Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя. Архитектура и живопись в первой половине XIX в

Подлинного расцвета в начале XIX столетия достигает русская архитектура.

Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм, часто именуемый русским ампиром. Прогрессивные идеи проявились здесь в мощных образах ряда грандиозных сооружений, равных которым в эту пору уже не создавал ни один другой народ в Европе.

Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва.

Идеалом становится античность. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый.

Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы.

Крупнейший архитектор этого времени АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН . Воронихин – архитектор классицизма – много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями как в больших сооружениях, так и в малых. Главное детище Воронихина – Казанский собор (1,2). В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамена и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову (3) и М.Б. Барклаю-де-Толли (4).

Еще более строгий, антикизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (теперь Горный институт) (5), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве. Столь же суров образ украшающей его скульптуры, прекрасно сочетающейся с гладью боковых стен и дорическими колоннами.

Горный кадетский корпус как бы открывал вид на Васильевский остров с моря. С другой стороны острова, на его стрелке (место, где Нева разделяется на Большую и Малую), ТОМА ДЕ ТОМОН (швейцарец по происхождению) в эти годы возводит ансамбль Фондовой Биржи (6-8). Биржа имеет вид греческого храма – периптера на высоком цоколе, предназначенном для торговых складов. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный характер. Ростральные колонны (9,10) - 32 м, воздвигнуты симметрично по сторонам здания Биржи. Первоначально служили маякам. На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр (11-13) - носовых частей кораблей, отсюда и их название. Представляют собой полые, с внутренней винтовой лестницей, сооружения из кирпича, облицованные камнем. На верхней площадке - чаши факелов (в 1957 к ним подведен газ, факелы зажигаются в праздничные дни). У подножия ростральных колонн 4 скульптуры. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга (14) и Днепр (15) у северной Ростральной колонны, Волхов (16) и Нева (17) у южной. Скульптуры вырублены из пудостского камня.

Исакиевский собор (18,19), одно из самых величественных сооружений Петербурга, построен в середине 19 века по проекту ОГЮСТА ДЕ МОНФЕРРАНА . Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.

Вершиной в развитии русского классицизма явилось творчество АНДРЕЯНА ЗАХАРОВА , который обессмертил свое имя величественным зданием Адмиралтейства (20) на берегу Невы. Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемов, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренних флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем – это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний – ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и пр. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем (21), которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. В поразительном единстве с архитектурой находится декоративная пластика здания, имеющая и архитектоническое, и смысловое значение: Адмиралтейство – морское ведомство России, мощной морской державы. Вся система скульптурного убранства была разработана самим Захаровым и блестяще воплощена лучшими скульпторами начала века. Здесь нужно обратить внимание на важную роль скульптуры, начиная с нимф, поддерживающих Земную сферу (22). Скульптуры образно раскрывают широкий идейный замысел комплекса - утверждение России как мощной морской державы, а также широту культурного кругозора русской нации. Адмиралтейство является главным градостроительным ядром города, определяющим его общую архитектурную тональность и порождающим богатые исторические ассоциации.

Одним из замечательных представителей русского классицизма был петербургский зодчий ДЖ. КВАРЕНГИ , приехавший в Россию из Италии молодым. К крупным постройкам его относятся здания Эрмитажного театра (1783-1787) и Смольного института (1805-1809) в Петербурге и Гостиного двора в Москве (23) . В здании Смольного института (24) с его торжественной архитектурой фасада, как известно, размещался штаб Октябрьской революции.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ , автор здания Главного штаба (25-27), Александрийского театра (28) и многих других сооружений. Александровская колонна (Александрийский столп) (29,30) создана Оггюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг. Монферран в Александрийской колонне показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Для гранитного монолита - основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём. На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом (31) , выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - “Сим победиши!”. Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста.

Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями». Дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (теперь Русский музей) (32, 33), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками. К. Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально все: от чугунной решетки с излюбленной им военной атрибутикой в убранстве ворот - до планировки парка, от решения градостроительной задачи - до прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях.

Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода (34,35) на знаменитой Сенатской площади. Хотя оно по-прежнему поражает дерзостным размахом творческой мысли архитектора, соединившего триумфальной аркой два здания, разделенных Галерной улицей, нельзя не отметить появление новых черт, характерных для позднего творчества зодчего и последнего периода ампира в целом: некоторой дробности архитектурных форм, перегруженности скульптурными элементами, жесткости, холодности и помпезности.

«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТАСОВ – строил ли он казармы: Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге (36 ), перестраивал ли Императорские конюшни (37) («Конюшенное ведомство» на набережной Мойки у Конюшенной площади), возводил ли полковые соборы: собор Измайловского полка (38 ) или триумфальные арки: Нарвские (39,40) и Московские ворота (41) в Петербурге. Везде Стасов подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть: его соборы, их купола грузны и статичны, колонны, обычно дорического ордера, столь же внушительны и тяжеловесны, общий облик лишен изящества. Если Стасов прибегает к декору, то это чаще всего тяжелые орнаментальные фризы (декоративная композицияв виде горизонтальнойполосыили ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную частьархитектурного сооружения).

Воронихин, Захаров, Тома де Томон, Росси и Стасов – петербургские зодчие. В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы.

О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев и другие возвели выдающиеся сооружения, значительно изменившие былой облик Москвы.

Роль ОСИПА БОВЕ в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой РоссивСанкт-Петербурге. Творил преимущественно в стилеклассицизма. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротивКремля(не сохранились), проведена реконструкцииКрасной площади, снесены земляные укрепления вокругКремляи засыпанров, разбитКремлёвский (Александровский) сад, построенМанеж, созданаТеатральная площадьсБольшим (Петровским) театром (42), возведена Триумфальная арка (43) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположена наплощади Победы(Кутузовский проспект) в районеПоклонной горы.

Почти всегда вместе плодотворно работали Доменико (Дементий Иванович) Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев . Много и удачно Жилярди и Григорьев работали над жилыми домами - Дом Луниных в Москве , архитектор Д.И. Жилярди (44), Дом Н.И. Нарышкиной (45) - архитектор А.Г. Григорьев.

В 1837 году,Николай Iзадумал соорудить новый великолепный дворец вМосковском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на архитектораКОНСТАНТИНА ТОНА , который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек. Большой Кремлевский дворец (46,47) образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский (50), Владимирский (51), Александровский (49), Андреевский (48) и Екатерининский (52), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденциейПрезидента Российской Федерации.

В первой половине XIX века продолжал успешно творить ряд скульпторов старшего поколения, среди которых ведущую роль играл И. МАРТОС , создатель памятника Минину и Пожарскому (53) на Красной площади. В 1804–1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Создание монумента и его установка проходили в годы наивысшего общественного подъема и отразили настроения этих лет. Идеи высшего гражданского долга и подвига во имя Родины Мартос воплотил в образах простых и ясных, в лаконичной художественной форме. Рука Минина простерта к Кремлю – величайшей народной святыне. Его одежда – русская рубаха, а не античная тога. На князе Пожарском древнерусские доспехи, островерхий шлем и щит с изображением Спаса. Памятник раскрывается по-разному с разных точек обзора: если смотреть справа, то представляется, что, опираясь на щит, Пожарский встает навстречу Минину; с фронтальной позиции, от Кремля, кажется, что Минин убедил Пожарского принять на себя высокую миссию защиты Отечества, и князь уже берется за меч. Меч становится связующим звеном всей композиции.

Следующее поколение скульпторов представлено именами Степана Степановича Пименова и Василия Ивановича Демут-Малиновского . Они, как никто другой в XIX столетии, достигли в своих работах органического синтеза скульптуры с архитектурой. Скульптурные группы из пудостского камня для воронихинского Горного института: Демут-Малиновский – «Похищение Прозерпины Плутоном» (54) , Пименов – «Битва Геракла с Антеем» (55). Колесница Славы для Дворцовой Триумфальной арки (56) и колеснице Аполлона для Александрийского театра (57).

Интересно творчество скульптора И.П. ВИТАЛИ , исполнившего среди прочих работ скульптуру для Триумфальных ворот в память Отечественной войны 1812 г. у Тверской заставы в Москве; бюст Пушкина, сделанный вскоре после гибели поэта; колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора (58) – возможно, лучшие и наиболее выразительные элементы из всего скульптурного оформления этого гигантского архитектурного сооружения.

Скульптором, который в годы упадка монументальных форм сумел добиться значительных успехов и в этой области, так же, как и в «малых формах», был Петр КАРЛОВИЧ КЛОДТ , автор «Укротителей коней» для Аничкова моста (59), И.А. Крылову в Летнем саду (60, 61), памятника Николаю I на Исаакиевской площади (62). Клодт, делает лошадей лучше, чем жеребец, - такой сомнительный комплимент отвесил известному скульптору Николай I. Дело было на открытии скульптурного ансамбля "Укрощение коня" на Аничковом мосту. Не ведал, наверное, император, что осторожнее следует ему обращаться с гордым французом. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным... Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел "медного", ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог. Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор. Характерными признаками архитектуры русского классицизма служат следующие: вдумчивый выбор мест для размещения ведущих гражданских зданий в узловых пунктах планировки и застройки городов; внимательный учет и развитие градостроительных замыслов предшественников, ансамблевый подход к застройке; художественная связь форм новых зданий с окружающей архитектурой и пейзажем, подчинение рядовой застройки ведущим зданиям, строгая градостроительная дисциплина; живописность объемных решений, раскрытие зданий к природному окружению; мастерское использование для отделки интерьеров недорогого искусственного мрамора, тонкое сочетание белого и охристого цветов для покраски стен и элементов фасадов и введение элементов народного зодчества.

Конец 18 – начало 19 века- Эпоха классицизма в русском зодчестве. Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство). Характерные черты классицизма: 1)Постройки отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. 2)Главные законы композиции – симметрия, подчёркивание центра, общая гармония. 3)Парадный вход располагался центре и оформлялся в виде портика(выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). 4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых ансамблей. Адмиралтейство. Архитектор Андриян Дмитриевич Захаров (1761 -1811). Архитектор подчеркнул центральную башню.

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Сын крепостного крестьянина. Казанский собор – за образец был взят собор святого Петра в Риме. В собор перенесён прах М. Кутузова. Перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. Орловским.

Исакиевский собор, одно из самых величественных сооружений Петербурга, построен в середине 19 века по проекту О. де Монферрана. , Его верхняя часть, увенчанная необъятным куполом с благородной темной позолотой, возвышается над всеми окружающими зданиями и хорошо видна с крыши Зимнего дворца. .

Огюст Монферран (1786 -1858). Исаакиевский собор (1818 -1858). Внутри собора одновременно могли находиться 13000 человек.

Пётр Клодт коней» Пётр Карлович Клодт «Укротители – памятник Николаю Первому на (1805 -1867). Исаакиевской площади.

В центре столицы, на Дворцовой площади К. И. Росси возводит здание Главного штаба (1819 -1829).

Александринский театр Является одним из старейших профессиональных театров в России. Здание театра построено по проекту архитектора К. Росси. Александринский театр входит в ансамбль двух площадей и улицы, последняя носит имя К. Росси и по истине является архитектурным чудом, да впрочем, и сам театр представляет собой шедевр Русского классицизма. Торжественное открытие театра состоялось в 1832 году, назван он в честь жены Николая I

Сенат и Синод, строительство 1829 -1834 гг. , архитектор К. И. Росси. Здание Сената и Синода - последнее большое произведение великого зодчего. Два здания, украшенных 8 - колонными лоджиями коринфского ордера, соединены аркой. Памятник архитектуры отличает богатый скульптурный декор.

Михайловский дворец был задуман в дар великому князю Михаилу Павловичу от его брата Императора Александра I. Строительство велось с 1819 по 1825 год по проекту и под руководством К. И. Росси. В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.

Карл Иванович Росси (1775 – 1849). По его проекту построены здания Сената, Синода, Александрийского театра, Русский музей.

Манеж в Москве был построен в 1817 по случаю 5 -летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту архитектора А. А. Бетанкура. В 1824- 1825 годах отделано в стиле ампир О. Бове. Манеж был предназначен для проведения военных смотров, поэтому был рассчитан на 2000 человек.

Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных зданиях. О. Бове. По его проекту были возведены Большой театр и Манеж.

Здание Большого театра (строительство 1824 г. , архитекторы Бове, Жилярди и др.) один из лучших образцов русской, классической архитектуры

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Заложен в 1839 году по проекту архитектора К. А. Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем» . Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на берегу Москва-реки. Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 90 -е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838 -1849 годах группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.

30 - ые года 19 века – период кризиса классицизма. Наступил период Эклектики – смешение стилей.

Карл Брюллов (1799 -1852 гг.) Академический классицизм Сюжеты на античные и библейские темы Экспозиция персонажей по принципу сценического действия Идеализация персонажей, образы героев (общественные интересы выше личных) Главенство «разума» над «чувствами»

Орест Кипренский (17821836 гг)

Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; Исп. дорический (или тосканский) ордер.Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен.. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура.Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Крупнейший архитектор -Воронихин В 1800 г. Воронихин работал в Петергофе, исполнив проект галерей у ковша фонтана «Самсон» и приняв участие в общей реконструкции фонтанов Большого грота, ряд фонтанов для Пулковской дороги, отделывал кабинет «Фонарик» и Египетский вестибюль в Павловском дворце, Висконтьев мост и Розовый павильон в парке Павловска. Главное детище Воронихина – Казанский собор.Тома де Томон (ок. 1760–1813), здание Биржи,он изменил весь облик стрелки Васильсвского острова, оформив полукругом берега двух русел Невы, поставив по краям ростральные колонны-маяки, образовав тем самым около здания Биржи площадь.

Новый век ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга. Захаров (1761–1811), с 1805 г. «главный адмиралтейств архитектор», начинает строительство Адмиралтейства (1806–1823). Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси (1777–1849). Одна из первых работ в Петербурге –постройки на Елагином острове (1818), «мыслил ансамблями». Так, создавая Михайловский дворец (1819–1825, теперь Русский музей), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками – Михайловским замком и пространством Марсова поля. Один из ансамблей здание Александрийского театра, прилегающую к нему Александрийскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра, получившую в наши дни имя ее зодчего, и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки.Посл.творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода.В Москве О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев и другие возвели выдающиеся сооружения, значительно изменившие былой облик Москвы. Роль ОСИПА БОВЕ в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой РоссивСанкт-Петербурге. Творил преимущественно в стилеклассицизма. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротивКремля(не сохранились), проведена реконструкцииКрасной площади, снесены земляные укрепления вокругКремляи засыпанров, разбитКремлёвский (Александровский) сад, построенМанеж, созданаТеатральная площадьсБольшим (Петровским) театром (42), возведена Триумфальная арка (43) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположена наплощади Победы(Кутузовский проспект) в районеПоклонной горы.

в1837 году,Николай Iзадумал дворец вМосковском Кремлеарх.К.Тон Большой Кремлевский дворец обр. прямоугольник с внутренним двором. 5 залов дворца (Георгиевский Владимирский Александровский Андреевский и Екатерининский названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденциейПрезидента Российской Федерации.

Скульптура И. МАРТОС , памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. В 1804–1818 гг. Демут-Малиновский «Похищение Прозерпины Плутоном» (54) , Пименов «Битва Геракла с Антеем, Колесница Славы для Дворцовой Триумфальной арки (56) и колеснице Аполлона для Александрийского театра (57).

И.П. ВИТАЛИ - фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора (58)

1 слайд

Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя

2 слайд

В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры. Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

3 слайд

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.

4 слайд

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.

5 слайд

Крупнейшие представители ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич , русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).

6 слайд

Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.

7 слайд

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

8 слайд

9 слайд

БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).

10 слайд

МОНФЕРРАН Август Августович (1786-1858) - русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

11 слайд

12 слайд

Тон Константин Андреевич – (1794-1881), русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре. В 1838-1849 под его началом был возведен Большой Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге - ныне Московский, 1844-51).

13 слайд

Как известно, первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г. Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.
Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.
Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др.

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (1759-1814)

Неизвестный художник. Портрет А. Воронихина
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Был крепостным графа А. С. Строганова, отпущен на волю в 1785 г. Вместе с сыном графа Строганова посетил Францию и Швейцарию, где изучал архитектуру, механику и математику. Впоследствии получил звание академика живописи, а затем – академика архитектуры за проект колоннад в Петергофе.
Первые архитектурные опыты – отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793 г. Главным строением Воронихина является собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (окончен в 1811 г.).

Казанский собор
После Отечественной войны 1812 г. собор был признан памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Интерьер собора
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге – здание Горного кадетского корпуса (позже института) на берегу Невы. Архитектурной доминантой его стал мощный 12-колонный портик.

Горный институт
Другие работы Воронихина: дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Андреян Дми́триевич Заха́ров (1761-1811)

С. Щукин. Портрет А.Д. Захарова
Работал в стиле ампир. Учился в Академии художеств, а также в Париже у Ж.Ф. Шальгрена, придворного архитектора Наполеона I. Достиг звания главного архитектора Морского ведомства в Петербурге, главного архитектора Гатчины.

Лютеранская церковь св. Петра в Гатчине. Архитектор А.Д. Захаров
Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А.А. Бетанкур построил её через несколько лет. Но главным достижением Захарова в архитектуре было проектирование и строительство здания Адмиралтейства.

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. В 1732-1738 гг. архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства.
К началу XIX в. архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе. Возникла необходимость изменить облик здания, чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями, расположенными рядом.
В 1806-1823 гг. архитектор А. Захаров блестяще решил эту задачу. Он почти полностью перестроил Адмиралтейство, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи был разбит бульвар (сейчас здесь Александровский сад). Новое грандиозное сооружение имело величественный облик и сохранило его центральное положение в городе: главные магистрали сходятся к нему тремя лучами.

Кораблик на шпиле здания Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга.

Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н (1760-1813)

Французский художник и архитектор, работавший в России в стиле классицизма.
В Россию прибыл в 1799 г. по приглашению князя А. М. Голицына.
В 1801-1805 гг. по желанию императора Александра I увеличил и отделал заново Большой театр в Санкт-Петербурге, получив за это титул придворного архитектора.
Тома де Томон увеличил объём здания, пристроил со стороны главного фасада 8-колонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.
Большой Каменный театр стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором.

Большой театр. Фото 1886 г.
В 1805 г. Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове и создал новый. По его проекту построено величественное здание Биржи, охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И. П. Прокофьева и Ф. Ф. Щедрина.

Здание Биржи
Другие работы Тома де Томона: ансамбль стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами; проект мавзолея Павлу I в Павловске; старый Одесский оперный театр; военный госпиталь в Одессе; Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы; фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село и др.

Монумент славы в Полтаве

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (1769-1848)

А. Варнек. Портрет В.П. Стасова
Русский архитектор. Из семьи небогатых дворян. Работал в Экспедиции архитектурных дел. Академик Петербургской академии художеств. Важнейшие его постройки – Спасо-Преображенский собор, Нарвские триумфальные ворота, Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Спасо-Преображенский собор построен в 1829 г. в стиле ампир на месте более раннего храма.
Площадь собора составляет 1180 м². Фасады оформлены 12-метровыми четырёхколонными портиками ионического ордера.

Спасо-Преображенский собор

Завершает здание мощный световой барабан с куполом, по углам – четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Капитель одной из колонн
Стены собора декорированы лепными панно с воинскими атрибутами, т.к. во время царствования императора Павла I полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

Троице-Измайловский собор в Петербурге был построен в 1828-1835 гг. в стиле ампир. Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня. В 1754 г. на этом месте был заложен новый деревянный 5-главый храм. После наводнения 1824 г. архитектору В.П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.
Высота собора составляет 80 м. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены 6-колонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков – бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С.И. Гальберга.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора – художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834)

Неизвестный художник. Портрет О. Бове

Российский архитектор, прославившийся реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Работал преимущественно в стиле классицизма.
Родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 г. для работы в Эрмитаже. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения у Ф. Кампорези.

Большой театр. Рисунок XIX в.
Под руководством Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построены Манеж, Театральная площадь с Большим (Петровским) театром (в 1821-1824 гг. проект был переработан А. А. Михайловым). Бове также построил Градскую больницу за Калужской заставой, Триумфальные ворота.
Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ) – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен на Театральной площади в центре Москвы.

Театральная площадь
В марте 1853 г. театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. Был восстановлен по проекту А. Кавоса.

Большой театр. Современный вид

Доме́нико Жиля́рди (1785-1845)

М. Быковский. Портрет Д. Жилярди
Швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни Жилярди, двоюродный брат Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 г. общественные здания Москвы: Университет на Моховой, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки. Работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля.

Здание Опекунского совета. Стиль ампир
8-колонный портик увенчан фризом работы скульптора И. П. Витали и треугольным фронтоном. Колоннада поднята на высокий подиум с основанием, прорезанным входными арками. Ко входу ведёт широкая лестница. Здание завершено куполом на массивном барабане с полукруглыми окнами. Назначение Опекунского совета – попечение о незаконнорождённых детях и сиротах.
В 1847 г. по проекту М. Д. Быковского здание было перестроено, центральная часть его оставлена без изменений, как и интерьеры центральных залов.
Уса́дьба Кузьми́нки – бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино. Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов.

Конный двор зимой
В середине XIX в. в состав архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кузьминки входило большое количество жилых и подсобных строений, в том числе господский дом, египетский павильон (кухня), пристань и «перевозной» плотик, галерея за прудом, оранжерея, конный двор с музыкальным павильоном, кузница, баня, Влахернский храм, ризница, хозяйственные флигели, флигель священнослужителей, больница для крестьян и др.

Храм Влахернской Божьей Матери