Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Гитарное оборудование. арсенал начинающего гитариста. Если у вас маленькие руки: советы по игре на гитаре Штука которой играют по струнам

В общем, мне потребовалось больше 11 лет чтобы понять что как я, так и большинство людей играющих на гитаре - играют неправильно, неправильно учатся, пишут неправильные гитарные школы, неправильно учат по ним других и т.д., и т.п. Анекдот в том, что упирается всё в один маленький нюанс который усваивается каждым гитаристом в самом начале освоения гитары и дальше им воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Под гитарной игрой я подразумеваю попытки играть технично fingerstyle, funk, со всеми элементами типа slap, strumming, и т.п. В какой-то момент всё хочется объединять, ты сидишь и импровизируешь какую-то мелодию в которой фантазируется гармония (последовательность аккордов) и вплетается (или не вплетается) какое-то соло. В идеале степень смешения должна доходить до того чтобы у слушателя создавалась иллюзия параллельного звучания аккордов/соло или даже партий (например, басовой линии/ритм/арпеджиато). Что доступно немногим и умеют немногие. Некоторым даже непонятно, о чём это я здесь.)

Всё просто. Первое с чего начинает любой гитарист: узнаёт блатную последовательность аккордов Am, Dm, E. Конкретно их аппликатуру - как надо ставить пальчики. Дальше он узнаёт что если поставить или убрать один пальчик, то можно получить изменённый аккорд который будет называться и звучать по другому. Дальше он изучает из каких нот состоит аккорд, погружается (или не погружается) в музыкальную грамоту, разучивает кучку аккордов и/или учится строить любые, узнаёт про боксы, квинтовый круг, обращение аккордов, нот, лады, изменённые строи и т.д., и т.п. Всё это наслаивается, наслаивается, НАСЛАИВАЕТСЯ. Собака же была зарыта в САМОМ НАЧАЛЕ.

Когда гитарист учит свои первые аккорды, он учит как ставить пальцы: указательный, средний, безымянный. И только ПОТОМ, в более других аккордах иногда ставит мизинец если этого требует например септ-аккорд. Если мы откроем любую гитарную школу, то базар там начнётся с того что мизинец - самый слабый палец и при игре на гитаре практически не используется. То же самое передаётся изустно.

Да, исключение составляет игра соло. Здесь базар начнётся с того что для каждого пальчика - свой лад. Включая мизинец. Когда мы начинаем играть гаммы и далее сложные соло мизинец иногда используется более чем активно. Гитарист приучается буквально дотягиваться им до нужного лада и здесь особенно ценится гитарная "распальцовка" и длинные пальчики.

Когда гитарист начинает в своей игре объединять ритм на аккордах с соло/арпеджиато на аккордах (проще) или с соло привязанному к боксам/гаммам/ладам (сложнее) он занимается тем что оттачивает микродвижения пальцев и беготню пальчиками по грифу. Не все могут бегать пальчиками как Yngwie Malmsteen и это многих огорчает. Начинается: гитара не та, мензура не та, расстояние от струн не то, постановка рук не та и вообще плохому танцору многое мешает, а Malmsteen"ми быть дано не всем, также как не все могут подковать блоху.

Не отменяя всё вышесказанное, цель этого поста донести: ошибка была в самом начале. Когда мы учились ставить аккорды. Сейчас я Вас рассмешу, но для меня это действительно открытие: любой играемый аккорд надо начинать ставить с мизинца. Это не означает что обязательно должна звучать та струна на которой он стоит, её можно не трогать или после постановки аппликатуры убирать мизинец (если он мешает, хотя как правило нет). Но сначала надо ставить мизинец (на первую/вторую струну из "контекста") и только потом аппликатуру указательным, безымянным и средним.

Это на самом деле "страшная" тайна. Т.к. необходимо изменить всё что наработано до сих пор. Левой руке нужна опора на грифе, также как и правой руке для чёткого ритма/соло/арпеджиато нужна опора и желательно плавающая. Соло-гитарист как правило (я другого по крайней мере не видел) опирается на указательный палец левой руки. Это даёт возможность удобно упасть фалангой на гриф и быстро зажать сразу несколько струн, затем сыграть нечто и вернуться в исходное положение. Указательный палец левой руки - это опора гитариста, его чаще всего ставят в первую очередь, слайдируют им по грифу и т.д. Так делают все. Очень удобно? Не фига подобного.

Когда Вы чередуете игру ритма с игрой какой-то мелодики приходится метаться по грифу переходя из аппликатур на любимые ходы или просто чтобы кусок гаммы сыграть и возвращаться обратно. Ну примерно так (утрирую): Am - соло - Dm - соло - E - соло. Соло - это тот кусок где мы бросили аккорд, пробежались по струнам и перешли на другой аккорд, пробежались - перешли - пробежались - перешли. Момент перехода - это те миллисекунды которые гитарист пытается убить техникой игры для более связного воспроизведения (желательно вообще слитного). Это блин, настоящий камень преткновения. Недостаточно быстро... Всё ещё недостаточно быстро?

Всё дело в том, что начинать надо было с мизинца. Потому что при поставленном на первую/вторую струну мизинце у Вас остаются свободными целых 3 (три) пальца для того чтобы их куда-то поставить: хотите в аккорд, хотите - пробегите гамму. А опора на грифе уже есть! Рука держится не на аппликатуре, а на поставленном в первую очередь мизинце. Вы можете действительно плавно и без промежутков переходить от аккорда к гамме и максимум что придётся делать это бесшумный слайд мизинцем двигующий руку на грифе в нужную позицию, но активность этих перемещений падает как минимум в два раза! Возможно это кому-то самоочевидно (например г-ну Джимми Хендриксу явно), но для меня это оказалось открытием на которое ушло около 11 лет. Я его сделал просмотрев Marty Schwartz на You Tube .

Это не просто ещё одна техника игры, это совсем другая её постановка причём другая изначально. Не повторяйте моих ошибок и извините за многословность.

p.S. Недавно читал на баше про недоучившегося в универе человека. Цитирую:

xxx: Сперва говорили, что из меньшего большее вычитать нельзя - а потом рассказывали про отрицательные числа. Потом говорили, что 5 на 2 не делится... А потом рассказывали про дробные числа. Потом говорили, что корень из отрицательного числа не берется - только чтобы потом рассказать про комплексные числа. :D Я вот думаю... Может я зря на втором курсе отчислился - может и на ноль делить разрешили бы?.."

yyy: Мужик, ты не поверишь...

Вот примерно то же самое ощущение.

Доброго дня и хорошего настроения всем посетителям блога для начинающих гитаристов Твоя Гитара! Как вы уже поняли из заголовка статьи, говорить мы сегодня будем о важных вещах в арсенале начинающего гитариста. Ведь не достаточно иметь новичку одну только электрогитару, а придется раскошелиться еще и на дополнительное гитарное оборудование, без которого вам однозначно не обойтись, раз уж вы решили стать струнным музыкантом.

В статье о том, как правильно новичку я приводил перечень необходимого гитарного оборудования. И вот теперь настало время поговорить обо всех этих вещах более подробно, расставить, как говорится, все точки над «i» в этом вопросе. Итак, обо всем по порядку.




Следующий аксессуар, который вам обязательно пригодится, если только вы не планируете играть все время сидя. Ремни по длине практически все одинаковы, но при этом имеют регулировку по высоте, так что вы всегда сможете отрегулировать его под себя. Единственное что я могу вам посоветовать, так это не брать его слишком узкий, потому что он будет резать вам в плечо. Лично я предпочитаю более широкие ремни, например, для бас-гитар, они куда удобнее.

Для того чтобы правильно и точно настраивать гитару, вам понадобится цифровой тюнер, особенно если вы еще не умеете настраивать ее на слух. Обычно такие устройства стоят довольно дорого, но накрайняк можно воспользоваться и программой для ПК, например, как . Удобство тюнера заключается в том, что он подскажет вам с наивысшей точностью, когда необходимо подтянуть или ослабить струну, чтобы попасть в нужную ноту. С таким устройством вы всегда сможете в любое время и в любом месте без особых усилий настроить свою гитару. В статье вы узнаете все подробности, касающиеся этого вопроса.

Гитарный эффект

Это устройство представляет собой педаль («примочка») или же процессор эффектов («проц»), на которую во время игры нажимают ногой, чтобы исказить чистый звук (clean) и преобразовать его в один из эффектов, рассмотренных ниже:

  • Distortion – король среди всех остальных эффектов и как говорят, сколько гитаристов столько и разновидностей «дисторшена». Под этим словом каждый музыкант понимает для себя совершенно разное звучание. Ведь для одних – это слегка перегруженный звук, а для других – столь мощное искажение, напоминающее разве что звук работающей бензопилы.
  • Delay – гитарный эффект, который повторяет извлеченные ноты через малые доли секунды, т.е. с небольшой задержкой, в результате чего в звуке появляется эхо.
  • Reverb – эффект во многом похожий на Delay, но отличается от него лишь временем задержки. Реверберация как бы добавляет объем в гитарный звук, дает ощущение присутствия в каком-то большом и закрытом помещении.
  • Chorus – модуляция звука, которая создает эффект имитации одновременного звучания нескольких гитар. Пример можно услышать в песне группы – Welcome Home (Sanitarium). Если играть со включенным «хорусом» в быстром темпе, то можно получить звучание схожее с «тремоло».
  • Tremolo – дрожащий эффект, чем-то напоминающий вибрато, но не с изменением высоты звучания, а с очень быстрым изменением громкости по амплитуде (тише-громче-тише-громче), этакое пульсирующее звучание.
  • Flanger – эффект искаженного звука, чем-то напоминающий взлет самолета, но если покрутить регулятор амплитуды, то можно получить различные интересные звуки иногда даже чем-то похожие на «хорус».

Отдельно стоит упомянуть и процессоре эффектов в связи с тем, что иногда использование большого количества педалей крайне неудобно, если не приобрести специальный педалборд (что по цене не целесообразно для начинающих гитаристов). Поэтому крайне разумным для вас, если вы хотите иметь в своем арсенале кучу всевозможных эффектов, купить хороший процессор, который имеет массу настроек. Он имеет на борту все перечисленные гитарные эффекты, тюнер, эквалайзер и много других полезных примочек. Хороший примером такого процессора будет Boss ME70 .

Качество звучания вашей электрогитары во многом будет зависеть от того, какой усилитель вы для нее выберете. Не стоит экономить на хорошей аппаратуре, если гитара у вас не из дешевых и поэтому качество должно соответствовать. Другое дело – гитара, купленная до 10 тыс. рублей. Она не выдаст того звучания, которое вы будете ожидать от нее на дорогом усилителе, поэтому стоит присмотреться к более дешевым моделям. Для игры в домашних условиях нет смысла брать мощный усилитель, вам вполне будет достаточно комбика мощностью 15 ватт.

Усилители по своей конструкции делятся на два типа:

  • Стеки применяются в основном на стадионах и концертных площадках. Усилитель и колонка являются отдельными элементами усиливающей аппаратуры.
  • Комбо музыканты используют для игры в небольших клубах, репетиционных базах и у себя дома. Усилитель и колонка являются одним целым, то бишь усилитель встроенный в корпус колонки. Во многих моделях даже есть множество гитарных эффектов.

По внутренней компоновке усилители делятся на:

  • Транзисторные
  • Ламповые

Первые однозначно подойдут начинающим музыкантам, потому что стоят они намного дешевле, обладают чистым звуком без искажений и не требуют замены ламп время от времени, как во втором случае. И у тех и у других есть свои достоинства и недостатки, но это уже тема для отдельной статьи.

Любой усилитель должен иметь на своей панели регуляторы громкости, тембра, тона и чем больше таких крутилок и всевозможных кнопок, тем лучше. Можно взять усилитель с двумя входами для гитары в том случае, если вы планируете играть на пару с другом басистом или другим гитаристом. Также стоит обратить внимание на наличие выхода под наушники, если не хотите кому-то мешать своей игрой у себя дома.

Очень полезная штука, рекомендую использовать с самого начала обучения игре на гитаре. Метроном позволит вам натренировать чувство ритма и это будет для вас огромным плюсом при дальнейших репетициях в группе. С метрономом вы научитесь играть четко и слаженно.

– это механический прибор, который отмечает короткие промежутки времени равномерными импульсами. Эти импульсы измеряются в количестве ударов в минуту (УВМ). Современные метрономы способны выдавать темп от 35 до 250 УВМ.

Используют этот чудо прибор для того, чтобы поддерживать заданный им темп во время занятий на гитаре. Также метроном помогает запоминать и заучивать трудные пассажи. Если же вы не можете его приобрести для себя, то можно воспользоваться приложением для Android смартфона или установить программу метронома на ПК, разновидности которой сейчас довольно много в сети.

Ну вот собственно и все друзья! Теперь вы знаете какое гитарное оборудование должно быть в вашем арсенале. Желаю вам плодотворного творчества и успехов в музыке! До скорого!

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: "House Of The Rising Sun" от коллектива The Animals или "Stairway To Heaven" от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона "Flake" является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра "3" в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а "4" в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles "Lucy in the Sky With Diamonds" – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню "Golden Brown" группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона "Tears In Heaven" является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. "London Calling" группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к "Buried Alive", BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.

Шикарная, скоростная и очень зрелищная техника игры, в основном на классической гитаре. Уходит эта техника своими корнями в зачатки испанской гитары как таковой и на сегодняшний день является одним из важнейших приемов владения классической гитарой в стиле фламенко и не только. Исполняется прием при помощи пальцев правой руки. Заметьте, именно ПАЛЬЦЕВ! Кисть должна оставаться относительно неподвижной (зависит от вида). И попрошу не путать расгеадо с быстрым боем. По сути, если мы большим (з) или указательным (i) пальцем проведем вниз или вверх по струнам, это уже будет один из видов приема расгеадо, хоть и в очень примитивной форме. В целом, можно комбинировать работу большого пальца с остальными. В самом популярном виде расгеадо пальцы правой руки делают «волну», подобно волне, исполняемой болельщиками на стадионе во время футбольного матча. Начинать рекомендуется с пальца «е» (мизинца). Им нужно ударить по струне сначала сверху вниз, распрямляя его. Затем, когда палец «е» прошел 3-4 струны, нужно опускать палец «а» (безымянный). Пока он пройдет 3-4 струны, опускать за ним «m» (средний), затем так же «i» (указательный). Таким образом мы раскрыли ладонь (разжали кулак). Затем можно произвести расгеадо в обратном направлении так же, начиная с мизинца, только поднимать все пальцы вверх. Важно знать, что при быстрой игре расгеадо не надо ждать, пока путь вниз пройдут все пальцы, потому что на скорости видно, как мизинец уже может подниматься вверх, пока указательный еще не до конца опустился вниз. Как играть расгеадо на гитаре и что должно получиться смотрите на видео ниже. Используя мои советы и видеоролик Вы можете довольно скоро освоить технику расгеадо в домашних условиях. Только не напрягайте кисть и все получится.

Гольпе (Golpe)

«А зачем эта пластмассовая пластиночка у тебя на гитаре? Для красоты?», — слышал каждый гитарист в адрес своей гитары, оборудованной гольпеадором.

На самом деле эта штука не для красоты, а для исполнения приема «гольпе», который подразумевает удары по корпусу гитары средним (m) или безымянным (i) пальцем. Гольпеадор служит для предохранения верхней деки Вашей гитары от царапин. Особенно это касается гитаристов, которые играют длинными и прочными ногтями. Гольпеадор может быть изготовлен из цветной пластмассы или прозрачного материала для невидимости (то ли чтобы не захламлять красивый корпус гитары, то ли для того, чтобы зрители не отвлекались от исполнения произведения, вглядываясь в инородную пластмассовую пластину и думая о том, зачем нужна эта штучка). Неугомонные гитаристы Андалусии умудряются клеить на верхнюю деку по два гольпеадора. Один выше, другой ниже струн. Верхний гольпеадор, как правило, используется для постукивания по нему большим пальцем (р). Ну а наглядно как играть гольпе Вы можете увидеть в видеоролике ниже или я Вас научу на .

Глушение струн Pizzicato (Пиццикато) и Palm mute (Палм мют)

Это одна и та же техника игры на акустической и электрогитаре, подразумевающая приглушенное звучание струн. Глушение производится ребром ладони правой руки, которое необходимо положить на струны в районе нижнего порожка. Важно следить за тем, чтобы глушение было не слишком сильным, чтобы не лишиться звука вовсе. Звук должен быть читабельным, струны должны колебаться, как и при игре без пиццикато, только звучание будет слегка приглушенным. Разницей между «пиццикато» и «palm mute» будет лишь то, что первый термин использует классическая школа для игры на акустической гитаре, глуша струны ребром ладони и играя большим пальцем (р), а на электрогитаре для звукоизвлечения используется медиатор.

Игра пиццикато на акустической гитаре:

Палм мьют на электрогитаре:

Слэп и поп (slap & pop)

Техника, которая больше распространена при игре на бас-гитаре, но и мы, гитаристы-шестиструнники, научились использовать слэп и поп в своем исполнительском мастерстве. Слэпом называют удар большим пальцем «р» чаще в районе последнего лада перпендикулярно плоскости грифа. Поп – когда струна «выдергивается» перпендикулярно от плоскости грифа с последующим ударом об него для достижения характерного щелчка. Поп часто используется в фанке, блюзе и буги. Некоторые гитаристы оба эти движения именуют слэпом. Но я считаю, что нужно разделять их на разные понятия. Приемы эти не отличаются особой сложностью, но лучше разбирать их на с преподавателем. Как приблизительно выглядит слэп на акустической гитаре, показано на видео ниже.


А вот этот гитарист использует комбинированную технику игры, которая включает в себя и слэп с попом:

Тамбурин (Tamb)

Прием, при котором мякотью указательного (i) или среднего (m) пальца нужно ударить перпендикулярно струнам около нижнего порожка. Прием несложный, но мало кто о нем знает, поэтому выношу его на обзор. В нотах он встречается обозначением tamb. Секрет успеха – ловкая работа кистью. Тамбурин часто комбинируется с гольпе, составляя тем самым перкуссивную технику игры на гитаре.

Игра на гитаре смычком

Началось все, пожалуй, с Джимми Пейджа и желания гитаристов экспериментировать, выделяясь из толпы какими-то инновациями в технике игры на гитаре. Понятие «игра на гитаре смычком» звучит гордо, но сама эта игра звучит не очень из-за принципиальной непригодности смычка для этого занятия. Смычок используется для игры на струнных смычковых музыкальных инструментах, радиус грифа которых намного меньше, чем у гитары (скрипки, альты, виолончели), поэтому струны на них расположены по дуге, а не в одной плоскости, как на гитаре. Хотя есть гитары с относительно малым радиусом грифа, по сравнению с «одной плоскостью», но и этот радиус не дает возможности играть отдельные ноты, а игра аккордов звучит довольно специфично. Целью данного метода при умелом использовании является зрелищность, что в свое время удалось гитаристу группы Led Zeppelin. Джимми это делал так:

. Автор - Сэм Айлэм.

Что общего у Джими Хендрикса, Слэша, Стива Вая и Бакетхэда? В дополнение к тому факту, что все они являются (или, в случае Джими, являлились) великолепными гитаристами, есть еще кое-что: у них у всех были большие руки.

Нельзя отрицать тот факт, что в мире гитарного мастерства большие руки являются очень важным условием успеха. Я играл 15 лет прежде чем окончательно убедиться в этом. Неважно, сколько усилий я прикладываю для того, чтобы улучшить свое мастерство, факт остается фактом - всегда будут какие-то вещи, которые я не смогу осилить из-за величины своих рук.

Что мне оставалось делать? Я уже потратил тысячи долларов на оборудование, месяцы и годы на репетиции и обучение - махнуть рукой на это все, забросить гитару и переключиться на другой инструмент было уже поздно.

К счастью, где есть проблемы, там есть и решения. Для начала, мне нужна была мотивация. Оказалось, ни у одного меня есть такие проблемы. Ангус Янг играет на шестиструнной гитаре, и у него довольно маленькие руки. Рэнди Роудс вытаскивает всю душу из гитары, сам являясь крошечного размера человеком. Список можно продолжать еще долго, но я уже подошел к своему утверждению: люди с маленькими руками могут быть первоклассными гитаристами.

Я посмотрел множество руководств, прошерстил весь гугл в поисках ответов на свой вопрос о том, как я могу улучшить свое мастерство. И вот несколько главных вещей, которые помогают мне по сей день.

РАЗВИВАЙТЕ МИЗИНЕЦ

Годами я пытался копировать своих любимых гитаристов в постановке пальцев левой руки, но в итоге понял, что стандартное использование указательного и безымянного пальцев мне не подходит.

На уроках по гитаре нам говорят, что мизинец нужен для того, чтобы дотягиваться до тех нот, что лежат за пределами привычных четырех ладов. И, конечно же, это правда, размер рук тут не имеет значения, но мизинец играет куда большую для вас роль, если у вас маленькие руки.

Если у вас те же “проблемы”, что и у меня, старайтесь использовать мизинец там, где предположительно должен находиться безымянный палец. Конечно, необязательно, что это сработает во всех ситуациях, но во многих случаях это предотвратит полное поражение.

Из всех советов, которые я приведу в этой статье, этот самый тяжелый. Просто потому что мизинец несомненно есть и будет оставаться самым слабым пальцем на вашей руке. У меня ушло несколько месяцев на то, чтобы хоть как-то научить его выделывать то, на что способен мой безымянный палец. Усилия оправдались - мое легато гораздо мягче сейчас, а способность играть соло заметно улучшилась.

Мораль истории: тренировка мизинца не будет легкой, и никакого откровения не случится во время первых попыток. Однако если вы будете стараться, то сможете научиться играть то, что доныне казалось совершенно немыслимым.

ВЫСОКИЕ ЛАДЫ - ВАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

Высокие лады - это тот тональный диапазон, с помощью которого гитаристы становятся действительно слышны, перетягивая на себя все внимание. Это работало на Джимми Пейджа и Джо Перри, это сработает и в случае с вами.

Если вы гитарист с маленькими руками, то в этих самых руках находится особое преимущество в данном случае. Если большерукие исполнители чувствуют себя очень неуютно в высотах после 12-го лада, то вы там себя должны чувствовать как дома.

Если вы новичок, то вам понадобится немного больше времени, чтобы привыкнуть. Книги по гитаре, как и видео-уроки, обычно “не пускают” учеников за пределы 3-4-го ладов, и речь о них начинает идти сильно позже. Конечно, вам нужно тренироваться так, как советуют учебники, но нет ничего плохого в том, чтобы самостоятельно делать что-то на высоких ладах. Если вы более опытный музыкант, то начинайте прямо сейчас - именно там вы найдете “покой”.

Если вам очень тяжело дается какая-то партия на низких ладах, попробуйте перепрыгнуть на октаву (12 ладов). Конечно, композиция потеряет кое-какие низы, однако на чисто музыкальном уровне подумайте - ведь это все еще одни и те же ноты. Точно так же как и в предыдущем совете, такая стратегия вовсе необязательно будет работать во всех случаях, однако количество “за” здесь очень сильно перевешивает количество “против”. Вот обратите внимание на мое видео ниже. Моей собаке совершенно все равно, что происходит - всем угодить нельзя.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ГИТАРНЫЙ СТРОЙ DROP-D

Тем, кто играет новую метал-музыку, должен быть отлично знаком строй Drop-D. Вам просто нужно настроить нижнюю струну ниже на одну ноту (с Е на D).

Используя этот строй, можно обнаружить в себе способность играть отличные риффы на своей гитаре, однако вовсе необязательно здесь замыкаться исключительно на тяжелом звучании. Drop-D позволяет зажимать две нижние струны одним пальцем, играя пауэр-аккорды, и освобождает остальные пальцы для более высоких нот.

Drop-D так же отлично подходит для всяких классических буги-вуги приемов, а для гитаристов с маленькими руками может послужить в совершенно разных стилях. Вот еще одно мое видео, демонстрирующее преимущества этого строя.

НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ТЭППИНГОМ

Далеко не всем по душе техника тэппинга, которая мощно ассоциируется с волосатыми гитаристами-”спортсменами” из 80-х. Но она может быть невероятно полезна для тех, у кого маленькие руки. Подумайте об этом: размер рук очень сильно ограничивает пространство растяжки пальцев на грифе. Используя обе руки, вы сразу расширяете диапазон того, что можете сыграть.

Настало время признаний: из всех техник, которые я упоминаю здесь, эту я использую меньше всего. Почему? Честно говоря, я не являюсь скоростным гитаристом, и тэппинг - это что-то для виртуозов. Но абсолютно точно знаю, что если мне нужно сыграть какую-то ноту, которая лежит за пределами четырех ладов, моя вторая рука придет на помощь.

Если же вы как раз скоростной гитарист, то тэппинг - это то, что вам просто необходимо освоить. Будет очень нелегко, зато сможете сыграть то, что хотите, и очень впечатлите окружающих.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПОДАСТРА - ЭТО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Вообще меня очень бесит, когда приятели-музыканты морщатся при упоминании каподастра. Вроде того, что он - это упрощение и “побег” от сложностей.

Что ж, я здесь, чтобы заявить: подобное отношение - это просто полный бред. Для тех гитаристов, у которых маленькие руки, каподастр - это манна небесная! Если вы не можете зажать открытый C-аккорд, потому что ваши пальцы не растягиваются так далеко, то скорее всего вам придется слишком долго тренироваться. А оно того порой не стоит. Если у вас такая проблема есть сегодня, то скорее всего она останется с вами и завтра.

Если вам чем-то поможет этот текст, то лучше всего уяснить следующее: если физические ограничения (в данном случае, размер рук) мешают вам улучшить определенную песню или технику, несмотря на то, сколько усилий вы к этому прикладываете, то нет ничего плохого в том, чтобы прибегнуть к помощи каких-то аксессуаров. Если не можете сыграть песню без каподастра, играйте ее с каподастром. Вашим слушателям, поверьте, будет совершенно все равно.