Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука. Конспект занятия по постановке звука
Конспект
индивидуального
по постановке звука [ Ш ]
Тема:
Постановка звука [ Ш ] .
Цель:
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
Упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие :
Развитие артикуляционного аппарата;
Развитие фонематического слуха;
Устранение дефектного произношения звука Ш;
Развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям;
Воспитание самостоятельности.
Оборудование:
предметные картинки.
Этапы
Ход занятия:
1. Орг. момент
К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?
Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).
Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).
Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).
А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).
Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).
А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).
3. Объявление темы занятия
Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].
4. Постановка звука
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
5. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
6. Закрепление изолированного звука
По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).
Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.
7. Развитие фонематического слуха
Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».
А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
8. Закрепление звука в слогах
Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.
Давай, споём вместе с ними.
9. Закрепление звука в словах
Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]
Давай назовём их….
10. Закрепление звука в предложении
Давай назовём их….
У Миши новая
.
Папа едет на
.
Даша нашла
.
Маша помогает
.
11.Домашнее задание
Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:
В начале слова;
В середине слова;
В конце слова.
12. Итог занятия
Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!
С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.
13. Оценка занятия
Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.
Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].
Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].
Задачи:
1. образовательные:
Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;
формировать длительную воздушную струю;
2. коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
- развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;
3. воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.
Оборудование:
- демонстрационный материал – предметные картинки;
- индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.
Ход занятия
I. Орг. момент. — Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.
II. Мимическая гимнастика.
— А сначала проведем разминку мышц лица.
Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.
III. Артикуляционная гимнастика. — Сейчас разомнем язычок.
Упр. «Лопаточка». — Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.
«Чашечка». — Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.
«Вкусное варенье». — Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.
«Грибок». — Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.
IV. Дыхательная гимнастика.
«Фокус». — Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.
«Парус». — Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.
V. Развитие мелкой моторики. — Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
В гости и ежу…
Даже к серому зайчишке
Заходил наш бурый мишка.
VI. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук». — Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!
Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].
— Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].
Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.
VII. Развитие памяти и внимания. — «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».
VIII. Итоги занятия.
— Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?
— Какие слова тебе запомнились?
— Молодец, хорошо работал! Занятие окончено. Яровенко С.В.
учитель — логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида.
Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.
Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.
Цели
- Постановка и автоматизация звука [С].
- Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
- Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи
Образовательные:
- Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
- Обогащение словаря.
Коррекционные:
- Формирование навыков слогового анализа.
- Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышление, память, внимание.
- Развитие .
- Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
- Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
- Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
- Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.
- Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
- Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
- Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
- Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.
- Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
- Трубач
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
- Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
- Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
- Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
- А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
- Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
- Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
- А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.
Механический способ
Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
- Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
- Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
- Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.
Автоматизация звука
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
- в слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .
- в словах
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
- в предложениях
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
- в текстах
Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Уточнить артикуляцию звука [ш], вызвать его по подражанию или поставить механическим способом, используя базовый звук [с] (осуществлять контроль за дыханием);
Обучать произнесению звука [ш] в слогах;
Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю, упражнять в дутье у верхней губы;
Развивать фонематический слух, упражняя в выделении звука из звукового потока, в определении позиции звука в словах;
Развивать внимание, артикуляционную подвижность, мелкую моторику.
Материал: зеркала, шпатель, ватный шарик для дыхательной гимнастики, кусочек ваты, иллюстрации, карточки для определения позиции звука в слове.
Ход занятия: 1 .Сообщение темы занятия:
Сегодня мы будем учиться произносить новый звук.
2.Самомассаж для снятия напряжения в области лба, носа, мимических мышц:
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко не задев ногтями.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
3.Артикуляционная гимнастика: Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже.
На детишек быть похожим.
Решил наш Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку и Язычок тоже. - «Заборчик».
Дети любят заниматься с обручами, Язычок тоже взял обруч. -«Бублик».
Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже. - «Лопаточка». Дети прогнули свои спинки и Язычок прогнул свою. - «Чашечка». Дети стали подбрасывать свои мячики вверх и Язычок тоже. -«Фокус».
4.Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»: А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке. (Правой рукой показать кошку). Серенький комок сидит И бумажкой всё шуршит: ш - ш - ш. (Левой рукой показать мышку).
5.Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.
6.Игра «Поймай звук».
Услышав звук [ш] хлопни в ладоши. Произносятся звуки: [з], [ш], [ж], [с], [ш], [ц], [ш].
7. Упражнение на определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Называются картинки, ребёнок выкладывает фишку на схеме-карточке.
8.Вызывание звука по подражанию (для контроля воздушной струи подносится кусочек ваты к носу).
9.Постановка звука [ш] механическим способом (через слог С А).
10. Автоматизация звука [ш] в слогах:
Ша - ша - ша ша - ша - ша - ша - ша Ши - ши - ши ши - ши- ши - ши -ши Шо - шо - шо шо - шо - шо -шо -шо Шу - шу - шу шу - шу - шу - шу - шу
11.Игра «Добавь слог» (ша, ши, шу): На. .(ша) Ма. .(ша) хоро.. .(ша),
У Ма. .(ши) добрая ду.. .(ша), Есть у Ма. .(ши) кукла Да. .(ша), Но она не любит ка. .(шу).
12. Подведение итогов занятия:
Какой звук учились произносить?
Конспект занятий по постановке звука [ж]
Цель занятия:
Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
Развитие речевой моторики;
Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
Закрепление связи звука и буквы / ж/
Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.
Ход занятия
1. Организационный момен
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы
На доске несколько картинок: жук, паук, птица.
Логопед читает загадку:
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Сказка о Веселом язычке)
Для губ: Логопед читает загадку
В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”
Рот закрыт: “трубочка”
“ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
“ребята-слонята”
Подражаю я слон, губки хоботком тяну.
Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)
“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).
Язычок не скучал дома, потолок побелил)
“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”
“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.
4. Постановка звука / ж /
(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).
Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.
5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)
Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?
В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
Где находится кончик языка?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Что напоминает язычок? (чашечку).
6. Развитие фонематического анализа
А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Б) Распредели картинки под схемы:Ж_____________ _____________Ж__________
(в начале слова) (в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.
В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.
Покажите букву “ж”. На что она похожа?
Сложите из палочек букву.
Подберите картинки со звуком /ж/.
Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.
Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Тема : Постановка звука Ш
Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука
Задачи :
1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;
2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.
Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .
Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)
Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.
2. Артикуляционная гимнастика
Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)
У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )
Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.
Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи
Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.
Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
4)Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)
5)Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его - хлопай в ладошки :
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ
6)Постановка звука
Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?
(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )
Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю. (паровозик останавливается)
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» . (картинка)
Теперь произнеси звук «С» , а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С» , чтобы пошел теплый воздух.
Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)
7) Итог занятия .
Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?