Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Картины с выставки мусоргского прогулка. Мусоргский. Картинки с выставки. Оркестровка М. Равеля. История создания цикла

Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.

Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо и много сочинял. Обучал композитора в этот период А.Герке.

После школы его, как одного из лучших учеников отправили служить в Преображенский полк. Но служба казалась Модесту Петровичу пустой и скучной, по-настоящему свое призвание он видел в музыке, а именно в русской музыке. Благодаря своему интересу он знакомится с А.С.Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Здесь он и нашел себе будущего наставника Балакиева.

Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Друзья и знакомые отговаривали Модеста Петровича от такого решения, ведь быть гвардейским офицером сулит простую и успешную жизнь. Но окончательно решил то что решил, объясняя это как необходимость служить своему народу. Он стал передвижником(так называемая "коммуна" образованная молодыми живописцами), одним из тех кто с презрением относился к жизни большинства молодых людей, полной пустоты, сибаритства, ничегонеделанья.

С 15 августа 1868 по 15 августа 1869 композитор с большим работал над оперным либретто под названием "Борис Годунов". Он хотел не просто "омузыкалить" Пушкинский текст, а создать свою интерпретацию, соответствующую масштабам произведения.


От некоторых моментов оперы "Борис Годунов" по коже бегут мурашки...

Но опера "Борис Годунов" в первоначальном варианте не была принята дирекцией императорских театров и Мусоргский получил отказ. Вскоре после редактирования и только благодаря вмешательству друзей-артист либретто было поставлено в 1974 году на сцене Мариинского театра под управления Э.Ф.Направника. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Поэтому вскоре её сняли со сцены.
Вообще многие произведения Модеста Петровича небыли приняты общественностью, он сочинял так как не было принято в то время поэтому не мог стать популярным.

Модест Петрович Мусоргский - "Картинки с выставки"

Сюита "" была написана Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин. Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Первый образ - "Гном" представляется слушателю смешным существом наделенным человеческими чувствами.

Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её - это образ трубадура, поющего неподалеку.

Зарисовка три - "Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.

"Быдло" - в музыке Мусоргского чувствуется непросто тяжесть огромной телеги-двуколки запряженной волами, изображенной на картине, но и тяжесть подневольной жизни крестьян, её однообразие.

"Балет не вылупившихся птенцов" - это полушуточное скерцо, прообраз которого - полотно Гартмана для балета "Трилиби" (в основу балета был поставлен мотив сказки Шарля Нодье). На полотне изображаются костюмы в виде яичной скорлупы.

"Два еврея, богатый и бедный" название шестой по счету части цикла "Картинки с выставки". У художника были представлены две портретные зарисовки с натуры. Используя контраст в качестве приема Мусоргский изобразил в музыке два совершенно противоположных характера.

"Лимож. Рынок"- Зарисовка номер семь - изображает дневную суету одного из провинциальных городов Франции, в частности местных сплетниц.

Произведение номер восемь - "Катакомбы. Римская гробница" Передает скорее философские размышления композитора, подкрепленные чувством утраты друга нежели попыткой передать мистическую атмосферу, которую чувствует человек, осматривающий древнюю римскую гробницу с фонарем в руках. В данном произведении можно разглядеть попытку пообщаться с уже умершим человеком при помощи музыки, в звуке чувствуется скорбь.

"Избушка на курьих ножках" - данная работа олицетворяет полет Бабы-Яги на метле, грозно постукивающей клюкой.

Заключительная композиция - "Богатырские ворота. В стольном городе Киеве." Данная пьеса передает эпическую мощь старинного города и его величие, в ней слышится перезвон колоколов и возвышенный хорал. Пьеса достойно приводит к финалу сюиту "".

Список произведений

Оперы:
"Женитьба"(1868).
"Борис Годунов"(1874).
"Хованщина"(окончена Римским-Корсаковым 1886).
"Иванова ночь на Лысой горе" Музыкальная картина (1867).
Пьесы и сюита для фортепиано "Картинки с выставки"(1874).



Давно собирался собрать материал для Алисы с Никитой по «Картинкам с выставки». Сейчас, вероятно, именно выставка Игоря Романовского меня к этому подтолкнула, хотя впервые я услышал «Картинки» в рок-варианте легендарной группы Эмерсон, Лэйк энд Палмер где-то в 1972м году.
Оригинал же, т.е. одно из величайших творенеий классической музыки,фортепианная сюита-цикл Модеста Мусоргского была написана по ярким впечатлениям от выставки Виктора Гартмана, его друга, архитектора и художника (слева Мусоргский, справа Гартман). Гартман скоропостижно умер в возрасте 39лет и по предложению великого русского критика и искусствоведа Владимира Стасова в 1874г была проведена посмертная выставка из около 400 его работ - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Большая часть их созданныбыли во время четырехгодичного путешествия по Европе. А то, что с помощью Интернета удалось найти каталог той выставки, вообще фантастика!

Известный художник Иван Крамской так писал о нём: «Гартман был человек незаурядный … Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». Вот еще несколько фрагментов той экспозиции.

Поход Мусоргского на выставку стало толчком к созданию этакой музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта фантазии композитора. Эти музыкальные «картинки» Мусоргский связал своей «прогулкой», степенно и неспешно переходя из одного зала в другой, от одной «картинки» к следующей. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Работа настолько увлекла Мусоргского, что весь цикл был написан всего за три недели.

Однако при жизни Мусоргского «Картинки» не были опубликованы и никем не исполнялись и лишь через пять лет после его смерти вышла первая публикация под редакцией Римского-Корсакова. Позже были и другие, но широкой популярности «Картинки» все же не получила, хотя существовали даже оркестровые переложения, а некоторые фрагменты исполнялись как отдельные произведения.

И лишь когда в 1922г Морис Равель создал наиболее известную сегодняоркестровку «Картинок с выставки», а в1930г была сделанаграмзапись всей сюиты, она стала неотъемлемой частью репертуара многих пианистов и оркестров.

Некоторые исследователи усмотрели архитектурно-симметричное (еще один поклон Гартману!) построение сюжетов цикла: «по краям» стоят главные темы («Прогулка» и «Богатырские ворота»), за ними ближе к центру идут сказочные образы (Гном и Баба-Яга), далее — «французские» сюжеты («Лиможский рынок», «»). За ними — бытовые зарисовки из Польши «Быдло» (кстати, сам Мусоргский назвал ее "Сандомирский скот"(т.е."быдло" по-польски) и «Два еврея», а в центре оказывается шутка — «Балет невылупившихся птенцов».

Ну, как же из Киева не вспомнить о завершающих цикл «Богатырских воротах (В стольном городе во Киеве)». Эта часть основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. В честь спасения императора Александра II от неудачного покушения был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Вариант Гартмана создавал образ Киева как древнерусской столицы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и удачный проект так и не был реализован.



С тех пор возникало множество своих прочтений этого симфонического шедевра. В 1971г клавишник Кейт Эмерсон со товарищи по трио Эмерсон, Лэйк и Палмер исполнил «живьем» рок-переложение «Картинок» с вкраплениями своих композиций и даже песен. На многие годы оно стало визитной
карточкой группы.

У японца Исао Томиты (1975) синтезаторный вариант «Картинок» несмотря на необычное, титаническое звучание тем не менее весьма приближен к оригиналу.

С фортепино и рок-составом (где все же преобладали клавишные) кажется все понятно, но в 1981г другой японецКадзухито Ямасита сделал переложение «Картинок» для классической гитары. Совершенно удивительное и невероятное. Именно к его интерпретации обращаются сегодня многие гитаристы. Думаю, что даже плохое VHS-качество выступления Кадзухито дает представление о том, как «Картинки» звучит на гитаре (уникальная запись 1984г!).

«Картинки» неоднократно служили вдохновением и для других жанров искусства. Темы из цикла регулярно вставляют в кино и сериалы. А еще в 1966г для японского экспериментального мультфильма тот же Исао Томита оркестровал часть музыки «Картинок с выставки», а в 1984г и «Союзмультфильм» (под исполнение Святослава Рихтера) тоже обратился к этой бессмертной музыке.

Галина Левашёва

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живет баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках...
Это картинки с выставки. "Картинки", которые можно не только увидеть, но и услышать. Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а звучать заставил Модест Мусоргский – гениальный русский композитор.

Виктор Гартман

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора. Памяти Гартмана и посвятил Модест Петрович Мусоргский свою фортепианную сюиту "Картинки с выставки". Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя – проходящим от одной картины к другой.
Как это он сделал? А вот как.

Модест Петрович Мусоргский

Прежде чем начать "показывать" картинки, композитор сочинил небольшое вступление, которое назвал "Прогулка". Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное.
Кончилось вступление. Мы останавливаемся перед первой картиной: "Гном".
Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился – трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее – снова ничего не получилось. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то. подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и – стой! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.
Все это можно услышать в музыке "Гнома". Быстрая "ковыляющая", коротенькая музыкальная фраза. Затем одна длинная, тянущаяся нота – остановка. Снова та же "ковыляющая" фраза, только играется она немножко медленнее и тише – получается впечатление неуверенности. Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии – неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка.
Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, но дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней...
Снова "Прогулка". Та же музыка, что во вступлении, только не целиком, а небольшой кусочек её, как напоминание. Музыка изменена, но совсем немного – узнать её легко.
Композитор идёт дальше, а нам даёт отдохнуть, приготовиться к следующей картине: "Старый замок". В этой музыке всё другое. Она тихая, медленная. Рояль звучит странно, словно играет какой-то старинный инструмент. Может быть, лютня?..
Если "Гном" оживал перед нами сразу, то здесь вначале музыка словно выжидает. Она звучит, как вступление к песне. И мы вместе с музыкой ждём, что будет.
Полилась необыкновенно красивая мелодия, задумчивая и вдохновенная. Мы не знаем, какими были песни трубадуров, но эта ночная тихая песня у стен старого замка полна истинно рыцарского благородства и трепетной взволнованности.
Отзвучал чудесный напев. Замирают протяжные, "тающие" звуки. Ночь, тишина. Старый замок.
"Прогулка" на этот раз звучит живее, энергичнее, хотя она по-прежнему ровная и в общем спокойная.
Нас ожидает какая-то новая картинка.
"Тюильри" – название одного из парижских садов. Даже если мы не знаем содержания картинки Гартмана, мы сразу догадаемся, что это весёлая игра – может быть, пятнашки или горелки. Так и есть. Художник изобразил детей, которые играют в саду Тюильри. И музыка такая – шаловливая, чуточку суматошная и очень "детская".
Между "Тюильри" и следующей картиной нет "Прогулки". Очевидно, композитору нужно было как можно ярче, сильнее подчеркнуть громадную разницу между двумя стоящими рядом картинами, усилить и без того разительный контраст между весёлыми нарядными детьми, играющими в парижском саду, и...
"Быдло" – по-польски "скот". Медленно везут нагруженную телегу усталые, голодные, худые волы; качается, скрипит телега, тяжело шагают волы. А рядом – человек. Такой же усталый, худой, измождённый. Погоняет волов унылым "э-гей" и тянет однообразную, нехитрую песню. Все очень просто и очень страшно: для помещиков и сам человек – такое же "быдло", как его волы. Но Мусоргский не был бы "великим певцом горя народного", если бы изображал в музыке только одну эту безрадостную покорность тяжёлой судьбе.
Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность – мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами.
В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман.
Почему так прозрачно, так живо зазвучала "Прогулка"? Странно и неожиданно высоко проходит знакомая музыкальная тема и закапчивается двумя задорными коротенькими трельками. Композитор отвлекает нас от тяжёлых и печальных раздумий. Скорее к следующей картинке. Она называется "Балет невылупившихся птенцов".
Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими необсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками.
Вот они откуда, эти коротенькие быстрые трельки в "Прогулке"! Здесь почти вся музыка наполнена ими. Всё время они звучат – остренькие и будто дрожащие потки. Понемножку, постепенно учатся прыгать и взмахивать крылышками маленькие, ещё не до конца вылупившиеся птенчики.
От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке.
Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика – Баба Яга!..
Наконец в последний раз звучит тема "Прогулки". Только теперь это уже музыка ещё одной, последней картины – "Богатырские ворота в Киеве".
Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана.
Мусоргский, который много раз уже изменял, варьировал на все лады "Прогулку", оказывается, не только не исчерпал все возможности этой музыки, но даже словно нарочно скрывал от нас её подлинную красоту.
Так вот она какая, спокойная, неторопливая "Прогулка"! В ней величественная уверенность и богатырская мощь. Вот когда нам до конца раскрывается ее подлинно русский характер, который мы до сей поры только угадывали. Она похожа на древние былинные напевы и одновременно на торжественный гимн.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!.. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор.
Все торжественней, все ярче, величественней звучит знакомая, дивно изменившаяся тема "Прогулки". Как хорошо узнавать её в могучих аккордах финала!
Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский. О чём бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о её народе.

У каждой пьесы из "Картинок с выставки" свое название, русские их варианты:

№ 1. Гном.
№ 2. Старый замок.
№ 3. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры.
№ 4. Быдло (польск. "скот").
№ 5. Балет невылупившихся птенцов.
№ 6. Два еврея, богатый и бедный.
№ 7. Лимож. Рынок. Большая новость.
№ 8. Катакомбы. Римская гробница.
№ 9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).
№ 10. Богатырские ворота.

Пьесы-"картины" связываются между собой темой-интермедией "Прогулка".

Фортепьянный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира.

История создания цикла

В 1873 г. внезапно умер художник В. Гартман. Ему было всего 39 лет, смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

Виктор Александрович Гартман (1834-1873)

В.А. Гартман

В.А. Гартман родился в Петербурге в семье французского штабс-лекаря. Рано осиротел и воспитывался в семье тётки, муж которой был известным архитектором – А. П. Гемилиан.

Гартман успешно окончил Академию художеств и работал в различных видах и жанрах искусства: он был архитектором, сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI -XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография

Именно стремление в творчестве к русской самобытности и сближало Гартмана с участниками «Могучей кучки», в которую входил Мусоргский.Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., став друзьями и единомышленниками.

Вернувшись из творческой поездки по Европе, Гартман начал оформление Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге и получил в 1870 г. за эту работу звание академика.

Выставка

Посмертная выставка произведений В. Гартмана была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др.

Литография по эскизу Гартмана

На выставке побывал Мусоргский, она произвела на него огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Конечно, такой могучий талант как Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему. Например, эскиз к балету «Трильби» изображает у Гартмана крошечных птенцов в скорлупках. У Мусоргского этот эскиз превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки»

Цикл был создан очень быстро: за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В этом же году «Картинки» получили авторский подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане» и были подготовлены к печати, но опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. Но прошло ещё несколько лет, пока это оригинальное произведение вошло в репертуар пианистов.

Характерно, что в пьесе «Прогулка», которая связывает отдельные пьесы цикла, композитор подразумевал себя, прогуливающегося по выставке и переходящего от картины к картине. Мусоргский в этом цикле создал психологический портрет, проник в глубину своих персонажей, чего не было, конечно, в простых зарисовках Гартмана.

Итак, «Прогулка». Но эта пьеса постоянно варьирует, показывая изменение настроения автора, меняется и её тональность, что является своеобразной подготовкой к следующей пьесе. Иногда мелодия «Прогулки» звучит тяжеловесно, что указывает на походку автора.

«Гном»

Эта пьеса написана в тональности ми-бемоль минор. Её основа – эскиз Гартмана с изображёнными на нём щипцами для колки орехов («щелкунчик») в виде гномика на кривых ножках. Сначала гном крадётся, а затем перебегает с места на место и замирает. Средняя часть пьесы показывает размышления персонажа (или его отдых), а затем он, словно испугавшись чего-то, вновь начинает свой бег с остановками. Кульминация – хроматическая линия и уход.

«Старый замок»

Тональность соль-диез минор. Пьеса создана по акварели Гартмана, созданной им во время изучения архитектуры в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. Мусоргский создал красивую протяжную мелодию.

«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры »

Тональность си мажор. Интонации, темп музыки, её мажорный лад рисуют бытовую сцену игры и ссор детей.

«Bydło» (в переводе с польского – «скот»)

Пьеса изображает польскую телегу на больших колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг этих животных передаётся монотонным ритмом и грубыми ударами клавиш нижнего регистра. Одновременно звучит невесёлый крестьянский напев.

«Балет невылупившихся птенцов»

Это одна из самых популярных пьес цикла. Она создана в тональности фа мажор по эскизам Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре (1871 г.). В эпизоде балета, как писал В. Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартманом было создано для балета 17 эскизов костюмов, 4 из них сохранились до наших дней.

В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Тема пьесы несерьёзна, мелодия шутлива, но, созданная в классической форме, она получает дополнительный комический эффект.

«Самуэль Гольденберг и Шмуйле», в русском варианте «Два еврея, богатый и бедный»

Пьеса созданы на основе подаренных Мусоргскому Гартманом двух его рисунков: «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский [еврей]», созданных в 1868 г. в Польше. По воспоминаниям Стасова, «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти рисунки и послужили прототипами пьесы. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого звучит уверенно, с повелительными и нравоучительными интонациями. Речь бедного еврея контрастна первому: на верхних нотах с дребезжащим оттенком (форшлаги), с жалобными и просительными интонациями. Затем обе темы звучат одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву, можно предположить, что последнее слово осталось за богатым.

«Лимож. Рынок . Большая новость »

Рисунок Гартмана не сохранился, но мелодия пьесы в ми-бемоль мажоре передаёт шумную суету рынка, где можно узнать все последние новости и обсудить их.

«Катакомбы. Римская гробница »

Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля (российский архитектор) и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.

В. Гартман «Парижские катакомбы»

Подземелье с гробницей изображено в музыке соответствующими теме унисонами в две октавы и тихими «эхо». Мелодия появляется среди этих аккордов как тени прошлого.

«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»

У Гартмана – эскиз изящных бронзовых часов. У Мусоргского – яркий, запоминающийся образ Бабы-Яги. Он нарисован диссонансами. Вначале звучат несколько аккордов, затем они учащаются, имитируя «разбег» – и полёт в ступе. Звуковая «живопись» очень ярко изображает образ Бабы-Яги, её хромую походку (всё-таки «костяная нога»).

«Богатырские ворота»

Пьеса основана на эскизе Гартмана к архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (по старому стилю) апреля 1866 г. было совершено неудачное покушение на Александра II, которое в дальнейшем стали официально называть «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана был создан в древнерусском стиле: глава со звонницей в виде богатырского шлема и украшение над воротами в форме кокошника. Но впоследствии конкурс был отменён, и проекты не были реализованы.

В. Гартман. Эскиз к проекту ворот в Киеве

Пьеса Мусоргского рисует картину народного торжества. Медленный ритм придаёт пьесе величие и торжественность. Широкая русская мелодия сменяется тихой темой, напоминающей церковное пение. Затем первая тема вступает с новой силой, в неё добавляется ещё один голос, а во второй части раздаётся настоящий колокольный звон, созданный звуками фортепиано. Сначала звон слышен в миноре, а затем переходит в мажор. К большому колоколу присоединяются колокола всё меньше и меньше, а в конце звучат маленькие колокольчики.

Оркестровки цикла М. Мусоргского

Яркие и живописные «Картинки с выставки», написанные для фортепьяно, были неоднократно переложены для симфонического оркестра. Первую оркестровку сделал ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов. Сам Римский-Корсаков тоже делал оркестровку одной пьесы цикла – «Старого замка». Но самым известным оркестровым воплощением «Картинок» была работа Мориса Равеля, страстного поклонника творчества Мусоргского. Созданная в 1922 г. оркестровка Равеля стала столь же популярна, как и авторская фортепьянная версия.

В состав оркестра в оркестровой аранжировке Равеля входят 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

Минеева Ирина Валентиновна

Учитель музыки МОУ СОШ № 3, с. Высокая Гора, Республики Татарстан

Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.

План – конспект конкурсного урока

5 класс .

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский

Цель: Сравнить выразительные средства музыкальных и живописных картинок и эскизов.

Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока: аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, нотные таблицы по В.А.Шереметьеву, карты настроений.

Синтезатор, музыкальный центр, мультимедийная установка

Тип урока: комбинированный.

Технологии, используемые на уроке:

        1. Личностно-ориентированная.

  1. Технология развивающего обучения.

    Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

    Технология ассоциативно-образного мышления.

    Технология использования УМК.

    Технология ИКТ.

Методы:

    1. Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).

      Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

      Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

      Метод пластического интонирования.

      Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.

      Прием вокального интонирования.

7. Метод использования ассоциаций

План урока

    Организационный момент

    Распевка.

    Работа по таблицам В.А.Шереметьева. (Нотная грамота)

    Блиц-опрос и игра «Картинки». (Проверка пройденного материала).

    Сюита «Картинки с выставки», М.П.Мусоргский, В.А.Гартман. (Ознакомление с новым материалом).

    Физминутка.

    Пьесы из сюиты: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» - слушание и анализ.

    Работа по картам настроений.

    Осмысление и закрепление пройденной темы. (Ответы на вопросы).

    Рефлексия.

    Вместе весело шагать. В. Шаинский. (Подарок от учителя).

    Домашнее задание.

    Подведение итогов. Оценки.

Ход урока

    Организационный момент:

    • музыкальное приветствие;

      знакомство с ребятами;

    Распевка. «Я пою, хорошо пою», «Мы перебегали берега».

    Нотная грамота. Разбор и исполнение упражнений из таблиц В.А.Шереметьева.

    Проверка пройденного материала.

    • Сегодня я предлагаю вам посетить картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ. Готовы? Тогда начинаем.

(Учитель делит класс на несколько групп. Вопросы задаёт по очереди каждой группе. За правильный ответ можно начислять очки, давать карточки – всё, что угодно на усмотрение педагога.)

Блиц-опрос

    Что такое «программное произведение»?

    Вступление бывает в начале или в конце произведения?

    Сколько нот в музыке?

    Что такое «темп»?

    Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?

    Что такое «опера»?

    Как называется большое количество людей, поющих вместе?

    Что такое «динамика»?

    Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?

    Какую форму имеет песня?

Молодцы. Нам осталось пройти совсем немножко до заветного ключа. Теперь задание для всего класса.

Игра «Картинки»

(На слайдах 2-6 изображены предметы-ассоциации. По ним нужно вспомнить песню и исполнить один куплет)

    Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке. (Слайд 7).

Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

    Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХI Х века М.П.Мусоргский сочинил пьесу. (Слайд 8). Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». (Слайд 9). В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность», «ряд».

    А сейчас откроем тетради и запишем, что такое сюита. Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом.

    М.П.Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное им. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.

    Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора В.А.Гартмана. (Слайд 10) Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.

    Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом и попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. (Слайд 11) Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.

Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

    Всего картинок - десять, но мы остановимся на трёх. (Слайд 12.) «Балет невылупившихся птенцов»

    • Виктор Гартман нарисовал 17 эскизов к балету, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку и подумаем - какой характер этой музыки? Используем словарь эстетических эмоций.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»)

    Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Слайд 13) (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый острый ритм, много украшений)

    Верно. А теперь взгляните на эту картину (сказочная избушка.) (Слайд 14) (Название не говорим). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.)

    Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

(Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»)

    Как зовут хозяйку? (Баба-яга)

    Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этой музыке? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками)

    Правильно. Так и кажется, что летит она на своей метле со свистом и шумом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

    Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? (Можно предложить сочинить мини-сказки и оформить их дома.)

    Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу художника Гартмана «Городские ворота в Киеве». (Слайд 15.) Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Давайте послушаем и определим характер этой музыки

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

    Какую же характеристику вы нашли в словаре эстетических

эмоций для этого фрагмента? (Характер величавый, торжественный.)

    Эта музыка символизирует мощь русского народа.

    Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? И почему?

    Что по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?

    Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками художника? Какие отличались?

    Смогли ли мы доказать, что Мусоргский предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?

На доске вы видите разные лица, которые передают разные настроения. У вас на листочках тоже они есть. Среди этих карт настроений выберите те, которые соответствуют нашим пьесам.

    «Радость».

    «Гнев».

    «Внимание». Оказывается, вот какие настроения вызвала у нас эта музыка. Да, ребята, разная музыка может влиять на нас по-разному. И лучше всё-таки слушать добрую, красивую музыку.

Закрепление пройденной темы.

Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 16.)

    Как называется сюита по эскизам и картинкам художника Гартмана? («Картинки с выставки»)

    Какой русский композитор сочинил эту сюиту? (М.П.Мусоргский.)

    Вспомните название прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)

    Сколько всего пьес в цикле-сюите? (10 пьес.) (Слайд 17.)

    Для какого инструмента был написан цикл «Картинки с выставки»? (Для фортепиано.)

    Рефлексия.

    • У вас осталось на парте солнышко. Изобразите условно на нём ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта. (Слайд 18.)

    Подарок – песня.

    • Ребята, вы любите подарки? В подарок от меня – песня композитора-песенника ХХ века Владимира Шаинского (Слайд 19.) «Вместе весело шагать по просторам». Песня о дружбе. Ведь дружба помогает людям быть добрыми и отзывчивыми.

А вы мне поможете подпевать. (Слайд 20.) (Слайд 21.)

12.Дом. задание: Открыли дневники записали - придумать мини-сказку и попробовать её оформить как книжку-малышку. Оценки.