Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Герой нашего времени изучение в школе. Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. план-конспект урока по литературе на тему. Проблема уважения к людям


Logo Главное меню Урок 1 - История создания. Особенности композицииУрок 1 - История создания. Особенности композиции Урок 2 – «Странный человек»(повесть «Бэла»)Урок 2 – «Странный человек»(повесть «Бэла») Урок 3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч»)Урок 3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч») Урок 4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань»)Урок 4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Урок 5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)Урок 5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Урок 6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист»)Урок 6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист») Урок 7 – «Я бы хотел любить весь мир»


Logo Путь к роману Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов «обжигал»,рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.


Logo История замысла г. -Драмы «Люди и страсти», «Странный человек» (Юрий Волин, Владимир Арбенин) 1835г. –драма «Маскарад» (Евгений Арбенин) 1836 г. –драма «Два брата» (Александр и Юрий Радины)


Logo Хронология создания романа: 1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г.) г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие


Logo История создания «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)


Logo Особенности романа как жанра Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий. Жанровые разновидности романа: Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический


Logo Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков. Пушкин «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» Лермонтов «Герой нашего времени» - «история души человеческой»


Logo Сравни! Что интересует авторов: «собранье пестрых глав» «собранье» повестей духовная эволюция героя, жизненный опыт погружение в душу героя, эволюции нет


Logo Смысл заглавия романа «Герой нашего времени» 1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какой- нибудь среды, эпохи 2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?


Logo Особенности композиции романа Хронология сюжета 1.«Тамань» 2.«Фаталист» 3.«Княжна Мери» 4.«Бэла» 5.«Максим Максимыч» 6.Сообщение о смерти Печорина Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3.Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5.»Княжна Мери» 6. «Фаталист» История жизниИстория души


Logo «Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух рассказчиков «Максим Максимыч» Мы смотрим на героя глазами рассказчика «Журнал Печорина» -Герой сам говорит о себе


Logo Анализ предисловия 1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 2 абзац –ответ возмущенной критике 3 абзац – цель Лермонтова: «создать портрет, созданный из пороков всего поколения» 4 абзац –объяснение, как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»


Logo «Странный человек» (анализ повести «Бэла») Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. «Бэла» -восточная повесть «Максим Максимыч» - путевая повесть «Тамань» -разбойничья повесть «Княжна Мери» - светская повесть «Фаталист» - философская повесть Но эти эпизоды существуют не само по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.


Logo О роли героев повести В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча. Лермонтов Повествователь Максим Максимыч Печорин


Logo Романтизм в повести Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» - реалистическое содержание. Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры). Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.


Logo Подумай! Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их. Найдите противоречия в портрете Печорина. Чем вы объясните уменьшительно – ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча? Нравится ли вам Печорин?


Logo Бэла и Печорин Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Почему Бэла сдалась? Победил ли Печорин? Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.


Logo «Странный был малый»… (противоречия характера Печорина: «да» и «но») Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип: «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни. Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее«свободного поступка»


Logo «Кто разгадает вас?» Суть характера Печорина – противоречие Причина его рефлексии – спор с судьбой. В «Фаталисте» Печорин прямо говорит: «Я решил испытать судьбу» Вызов судьбы есть и в «Бэле»


Logo «Не судьба?» 1.Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы на свадьбе: «..хорош русский офицер,.. только не расти, не цвести ему в нашем саду» 2. С этого момента начинается спор с судьбой: « Нет, расти, нет, цвести!» 3. Финал. Бэла убита. Печорин смеется: он снова (в который раз) проиграл судьбе! «Не цвести» –так и есть!


Logo Подумай! Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Кто он - сочувственный свидетель или непосредственный участник событий? Объясните его «оговорки»: «было у меня свое на уме»; «черт меня дернул пересказать..все, что я слышал..»; «Хотите пари? –Извольте!»


Logo Какие качества кому соответствуют? Добавь свои характеристики! ПовествовательМаксим Максимыч Печорин Добрый, смелый, противоречивый, не такой, как все. простой, чуткий, непосредственный, умный, литературно образованный, интеллигентный, ограниченный, служака, умный, интересующийся всем, непонятный, загадочный, скучающий, страдающий


Logo Кто какой? Печорин: смелый, честный, противоречивый, деятельный, скучающий, обаятельный, загадочный, страдающий Максим Максимыч: добрый, простой, чуткий, ограниченный, служака, непосредственный Повествователь: неравнодушный, интересующийся всем, литературно образованный, интеллигентный, умный,


Logo Подумай! Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Одинаков ли эмоциональный тон повести? Докажите, что эмоциональный настрой скачкообразный. Почему?


Logo «Да и об чем было нам говорить?» /»Максим Максимыч»/ Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Объясните эмоциональную интонацию начала повести. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?


Logo Мы встретились.. Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?


Logo Первый психологический портрет в русской литературе: Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.


Logo Портрет Печорина /дополни своими примерами/: Стройный стан, Крепкое сложение В спине, будто не было ни косточки Аристократическая рука Небрежная походка Не размахивал руками при ходьбе Нервическая слабость тела С первого взгляда – ему не больше двадцати трех Потом готов дать ему тридцать лет В улыбке - что-то детское Кожа нежная Глаза не смеялись, когда он смеялся


Logo Подумай! Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки автора в диалоге Печорина с Максим Максимычем: Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,.. Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,.. Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по- дружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…


Logo Подумай! Почему расстроен Максим Максимыч? Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь? Что нового мы увидели в Печорине? А как автор относится к Печорину? Кто автор? Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов,а ведь понять означает простить.


Logo «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» Каковы особенности жанра путевых записок? Чем отличается от них дневник? Что такое «Журнал Печорина»? Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем? Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.


Logo «Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!» Д.В. Григорович


Logo Печорин глазами Печорина «Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить» Дайте характеристику Герою по первой фразе его дневника. Печорин быстрый, энергичный, решительный, категоричный в суждениях. Но первая фраза – это экспозиция, в которой есть информация, которая не « прорастет». Эта несогласованность –тоже форма характера Печорина.


Logo Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань? Поздняя ночь Стал требовать Три ночи не спал Измучился Стал сердиться


Logo Подумай! Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? Печорин раскладывает вещи…(?) Осматривает пристань..(?) Долго стоит на берегу..(?) Рассуждает о людях..(?) Разговаривает с мальчиком..(?) Берет оружие..(?)


Logo «Я решил твердо достать ключ к этой загадке»… Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?


Logo Печорин –романтик? Моя певунья Огненный поцелуй Сила юношеской страсти Невольное биение сердца Я доканчивал второй стакан чая Эта комедия начинала мне надоедать В сенях она опрокинула чайник Я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло


Logo «Опрокинутый» романтизм Лермонтова Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, его герои таинственны. Но все это нужно ему для того, чтобы показать правду жизни.


Logo Подумай! Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Если вновь «не судьба», то какова же «судьба»? Что суждено Печорину?


Logo «За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Докажите, что как только он идет к людям - он меняется. Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»? Зачем ему эта «маска»?


Logo «Водяное общество» Пьют, но не воду… Лечатся, но не от болезней… Шутят, но не от радости… Любят, но..(продолжите мысль..) Почему поединок с «водяным обществом» неизбежен?


Logo Печорин и Грушницкий Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого? На чьей стороне ваши симпатии?


Logo Печорин и княжна Мери(история отношений) -Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!» Вначале Печорин видит в Мери избалованную барышню, играет с ней. Но по мере пробуждения ее души, отношения становятся иными. Печорин жестоко судит себя.


Logo Печорин и Вера Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.


Logo Печорин и Вернер Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?


Logo Дуэль Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Сами понятия "поединок чести", "дуэль" связаны с благородным сословием, которое претендовало на высокую привилегию "честь", которую надо было отстаивать с оружием в руках. Дело чести заканчивалось либо примирением до поединка, либо самим поединком. Дуэль проводилась по строгим условиям(в России эти условия были намного жестче), которые обговаривались предварительно. Обязательное условие –наличие секундантов, врача.


Logo «Не спится…» 16 июня. Что делал Печорин в ночь перед дуэлью? Какова роль утреннего пейзажа? Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым? Почему?


Logo «На краю пропасти…» Цели Грушницкого:Цели Печорина: -устроить из дуэли фарс; -восстановить свою человеческую ценность -доказать, что он не жалкий мальчик, но мужчина -защитить честь княжны Мери; -воздействовать на совесть Грушницкого; -осмыслить происходящее (судьба –не судьба?) Logo «Фаталист» Фатум –судьба Фатальный – предопределенный роком, судьбой Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше


Logo «Что властвует нами?» Чем необычен Вулич? Почему Печорин называет его «существом необыкновенным»? Что странно Печорину в поведении Вулича? Убедил ли случай с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?


Logo «Я вздумал испытать судьбу…» Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный. Фатализм Печорина (и Лермонтова) не укладывается ф формулу: «От Своей судьбы не уйдешь». У этого фатализма иная формула: «Не покорюсь!»


Logo Кризис веры Печорина Нет альтруизму (альтруизм -бескорыстное действие во имя добра другому человеку) Есть сомнение и нет традиции Нет морали (мораль –правила, которые выработало человечество) Есть право каждого действовать по своей воле Эгоцентризм В центре мироздания «Я» человека


Logo «Я бы хотел любить весь мир…» Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»


Logo Смысл кольцевой композиции романа Какой смысл имеет композиционное обрамление романа? Какой смысл имеет построение, когда о смерти героя мы узнаем в первой половине романа? Выберите схему, иллюстрирующую путь Печорина


Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…


Logo Литература: Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 И.В. Золотарева, Н.В Егорова «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» -М, «Вако»,2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература» -М, «Просвещение», 1991


Logo Ресурсы ИНТЕРНЕТ Слайд 3, 9, 52 g g Слайд4, 14,27 Слайд10, Слайд»15 Слайд17 Слайд 12,18 – Слайд18 - Слайд Слайд 12,26 - Слайд27http:// Слайд31 g g Слайд»20, Слайд Слайд 32,35 -


Logo Слайд 12,28, 29, 55,36 - Слайд Слайд 43 Слайд12,38 govno.com/images/knjazhnameri/knjazhnameri_5.jpg Слайд»41 Слайд12,42 Слайд44 Слайд46 Слайд47 Слайд 45 Слайд 16,49 Слайд50 Слайд Слайд 53- Слайд 40,59

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

Урок литературы в старших классах. Литературоведческий анализ романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Описание материала : Данный конспект предназначен для использования на уроке литературы в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, а также для дополнительных занятий в учреждениях дополнительного образования для детей, заинтересованных в углубленном изучении литературных произведений.
Цель урока : Рассмотреть образы персонажей романа; посмотреть, какие мотивы, характерные для лирики М.Ю.Лермонтова, воплощены в произведении; узнать, в чем особенность композиционного членения романа.
Задачи урока :
1. Образовательная: Знакомство с героями романа; рассмотрение мотивов, характерных для лирики М.Ю.Лермонтова; объяснение специфики деления романа на части.
2. Развивающая: Совершенствование навыков работы с текстом; развитие внимания, навыков устного ответа.
3. Воспитательная: Формирование эстетического вкуса, развитие интереса и любви к русской литературе.
Тип урока : Повторения и закрепления знаний.
Вид урока : Комбинированный.
Оборудование : Текст произведения, тетради.

Ход урока.

На первом уроке мы с вами рассмотрим персонажей романа «Герой нашего времени», и подробно поговорим о его главном герое – Печорине. Но сначала обратимся к предисловию, открывающему роман. Что оно дает, необходимо оно или нет?
Ответы учеников .
- Автор говорит о том, что без нравоучения наше поколение басню не поймет. Таким нравоучением и выступает предисловие. Оно было написано как реакция на критику романа, и в нем мы видим отношение автора к читателям произведения. Теперь давайте посмотрим на первую повесть «Бэла». Кто в ней является рассказчиком?
Ответы учеников .
- Верно, повествование идет от лица путешествующего офицера. Что мы можем о нем сказать?
Ответы учеников .
- Мы знаем о нем немного – он недавно на Кавказе, по тому, как он слушает рассказ Максима Максимыча можно сказать, что он любопытен. А что сказано о самом Максиме Максимыче?
Ответы учеников .
- Ему около пятидесяти лет, он в звании штабс-капитана, не пьет. Обратите внимание на то, как он смотрит на окружающую его природу, на кавказский пейзаж, как он определяет погоду по тому, как «курится» туман на горе. О чем это говорит?
Ответы учеников.
- Он близок к природе, видит в ней красоту и понимает её. Он простой человек – сразу сближается с Печориным, очень добрый – это видно по его отношению к Бэле, и об этом говорит сам Печорин. У него нет семьи, и всю свою нерастраченную любовь он изливает на Бэлу. И именно глазами этого персонажа мы впервые видим главного героя романа – Печорина. Найдите первое упоминание о нем.
Ответы учеников .
- Мы узнаем о его возрасте, его имени. И сразу же Максим Максимыч говорит о странностях, которые присущи Печорину. Уже из этого мы можем заключить, что перед нами необыкновенный человек. Но лучше его характер мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Что из этого рассказа мы можем узнать о Печорине?
Ответы учеников .
- Он «сталкивает» Азамата и Казбича для того, чтобы получить Бэлу. Но зачем она нужна ему, неужели он её любит?
Ответы учеников .
- Давайте посмотрим, что говорит он сам: «Да когда она мне нравится?», и тут же «ты видишь, как я тебя люблю». Как вы думаете, какие все-таки чувства у Печорина к Бэле?
Ответы учеников .
- Давайте посмотрим на объяснение, которое Печорин дает Максиму Максимычу. Что он говорит о себе, каким предстает перед нами? Каковы его чувства к Бэле?
Ответы учеников .
- И мы видим Печорина как человека несчастного, скучающего, ищущего чего-то нового. Но это новое быстро ему приедается, заставляя искать чего-то еще. И вся его жизнь в вечном поиске, он не может остановиться, и прямо говорит: «…мне осталось одно средство: путешествовать». Именно смена мест, людей, впечатлений заставляет его жить. Причем жизнью своей он не дорожит. Как реагирует на это высказывание Максим Максимыч?
Ответы учеников .
- Он удивляется ему, и не понимает таких размышлений. Это один из примеров того, что максим Максимыч не понимает самого Печорина, он далек от его образа мыслей, от его восприятия жизни и окружающих. А что мы можем сказать о рассказчике, об офицере, понимает ли Печорина он?
Ответы учеников .
- Да, они с Печориным из близких социальных слоев, офицеру знакома светская жизнь и её нравы. А Максим Максимыч «не понял этих тонкостей». Хорошо, что происходит дальше?
Ответы учеников .
- Мы видим смерть Бэлы, и каким становится Печорин в такой ситуации? С чем связано отсутствие слез, которое замечает Максим Максимыч? Почему он смеется в ответ на утешения?
Ответы учеников .
- Мы можем лишь предполагать, но понять Печорина до конца мы никогда не сможем. А как вы думаете, огорчен ли Печорин? И как развивались события, если бы не было этого эпизода с Казбичем?
Ответы учеников .
- А обратите внимание на слова Максима Максимыча: «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно...» О чем они говорят? Согласны вы с ними или не согласны?

Ответы учеников .
- Через этот рассказ, через отношения с Бэлой и Максимом Максимычем мы и видим Печорина. Что же меняется в следующей повести?
Ответы учеников .
- Здесь мы уже непосредственно видим самого Печорина, в какой ситуации?
Ответы учеников .
- Да, показана его встреча с Максимом Максимычем после долгой разлуки. Давайте посмотрим, как они оба представлены в этой ситуации.
Ответы учеников .
- Максим Максимыч радуется Печорину как своему лучшему другу, по его мнению, происшествие с Бэлой их объединяет и делает очень близкими людьми. Он уверен, что это именно так и для Печорина. Но какова реакция самого Печорина?
Ответы учеников .
- Верно, он не так рад встрече, он не бежит, бросив все дела, к Максиму Максимычу, подает руку, а не обнимает, отказывается немного задержаться. О чем это говорит?
Ответы учеников .
- Он не придает их знакомству исключительности, для него все произошедшее лишь эпизод, которому не стоит уделять так много внимания. А для Максима Максимыча? Обратите внимание на строки: «…Благодарю, что не забыли... - прибавил он, взяв его за руку. … Забыть! - проворчал он, - я-то не забыл ничего…».
Ответы учеников .
- Для него это целое приключение, необычное и незабываемое. Теперь давайте посмотрим на описание, которое появляется, когда офицер-рассказчик сам видит Печорина. Что о нем можно сказать, судя по этому описанию?
Ответы учеников .
- Он аристократ, имеет скрытный характер, в нем видна некая «порода», которую отмечает рассказчик. И обратите внимание на то, как описываются его глаза, что мы можем сказать об этом?
Ответы учеников .
- Блеск, подобный гладкой стали, тяжелый и проницательный взгляд – все это говорит и о чертах характера Печорина. Сейчас мы становимся немного ближе к пониманию этого персонажа, мы не просто слышим о нем, а непосредственно видим. Хорошо, что следует за повестью «Максим Максимыч»?
Ответы учеников .
- Да, предисловие к «Журналу Печорина». Чем это предисловие отличается от первого?
Ответы учеников .
- Верно, оно написано не от лица автора, а от лица рассказчика, путешествующего офицера. Что в этом предисловии вам показалось странным? Что мы вообще из него узнаем?
Ответы учеников .
- Рассказчик хочет опубликовать записки Печорина, а откуда он их взял?
Ответы учеников .
- Забрал у Максима Максимыча, когда Печорин сам отказался от них. И почему он все-таки печатает эти записки?
Ответы учеников .
- Он публикует «историю души человеческой», своего рода оправдание Печорину, человеку, с которым столкнулся всего один раз в жизни. И давайте посмотрим следующую повесть «Тамань». Что меняется в ней?
Ответы учеников .
- Повествование идет от лица самого Печорина. Сейчас мы максимально приближены к нему. И что происходит в этой повести?
Ответы учеников .
- Приезд в Тамань, знакомство со слепым мальчиком, наблюдение за контрабандистами. Печорин чуть не погибает. А кто такая ундина?
Ответы учеников .
- Ундина – это дух воды, или, проще сказать, русалка. Согласно мифологии, русалки заманивали мужчин в воду и топили их, и этот мифологический сюжет воплощен в повести. Печорина помешал контрабандистам, и как он сам говорит об этом?
Ответы учеников .
- Он сравнивает себя с камнем, потревожившим спокойствие. Скажите, это можно отнести только к эпизоду с контрабандистами, или нет?
Ответы учеников .
- Таким камнем он был и для Максима Максимыча, и для Бэлы, и даже для странствующего офицера. И в дальнейших повестях он продолжает быть именно тревожащим спокойствие других камнем. На этом первая часть заканчивается, и начинается вторая. Чем она открывается? Что нового мы видим в композиции? С какими новыми персонажами мы знакомимся? Найдите их описание и характеристику.
Ответы учеников .
- Записи пронумерованы по дням. Грушницкий, юнкер, которого Печорин не любит, и с которым предрекает столкновение. Что еще мы о нем знаем?
Ответы учеников .
- Он влюблен в княжну Мери, а, получив отказ, распускает слухи о ней и Печорине, подстраивает нечестную дуэль, которая должна была унести жизнь Печорина. Грушницкий является двойником Печорина, его младшим подражателем, играющим роль непонятого и непринятого страдальца. Как заканчивается их дуэль? Как ведет себя Грушницкий?
Ответы учеников .
- Печорину кажется, что Грушницкий готов извиниться, но этого не происходит, почему? Что, какое происшествие предсказывает нам, каков будет исход дуэли? Посмотрим на Печорина, каков он в этой повести? Найдите его описание, его характеристики. Зачем ему княжна Мери? Что он делает для того, чтобы добиться её, и что происходит потом, после того, как цель достигнута? Как все это характеризует его?
Ответы учеников .
- А испытывает ли он какие-то чувства к Мери? Что он сам говорит об этом?
Ответы учеников .
- Есть кто-то, к кому Печорин все-таки неравнодушен?
Ответы учеников .
- Да, это Вера. Как он к ней относится?
Ответы учеников .
- Он любит её, но эта любовь не приносит никому счастья, наоборот, распадается брак Веры. Как Печорин воспринимает отъезд Веры, о чем это может говорить? И каким перед нами предстает Печорин в этой повести?
Ответы учеников .
- И последняя повесть, «Фаталист», какая история изложена здесь? Является ли Печорина фаталистом?
Ответы учеников .
- Он утверждает, что нет предопределения, но видит печать смерти на лице Вулича. А как умер Вулич? Могло ли произойти по-другому?
Ответы учеников .
- А зачем Печорин идет к казаку, убившему Вулича? Как он теперь относится к предопределению? Как заканчивается повесть?
Ответы учеников .
- Мы снова возвращаемся к фигуре Максима Максимыча, и это отсылает нас к самому началу произведения. Такое построение говорит о кольцевой композиции, о которой я говорила вам на прошлом уроке.
А теперь давайте обратим внимание на такую интересную деталь – к тому времени, как мы читаем записи Печорина, он уже мертв. Мы читаем личный дневник мертвого человека, который был опубликован без его согласия. А что такое личный дневник, в чем его особенность?
Ответы учеников .
- Да, в нем человек пишет, как правило, искренне, ничего не скрывая, и хорошее, и плохое, и всем известное, и личное. А в чем разница между дневником и, к примеру, путевыми записками, которые пишет офицер?
Ответы учеников .
- Верно, в дневник мы пишем что-то личное, то, что не предназначено для чужих глаз. Дневник пишется только для себя, для своих целей, он не рассчитан на прочтение другими людьми. В дневнике человек максимально раскрывается, он честен, так как не перед кем лукавить и незачем казаться лучше, там он может быть самим собой. А путевые записки могут прочитать все интересующиеся, их не скрывают. Они и пишутся для того, чтобы позже быть прочитанными другими людьми. Но в романе мы видим, что эти жанры объединяются под вывеской романа. Но личный дневник не перестает быть от этого личным дневником. И в какой ситуации оказываемся мы, читатели?
Ответы учеников .
- Мы с вами становимся подглядывающими. Мы пользуемся тем, что никто не может запретить нам доступ к этому дневнику, и читаем его, проникая в ту область, в которой нас быть не должно. Мы видим самую душу Печорина, не скрытую чужими мнениями и догадками. Это максимальная откровенность, которая только может быть. И мы с вами в ситуации подсматривания. А это происходит только с читателем, или в романе есть персонажи, которые тоже сталкиваются с этим?
Ответы учеников .
- Да, практически в каждой повести есть персонажи, которые занимаются подслушиванием или подглядыванием. Но ни один из них не сделал этого преднамеренно. Они оказывались в нужном месте в нужное время, и им осталось только выбирать – подслушивать или нет. Мы с вами знаем, какой выбор они делали. А что же есть такого в подслушивании, почему эта тема вообще появилась, как вы думаете?
Ответы учеников .
- В момент подслушивания или подсматривания мы наблюдаем за человеком так, что он этого не подозревает. Он не старается казаться кем-то, он становится собой, так как ему не перед кем притворяться. И именно в такой момент он становится настоящим и искренним настолько, насколько это возможно. Все это мы можем отнести и к Печорину, которого мы видим изнутри.
А какие мотивы, характерные для лирики Лермонтова, вы видите в романе?
Ответы учеников .
- Мотив одиночества – Печорин одинок, его никто не понимает. Обратите внимание на то, как описана природа Кавказа, это есть и в его стихотворениях. Через природу лермонтовский герой часто приходит к пониманию самого себя. Автор обращается и к судьбе целого поколения, его интересует личность в контексте окружающей действительности. Но давайте еще раз обратимся к тексту, а точнее, к его композиции. Что вы видите в ней необычного?
Ответы учеников .
- Верно, разбивка романа на части. Как вы думаете, с чем связано такое деление? Чем первая часть отличается от второй? Обратите внимание на то, в каком окружении находится Печорин.
Ответы учеников .
- В первой части мы видим его в окружении простых людей, не имеющих богатств и чинов, а во второй части мы, следом за Печориным, проникаем в высший свет. Но сам Печорин не видит большой разницы между этими двумя мирами.
Итак, мы с вами рассмотрели персонажей романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Кто сможет подвести итог занятию?
Ответы учеников .
Спасибо за урок, вы все были молодцами! До следующего занятия!

Дата:

Русская литература. 9 класс.

Урок № 32.

Тема урока: «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

Цели урока:

Познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

Формировать культуру восприятия художественного текста.

Ход урока:

I . Организационный этап.

II . Формирование новых понятий и способов действия.

«Герой нашего времени – это портрет не одного человека, а портрет. Составленный из пороков современного общества»

В.Г. Белинский

1. Смысл названия романа «Герой нашего времени».

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался как цельное произведение, а потому его название возникло не сразу. Проблемное афористичное название «Герой нашего времени» предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен авторского - «Один из героев нашего века».

Еще ранее Лермонтов озаглавил свой роман «Один из героев начала века». В окончательном варианте названия больше всего сомнений и толкований вызывает слово герой . Есть ли действительно что-то героическое в Печорине, или за этим словом скрывается ирония?

Предмет художественного изучения Лермонтова не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер. В этом случае слово «герой» звучит без иронии, и, может быть, прямо намекает на декабристов.

Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру.

Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым.

В литературе это привело к появлению нового «героя». Употребив это слово, автор, возможно, не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, он подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин.

Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Этот духовный психологизм является следствием особенностей «нашего времени». «Наше время» в заглавии романа - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать им возможностей для самореализации и общественно полезной деятельности.

Таким образом, в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть и иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

Сам М.Ю. Лермонтов цель романа определил как изображение всего поколения. «Герой нашего времени» - это и «насмешка горькая», и указание на типичность образа Печорина, «составленного из пороков всего… поколения, в полном их развитии», и сочувствие, и понимание.

2. Слово учителя.

- Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Вот почему «герой нашего времени» для автора - это герой 30-х годов.

Значение этого произведения очень велико уже потому, что «Герой нашего времени» - первый в русской прозе психологический роман : его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека - его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х гг. позапрошлого века, был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.

В 1829 г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину - 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I запомнил уроки 1825 г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Вся деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мыслей, споров, надежд сменилась атмосферой страха, безнадежности.

Люди одаренные, деятельные в этих условиях не находили применения своим силам и талантам, они презирали светское общество, погрязшее в корысти, мелочности, интригах и разврате, разочаровывались в идеалах, которые были так значимы еще совсем недавно. Этот дух разочарования и скептицизма нашел свое отражение и в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не столько в сюжете романа, сколько в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому следует уточнить жанр этого произведения: «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман .

Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, ставящей себя выше окружающего общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Вы, конечно, заметили, как специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

Словарная работа

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет , в котором те же события показаны в том порядке, в котором о них сообщает автор.

Роман в его каноническом варианте состоит из следующих элементов:

Предисловие к роману;

Глава «Бэла»;

Глава «Максим Максимыч»;

Предисловие к журналу Печорина;

Журнал Печорина:

«Тамань»;

«Княжна Мери»;

«Фаталист».

В изложении событий нарушен хронологический порядок. Если его восстановить, то ситуация будет выглядеть следующим образом.

Хронологический порядок:

- «Тамань» (Печорин направляется на Кавказ);

- «Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу);

- «Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу);

- «Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера – это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем);

- «Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию);

Предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).

Такое нарушение логики повествования не случайно. Лермонтов отказался от прямолинейной хронологической цепочки с тем, чтобы успешно решить другую задачу – задачу постепенного раскрытия личности главного героя. Печорин – центр повествования, вокруг него строится весь роман. Остальные герои представляют собой либо его двойников (Вернер, Грушницкий, Вулич), либо антиподов (Максим Максимыч), либо зависят от него и заставляют проявлять скрытые черты характера (Бэла, Вера, Мери). Повествование строится таким образом, чтобы читатель постепенно знакомился с Печориным, заинтересовывался им и последовательно открывал для себя эту личность. Эффект постепенности достигается за счет смены рассказчика и формы рассказа. Чтобы наглядно все представить, давайте обратимся к таблице.

Название

Главное действующ лицо

Рассказчик

Форма повествования

«Бэла»

Печорин

Максим Максимыч, чью историю, в свою очередь, передает офицер путешественник, лично с Печориным не знакомый

устный рассказ, зафиксированный посторонним человеком в письменном виде

«Максим Максимыч»

Печорин и Максим Максимыч

офицер-путешественник

записки офицера-путешественника, сделанные по следам встречи с Печориным

«Тамань»

Печорин

Печорин

записанные Печориным воспоминания о прошлом

«Княжна Мери»

Печорин

Печорин

дневниковые записи, которые велись непосредственно во время событий + сделанная по памяти запись о финале происшествия

«Фаталист»

Печорин

Печорин

запись о прошедших событиях, которые герой постфактум пытается осмыслить в философском ключе

Как мы видим, открывается роман повестью, где Печорин показан со стороны, глазами Максима Максимыча, который им восхищается, но его не понимает. Естественно, что в интерпретации Максима Максимыча мысли и поступки Печорина должны приобретать своеобразную окраску. Усугубляется ситуация тем, что рассказ Максима Максимыча на самом деле «проходит через вторые руки», т. е. до читателя его доносит безымянный офицер-путешественник, вообще никогда с Печориным не встречавшийся. Это первая ступень знакомства с героем.

В новелле «Максим Максимыч» штабс-капитан перемещается с позиции рассказчика на позицию действующего лица, и офицер-путешественник излагает уже собственное видение ситуации, без «посредников». Немаловажно, что в этой части романа офицер уже лично сталкивается с Печориным и может отразить свою точку зрения на персонажа. Это следующий уровень приближения.

Следующей составной частью романа автор сделал Журнал Печорина , т. е. собственноручные записи героя. Три истории представляют собой эпизоды, где Печорин совмещает в своем лице героя и рассказчика. При этом открывающая Журнал новелла «Тамань» представляет собой романтическую историю времен молодости Печорина в вольном изложении. Дальше следует «Княжна Мери», где благодаря дневниковой форме более последовательно проводится психологический анализ, а также имеет место подробная фиксация событий буквально по дням. Новелла «Фаталист» занимает последнее место, по форме она схожа с новеллой «Тамань», однако в ней впервые представлена попытка Печорина не просто анализировать мотивы свои и окружающих, но сформулировать свой взгляд на философскую проблему существования судьбы, предопределения. Таким образом, читатель последовательно сталкивается сначала с взглядом на Печорина других людей, потом знакомится с его собственной оценкой самого себя, причем записки Печорина отражают широкий диапазон взглядов, от самоанализа до решения философских проблем, что позволяет уточнить жанр романа еще и как философский .

А теперь давайте обратимся к проблематике романа . В предисловии к роману Лермонтова очень важны слова о том, что публика «не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения» и что его роман испытал на себе «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Это явный намек на то, что в романе есть какой-то второй, не высказанный прямо смысл.

Надо полагать, что этот второй смысл, ощущаемый на всем протяжении романа, начиная с его заглавия, заключается в его общественно-исторической теме - в трагедии русской дворянской интеллигенции последекабристского периода. Лермонтов мог только намекать на это; вполне понять эти намеки могли немногие современники, говорить же о них вслух не мог никто. Характерно, однако, что реакционная критика напала на «Героя нашего времени» именно как на общественно-политический роман , будто бы содержащий клевету на русского человека.

Итак, перед нами роман, в центре которого стоят следующие проблемы:

Человека и мира,

Смысла человеческого существования,

Воли и рока (судьбы),

Незаурядного дарования и обыкновенной судьбы,

Бездействия человека,

Чести, достоинства,

Любви.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа с учебником

Прочитайте статью учебника «Творческая история романа». Ответьте на вопросы.

V . Этап информации о домашнем задании.

VI . Этап рефлексии.

Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.

Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».

Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)

Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.

Фабула - хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.

Сюжет - ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.

Фабульная последовательность эпизодов романа

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»

Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.

Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
  • «Бэла».
  • «Максим Максимыч».
  • Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении. Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом. Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч. Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю. Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.

Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет. Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака». Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.

О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик. Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности. Из этого противоречия не находит выхода и автор.

Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .

Виктор Золотусский в передаче «М.Ю Лермонтов. Таинственная повесть» рассказывает о влиянии природы Кавказа на восприятие и творчество поэта; рассуждает о сходстве и различии образов Печорина и Демона.

О трагической судьбе Печорина рассуждают участники программы