Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Каким был Толстой? Лев толстой

Имя писателя, просветителя, графа Льва Николаевича Толстого известно каждому русскому человеку. При его жизни было напечатано 78 художественных произведений, еще 96 сохранились в архивах. А в первой половине XX века вышло полное собрание сочинений, насчитывавшее 90 томов и включавшее помимо романов, повестей, рассказов, очерков и т. п. многочисленные письма и дневниковые записи этого великого человека, отличавшегося огромным талантом и незаурядными личными качествами. В данной статье вспомним наиболее интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого.

Продажа дома в Ясной Поляне

В молодости граф слыл азартным человеком и любил, к сожалению, не очень успешно, играть карты. Случилось так, что часть дома в Ясной Поляне, где прошло детство писателя, была отдана за долги. Впоследствии на пустующем месте Толстой насадил деревья. Илья Львович, его сын, вспоминал, как однажды попросил отца показать в доме комнату, где он родился. И Лев Николаевич указал на вершину одной из лиственниц, добавив: «Там». А кожаный диван, на котором это произошло, он описал в романе «Война и мир». Таковы интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого, связанные с родовым имением.

Что касалось самого дома, то два его двухэтажных флигеля сохранились и со временем разрослись. После женитьбы и рождения детей семья Толстых все увеличивалась, и параллельно с этим пристраивались новые помещения.

В семье Толстых родилось тринадцать детей, пятеро из которых умерли еще в младенчестве. Граф никогда не жалел для них времени, а до кризиса 80-х годов любил устраивать шалости. Например, если во время обеда подавали кисель, отец замечал, что им хорошо склеивать коробочки. Дети тут же приносили в столовую бумагу, и начинался процесс творчества.

Другой пример. Кто-то в семье загрустил или даже расплакался. Заметивший это граф вмиг организовывал «Нумидийскую конницу». Он вскакивал с места, поднимал вверх руку и мчался вокруг стола, а за ним устремлялись дети.

Толстого Льва Николаевича всегда отличала любовь к литературе. Он регулярно устраивал в своем доме вечерние чтения. Как-то взялся за книгу Жюль Верна без картинок. Тогда он начал иллюстрировать ее сам. И хотя художник из него получился не очень хороший, семья была в восторге от увиденного.

Помнили дети и шуточные стихи Толстого Льва Николаевича. Он читал их на неправильном немецком языке с той же целью: домашним. Кстати, мало кто знает, что в творческом наследии писателя есть несколько поэтических произведений. Например, «Дурень», «Вольга-богатырь». В основном они писались для детей и вошли в известную «Азбуку».

Мысли о самоубийстве

Произведения Льва Николаевича Толстого стали для писателя способом изучения человеческих характеров в их развитии. Психологизм в изображении часто требовал от автора большого душевного напряжения. Так, во время работы над «Анной Карениной» с писателем едва не приключилась беда. Он пребывал в таком тяжелом душевном состоянии, что боялся повторить судьбу своего героя Левина и совершить самоубийство. Позже в «Исповеди» Лев Николаевич Толстой отмечал, что мысль об этом была такой настойчивой, что он даже вынес из комнаты, где переодевался в одиночестве, шнурок, и отказался от охоты с ружьем.

Разочарование в церкви

Николаевича хорошо изучена и содержит немало рассказов о том, как его отлучили от церкви. Между тем писатель всегда считал себя верующим человеком, а с 77-го года в течение нескольких лет строго соблюдал все посты и посещал каждую церковную службу. Однако после посещения Оптиной пустыни в 81-м году все изменилось. Лев Николаевич отправился туда со своим лакеем и школьным учителем. Шли, как и положено, с котомкой, в лаптях. Оказавшись, наконец, в монастыре, обнаружили страшную грязь и жесткую дисциплину.

Пришедших паломников поселили на общих основаниях, что возмутило лакея, всегда относившегося к хозяину как к барину. Он обратился к одному из монахов и сообщил, что старик - это Лев Николаевич Толстой. Творчество писателя было хорошо известно, и его тут же перевели в лучший номер гостиницы. После возвращения из Оптиной пустыни граф высказал свое недовольство подобным чинопочитанием, и с той поры переменил свое отношение к церковным условностям и ее служащим. Закончился все тем, что в один из постов он взял себе на обед котлетку.

Кстати, в последние годы жизни писатель стал вегетарианцем, полностью отказавшись от мяса. Но при этом ежедневно ел яичницу в разных видах.

Физический труд

В начале 80-х - об этом сообщает биография Толстого Льва Николаевича - писатель окончательно пришел к убеждению, что праздная жизнь и роскошь не красят человека. Он долго мучился вопросом о том, как ему поступить: распродать все свое имущество и оставить любимую жену и неприученных к тяжелому труду детей без средств? Или переписать все состояние на Софью Андреевну? Позже Толстой поделит все между членами семьи. В это сложное для него время - семья уже переехала в Москву - Лев Николаевич любил ходить на Воробьевы горы, где помогал мужикам пилить дрова. Затем научился сапожному ремеслу и даже сам проектировал ботинки и летние башмаки из брезента и кожи, в которых ходил все лето. А еще всякий год помогал крестьянским семьям, в которых некому было пахать, сеять и убирать хлеб. Не все одобряли такую жизнь Льва Николаевича. Толстого не понимали даже в собственной семье. Но он оставался непреклонен. И как-то летом вся Ясная Поляна разбилась на артели и вышла на покос. Среди работавших была даже Софья Андреевна, сгребавшая граблями траву.

Помощь голодающим

Отмечая интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого, можно вспомнить и о событиях 1898 года. В Мценском и Черненом уездах в очередной раз разразился голод. Писатель, одетый в старую свиту и опорки, с котомкой за плечами вместе с сыном, вызвавшимся ему помогать, лично объехал все деревни и выяснил, где положение действительно было нищенским. За неделю составили списки и создали приблизительно по двенадцать столовых в каждом уезде, где кормили, в первую очередь, детей, стариков и больных. Продукты привозили из Ясной Поляны, готовили по два горячих блюда в день. Инициатива Толстого вызвала негатив со стороны властей, которые установили за ним постоянный контроль, и местных помещиков. Последние посчитали, что подобные действия графа могут привести к тому, что им вскоре самим придется и поле пахать, и коров доить.

Как-то в одну из столовых вошел становой и завел разговор с графом. Он пожаловался, что хотя и одобряет поступок писателя, но является человеком подневольным, потому не знает, как быть - речь шла о разрешении на подобную деятельность губернатора. Ответ писателя оказался прост: «Не служить там, где заставляют поступать против совести». И такой была вся жизнь Льва Николаевича Толстого.

Тяжелая болезнь

В 1901 году писатель заболел тяжелой лихорадкой и по совету врачей отправился в Крым. Там вместо излечения подхватил еще воспаление и Надежды на то, что он выживет, практически не оставалось. Лев Николаевич Толстой, творчество которого содержит немало произведений с описанием смерти, морально к ней подготовился. Он нисколько не боялся расстаться с жизнью. Писатель даже попрощался с близкими. И хотя говорить мог только полушепотом, каждому из своих детей дал ценный совет на будущее, как оказалось, еще за девять лет до смерти. Это было весьма кстати, так как спустя девять лет никого из членов семьи - а они практически все собрались на станции Астапово - к больному не пустили.

Похороны писателя

Еще в 90-е годы Лев Николаевич в своем дневнике высказался относительно того, какими хотел бы видеть свои похороны. Спустя десять лет в «Воспоминаниях» он рассказывает историю известной «зеленой палочки», зарытой у оврага рядом с дубами. И уже в 1908-м диктует стенографисту пожелание: похоронить его в деревянном гробу на том месте, где искали в детстве источник вечного добра братья.

Толстого Льва Николаевича, согласно его воле, погребли в парке Ясной Поляны. На похоронах присутствовали нескольких тысяч человек, среди которых были не только друзья, поклонники творчества, писатели, но и местные крестьяне, к которым он всю жизнь относился с заботой и пониманием.

История с завещанием

Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого касаются и его волеизъявления относительно творческого наследия. Писателем было составлено шесть завещаний: в 1895-м (дневниковые записи), 1904-м (письмо к Черткову), 1908-м (продиктовано Гусеву), дважды в 1909-м и в 1010-м. По одним из них все его записи и произведения поступали в общее пользование. По другим право на них передавалось Черткову. В конечном счете, Лев Николаевич Толстой творчество и все свои записи завещал дочери Александре, с шестнадцати лет ставшей помощницей отца.

Число 28

По свидетельству родных, писатель всегда иронично относился к предрассудкам. Но цифру двадцать восемь считал для себя особой и любил. Что это было - простое совпадение или рок судьбы? Неизвестно, но многие важнейшие события жизни и первые произведения Льва Николаевича Толстого связаны именно с ней. Вот их перечень:

  • 28 августа 1828 года - дата рождения самого писателя.
  • 28 мая 1856-го цензура дала разрешение на издание первой книги с повестями «Детство и отрочество».
  • 28 июня родился первенец, Сергей.
  • 28 февраля состоялась свадьба сына Ильи.
  • 28 октября писатель навсегда ушел из Ясной Поляны.

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой известен авторством многих произведений, а именно: Война и мир , Анна Каренина и других. Изучение его биографии и творчества продолжается до сих пор.

Философ и литератор Лев Николаевич Толстой появился на свет в дворянской семье. В наследство от своего отца он унаследовал графский титул. Его жизнь началась в большом родовом поместье в Ясной поляне Тульской губернии, что наложило значительный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Жизнь Л. Н. Толстого

Родился он 9 сентября 1828 году. Ещё будучи ребёнком, Лев испытал немало тяжёлых моментов в жизни. После того как умерли родители, он и его сестры воспитывались тётей. После её смерти, когда ему исполнилось 13 лет, пришлось переехать в Казань к дальней родственнице под опеку. Начальное образование Лев проходил в домашних условиях. В 16 лет поступил на филологический факультет Казанского университета. Однако, сказать, что он был успешен в учёбе, было нельзя. Это вынудило перейти Толстого на более лёгкий, юридический факультет. Спустя 2 года, вернулся в Ясную поляну, так и не осилив до конца гранит науки.

В силу переменчивого характера Толстого, он пробовал себя в разных отраслях , интересы и приоритеты часто сменялись. Работа перемежалась с затяжными загулами и кутежами. В этот период им было наделано много долгов, с которыми пришлось в дальнейшем долго расплачиваться. Единственное пристрастие Льва Николаевича Толстого, стабильно сохранившееся на всю жизнь, это ведение личного дневника. Оттуда он и черпал потом самые интересные идеи для своих произведений.

Толстой был неравнодушен к музыке. Его любимые композиторы: Бах, Шуман, Шопен и Моцарт. В то время, когда у Толстого ещё не сформировалось главной позиции в отношении своего будущего, он поддался уговорам брата. По его наущению, он отправился служить в армию юнкером. При прохождении службы вынужден был участвовать в по 1855 год.

Раннее творчество Л. Н. Толстого

Будучи юнкером , он имел достаточно свободного времени, чтобы начать свою творческую деятельность. В этот период Лев начал заниматься историей автобиографического характера под названием Детство . Большей частью, в ней были изложены факты, случившиеся с ним, когда он был ещё ребёнком. Рассказ был отправлен на рассмотрение в журнал Современник. Его одобрили и выпустили в тираж в 1852 году.

После первой публикации , Толстого заметили и стали приравнивать к значимым личностям того времени, а именно: И. Тургенев , И. Гончаров, А. Островский и другие.

В те же армейские годы им была начата работа над повестью Казаки, которую закончил в 1862 году. Вторым произведением после Детства стало Отрочество, затем - Севастопольские рассказы. Ими он занимался во время участия в Крымских сражениях.

Путешествие по Европе

В 1856 году Л. Н. Толстой покинул воинскую службу в звании поручика. Решил некоторое времени попутешествовать. Сперва отправился в Петербург, где ему оказали радушный приём. Там у него установились дружеские контакты с популярными на тот период писателями: Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Они проявили к нему неподдельный интерес и приняли участие в его судьбе. В это время были написаны Метель и Два гусара.

Прожив 1 год весёлой и беззаботной жизнью, испортив отношения со многими членами литературного кружка, Толстой решает покинуть этот город. В 1857 году началось его путешествие по Европе.

Париж Льву совсем не понравился и оставил тяжёлый след в душе. Оттуда он отправился на Женевское озеро. Посетив множество стран, он вернулся в Россию с грузом отрицательных эмоций . Кто и что его так поразило? Скорее всего - это слишком резкая полярность между богатством и бедностью, который покрывался напускным великолепием европейской культуры. И это прослеживалось везде.

Л.Н. Толстой пишет повесть Альберт, продолжает трудиться над Казаками, написал рассказ Три смерти и Семейное счастие. В 1859 году прекратил сотрудничество с Современником. В это же время у Толстого обозначились изменения в личной жизни, когда в планах - женитьба на крестьянке Аксинье Базыкиной.

После смерти старшего брата Толстой отправился в путешествие на юг Франции.

Возвращение домой

С 1853 по 1863 год его литературная деятельность приостановилась из-за отъезда на родину. Там он решил заняться фермерским хозяйством. Одновременно Лев сам проводил активную просветительскую деятельность среди деревенского населения. Создал школу для крестьянских детей и начал преподавать по своей методике.

В 1862 году он сам создал педагогический журнал под названием Ясная поляна. Под его началом вышло 12 изданий, которые не были оценены по достоинству в то время. Характер их был таков - он чередовал теоретические статьи с баснями и рассказами для детей начального уровня образования.

Шесть лет из его жизни, с 1863 по 1869 год , ушли на написание главного шедевра - Война и мир. Следующим в списке был роман Анна Каренина. На него потребовалось ещё 4 года. На протяжении этого периода полностью сформировалось его мировоззрение и вылилось в направление под названием толстовство. Основы этого религиозно-философского течения изложены в следующих работах Толстого:

  • Исповедь.
  • Крейцерова соната.
  • Исследование догматического богословия.
  • О жизни.
  • Христианское учение и прочие.

Главный акцент в них ставится на нравственных догмах человеческой натуры и их усовершенствовании. Призывал прощать тех, кто приносит нам зло, и отказываться от насилия при достижении своей цели.

В Ясную поляну не прекращался поток почитателей творчества Л. Н. Толстого, ища в нём поддержку и наставника. В 1899 году был опубликован роман Воскресение.

Общественная деятельность

Вернувшись из Европы, он получил приглашение стать приставником Крапивинского уезда Тульской губернии. Он активно влился в деятельный процесс по защите прав крестьянства, часто идя вопреки царским указам. Эта работа расширила кругозор Льва. Ближе столкнувшись с крестьянской жизнью, он стал лучше понимать все тонкости . Полученные сведения в дальнейшем помогли ему в литературном творчестве.

Расцвет творчества

Перед началом написания романа Война и мир, Толстой занялся ещё одним романом - Декабристы. Толстой неоднократно к нему возвращался, но так и не смог довести до конца. В 1865 году в Русском вестнике появился небольшой отрывок из Войны и мир. Спустя 3 года вышли ещё три части, а потом и все остальные. Это произвело настоящий фурор в русской и зарубежной литературе. В романе самым подробным образом описаны разные слои населения.

К последним произведениям писателя относятся:

  • рассказы Отец Сергий;
  • После бала.
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича.
  • драма Живой труп.

В характере его последней публицистики прослеживается консервативный настрой . Он жёстко осуждает праздную жизнь высших слоёв, которые не задумываются над смыслом жизни. Л. Н. Толстой подвергал жёсткой критике государственные догмы, отметая все: науку, искусство, суд и так далее. На подобный выпад отреагировал сам Синод и в 1901 году Толстого отлучили от церкви.

В 1910 году Лев Николаевич уехал из семьи и в дороге заболел. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Уральской железной дороги. Последнюю неделю своей жизни он провёл в доме местного начальника станции, где и умер.





Графа Льва Толстого, классика российской и мировой литературы, называют мастером психологизма, создателем жанра романа-эпопеи, оригинальным мыслителем и учителем жизни. Произведения гениального писателя – величайшее достояние России.

В августе 1828 года в имении Ясная Поляна в Тульской губернии родился классик российской литературы. Будущий автор «Войны и мира» стал четвертым ребенком в семье именитых дворян. По отцовской линии он принадлежал к старинному роду графов Толстых, служивших и . По материнской линии Лев Николаевич – потомок Рюриков. Примечательно, что у Льва Толстого и общий предок – адмирал Иван Михайлович Головин.

Мама Льва Николаевича – урожденная принцесса Волконская – скончалась от родовой горячки после рождения дочери. На тот момент Льву не было и двух лет. Спустя семь лет умер глава семейства – граф Николай Толстой.

Уход за детьми лег на плечи тетки писателя – Т. А. Ергольской. Позже опекуншей осиротевших детей стала вторая тетушка – графиня А. М. Остен-Сакен. После ее смерти в 1840 году дети переехали в Казань, к новой опекунше – сестре отца П. И. Юшковой. Тетушка повлияла на племянника, и детство в ее доме, считавшемся самым веселым и гостеприимным в городе, писатель назвал счастливым. Позже Лев Толстой описал впечатления от жизни в усадьбе Юшковых в повести «Детство».


Силуэт и портрет родителей Льва Толстого

Начальное образование классик получил дома от немецких и французских преподавателей. В 1843 году Лев Толстой поступил в Казанский университет, выбрав факультет восточных языков. Вскоре из-за низкой успеваемости перешел на другой факультет – юридический. Но и здесь не преуспел: через два года оставил университет, не получив степени.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, желая по-новому наладить отношения с крестьянами. Затея провалилась, зато молодой человек исправно вел дневник, любил светские развлечения и увлекся музыкой. Часами Толстой слушал , и .


Разочаровавшись жизнью помещика после проведенного в деревне лета, 20-летний Лев Толстой покинул имение и перебрался в Москву, а оттуда в Петербург. Молодой человек метался между подготовкой к кандидатским экзаменам в университете, занятиями музыкой, кутежами с картами и цыганами, и мечтами стать то чиновником, то юнкером конногвардейского полка. Родные называли Льва «самым пустяшным малым», а раздавать наделанные им долги пришлось годами.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».


На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.


Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.


Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».


Роман Льва Толстого "Анна Каренина"

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил .

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.


В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

"Война и мир"

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.


Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером в 1965 году.

Личная жизнь

На 18-летней Лев Толстой женился в 1862 году, когда ему исполнилось 34 года. Граф прожил с супругой 48 лет, но жизнь пары трудно назвать безоблачной.

Софья Берс – вторая из трех дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении неподалеку от Ясной Поляны. Впервые Лев Толстой увидел будущую жену ребенком. Софья получила домашнее образование, много читала, разбиралась в искусстве и окончила Московский университет. Дневник, который вела Берс-Толстая, признан образцом мемуарного жанра.


В начале супружеской жизни Лев Толстой, желая, чтобы между ним и женой не было тайн, дал Софье прочитать дневник. Шокированная супруга узнала о бурной молодости мужа, увлечении азартными играми, разгульной жизни и крестьянской девушке Аксинье, ждавшей от Льва Николаевича ребенка.

Первенец Сергей родился в 1863 году. Вначале 1860-х Толстой взялся за написание романа «Война и мир». Софья Андреевна помогала мужу, несмотря на беременность. Всех детей женщина учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.


Проблемы в семье начались после окончания работы Льва Толстого над «Анной Карениной». Писатель погрузился в депрессию, выражал недовольство жизнью, которую так старательно обустраивала в семейном гнезде Софья Андреевна. Нравственные метания графа привели к тому, что Лев Николаевич потребовал от родных отказаться от мяса, алкоголя и курения. Толстой заставлял жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую сам мастерил, и пожелал отдать нажитое имущество крестьянам.

Софья Андреевна приложила немалые усилия, чтобы отговорить мужа от идеи раздать добро. Но произошедшая ссора расколола семью: Лев Толстой ушел из дома. Вернувшись, писатель возложил обязанность переписывать черновики на дочерей.


Смерть последнего ребенка – семилетнего Вани – ненадолго сблизила супругов. Но вскоре взаимные обиды и непонимание отдалили их окончательно. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве женщина брала уроки у преподавателя, к которому появились романтические чувства. Их отношения остались дружескими, но граф не простил жене «полуизмены».

Роковая ссора супругов случилась в конце октября 1910 года. Лев Толстой ушел из дома, оставив Софье прощальное письмо. Он написал, что любит ее, но иначе поступить не может.

Смерть

82-летний Лев Толстой в сопровождении личного врача Д. П. Маковицкого покинул Ясную Поляну. В пути писатель заболел и сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово. Последние 7 дней жизни Лев Николаевич провел в домике станционного смотрителя. За новостями о состоянии здоровья Толстого следила вся страна.

Дети и жена приехали на станцию Астапово, но Лев Толстой не хотел никого видеть. Не стало классика 7 ноября 1910 года: он умер от воспаления легких. Супруга пережила его на 9 лет. Похоронили Толстого в Ясной Поляне.

Цитаты Льва Толстого

  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
  • Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Библиография

  • 1869 – «Война и мир»
  • 1877 – «Анна Каренина»
  • 1899 – «Воскресение»
  • 1852-1857 – «Детство». «Отрочество». «Юность»
  • 1856 – «Два гусара»
  • 1856 – «Утро помещика»
  • 1863 – «Казаки»
  • 1886 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1903 – «Записки сумасшедшего»
  • 1889 – «Крейцерова соната»
  • 1898 – «Отец Сергий»
  • 1904 – «Хаджи-Мурат»

: познакомиться с интересными фактами биографии писателя, с его религиозно-философскими взглядами, с особенностью мировоззрения;

  • Развивающие
  • : развивать устную и письменную связную речь, умения анализировать материал, выделять главное, оформлять презентацию по тексту, формировать навыки совместной работы в группе;
  • Воспитательные
  • : воспитывать уважение к личности великого писателя, стремление к самообразованию и самовоспитанию на примере жизни Л. Толстого.

    Тип урока: защита проекта.

    Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

    Ход урока

    1. Слово учителя.

    (Приложение 1 , Слайд 1)

    Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе XIX и XX веков – Льве Николаевиче Толстом. Этот урок – заключительный этап вашего самостоятельного изучения жизни Толстого. Вы работали над проектом: изучали биографический материал. Скажите, на что вы больше обращали внимания: на события, на характер, на мысли и убеждения писателя? (Учащиеся отмечают, что больше обращали внимания на взгляды, взаимоотношения писателя с его окружением, на развитие его характера.) Значит, как лучше назвать наш урок (и проект тоже): “Жизнь писателя Л. Н. Толстого” или “Личность писателя Л. Н. Толстого”? (Учащиеся выбирают второй вариант с добавлением “Л. Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя”.) На начальном этапе проекта я познакомила вас с мнением писателя М. Горького, хорошо знавшего Толстого: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого…”. Из этих слов вытекает вопрос, который мы с вами взяли за общую проблему проекта. (Слайд 2) Сформулируйте этот вопрос. (Учащиеся говорят: “В чём гениальность, сложность и противоречивость личности Толстого?) Значит, какова цель нашего урока? (Найти ответ на этот непростой вопрос.) В начале проекта я сообщила вам 5 интересных фактов из жизни Л. Н. Толстого. Вы решили провести исследование. Помните, мы высказали гипотезу: “Если мы изучим литературу о Л. Н. Толстом, его дневники, статьи, узнаем, в чём гениальность и сложность его личности, соотнесём его жизненные ценности со своими ценностями, наконец, лучше поймём его героев”. Посмотрим, сможем ли мы сегодня убедиться в верности гипотезы. На каждом столе – лист оценки выступлений по 5-балльной системе. (Слайд 3) По критериям внутренней оценки (объём выполненной работы, качество работы и оперативность) вы уже оценили себя. По критериям внешней оценки оцените группу в целом после каждого выступления. Лист оценки перед вами, ещё раз посмотрите критерии (интересный материал; соответствие плану выступления: вопрос, развёрнутый ответ, вывод; умение общаться со слушателями: свободное владение материалом, чёткая речь, достойный ответ на вопрос оппонентов; время выступления – 5 минут). Не забывайте задавать вопросы друг другу. (Слайд 4) Начинаем защиту проекта. Форма защиты – ваши выступления с презентацией. Продукт проекта – альбом-презентация. По вашим слайдам единый дизайн сделала…, редактировала… .

    2. Выступление первой группы.

    (Слайд 5) Наше исследование началось с такого факта: Л.Н.Толстой всего 2 года проучился в Казанском университете, не закончил его, однако стал образованнейшим человеком своего времени, полное академическое собрание сочинений которого составляет 90 томов. Как, не имея высшего университетского образования, он стал великим гением? (Слайд 6) Софья Андреевна Толстая, жена писателя, однажды сказала: “Всему, чему он в жизни выучился, он выучился сам, своим усиленным трудом”. Ещё в университете Л. Толстой понял, что его не удовлетворяют университетские знания. Он решает далее учиться самостоятельно, начинает вести дневник, в котором составляет для себя правила. (Слайд 7) Их больше 40, мы приведём несколько из них: 1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2. Что исполняешь, исполняй хорошо. 3. Никогда не справляйся в книге, если что-то забыл, а старайся сам припомнить. 4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5. Читай и думай всегда громко. 6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают. (Слайд 8) Он составляет программу развития, которую намерен осуществить за 2 года: 1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Получить некоторые познания в естественных науках. 10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. Самое удивительное то, что большую часть этой программы Толстой выполнил. Дневник помогал ему воспитывать себя, на его страницах он спорил сам с собой, строго судил свой образ жизни и обличал себя в многочисленных “грехах”. (Слайд 9) Вот что читаем в дневнике за 1854 год: “Я дурен собой, неловок, нечистоплотен, совсем необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен… Я умен, но ум мой ещё никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового…”. (Слайд 10) Задачей самовоспитания он считал “избавление от трёх главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени”. Конечно, Толстой преувеличивал свои недостатки, но самокритика помогала ему совершенствоваться. Дневник был его строгим учителем, надёжным другом. Нужно ещё отметить, что писатель знал английский, французский и немецкий языки в совершенстве, легко читал на польском, чешском и на итальянском языках. Он хотел читать интересующую его литературу в подлиннике. (Слайд 11) Толстой усиленно читает западноевропейскую литературу: Шарля Монтескьё, Жана–Жака Руссо – французских писателей, мыслителей, философов. (Слайд 12) В дневнике за 1884 год читаем: “ Надо составить себе круг чтения: Эпиктет, Марк Аврелий, Лаоцы, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех нужно”. Эпиктет – римский философ, Марк Аврелий – римский император, написавший философские сочинения, Лао-Цзы – древнекитайский писатель, Будда – основатель буддизма. Значит, Толстой интересовался философией и религиозной литературой, был очень начитанным человеком. Писатель постоянно расширял свой кругозор. (Слайд 13) Он задумал совершить в 1857 году свое первое заграничное путешествие: едет в Западную Европу, посещает Францию, там побывал в Лувре, национальной библиотеке, Французской академии, прослушал ряд лекций в Сорбонне. (Слайд 14) Также заезжает в Германию, там знакомится с немецким писателем Ауэрбахом. Кроме того, он встретился также с немецким педагогом Дистервегом. В 1860 году он вторично едет за границу. Толстой называет эту поездку “путешествием по школам Европы”. Он посетил огромное количество учебных заведений, чтобы узнать, как на Западе поставлено преподавательское дело. У себя в Ясной Поляне он открыл экспериментальную школу. Самым важным в образовании, по его мнению, является соблюдение условий свободы, воспитание и учение на основе религиозно–нравственного учения. Он сам стал учителем для крестьянских детей. Итак, Л.Н.Толстой стал великим человеком своего времени благодаря своей силе воли, требовательности к себе, благодаря своему стремлению к самоусовершенствованию. (Слайд 15)

    Вопрос оппонентов: В чём суть нравственного самоусовершенствования?

    3. Выступление второй группы.

    (Слайд 16) Л. Толстой прожил долгую жизнь – 82 года. Для сравнения мы просмотрели годы жизни других великих писателей. (Слайд 17) Например, Ф. Тютчев прожил 69 лет, М. Е. Салтыков-Щедрин – 63 года, М. Горький – 68 лет, Н. А. Некрасов – 56 лет, А.А. Фет – 72 года, Ф.М. Достоевский – 59 лет. Нам стало интересно, в чем же секрет долголетия Толстого. Л.Н. Толстой всю жизнь занимался спортом, правильно питался. С годами писатель все более явно чувствовал, что возможности духовного выражения связаны с физическими силами, здоровьем. Толстой считал первостепенным условием продуктивности труда строго размеренный образ жизни. Он создал распорядок дня, которому следовал всю жизнь. Весь день он делил на четыре части, называя их “мои четыре упряжки”. (Слайд 18) Мы показываем схематично это так: на занятия спортом уходит 15% времени, на физический труд – 10%, на умственный труд – 13%, на общение с людьми – 29%, а на сон остаётся 33%. Изучив его дневники, мы составили кодекс здоровья Толстого. (Слайд 19) Это спорт, физический труд, единство с природой, правильное питание, отказ от вредных привычек. (Слайд 20) Свой день писатель начинал с занятия спортом. Он каждое утро усердно занимался гимнастикой, записав позднее в дневнике, что гимнастика “необходима для развития всех способностей”. (Слайд 21) Для себя Толстой составил список из двадцати обязательных физических упражнений и отметил следующие правила их выполнения:

    1. Останавливайся, как только почувствуешь легкую усталость;
    2. Сделав какое-нибудь упражнение, не начинать нового, пока дыхание не вернется к своему нормальному состоянию;
    3. Стараться сделать на следующий день то же количество движений, как и накануне, если не больше.

    Позднее привычку к гимнастике он стремился выработать у своих детей. Л. Н. Толстой любил купаться и хорошо плавал. (Слайд 22) Он был отличным наездником, занимался джигитовкой. Любил лошадей, знал в них толк. Толстой любил ездить на велосипеде, играть в шахматы. (Слайд 23) Важная часть его дня – физический труд. Хотя Толстой был дворянского происхождения, он любил делать крестьянскую работу. Сам пахал поле и об этом писал в своем дневнике от 20 июня 1889 года: “Встал в шесть и пошел пахать. Очень приятно”. (Слайд 24) Занимаясь самоусовершенствованием, Толстой освободился от вредной привычки: перестал курить. Отказался он и от употребления вина. (Слайд 25) После напряженной литературной работы писатель в любую погоду, даже в тридцатиградусный мороз, отправлялся на прогулку, продолжавшуюся не менее трех часов, не раз ходил он пешком из Ясной Поляны в Тулу, а это 14 километров. Толстой любил ходить по Ясной Поляне. Он укрывался в самой чаще Ясной Поляны и принимал воздушные ванны. (Слайд 26) Толстой всю жизнь правильно питался, он был убежденным вегетарианцем, но не строгим. Исключил из своего рациона мясо и рыбу, но ел масло, пил молоко, кефир, очень любил яйца. Относясь спокойно к смерти и в старости готовя себя к ней, Толстой не переставал радоваться каждому новому дню труда. Наша группа пришла к выводу: думаем, что одним из секретов долголетия Л. Толстого является то, что писатель вел здоровый образ жизни. Для нас, молодых, это хороший пример для подражания. Нужно заниматься спортом, физическим трудом и следить за своим питанием.

    Вопрос оппонентов: Можно ли Л. Толстого назвать гармонически развитой личностью? Почему?

    4. Выступление третьей группы.

    (Слайд 27) Мы узнали такой факт из жизни Толстого: в свои 82 года ночью он ушел из родного дома, которым он очень дорожил, от своей семьи, которую он очень любил. Почему же? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поставили перед собой цель: изучить взаимоотношения между отцом и детьми, мужем и женой. Поэтому у нас определилась такая тема: “Толстой и его семья”. (Слайд 28) Женился Лев Николаевич осенью 1862 года на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс. Первые семейные радости создали у Толстого ощущение обретенного мира и большого счастья. Он любит свою жену и с радостью отдаётся этому чувству. “Счастье семейное поглощает меня всего, – пишет он в дневнике от 5.01.1863года, – такого не было и не будет ни у кого, и я осознал его”. Приятель Толстого И.П. Борисов в 1862 году заметил: “Она – прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна – в ней должно быть и много характера, т.е. воля ее у нее в команде. Он в нее влюблен…”. (Слайд 29) В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных, – в отсутствие секретаря она по нескольку раз переписывала набело черновики своего мужа. (Слайд 30) У супругов была большая семья – 13 детей. Некоторые из них умерли в младенчестве. Варвара не дожила до года, Петр и Николай прожили всего один год, Алексей – 5 лет. Дольше всех прожила любимая дочь Толстого – Александра, умерла в 1979 году в Америке. Дочь Мария умерла в 1906 году. Старшая дочь Татьяна была хранительницей усадьбы в Ясной Поляне. Сын Михаил написал мемуары “Мои родители”. Стали писателями Лев и Илья, композитором – Сергей, были ещё сыновья Андрей и Иван. (Слайд 31) Л.Н. Толстой был сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. (Слайд 32) Дочь Александра уважала и любила своего отца: “…мой отец был велик тем, что всю свою жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а подымался и шел дальше. Эти основные черты его – смирение и скромность, недовольство собой – и побуждали его всегда подыматься выше и выше”. Толстой особенно любил своих дочерей: “Чувствую грех своей исключительной привязанности к дочерям” (дневник от 24. 08. 1910.). (Слайд 33) На рубеже 1880–х годов Толстой переживает резкий идейный и духовный перелом. Его мучает собственное благополучие в то время, когда вокруг царят бедность, ложь, несправедливость. (Слайд 34) Изо дня в день углубляется его разлад с семьёй, особенно с сыновьями и женой, которые не принимают его нового миросозерцания и противятся претворению его в жизнь. Он пришёл к отрицанию собственности, отказался от владения недвижимым имуществом, имениями, землёй, от литературного гонорара, но при этом, не желая причинять зло близким, передал семье права на них и доходы с сочинений, написанных до 1881 года. В первом завещании от 1909 года он написал о том, чтобы все его литературные произведения, которые написаны и напечатаны с 1 января 1881года, не составляли бы ничьей частной собственности, а были бы всеобщим достоянием. Это решение не удовлетворило жену и детей. Начались ссоры, разногласия, упрёки. Медленно, постепенно нарастала духовная и семейная драма. Вот что Толстой пишет в дневнике: “Сыновья, очень тяжело…” (29. 07. 1910.); “С сыновьями так же чуждо” (30.07.1910); “Всё тяжелее и тяжелее с Софьей Андреевной. Не любовь, а требование любви, близкое к ненависти и переходящее в ненависть” (28. 08. 1910.). Софья Андреевна и сыновья требовали уничтожения завещания. Тогда Толстой пишет в 1910 году второе завещание. Он написал о том, что все свои литературные произведения, когда-либо написанные, завещает дочери Александре Львовне. Он договорился с дочерью, что после его смерти она передаст все его сочинения государству, они не будут ничьей частной собственностью. Дочь полностью поддержала его. О существовании этого завещания жена вскоре догадалась и начала разыскивать с болезненной настойчивостью. (Слайд 35) После мучительных раздумий Толстой решил ночью тайком покинуть Ясную Поляну: “ Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех” (24. 09. 1910.). Итак, наша группа пришла к выводу: одной из причин ухода Толстого из дома явились семейные раздоры и споры относительно завещания. Писатель горячо желал мира в семье, но последние дневниковые записи говорят о том, что ему стало жить невыносимо.

    Вопрос оппонентов: Л. Толстой лишил свою семью возможности получать в дальнейшем доход от издания его сочинений. Как вы относитесь к этому его решению?

    5. Выступление четвёртой группы.

    (Слайд 36) Перед нами стоял проблемный вопрос: почему Л.Н. Толстой, дворянин, граф, имевший большое имение в Ясной Поляне и обширные угодья, на фотографиях одет очень просто, как крестьянин: в холщовой рубашке, иногда босой. Каковы же были взаимоотношения Л. Н. Толстого с дворянским классом? Чем же привлекала его крестьянская жизнь? Тема нашего выступления: “Толстой и дворянство. Толстой и народ”. Л.Н.Толстой родился и воспитывался в дворянской семье. (Слайд 37) В нем пересекалось продолжение двух знатных дворянских родов: со стороны отца – графов Толстых, получивших титул во времена Петра Великого; со стороны матери – князей Волконских, которые вели свой род ещё "от Рюрика". (Слайд 38) После раздела имущества Толстому досталось родовое имение Ясная Поляна и около 1 600 гектаров земли с 330 душами. Казалось бы, ему обеспечено спокойное безбедное существование. Но вскоре он начал тяготиться своим состоянием. Ему стыдно было жить в роскоши, когда вокруг народ бедствовал, голодал и страдал. Лев Николаевич считал, что нужно сделать свою жизнь проще и переделать себя. В дневнике (1847) Толстой сделал следующий простой вывод: “… как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше самому работать”. (Слайд 39) Он начинает сам убирать свою комнату, колоть дрова, шить сапоги, возить воду и пахать землю. (Слайд 40) Свой кабинет он устроил очень просто и скромно. Духовный перелом отразился в его статьях, повестях, пьесах, которых объединяет одна надрывная нота: “…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!”. (Слайд 41) Толстой демонстративно рвет со своим классом. В “Исповеди” Толстой пишет: “Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…”. Высшие классы общества, пишет Толстой, очень озабочены тем, чтобы как-то накормить народ. Для этого они непрерывно заседают, собирают комитеты, покупают хлеб и распределяют его среди населения. Между тем есть очень простое средство для того, чтобы накормить народ: “Средство одно: не объедать его”. (Слайд 42) Часто приходили к Толстому местные крестьяне поговорить о своих нуждах. Железная дорога или шахта не платит рабочему за увечье, земский начальник вынес несправедливый приговор, соседний помещик не отдает крестьянам в аренду землю, которая им нужна, - со всем этим люди шли к Толстому. В 1891 году Россию настиг голод. Толстой не мог не откликнуться на несчастье: он организовывал столовые, чтобы кормить голодающих, писал статьи об ужасах голода. Близость к народу обогащает, наполняет содержанием его духовную жизнь. (Слайд 43) Помогая народу, Толстой открывает в Ясной Поляне школу, в которой преподавал иногда и сам. Он даже писал поучительные сказки и рассказы для детей. (Слайд 44) (Слайд 45) Под конец жизни Толстой задумал уйти от всех жить к знакомому крестьянину и остаток жизни провести в крестьянской избе. Он считал, что простой народ живёт по-божьи, потому что он трудится, умеет терпеть, смиряться и быть милостивым. Простой народ знает смысл жизни. Итак, Толстой порвал со своим классом – дворянством, потому что не видел в роскошной, сытой жизни смысла, истины. Он не мыслил себе личного счастья, когда вокруг царили бедность, нищета, несправедливость. Его идеалом была жизнь в крестьянском мире по законам любви и добра.

    Вопрос оппонентов: Как вы сегодня оцениваете решение Толстого уйти от роскоши и богатства?

    6. Выступление пятой группы.

    (Слайд 46) Мы увидели фотографию могилы Л. Толстого в Ясной Поляне и задумались над вопросом: почему на могиле нет креста? Так определилась тема нашего выступления: Л. Н. Толстой и Бог, Л. Н. Толстой и религия, Л. Н. Толстой и церковь. (Слайд 47) Во время работы над проектом мы изучили дневники Толстого, его статьи “В чем моя вера?”, “Царство Божие внутри вас”, “Исповедь”, Википедию. Прежде всего нужно сказать, что Л. Н. Толстой, как и большинство представителей образованного общества своего времени, принадлежал по рождению и крещению к православной церкви. В юности и молодости был равнодушен к религиозным вопросам, но позже начал задумываться о том, что такое Бог. (Слайд 48) Вот отрывок из его дневника за 1860 год: “Что такое бог, представляемый себе так ясно, что можно просить его, сообщаться с ним? Ежели я и представляю себе такого, то он теряет для меня всякое величие. Бог, которого можно просить и которому можно служить, есть выражение слабости ума. Тем-то он бог, что все его существо я не могу представить себе”. Он начал вслушиваться в тексты молитв, в речи религиозных служителей, наблюдал за богослужением, изучал Библию и Евангелие. Толстой утверждал, что в Евангелии его больше всего “трогало и умиляло” то учение Христа, “в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло”. (Слайд 49) Толстой выделил в Евангелии Нагорную проповедь как сущность закона Христа. Это был закон о непротивлении злу насилием, избавляющий человечество от его собственного зла: делай добро в ответ на зло, и зло искоренится. Но он заметил: “… то, что представлялось мне важнейшим в учении Христа, не признается Церковью самым важным”. Толстой писал, что оттолкнули его от церкви и одобрение ею гонений, казней, войн, и неприятие ею других религий. (Слайд 50) Л. Толстой вёл беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь (это широко известный монастырь русской православной церкви), читал богословские трактаты. Вместе с тем он присматривался к раскольникам, беседовал с сектантами. И вот что он пишет в своей “Исповеди”: “Слушал разговор безграмотного мужика странника о Боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открылось мне. Сближался я с народом, слушая его суждения о жизни, о вере, и я всё больше и больше понимал истину. Но стоило мне сойтись с учёными верующими или взять их книги, как какое-то сомнение в себе, недовольство возникали во мне, и я чувствовал, что я, чем больше вникаю в их речи, тем больше отдаляюсь от истины и иду к пропасти”. Поворотным в сторону от учения Православной Церкви временем для Л. Н. Толстого стала вторая половина 1879 года. (Слайд 51) В 1880-е он встал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности. Он считал, что Православная Церковь обманывает и обирает народ. Л. Н. Толстой в официальной религии отвергает догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признает церковную иерархию, духовенство, загробную жизнь и искупление душ, отрицает божественное происхождение Иисуса Христа, посты, таинства, принимает из четырёх Евангелий лишь заповеди Спасителя, считает, что “христианин должен молиться за врагов, а не против них”. У него было своё понимание христианства и Евангелия, а церковь, по его мнению, искажала учение Христа. (Слайд 52) В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне церкви: “ Известный миру писатель, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрёкся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной… Посему Церковь не считает его своим членом, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…”. (Слайд 53) Вы видите фрагмент стенной росписи из церкви с. Тазова Курской губернии “Лев Толстой в аду”. (Слайд 54) В “Ответе Синоду” Лев Толстой подтвердил свой разрыв с церковью: “То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему”. Всю свою жизнь Л. Н. Толстой искал свое понимание Бога, задумывался о том, есть ли он, сомневался в нём. Об этом говорят отрывки из дневников. (Слайд 55) 1906 год. “Есть ли бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом”. 1909 год. “Бог – любовь, это так. Он для меня всё, и объяснение и цель моей жизни”. Так почему же на могиле Толстого нет креста? Ответ на этот вопрос найдём в дневнике 1909 года: “Повторяю при этом случае и то, что похоронить меня прошу также без так называемого богослужения, а зарыть тело в землю, чтобы оно не воняло”. Толстой всё время пытался дойти до какой-то чистой истины. И в Русской Православной Церкви того времени он для себя эту чистую истину не нашёл. Его жизнь – это история не борьбы с Церковью и не окончательного выбора. Это история сложных внутренних поисков искреннего, творческого человека.

    7. Подведение итогов.

    Итак, мы убедились, что Л. Н. Толстой – гениальная, сложная, противоречивая личность.

    У писателя сложились непростые отношения с дворянством, с семьёй, с богом, с самим собой. В своих взглядах и убеждениях он часто сомневался.

    Личность Л. Толстого характеризуют требовательность к себе, стремление к познанию мира, неуспокоенность жизнью и постоянный поиск истины.

    (Слайд 57) Хотелось бы завершить наш разговор словами Льва Толстого, которые бы выразили суть его личности. Прочитайте их.

    “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

    “Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.

    Что вы выберете и почему?

    8. Рефлексия.

    – Скажите, убедились ли вы в правильности гипотезы? Ответили ли на главный вопрос проекта?

    – Что было самым трудным в подготовке проекта?

    – Несомненно, Лев Николаевич Толстой – великая личность, у которой можно многому учиться. Чему вы хотите учиться?

    Список использованной литературы и каталог ресурсов Интернета.

    1. Азарова Н., Горохов М
    . Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. “Выставка в школе”. М., “Дет. Лит.”, 1978.
  • Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И
  • . Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. М.: “ВАКО”, 2002.
  • Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / под редакцией В. И. Коровина. – М. : Просвещение, 2006.
  • Толстой Л.Н.
  • Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855 – 1886 / – М.: Худож. лит., 1983.
  • Толстой Л.Н.
  • Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 19 – 20. Письма. 1882 – 1910. М.: Худож. лит. 1984.
  • Толстой Л.Н.
  • Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 21 – 22. Дневники. 1847 -1894, 1895 – 1910. – М. : Худож. лит. 1985.
  • Толстая А.Л.
  • Отец. Жизнь Льва Толстого.marsexx.ru/tolstoy/otec.html
  • Wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич
  • В чём моя вера? http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0152.shtml
  • Царство Божие внутри вас. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1260.shtml
  • Гусев Н.Н. Лев Толстой – человек. http://feb-web.ru/feb/Tolstoy/cristic/vs2/vs2-353-.htm
  • Кодекс здоровья Льва Толстого. http://www.beztabletok.ru/material/156-kodeks-zdorovya-lva-tolstogo.html