Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge. Великая Испания. Эль Греко

Особое место в испанской живописи второй половины 16 – начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541– 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое, утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом.

Эль Греко родился и получил первоначальное образование на острове Крит, в возрасте двадцати пяти лет переехал в Италию. Истоки его живописи многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Это реализм испанского искусства 16 века с его интересом к духовному самоуглублению; наконец, это – итальянский маньеризм, привлекший Эль Греко лишь внешними художественными приемами. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения.

Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло здесь признания. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо – город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета. Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в сипах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам.

Эль Греко – величайший мастер колорита. Он любил пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными. Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.

Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586–1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине – остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба – что характерно для Эль Греко.

Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Здесь все находится в драматическом движении. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, пространство уплотнено фигурами, что усиливает сгущенность эмоциональной атмосферы. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы.

Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Здесь противопоставлены разные типы людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов.

Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк – он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан, торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии – с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.

Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом; портрет написан стремительным мазком. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении, изменчивости, в этом он намного опережал свое время. Ощущение жизни космических сил, во власти которых находится человек, нашло выражение в знаменитом пейзаже «Толедо в грозу» (1610–1614, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), исполненном глубокого философского смысла, тревожного мироощущения. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач.

Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния.

- (El Greco) (собств. Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541 1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом (см. МАНЬЕРИЗМ) и выражают… … Энциклопедический словарь

- (el greco) (Доменико Теотокопули) (1541, о. Крит – 1614, Толедо), испанский живописец, грек по происхождению. Учился на Крите, по видимому, у иконописцев, что во многом определило своеобразие его творчества. После 1560 г. уехал в Венецию, где,… … Художественная энциклопедия

- (El Greco) (собств. Теотокопули Theotocopuli) Доменико (1541 1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние … Большой Энциклопедический словарь

- (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его … Большая советская энциклопедия

Эль Греко - Доменико (El Greco, Domenico), наст. имя Доменикос Теотокопулос 1544, Кандия, о в Крит 1614, Толедо. Испанский живописец. Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в Кандии в… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Эль Греко Д. - ЭЛЬ ГРÉКО (El Greco) (наст. фам. Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541–1614), исп. живописец. По происхождению грек критянин. Религ., мифол., жанровые картины, портреты, пейзажи отличаются повыш. одухотворённостью, часто… … Биографический словарь

ЭЛЬ ГРЕКО - (El Greco), собств. Т е о т о к о п у л и, Доменико (1541–1614), исп. живописец. Род. на о. Крите в греч. семье. Первые уроки живописи брал у местных иконописцев. Однако творчество его сформировалось в художеств. атмосфере зап. школ. Ок. 1560 он… … Библиологический словарь

См. Теотокопули … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (наст. имя Доменико Теотокопули; 1541–1614) – исп. живописец. По происхождению грек (отсюда пс.). Повыш. одухотворенность образов, мистич. экзальтация сближают кризисное состояние худож. культуры позднего Возрождения. Религ., мифологич., жанровые … Энциклопедический словарь псевдонимов

Эль Греко «Портрет старика (Автопортрет?)» Имя при рождении: Доменикос Теотокопулос Дата рождения: 1541(1541) … Википедия

Книги

  • Эль Греко , Астахов Юрий. Картины Эль Греко при первом знакомстве с ними - сплошное безмолвное удивление и тихий восторг. И чем больше его произведений видишь, чем продолжительнее всматриваешься в них, тем шире и…
  • Эль Греко , Жукова Л.. Серия "Большая художественная галерея" представляет наиболее известные картины великих отечественных и зарубежных художников. Удобный небольшой формат книги не мешает детальному рассмотрению…

Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, - это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхищали многих его современников, и после смерти маэстро появилось немало последователей, которые переняли технику талантливого живописца.

Крит, или Создание религиозных полотен

Родился Эль Греко на острове Крит. Этот кусочек Средиземноморья принадлежал богатой Венецианской "империи". Правители этой державы подвергали террору и порабощали местных жителей. Их интересовали Православные Византийцы позволяли иконописцам Крита создавать религиозные полотна в традиционном

В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Так появился смешанный проявившийся в первой работе Эль Греко. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров.

Период жизни и творчества в Венеции

Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов Среди лучших его работ этого периода - "Христос исцеляет слепых". Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией. И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.

Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг - в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.

Неудачная карьера в Риме, или критика Микеланджело

Конечно, этот город произвел огромное впечатление на Эль Греко. Картины, которые он пишет в этот период, - это портреты на заказ, небольшие молитвенные полотна и скульптуры, создаваемые для более высокопоставленных клиентов. Ему улыбается удача и даже удается заработать немного денег. Но одна из причин, почему Эль Греко не достиг популярности в Риме и не обрел важных покровителей, - это его критика в адрес Микеланджело, который слыл высокоуважаемым человеком в этом городе.

В 1576 году Эль Греко вновь отправляется в путешествие. Он принимает решение переехать в Испанию и явиться на службу к королю Филиппу Второму. Церковь и королевский двор этой страны покровительствовали искусству. Город, в котором обосновался Эль Греко, - Толедо. Именно там он и остался до конца своих дней.

Город, который стал последним пристанищем художника

Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался. Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне "Снятие одежд с Христа". Это первый шедевр Эль Греко.

Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета. Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля.

Произведение, написанное по заказу Филиппа

Какие для Филиппа написал Эль Греко его дальнейшего творческого пути сообщает о том, что художник получил заказ на создание алтарного изображения под названием "Мученичество Святого Маврикия". Внизу картины можно увидеть самого Маврикия, одетого в голубые доспехи и обсуждающего с солдатами возможность сражения. Но его ожидала другая судьба.

В левой части полотна зритель снова видит основного персонажа, смотрящего на происходящее, затем его же, но обнаженного, склонившегося в молитве, и, наконец, обезглавленного. Сразу заметно, насколько сильным оказалось влияние венецианских мастеров на Эль Греко. Но Филипп Второй не принял эту картину в идее изображения для алтаря, однако включил её в свою личную коллекцию.

Творчество Эль Греко, или Картины для маленьких часовен

В возрасте сорока двух лет художник занимался тем, что писал полотна для маленьких церквей и часовен. А как же остальные картины Эль Греко, с названиями которых знакомы многие любители искусства? Вот именно в этот период и было создано самое известное творение живописца - Это был дворянин, живший в четырнадцатом столетии. Во время его похорон случилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и опустили умершего в гроб. И упомянутый нами шедевр как раз изображает эту историю.

Мы с вами кратко рассмотрели биографию талантливого Эль Греко. Картины его всегда очень масштабны по содержанию. Недаром его творчество, заново открытое в девятнадцатом столетии, оказало влияние на художников того времени. А на сегодняшний день этот человек считается одним из величайших живописцев мирового масштаба.

Цитата сообщения

Эль Греко

Великий грек из Испании
Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.


Вид Толедо 1597-99

После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.



«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо


«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn")

Одна из "ночных" картин Эль Греко.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.




Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.


St. Louis King of France Louis IX


Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)


«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)


«Дама в мехах» (1577-1580)

Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.



Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia


The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.


"Аллегория испанской пословицы"


"Тайная вечеря" Болонская национальная картинная галерея.
Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.



«Погребение графа Оргаса» (1586—1588)

Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко)
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».



«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос»

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: "Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" Иоан.17:18.
Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»



Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)


Portrait of Pius V


Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)


Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600


Монах-доминиканец


Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)


Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579)

Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме. Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви. Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней). Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.
В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря - сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом. Над ней - еще одно грандиозное произведение Эль Греко - «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св. Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.


«Воскресение Христа» (1577-1579)

Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика - дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.



«Пьета», или «Оплакивание Христа»

Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» - в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине



«Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)


«Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих (часть задней стороны)


Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)


Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)

Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:
В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.



Возвращение из Египта, 1567


«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.


«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)

Одна из немногих сохранившихся работ этого периода - икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о. Псара во время Греческой революции в 1824 г.
Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви.
Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г. была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.
Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.



«Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко


Фотография с аукциона Sothebys


Толедо

Текст Максим Петров lhttp://www.elgreco.ru/txt/p_tradic_3gl.shtml

Эль Греко (El Greco ) (собств. Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», 1586-88, «Вид Толедо», 1610-14).

Эль Греко (El Greco ) Доменико (наст. имя Доменикос Теотокопулос, Teotocopuli, Teotocopulos) (1544, Фабеле, остров Крит - 7 апреля 1614, Толедо), испанский художник.

Биография

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем , испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Итальянский период

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон; ок. 1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис; ок. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Исцеление слепого», ок. 15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден; ок. 1570, Пинакотека, Парма; портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок. 1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк; «Мальчик, раздувающий лучину», ок. 1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь).

Испанский период. Алтарные картины 16 в.

Искусство Эль Греко - уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов, соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, рисунок, ритм, передача пространства, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок; в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими.

Первые полученные в Испании заказы - картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора (1579, находится на месте) - еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов.

В огромной картине «Мученичество св. Маврикия» (1580, музей Эскориала) изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными, что это произведение Эль Греко вызвало резкое недовольство короля и его окружения, поклонников академического эклектизма. Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо, городе инквизиции и монахов, старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Его религиозно-философским воззрениям неоплатонизма оказалась близкой избранная среда толедского общества. Слава Эль Греко в Толедо достигла вершины после создания им в 1586-1588 картины «Погребение графа Оргаса» для скромной приходской церкви Сан Томе. Средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни, где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства. Чуду, происходящему на Земле, сопутствует чудо на Небе, которое разверзается над головами присутствующих, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Картина, написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, проникнута возвышенной красотой, изощренным ритмом линий и цветовых созвучий.

Алтарные картины, портреты рубежа 16 - начала 17 в.

В конце 1590-х - начале 1600-х годов Эль Греко создал огромные (разрозненные ныне по музеям мира) алтарные ансамбли для капеллы Сан Хосе в Толедо (1597-1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600-1603), для Коллегии августинцев в Мадриде, основанной Марией д"Арагон (1596-1605); камерные лиричные композиции («Святое семейство», 1590-1595, госпиталь Сан Хуан де Афуэра в Толедо; Прадо, Художественный музей, Кливленд); образы святых; замечательные портреты. Его изображения апостолов (серии так называемых апостоладос, 1605-1610, в сакристии собора в Толедо; 1610-1614, в Доме-музее Эль Греко в Толедо), мучеников, аскетов, подвижников объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины. Запечатлены различные проявления характера, сильно вытянутые фигуры кажутся бесплотными на фоне сумрачного Толедо («Святой Франциск и Святой Андрей», 1590-1595, Прадо; «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600, Музей Санта Крус, Толедо) или получают глубокое психологическое преломление в полуфигурах кроткого апостола Петра и убежденного проповедника апостола Павла с огненным взором (между 1587-1593, Эрмитаж - единственное произведение Эль Греко в наших собраниях; вариант ок. 1605-1608, музей Стокгольма).

Созданные Эль Греко портреты толедских современников - аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, - наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Один из ранних - «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) - словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Олицетворением мыслящей Испании предстает безупречный по чувству живописной формы «Неизвестный» (1601, Прадо), жестокой и властной силы - главный инквизитор Ниньо де Гевара (по версии некоторых исследователей, кардинал Сандоваль и Рохас, 1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), творческого вдохновения - поэт-мистик Ортенсио Парависино (1609, Музей изящных искусств, Бостон).

Поздний период

В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Одна из линий связана с темой мистического экстаза («Пир у Симона-фарисея», Институт искусств, Чикаго), ликующего небесного полета в вихре света и цвета («Вознесение Марии», 1613, Музей Санта Крус, Толедо), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур («Встреча Марии с Елизаветой», 1610-1614, Думбартон-Окс). Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в «Молении о чаше» (1606-1610, Музей изящных искусств, Будапешт), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в «Лаокооне» - единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610-1614, Национальная галерея, Вашингтон).

Теме «апокалипсиса» посвящена самая необычная и смелая картина «Снятие пятой печати» (1610-1611, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи. Произведением глубокого философского смысла предстает образ города-мира с его призрачной жизнью в знаменитом пейзаже «Вид Толедо» (1610-1614, Метрополитен-музей), от которого веет величием космического характера.

Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий было предано забвению. Открытие его в начале 20 века превратилось в сенсацию. Попытки представить Эль Греко как предшественника авангардистских течений сменились в последние десятилетия более серьезным, объективно-научным подходом к его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой.