Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Культура стран Европы в XVI – XVII вв. Характерные особенности эпохи Ватто «Затруднительное положение»

эпоха классицизм барокко европейский

XVI-XVII вв. принято называть временем рождения буржуазной цивилизации, объясняя тем самым дикости и жестокости этой эпохи необходимостью накопления первичного капитала. На самом же деле формирование этой цивилизации началось гораздо раньше и первоначально несло людям не нищету и рабство, а развитие мануфактур и ремесел, создание университетов и школ и, что особенно важно, рост свободы, проявившейся в образовании различных институтов самоуправления, а также представительных учреждений - парламентов.

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и положивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия». Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба». Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В XVIII веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания - в XVI веке одно из могущественных государств Европы - в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране - Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники XVII века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение).

Прорыв Европы был обусловлен изменениями производственных отношений в Нидерландах и Англии благодаря буржуазным революциям, которые совершились здесь значительно раньше, чем в остальных странах.

В 1566 г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа II казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революционных событий: народное иконоборческое восстание 1566 г. в южных провинциях; всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях; восстание в 1576 г. в южных провинциях; создание Утрехтской унии в 1579 г.

Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций

Семь провинций объединились в одно государство с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция.

К середине XVII в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства - капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры).

Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции - своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Английская революция дала мощный толчок процессу первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции XVIII в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения. В области политической революционная борьба народных масс в середине XVII в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени.

В XVI-XVII вв. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других.

В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог совершить открытие.

Создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, ускорившие развитие научного прогресса. В результате этой «революции» в XVI-XVII веках, наука стала одним из ярчайших примеров успешного сотрудничества во благо человека.

Если до недавнего времени историки искусства рассматривали Возрождение как качественно своеобразный тип культуры, противопоставляя его, с одной стороны, средневековой готике, а с другой - семнадцативековому барокко, то А.Ф. Лосев, автор этих строк и ряд других культурологов пришли к выводу, что Возрождение является переходным типом культуры - переходным от феодального ее качества к буржуазному, что объясняет основные его особенности и кладет конец многим малопродуктивным дискуссиям. Однако дальнейшие размышления показали, что этот переход не завершился кризисом Возрождения, но в новых формах продолжался и в ХVII, и даже в ХVIII веках. Действительная победа капитализма была отмечена политически Великой французской революцией, а духовно - самоутверждением Романтизма и Позитивизма, родство и соперничество которых определило всю историю европейской культуры ХIХ столетия и было унаследовано ХХ веком. Таким образом, особенности культуры ХVII века могут быть поняты, если рассматривать его трехступенчатом процессе, в котором она является его средним звеном, осуществляя « переход в переходе» - переход от ренессансной гармоничной уравновешенности противоположных потенциалов культуры: аристократического и демократического, мифологического и светского, чувственного и духовного, эмпирического и рационального, этического и эстетического, традиционалистского и новаторского, классицистического и реалистического и т.д., через их конфронтацию и противоборство в ХVII веке к завоеванию безусловного превосходства одним из этих потенциалов, многообразие проявлений которого в разных областях культуры соответствовало содержанию понятия Просвещение. Поэтому основной эстетической «краской» XVII века стал драматизм, что резко отличило его от лиро-эпического Возрождения и привлекло внимание деятелей культуры ХIХ - ХХ веков (начиная с романтиков) к позднему Шекспиру, Сервантесу, Рембрандту, Рубенсу, Бернини, Калло, к драматическому по своей природе барокко в целом, а в философском наследии этого столетия - к Гоббсу и Паскалю.

Ответ оставил Гость

XVII в. - значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии - победа буржуазных революций; во Франции и Испании - победа абсолютизма, в Италии и Германии - мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.

Наука

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания.

Философия

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.

Литература

Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира - в каждом из этих жанров были созданы непреходящие художественные ценности. Начало века связано с именами Шекспира и Сервантеса. Корифеи литературы следующего поколения - это Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер.

Музыка

XVII в. - это период постепенного освобождения музыки от культовых форм и широкого проникновения в нее светских элементов. Это время зарождения и формирования новых музыкальных жанров: оперы, оратории, инструментальной музыки, - и разработки соответствующих им художественных средств.

Изобразительное искусство.
В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе складываются национальные художественные школы. В Англии пуританское движение не благоприятствовало развитию изобразительного искусства. В Германии после поражения крестьянских революций практически на два века наступает застой в художественной жизни. Италия, несмотря на раздробленность, благодаря сильным художественным традициям Возрождения продолжает оставаться ведущим, а вернее одним из ведущих Европейских государств в области художественной культуры. Высшие достижения западноевропейского искусства XVII в. связаны с искусством Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Можно говорить о национальных особенностях искусства каждой из стран, и в то же время о взаимной общности, позволяющей считать XVII столетие определенным целостным этапом в история западноевропейского искусства.

На конец Средневековья приходится одна из самых ярких страниц европейской культуры - Возрождение (по-французски -Ренессáнс ). Термин означает как бывозрождение традиций античной культуры, в первую очередь - интереса к человеку.

Родиной Возрождения в кон. 13 в. становится Флоренция в Италии, затем в 14 в. культура Возрождения распространяется по всей Италии, а с 15 в.- и в других странах Европы.

Главными чертами Ренессанса являются:

    возрождение и переосмысление наследия античной культуры;

    вера в могущество и красоту человека, который стоял в центре внимания как античных художников и мыслителей (антропоцентризм) , так и деятелей эпохи Возрождения;

    доминирование гуманизма во всех сферах духовной жизни;

    рост светской образованности и науки.

Деятелями Возрождения были: Данте (последний поэт Средневековья и первый - Возрождения), Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.

Шедеврами Возрождения стали «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Джоконда» и «Тайная вéчеря» Леонардо да Винчи, «Рождение Венеры» Боттичелли, колоннада площади собора Св. Петра в Риме (арх. Бернини), «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др.

Гуманистическая культура Возрождения создала базу для реформации католической церкви и развития культуры барокко и классицизма. Без Возрождения не было бы и Просвещения в Европе.

Но эпоха Возрождения озарена кострами инквизиции. Были сожжены Джордано Бруно и многие другие ученые, философы, писатели. Широко распространились суеверия и лженауки: алхимия, астрология, магия.

18. Культура Западной Европы от Реформации до классицизма (16–18 вв.)

Реформация. впервой пол. 16 в. начинаетсяРеформация - широкое религиозно-политическое движение (и эпоха) в Европе с требованием реформ католической церкви и санкционированных ею порядков . Она приводит к расколу католической церкви.

Родиной Реформации была Германия, ее лидером и идеологом - Мартин Лютер . Затем реформационное движение охватило другие страны. Крупными представителями и деятелями реформации были также Ян Гус, Цвингли и Кальвин.

Культура Реформации связана с развитием буржуазных отношений, наступлением светского образования и науки на католицизм. Были созданы условия для развития национальных культур (перевод Библии и проповедь на национальных языках, и др.)

В результате Реформации и раскола католической церкви возник протестантизм и его разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство, реформатская церковь, баптизм и др.

Барокко (кон. 16 – сер. 18 в.) - это художественно-стилевое направление, которое стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. характеризуется вычурностью, пышностью, торжественностью и многообразием форм.

В архитектуре - пышные украшения: лепнина, скульптура, яркая окраска стен зданий. В живописи - парадный портрет (Караваджо в Италии; Веласкес, Рибера и Сурбаран - в Испании; Рубенс, Ван Дейк, Снайдерс - мастера фламандского барокко; голландское барокко представлено Рембрандтом).

В музыке эпохи барокко формируется новый жанр - опера (композитор Монтеверди и др.).

к лассицизм (17–18 вв.) отличают обращение к строгой величественности греко-римской античности как к норме и идеальному образцу, идеализация и героизация действительности. Термин восходит к эпохе древнегреческой классики.

Для классицизма в архитектуре характерны строгость линий, симметричность, использование древнегреческих ордеров, лаконичность окраски зданий.

Развивается драматургия . Виднейшие драматурги Франции - Расин, Корнéль, Мольéр.

Лекция №18.

Тема: европейская культура XVI-XVIII веков.

1. Культура Возрождения.

2. Литература Просвещения.

3. Искусство XVII-XVIII веков.
1.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (на французском языке Ренессанс) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV века, распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Конец XVI - начало XVII века: упадок - маньеризм.

Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества - ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов:


  • Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте;

  • Франция - Рабле и Монтеня;

  • Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира;

  • Испания - Сервантеса;

  • Польша - Коперника;

  • Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения:

Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.


Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль Сикстинская мадонна

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII века угасает цветение рожденной под небом Италии культуры возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал.

2.
Люди XVII-XVIII веков называли свое время столетиями разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты критике. В XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVII- XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. С 1717 по 1724 год было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности.

Кроме общепринятых в Европе стилей барокко и классицизма, в XVII-XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто(1684-1721) - придворного живописца. Герои Ватто - актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Ватто «Затруднительное положение».

Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века - не развитие классицизма предшествующего столетия - это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (годы жизни: 1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции.


И.С.Бах
XVIII век принес много нового в музыкальное творчество. В XVIII веке музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII века. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки. Иоганна Себастьяна Баха (годы жизни:1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах - музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.


Моцарт
Всё новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (годы жизни: 1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта - опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер: («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»); 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения.

Она и Елизавету пыталась перетащить в католичество. Все это напрягало жизнь юной принцессы самым решительным образом. Протестантская же общественность страны возлагала надежды как раз на Елизавету, которая фактически была наследницей престола. Страсти порой разгорались просто шекспировского масштаба. Однажды Мария заключила сестру в Тауэр по подозрению в участии в заговоре. Впрочем, та пробыла в узилище недолго, и больше того – именно там встретила другого «заговорщика» – внешне совершенного мачо, но абсолютно бездарного графа Лейстера, с которым и связала свою личную жизнь на долгие годы.
Впрочем, личная жизнь Елизаветы Тюдор остается тайной за семью печатями до сих пор. У историков существует убеждение, что некий физический или психологический барьер всегда существовал между ней и мужчинами. Имея фаворитов и будучи невестой всей Европы (в ее женихах побывали и Филипп Второй, и Генрих Третий, и чуть ли не сам Иван Грозный), Елизавета никогда не допускала «последней близости». Так что легенда о «королеве-девственнице» (при стольких-то поклонниках!) – вовсе не миф! Как-то она сказала, что ни одной, даже самой близкой, душе не откроет тайну. И даже пронырливые враги испанцы не узнали точно ее секрета…
Как и ее отец, рыжая Бесс была до мозга костей прагматиком. Однако говорить о том, что она обладала сверхгениальным умом государственного деятеля – определенное преувеличение. Она умела подбирать слуг и советников, – это да! Ее канцлер лорд Берли и ее глава внешней разведки Уолсингэм были гениями своего дела. Но – не получили от рыжей Бесс ни копейки сверх положенного им жалованья! Все дары неумеренно валились на Лейстера и других фаворитов. Даже то, что Елизавета избрала протестантство, имело под собой не только (а возможно, и не столько) политическую причину, сколько чисто личную: папа, вслед за реальным отцом, объявил ее незаконнорожденной. Елизавете ничего и не оставалось, как после такого плевка порвать с дотошными католиками.
Впрочем, англиканская церковь – наименее протестантская изо всех протестантских церквей. Практически полностью сохранена пышная католическая обрядность (Елизавета любила помпу), только церковь вышла из-под власти римского первосвященника.
Естественно, эта полуреформа не устраивала буржуа, пуритане роптали. Елизавета обрушивала на них гонения, каких не удостаивались от нее и католики.
Елизавета умело балансировала между различными силами. Но ведь еще и «судьба Евгения хранила». Когда в 1588 году буря разметала огромный испанский флот с экспедиционным корпусом, направлявшимся к берегам Британии («Непобедимую Армаду») судьбы королевы и ее королевства висели буквально на волоске: в английской армии было всего несколько тысяч солдат.