнесена со скифами-пахарями, которые в свою очередь явные приемники чернолесской (фракийской) культуры. И что немаловажно, с приходом в Поднепровье сарматов, значительная часть сколотов перемещается во Фракию. Страбон сообщает, что фракийцы уступили часть земель пришельцам (Страбон. География. Кн. 7. С. 284).

Хотя и косвенно, но это сообщение подтверждает наличие возможного родства сколотов и фракийцев. В Малую Скифию, так стала называться местность, где поселились сколоты, видимо ушла наиболее обеспеченная часть. В этой местности появляется с их приходом семь городов – Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфенополь и Герания, о них упоминает Плиний Старший (ВДИ. 1949, №2, С. 275 – 276).

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

Современная Германия, в своей северной, северо-западной и восточной частях, буквально пестрит славянскими по происхождению названиями городов, деревень, деревушек, речек, озёр, лесов, лугов, холмов и прочих объектов, которые были даны этим объектам лютичами, бодричами и сербами. Славянские по происхождению названия городов, можно легко опознать по окончаниям -иц, -ин, -ов, -ау. Также славянскими по происхождению, являются многие названия, заканчивающиеся в настоящее время на «бург» (по-немецки «крепость»). Название может включать славянский корень «бор», адаптированное в немецкий язык в виде «бург». Есть еще распространенный тип названий немецких городов, заканчивающихся на «берг» (по-немецки «гора»). Если в окрестности населенных пунктов с таким названием нет никаких гор, но протекает река, или город расположен на берегу моря, в этом случае, «берг» в этих названиях, является приспособленным под немецкий язык славянским словом «брег». Слово «брег» означает «берег». Сравните: польский город Колобжег (Колобрег, дословно, «около берега») по-немецки назывался Кольберг.

Примеры славянских названий в Германии: Ратцебург - Ратибор, упоминается еще со времен первых попыток покорения немцами этих земель; Мариенбург - Марибор; Бранденбург - Бранибор; Круков - Крюков; Мехов - возможно от слова «мех»; Белау - Белов; Лютау - Лютов; Лабенц - Лабинец, от Лаба; Гольцов - от «голец»; Люхов - Луков; Гудов - от глагола «гудеть»; Белиц - от слова «белый»; Коллов - Колов; Альт-Мёльн - Старая Мельня, это «Mühle», а не «Mölln»; Глазау - Глазов; Вендланд - земля вендов; Швинау - вероятно, Свинов; Вендиш-Эферн - название содержит упоминание вендов; Мориц - Морица; Плёцкау - Плесков, сравните: Плёс и Псков; Любек - Любич, Любин, Любицы и т. д.; Горау - Горов; Зерно - от слова «зерно»; Брезен - Брезан; Кёзелиц - Козелец, от слова «козел», сравните с Козельск; Рослау - Рослов; Добриц - Добрич, от слова «добро»; Домниц - от слова «дом»; Росток; Берлин - город бера (берлога); Хемниц - Кемниц; Дрезден - возник из «дрежд -яне» место, где люди живут в лесу; Лейпциг - Липск; Цербст - Сербск; Люббэн - Любин; Шверин - Зверин; Гидронимы: Эльба - Лаба; Одер - Водра, Одра; Нейсе - Ныса; Заале - Сала; Шпрее (на которой стоит Берлин) - Спрева, Траве (в устье которой стоит Любек) - Трава, Степениц - Степеница (степенно, неторопливо течет) и т. д. Мюриц - Морица.

Другие топографические объекты: Недалеко от Дрездена есть холм, который так и называется, даже по-немецки: Холм. На острове Рюген (Руян) есть место, которое даже в современной немецкой транскрипции называется Свянта Гора. На востоке, севере и северо-западе Германии существуют тысячи славянских названий. Это прямое следствие, а так же, свидетельство исконного проживания на этих территориях славян: Псов, Пнев, Медов, Ратенов, Злы Коморов, Тельцов, Барнов, Белобрег, Бископицы, Луков, Хитан, Польчница, Слобник, Хабрахчицы, Ворчин, Гломач, Елов, Илов, Камьенц, Каменица, Мужаков, Бабин, Охранов, Радо Гора, Добрыня, Белобрег, Рыхбах, Воерицы, Ожица, Ныска, Бьялы, Гродк, Ровно, Рашов, Рушица, Рудей, Салов, Журицы, Писаны Дол, Чорнов, Сказков, Соколица, Залом, Кослов, Косарня, Конецы, Глинка, Дубо, Дубц, Демьяны, Добруша, Добранецы, Дечин, Дубравка и т.д. Перечисленные топонимы указаны в славянском варианте. По нижеследующим ссылкам можно найти названия этих и многих других городов и поселений Германии как в славянском, так и в немецком вариантах. Приводятся сопоставления топонимов на немецком, дольносербском (нижнелужицком), а также горносербском (верхнелужицком) языках. См. сопоставление немецких и нижнелужицких названий и сопоставление немецких и верхнелужицких названий. Дольносербский и горносербский - это последние, сохранившиеся до наших дней, славянские языки Германии. Языки лужичан.

В современной Германии, в местах проживания лужицких сербов, на севере Саксонии и юге Бранденбурга, на дорожных знаках, а так же иногда на картах, славянские названия городов и деревень, в неизмененном славянском виде, указываются наряду с соответствующими немецкими (или германизированными славянскими): Бела Вода - Вайсвассер, Губин - Губен, Хошебус - Котбус, Будышин - Баутцен и т. д.

В соответствии с представлениями современной исторической науки, приблизительно с VI в. нашей эры большая часть современной Австрии была заселена славянами. Хотя существуют современные и старые гипотезы о проживании славян на этих землях и в гораздо более ранние времена. Они контролировали восточную часть нынешней ее территории. Западная граница расселения славян в VI в. проходила по реке Энс, которая протекает по австрийской земле Зальцбург. Таким образом, в то время, славяне заселяли значительно больше половины площади современного Австрийского государства. В VI в. местные славяне входят в состав Аварского каганата. Затем их земли, наряду с землями чехов, словаков, некоторых полабских славян, современных словенцев, частично хорватов и частично, славян современной Польши, а также некоторые земли современной северо-восточной Италии, входят в состав независимой державы Само. Далее там существует славянское княжество Карантания. В VIII в. земли западной и восточной Австрии были включены в состав империи Карла Великого. Им была учреждена Восточная марка. Сама Австрия выделилась в автономное образование в рамках Священной Римской империи, в конце Х в.

На карте современной Австрии можно найти большое количество славянских по происхождению названий. Одним из первых в середине XIX в. на это обратил внимание чешский историк, языковед и этнограф Шембера. Хотя здесь можно также упомянуть, например, русского генералиссимуса Суворова, который во время своих Альпийских походов, в конце XVIII в. отмечал узнаваемость и понятность с точки зрения славянина, многих местных названий, а также возможность достаточно легко общаться по-русски с местным населением. Широко известно его высказывание о том, что уж сколько прошли, с тех пор, как покинули Россию, а всё с местными по-русски изъясняться можно. Это замечание он сделал в Австрийской империи, по дороге в Италию, примерно на территории современной Австрии или Словении. Но среди учёных Нового времени, одним из первых данную проблему исследовал Шембера. Он изучил тысячи карт этой страны и нашёл, по его словам, более 1000 славянских названий рек, гор, лесов, равнин и местечек. Шембера продолжил свои изыскания изучая архивные материалы и лично путешествуя по интересующим его районам. Кроме того, он обнаружил огромное количество славянских топонимов на территории некоторых тогдашних северных немецких государств, таких, как Бранденбург, Саксония, Мекленбург и т. д. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Západni Slované v pravêku» (1860). Славянская топонимика Германии

Если просмотреть реки России (европейской части), Украины и Белоруссии, то из около тысячи рек более половины заканчиваются на -ка, -ма, -га, -ва, -ша, -ра, -жа, -са, -да. Эти названия были даны ещё в те времена, когда эти окончания сами были словами ка - душа, ставшие уменьшительным окончанием, ма - мать, га - движение, ва - вода. Следовательно, названия были даны несколько тысяч лет назад. В России это были времена заселения её европейской части, после ухода ледника, и использовались в период заселения Европы ариями. Кроме этих окончаний, признаком арийско-славянских рек является и -дон, дан, дун.

Вот реки других стран Европы с гидронимами славянского происхождения:

Реки Чехии: Влтава, Морава, Одра;
Реки Польши: Качава, Квиса, Корневка, Кортувка, Крутыня, Курувка;
Реки Сербии: Драва, Морава, Нишава, Колубара, Расина:
Реки Албании: Бериша, Бистрица, Буна, Буштрица, Валбона, Гостима, Гьяница, Дунавеци, Каласа, Лана, Леснича, Тирана;
Реки Румынии: Бистрица-Молдовяна, Богонос, Бега, Дымбовица, Ер, Жижия, Красна, Молдова, Сучава, Тиса, Яломица;
Реки Венгрии: Тиса, Задьва, Раба, Драва, Зала;
Реки Франции: Луара, Сена, Гаронна, Сомма;
Реки Англии: Северн, Дон, Лондон (Темза);
Реки Норвегии: Гломма, Ворма, Бегна, Квенна, Отра, Нидельва, Оркла, Сира, Рена, Квина;
Реки Литвы: Бартува, Дитва, Жеймена, Жижма, Котра, Лепона, Летавка, Митува, Муса, Мяра, Ратнича, Рудамина, Смилга, Юра;
Реки Латвии: Абава, Бартува, Веда, Вента, Вилдога, Ворожа, Грива, Дубна, Иснауда, Кира, Кухва, Лада, Ланга, Лауцеса, Лжа, Лиепна, Лудонка, Мельничка, Миса, Пазлаука, Перновка, Плисунка, Рива, Рика, Синяя, Супенка, Тростянка, Утроя;
Реки Дании: Гудена, Стора, Варда, Вида, Суса, Оденса.

Рек явно славянских нет в области скандинавских финно-угов: Швеции, Финляндии и Эстонии. На Пелопоннесе, Апеннинах и Пиренеях арийско-славянских гидронимов практически нет. Отдельные названия объясняется не сколько расселением, сколько влиянием славяно-арийского этноса, а также поздним переименованием и искажением произношения в историческом процессе.
Реки Эстонии: Нарва.
Реки Финляндии: Вуокса;
Реки Греции: Эридан, Вьоса, Вардар, Марица, Места, Струма (четыре последних - в греческой Македонии, бывшей славянской земле);
Реки Испании: Гвадиана, Сегура, Писуэрга, Харама;
Реки в Италии: Адда, Дора;

Вот карта гидронимов славянского происхождения. Интересно и то, что на местах расселения Российских финно-угров и тюрков (Мари, Мордва, Удмурты, Чуваши и прочие) тоже сохранились арийско-славянские гидронимы. Это подтверждает, что первично Поволжье было заселено ариями. И только после похолодания Суббореального периода арии эти места покинули и их заселили финно-угры. Эта карта соответствует и генетическим данным распространения гаплогруппы R1a1 . А вот исключительно германских гидронимов, как и исключительно германской гаплогруппы нет.

Славяне – пожалуй одна из самых больших этнических общин в Европе, о природе происхождения которой ходят многочисленные мифы.

Но что мы на самом деле знаем о славянах?

Кто такие славяне, откуда пришли, и где находится их прародина, попытаемся разобраться и мы.

Происхождение славян

Существует несколько теорий происхождения славян, согласно которым одни историки относят их к постоянно проживающему на территории Европы племени, другие к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, есть и множество других теорий. Рассмотрим их последовательно:

Наиболее популярной является теория об арийском происхождении славян.

Авторами этой гипотезы называют теоретиков «норманнской истории происхождения Руси», которая была разработана и выдвинутая в XVIII веке группой немецких ученых: Байером, Миллером и Шлецером, для обоснования которой была состряпана Радзвиловская или Кёнигсбергская летопись.

Суть данной теории заключалась в следующем: славяне – это индоевропейский народ, перекочевавший в Европу в ходе Великого переселения народов, и входивший в некую древнюю «германо-славянскую» общность. Но в результате различных факторов, отколовшийся от цивилизации германцев и оказавшись на границе с дикими восточными народами, и став отрезанным от передовой на то время римской цивилизации, он настолько отстал в своем развитии, что пути их развития кардинально разошлись.

Археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между германцами и славянами, и в целом теория более чем заслуживает уважения, если убрать из нее арийские корни славян.

Вторая популярная теория имеет более европейский характер, да и она намного старше норманнской.

Согласно его теории, славяне не отличались от других европейских племен: вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, аваров, даков, фракийцев и иллирийцев, и были одного и того же славянского племени

Теория пользовалась в Европе достаточной популярностью, и идея о происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа очень нравилась историкам того времени.

Европейское происхождение народов также подтверждается теорией немецкого ученого Харальда Хармана, который назвал родиной европейцев Паннонию.

Но мне все же нравится, более простая теория, которая основывается на выборочном объединений наиболее правдоподобных фактов из других теорий происхождения не столько славянских, сколько европейских народов в целом.

О том, что славяне поразительно схожи с и с германцами, и с древними греками, я вам думаю рассказывать не надо.

Так вот, пришли славяне, как и другие европейские народы, после потопа, из Ирана, и высадились они в Иллариии, колыбели европейской культуры, и отсюда, через Паннонию, пошли они осваивать Европу, воюя и ассимилируясь с местными народами, от которых они и приобрели свои различия.

Те кто остался в Илларии, создали первую европейскую цивилизацию, которую мы сейчас знаем как Этруски, судьба же других народов зависела во многом от места, выбранного ими для поселения.

Нам трудно представить, но фактически все европейские народы и их предки были кочевниками. Были такими и славяне...

Вспомните древнейший славянский символ, который так органично вписался в украинскую культуру: журавль, который отождествлялся у славян с их важнейшей задачей, разведки территорий, задачей идти, расселяться и укрывать собой все новые и новые территории.

Именно как журавли летели в неизведанные дали, так и шли славяне по континенту, выжигая лес, и организовывая поселения.

И по мере роста населения поселений, собирали они самых сильных и здоровых юношей и девушек и отравляли их в дальний путь, как разведчиков, для осваивания новых земель.

Возраст славян

Сложно сказать, когда славяне выделились как единый народ из общеевропейской этнической массы.

Нестор относит это событие к вавилонскому столпотворению.

Мавро Орбини к 1496 году до нашей эры, о чем пишет: «В указанное время готы, и славяне были одного племени. А подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, поляне, чехи, силезцы….».

Но если совместить данные археологии, генетики и лингвистики, можно сказать, что славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из приднепровской археологической культуры, что находилась в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века.

И отсюда влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось.

Около четырех тысяч лет до нашей эры она опять распалась на три условные группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, и германцы, балты и славяне в Центральной и Восточной Европе.

И примерно в I тысячелетии до нашей эры появился славянский язык.

Археология тем не менее настаивает, что славяне - носители «культуры подклошовых погребений», получившей название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом.

Культура эта существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром.

Прародина славян

Исконно славянской землей Орбини видит, ссылаясь на ряд авторов, Скандинавию: «Потомки Иафета сына Ноя двинулись в Европу на север, проникнув в страну, называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились, как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называет родиной славян земли по нижнему течению Днепра и Паннонии.

Крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с Альпами, откуда славяне ушли за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о прародине славян, расположенной между нижним течением Немана и Западной Двины, и там, где сформировался сам славянский народ, во II веке до нашей эры, в бассейне реки Вислы.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, на сегодняшний день наиболее популярна.

Ее в достаточной мере подтверждают местные топонимы, а также лексика.

Плюс, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам!

Происхождения названия «Славяне»

Слово «славяне» прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, у византийских историков. О них говорили как о союзниках Византии.

Сами славяне начали себя так называть в Средневековье, если судить по летописям.

По другой версии происходит названия от слова «слово», так как «славяне» в отличии от других народов умели и писать и читать.

Мавро Орбини, пишет: «Во время своего жительства в Сарматии взяли они себе имя «славяне», что означает «славные».

Есть версия и относящая самоназвание славян к территории происхождения, и согласно ей в основе названия лежит название реки «Славутич», исконное название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Важная, но совершенно неприятная для славян версия гласит о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος).

Она было особенно популярна в средние века.

Идея о том, что славяне, как самый многочисленный народ Европы, на то время, составляли в своей массе наибольшее количество рабов и являлись востребованным товаром в работорговле, имеет место быть.

Вспомним, что многие столетия количество славян-рабов, поставляемых в Константинополь было небывалым.

И, понимая, что исполнительные и трудолюбивые рабы славяне во многом превосходили все другие народы, они были не просто востребованным товаром, но и стали эталонным представлением «раба».

Фактически своим же трудом, славяне вытеснили из обихода другие названия рабов, как бы обидно это не звучало, и опять же, это только версия.

Наиболее же верная версия лежит в правильном и взвешенном разборе названия нашего народа, прибегнув к которому можно понять, что славяне - это общность, объединенная одной общей религией: язычеством, которые славили своих богов словами, которые могли не только произнести, но и написать!

Словами, которые имели сакральный смысл, а не блеянием и мычанием варварских народов.

Славяне несли славу своим богам, и славя их, прославляя дела их, они объединялись в единую славянскую цивилизацию, культурное звено общеевропейской культуры.