Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Герой нашего времени. Княжна Мери. Михаил лермонтовкняжна мери Краткое описание княжны мери

Повесть "Княжна Мери" написана в форме дневника. Печорин приезжает в Пятигорск. У источника Печорин встречает своего старого товарища Грушницкого, и солдата, который любит производить на всех впечатление. Грушницкий носит солдатскую шинель, чтобы девушки думали, что его разжаловали в солдаты за дуэль. Грушницкий занят только собой и никогда не слушает собеседника. Грушницкий рассказывает о «водяном обществе» - княгине Лиговской с красивой дочерью Мери, в которую он .


Печорин дружит с русским доктором Вернером, с которым понимают друг друга без слов. Вернер скептик и материалист, но в душе поэт. Вернер говорит, что княгиня Лиговская очень интересуется Печориным, а также о том, что родственница Лиговских - это Вера, давняя любовь Печорина. Вера замужем, но по-прежнему любит Печорина.


Вечером на бульваре Печорин злит Мери тем, что притягивает к себе всех собеседников. Печорин говорит Грушницкому, что Мери будет долго морочить ему голову, а замуж выйдет за богатого урода. Печорин решает провести эксперимент - познакомиться с Мери и влюбить ее в себя. Печорину не нужна любовь Мери, он хочет только почувствовать свою власть над ней.


На балу Печорин танцует с Мери, просит прощения за вчерашнее поведение и спасает ее от надоедливого поклонника. Печорин сообщает Мери, что Грушницкий не романтический герой, а простой юнкер. У Лиговских Печорин не уделяет Мери внимания, а разговаривает только с Верой.


Вечером на прогулке Печорин злословит насчет знакомых Мери. Девушка сообщает ему, что никогда никого не любила. Печорину скучно, так как он знает все этапы женской любви. Грушницкий произведен в офицеры, Мери его отвергает.


На прогулке Мери признается Печорину в любви и говорит, что убедит родных не строить им преграды. Печорин говорит, что не любит ее.


Грушницкий, желая отомстить Печорину, распускает слухи, что Печорин и Мери собираются пожениться. Ночь Печорин проводит у Веры, его подстерегает Грушницкий с товарищами, думая, что Печорин у Мери. На утро Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Секундант Печорина Вернер подозревает, что будет заряжен только пистолет Грушницкого. Печорин решает проверить, способен ли Грушницкий на такую подлость. Первым стрелять выпало Грушницкому. Печорин легко ранен. Потом Печорин требует, чтобы Вернер перезарядил его пистолет, и убивает Грушницкого.


Дома Печорин получает письмо от Веры, в котором она сообщает, что призналась мужу в любви к Печорину и теперь уезжает. Печорин поехал за ней, загнал коня, но не .


На следующий день Печорин приходит к Лиговским проститься, княгиня предлагает ему жениться на Мери, но он отказывается. Печорин говорит Мери, что смеялся над ней.

Мария Лиговская или княжна Мери - одна из главных героинь романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», одного из первых социально-психологических и философских произведений в русской литературе середины XIX века, в котором на первый план выходит не сюжет, а раскрываются чувства и переживания центральных персонажей.

Все описываемые в романе события направлены на раскрытие образа главного героя Григория Печорина, встречи и общение с другими людьми, взаимоотношения с женщинами призваны передать его личные качества и раскрыть все грани его сложного характера.

Характеристика героини

Гордая и прекрасная княжна Мери и Печорин встречаются на лечебном курорте в Пятигорске, где та принимает лечебные минеральные воды со своей матерью. Поначалу романтичная и мечтательная Мери увлечена его другом юнкером Грушницким, которому она приписывает образ офицера, разжалованного в солдаты за какой-то очень отчаянный и храбрый поступок (хотя это только её домыслы). Хитрый манипулятор и тонкий психолог Печорин на зло Грушницкому влюбляет в себя княжну, а затем отвергает её чувства.

Княжна Мери мечтательная и романтичная натура, воспитанная, как и большинство благородных девиц того времени, на французских сентиментальных романах. Её влюбленность в Грушницкого, не в молодого человека, а в его образ отважного героя, страдающего за своей благородство и смелость, который она придумала сама от начала и до конца, только подтверждает её оторванность от реальной жизни, неопытность и наивность. Узнав всю правду о Грушницком, княжна в нем быстро разочаровывается и теряет всяческий интерес. Напротив узнав о похождениях Печорина и позже и выслушав его печальную жизненную историю, она вновь находит для себя объект романтических чувств и назначает Печорина героем своего романа.

Для Печорина княжна Мери - типичная светская дама его времени, она красива, в меру умна и образованна, играет на фортепиано, разговаривает по-французски и неплохо поет. Её красивая оболочка, приятные манеры и модная образованность для него скучны и неинтересны, поэтому он без сожаления отвергает её любовь, хотя сам же её и инициировал. Увидев её на прогулке с матерью, Печорин тонко играет на её самолюбии и не спешит знакомиться с ней. Он делает все возможное чтобы вызвать ее гнев и даже ненависть (переманивает к себе всех её друзей, рассматривает в упор в лорнет, совершает различные дерзкие выходки) и только потом проявляет к ней внимание. Княжна празднует свою «победу» (как она думает) и попадает в искусно расставленные сети опытного ловеласа и искусителя. Душевная чистота и сила княжны привлекают Печорина, он чувствует в себе острую необходимость подчинить её, что ему и удается.

И все же в княжне есть и хорошие, положительные качества, она добра и милосердна, от всей души жалеет Печорина и сочувствует его непростой судьбе, хочет помочь и облегчить его тернисттый жизненный путь. Её чуства отличаются глубиной и искренностью, в глубине души она понимает, что намерения Печорина не отличаются чистотой и все же её наивность и неопытность не позволяют ей поверить, что на самом деле все может быть так плохо.

Образ главной героини

(Из сериала "Княжна Мери", сезон 2006-2007 )

Печорин преподает княжне Мэри жестокий урок и ставит её в очень унизительное положение, отвергнув её чувства и посмеявшись над ними. Раньше она сама с презрением смотрела на своих несчастных поклонников, по её мнению этого заслуживающих, теперь сама оказалась в этой ситуации.

Мэри понимает, что Печорин никогда на ней не жениться, её репутация испорчена, чувство собственного достоинства растоптано и брошено в грязь. Это становится для неё настолько болезненным ударом, что она впадет в душевное расстройство и серьезно заболевает. Сумеет ли она оправиться от такой тяжелой душевной раны - вопрос остается открытым. Понятно, что испытав такую боль и унижение, Мери уже никогда не сможет доверять людям как прежде. Может с прошествием времени она сможет вновь открыть свое сердце окружающему миру и встретит человека, которого полюбит по-настоящему и тот обязательно будет достоин её любви.

Все женские образы в романе «Герой нашего времени» являются незаурядными и яркими личностями, они отличаются красотой, умом, большой силой духа, добротой и искренностью. Однако все они не могут удержать Печорина от морального падения, потому что хоть он и искал женской любви, он так никогда и не понял их глубокий внутренний мир и разбил их сердца в погоне за призрачными чувствами и пустыми эмоциями.

Образ княжны Мэри является главным женским образом одноименной повести в романе « ». Нужно отметить, что Лермонтов очень подробно описывает и показывает нам характер княжны.

Мэри принадлежала к высокому московскому обществу. Она была дочерью княгини Лиговской. О внешности молодой княжны мы знаем не многое. У Мэри были густые волосы и глаза с большими ресницами. Она знала толк в моде и одевалась со вкусом. В облике Мэри не было ничего лишнего. По натуре княжна была скромной и сдержанной девушкой. Ее отличала образованность и умение отлично петь. Княгиня Лиговская гордилась своей дочерью и мечтала найти ей богатенького жениха. Но Мэри не проявляла особого интереса к противоположному полу и относилась с презрением к окружающим ухажерам.

Впервые мы знакомимся с княжной Мэри по приезду Печорина в Пятигорск. Лермонтов отводит для молодой девушки роль страдальца и очередной жертвы Печорина, ведь именно Мэри стала орудием в руках главного героя по разоблачению Грушницкого. Будучи слабохарактерной, княжна не смогла противостоять Печорину, и была втянута в его коварный план.

С помощью образа княжны Мэри Лермонтов поднимает еще одну проблему в своем романе – истинности и ложности любви.

Проблема истинности и ложности любви умело раскрывается Лермонтовым через любовный треугольник: Грушницкий – Мери – Печорин. Пытаясь избавиться от чувств к Грушницкому, в молодой княжне начинают зарождаться любовные чувства к Печорину. Но оба этих чувства были ложными. Отношения с Грушницким были не более чем волокитство. Отношения с Печориным были ложными с самого начала. В конечном итоге Мэри окончательно влюбляется в Печорина, но не находит взаимности. Со временем чувства влюбленности трансформируются в чувства ненависти.

Трагедия княжны Мэри заключалась в том, что оно могла различить душевные чувства и светские манеры, но не видела разницы между искренностью и притворством.

Замечает в девушке это противоборство душевности и светскости. Он уверен, что светскость окончательно завоевала молодую княжну и решает показать ей всю ошибочность такого выбора. Но тут Печорин ошибается сам. Мэри не вмешается в шаблонные рамки главного героя. Она оказалась «полным» и глубоко чувствующим человеком, который способен испытывать настоящие любовные чувства.

Эксперимент Печорина заканчивается успехом: он влюбил в себя Мэри, разоблачил , защитил молодую княжну от клеветы и прочих слухов. Но для княжны Мэри этот эксперимент стал настоящей трагедией. Хотя она и увидела все притворство светской жизни, ее первое высокое чувство было растоптано.

Лермонтов не показывает нам, что стало с молодой княжной далее, оказалась ли она сломленной или нашла в себе силы жить дальше.

«Княжна Мэри» является наибольшей по объему повестью в романе Лермонтова « ». Стоит отметить, что эта глава написана в форме дневника главного героя . В «Княжне Мэри» Лермонтов попытался максимально точно показать нам «светскую жизнь» 30-х годов 19 столетия. В своем дневнике Печорин не проводит анализ своих поступков, он не дает оценку окружающим, он просто пересказывает нам происходящие события.

Действия главы «Княжна Мэри» разворачиваются на лечебных водах Пятигорска. Здесь Печорин встречает своего давнего знакомого Грушницкого. Грушницкий был юнкером, получившим ранение в ногу. Он был карьеристом по натуре, чем очень раздражал главного героя. Но, не смотря на негативное отношение, Печорин и Грушницкий проводят много времени вместе. Именно Грушницкий обратил внимание Печорина на княгиню Лиговскую и ее дочь . Позже главный герой заметил, что между Грушницкой и Мэри были теплые чувства. После этого он, ради забавы, решает завоевать любовь молодой девушки и показать всю ничтожность Грушницкого.

16 мая в своем дневнике Печорин сообщает нам, что дела по реализации его задумки продвигаются. Но его беззаботная задумка закончилась трагически. Чтобы защитить честь Мэри, он вызвал Грушницкого на дуэль. Там Печорин получает ранение в колено, а погибает. После этих событий Мэри серьезно заболевает. Княгиня Лиговская думает, что молодые люди стрелялись из-за ее дочери. По приезду в дом Лиговских княгиня сообщает Печорину, что теперь он может жениться на ее дочери. Но главный герой не любит Мэри, он сознается ей, что делал все ради смеха, чем окончательно разбивает сердце девушке.

В этой сцене Лермонтов показывает нам Печорина, как неоднозначную личность. С одной стороны главный герой смеется над чувствами девушки, а с другой – ему жалко это милое существо. Печорин сознается в своей низости, лицемерии и эгоизме. Он струсил поменять свою свободу на женитьбу. Чувства любви Мэри вмиг сменяются на чувства ненависти. Девушка получила первый тяжкий жизненный урок.

Позже мы узнаем, что за участие в дуэли, Печорин был сослан в крепость, где познакомился с Максимом Максимычем.

Немаловажным моментом в раскрытии личности Печорина в главе «Княжна Мэри» являются взаимоотношения главного героя и Веры. Со слов доктора Вернера Печорин узнает, что тоже находится в Пятигорске. Она была любовницей главного героя и, возможно, единственной женщиной, которая по-настоящему любила Печорина со всеми его недостатками и достоинствами. Кульминацией отношений между этими людьми стало последнее письмо Веры Печорину. В нем женщина в очередной раз признается главному герою в любви. Она понимает, что никогда не будет с ним рядом, но продолжает любить. Единственное, о чем Вера просит Печорина – не жениться на Мэри.

Прочитав это письмо, главный герой понял, что именно Вера была той женщиной, которую он искал всю жизнь, но было уже поздно.

Повесть написана в форме дневника. Печорин приезжает в Пятигорск. Следует описание скучающих людей (отцов семейств, барышень и проч.), приехавших на воды.

Печорин идет к источнику, встречает Грушницкого, с которым познакомился в действующем отряде. Грушницкий - франт, «говорит скоро и вычурно», старается при каждом удобном случае «произвести эффект», не слушает собеседника, занят только собой. «Грушницкий слывет отличным храбрецом... Он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза», носит простую солдатскую шинель. Грушницкий рассказывает Печорину о «водяном обществе», добавляя, что единственные интересные люди здесь - княгиня Лиговская с дочерью Мери, но он с ними не знаком.

В этот момент Лиговские проходят мимо. Мери необыкновенно хороша и одета со вкусом.

У нее «бархатные глаза», длинные ресницы. Печорин становится свидетелем любопытной сцены: Грушницкий роняет на песок стакан, из которого пил минеральную воду, и не может нагнуться, чтобы поднять его: мешает раненая нога. Мери поднимает стакан и подает его Грушницкому «с телодвижением, исполненным невыразимой прелести».

Грушницкий истолковывает этот поступок как знак особого расположения, но Печорин скептически осаживает его, хотя в глубине души немного завидует Грушницкому. К Печорину приходит русский доктор по фамилии Вернер, «скептик и материалист», но в душе поэт. Он, некрасив (одна нога короче другой, невысок, большая голова).

Вернер и Печорин понимают друг друга с полуслова. Вернер рассказывает, что княгиня помнит Печорина по Петербургу, а княжна интересуется Грушницкий, уверенная, что он разжалован в солдаты за дуэль. К Литовским приехала лечиться родственница, описание которой соответствует внешности Веры, женщины, которую Печорин когда-то любил.

После обеда Печорин идет на бульвар. Толпа молодежи окружает Лиговских.

Печорин видит знакомых офицеров, начинает им рассказывать анекдоты и мало-помалу переманивает в свой круг всю публику. Княжна остается без общества обожателей, сердится на Печорина.

В следующие дни Печорин продолжает вести себя в том же духе, даже перекупает персидский ковер, который собиралась купить Мери. Грушницкий всеми способами старается познакомиться с княжной и понравиться ей, а Печорин вовсе не стремится к этому и уверяет Грушницкого, что у Мери на Грушницкого не может быть серьезных планов: она будет долго морочить ему голову, а замуж выйдет за богатого урода, уверяя при этом Грушницкого, что по-прежнему любит только его. Грушницкий влюблен без памяти и утрачивает остатки осторожности. Печорин позволяет Грушницкому надоедать княжне, зная, что своим поведением он рано или поздно ей наскучит. Грушницкий даже купил кольцо и выгравировал на нем имя Мери.

У колодца (источника) Печорин встречает Веру. Она второй раз замужем за богатым хромым старичком, дальним родственником Лиговских.

Вера «его уважает, как отца, - и будет обманывать, как мужа». Печорин решает для отвода глаз «волочиться за Мери», чтобы иметь возможность встречаться с Верой в доме Лиговских. Расставшись с Верой, Печорин скачет в горы, по дороге ему попадается шумная кавалькада всадников, впереди которой едут Грушницкий и Мери. Грушницкий производит на княжну впечатление романтического героя, трагически рассуждая о своем будущем. Печорин решает познакомиться с Мери и влюбить ее в себя, когда Грушницкий ей окончательно наскучит. На балу в ресторации Печорин вальсирует с Мери, просит у нее прощение за свое прошлое поведение. Спасает ее от приставаний пьяного «господина во фраке».

Первоначальная неприязнь Мери к Печорину сменяется благосклонностью. Как бы невзначай Печорин сообщает княжне, что Грушницкий вовсе не «романтический герой», а простой юнкер. Печорин приглашен в гости к Лиговским.

В течение всего вечера говорит в основном с Верой, уделяет Мери мало внимания, не слушает ее пения. Та пытается уколоть его самолюбие, любезничая с Грушницким, но Печорин уже понимает, что его план начал осуществляться: очень скоро княжна полюбит его, и ему осталось только точно рассчитать детали. Грушницкий же уверен, что Мери без ума от него, и ведет себя очень глупо. На самом деле он уже смертельно надоел княжне. Печорин вполне отдает себе отчет в том, что Мери ему не нужна, что он завоевывает ее только затем, чтобы почувствовать свою власть над ней, что на искренние чувства он не способен, что, сорвав «прекрасный цветок молодой, едва распустившейся души», подышит его ароматом и выбросит. Грушницкий произведен в офицеры.

Он счастлив и рассчитывает произвести на Мери впечатление новыми эполетами, хотя доктор Вернер уверяет его, что, сменив солдатскую шинель на офицерский мундир, он перестанет быть исключением и затеряется в толпе поклонников княжны. Вечером, на прогулке в Провале, Печорин много острит на счет знакомых. Мери пугается его сарказма и просит не злословить по ее адресу, лучше уж сразу убить ее. Печорин говорит, что ему с детства приписывали наклонности, которых у него не было. «Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив.

Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Княжна признается, что никогда раньше не любила, после исповеди Печорина обвиняет себя в холодности по отношению к нему. Печорину скучно: все этапы женской любви он давно знает наизусть. Мери поверяет Вере свои сердечные тайны, та мучается ревностью. Печорин успокаивает ее, обещает уехать вслед за Верой и ее мужем в Кисловодск. Грушницкий облачается в новый мундир. Невероятно расфранченный, пахнущий помадой и духами, отправляется к Мери.

Княжна отвергает его. Против Печорина складывается враждебная «шайка» во главе с Грушницким, который распускает по городу слухи, что Печорин женится на Мери. Печорин уезжает в Кисловодск, часто видится с Верой. Следует романтическое описание окрестностей Кисловодска и рассуждение Печорина о женской логике (т. е. отсутствии логики).

Сам Печорин женщин не боится, так как «постиг их мелкие слабости». Лиговские тоже приезжают в Кисловодск. На верховой прогулке при переезде вброд горной речки княжне становится дурно. Поддерживая ее, Печорин ее обнимает и целует. Мери: «Вы меня или презираете или очень любите». Признается ему в любви. Печорин холодно реагирует на это.

Мужчин Печорин раздражает тем, что держится высокомерно, и они решают его проучить - Грушницкий вызовет Печорина на дуэль, а драгунский капитан, который будет секундантом, берется все устроить так, что пистолеты будут не заряжены. Печорин случайно слышит их разговор и решает отомстить Грушницкому. Утром княжна Мери вновь признается ему в любви и уверяет, что убедит родных не чинить им препятствий. Печорин отвечает, что не любит ее. Он знает, что способен на многое ради женщины, кроме женитьбы (в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены). В Кисловодск приезжает фокусник, все «водяное общество» отправляется на представление.

Печорин проводит вечер и ночь у Веры, которая живет в одном доме с Лиговскими, этажом выше. Уходя, Печорин заглядывает в окно Мери, его хватают Грушниц-кий и драгунский капитан, поджидавшие в засаде у плетня.

Печорин вырывается и убегает домой. На другое утро вначале проходит слух о ночном нападении черкесов на дом Лиговских, а затем Грушницкий прилюдно обвиняет Печорина в том, что тот ночью был у Мери. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Вернер, секундант Печорина, с полным на то основанием подозревает, что будет заряжен только пистолет Грушницкого.

Печорин решает играть до конца. В ночь перед дуэлью размышляет о смерти - ему не жалко умирать, ему скучно жить. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовал а, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...

Моя любовь никому не принесла счастья... и, может быть, я завтра умру!.. И не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно...

Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то, и другое будет ложно».

Утром перед дуэлью уверяет доктора, что готов к смерти: «Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе... Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головой, во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Печорин предлагает Грушницкому стреляться на высокой скале: тот, кто будет ранен, упадет вниз, доктор вынет пулю, и все решат, будто человек просто упал и разбился. Грушницкий, Печорин и секунданты поднимаются, на вершину горы. Следует описание великолепного пейзажа, дикой кавказской природы, чье величие противопоставляется суетности и мерзости мира людей.