Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Изобразительное искусство. Живопись второй половины XIX века


всего русского искусства. Резкое обострение
социальных противоречий приводит в начале 60-годов к
большому общественному подъёму. Поражение России
в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость,
доказало, что крепостное право тормозит развитие
страны. Против самодержавия поднялись лучшие
представители дворянской интеллигенции и
разночинцы.
Революционные идеи 60-х годов нашли своё
отражение в литературе, в живописи, в музыке.
Передовые деятели русской культуры вели борьбу за
простоту и доступность искусства, в произведениях
стремились правдиво отразить жизнь обездоленного
народа.

Изобразительное искусство второй половины XIX века

С 50-х годов XIX века основным направлением
русского изобразительного искусства становится
реализм, а главной темой – изображение жизни
простого народа. Утверждение нового направления
проходило в упорной борьбе с приверженцами
академической школы живописи. Они утверждали, что
искусство должно быть выше жизни, в нем нет места
русской природе и социально-бытовым темам.
Однако академики были вынуждены пойти на
уступки. В 1862 году все жанры изобразительного
искусства были уравнены в правах, это значило, что
оценивались только художественные достоинства
картины, независимо от тематики.

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа
из четырнадцати выпускников отказалась писать
дипломные работы на заданные темы. Они
демонстративно ушли из Академии и объединились в
«Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской.
Артель стала своеобразным противовесом Академии
художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее
место заняло новое объединение – «Товарищество
передвижных художественных выставок»,
организованное в 1870 году. Главными идеологами и
учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г.
Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В.
Г. Перов. В уставе общества говорилось, что
художники не должны материально ни от кого зависеть,
будут сами устраивать выставки и вывозить их в
разные города.

Главной темой картин передвижников стала жизнь
простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г.
Венецианов в свое время изображал красоту и
благородство крестьян, то передвижники делали акцент
на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых
передвижников изображают реальные сцены из
повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с
бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»),
и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г.
Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют
бездуховность служителей церкви и невежество народа
(«Сельский крестный ход на Пасхе»), а некоторые
проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы
покойника», «Последний кабак у заставы»).

С. А. Коровин «На миру»

Г.Г. Мясоедов «Косцы»

В. Г. Перов «Тройка»

В картине И. Н. Крамского
«Христос в пустыне»
отразилась проблема
нравственного выбора,
которая неизменно возникает
перед каждым, кто берет на
себя ответственность за
судьбы мира. В 60-70-х годах
19 века такая проблема
стояла перед
представителями русской
интеллигенции. Но не только
жизнь народа интересовала
передвижников. Были среди
них и замечательные
портретисты (И. Н. Крамской,
В. А. Серов), пейзажисты (А.
И. Куинджи, И. И. Шишкин, А.
К. Саврасов, И. И. Левитан).

Не все художники второй половины 19 века открыто
выступали против академической школы. И. Е. Репин,
В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили
Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В
творчестве И. Е. Репина представлена народная
(«Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской
губернии»), революционная («Отказ от исповеди»,
«Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы,
сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И.
Суриков прославился историческими картинами («Утро
стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову
особенно удавались портреты («Девочка с персиками»,
«Девушка, освещенная солнцем»).

И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»

И. Е. Репин «Отказ от исповеди»

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

В. А. Серов «Девочка с персиками»

В последних десятилетиях XIX века русские художники
стали больше внимания уделять технике исполнения
рисунка, стилизации, сочетанию красок – всему тому, что
уже в скором времени станет основными чертами
авангардизма с его поисками новых форм
художественной выразительности.
В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный
путь развития от классицизма до первых признаков
модерна. К концу века академизм полностью изжил себя
как направление, уступив место новым направлениям в
живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу
благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах
XIX века были открыты первые общественные музеи:
Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в
Петербурге.

Русская музыка второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета
русской музыки, как и всего русского искусства. Камерная и
симфоническая музыка вышла за пределы
аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала
достоянием более широкого круга слушателей. Большое
значение в этом сыграла организация в 1859 году в
Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального
общества (РМО).
Много сил и энергии отдал организации РМО
замечательный русский пианист Антон Григорьевич
Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей
целью «сделать хорошую музыку доступной большим
массам публики». В концертах, которые устраивало РМО,
получили возможность выступать русские артисты.

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замеч

В 1862 году в Петербурге была
открыта первая русская
консерватория. Её директором стал
А.Г.Рубинштейн. А в 1866 году
состоялось открытие Московской
консерватории, которую возглавил
брат Антона Григорьевича - Николай
Григорьевич Рубинштейн, также
высокообразованный музыкант,
прекрасный пианист, дирижер и
хороший педагог. Долгие годы он
руководил Московской
консерваторией, был другом
Чайковского и других передовых
музыкантов, артистов и писателей
Москвы.
Открытие консерваторий в
Петербурге и Москве уже через
несколько лет принесло свои
плоды. Первые же выпуски
дали русскому искусству
замечательных музыкантов,
ставших гордостью и славой
России. Среди них был и
Чайковский, окончивший
Петербургскую консерваторию
в 1865 году.

Учебным заведением
массово-просветительного
характера была Бесплатная
музыкальная школа, открытая
в 1862 году по инициативе
Милия Алексеевича
Балакирева. Целью её было
дать рядовому любителю
музыки основные
музыкально-теоретические
сведения и навыки хорового
пения, а также игры на
оркестровых инструментах.
Таким образом, в 60-е годы в
России впервые возникают
учебные музыкальные
заведения с различной
направленностью.

В музыкальном творчестве
60-х годов ведущее место
заняли Чайковский и группа
композиторов, вошедших в
состав балакиревского
кружка. Речь идет о «Новой
русской школе», или, как её
назвал однажды в своей
статье Стасов, «Могучей
кучке»: «… сколько поэзии,
чувства, таланта и уменья
есть у маленькой, но уже
могучей кучки русских
музыкантов», - писал он по
поводу одного из концертов
под управлением
Балакирева.

В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский,
Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить
деятельность молодых композиторов по пути национального
развития русской музыки, помогая им практически овладеть
основами композиторской техники. Сам отличный пианист и
композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих
молодых друзей. Римский-Корсаков так писал о нём
впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной
жизни»:
«Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было
страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными
глазами… говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую
минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано,
помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно
играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние,
как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не
мог, однако, чувствовать своей высоты над ним, и этот другой
тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на
окружающих было безгранично…».

Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы
«Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали
и изучали русские народные песни. Народная песня получила в их
произведениях широкое и многостороннее претворение.
В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки»
стремились опираться на мелодический склад русской и отчасти
украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой
восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии. Живо
интересовался народной песней и Чайковский. Но в отличие от
композиторов балакиревского кружка, он чаще обращался к
современной ему городской народной песне, к характерным
интонациям бытового романса.
Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в
неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократамичиновниками, отдававшими предпочтение иностранным
исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов,
что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер.
По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для
приюта ни места, ни времени».

Велико значение русского искусства второй
половины XIX века. Несмотря на препятствия,
преследования, оно помогало народу бороться
за свободу, за осуществление светлых идеалов.
Во всех областях искусства было создано
множество замечательных произведений.
Русское искусство того времени открыло новые
пути для дальнейшего развития народнонационального художественного творчества.

Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX века.

Живопись. Усиление демократических традиций, тесная связь живописи с жизнью и бытом народа обусловили ее расцвет во второй половине XIX века. Развитие живописи пореформенной России характеризуется борьбой двух направлений - академизма и реализма. Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, К.Флавицкий, Г.И.Семирадский противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории. В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.

Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала. Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому бунту 14-ти: в ноябре 1863 года 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль, и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась .

В 1870 году по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило крупнейших русских художников-реалистов сторонников демократического направления, в том числе Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина и др. Их творчество стало особым направлением в русской живописи. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах (всего было организовано 48 выставок), в своих работах изображали русскую действительность, воссоздавали повседневную жизнь простого народа. Товарищество стало поистине центром отечественной художественной жизни, в разное время в него входили все наиболее талантливые художники: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов, А.М. и В.М.Васнецовы, И.И.Левитан, В.А.Серов др.

Творчество художников реалистов отличалось необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в нескольких жанрах, так И.Е.Репин создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа. По-прежнему одним из самых популярных жанров был портрет. Портреты писали практически все художники. Наибольших успехов достигли И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге. Критическая направленность обусловила особое место бытовой живописи. Работы лучших мастеров этого жанра (В.Г.Перова, Н.А.Ярошенко, В.Е.Маковского, Г.Г.Мясоедова) обличали социальные порядки Российской империи.

Мировую известность получили пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Репина и многих других художников. Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин. Историческое прошлое нашей страны стало объектом живописных работ Сурикова, Репина, Ге, М.В. Нестерова.

Скульптура. Сохранение традиции синтеза архитектуры и скульптуры обусловило общие тенденции в их развитии, проявившиеся прежде всего в господстве эклектики. Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, скульптором и живописцем В.О.Шервудом; композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М.О.Микешина при участии А.М.Опекушина. Ему же принадлежит также памятник А.С.Пушкину в Москве.

К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М.Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

Архитектура. Бывшая некогда ведущим видом искусства архитектура во второй половине XIX века отступила на второй план. Существенным фактором, определяющим развитие архитектуры в пореформенную эпоху было становление индустриального общества, развитие науки и техники, расширение производства.

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов. Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки и т.п.

Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами. Господствующим направлением была эклектика. Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор И.П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А.А. Семенов), Городской думы (Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов - ныне ГУМ (А.Н. Померанцев) в Москве.

Театр стал одним из духовных центров русского общества. Во второй половине XIX века в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции. Театр приобрел огромное воспитательное и общественно-политическое значение, на его сцене нашли отражение все насущные проблемы российского пореформенного общества. Общественная роль театра в значительной степени определялась его репертуаром. Для театра охотно работали многие классики русской литературы, ведущее место в репертуаре драматических театров занимали пьесы А.Н.Островского.

Как и в первой половине XIX столетия, главными центрами драматического театрального искусства оставались театры: Малый в Москве и Александриинский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции. На сцене Малого театра блистали П.Садовский, С.Шумский, а также начинающие в то время актеры М.Ермолова, А.Сумбатов-Южин. Александринский театр прославили своим искусством П.Стрепетова, К.Варламов.

В 60-70-х гг. как в столицах, так и в провинции, стали возникать частные театры и театральные кружки, развитию которых способствовала отмена в 1882 году монополии казенных (императорских) театров. Большую известность получило созданное в 1888 году в Москве оперным певцом А.Ф.Федотовым и художником Ф.Л.Сологубом Общество искусства и литературы, занимавшееся преимущественно сценической деятельностью (ставили пьесы В.Шекспира, А.Н.Островского, П.П.Гнедича). Одним из его лидеров был будущий режиссер К.С.Станиславский. Помимо драматических постановок большой популярностью пользовались также балет и опера, в развитии которых важную роль сыграли Большой и Мариининский театры, а также Русская частная опера, основанная предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым .

Глава 12. Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века.

Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.

Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи. Повествовательность была весьма распространенным явлением в живописи II пол. XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты и широкой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание.

В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60–70-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской , В. Г. Перов , Н. Н. Ге , и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок» . Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.

Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской (1837–1887). «Художник есть критик общественных явлений, какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное – та неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен», – считал Крамской.

Крупнейшая работа И. Н. Крамского – картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Несмотря на сходство идейных позиций, его творческая манера во многом отличается от подходов В. Г. Перова. В картине нет внешней повествовательности и нет движения. Показана одиноко сидящая на фоне каменистого пейзажа и закатного неба фигура Христа. Крамскому удалось передать колоссальное внутреннее напряжение, титаническую работу души и мысли. За основу взят библейский сюжет (хотя, казалось бы, именно против исторических и мифологических тем выступали в свое время студенты-бунтовщики), однако в картине нет и следа академической рутины. Тяжкая дума готового принести себя в жертву Христа воспринималась зрителями как вызов общественному злу, как призыв к самоотверженному служению высшей цели. В этом произведении воплотились лучшие качества передвижничества. И. Н. Крамской был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка» , написанная художником в 1883 г.

Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина , художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего ужасы войны в ее непарадных проявлениях: кровь, раны, тяжелый повседневный труд простых солдат, трагизм смерти, ставшей обыденностью («Апофеоз войны» , 1871 г., «Балканская серия» 1877–1881 гг.).

Небывалого расцвета достиг пейзаж . Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX – начала ХХ вв. – это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г.), А. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).

Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Начальные навыки живописи Илья Ефимович Репин (1844–1930) получил у украинских живописцев Харьковской губернии, откуда он был родом. Впоследствии в годы учебы в Петербурге большое влияние на формирование Репина как художника оказал Крамской. Талант Репина многогранен. Одна из первых больших работ мастера – картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) имела большой успех. Жанровая сценка приобрела в картине поистине монументальное величие. Каждый из изображенных персонажей наделен индивидуальной характеристикой. Художником подчеркивается трагизм низведения неповторимой человеческой личности (личности-лица бурлаков составляют смысловой центр картины) до элементарной функции – тянуть вверх по реке баржу. В целом композиция воспринимается как многозначная метафора, в которой даны тяготы трудового народа, дремлющие в нем силы и образ России. На протяжении всей жизни И. Е. Репин писал портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Срепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.), «Торжественное заседание государственного совета» (1903 г.).

Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности. Первое произведение, принесшее В. И. Сурикову славу, – «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание, воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру. Контраст положен в основу многих картин Сурикова. «Меншиков в Березове» (1883 г.) – богатые одежды «полудержавного» светлейшего князя, сидящего в бедной и темной крестьянской избе в окружении детей, создают диссонанс, подчеркивающий образ рухнувшей жизни, тяжелого удара судьбы, величайшего внутреннего напряжения. «Боярыня Морозова» (1887 г.) – фанатичный взгляд и темные одежды неистовой староверки противопоставлены ярко разодетой толпе народа, частью с сочувствием, а частью просто с любопытством взирающей вслед простым крестьянским розвальням, увозящим в заточение непокорную боярыню. К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Взятие снежного городка» (1891 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1907 г.).



Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал В. М. Васнецов . Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

Учеником И. Е. Репина и П. П. Чистякова был Валентин Александрович Серов (1865–1911) – один из величайших русских живописцев, расцвет таланта которого пришелся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.) – пронизанная солнцем, сияющая радостными красками, картина отличается тонкой передачей световоздушной среды. Как большинство художников своего времени, В. А. Серов проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников (портретыхудожников К. А. Коровина, И. И. Левитана, актрисы М. Н. Ермоловой, писателей А. П. Чехова, А. М. Горького, графини О. К. Орловой и др.). Творчество В. А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками II половины XIX века и ставшей к началу ХХ в. уже во многом шаблоном. Определяющим в этот период становится стиль модерн , проявившийся во всех областях художественного творчества. В литературе новые тенденции нашли выражение в появлении поэзии символизма и других литературных течений, для которых основной характеристикой стал отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности. В живописи, развитие которой, как уже говорилось, во многом совпадало с развитием литературы, модерн выразился в отходе художников от социально значимой тематики и образной системы критического реализма. Для модерна характерно утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства («искусство для искусства») и определяющего значения эстетической составляющей художественного творчества. Отсюда проистекает частое соединение символической идеи и декоративного мотива, преобладание плоского цветового пятна, гибкой линии, которые не выделяют объема, а сливают их с плоскостью, выдвигая в качестве определяющей при построении композиции декоративно-узорное начало. Влияние модерна сказывается в исторических полотнах В. А. Серова («Петр I» 1907 г.). Однако наиболее сильно отход от классических канонов проявился в картине «Похищение Европы» (1910 г.), живопись которой ничем не напоминает манеру раннего Серова.

В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства» . Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков». Острые коллизии и значительные исторические деятели гораздо меньше интересовали их, чем своеобразие костюма, неповторимый колорит старины. Ведущим в работах многих художников, входивших в «Мир искусства», стал историко-бытовой жанр.

Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами для работ А. Н. Бенуа («Прогулка короля» 1906 г.), Е. Е. Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К. А. Сомова («Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.).

Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П. Рябушкина («Московская улица XVII века в праздничный день» 1895 г., «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), Н. К. Рериха («Заморские гости» 1901 г.). Неповторимый образ Святой Руси, образ чистой, просветленной красоты создал в своих работах М. В. Нестеров . Его картины «Видение отроку Варфоломею» (1890 г.), «Великий постриг» (1898 г.), «На Руси» (1916 г.) создают настроение душевной гармонии, умиротворенной созерцательности. М. В. Нестеров расписывал храмы. В поздний период творчества уже в советское время им была создана целая серия портретов деятелей науки и искусства (портреты академика И. П. Павлова, скульптора В. И. Мухиной, хирурга академика С. С. Юдина).

Много работали художники «Мира искусства» для театра. Выдающиеся театральные декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С. П. Дягилев, создал Л. С. Бакст .

Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Абрамцевский художественный кружок , в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов , оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Художники собирались в подмосковном имении С. И. Мамонтова Абрамцево, где им были созданы условия для работы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов. Членом абрамцевского кружка был один из интереснейших русских художников М. А. Врубель . Таинственность, мистичность, загадочность полотен Врубеля («Демон» 1890 г., «Царевна-лебедь» 1900 г.), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленение объема на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок сближает творчество художника с установками представителей символизма.

Одним из основоположников русского символизма в живописи стал В. Э. Борисов-Мусатов , чьи исполненные элегической грусти, подернутые дымкой нереальности, сна произведения воплощали тоску по уходящему в прошлое миру дворянских усадеб, старых парков, тихому и задумчивому течению жизни. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова положило начало еще одному художественному объединению – «Голубая роза» , члены которого также работали в эстетике модерна.

Возникновение художественных объединений является общей тенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства. Помимо названных большую роль в развитии изобразительного искусства начала ХХ в. сыграли «Союз русских художников» , основанный в 1903 г. в Москве (А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов); «Бубновый валет» (1910 г.), объединявший художников, работавших в стилистике постимпрессионизма (в это объединение входил, например, известный художник П. П. Кончаловский); «Союз молодежи» (1909 г.) и др.

Начало ХХ в. – время развития и становления русского модернизма , представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали поиски нетрадиционных форм, но до начала 1900-х гг. они не были столь радикальными. Если художники русского модерна искали в прошлом источники истинной красоты и вдохновения, то модернизм решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства – авангардом. Виднейшими представителями авангарда были родоначальник абстрактного искусства В. В. Кандинский («Импровизация № 7» 1910 г., «Смутное» 1917 г.), М. З. Шагал («Автопортрет с семью пальцами» 1911 г., «Над городом» 1914 г.), П. А. Филонов («Пир королей» 1913 г., «Крестьянская семья» 1914 г.) и К. С. Малевич , основатель супрематизма – художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича – «Черный квадрат» (1913 г.) стало идейным манифестом супрематизма.

Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация – возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох.

Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818–1858 гг.), строительству которого больше половины своей жизни посвятил выходец из Франции О. Г. Монферран .

В псевдовизантийском стиле работал К. А. Тон , которому принадлежит проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского соответственно в Москве и Петербурге.

Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская деревянная архитектура, был И. П. Ропет (настоящее имя и фамилия И. Н. Петров). Ропет руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. А. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А. А. Семенова и О. В. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.

Мало чем отличается от обычного для XVIII в. барокко внешнее оформление дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного на Невском проспекте архитектором А. Штакеншнейдером . Неоготика, неоромантика, неоклассика – таков спектр эклектических экспериментов русских архитекторов II половины XIX – начала ХХ в.

Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф. О. Шехтеля (особняк С. П. Рябушинского 1902 г.).

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре II половины XIX в. было появление нового типа зданий – так называемых доходных домов, т. е. многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона, позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее моделировать распределение архитектурных масс и т. д.

В скульптуре II пол. XIX в. наиболее интересно творчество М. М. Антокольского . Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразительностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный» 1870 г., «Петр I» 1872 г., «Умирающий Сократ» 1875 г., «Спиноза» 1882 г.) отсутствие внешней монументальности было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных мастером по скудным документальным свидетельствам с большой долей художественного вымысла.

В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А. С. Пушкину , создателем которого был скульптор А. М. Опекушин .

Наиболее крупными скульпторами рубежа XIX–ХХ веков были П. П. Трубецкой и С. Т. Конёнков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III . Трубецкому удалось точно передать характер Александра – императора, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия. Тяжеловесная внушительность грузной фигуры царя, сидящего на столь же тяжеловесном коне, являла собой образ давящей грубой силы, грозного величия. В то же время в памятнике читается явственный сатирический подтекст, который очень скоро почувствовали современники. В народе бытовала загадка-эпиграмма:

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

Творчество С. Т. Конёнкова весьма разнообразно. Наряду с остросоциальными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» 1906 г.), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.). Заметную роль в развитии русской скульптуры сыграло творчество А. С. Голубуиной , среди работ которой наиболее интересны портреты (бюсты К. Маркса 1905 г., Андрея Белого 1907 г.) и А. М. Матвеева – мастера изображения обнаженной натуры в античном духе («Спящий мальчик» 1907 г.)

Больших высот во II половине XIX–начале ХХ в. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ, ныне Академический – МХАТ). Создателями театра были К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др. Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К. С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М. Н. Ермолова , петербургского Александринского театра П. А. Стрепетова , актер МХТ В. И. Качалов и многие другие.

В конце XIX в. в русскую культуру входит кино . «Движущаяся фотография» братьев Люмьер появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин» . Появились кинорежиссеры и актеры. «Кинозвезда» начала века – Вера Васильевна Холодная (1893–1919).

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки» , творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 году в Петербурге. В группу вошли: М. А. Балакирев (1837–1910), Ц. А. Кюи (1835–1918), М. П. Мусоргский (1839–1881), А. П. Бородин (1833–1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908). Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Название кружку Балакирева придумал критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов» , «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка» , «Псковитянка» , «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский (1840–1893) – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.

На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом в нее новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов . Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин . Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова , выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Ф. И. Шаляпина , лирического тенора Л. В. Собинова , русского балетмейстера и педагога М. И. Петипа , балетмейстеров и танцовщиков М. М. Фокина , В. Ф. Нижинского , балерины А. П. Павловой получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для распространения и популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» – гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908–1914 гг.).

Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала.Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение к традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. Педагогика Зарянко. Реализм и натурализм. “Бунт 14-ти” в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского и П.Третьякова.

“Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевского и полемика вокруг “утилитарной эстетики”. Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков .

Жанр 1850-х годов.

Живопись 60-х годов . В.Перов . Начальный период. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. “Именины дьячка”, “Приезд станового на следствие”. Обличительный жанр начала 60-х годов: “Проповедь в селе”, “Сельский крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”. Парижские работы. Видоизменение манеры. Мотивы преждевременного возвращения в Россию. Зрелый период. “Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”: характер эволюции. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов: “Птицеловы”, “Голубятник”, “Рыболов”, “Охотники на привале”, “Созерцатель”, “Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят”. Религиозные композиции. Аллегории. “Богоматерь у моря житейского”, “Христос в Гефсиманском саду”. Портреты: “Портрет Ф.М.Достоевского”, “Портрет А.Н.Островского”, “Портрет купца Камынина”.

Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников. ”Шутники. Гостиный двор в Москве”, “Обратный”, А.Волков “Прерванное обручение”. Н.Неврев “Воспитанница”. Жанр 1860-х годов и реалитический театр. В.Пукирев . “Неравный брак”. Пейзажный жанр: А.Попов “Балаганы в Туле”; А.Морозов. “Отдых на сенокосе”, “Выход из церкви во Пскове”. Преломление федотовских уроков: Н.Шильдер “Искушение”, А.Юшанов. “Проводы начальника”. Творчество Соломаткина и его место в жанре 60-х годов. “Славильщики-городовые”, “У питейного дома”, “Свадьба”.

Живопись 70-х - 80-х годов . Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов. “Земство обедает”, К.Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”, “Встреча иконы”. В.Максимов. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, “Все в прошлом”. В.Маковский и городской жанр. “Крах банка”, “На бульваре”. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко. “Кочегар”, “Заключенный”, “Студент”, “Курсистка”, “Портрет П.Стрепетовой”, “Всюду жизнь”.

В.В.Верещагин . “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

И.Крамской . Роль Крамского как лидера Петербургской Артели и Товарищества передвижных художественных выставок. Современное искусство и место в нем русской школы в оценке Крамского. Портретная концепция. Эволюция. “Автопортрет”, “Портрет Л.Н.Толстого”, “Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина”, “Портрет П.М.Третьякова”, “Портрет Д.В.Григоровича”, “Портрет И.И.Шишкина”,“Полесовщик”; “Портрет А.С.Суворина”, “Портрет В.С.Соловьева”. Типическое и индивидуально-характерное. Красота и правда - антитеза и попытки примирения: “Русалки”, “Лунная ночь”, “Неизвестная”, “Неутешное горе. Картины “Христос в пустыне”и “Хохот (Радуйся, царь иудейский!)”. Принцип правдоподобия и возможности символической образности. Роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

Н.Ге . Особенности биографии.Традиции Брюллова и Иванова. “Саул у Аэндорской волшебницы”, эскиз “Возвращение Богоматери с погребения Христа”. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы, ее оценка в свовременной художественной критике и в статьях Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Историческая живопись Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, “Екатерина у гроба Елизаветы”. Особенности портретной концепции: портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Н.И.Петрункевич, М.П.Свет, Автопортрет. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов: “Христос и Никодим”, “Выход с тайной вечери”, “Что есть истина”, “Суд Синедриона”, “Голгофа”, “Распятие”. Своеобразие живописной стилистики.

Пейзаж 60- х - 80-х годов . А.Саврасов (2Лосиный остров”, “Грачи прилетели”, “Проселок”) и И.Шишкин (“Рубка леса”, “Рожь”, Лесные дали”, “Афонасовская корабельная роща близ Елабуги”, “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”): две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев (“Оттепель”, “Перед грозой”, “Мокрый луг”, “В крымских горах”), А.Куинджи : (“Чумацкий тракт”, “Забытая деревня”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Ночь на днепре”) :варианты преобразования романтической традиции.

И.Репин . Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки на Волге”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника (“Сходка”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”). История и современность в картинах на исторические сюжеты: “Царевна Софья”, “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 грода”, “Запорожцы”. Репин-портретист. Типология, эволюция, стилистика. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

В.Суриков . Особенности биографии. Роль сибирских впечатлений. Академические работы. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Исторически-документальное и вымышленное. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

В.Васнецов . Раннее творчество: “С квартиры на квартиру, “Чтение военной телеграммы”, “Преферанс”. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск изобразительной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Князь-Владимирский собор в Киеве, его программа; росписи Исторического музея в Москве. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации.

Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве. Основоположения читяковской методики. Рисунок и колорит.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: К.Маковский. П.П.Соколов . Живопись и иллюстрация. Гравюра 70-х - 80-х гг. Офорты Шишкина. В.Матэ . Его роль как художника и педагога. Н.Боголюбов . Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Похитонов . Возрастание стилеобразующей роли пейзажа в живописи конца XIX века. С.Светославский. И.Остроухов . Творчество И.Левитана . Особенности так называемого “пейзажа настроения”. Роль пейзажного мотива. Характер эволюции. Этюд и картина. Значение наследия Левитана.

Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский . Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

Архитектура . “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет . Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев .

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического , или демократического, реализма . Его начало в России ознаменовано революционной ситуацией 1859-1861 годов, явившейся следствием поражения России в Крымской войне и временно разрешившейся декретом от 19 февраля 1861 года, отменившим крепостное право. Этот экономический процесс отразился в социальной области общим подъемом чувства личности, вытеснением из общества дворянства разночинцами, войной литературы против бессмысленных средневековых притеснений личности и т.п. В этой войне вслед за литературой, которой принадлежало первенство в общекультурном процессе, шло изобразительное искусство.

С 40-х годов заслугами натуральной школы Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе; русский театр – через Островского; русская музыка – усилиями «Могучей кучки », эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины XIX века.

Общественно-революционный подъем 1859-1861 гг. снова вывел графику – уже сатирическую, сатирических журналов, таких как «Искра» и «Гудок», – на передовые рубежи изобразительных искусств. Н.А. Степанов исполнял карикатуры для «Искры», издаваемой поэтом-сатириком, членом союза «Земля и воля», В.С. Курочкиным. Главным рисовальщиком «Гудка» стал Н.В. Иевлев. Художники-сатирики обличали чиновничьи порядки, хищничество капиталистов, продажность прессы, цензуру, лживость свобод. Сатирическая графика 60- хгодов XIX века оказала определенное влияние на русскую политическую сатиру 1905 г. Даже в иллюстрации графиков более всего привлекают те литературные произведения, которые дают богатые возможности для сатирического толкования. П.М. Боклевский делает незабываемые иллюстрации к «Мертвым душам»; К.А. Трутовский – к басням Крылова, в которых он вместо животных выводит своих современников и критикует человеческие пороки; М.С. Башилов – к «Горю от ума». Все они обличали «прошедшего житья подлейшие черты». И не только прошедшего. Рисовальщик московских сатирических журналов «Развлечение» и «Зритель» Шмельков создал в акварельной технике целую серию карикатур о жизни, нравах тех лет; в некоторых листах они смешные, забавные, полные юмора, в других гневно обличают. Пожалуй, именно Шмелькова можно считать одним из родоначальников московской школы жанра 50-60-х гг. XIX в.

Пластические искусства заняли далеко не безразличную позицию в передаче конфликтов русской общественной жизни. Интересно, что наиболее быстро и прямо острейшие социальные вопросы поставила жанровая живопись . Более опосредованно и несколько позже о себе решительно заявляет портрет и пейзаж и, наконец, историческая живопись, прежде всего в лице Сурикова.

Менее интенсивно в этот период развивается скульптура и архитектура. Как уже говорилось, с конца 30-х годов XIX в. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречили тем новым задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в. Ее обычно называют ретроспективным стилизаторством , или эклектикой (от греч. «эклегейн» – выбирать, избирать), ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и пр. Новые типы зданий, появившиеся в период роста капитализма, требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого. Исследователи справедливо замечают, что эклектизм, или, как его иногда теперь называют, историзм, был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля . Период эклектики длился почти 70 лет, с конца 1830-х годов до рубежа следующего столетия.

Искусство, понятое как форма служения практическому переустройству жизни, – таков идеал, осуществляемый художниками реалистического направления во второй половине XIX века. В 1863 году группа выпускников Академии, возглавляемая И.Н. Крамским, заявила протест против принятого издавна обычая писать отчетную академическую программу всем на одну тему. Потребовав права свободного выбора сюжетов и получив категорический отказ, группа демонстративно вышла из Академии. Тем самым было положено начало существованию «партикулярного», как выражался Крамской, то есть независимого от официальной опеки, искусства.

Идея свободного выбора сюжета означала, прежде всего, свободу от регламентации художественной деятельности со стороны придворной Академии. В устах молодых бунтарей, принадлежавших к новому поколению разночинной интеллигенции , это требование выражало желание обратить искусство непосредственно к злободневной текущей действительности. Вышедшая из Академии группа, организовала «Артель художников » по типу рабочей коммуны.

Однако в иных формах скрытая оппозиция Академии проявилась в русском искусстве еще в предшествующий период: в педагогической деятельности Венецианова, в свободомыслии А. Иванова в отношении к узаконенным академической традицией образцам прошлого искусства, наконец, в возвышении роли в общехудожественном процессе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, образованного в 1843 году из Московского художественного класса, возникшего десятилетием ранее. В административном отношении Московское училище существовало на правах филиала Академии, но сам дух училища, характер педагогики отличались демократизмом и свободой, которые предоставляли большие возможности для поощрения реалистических тенденций в искусстве. Одним из ведущих педагогов училища был ученик А.Г. Венецианова С.К. Зарянко. В свою очередь его учеником и впоследствии педагогом училища был крупнейший мастер русского жанра 1860-х годов – В.Г. Перов.

Синонимом реалистичности на первых порах становится сама по себе обращенность искусства к злобе дня, публицистический пафос; объектом изображения – непосредственная текущая действительность, подвергнутая острому критическому анализу. Наиболее полно удовлетворяющей этим запросам оказывается, конечно, жанровая живопись, господствующая на протяжении 1860-х годов. Будучи непосредственно связан с злободневными проблемами, этот пафос был чужд природе монументальных искусств, устремляющихся от приходящего к вечному, общечеловеческому. Отсюда, в частности, следует, что наименее вооруженными для освоения и воплощения в собственно художественную форму этой актуальной для искусства второй половины века проблематики оказываются архитектура и скульптура. Внутри формообразующих закономерностей, свойственных XIX веку в целом, актуальные публицистические задачи еще не могли быть художественно освоены монументальными искусствами, которые вступают в эту пору в полосу длительного кризиса.

Отмена крепостного права в 1861 году открыла России путь капиталистического развития. Антифеодальный по своей объективной тенденции, этот акт исходил от феодальной, по существу, самодержавной власти и был лишь способом продлить ее существование, отсрочкой конца. Поэтому на первых порах он легализировал, сделал достоянием общественной гласности давно вызревавшие в недрах общества антифеодальные, просветительские настроения. Но многовековое зло оказалось слишком велико, а декларируемые правительственные меры его искоренения – слишком поверхностными. В таких условиях общественный энтузиазм, вызванный к жизни первой реформой (за которой последовал ряд других, столь же компромиссных), постоянно оборачивался либеральным маскарадом, своего рода дымовой завесой, скрывающей непоследовательный характер реформ, что с самого начала прекрасно видели наиболее проницательные люди России, в частности Н.Г. Чернышевский. Двусмысленность этой ситуации самым непосредственным образом отразилась на состоянии и эволюции искусства 1860-х годов, поскольку основное его завоевание, главное качество, которое оно воспитывает в себе, – это качество социальной чуткости, способность чутко реагировать на изменения общественного климата. В первое время оно «питается» типично просветительскими иллюзиями, самая стойкая из которых – вера в возможность искоренения зла, вернее, в возможность убедить в необходимости его искоренения силою одной истины; разоблачения зла, выводимого на свет из-под спуда «въевшихся» в быт привычных житейских случаев.

Искусство критического реализма словно задается целью произвести следствие, удостоверить, поименовать, описать все виды зла, создать своего рода свод фактов произвола, забитости, угнетения, бесправия, унижения человеческого достоинства – всего, что подавляет личность. Но чем шире «растекалось» оно по поверхности быта, тем очевиднее становилась угроза потери пафоса в мелочах описательной фактологии, тем явственнее ощущалась невозможность исчерпать «проклятые вопросы» жизни методом количественного перечисления фактов, копящих эти вопросы. Действенность прямой критики оказалась под сомнением. Описательно-перечислительная тенденция должна была исчерпать себя по мере рассеивания либеральных иллюзий.

Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Александра Иванова, Ф. Достоевского и Л. Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени.