Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Конспект урока по Литературе "Иван Сергеевич Тургенев. «Стихотворения в прозе»". Биография тургенева конспект

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Ранние годы
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались
Достоевский, Гончаров,
Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и
Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ
«Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849),
«Бежин луг» (1851),
«Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с
Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.
Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Т

Главная > Конспект

Класс: 10

Зачёт № 3 «Творчество И.С.Тургенева»

Список произведений:

    роман «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Тургенев Иван Сергеевич родился в старинной дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых.Детство прошло в имении Спасское-Лутовино Орловской губернии. Рос он на попечении «гувернёров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». С переездом семьи в Москву в 1827 году будущий писатель был отдан в пансион, где провёл около двух лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства знал французский, немецкий и английский языки. Осенью 1833 года, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевёлся в Петербургский университет, который окончил в 1836 году словесное отделение философского факультета. В мае 1838 года Тургенев едет в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Здесь он познакомился и сдружился с Н.Станкевичем и М.Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Он проводит за границей более двух лет, сочетая занития с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Вернувшись в 1841 году на родину. Тургенев поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: знакомится с Н.Гоголем, С.Аксаковым, А.Хомяковым, в одну из поездок в Петербург – с Герценом. В 1842 году успешно сдаёт магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессор не удалось. Поэтому в 1843 году Тургенев поступил на службу чиновником «особенной канцелярии» министерства внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось его знакомство с В.Г.Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот момент в основном влиянием великого критика. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами. В 1847 году писатель уезжает за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 году во время её гастролей в Петербурге, увела его из России. Ещё до отъезда опубликованный в журнале «Современник» его очерк «Хорь и Калиныч» имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 году они выходят отдельной книгой под названием «Записки охотника». В 1850 году писатель возвращается в Россию и в качестве автора и критика сотрудничает в «Современнике», ставший в те годы своеобразным центром русской литературной жизни. Под впечатлением смерти Н.В.Гоголя в 1852 году Тургенев публикует некролог, запрещённый цензурой. За это он подвергается на месяц ареста, а затем высылается в своё имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году ему было разрешено приезжать в Петербург. Но права выезда за границу было возвращено только в 1856 году. Наряду с «охотничьими» рассказами Тургенев пишет несколько пьес: «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1850). Во время ссылки пишет повести «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852) на «крестьянскую» тему. Однако писателя интересует и жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856). Работа над повестями облегчила переход к жанру романа. Летом 1855 в Спасском был написан «Рудин», в 1859 – «Дворянское гнездо», в 1860 – «Накануне», в 1862 – «Отцы и дети». Ситуация в России быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал «Колокол», сотрудничает и с журналом «Современник», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошёл разрыв Тургенева с редакцией «Современника», причиной которого стала статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённая роману писателя «Накануне», в которой критик предсказал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушёл из «Современника». С 1863 года Тургенев поселился вместе с семьёй Виардо в Баден-Бадене. Тогда он стал сотрудничать с либерально-буржуазным «Вестником Европы», в котором были опубликованы все его последние крупные произведения, в том числе и последний роман «Новь» (1876). Следуя за семьёй Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Коммуны жил в Лондоне, после её разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Общественный подъём 1870-х годов в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встречает с интересом, сближается с руководителями движения, оказывает материальную помощь в издании сборника «Вперёд». Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме. Возвращается к «Запискам охотника», дополняя их новыми очерками. Пишет повести «Лунин и Бабурин» (1874), «Часы» (1875) и др. Начинается общественное оживление среди учащейся молодёжи, среди широких слоёв общества. Популярность Тургенева, в своё время поколебленная его разрывом с «Современником». Теперь снова восстанавливается и быстро растёт. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах. Усиленно приглашают остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 года обнаружились первые признаки тяжёлой болезни, лишившей писателя возможности передвигаться (рак позвоночника). 22 августа (3 сентября) 1883 года И.С.Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя. Тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Полемика вокруг романа. т/л социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа

Творческая история романа «Отцы и дети».

Противоречия во взглядах Тургенева с редакцией «Современника», уход из журнала (разногласия с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым). Летом 1860 г. Тургенев изучает немецких вульгарных материалистов. Возмущается утверждением, что есть «расы полноценные арийцы, и неполноценные - негры, например». Возникает образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и в обществе буквально все. Первый прототип - Добролюбов, затем Павлов и Преображенский. Однако в процессе работы характер Базарова увлекает Тургенева. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов, Тургенев хотел отложить публикацию романа, но он был издан Катковым. Роман «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 г. в журнале «Русский вестник». !!! Современники о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    Задание для учащихся : опираясь на представленные ниже материалы, объясните предложенную вам тему урока. В чем же загадка Базарова, сложность и проотиворечивость его личности?
    А.И. Герцен – писатель, публицист, критик, издатель, один из политических эмигрантов. Из статьи «Еще раз Базаров». Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того чтоб пресечь сына, он выпорол отцов. А. Герцен – Огареву. Базаров нравственно – выше последующих базароидов. Он у Тургенева храбр, умен, не вор, не доносчик, не вонючий клоп. Отставной генерал, один из числа многих недовольных генералов, которые получили отставку после Крымской войны (Панаева А.Я. Воспоминания). Признаюсь, я эту дребедень, называемую повестями и романами. Не читаю, но куда не придешь – только и разговоров, что об этой книжке… стыдят, уговаривают прочитать.
2. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.

    Роман начинается с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми. Семейное начало - зерно и первооснова всех общественных отношений.

    Отцам хотелось бы воспитать «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему Отечества, к историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети.

    «Нигилизм» Аркадия - легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам.

    Беспощадные схватки Базарова с Павлом Петровичем - две партии русского общества претендуют на полное знание народной жизни, обе мнят себя исключительными носителями правды и потому крайне нетерпимы друг к другу.

Тургенев писал роман с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждению, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят споры, грозящие трагедией и им самим, и судьбе России. Он верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил, но появление романа лишь ускорило идейное размежевание, вызвав процесс, обратный ожидаемому.

Что такое нигилизм.

В «Словаре по этике» читаем: «Нигилистами было принято называть революционно настроенную разночинскую интеллигенцию, молодежь, которая отвергла дворянско-крепостнические нравственные и эстетические представления».

10-я глава романа «Отцы и дети» - столкновение Павла Петровича Кирсанова и Базарова, принципиальное различие взглядов на аристократию, народ, либеральные реформы, искусство.

    Что такое нигилизм с точки зрения Павла Петровича Кирсанова? - Это полное и абсолютное отрицание всех принципов и святынь.

    • нигилист - «это человек, который ничего не уважает», а его отрицание - проявление невежества и бескультурья. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе»;

      это проявление безнравственности или пустоты;

      Пустая болтовня - «а только ругаться».

Вывод : отсутствие святых принципов и дела. Базаров вроде бы соглашается с этим, но это в состоянии раздражения. Далее Базаров говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».

    Против чего выступает Базаров, что именно он отрицает?

    • отрицание направлено на «барчуков проклятых», на дворянство, аристократию. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов»;

      Павел Петрович: «Как? Не только искусство, поэзию, но и...страшно вымолвить...» - «Все», - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. То, что страшно вымолвить Павлу Петровичу, - это существующий строй, политический режим, официальная идеология, религия, Церковь.

Вывод: отрицание Базарова - это полное и беспощадное отрицание всех устоев самодержавно-дворянской России.

    Во имя чего он отрицает? «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» Далее: «когда вы голодны», «когда нужно положить кусок хлеба в рот», «когда дело идет о насущном хлебе», «когда грубейшее суеверие нас душит». Итак, Базаров отрицает во имя тех, кто голоден, во имя тех, для кого главная проблема - проблема хлеба насущного.

    Почему он отрицает искусство? - «Теперь химик полезнее поэта».

    Обвинение Павла Петровича в том, что нигилисты только болтают и ни за что серьезно не принимаются.

    • никто так яростно не ненавидит болтовню, как Базаров;

      «Вы, например, не деретесь, а мы драться хотим». Вывод, сформулированный Тургеневым в письме к К.К. Случевскому: «...и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

    Отличие базаровского отрицания от «модничанья» Ситникова и Кукшиной. «Забава сытых» - «все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». О них можно сказать словами Павла Петровича: «...прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». На фоне карикатурных псевдонигилистов ярче, убедительнее раскрывается подлинное величие Базарова.

      роман посвящен В.Г. Белинскому. Слова Белинского: «Отрицание - мой бог!»; б) ни Чернышевский, ни Добролюбов, ни их единомышленники себя не называли нигилистами. Е.Н.Водовозова: «В эпоху нашего обновления молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием».

Некрасов в стихотворении «Газетная»:

Нигилист - это глупое слово,

Говорит, но когда ты под ним

Разумел человека прямого,

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить -

Так пожалуй - зови нигилистом...

3. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи.

[Тургенев]… быстро угадывал новые потребности,

новые идеи, вносимые в общественное сознание,

и в своих произведенияхнепременно обращал

(сколько позволяли обстоятельства) внимание

на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно

начинавший волновать общество.

Н.А.Добролюбов.

БАЗАРОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(противопоставлен)

Павел Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Родители Базарова
Ситников и Кукшина
Дворовые в Марьине
Фенечка
Автор
Жизнь
4. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. Заполните таблицу, используя роман «Отцы и дети» и текст статьи, которая находится ниже.
Качества Павел Петрович Кирсанов Базаров Евгений Васильевич
1. внешний вид
2. происхождение
3. занятия
4. жизненное кредо

«Конфликт двух поколений».

И вот молодой мыслитель – демократ попадает в гнездо «феодалов». Все – начиная с его одежды и до образа жизни – отличает его от «уездных аристократов». Его «длинный балахон с кистями», который сам Базаров небрежно называет «одежонкой», недаром возмущает крепостного лакея Прокофьича, привыкшего обслуживать «настоящих господ». А каким неприличным должен казаться этот балахон изысканно одетому барину Павлу Петровичу! С первого взгляда он «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалось в том, в чём он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович полагал, что он ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова, он «архаическое явление»; существование его – «распущенность, пустота»; «принсипы» его – самооправдание человека, который «сидит сложа руки». Сравним их биографии. Павел Петрович – сын генерала, гвардейский офицер, все душевные силы растративший в погоне за светской красавицей. Юность его прошла в 30-е годы. Зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». В своё время он считал себя либералом. Но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его – типичный путь разночинца, труженика. В иных исторических условиях складывались и его взгляды. Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Однако Базаров не только постигал естественные науки, напряжённо учился. Нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений. Родители его религиозны, интересы их весьма ограниченны. Мать Базарова заботилась лишь о том, чтобы сытно накормить своего Енюшеньку. Но он «самоломаный». С полным правом говорит он Аркадию: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например…» Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений Базаров, воспитывая себя. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящён роман, и Добролюбов прошли тяжёлую жизненную школу. До сих пор ведутся споры о том, как относится Тургенев к Базарову. Но вряд ли у кого-нибудь возникает сомнение насчёт того, как писатель расценивает «отцов». Вот слова самого Тургенева: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича. Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому, что и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчёмно.

    Задание для учащихся : какие взаимоотношения между отцами и детьми возможны на страницах романа И.С. Тургенева? Запишите свои ассоциации в таблицу .

Взаимоотношения

Отцы и дети

Пожилые люди, старики, родители, рассудительные, умудренные опытом, учителя, консерваторы, люди устаревших взглядов

Молодые люди, легкомысленные, безрассудные, нуждающиеся в помощи, прогрессивные, люди новых взглядов, деятельные

Любовь, враждебность, равнодушие, ненависть, уважение, доверие, зависимость

Разные поколения, не понимающие друг друга, противоборствующие, вечно спорящие, двигатели прогресса, символ жизни.

5. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство).

Базаров и равнодушная природа.

Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня! - Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впро чем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Какое...

Аркадий! - раздался из тарантаса голос Базарова, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Уже в самом начале романа возникающая идиллическая картина разрушается грубой базаровской репликой. Признающий исключительно рациональное, Базаров считает любое природное явление совокупностью физических и химических процессов. Следует отметить, что рационалистический подход к окружающей природе был в то время во многом обусловлен бурным развитием промышленности в Европе и Америке середины XIX века. Такой подход, естественно, должен вызывать ответную реакцию со стороны природы, она становится холодной, равнодушной, мертвой. Тургенев использует образ «равнодушная природа» во многих своих произведениях. Вот замелькали звезды... Боже мой! Как равнодушна, как нема природа! Как тягостны стремительной, живой Душе - ее законная свобода, Ее порядок, вечность и покой! (И.С.Тургенев. «Андрей») И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять! (И.С. Тургенев. «Дневник лишнего человека») Вновь образ «равнодушная природа» встречается в романе «Отцы и дети», а затем и в более поздних произведениях Тургенева «Довольно» (1865) и «Природа» (1879) в несколько видоизмененной форме: «ей [природе] все равно». Строивший свою жизнь на отрицании, Базаров после смерти «поглощен» природой, «возвращен» в бесконечный ее круговорот, и теперь уже он ей совершенно безразличен. Понятия добра и зла, справедливости, греха и разума есть человеческие понятия, не знакомые природе. Об этом Тургенев говорит в самом конце романа: «Какое бы страшное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...» Незадолго до своей смерти и сам Базаров приходит к той же мысли: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» Красота, молодость, жизнь в природе соседствуют со смертью, взаимно дополняя друг друга: «Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым». Вдруг начавший рассуждать о ничтожности человеческой жизни перед лицом вечности, «поздний» Базаров сильно отличается от «раннего» Базарова первой половины романа. Изменения, произошедшие с Базаровым после фатальной, неудачной любви к Одинцовой, очевидны. Полная оптимизма материалистическая философия больше не отвечает душевному состоянию героя. Мрачновато-пессимистический настрой последних глав романа несет явный отпечаток философии Шопенгауэра. Тургенев хорошо знал и любил этого философа. У Шопенгауэра так говорится о взаимосвязи жизни и смерти в природе: «Рождение и смерть в равной степени принадлежат жизни, поддерживая друг друга в качестве взаимных условий равновесия, иначе говоря, в качестве полюсов проявления жизни».

Женщины Базарова.

«Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка...» Тургенев - большой мастер рассказывать сны. Словно специально для будущих фрейдистов автор «Отцов и детей» придумал этот сон. Был у Базарова Эдипов комплекс, или нет, сказать трудно. Но факт остается фактом, в ночь перед дуэлью Базарову снятся три женщины: мать, Одинцова и Фенечка. Значит, они ему не безразличны, да и не так уж мало места им троим отведено в романе. Наименее подробно Тургенев говорит о матери главного героя - Арине Власьевне. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Набожная «русская дворяночка прежнего времени», «в молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски». Замуж она вышла «против воли» и всю свою любовь и ласку обратила на сына. Со своей матерью повзрослевший и выучившийся в университете Базаров груб, даже подчеркнуто груб. Само присутствие матери его раздражает, и он старается поскорее от нее отделаться. И тем не менее способность любить у непримиримого нигилиста не исчезла совсем. Быть может, только благодаря матери он способен еще полюбить по-настоящему сильно. Роковая женщина в жизни Базарова, Анна Сергеевна Одинцова, сумела на удивление быстро «укротить» Базарова. Уже при первом разговоре с Одинцовой Базаров разнервничался и вел себя «преувеличенно развязно». «Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее (Одинцову), как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение...» Одинцова больше слушает, чем говорит и наблюдает за собеседником. «Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике...» Следующая встреча происходит в усадьбе Одинцовой. Поначалу Базаров пытается испытанными приемами шокировать окружающих. С порога он просит дворецкого принести рюмку водки, чем вызывает у последнего «недоумение». Но вот, наконец, выходит Одинцова и берет «бразды правления» в свои руки: «Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно, но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку...» Одинцова одновременно разлучает приятелей и указывает Базарову на его место в доме. Не хочешь слушать музыку, не слушай, но не мешай другим. Решения здесь принимает хозяйка, и Базарову ничего не остается, как рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», - думал про себя Базаров» Чем меньше с ним спорили, тем больше становилась его неуверенность в себе, но и споры перестали его интересовать. Потому что и победа в споре не имела того значения, что раньше. «Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Влюбленный, а потом отвергнутый нигилист мучительно переживает свою неудачу. И быстро и почти без труда «компенсирует» поражение у Одинцовой успехом у Фенечки. Ей Базаров нравится, он знает к ней подход, ловко играет на взаимной их антипатии к Павлу Петровичу. Миловидная, ласковая, но простоватая Фенечка («кошечка») напоминает мать Базарова в молодости. Ей вполне подошла бы роль жены уездного врача, роль, которую судьба готовит молодому нигилисту и которой он всеми силами стремится избежать. Не очень умные или не очень красивые, или и то и другое вместе, «посредственности» в романе - Николай Петрович Кирсанов и Фенечка, Аркадий и Катя - устраивают свое семейное счастье, живут и рожают детей. А у ярких индивидуальностей вроде Базарова, Одинцовой, Павла Петровича почему-то ничего не получается в личной жизни. Видимо, сама природа этого не хочет. 6. Авторская позиция и способы её выражения. Смысл финала романа. т/л философские позиции героев романа и автора «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего» - так писал Тургенев о своём герое. Он утверждал, что Базаров – «лицо трагическое». В чём же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает! Умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Как их понять? Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…» Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека. Почему же писатель завершил роман смертью своего героя? Роман кончается такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы»; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Обратим внимание на самый тон этих строк. Они похожи на стихотворение в прозе. Мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Таким тоном можно говорить только об очень дорогом человеке. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о нём. Тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы и перед их лицом бессильна борьба «грешного, бунтующего сердца». Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но уже сама любовь писателя к его герою – свидетельство нравственной силы и великого общественного значения Базарова и его реальных прототипов. «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». 8. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Тургенев крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». Присмотритесь к любой сцене, и вы увидите, как раскрывается эта «тайная психология» в романе. Мы впервые видим Аркадия. Но все, что станет очевидным потом: его духовная несамостоятельность, юная восторженность, искренняя, но лишь внешняя приверженность базаровским взглядам – все это сказывается уже в первых его реприках. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Вот, казалось бы, очень малозначащий разговор Аркадия с отцом о родных местах: «- …Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь… Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк. - Конечно, - заметил Николай Петрович, - ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным… - Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился… - Однако… - Нет, это совершенно все равно. Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними». Так меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

9. РР «Отцы и дети» в русской критике. Понимание образа Базарова.

М.А.Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
М.А.Антонович «Асмодей нашего времени» Д.И.Писарев «Базаров» Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева»
«Вы не умели определить своей задачи, вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета… Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Тургенев вдумался в тип Базарова «и понял его так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов, - указывал Писарев. – Базаров – представитель нашего поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя… Страхов убежден, что роман - замечательное достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”. Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например, отрицание искусства. То, что Писарев считал случайным непониманием, объясняемым индивидуальным развитием героя (“Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает...”), Страхов воспринимал существенной чертой характера нигилиста: “...Искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель...”
В Базарове Антонович увидел «не живую личность, а карикатуру, чудовище с крошечной головкой и гигантским ростом… и притом карикатуру, самую злостную» «пошлого циника, любящего кутёж и крепкие напитки», «грубого, холодного, неспособного к любви». Однако если у Д. И. Писарева Базаров - герой, у которого слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист все еще герой “слова”, пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени.
10. К/Р «ТВОРЧЕСТВО И.С.ТУРГЕНЕВА». 11. Темы сочинений:
    Трагизм образа Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н.Страхов). (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Женские образы в прозе Тургенева. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Образ Анна Сергеевны Одинцовой и его роль в романе Тургенева «Отцы и дети». Проблема отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети».
  • Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

    Учебно-методический комплекс
  • Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004: учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия

    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.

    Урок-презентация.

    Иван Сергеевич Тургенев.

    «Стихотворения в прозе».

    Цель урока: 1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе. 2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании. 3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
    Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

    Ход урока.

    Слайд 1

    I. Объявление темы и целей урока
    II.Слово учителя.
    Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя. (2-8 слайды).

    Слайд 2

    Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

    Слайд 3

    Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

    Слайд 4

    Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

    Слайд 5

    До 9 лет Тургенев прожил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

    Слайды 6,7,8


    Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного. И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного русского романса.

    Слайд 9


    Звучит романс «Утро туманное»
    Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, изучая рассказы из цикла «Записки охотника», не порывала с её поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен. - Вспомните, что называется стихотворением? (Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами) - В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов? (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
    «Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

    Слайд «Стихотворения в прозе»

    Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. «Стихотворения в прозе» - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. В цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

    Слайд «Темы стихотворений в прозе»

      -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы; -размышления писателя о русском народе; -гуманность человеческих отношений; -торжествующая любовь; -противопоставление добра и зла; -размышления о неотвратимости смерти; - родины; -счастье и красота; -воспоминания о давней любви; -о подвиге и трусости; -о русском языке, его роли.
    III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.

    Слайд «Русский язык»

    «Русский язык» (Читает учитель)

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    - Какая мысль заключена в этом стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа.) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.) - Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
    Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет? (Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём, придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий искреннюю взволнованность автора) - Какие художественные приёмы используются в стихотворении? (Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» - «великому народу».

    Слайд «Близнецы»

    «Близнецы» (Читает учитель)

    Явидел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. - Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко? - Какое значение имеет «многократное повторение слово «одинаковый»? - Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? - Какой философский смысл этого стихотворения? (Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью)

    Слайд «Два богача»


    «Два богача» (Читает учитель)

    Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить... - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.
    -Какова главная мысль этого стихотворения? (Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно) - В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления») Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее ради благого дела. IV. Вывод. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

    Слайд «Добрый мой читатель»


    «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье». VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме «Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына «Лихое зелье»2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.
    5

    Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания повести «Ася».

    Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;

    показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

    Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, книги

    Ход урока.

    I. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы урока.

    2. Постановка целей и задач урока.

    3. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе и его произведениях, изученных ранее.

    1) Краткое слово о писателе:

    Сообщения учащихся:

    Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-ЛутовиновоМценского уезда Орловской губернии.

    В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.

    В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете.

    С 1837 г . И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

    В 1842 году в 1845 году

    Имя Ивана Сергеевича Тургенева тесно связано с чувством любви. Это повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», все они о первой любви.

    В основу этих трёх повестей легли биографические факты.

    2) Запись основных моментов биографии в тетради (дополните предложения)

    2) История написания повести.

    1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Девочка таскала тяжёлые вёдра с водой.

    В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, там воспитывал маленькую Полю вместе с его детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни.

    II . Анализ содержания повести

    1. Выразительное чтение I главы и обсуждение.

    - Когда написана повесть «Ася»? (1858г)

    Что легло в основу сюжета? (биографические факты)

    Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

    Повествование идёт от первого лица, от лица уже немолодого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

    - Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

    Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

    - Где и когда происходит действие?

    Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чуждую им среду с тем, чтобы яснее выявить их характеры.

    Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «Лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году.

    - Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?

    Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен – кажется, что ещё надо для счастья?

    - Какова была цель путешествия молодого человека?

    Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.

    - Что привело героя в маленький городок З.?

    Герой был влюблён, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».

    - Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?

    Рассказчик так описывает свои чувства: «был поражён в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о неискренности чувств.

    - Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.

    Вечерний пейзаж показывает искренние чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы.

    Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значение которого герой ещё не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его».

    За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намёк на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, печально выглядывала… из ветвей».

    Гретхен, мадонна – знаки настоящей любви.

    В описании пейзажа применён приём психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.

    - Каково значение звуков музыки?

    Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».

    Характеристика господина Н. (1 глава):

    Господину Н. было тогда лет двадцать пять. Он был здоров, молод, весел, деньги у него водились, забот не было. Жил без оглядки, делал, что хотел. Господин Н. путешествует по Германии без всякой цели, без плана. Он проживает в небольшом городке З. Герой был влюблён.Он расстался с любимой женщиной и поэтому искал уединения. Его «занимали исключительно одни люди», …

    2 глава

    Почему господин Н. решил отправиться в городок Л.?

    Где этот город находился?

    Коммерш – торжественный пир.

    Как вели себя участники коммерша?

    С кем познакомился господин Н.?

    Как они выглядели?

    Что герой о них узнал? (Гагин путешествует для своего удовольствия, неделю назад заехал в городок Л.)

    Почему господин Н.Н не любил знакомиться с русскими за границей?

    - Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

    Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

    Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное» - 2 глава, стр. 13

    Гагин: у него было счастливое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, …

    Девушка, сестра Гагина, показалась миловидной : смугловатое круглое лицо, небольшой тонкий нос, детские щёчки и чёрные, светлые глаза. Она была грациозно сложена. Нисколько не походила на своего брата. «Я не видел существа более подвижного. …»

    - Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его.

    - Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.? (Природа соответствует внутреннему состоянию героя.Человек и природа гармоничны )

    Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

    Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

    - стр. 16; «Я был счастлив…»

    3 – 5 главы

    Что рассказал о себе Гагин господину Н.Н во второй день знакомства?

    (Владеет порядочным состоянием, хочет посвятить себя живописи)

    Где встретили Асю Гагин и Н.Н на второй день знакомства?

    На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

    - Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, чувство досады, хотя он невольно любуется ею .)

    По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

    - Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

    Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

    -Почему господин Н.Н. всё сильнее привязывался к Гагину? Чем он нравился господину Н.Н.?

    - Как заканчивается второй день знакомства? Каково состояние души г-на Н.Н. после второго дня знакомства?

    Вывод : Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит.

    Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

    6 – 7 главы

    - Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

    Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и, хотя в полной мере, не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства .

    -Какое настроение было доминирующим в этот период?

    Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

    Какой предстаёт Ася в 6 главе? Что изменилось в её поведении?

    О каких наблюдениях за Асей сообщает нам повествователь?

    Она довольно хорошо говорила …По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила … Она не походила на барышню; во всех её движениях было что-то … По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою … Она являлась полузагадочным … Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда …

    - Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

    - Какие чувства овладевают героем после этого? (конец 6 – начало 7 гл.)

    Сам герой не находит определения своим чувствам. Понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

    Выразительное чтение эпизода «В горах» (7 гл.) от слов «Настроение моих мыслей … до яблонями и грушами».

    Беседа по прочитанному.

    - Что стало причиной трёхдневного уединения Н.Н.? (услышанное им признание Аси в любви к Гагину и нежелание видеться с ними).

    Как чувствует себя герой на лоне природы? Найдите слова, передающие его состояние.

    Подберите синоним к слову спокойная (тихая, неброская)

    - Почему герой выбрал именно эти места для своего уединения?

    (Состояние природы близко состоянию человека).

    Словарно – лексическая работа

    Тонкий запах смолы – едва уловимый, ненавязчивый;

    Немолчная болтовня светлых ручейков;

    Подберите однокоренные слова к слову немолчная

    Немолчная, молчание, молчать, молчаливый

    Светлых ручейков – прозрачных (ручейков)

    Не слишком смелые очертания гор – смутные, нечёткие, неброские, неяркие, ненавязчивые..

    С почтенными старыми церквами. почтенный

    Почтенный – заслуживающий и внушающий глубокое уважение.

    Радушные (лица) – доброжелательные, открытые, ласковые

    Найдите в толковом словаре объяснение слова камзол

    Камзол – старинная мужская куртка – безрукавка под верхнюю одежду

    Как чувствует себя герой? (Среди «спокойной природы» герою легко, хорошо, уютно)

    - Что искал герой на лоне природы? (Уединения, забвения, успокоения; герой бежит от лжи, с которой, как ему кажется он столкнулся).

    - О чём ещё говорит нам этот эпизод? (О том, что Ася небезразлична герою, что в душе его рождается чувство, в котором он ещё не признался себе или, может, даже о нём не подозревает).

    8 глава

    Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (зачитать выборочно; подготовить выборочный пересказ истории Аси).

    История Аси:

    Ася была дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Когда Асе шёл девятый год, она лишилась матери. Отец взял её к себе в дом, и к ней стали относиться, как к барышне. У отца она пользовалась свободой. Он был её учителем. Он любил её сильно и никогда ничего ей не запрещал. Когда умер отец, Гагин привёз её в Петербург. В тринадцать лет Ася стала учиться в пансионе. Там она выжила четыре года. Она училась лучше всех, была понятлива. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. В семнадцать лет её учёба в пансионе закончилась. Гагин вышел в отставку, и они поехали за границу.

    Что говорит об Асе Гагин?

    Порох она настоящий… Беда, если она кого полюбит! «Асе нужен герой, необыкновенный человек..»

    9 – 13 главы

    -Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

    (Герой начинает понимать Асю: «всё мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, … её душа мне нравилась»).

    Отношения изменились, все озарено светом любви: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)

    Как раскрывается характер Аси в 9 главе?

    (Асю характеризуют её устремления, мечты, требовательность к себе, искренность в высказывании сокровенных мыслей. Правдивость сочетается со стремлением к подвигу: «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»).

    Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова? (Любовь окрыляет человека).

    Как реагирует на эти слова Аси Н.Н.? (Герой обнадёживает Асю: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»).

    Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси?

    (Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – радость взаимного доверия и сближения).

    Он так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа».

    - Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент? (Через пейзажную зарисовку).

    Прочитайте описание природы в 10 главе. О чём это говорит?

    - Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

    - Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах:

    Господин Н.Н.

    Ася

    печальная

    любуется

    Покраснела, собралась было бежать

    «не только о будущем – о завтрашнем дне не думал»

    «всю ночь думала … о многом»

    «мне было очень хорошо»

    мысли о смерти

    бледнеет

    Вывод: Герои не соответствуют друг другу.

    Что герой чувствует сам? («Я чувствовал, что её образ втеснился мне в душу …»; «Мне стало скучно и как-то грустно-пусто») ( 13 глава)

    Что писала в записке Ася?

    Анализ 14 -16 глав

    Передайте содержание беседы Н.Н. и Гагина (по 14 главе)

    Гагин сообщил Н.Н., что его сестра, Ася, влюблена в него. Вчера она целый день ничего не ела. К вечеру у неё сделался жар. Ночью Ася не спала, плакала, просила брата увезти её как можно скорее. Гагин дал ей слово, что завтра Асю увезёт отсюда. Гагин хотел узнать у Н.Н.: нравится ли ему Ася? Н.Н. сообщил Гагину, что Ася написала ему записку и просит о встрече.

    Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

    (Предательство, чужая тайна).

    - В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания) 15 глава

    Сцена свидания . (Выборочное чтение сцены учителем)16 глава:

    Какие события описаны в главе?

    В каком состоянии находилась Ася?

    В чём Н.Н. обвиняет Асю? («Вы одни виноваты. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»)

    В чём хочет оправдать себя? («Я не мог поступить иначе».)

    Как Ася ведёт себя во время отповеди Н.Н.?

    Отповедь -

    Зачем Н.Н. пришёл на свидание? (Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её»)

    Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

    Главы 19 –22

    А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

    (После свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).

    Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

    Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

    Как сложилась жизнь господина Н.Н.?

    Почему не состоялось счастье героев?

    - Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента.

    Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

    Ася – сильная личность, любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

    Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

    Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

    У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

    Она искренна, лишена фальши. Он часто уходит от ответа.

    У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

    Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

    Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

    Вывод: Счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

    III. Подведение итогов урока.Домашнее задание. 1.Озаглавить главы повести.

    2.Ответить на вопросы «Подумаем над повестью», с. 326.

    3.Задания по группам: 1-я группа-характеристика Аси; 2-я группа - господина Н.Н.; 3-я группа-Гагина.

    Приложение

    Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.

    В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________.

    С______ И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

    В ______ Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, а в ______ вышел в отставку, посвятив себя литературе.