Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Главный герой сказки «Дикий помещик. Энциклопедия сказочных героев: "Дикий помещик"

В сказке “Дикий помещик” герои оказываются в фантастической ситуации, которая раскрывает сословные отношения и подчёркивает зависимость верхов от простого народа. Мольбы глупого помещика об истреблении мужиков услышал Господь и исполнил его желание. Описание унылого быта помещика в рассказе Салтыков Щедрин подчёркивает постоянными окриками хозяина, зазывающего своего слугу Сеньку. Каждый раз помещик вспоминает, что дом пуст, но не расстраивается, а продолжает “крепиться”. Мастерски гиперболизируя характеристику одичавшего помещика, автор описывает его диалог с медведем, который открыто заявляет, что мужика надо бы вернуть.

Характеристика героев “Дикий помещик”

Главные герои

Глупый помещик

Богатый, довольный жизнью помещик без имени (автор не указывает имени, намекая на собирательный образ). Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь, что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, “душит” простой народ всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В финале сказки его, заросшего и одичавшего с огромными когтями, излавливают, стригут и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.

Мужики

Бесправные, ущемлённые во всем, простые крестьяне молят Бога о спасении от глупого помещика. Ответом на их просьбу стало полное исчезновение крестьян из владений помещика, они “вихрем перелетают” в неизвестном направлении. Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё возвращается в былое цветущее состояние.

Капитан-исправник

Приезжает к помещику поинтересоваться, куда исчезли крестьяне и кто за них будет платить подати и повинности. Узнав позицию помещика, угрожает ему. Является инициатором возвращения крестьян, поднимает тревогу, встретив одичавшее существо, похожее на помещика и медведя одновременно.

Второстепенные персонажи

Сенька

Слуга помещика, которого он ежедневно припоминает, зовет сквозь сон или забыв о пропажи мужиков. Судя по всему, это самый близкий слуга: незаменимый, умелый, хозяйственный.

Генералы

Знакомые помещика, приезжают в гости, искренне обижаются, когда помещик предлагает им леденцы и пряники вместо говядины, которой в доме нет. Называют его глупым и уезжают.

Михайло Иваныч, медведь

Когда помещик окончательно одичал, зарос и стал охотиться, как зверь, он посчитал возможным подружиться с Михайло Иванычем. Медведь откровенно высказался о том, что помещик поступил глупо. Мужик в деревне необходим.

Основная мысль произведения – порядок и достаток невозможен без умного работящего простого народа, от которого напрямую зависит жизнь высшего сословия. Жанр сказки позволил Салтыкову-Щедрину обойти цензуру и подарить литературе оригинальнейшее сатирическое произведение. Собранный материал и описание главных героев “Дикий помещик” может быть полезен для читательского дневника или для подготовки к уроку по теме.

Тест по произведению

Кни-га «Сказок» создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сбор-ник вошли основные сатирические темы, над которыми ра-ботал писатель в разные периоды своего творчества. Все произведения составляют фрагменты единого целого, и их можно разделить на несколько групп: сатира на правитель-ство и жизнь высшего сословия («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух ге-нералов прокормил» и др.), сатира на интеллигентов-либералов («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист» и др.), сказки о народе («Коняга», «Кисель»). Жанр сказки позволил сатирику представить обобщения более широкими и емкими, укрупнить масш-таб изображаемого и придать ему эпический характер. Использование традиции народной сказки о животных помогает М. Е. Салтыкову-Щедрину показать типич-ность людских пороков, не обращаясь к подробностям. «Эзопов язык» позволяет сатирику обратиться к самым ши-роким слоям общества.

Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя как традиционные приемы, встречающиеся в устном на-родном творчестве, так и авторские находки, превращаю-щие произведение в едкую социально-политическую са-тиру.

Сказка «Дикий помещик» (1869) представляет сатиру на хозяев жизни. Начинается сказка традиционным на-родным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…», но уже в первом абзаце стано-вится ясно, что перед читателем очень «современная» ис-тория, потому что герой сказки — помещик, да еще «был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Всем доволен был герой, но одна забота его беспокоила — «много развелось в на-шем царстве мужика!» Старания помещика «сократить» мужика в итоге увенчались успехом: «Куда девался му-жик — никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». Од-нако не только автор, но и все окружающие помещика называют его «глупым»: крестьяне, актер Садовский, ге-нералы, капитан-исправник. Эпитет этот в рамках сказки становится постоянным и выполняет лейтмотивную функцию.

Лишившись крестьян, герой постепенно деградирует и превращается в зверя. Салтыков-Щедрин использует в опи-сании помещика гротеск, доводя его до реализованной мета-форы «совсем одичать», что и становится кульминацией сю-жета: «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, слов-но древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораз-дельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Материал с сайта

Образ народа в сказке. Изображение крестьян в сказке сопровождается включением приема аллегории: «Как на-рочно, в это время чрез губернский город летел отроивший-ся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Не случайно писатель говорит о мужицком «рое»: здесь воз-никает ассоциация с образом пчелы, традиционно считаю-щейся символом трудолюбия. Именно простой мужик, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, и является первоосно-вой жизни, т. к. с его «водворением» в усадьбу глупого поме-щика жизнь последнего обретает опять человеческий харак-тер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Характеристика героев сказки Дикий помещик
  • дикий помещик гротеск
  • эпитеты в сказке салтыкова-щедрина дикий помещик
  • анализ сказки дикий помещик салтыков-щедрин
  • картинки сказки тютчева здравомысленный заяц

Главным героем сказки является помещик. Он живет в своем имении в некотором царстве, в некотором государстве: "В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл помещик, жил и на свет глядючи радовался." Помещика зовут князем УрусКучумКильдибаевым: "...российский дворянин, князь УрусКучумКильдибаев, от принципов отступил!" Помещик - богатый человек. У него много крестьян, земель и т.д.: "Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов." Помещик является глупым человеком, дураком: "И был тот помещик глупый, читал газету «Весть»..." "Но Бог знал, что помещик тот глупый..." "Вот уж третий человек его дураком чествует, третий человек посмотритпосмотрит на него, плюнет и отойдет. Неужто он в самом деле дурак?" У помещика изнеженное, мягкое и белое тело, не привыкшее к труду: "...тело имел мягкое, белое и рассыпчатое." "Теперьто я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!" На досуге глупый помещик любит раскладывать пасьянс: "Что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю!" "...в это время на глаза попалась колода карт, то махнул на все рукою и начал раскладывать гранпасьянс." Помещик живет хорошо в своем имении, но терпеть не может своих крестьян, которые якобы мешают ему: "Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!" Помещик начинает притеснять крестьян так, что беднягам становится совсем невоносимо: "Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!» – курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу..." В конце концов Бог помогает крестьянам и те исчезают из имения помещика. Глупый помещик сначала радуется, что остался один: "...не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик – никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки. Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистыйпречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен." Однако вскоре помещик понимает, что без крестьян он не может умыться, пообедать, убраться в доме и т.д.: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу!" "...с тех пор как меня Бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена!" "...пойдет к зеркалу посмотреться – ан там уж пыли на вершок насело…" Глупый помещик решает проявить твердость характера и доказаться всем, чтоб может обойтись без крестьян: "Посмотрим, – говорит, – господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что может сделать истинная твердость души!" "...убедился бы мир, что значит твердость души! – говорит помещик..." В конце концов глупый помещик дичает настолько, что обрастает шерстью, ходит на четвереньках и даже заводит дружбу с медведем: "И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках..." "...как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда." "И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко." В конце концов власти дают помещику других крестьян. Жизнь в поместье налаживается: "...на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая..." Власти отлавливают одичавшего помещика, отмывают его и поселяют в его имении. Помещик живет в своем имении как получеловек-полумедведь и тоскует по дикой жизни: "Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит." Это была характеристика помещика в сказке "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина: описание персонажа в цитатах.

Название произведения: Дикий помещик
Михаил Салтыков - Щедрин
Жанр: сказка
Год написания: 1869
Главные герои: помещик , мужики , исправник

Сюжет

Жил некий богатый, но глупый помещик, у которого все было, но он постоянно жаловался на то, что слишком много вокруг развелось мужиков и дух от них идет нехороший. Просил он Бога избавить его от мужиков, но Бог его не послушал. Тогда барин сам стал притеснять мужичков, и взмолились они Богу: «Помоги нам!», и Бог к ним прислушался, и все мужики в имении помещика пропали. Барин сначала обрадовался, но потом понял, что сам без услуги Сеньки и других крестьян ничего делать не может. Приехал к нему исправник в гости, подивился на странную жизнь помещика и еще больше удивился его глупости. Но барин не сдавался и продолжал утверждать, что без мужиков жизнь лучше. Перестал умываться, одеваться, сморкаться, оброс волосами, у него появились железные когти и он стал питаться живыми зайцами.

Исправник доложил в Петербург, что исчезли крестьяне и помещик. Приказано было крестьян изловить и водворить на место. Их разыскали, и тогда вновь появился и хлеб, и мясо, и рыба. А помещика также изловили в лесу, помыли, постригли, одели и отдали под надзор Сеньке - его лакею, чтобы он постоянно за ним надзирал.

Вывод (мое мнение)

Все сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина в аллегорической форме раскрывают пореформенное положение крестьян в России в конце ХIХ века. Глупый помещик сам ничего не мог и не хотел, но совершенно не ценил тех людей, чьим трудом он жил и кормился.